Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конкурсная работа

внеклассного мероприятия

«Педагогическая мастерская»

Игра-путешествие

«Литературная эпоха»,

посвященная юбилею Шолом-Алейхема.

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 8 села Аур,

Громова Наталья Александровна,

2014 г.

Пояснительная записка

«Шолом-Алейхем!» - мира и здоровья!

Нет имени щедрее и добрей…

(Самуил Маршак, стихотворение «Доброе имя»)

Предметная область: Литературное краеведение.

Цели:

Обучающие:

    Обеспечить применение знаний в творческой ситуации.

    Способствовать самостоятельному приобретению новых знаний.

Воспитывающие:

    Воспитывать положительное отношение к наследию прошлого.

    Возбудить интерес к культуре русского народа.

    Формировать умение работать в группе.

Развивающие:

    Развивать монологическую речь и речь вопросно-ответной формы.

    Развивать коммуникативную культуру.

Задачи:

    познакомить учащихся с личностью и творчеством Шолом-Алейхема, расширить кругозор обучающихся.

Участники: обучающиеся 5-10 классов;

Количество человек в команде – 6-8 человек.

На каждой станции по 2 ведущих (учитель и ученик 11 класса в качестве помощника)

Командам выдается маршрутный лист.

Маршрутный лист команды __________________

Станция

Содержание

Баллы

1. Станция

(каб. № 1)

«Шолом-Алейхем - человек и писатель»

2. Станция

(каб. № 2)

«Викторина»

3. Станция (каб. № 3)

«Памятники»

4. Станция

(каб.№ 4)

«Крестики - нолики»

5. Станция

(каб. № 5)

«Библиотека»

6. Станция «Конечная»

(каб.№ 1)

Подведение итогов. Награждение

Итого:

Описание игры:

После того, как команды определились с названием (вытянув конверт), получили маршрутный лист, то могут смело отправляться в путь. За каждый правильный ответ, на любой из станций, команда получает жетоны (стоимость одного жетона – 1 балл). Таким образом, команды могут сами подсчитать количество набранных баллов. Команда, набравшая в конце игры наибольшее количество жетонов (баллов), побеждает.

За ходом игры смотрит компетентное жюри, состоящее не менее чем из 3-х человек. Жюри контролирует ход игры, регламент и пресекает нарушения.

Желаем всем удачи!!!

Девиз игры: «Мир – Вам!» (на плакате)

Ход игры:

Игра состоит из пяти станций:

    «Шолом-Алейхем – человек и писатель» (познавательная)

Первая станция является познавательной, в некоторой степени организационной. Здесь ведущие знакомят ребят с личностью и творчеством писателя, мирового классика Шолом- Алейхема, рассказывают о его семье, творческой деятельности. Этот этап занимает больше времени, чем всех остальные. Здесь ребята задерживаются на 10-15 минут. На последующих станциях время устанавливает организатор, предусмотренное жюри предварительно. По истечению этого времени команда покидает этап в независимости от успешности выполненного задания.

Целесообразно использовать на данном этапе работы мультимедийную презентацию, средства ИКТ, организовать выставку книг Шолом-Алейхема (в чем мне помог библиотекарь Волкова Антонина Ивановна). Рассказ ведущего сопровождается слайдом. Это и эффективно, и интересно, материал запомнится лучше и воспримется более осознано с просмотренной картинкой.

    «Викторина» (интеллектуальная) - 5 минут

Команды отвечают на ряд вопросов по творчеству Шолом-Алейхема.

    «Памятники» (творческая лаборатория) – 3 минуты

Участники соотносят архитектурное произведение с городом, в котором он находится.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

    «Крестики - нолики» (соревнование) – 7 минут

Соревнование по принципу всем известной игры. Отвечают на вопрос и получают возможность хода, отвечают неверно, ход переходит к организатору (ведущему).

    «Библиотека» (интеллектуальная) – 3 минуты

Командам необходимо по названию книг определить произведения, принадлежавшие Шолом-Алейхему.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

В игре принимают участие пять команд:

    «Блуждающие звезды»

    «Мечтатели»

    «Еврейские писатели»

    «Актёры»

    «Нынешние дети»

Приложение для организатора

1 станция «Шолом-Алейхем – человек и писатель» (познавательная)

Для мультимедийной презентации можно использовать следующий материал:

ШАЛО́М АЛЕЙХЕ́М (псевдоним, настоящее имя Шолем Рабинович) - еврейский писатель. Один из классиков . Писал на , а также на и русском. Родился в семье, соблюдавшей еврейские традиции. Отец Шалом Алейхема, Менахем-Нохум Рабинович, был состоятельным человеком, но позднее разорился, мать торговала в лавке. Детские годы Шалом Алейхем провел в местечке Воронково Полтавской губернии

Затем, обеднев, семья вернулась в Переяславль. Шалом Алейхем получил основательное еврейское образование, почти до 15 лет изучал и под наблюдением отца. В 1873–76 гг. учился в русской гимназии в Переяславле, после окончания которой стал частным учителем русского языка. Тогда же написал по-русски первый рассказ «Еврейский Робинзон Крузо».

В 1877–79 гг. был домашним учителем в семье богатого арендатора Лоева в местечке Софиевка Киевской губернии. Полюбив свою юную ученицу, Ольгу Лоеву, Шалом Алейхем посватался к ней, но получил отказ и, покинув дом Лоева, вернулся в Переяславль. В 1881–83 гг. был в городе Лубны, где занялся общественной деятельностью, пытаясь обновить жизнь местной еврейской общины. Одновременно публиковал статьи в ивритском журнале и газете . Писал и по-русски, посылал рассказы в различные периодические издания, но получал отказы. Лишь в 1884 г. был опубликован рассказ «Мечтатели» в «Еврейском обозрении».

В мае 1883 г. Шалом Алейхем женился на Ольге Лоевой, оставил место казенного раввина и переехал в близ . В 1885 г. после смерти тестя Шалом Алейхем стал наследником большого состояния, завел коммерческие дела в Киеве, играл на бирже, но неудачно, что привело его в скором времени к банкротству, однако дало бесценный материал для многих рассказов, в частности, для цикла «Менахем-Мендл».

В 1888–90 гг. выступил как издатель альманаха-ежегодника «Ди идише фолксбиблиотек». В 1892 г., поселившись в Одессе, пытался продолжить свою издательскую деятельность, выпускал журналы. В 1893 г. Шалом Алейхем вернулся в Киев и снова занялся биржевой деятельностью.

В 1900 г. участвовал в выступлениях на вечерах в Киеве, Бердичеве и Белой Церкви вместе с , которому в 1901 г. Шалом Алейхем помог выпустить сборник стихов и песен. Излюбленным видом общения Шалом Алейхема с читателями стали вечера, на которых он выступал с чтением рассказов; в течение 1905 г. он выступил в Вильне, Ковне, Риге, Лодзи, Либаве и многих других городах.

Бурные революционные события в России и особенно погром в Киеве в октябре 1905 г. вынудили Шалом Алейхема с семьей уехать. В 1905–1907 гг. он жил во Львове, посетил Женеву, Лондон, побывал во многих городах Галиции и Румынии, в конце октября 1906 г. прибыл в Нью-Йорк, где был горячо принят еврейской общиной. Он выступил в помещении «Грэнд Тиэтер», а летом 1907 г. переехал в Швейцарию. В Нью-Йорке Шалом Алейхем успел опубликовать первые главы повести «Мальчик Мотл», а в мае 1908 г. выехал в турне с чтением своих рассказов по Польше и России.

Во время выступлений Шалом Алейхем заболел туберкулезом легких и на несколько месяцев слег в постель. По настоянию врачей отправился на курорт в Италию. С 1908 г. по 1914 г. Шалом Алейхем лечился на курортах Италии, Швейцарии, Австрии и Германии, но не прерывал творческой деятельности, следя за общественно-политическими и литературными событиями. Однако в начале 1913 г. болезнь вновь обострилась. Первая мировая война застала Шалом Алейхема в Германии. Как подданный России он был интернирован в нейтральную Данию, откуда в декабре 1914 г. переехал в Нью-Йорк.

В 1915–16 гг. продолжал публичные выступления, в том числе и для заработка. Он побывал в Кливленде, Детройте, Цинциннати, Торонто и Монреале. Последнее выступление состоялось в Филадельфии в марте 1916 г. Для лечения писатель часто выезжал в санаторий городка Лейквуд (близ Нью-Йорка). В мае 1916 г. Шалом Алейхем умер. На похороны писателя пришло несколько сот тысяч человек (еврейские предприятия Нью-Йорка в этот день были закрыты).

В начале 1880-х гг., после долгих размышлений Шалом Алейхем пришел к решению писать на идиш. В 1883 г. в еженедельнике «Юдишес фолксблат» Шалом Алейхем опубликовал произведения на идиш - повесть «Цвей штейнер» («Два камня») и рассказ «Ди выборес» («Выборы»), впервые подписанные псевдонимом Шалом Алейхем («Мир вам» - примерно соответствует русскому «Здравствуйте!»).

В еженедельнике выходила большая часть его произведений этого периода: юмористический рассказ «Ан ибершрайбунг цвишн цвей алте хавейрим» («Переписка двух старых друзей»), роман «Наташа» (в поздних изданиях «Тайбеле»), «Контор-гешихте» («Конторская история»), «Ди велтрайзе» («Кругосветное путешествие») и другие. В 1880-е гг. Шалом Алейхем сформировался как писатель. Он пробовал себя в поэзии, написал несколько стихотворений по-русски (явно подражая Н. А. Некрасову), в том числе «Дочь еврея», «Еврейские крючкотворы», «Спи, Алеша» и другие. Опубликовал газетные фельетоны-зарисовки: «Картины бердичевской улицы», «Картины житомирской улицы», «Письма, перехваченные на почте», «С дороги» и другие, в которых обличение нравов еврейских кварталов сопровождалось грустной лирической интонацией.

Во второй половине 1880-х гг. Шалом Алейхем начал борьбу с бульварной литературой, ярким воплощением которой был для него романист . В своем памфлете «Суд над Шомером» Шалом Алейхем обличал эпигонские легковесные сюжеты и надуманные коллизии бульварных романов.

В 1887 г. Шалом Алейхем напечатал в газете «Юдишес фолксблат» рассказ для детей «Дос месерл» («Ножик»), горячо встреченный еврейской критикой всех направлений. В 1888 г. умер отец Шалом Алейхема, памяти которого он посвятил книгу рассказов «А бинтл блюмен, одер Поэзие он грамен» («Букет цветов, или Стихотворения в прозе»).

Важным этапом в творческой биографии Шалом Алейхема стало издание в 1888–90 гг. альманаха-ежегодника «Ди идише фолксбиблиотек», в котором он собрал лучшие писательские силы той поры. Шалом Алейхем опубликовал в этом альманахе свои романы «Стемпеню» (1888) и «Йоселе-соловей» (1889), в которых описаны трагические судьбы талантливых людей-самородков. Продолжением сатирической линии ранних рассказов и фельетонов был роман «Сендер Бланк ун зайн гезиндл» («Сендер Бланк и его семейка», 1888).

Сборники «Ди идише фолксбиблиотек» вызвали полемику в ивритской и русско-еврейской прессе о роли языка и литературы на идиш в жизни еврейства. Альманах упрочил позиции языка идиш и литературы на нем. Однако финансовый крах не позволил Шалом Алейхему продолжить издание. В следующем издании, которое предпринял Шалом Алейхем, - журнале «Кол мевассер» - он был единственным автором. Издание просуществовало недолго, но Шалом Алейхем успел напечатать в нем ряд литературно-критических статей и первый цикл рассказов «Лондон» из задуманного им сатирического романа в письмах «Менахем-Мендл» (роман построен в виде переписки незадачливого биржевика с женой Шейне-Шейндл). Шалом Алейхем сотрудничал также в русскоязычном «Одесском листке» и в прессе на иврите.

Сатирическая комедия о биржевых спекулянтах «Якнехоз, одер Дер гройсер берзен-шпил» («Якнехоз, или Большая биржевая игра», ставилась на сцене под названием «Ойсвурф /«Изверг»/) имела громадный успех у публики. Изданная отдельной книжкой, она была конфискована цензурой.

В том же году писатель в альманахе «Дерхойзфрайнд» опубликовал начало одного из самых значительных своих произведений «Тевье дер милхикер»(«Тевье-молочник»).

В то же время Шалом Алейхем продолжал публикацию сатирических фельетонов в американской прессе на идиш. В первых номерах «Дер юд» Шалом Алейхем опубликовал два новых монолога из «Тевье-молочника»: «Химера» и «Нынешние дети» и третью серию писем Менахема-Мендла под названием «Миллионы». Он публикуется также в еженедельных газетах «Ди идише фолксцайтунг» и «Фройенвелт». На рубеже веков опубликованы также рассказы: «Дер зейгер» («Часы»), «Пурим», «Хануке-гелт» («Хануккальные деньги») и другие, в которых ощущалось уже зрелое мастерство.

С начала 1900-х гг. Шалом Алейхем занимался исключительно литературой, заметно выросло его писательское мастерство. Опубликованные в 1902 г. в «Дер юд» рассказы «Вен их бин Ротшилд» («Будь я Ротшильдом»), «Ойфн фидл» («На скрипке»), «Дрейфус ин Касрилевке» («Дрейфус в Касриловке»), «Дер дайч» («Немец») и многие другие представляют собой образцы того особого юмора, «смеха сквозь слезы», который стал известен в мировой литературе как «юмор Шалом Алейхема» и полнее всего проявился в повести «Мотл Пейси дем хазнс» («Мальчик Мотл», 1907).

После Кишиневского погрома в 1903 г. Шалом Алейхем стал составителем сборника «Хилф» («Помощь»). Вскоре в издательстве «Тушия» вышло первое собрание сочинений Шалом Алейхема в четырех томах «Але верк фун Шолем Алейхем». Другое варшавское издательство выпустило двухтомник «Дерцейлунген ун монологн» («Рассказы и монологи», 1905). В 1909 г. в газете «Ди найе велт» (Варшава) Шалом Алейхем опубликовал рассказ «Кейвер овес» («Могилы предков») из цикла «Железнодорожные рассказы».

Американский этап в творчестве Шалом Алейхема был, несмотря на смертельную болезнь, крайне насыщенным. В 1915–16 гг. Шалом Алейхем интенсивно работал над автобиографическим романом «Фунем ярид» («С ярмарки»), в котором дал эпическое описание отцовского дома, двора, своего детства, отрочества. По замыслу роман должен был состоять из десяти частей. Первые две части романа вышли отдельной книгой в Нью-Йорке в 1916 г. Третью часть начала печатать в феврале 1916 г. газета «Вархайт», но она осталась незаконченной. Этот роман Шалом Алейхем считал своим духовным завещанием: «Я вложил в него самое ценное, что у меня есть, - сердце свое. Читайте время от времени эту книгу. Быть может, она... научит, как любить наш народ и ценить сокровища его духа» .

В этот же период Шалом Алейхем опубликовал вторую часть своей уже ставшей знаменитой повести «Мальчик Мотл» - «В Америке».

Одним из главных произведений Шалом Алейхема стал роман «Ди блонджнде штерн» («Блуждающие звезды»), над которым Шалом Алейхем работал в 1909–10 гг. Первая часть романа «Актеры» впервые появилась в газете «Ди найе велт» в 1909–10 гг., вторая часть «Скитальцы». «Блуждающие звезды» - высшее достижение Шалом Алейхема в жанре романа, чему не помешала некоторая сентиментальность фабулы. Роман выдержал огромное число изданий на идиш, английском, русском и многих других языках мира. Многочисленные инсценировки романа вошли в репертуар еврейских театральных трупп Америки и Европы.

Значение творчества Шалом Алейхема для еврейской литературы огромно. В произведениях Шалом Алейхема больше, чем в творчестве какого-либо другого еврейского писателя, выражены стремление и способность еврейского народа возрождаться. Шалом Алейхем смог показать еврейскую жизнь как «еврейскую комедию», а не как трагедию рассеяния, о которой писало большинство его предшественников и современников.

После смерти Шалом Алейхема в американской еврейской печати публиковались в 1916–18 гг. отдельные произведения из его творческого наследия.

В Советской России творчество Шалом Алейхема поначалу воспринималось как наследие еврейской «буржуазной культуры», не вписывавшееся в рамки пролетарской революционной культуры, но к середине 1930-х гг., с обращением советского идеологического руководства к «национальной идее», запреты были сняты, и имя Шалом Алейхема признано достоянием «еврейской народной литературы». Шалом Алейхем был признан классиком, о его творчестве были написаны сотни статей и рецензий.

Произведения Шалом Алейхема переведены на десятки языков мира. Он, наряду с М. Твеном, А. П. Чеховым и Б. Шоу, признан ЮНЕСКО одним из величайших в мировой литературе писателей-юмористов.

О Шалом Алейхеме написаны монографии - на идиш:

    «Шалом Алейхем и его герои», 1959,

    «Книга о Шалом Алейхеме», под редакцией И. Д. Берковича, 1967;

Мемориальный дом-музей Шалом Алейхема существует и на Украине, на родине писателя в городе Переяславе-Хмельницком. В 1997 г. установлен памятник Шалом Алейхему в Киеве.

Приложение для организатора

2 станция «Викторина» (интеллектуальная)

Задание: Ответьте на данные вопросы.

    Кто такой Шолом–Алейхем? (писатель)

    Где провел детские годы будущий писатель? (местечко Воронково Полтавской губернии)

    Назовите первый рассказ на русском языке. («Еврейский Робинзон Крузо»).

    Каким образом Шолом-Алейхем разбогател? (стал наследником после смерти тестя)

    Кто помог Шолом-Алейхему вернуть долги после банкротства? (тёща)

    Какому русскому поэту подражал Шолом-Алейхем, пробуя себя в поэзии? (Н.А. Некрасов)

    Что такое альманах? (непериодическое литературное издание)

    Что такое турне? (путешествие, поездка)

    О каких еврейских праздниках пишет Шолом-Алейхем в своих произведениях (пурим, ханука)

    Что такое «смех сквозь слезы» у Шолом-Алейхема? (юмор)

    В каких городах установлены памятники Шолом-Алейхему? (Киев, Москва, Биробиджан, Нетания (Израиль), Переяславль)

Приложение для организатора

3 станция «Памятники» (творческая лаборатория)

Задание: Определите, в каком городе находятся данные архитектурные произведения.

Подсказки:

А) Памятник Шолом-Алейхему в Киеве

Б) Памятник Шолом-Алейхему в Биробиджане

В) Памятник Шолом-Алейхему в Израиле

Г) Памятник Шолом-Алейхему в Москве

Д) Памятник Шолом-Алейхему в Одессе

Е) Памятник Шолом-Алейхему в Переяславе-Хмельницком.

Приложение для организатора

4 станция «Крестики - нолики» (соревнование)

Задание: Отвечая на вопросы, вам предоставляется возможность хода в игре и шанс выиграть.

Примерные вопросы:

  1. Назовите настоящее имя Шолом – Алейхема. (Соломон или Шолем)

    Как звали возлюбленную Лоеву? (Ольга)

    Что стало для Шолом-Алейхема излюбленным видом общения с читателями? (вечера–выступления)

    Основателем какой литературы стал Шолом-Алейхем? (литературы на идиш)

    Что означает псевдоним Шолом-Алейхема? («Мир – вам!» или «Здравствуйте!»)

    Назовите произведение Шолом-Алейхема, ставшее достижением в жанре романа. («Блуждающие звезды»)

    Кем стал Шолом-Алейхем после окончания русской гимназии в Переяславле? (учитель русского языка)

    Шолом-Алейхем писал на русском языке? (да)

    Что привело семью Шолом-Алейхема к банкротству? (игра на бирже)

Приложение для организатора

5 станция «Библиотека» (интеллектуальная)

Задание: Вашему вниманию предоставлены книги, на которых указаны их названия, а вот истинный автор скрыт. Найдите книги, написанные Шолом-Алехемом.

Командам предоставляются несколько книг, ориентировочно 10-15 книг, среди которых могут быть представлены книги отечественных классиков.

Для каждой команды, учитывая их возрастные особенности, могут быть книги авторов ранее изучаемых. Это не столько упростит их работу, сколько заставит вспомнить ранее изученный материал.

Приложение для организатора

6 станция «Конечная» (позитивная)

Подведение итогов. Награждение команды-победительницы, набравшей наибольшее количество баллов.

Хочется закончить сегодняшнее мероприятие, посвященное юбилею великого еврейского писателя, строчками Самуила Яковлевича Маршака:

Потомков ты приветствуешь веселым,

Простонародным именем, поэт.

«Шолом-Алейхем» и «Алейхем-Шолом» -

Таков привет старинный и в ответ.

Пройдет еще 150 лет, и еще 150 лет, а творения великого еврейского писателя будут по-прежнему с интересом и удовольствием читаться во всех уголках земли.

Использованная литература:

    Собрание сочинений, том первый ГИ художественной литературы, Москва, 1959.

    Иосиф Лахман «Мой Шолом-Алейхем». Собрание сочинений т.6, с.7. - М.: 1973.

    Бажан М. «Слово светлой веры в человека» // Шолом- Алейхем. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971.

    Фадеев А.А. «Вечер памяти Шолом-Алейхема» // Литературная газета. 1939.

    Сарашевская Е. «Дедушке еврейской литературы посвящается» // Биробиджанер штерн. 2011. 12 янв.

    Серебряный И.А. «Шолом-Алейхем и народное творчество». М., 1959. С. 133-134.

    Литваков М.// «Литературная энциклопедия». М., 1932. T . 6.

    Маркиш П. «Шолом-Алейхем» // Известия. 1939.

    Гурштейн А.Ш. «Шолом-Алейхем» // Правда. 1939.

    Интернет-ресурсы: «Либрусек», «Электронная энциклопедия».

Играет военный марш. Входят 2 девочки и 2 мальчика.

1реб: За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда - то.

2 реб: Спасибо армии Российской,

Спасибо дедам и отцам

За то, что солнце светит нам.

3 реб: Мы чтим сынов Отечества в мундирах,

Что славу флага умножают.

И в сложный и опасный век

Наш мирный сон надежно охраняют.

4 реб: Во все века Российский воин

Своим геройством в войнах побеждал.

Он прославления достоин,

За честь России жизнь он отдавал.

Входят под марш дети и встают у стульчиков

Ведущая : Здравствуйте! Вот и опять мы собрались все вместе в этом зале. Ведь сегодня мы отмечаем праздник - День Защитника Отечества. Вся Россия радуется и поздравляет наших пап и дедушек c праздником. А еще мальчиков - наших будущих защитников Отечества.

1. Двадцать третье февраля - лучший день календаря.

Праздник мужества и чести, праздник светлой доброй вести!

Всех гостей мы поздравляем, день защитника встречаем!

2. Я с утра спросила маму: Что за праздник к нам пришел,

Почему все суетятся, праздничный готовят стол?

Папа в новенькой рубашке, дед надел все ордена,

Ты вчера возле духовки провозилась допоздна.

В этот праздник поздравляют всех мужчин, со всей страны,

Ведь за то они в ответе, чтобы не было войны.

3. Армию Российскую любят все у нас,

О Российской Армии будет наш рассказ

Наша армия родная и отважна и сильна.

Ни кому не угрожая, охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства этот праздник в феврале

Слава Армии Российской, самой мирной на земле!

ПЕСНЯ «Будущий солдат» поют у стульчиков

Ведущая: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но наша страна для нас - необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Сценка «Россия»

Ведущая: А про свою любовь к родине ребята расскажут песней

выходят на середину

Песня «У моей России»

после песни садятся на стульчики. (звучит подвижная мелодия, выходит профессор)Выход профессора (Выдумщиков Винт Шурупович), ворчит себе под нос:

Профессор: Эх, и для кого я это выдумал, ну кому в современном мире нужна «Машина времени», ой ну почему я такой невезучий………

Ведущая: Здравствуйте уважаемый Винт Шурупович! Что случилось?

Профессор: Здравствуйте, понимаете, я изобрел «Машину времени»……., а на ком ее испытать я не знаю……, для этого нужны сильные, смелые, ловкие и дружные люди, а где их взять?

Ведущая: Как где? Вот же они! (показывает на детей) Ребята, вы хотите испытать «машину времени»? (ответы детей).

Профессор :(радостно потирая руки): Вот здорово! А для начала я вас приглашаю полетать на самолете.

Музыкальная игра «Летчики»

Профессор: Ну что ж, а теперь отправимся путешествовать. Итак, приготовились, закройте глаза……..

(звучит волшебная (загадочная, космическая) музыка

На мультимедиа высвечивается фото первобытного человека, охота на мамонтов и т. п.

Профессор: Похоже мы с вами очутились в каменном веке. Чем же там занимались люди?

Ведущая: Я буду называть различные действия, а вы их показывать:

Мужчины охотились на зверей…., бросали камни… и метали копья…

Женщины раздували огонь… и собирали корешки…

Мужчины стреляли из лука… и криками гоняли зверей…

Женщины лохматили волосы … и скалили зубы….

Ведущий: А теперь скажите, гости - вам размяться не пора?

сейчас я конкурс объявляю - начинается игра.

«охота на мамонтов» (у кого больше шаров попадет в ворота) 2 папы и 4 ребенка

Профессор: Мы продолжаем свое путешествие ……..

звучит волшебная (загадочная, космическая) музыка

Ведущий: Ребята, куда это мы с вами попали (слайды гробниц фараона), это же Древний Египет. Время когда строились пирамиды и заворачивались мумии, страшно? А я объявляю следующий конкурс:

«Зыбучие пески» (прыжки в мешках)

звучит музыка

Профессор: Мы с вами оказались в Древней Руси. Как вы думаете, ребята, чем там занимались люди?

ответы детей

Ведущий: А еще Древняя Русь славилась богатырями и я вас приглашаю померяться богатырской силой.

Конкурс «Перетягивание каната» 2 команды

дети садятся на стулья, звучит музыка

Профессор: Мы с вами оказались в джунглях. Надо здесь себя вести очень аккуратно, здесь полным - полно диких зверей. Скажите ребята, а вы сможете отгадать их по голосам? (ответы детей) Только слушайте внимательно.

звучит музыка

Ведущая: Мы с вами очутились в нашем времени. Ребята расскажите мне, каким должен быть настоящий солдат?

(ответы детей). А еще он должен быть умным. Вот мы сейчас

проверим ваши знания(загадки):

1. Двадцать третье февраля -

Это праздник хоть куда!

Поздравляем пап отряд,

Нашей Родины (солдат)

2. Если папа на ура

Сварит суп из топора

И проявит смекалку в работе,

Значит он служил в (пехоте)

3. Если пап входит в стресс,

Как завидит стюардесс,

К ним летит, забыв сыночка,

Значит папа бывший… (летчик)

4. Папа маленького роста,

Но красивый как артист,

Двигатель заводит просто,

Значит, папочка… (танкист)

5. Если папа на диване

Смотрит телевизор днями,

Там же кушает, поспав,

Значит папа (космонавт)

6. Если пап, чая выпив,

Все мишени в тире выбьет,

Вы с прицелом угадайте:

Кто мой папа? Верно… (снайпер)

7. Если папа, как сантехник,

Кран починит и отстойник,

Устранит все течи в доме,

Значит, бывший он (подводник)

8. Если папа разбирается,

Чистит чайник, тостер и котел,

А потом все это не взрывается,

Значит, папа был ….(сапер)

Ведущий: А наши мальчики - будущие солдаты, и приготовили для вас танец.

Танец «ВДВ»

Профессор: А мы продолжаем свое путешествие….. Приготовились………….звучит музыка

Профессор: Итак мы с вами вернулись в наш замечательный зал. Какие вы молодцы - вы смелые, ловкие, дружные и благодаря вам я проверил свое изобретение.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, и я предлагаю закончить его, вручением подарков. Наши ребята приготовили музыкальный подарок.

Шумовой оркестр «Яблочко»

Ведущий: А в следующей песне наши ребята расскажут про то, как сильно любят своих пап.

выходят на середину

Песня «Лучше папы друга нет»

встают на танец

Ведущий: А теперь для вас, дорогие мужчины, музыкальный подарок.

Танец -вальс «Тучи в голубом»

Ведущий: Дорогие ребята, папы и дедушки! Ещё раз поздравляем, вас с Днем защитника Отечества! Желаем расти здоровыми, сильными, добрыми, честными, любить свою Родину, стать достойной сменой отцов и дедов!

Пусть будут дети счастливы,

Пусть пушки замолчат,

Когда на страже Родины

Российский наш солдат!

На этом наш праздник заканчивается. Спасибо за внимание.

Игра «Путешествие по историческим эпохам»

(Составитель – руководитель ШМО Горяйнова Я.О.)

I этап

(7-9 кл.) «Неотосланные депеши»

Кому могут принадлежать эти слова и в связи с чем могли быть посланы эти документы?

1. «Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса». (Хан Батый в 1240г. перед осадой города Киева)

2. «Вышел к реке Неве. Ополчению поспешать следом. Напасть на шведов внезапно». (Александр Невский, 1240 г. Невская битва )

3. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Посылаю гонца к Кутузову. Нет ответа». (Наполеон, 1812 г. Отечественная война с французами)

4. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (4 декабря 1825 г. Восстание декабристов)

5. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл XII ранен». (Петр I, 1709 г. Полтавская битва)

6. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава» (А.В. Суворов, 1790 г. Взятие крепости Измаил)

5 кл.

Придумайте рассказ от имени мальчика, живущего в древнем Египте

6 кл.

Продолжи рассказ (по одному слову) на тему «Борьба горожан с сенатором. Штурм города»

II этап (5-9 кл.)

«Что и где находится»

Где находятся эти архитектурные памятники?

Парфенон – (Греция г. Афины)

Пирамиды – (Египет. Город мертвых)

Собор Василия Блаженного – (Москва)

Петропавловская крепость – (С.-Петербург)

Зимний Дворец - (С.-Петербург)

III этап

«Вклад в Мировую культуру»

Из какой страны к нам пришли:

1. чай – (Китай)

2. хлопок – (Индия)

3. бумага – (Китай)

4. шахматы – (Индия)

5. стекло – (Финикия)

6. компас – (Китай)

7. порох – (Китай)

8. шелк (Китай)

IV этап

Найди ошибки в тексте

«Исторический диктант»

5 кл.

«Древнейшие люди появились на Земле 100 лет назад . Они занимались собирательством, охотой, строительством коттеджей . Они умели изготавливать орудия труда: рубило, скребок, гарпун, весы . Пища была скудной. Они ели: мясо, апельсины , корешки, дикие зерна, пили соки . Жили человеческим стадом в пещерах, рубленых домах , расщелине скалы. Египтяне жили на реке Тигр ».

(7 ошибок)

6-7 кл.

«С падением Восточной Римской империи началась история средневековья. Жизнь простого народа определяли олигархи , жившие в укрепленных усадьбах – виллах . Хозяйство все более приобретало товарный характер. В Европе и Азии повсеместно возникали хорошо развитые средневековые города-государства . Основателем королевства франков стал легендарный король Артур , а самым знаменитым королем средневековья – Карл Великий. Карл Великий основал научный кружок, названный Университетом ». (7 ошибок)

8-9 кл.

«В 1812 году границы Российской империи нарушила огромная армия Карла XII шведского короля . Поляки быстро продвигались к Москве, но взять ее не смогли, так как москвичи вышли им навстречу и дали бой у деревни Фили . Возглавил московских героев славный вождь Дмитрий Донской , который прославился своей отвагой еще в битве с монголо-татарами на реке Калке ».

(7 ошибок)

V этап

«Прозвища правителей»

  1. Иван-Калита (мешок или кошелек с деньгами)
  2. Всеволод Большое гнездо (князь имел много детей)
  3. Юрий Долгорукий (расширяя границы московского княжества, стремился захватить новые земли)
  4. Петр Великий (вернул Балтийское побережье. Россия при нем стала империей, а он - императором)
  5. Василий Темный (был ослеплен)
  6. Александр II Освободитель (уничтожил крепостное право, освободил крестьян от крепостной зависимости)
  7. Святополк Окаянный (в борьбе за власть убил братьев Бориса и Глеба)

VI этап

«Крылатые выражения »

Яблоко (яблоко раздора)

Конь («троянский конь» – совершить обман)

Шляпа («дело в шляпе» - справиться с трудной проблемой)

Щит (со щитом и на щите, поднять на щит – увидеть достижения других)

Меч («дамоклов меч». Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет)

Перчатка (бросить перчатку – вызвать на дуэль)

Пята («ахиллесова пята» – уязвимое на поединке место)

Труд («сидоров труд»)

Рукава («работать спустя рукава»)

Каша (заварить кашу)

VII этап

«Верно - неверно»

5-6 кл. «Феодальное общество»

1. А у франков короли

Войн ни разу не вели. (Нет)

2. А крестьянин должен в срок

Феодалу сдать оброк. (Да)

3. А вассал сеньору мог

Дать приказ или урок. (Нет)

4. Каждый рыцарь герб имел,

Шлем, доспехи и надел. (Да)

5. Каждый рыцарь хоть взаем

Должен был владеть ружьем. (Нет)

6. Феодалы в те века

Часто били мужика. (Да)

7-8 кл. Что хотите говорите…

1. Первой стала знать Рязань,

Какова татарам дань. (Да)

2. Чтобы князь мог на Руси

Власть законную нести,

Неизменно должен он

Ездить к хану на поклон. (Да)

3. На Неве князь Александр

Несколько недель стоял

В битве страшной пятидневной

Много войска потерял. (Нет)

4. Русь узнала о татарах,

Задохнувшись вся в пожарах.

Орды воинов пришли,

Много городов пожгли. (Да)

5. У Ахмата много сил,

Он Россию победил. (Нет)

9 кл. – Блеф-клуб

1. Верите ли вы, что в начале XX века, в моде были галстуки, которые назывались «столыпинскими»? (нет, «столыпинскими галстуками» называли виселицы)

2. Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе оттого, что никак не могли справиться с княжнами. Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению словно градины? (да – их корсеты были прошиты драгоценными камнями)

3. Верите ли вы, что в архивах царской охранки после октябрьской революции была обнаружена схема примитивного компьютера? (нет, такого не было, зато найдена схема реактивного самолета Кибальчича)

4. Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи смазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)

5. За время войны самым срочным и массовым видом ремонтных работ был ремонт кровли. Верите ли вы, что бригадир одной из бригад кровельщиков в докладной записке жаловался на одну из своих работниц, таким образом»… она плохо работала, потом что принесла с собой куклу и играла на крыше с ней. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла еще и Куклину кровать. Прошу принять меры…»? (Да, после блокады Ленинграда шел ремонт «заплатный». Кровельщики в основном были женщины и дети. Мальчику-бригадиру было 15 лет)

VIII этап

«Кроссворд»

IX этап

Краеведческий

  1. Перечисли улицы нашего города, носящие имена писателей.
  2. Перечисли улицы нашего города, носящие имена жителей нашего города

X этап

История нашего города

  1. Перечислите все названия нашего города.
  2. В каком году основан наш город?
  3. Сколько лет ПО «Маяк»?
  4. Перечислите памятники, которые находятся в нашем городе.
  5. Перечислите культурные заведения нашего города.

XI этап

Названия озер Челябинской области.

Сдача путевых листов.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Кроссворд для 9 класса

  1. Поле, на котором монголо-татары впервые потерпели поражение в 1380 г.
  2. Молодежная организация, которой 29 октября 2008 года исполнилось 90 лет.
  3. Главнокомандующий русской армии в годы Отечественной войны 1812 г.
  4. У какой деревни Кутузов дал сражение наполеоновской армии.
  5. Имя великого русского полководца взявшего неприступную турецкую крепость Измаил.
  6. Императрица, которую в истории называют Великой.
  7. Как называется наша страна.
  1. Куликово
  2. Комсомол
  3. Кутузов
  4. Бородино
  5. Суворов
  6. Екатерина
  7. Россия

Кроссворд для 6 класса

  1. Верховный собственник земли в средние века.
  2. Человек, являющийся полной собственностью господина.
  3. Южный воин.
  4. Организация ремесленников одной специальности.
  5. Состязание рыцарей.
  6. Религия, начало которой положено Мухаммедом.

1. Сеньор

2. Раб

3. Рыцарь

4. Цех

5. Турнир

6. Ислам

Кроссворд для 7 класса

  1. Страна, потерявшая свою независимость.
  2. Отказ от роскоши и радостей жизни.
  3. Власть одного человека.
  4. Война между соотечественниками.
  5. Коренной переворот в обществе.
  6. Вывоз товара из страны.
  1. Колония
  2. Аскетизм
  3. Монархия
  4. Гражданская
  5. Коренной переворот в обществе
  6. Вывоз товара из страны

Кроссворд для 8 класса

МКОУ Белоярская СОШ

Сценарий интеллектуально-развлекательной игровой программы.

Составитель: Федотова Людмила

Ивановна

Учитель истории и обществознания

МОУ Белоярской СОШ Ачинского р-на

Край, Ачинский район, село Белый Яр,

Улица Школьная 30.

Путешествие по историческим эпохам

Цель интеллектуально-познавательной игры:

Воспитание любви к отечественной истории, развитие познавательных, коммуникативных, творческих компетентностей учащихся.

Задачи:

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение игры

Привлечение школьников к чтению дополнительной литературы по истории России.

Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Развитие коммуникативных компетентностей: умение работать в команде.

Описание интеллектуально-познавательной игры

«Путешествие по историческим эпохам»

Игра проводится среди учащихся 5 – 11 классов . Место проведения – школа. Команды получают маршрутные листы, согласно которым «путешествуют» по историческим эпохам, которые «расположены» в кабинетах. Каждый кабинет оформлен под определённый исторический период.

Эпоха Древнего мира.

На полу возле «костра» сидят «древние люди». Они одеты в «шкуры», в руках дубинки и копья. Старейшина выдаёт задания командам, следит за временем. С таким заданием вполне справляются учащиеся 5 класса .

Эпоха «Средние века»

Эту эпоху оформляют учащиеся 6 класса . Они могут быть одеты в костюмы, отражающие тот период: рыцари, дамы средневековья, инквизиция и т. п. Дети, одетые в костюм инквизиции, контролируют выполнение задания всеми командами, проводят викторину.

Эпоха «Древняя Русь»

У двери кабинета команды встречают мальчик и девочка, одетые в русские костюмы. Мальчик – рубашка-косоворотка с вышивкой по воротнику и рукавам, подпоясан поясом, брюки . Девочка – блузка с вышивкой на груди и рукавах, длинный сарафан. В кабинете тоже можно представить элементы старины. Они выдают задания, отмечают маршрутный лист.


Эпоха Петра Великого.

В кабинете, где представлена эпоха Петра Великого, участников встречает сам «император». Костюм его прост. Пётр I – царь труженик. Главное продемонстрировать удовлетворение, или недовольство ответами команд.

.

«Иван Грозный» в длинном царском платье, шапке Мономаха, с посохом в руках. Сидя на «троне», строго наблюдает за выполнением задания командами. Задания выдают «бояре».

Эпоха XIX века.

Представить эту эпоху не сложно. Нарядно одетые дамы, гусары – вот основные персонажи. Так же выдают задания, следят за соблюдением порядка, отмечают маршрутные листы.

После того как все команды пройдут маршрут, жюри подводит итог.

Награждение победителей проводится на общешкольном заключительном вечере, где группа ребят показывает пьесу «Сказка о рыбаке-профессоре, сварливой старухе и Золотой рыбке, или Сказ о том, зачем историю учить надобно». Пьеса сопровождается слайдами из презентации.

«Древний мир»

Задания для 5, 6, 7 классов .

Решить задачу.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Найди ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое весёлых мальчишек отстают от стада, увлечённо о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак . Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг они застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика? Их четыре.

Решите кроссворд.

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времён и до наших дней. 2. Группа родиче, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий человека. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5 – 6 тысяч лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Задания для учащихся 8.9.10 кл.

Решить кроссворд.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8.Древнее животное, переносящее холодный климат.

9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11.Связанные вместе брёвна (для передвижения по воде). 12. знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.


По вертикали: 1. занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Решить задачу. 8,9,10 кл.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Найдите ошибки.

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – её связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них-то медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в посёлке не было – в те времена они ещё не стали домашними животными.

Ключ для проверки.

5 – 7 классы.

1. Решение задачи. (Следы очага, орудия труда, рисунки на стенах пещеры).

2. Ошибки: а) эти люди ещё не умели разговаривать; б) в Африке снега не бывает; в) хлеба у них тоже не могло быть; г) динозавры давно вымерли.

3. Кроссворд: 1.Лодка. 2.Род. 3.Охота. 4.Медь. 5 Мотыга. 6.Плуг. 7Собака. 8.Глина. 9.Рубило. 10.Племя.

8 -10 классы.

1.Задачка. (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и брёвна… Так появился плот.)

2. Ошибки: а) у земледельцев не могли быть приплюснутые носы и выступающие вперёд челюсти, так как это был человек, похожий на современного человека; б) парень не мог быть руководителем общины, т. к. молод ещё; в) люди в это время ещё не знали железа; г) первым прирученным животным была собака; е) мамонты к этому времени уже вымерли.

3. Кроссворд. По вертикали: 1. Собирательство. 3. Археология. 5. Надел.

По горизонтали: 1. Собака. 4.Род. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

«Средние века»

5,6,7 классы.

1. Соотнесите понятия и их значение:

1. Исторические источники а) лицо, занимающее одну из высших

Должностей в христианской церкви;

2. Епископ б) религия многих народов Востока, связан –

Ная с верой в Аллаха.

3. Ислам в) вещественные, устные или письменные

Свидетельства, или памятники эпохи;

4. Графство г) северные германцы – норвежцы, шведы,

Датчане;

5. Норманны д) изображение Иисуса Христа, Богоматери,

Святых;

6. Икона е) область, провинция в империи Карла I

Великого, во главе с графом, назначен –

Ным императором.

2.Головоломка.

1.Человек, обязанный нести военную службу за землю.

2.Титул, который носили правители Франкского государства с 800 года.

3.Часть защитного вооружения.

4.Название жителей Аравии.

5.Участок земли, находящийся в распоряжении крепостного крестьянина.

6.Военное состязание рыцарей.

7.Название религии арабов.

8.Орудийный снаряд для метания.

Викторина «Кто?»

5. Кто написал картину «Джоконда»?

«Средние века»

8 -10кл.

1.Соотнесите понятия и их значение.

1.Натуральное хозяйство а) речь на религиозно-нравственную тему;

2. Проповедь б) эпоха в истории человечества между

Древним миром и новым временем;

3. Средневековье в) хозяйство, в котором всё необходимое

Производится внутри и расходуется на

Собственное потребление;

4. Ислам г) сложный узор, созданный на основе мате -

Матического расчёта;

5. Фреска д) роспись, выполненная на стене или потол -

Ке храма по сырой штукатурке;

6. Монастырь е) северные германцы, норвежцы, шведы,

Датчане;

7. Норманны ж) религия многих народов Востока, связан -

Ная с верой в Аллаха;

8. Арабеска з) местопребывание монахов, комплекс

Зданий, обнесённых высокой стеной.

2. Головоломка.

1. Человек, обязанный нести военную службу за землю.

2. Титул, который носили правители Франкского государства с 800 года.

3. Часть защитного вооружения.

4. название жителей Аравии.

5. Участок земли, находящийся в распоряжении крепостного крестьянина.

6. Военное состязание рыцарей.

7. Название религии арабов.

8. Орудийный снаряд для метания.

Викторина «Кто?»

6. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана?

7. Кто был изобретателем печатного станка?

8. Кто первый из европейцев морским путём достиг берегов Индии?

9. Кому из учёных приписывают слова «А всё-таки она вертится!»?

10.Кто написал картину «Джоконда»?

Ключ к проверке «Средние века»

5 -7кл.

1. Соотнести понятия: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – е; 5 – г; 6 – д.

2.Головоломка. 1-вассал; 2- император; 3-забрало; 4-арабы; 5-надел; 6-турнир;

7-ислам; 8-ядро.

2. Викторина «Кто?» 1. Жанна д Арк; 2- Иоганн Гуттенберг; 3- Васко да Гама;

4- Галилео Галилей; 5- Леонардо да Винчи.

8 – 10кл.

1. Соотнести понятия. 1-в; 2-а; 3-б; 4-ж; 5-д; 6-з; 7-е; 8-г.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ