Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Пастернак – автор интересных работ, который написал много замечательных сочинений-размышлений на тему бытия, правды, времени, он писал о жизни и смерти, философствовал на иные темы. Вот, и тема изучаемого нами стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» также философская.

Стихотворение Пастернака Быть знаменитым некрасиво

Стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году. Данная работа относится к циклу произведений «Когда разгуляется» и ее можно смело называть поучительной. Когда читаешь стихотворение, то в каждой строчке слышишь совет автора, который хочет, чтобы писатели создавали свои произведения не для того, чтобы становиться знаменитым, не ради шумихи и не для славы. Он призывает писать свои работы, придавая значение тому, что пишешь и о чем пишешь, и если признание и любовь читателей пришли, то чтобы это случилось естественным образом, благодаря «самоотдаче», своему труду, но никак не «самозванству».

Данное произведение, где не используются такие приемы, как эпитеты, сравнения, отсутствуют метафоры, но присутствуют глаголы, обороты, сложные предложения, можно назвать проповедью. Проповедью для тех, кто решил взять в руки перо. Стихотворение заставляет задуматься. Когда читаешь работу Пастернака, понимаешь, в чем должна быть суть работы писателей и это «не шумиха, не успех». Пастернак наставляет всех своих современников и будущих писателей, он призывает их так жить, так писать, чтобы «привлечь к себе любовь пространства».

Работая над анализом стиха Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», можно сделать вывод, что настоящий писатель, истинный поэт никогда не будет в своих работах разграничивать «пораженья от победы», для него все произведения – это часть его души и если сегодня кем-то работа не признана, то через века она может стать шедевром. Главное, «быть живым» всегда, писать о настоящем и «ни единой долькой не отступаться от лица». Следовательно, если презираешь, пиши об этом, если любишь, пиши об этом, умей ненавидеть, умей радоваться, но не нужно изображать то, чего нет на самом деле, то, что угодно кому-то, лишь бы прославиться.

Быть знаменитым некрасиво слушать

«Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, пастернак написал в эпоху становления и развития СССР. Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях. Этому пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки. Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали. Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху . После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им. На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись». Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные. Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех» . Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т.е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих. По мнению пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т.е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

Окружающая жизнь для художника - не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект - идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.

Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений - в стихотворении «Гамлет». Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или - достаточно непривычно - приобрел тает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира Маяковского, неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.

Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех

и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно - его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества - самоотдача». На первом месте для Пастернака - высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения - все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, - субъективный момент в стихотворении очевиден, - оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы - утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.

Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». Мандельштам ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.

У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.

Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то чточ#зключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги - не значит поставить точку. Последняя книга лирики - не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее -нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

Быть знаменитым некрасиво анализ стихотворения по плану

1. История создания . Произведение "Быть знаменитым некрасиво" (1956 г.) относится к позднему периоду творчества Б. Пастернака. К этому времени он уже много испытал в жизни, получил возможность сравнить свою судьбу с остальными собратьями по перу. Произведение можно считать программным заявлением автора по поводу творчества в целом.

2. Жанр - лирическое стихотворение.

3. Главная тема произведения - творческая деятельность. Уже в первой строке появляется определяющая для всего стихотворения фраза - "быть знаменитым некрасиво". Скорее всего, автор имеет в виду бесконечное число "творческих деятелей" Советского Союза, которые на самом деле не представляют собой ничего примечательного. Всесоюзного успеха они добились не творчеством, а покорностью и бесчисленными похвалами политическому руководству страны. Идеологическая подоплека произведения на так важна.

Пастернак напоминает, что главной целью любого автора является "самоотдача". К сожалению, часто все происходит по иному. Добившись определенного успеха, поэт или писатель наслаждается славой и почетом. В дальнейшем его творчество уже будет подчинено поддержанию этого положения ("быть притчей на устах у всех"), а не высшим творческим целям.

Пастернак был уверен, что настоящее признание должно прийти к творцу гораздо позже, со стороны благодарных потомков. В порыве вдохновения поэт способен порвать границы времени и пространства. Только в этом случае его творчество будет иметь настоящую ценность. Призывая коллег "окунаться в неизвестность", автор обличает бездарных бумагомарателей, которые склонны к опубликованию объемных воспоминаний и автобиографий.

Задача творческого человека состоит в создании новых миров, а не в возвеличивании своей собственной убогой и никому не интересной судьбы. Особенно важным Пастернак считать уменье не отличать "пораженья от победы". Каждый автор должен совершенно отрешиться от житейских благ путем полной самоотдачи, оставаясь при этом самим собой. Только устранив свою зависимость от окружающих соблазнов или опасностей, творец сможет считать себя "живым".

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Все стихотворение построено на антитезе. Автор противопоставляет "самоотдачу" "шумихе" и "успеху", "самозванство" - "любви пространства". Образность произведению придают фразеологизмы ("притчей на устах", "за пядью пядь") и метафоры ("будущего зов", "пробелы в судьбе"). Финал усилен трехкратным повторением эпитета "живой".

7. Главная мысль произведения - истинное творчество не может быть зависимо от преходящих ценностей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ