Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Статья 14.16 (часть 3). Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением нарушений, предусмотренных частями первой и второй данной статьи). Правила продажи алкогольной продукции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 n 987 (далее в настоящей статье - Правила). Содержание части 3 статьи 14.16 КоАП РФ указывает на нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако в силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 n 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" понятия алкогольной и спиртосодержащей продукции являются различными. Вследствие того, что Правила не распространяются на розничную продажу спиртосодержащей продукции, а правила розничной продажи спиртосодержащей продукции не утверждены, привлечение к административной ответственности за нарушение таковых в рамках части 3 статьи 14.16 является невозможным. При совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении иных статей КоАП РФ при обороте спиртосодержащей продукции, действия правонарушителя подлежат квалификации по соответствующей статье КоАП РФ (в частности по статье 14.5 КоАП РФ).

В соответствии с Правилами:
- продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе;
- продавец обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя;
- продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования;
- продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах;
- розничная реализация алкогольной продукции должна осуществляться с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством, продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
В соответствии с Правилами не допускается продажа алкогольной продукции:
- без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов);
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1999 N 320 "О порядке освобождения от маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку специальными марками" определен круг алкогольной продукции, розлив которой разрешен без использования специальных марок (сувенирная алкогольная продукция в нестандартной таре, упаковка которой не позволяет нанести специальную марку), а также определены условия, при которых допускается такой розлив:
- заключение Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации, согласованное с МНС
России, о невозможности нанесения специальной марки;
- справка территориальных органов МНС России об уплате
акцизов в отношении отгружаемого количества
немаркированной алкогольной продукции в нестандартной
таре;
- без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;
- некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);
- с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа "тетрапак" (нарушение требований данного пункта Правил в отношении упаковки алкогольной продукции является основанием для привлечения к ответственности в рамках части 2 статьи 14.16 КоАП РФ);
- иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;
- лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с Правилами запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.
Квалификация административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ осложняется схожестью данного состава административного правонарушения с составом, предусмотренным частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Различие между указанными административными правонарушениями состоит в следующем. Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, охватывает деяния, выразившиеся в поставке и розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных документов (товаротранспортных документов, без сертификатов, без справки к ГТД или ее копии, без справки к ТТН), либо в ненадлежащей упаковке. Следовательно, отсутствие документов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию (а не их непредъявление в момент проверки) и несоответствие тары являются основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции (в том числе непредъявление документов на алкогольную продукцию в момент проверки, неприменение контрольно-кассовой машины, реализация без маркировки и др.) является основанием для привлечения виновного лица к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При непредставлении в ходе проверки документов на алкогольную продукцию в акте проверки в обязательном порядке должны быть указаны документы, которые не были представлены проверяющим по их требованию. Необходимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, должны быть заверенные копии документов, которые не были представлены проверяющим в момент проверки, но в ходе административного расследования были представлены правонарушителем.
В случае необходимости должностное лицо органа налоговой полиции вправе на основании статьи 28.7 КоАП РФ принять решение о проведении административного расследования. В ходе административного расследования путем истребования сведений (статья 26.10 КоАП РФ) должен быть установлен факт либо отсутствия необходимых документов (квалификация по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с направлением материалов судье районного суда), либо их фактическое наличие, но непредставление в момент проверки (квалификация по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с рассмотрением материала руководителем (его заместителем) органа налоговой полиции).
Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, следует считать оконченным в момент исполнения обязательств по сделке обеими сторонами. Срок давности привлечения к ответственности составляет два месяца со дня совершения правонарушения.

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом , -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния , -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

(Маринушкина О. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТЯМ 2 И 3 СТАТЬИ 14.16 КОАП РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

О. В. МАРИНУШКИНА

Маринушкина Ольга Викторовна, юрисконсульт Управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Тульской области.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ с 1 июля 2002 года введен в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Вопросам административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, к которой относится оборот алкогольной продукции, посвящена глава 14 КоАП РФ.

Ответственность за нарушения Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается частями 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В частях 2 и 3 комментируемой статьи можно выделить следующие составы административных правонарушений:

— поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов;

— поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции;

— поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию);

— поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям;

— нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Продажа алкогольной продукции относится к одной из областей коммерческой деятельности, правовые основы которой устанавливают прежде всего Федеральный закон от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ) (далее — Закон) и Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 года «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» N 987 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. N 1364, от 14 июля 1997 г. N 867, от 13 октября 1999 г. N 1150, от 2 ноября 2000 г. N 840) (далее — Правила), а также другие нормативно — правовые акты.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1 Закона «государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области».

Одним из государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

При проведении проверок предприятий торговли и общественного питания сотрудниками Госторгинспекции практически в каждой торговой точке выявляются нарушения. Очень часто не только продавцы, но и поставщики алкогольной и спиртосодержащей продукции не знают нормативно — правовой базы, действующей в Российской Федерации на этом рынке.

Проанализировав материалы проверок, можно сделать вывод, что основную массу нарушений составляет продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия, подтверждения легальности ее производства и оборота (без справки к товарно — транспортной накладной (ТТН) или справки к грузовой таможенной декларации на импортную алкогольную продукцию (ГТД) или их копий, заверенных в установленном порядке, надлежаще оформленной копии справки к ТТН или копии справки к ГТД на продукцию иностранного производства, без удостоверений качества и безопасности, установленной информации о товаре и его изготовителе).

Таким образом, правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, действительно имеют место.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 16 Закона «не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия».

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» N 5151-1 (в редакции Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ), «сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».

Согласно подпункту 2 пункта 9 Правил «не допускается продажа алкогольной продукции без информации о проведении обязательной сертификации».

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.98 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» N 55 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г. N 1222, от 2 октября 1999 г. N 1104, от 6 февраля 2002 г. N 81) (далее — Правила продажи товаров) устанавливается, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно — сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Таким образом, в подтверждение факта сертификации продавец может предоставлять покупателю один из вышеперечисленных документов.

Пункт 6 Правил устанавливает обязанность продавца своевременно предоставлять информацию о проведении сертификации алкогольной продукции. На практике зачастую встречаются случаи, когда при проверке по требованию контролирующего органа сертификат не предъявляется, а предоставляется в управление Госторгинспекции в другой день. Многие индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие торговлю, считают, что этим они не нарушают установленные требования и применение к ним за это мер административного взыскания является необоснованным. Однако продавец забывает о том, что данная информация необходима не только контролирующему органу, а прежде всего потребителю, который вправе получать своевременно необходимую и достоверную информацию о товаре. Данные права закреплены в статье 495 Гражданского кодекса РФ и статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Пункт 3 статьи 495 Гражданского кодекса РФ гласит, что если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли — продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Таким образом, сертификат соответствия должен предоставляться своевременно по требованию покупателя.

Предприниматели и юридические лица, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции, интересуются, где можно ознакомиться с правилами оформления справки к товарно — транспортной накладной (далее — ТТН) и справки к грузовой таможенной декларации (далее — ГТД). Для этого необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 15 августа 1997 года «Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ» N 1019 (далее — Перечень), Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1996 года «Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной табачной продукции иностранного производства» N 435 (далее — Порядок), Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 1997 года «О порядке доведения до потребителей информации о происхождении пива, ввозимого на территорию РФ» N 1597.

Иногда предприниматели и юридические лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, считают, что справка к ТТН и справка к ГТД — одинаковые документы. Да, основное их направление — это довести до потребителя информацию о производстве и обороте алкогольной продукции. Но главное отличие между ними есть, и заключается оно в том, что справка к ТТН оформляется на алкогольную продукцию отечественного производства, а копия справки к ГТД — на импортную алкогольную продукцию.

Справка к ТТН состоит из раздела А и раздела Б, которые должны содержать сведения, предусмотренные приложением к Перечню.

В разделе А справки к ТТН указываются наименование, количество продукции, сертификат соответствия (орган его выдавший, номер, дата выдачи), дата государственной регистрации продукции, номер удостоверения, номер партии, дата выпуска, маркировка специальными марками (серия, коды), производитель продукции — наименование организации, юридический адрес, адрес производства, номер лицензии, орган, ее выдавший, ИНН налогоплательщика, код ОКПО, дата отгрузки, номер товарно — транспортной накладной, должность, фамилия, имя, отчество отправителя, получатель продукции — наименование организации, юридический адрес, адрес поставки, номер лицензии, орган, ее выдавший, ИНН налогоплательщика, код ОКПО, должность, фамилия, имя, отчество получателя. Раздел А подписывается должностным лицом отправителя и получателя и заверяется их печатями.

Раздел Б справки к ТТН должен содержать следующие реквизиты: наименование организации — продавца и организации — покупателя, их юридические адреса, адреса поставки, номера лицензий, органов, их выдавших, ИНН налогоплательщика, код ОКПО, количество продукции в дал (бут), маркировка продукции специальными марками (серия, коды), дата отгрузки, номер товарно — транспортной накладной, должность, Ф. И.О. отправителя. Указанные сведения должны быть заполнены четко и разборчиво, подписаны должностным лицом организации — отправителя и организации — покупателя и заверены оригиналами оттисков их печатей.

В случае если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно — транспортной накладной, заверенную печатью собственника товара (п. 3 Перечня).

Справка к ГТД состоит также из двух разделов — А и Б, которые заверяются печатью таможенного органа.

Раздел А кроме сведений о товаре, производителе, получателе, сертификатах соответствия и происхождения, акцизных марках содержит сведения об импортере и таможенном органе, месте проведения таможенного оформления.

Раздел Б содержит сведения о продавце и покупателе, которые подписываются руководителем организации продавца и организации покупателя, и заверяется оригиналами оттисков их печати.

На практике применения Порядка возникал вопрос о том, необходима ли печать таможенного органа в разделе Б справки к ГТД, так как в одних проверяемых документах такие печати были, в других не было.

Приказом ГТК РФ от 10 октября 1996 года «О справке к грузовой таможенной декларации» N 630 (в редакции Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 29 января 2002 г. N 84) утверждено приложение к Порядку представления, проверки и регистрации справки к грузовой таможенной декларации, где имеется бланк справки к ГТД. Согласно указанному приложению раздел Б должен заверяться печатью таможенного органа, но такое требование было принято лишь 29 января 2002 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если товар был получен первым покупателем до 29 января 2002 года, то раздел Б справки к ГТД никак не мог быть заверен печатью таможенного органа.

Однако с внесением изменений в Приказ ГТК от 10 октября 1996 года N 630 возникла другая проблема. Как быть продавцу и покупателю, если первая страница раздела Б справки к ГТД, заверенная печатью таможенного органа, закончилась и движение товара необходимо оформлять на новой странице, необходимо ли заверять продолжение раздела Б печатью таможенного органа, правомочного это делать.

Если действовать по закону, то продолжение раздела Б также должно быть заверено именно тем органом, который заверял первую страницу раздела Б справки к ГТД.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, необходимо обращать внимание на следующий момент.

Сведения, заявленные в справке к ТТН или ГТД, всегда должны соответствовать данным, указанным на маркировке. Так, на практике было выявлено нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией, которое заключалось в следующем. Импортер, указанный на маркировке, не соответствовал импортеру, указанному в справке к ГТД, следовательно, данное несоответствие не позволяет идентифицировать продаваемый товар со сведениями, заявленными в справке к ГТД. В данном случае продажа алкогольной продукции будет производиться без подтверждения легальности ее производства и оборота (т. е. без справки к ГТД).

Другой пример. Расхождение номеров акцизных марок с номерами акцизных марок, указанных в справке к ГТД, также говорит о том, что данный документ выдан на другую партию товара.

Указанные нарушения часто оспариваются в судебном порядке. Но, как показывает судебная практика, в обоих приведенных случаях нарушение правильно квалифицировано должностным лицом контролирующего органа.

При рассмотрении данного вопроса необходимо опять вернуться к пункту 6 Правил, в котором говорится о том, что справка к ТТН и ГТД должна предоставляться по требованию покупателя.

При осуществлении данного вида деятельности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо знать, что в соответствии с п. 6 Правил до покупателя также должна быть доведена информация о наименовании и цене алкогольной продукции, наименовании производителя и его юридическом адресе и стране происхождения, государственных стандартах, требованиям которых она должна соответствовать, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, наименовании основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции, содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов), противопоказаниях к применению алкогольной продукции, дате изготовления и сроке годности.

«Наименование продукта должно конкретно и достоверно характеризовать продукт, позволять отличать данный продукт от других. Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов и включать названия группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности, соответствовать нормам русского языка или иного языка, на котором дается информация о продукте» (п. 3.5 ГОСТ Р 51074-97 «Информация для потребителей. Продукты пищевые»).

Хотелось бы обратить внимание, что наименование продукта, наносимое на упаковку, этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист — вкладыш, должно соответствовать применяемому в государственных стандартах.

Необходимо отметить, что для импортной алкогольной продукции информация о государственных стандартах не обязательна, так как в соответствии с ГОСТ Р 51074-97 «Информация для потребителей. Продукты пищевые» для импортных продуктов допускается обозначение нормативного или технического документа не наносить.

Также согласно п. п. 4.16, 4.18 указанного ГОСТа информации о сроке годности на продукты винодельческой промышленности, водку, ликероводочные изделия и питьевой 95-процентный спирт не требуется.

Таким образом, требование Правил в части информации о сроке годности алкогольной продукции отечественного и импортного производства является необязательным.

Законодатель устанавливает следующие штрафные санкции за нарушения правил продажи алкогольной продукции:

в соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях) (далее — КоАП РФ).

в соответствии с ч. 2 ст. 14.16 розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ).

Новая редакция Ст. 14.16 КоАП РФ

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Статье 14.16 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Согласно ст. 2 Закона:

этиловый спирт - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

В соответствии со ст. 16 Закона и Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных и медицинских организациях;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

несовершеннолетним;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона (см. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе").

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 комментируемой статьи);

нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 комментируемой статьи);

нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 комментируемой статьи).

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 "О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствующие на момент проверки налоговыми органами, впоследствии представляются в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП, так как законодательством не дано толкование указанной нормы таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.

Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения - юридические лица и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП, имеют право, в соответствии со ст. 23.50 КоАП, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 КоАП, судьи, в случае если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях".

Другой комментарий к Ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является установленный Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции", Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1995 г., другими нормативными актами, государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов РФ, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления.

2. Под этиловым спиртом следует понимать спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидрацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.

3. Аналогичная продукция - пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом);

Алкогольная продукция подразделяется на: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива), коньячные напитки, виноматериалы.

4. Под спиртосодержащей продукцией понимается питьевая пищевая продукция (в том числе растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной), произведенная с использованием этилового спирта, из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Виноматериалы - сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции.

Этиловый питьевой спирт - ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции.

5. С объективной стороны ч.1 ст.14.16 характеризуется действием; выражается в розничной продаже: этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть); спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

6. Предметом правонарушения является не любая продажа этилового спирта, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, а только продажа в розницу.

7. Под продажей, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ , продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

8. Объективная сторона правонарушения ч.2 комментируемой статьи проявляется в следующих действиях:

а) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (п.9 ч.1 Правил);

б) поставке или розничной продаже без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции (п.6 упомянутых выше Правил);

г) поставке или розничной продаже без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

д) поставке или розничной продаже без справки в товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

е) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч.3 п.9 Правил).

Действующий «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был принят в 2001 году. С тех пор он непрерывно менялся.
Я рассмотрела, как за прошедшие 16 лет изменилась статья о нарушениях розничной продажи алкогольной продукции, которая стала Клондайком для мошенников, буквально терроризирующим магазины, торгующие этой продукцией.

Статья 14.16 КоАП РФ «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изначально выглядела так:

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Наказание за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусматривалось для должностных и юридических лиц и было не фиксированным, а привязанным к минимальному размеру оплаты труда. В список алкогольной и спиртосодержащей продукции не входило пиво и его производные.

Федеральный закон N 156-ФЗ от 5 декабря 2005 года добавляет в статью про продажу алкоголя пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, о чем говорится в добавленной части 4 (в целом этот закон направлен на приравнивание пива к алкогольной продукции, но штрафы за пиво ниже, чем за крепкий алкоголь).

Федеральный закон N 116-ФЗ от 22.06.2007 заменяет денежное выражение штрафов, взыскиваемых по ст.14.16, на фиксированный размер.

И статья 14.16 в редакции 2007 года выглядит так:

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой.

Федеральный закон N 253-ФЗ от 21 июля 2011 года называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции». Он впервые вменяет ответственность за нарушения продажи алкоголя не только должностным и юридическим лицам, но и физическим лицам - гражданам, а также вводит ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним .

В Уголовный кодекс РФ вносится новая статья 151.1 «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции», следующего содержания:

Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней.

Статья 14.16 КоАП РФ дополняется частью 2.1 следующего содержания:

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

По-видимому, слова «если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния» означают, что продажа совершена однократно, потому что неоднократная продажа попадает под уголовную ответственность (ст. 151.1 УК РФ). Но четкой формулировки, в чем состоит «содержание уголовно наказуемого деяния» при «розничной продаже несовершеннолетнему алкогольной продукции», в статье нет, что уже дает возможность для манипуляций.

Кроме того, из статьи 14.16 изымается часть 4, и таким образом пиво и напитки, изготовленные на его основе, полностью приравниваются ко всей алкогольной продукции.

И наконец, Федеральный закон N 193-ФЗ от 12 ноября 2012 года , дополненный Федеральными законами от 21.12.2013 N 365-ФЗ и от 03.07.2016 N 261-ФЗ вводит ту формулировку, которую мы имеем сегодня.

Ст. 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

(С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 23.06.2016 N 202-ФЗ статья 14.16 дополняется новой частью 2.2:

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
)

Теперь штраф за розничную продажу алкоголя несовершеннолетнему, в том числе дешевого пива, если это произошло в первый раз, начинается от 30 тысяч рублей для физических лиц, то есть продавцов, отпускающих товар, и заканчивается 500 тысячами рублей для юридических лиц.
Очевидно, что тяжесть наказания несоразмерна с тяжестью правонарушения, что в принципе недопустимо для закона.
А в сочетании с тем, что уголовная статья отличается от административной только невнятно прописанным примечанием, а также учитывая совершенно невыполнимый на практике п. 11 ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), где говорится: «В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя» , это открывает большие возможности для шантажа, мошенничества и других преступлений в отношении потенциальных правонарушителей, как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и со стороны обычных мошенников. Что, собственно, и происходит повсеместно и практически ежедневно.

Надо сказать, что изменения в ст.14.16 КоАП РФ, ведущие к нарушениям основных принципов законодательства, принимались Госдумой непросто. Правительство было против внесения этих изменений, и приводило разумные доводы. Но сила лобби была такова, что правительство во всех случаях капитулировало.

Так, проект Федерального закона №253-ФЗ внесли в Госдуму депутаты В.Ф.Звагельский, И.А.Яровая, Р.А.Шлегель, Е.Б.Мизулина, Н.Н.Карпович и др. в 2009 году, а принять его им удалось только в 2011 году.

В отзыве на этот законопроект от правительства РФ говорится:

«В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность по производству и продаже алкогольной продукции вправе осуществлять только юридические лица (организации). Согласно Федеральному закону "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" участниками отношений по розничной продаже пива и напитков, изготавливаемых на его основе, являются юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели. Таким образом, отсутствуют юридические основания для установления административной ответственности граждан за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Ответственность граждан за соответствующие нарушения предусмотрена следующими статьями Кодекса: 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)", 14.2 "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена", 14.15 "Нарушения правил продажи отдельных видов товаров".» (Отзыв подписан Руководителем аппарата Правительства РФ С.Собяниным).

Тем не менее, это замечание правительства игнорируется и в законе появляется ответственность граждан за розничную торговлю, что противоречит другим законодательным актам. Другие, менее значительные замечания правительства депутаты учли.

Проект Федерального закона №193-ФЗ принимался уже значительно быстрее, он был внесен депутатами О.И.Аршба, А.И.Аршиновой, Н.И.Булаевым, А.Ю.Воробьевым, С.И.Неверовым, В.Н.Плигиным и др. в мае 2012 года, а в ноябре 2012 уже подписан (это был созыв, вошедший в историю под названием «бешеный принтер»).

Правительство снова было против. В подписанном Руководителем аппарата Правительства РФ В. Сурковым отзыве говорится:

«Предлагаемые законопроектом изменения противоречат части 1 статьи 3.5 КоАП, согласно которой административный штраф за правонарушения, не указанные в этой части, устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей.
В пояснительной записке к законопроекту не содержится обоснования необходимости увеличения административной ответственности за указанное деяние.
Кроме того, норма об административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним была введена Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции". Правоприменительная практика по указанной норме до настоящего времени не сформирована, в связи с чем вывод о недостаточном размере установленного штрафа за указанное правонарушение преждевременен.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект».

Судя по документам, выложенным в архиве Госдумы, лоббировал этот закон Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин. Его поддержали Председатель Комитета ГД по охране здоровья С.В.Калашников и Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б.Мизулина.
И законопроект, несмотря на жесткий отзыв правительства, без каких-либо изменений быстро принимается Госдумой и подписывается Советом Федераций.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ