Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка?

Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.

Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.

В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях :

  • Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
  • Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
  • Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка.
  • Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
  • Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
  • Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку.
  • На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ . В эту комиссию «от школы» могут входить социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора, а также:

  • инспектор по делам несовершеннолетних
  • представитель органов опеки и попечительства
  • участковый полиции
  • врач, представитель медицинского учреждения
  • работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ)
  • и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.


Обследование жилищно-бытовых условий призвано оценить :

  • материальное положение семьи
  • состояние жилого помещения (дома, квартиры)
  • количество совместно проживающих людей в доме
  • санитарное состояние жилья
  • наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
  • в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.

В какое время проводится обследование ЖБУ?

Проверка жилищно-бытовых условий ребенка может быть как без предупреждения семьи, спонтанной, так и заранее оговоренной.

6. При проведении обследования выявляются:
6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;
6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2. Семейное окружение ребенка.
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

Приказ Министерства образования и науки РФ
от 14 сентября 2009 г. N 334
"О реализации постановления Правительства РФ
от 18 мая 2009 г. N 423". Вступает в силу: 9 января 2010 г.
Приложение №2.

На что обратить внимание при проверке ЖБУ?

  • Общее состояние квартиры (пол, потолок, стены, отопление, проветривание и т.п.).
  • Наличие своего «угла» ребенка: места для сна, приготовления уроков, игр, свободного времяпрепровождения.
  • Наличие продуктов и полноценной еды для ребенка.
  • Наличие игрушек (пусть самых простых), школьных принадлежностей, средств личной гигиены (дезодорант, мыло).
  • Санузел (чистота).
  • Наличие одежды (как теплой, так и легкой, для разных сезонов).
  • Наличие домашних животных, чистота их содержания (аквариум, террариум, клетка и т.д. – все должно быть чисто и убрано), безопасность для ребенка.
  • Свободный вход и выход из квартиры.
  • Состояние, внешний вид родителей и совместно проживающих родственников.
  • Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи

Сроки составления акта и уведомлений

По итогам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт осмотра жилищно-бытовых условий, в которых проживает (планируется проживание) ребенок. Акт составляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования, в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется руководителем учреждения, сотрудники которого проводили обследование. Один экземпляр направляется в орган опеки, второй остается в учреждении. Копия акта, заверенная органами опеки или руководителем учреждения, направляется родителям в течение 3-х дней, если известен адрес пребывания родителей.

Если в ходе обследования было выяснено, что ребенок не имеет надлежащего попечения со стороны родителей, в течение 1 дня со дня проведения обследования, организация должна уведомить об этом органы опеки по месту фактического пребывания ребенка.

В акте указывается:

  • Состав комиссии (ФИО, должность)
  • Объект обследования (семья …, проживающая по адресу…)
  • Характеристики жилого помещения (вид жилья: дом, квартира, площадь, количество комнат, наличие удобств (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение, телефон, интернет, лифт и т.д.)
  • Состав семьи, лица, совместно проживающие с ребенком (мать, отец, другие дети и родственники – ФИО, место работы, иногда доход, наличие заболеваний и т.д.)
  • Наличие домашних животных
  • Другие сведения по списку «На что обратить внимание при проверке ЖБУ» - в свободной форме.
  • Заключение комиссии.
  • Подписи всех членов комиссии.
  • Дата проведения обследования.

Родители ребенка не должны расписываться в акте (это не обязательно).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего

И его семьи

Дата обследования « » 20 г.

Комиссия в составе:

(Фамилия, имя, отчество, должность специалиста, проводившего обследование______________________________________________________

____________________________

Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего
гражданина (далее - ребенок)

(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)

свидетельство о рождении: серия №

_______________________________________________________________

(когда и кем выдано)

место жительства___________________________________________________

место пребывания ___

1. Сведения о родителях ребенка.

1.1. Мать,

дата рождения,

место жительства ________________________________________________

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

________________________________________________________________

место пребывания

________________________________________________________________

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

____________________________________________________________________

Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) ________________________________________________________________

______________________________________________________________________

1.2.Отец _____,

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

дата рождения,

место жительства

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

место пребывания

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) _______________________________________________

________________________________________________________________

Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) ________________________________________________________________

________________________________________________________________

1.3.Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно.______________________________________________

________________________________________________________________

2. Сведения о ребенке.

2.1.Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

2.2.Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.) _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3.Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4.Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды) _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5.Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома) ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6.Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Семейное окружение.

3.1.Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)

ФИО,

год

рождения

Степень родства с ребенком

Проживает

постоянно/временно/не

проживает

Участвует/не участвует

в воспитании и

3.2.Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)

___;

3.3.Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4.Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие лица) _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

4.1.Жилая площадь, на которой проживает, ______________________________

(фамилия, инициалы ребенка)

Составляет кв. м, состоит из комнат,

размер каждой комнаты: кв. м, кв.м, кв. м. в доме.

4.2.Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее) ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3.Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, баня, телефон и т.д.) _______________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4.4.Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) ______________________________

________________________________________________________________

4.5.Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

4.6.Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.7.Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно- письменные и канцелярские принадлежности и пр.) _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи _________________________

5.1.____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию _____________:

(имеются/отсутствуют)

6.1. ;

6.2. ;

6.3. и т.д.

7. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком :

(имеются/отсутствуют)

7.1._____________________________________________________________;

7.2. ;

7.3. и т.д.

8. Дополнительные данные обследования ____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Выводы. 9.1.Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка __

(фамилия, инициалы ребенка) (отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других

Членов семьи)

________________________________________________________________________________________________

9.2.Родительское попечение над ребенком ___

(фамилия, инициалы ребенка)

____________________________________________________________________________________________

(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))

9.3.Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.4.Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая, медицинская, материальная и т.д.) __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________
9.5.Рекомендуемые формы защиты прав ребенка, (оказание консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь; отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись лиц, проводивших обследование ______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



Геннадий Тихонов

Написано статей

Для защиты интересов несовершеннолетнего ребенка, законодательство дается возможность изучить помещение, в котором он живет. По итогам осмотра оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий. Существует множество ситуаций, когда требуется такой документ. Рассмотрим, примеры написания документов по итогам осмотра жилья, что они должны содержать.

Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи

Справка по результатам обследования ЖБУ составляется для того, чтобы документально зафиксировать, как живет семья, ребенок и, основываясь на данных проверки, сделать определенные выводы. Акт составляется в таких случаях:

  • при изучении вопроса о возможности усыновить ребенка;
  • если рассматривается дело о прекращении родительских прав;
  • в случае иска о назначении места, где должен жить ребенок, не достигший 18 лет;
  • если подростка определяют на учет в полицейском участке, он совершил преступление;
  • при изучении вопроса о возможности вернуть исправившимся родителям их права в отношении ребенка.

Изучение состояния жилища и подготовку акта осуществляет комиссия. Ее состав зависит от того, для каких целей потребуется акт определения состояния жилья, условий проживания, комфортности. В комиссии и подписании акта могут принимать участие участковый, учителя несовершеннолетнего ребенка, сотрудники учреждения опеки, БТИ, ЖЭО.

Куда предоставляется

Акт проверки ЖБУ предъявляется по запросу в различные инстанции:

  1. Органы собеса. Это необходимо для того, чтобы было признано, что семья нуждается в изменении условий жизни в сторону улучшения.
  2. Жилищная инспекция. В это учреждение акт проверки подается с целью оформления субсидии.
  3. Школа, уполномоченный по делам несовершеннолетних. Если поведение подростка неудовлетворительно, производится проверка условий, в которых он проживает, взаимоотношений в семье.
  4. Органы опеки. Многие вопросы, относительно судьбы ребенка решаются с участием этого учреждения. Для решения вопроса об усыновлении, лишении прав родителей или их восстановление в обязательном порядке требуется акт проверки ЖБУ.

Если семья рассчитывает стать участницей программы по улучшению жилья, также понадобится акт, составленный по итогам обследования ЖБУ.

В какое время проводится обследование ЖБУ

Комиссия по изучению обстановки, в которой проживает семья, может прийти в заранее согласованное сторонами время или без предупреждения. Второй вариант практикуется, когда требуется определить, в каких условиях живет несовершеннолетний, типичную повседневную обстановку. Без предварительной договоренности для составления акта ЖБУ комиссия приходит, когда есть сигналы об асоциальном образе жизни родителей или подростка.

Запланированное посещение возможно, когда семья рассчитывает получить субсидию, улучшить жилищные условия. Для улучшения жилья правительством разработаны государственные программы. Чтобы стать участником федеральной или муниципальной программы, семье понадобится акт обследования ЖБУ.

Специально утвержденной формы для написания акта по итогам изучения жилищно-бытовых условий не предусмотрено. Акт пишется в вольной форме, содержание основной части определяется целью его составления. Документ содержит такие сведения:

  1. Название документа – «Акт», дата и название населенного пункта, где он составлялся.
  2. Указывается дата, когда исследовалось жилое помещение. Она может отличаться от даты проведения проверки. Акт составляется не позже чем через 3 дня после проверки.
  3. Перечисление членов комиссии: ФИО, должность, организация, представителем которой они являются.
  4. Указывается цель проведения проверки ЖБУ и написания акта.
  5. Фиксируется объект проверки и его характеристика: внешний вид дома, квартиры, жилых помещений, благоустроенность.
  6. Акт обследования содержит указание на владельца жилья и список всех зарегистрированных жильцов. В некоторых случаях требуются ссылки на место работы жильцов, доход членов семьи. В акте надо описать характерные особенности поведения членов семьи, внешний облик.
  7. В документе отмечается, есть ли в помещении домашние животные, соблюдены ли гигиенические нормы.

В справке обследования ЖБУ делается вывод о соответствии жилищных и санитарных условий установленным нормам. Подписать документ должны члены комиссии. При этом лица, чье жилье подвергалось проверке, имеют право его прочитать.

Если ребенок несовершеннолетний

Обследование условий проживания проводится по запросу органов опеки или для получения господдержки. В любом случае осмотр документируется по законодательно установленной форме. Как заполняется акт проверки жилищных условий?

Контроль над жилищными условиями осуществляется полномочными должностными лицами. При этом результаты осмотра фиксируются в специальной форме. Как заполняется бланк акта освидетельствования жилищных условий?

Что нужно знать

В процессе исследования жилищных условий оформляется акт. Надобность в нем возникает, когда требуется проанализировать обстоятельства проживания несовершеннолетнего либо имеется намерение получить госсубсидию.

Оформляют акт с учетом качества жизни субъекта проверки, какое портится за счет ненадлежащих жилищных условий. Создаваться справка (акт) о проверке жилищных условий может в разных ситуациях.

Например, когда:

Проверка может проводиться по обращению различных структур (медицинских, здравоохранительных, правоохранительных). Инициировать освидетельствование может заявление от педагогов, соседей и т.д.

Обратиться за осуществлением осмотра может и сам гражданин. Исходя из конкретной ситуации, акт проверки жилищных условий оформляется комиссией, в которую могут входить представители различных органов.

Основные понятия

Актом обследования жилищных условий именуется документ, в каком описываются условия проживания непосредственного заявителя или иного лица.

В акте отображаются такие данные как:

  • общее состояние всего дома и проверяемой квартиры;
  • тип планировки;
  • качество имеющегося ремонта;
  • наличие коммуникаций и их перечень;
  • тип отопления и прочее.

В некоторых случаях в акт заносятся данные о самой семье, внутренних взаимоотношениях, психологической обстановке. В документе могут отражаться любые параметры, имеющие значение для сложившейся ситуации.

Основания для составления акта это заявление гражданина или требование органов /иного учреждения.

Составление акта имеет некоторые нюансы:

Составляет акт после проверки специальной комиссией жилищных условий. В документ заносятся все выявленные недостатки и замечания. Готовый акт заверяется членами комиссии, заявителем и заинтересованными лицами.

При неправильно составленном заявлении комиссия может отказать в проведении проверки и составлении акта. Отказ обуславливает как ненадлежащее обращение, так и отсутствие юридических оснований у заявителя.

Назначение документа

Куда предоставляется готовый акт? Документ может подаваться в:

Основное предназначение акта обследования жилищных условий это констатация факта, являются ли условия проживания соответствующими норме или нет.

На настоящее время в законодательстве не определены нормы жилищных условий. Проверка осуществляется по значениям, установленным в пределах региона.

При этом приоритет тем или иным параметрам отдается в зависимости от того, кому адресуется готовый акт. Так представители опеки немалое внимание уделяю моральной обстановке в семье.

Для получения господдержки большее значение имеет именно соответствие строительным нормативам. Санитарно-эпидемиологические службы интересуются соблюдением гигиенических и санитарных норм.

Законодательная база

Несколько лет назад в законодательстве появились изменения, благодаря которым малоимущие граждане получили возможность улучшить условия проживания за счет государства.

Жилищный Кодекс РФ определяет список граждан, какие имеют право на получение безвозмездной жилищной субсидии.

В него включены лица, вынужденные проживать в помещениях непригодных для нормального проживания и при этом не подлежащих ремонту. Также помощь оказывается гражданам с серьезными заболеваниями, детям-сиротам.

Также документ может отправляться по почте, заказным письмом с уведомлением. Когда сотрудник жилищной инспекции выдаст акт, он может приступать к оформлению справки о проверке жилищных условий, выдаваемой по месту требования.

Второй экземпляр акта сохраняется в жилинспекции, где подшивается в соответственную номенклатурную папку.

Образец заполнения

Акт проверки жилищных условий составляется по следующей схеме:

Наименование документа
Дата и место составления
Данные заявителя (Ф.И.О.) Или ребенка относительно которого проводится проверка
Адрес Инспектируемого объекта
Состав проверяющей комиссии С указанием Ф.И.О.
Основные характеристики жилья Расположение, количество жилых комнат, метраж
Данные собственника Ф.И.О. физлица либо владельца недвижимости, который предоставил квартиру в пользование по
Характеристики условий проживания Состояние на момент проверки, благоустройство жилья
Перечисление Всех проживающих в квартире граждан
Показатели, воздействующие на ухудшение жилищных условий Болезнь заявителя, заболевания соседей и пр.
Иные значимые параметры
Подписи Комиссии и заинтересованных присутствовавших лиц

На основании акта в справке о проверке жилищных условиях отображается окончательный вердикт по поводу состояния конкретного жилья.

Жилищные условия могут признаваться:

  • соответствующими нормативам;
  • соответствующими в целом, но с наличием некоторых замечаний;
  • не отвечающими жилищным, санитарным или иным требованиям;
  • малопригодными;
  • категорически непригодными.

Особенности процедуры

С 1.03.2005 действует . Он внес изменения в действовавший ранее Жилищный Кодекс РСФСР и обусловил принятие Жилищного Кодекса РФ.

Положения нового Кодекса существенно отличаются от прежде действовавших норм.

Так отсутствуют статьи, аналогичные , определяющей общие требования к благоустройству жилья и , воспрещавшей заселение одной комнаты разнополыми лицами старше девяти лет, за исключением супругов.

Также в новом Кодексе отсутствуют понятия «нормы жилой площади». Взамен таковой определяет «норму предоставления жилплощади» и лишь в случае социального найма.

П.2 этой же статьи определяет, что норму предоставления жилья устанавливает орган местного самоуправления.

То есть на федеральном уровне ограничения по качеству и размеру жилья не определены, органы опеки и иные структуры руководствуются нормами регионального законодательства. Регионы обладают правом утверждать собственные нормы.

В случае отсутствия таких норм суд может самостоятельно разрешать вопрос о соответствии жилищных условий техническим и санитарным требованиям, учитывая рекомендации проверяющих органов.

В отдельных случаях может требоваться выделение отдельной комнаты ребенку независимо от наличия требуемого метража.

Например, при или установлении опеки в отношении ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка.

Расчет метража, приходящегося на душу, происходит посредством деления общего метража жилья на число зарегистрированных граждан, включая детей.

Под жилой площадью при освидетельствовании жилищных условий понимается общая площадь жилья, включая кухню, санузел, подсобные помещения и иные места общего пользования, за исключением нежилых помещений и отдельных подсобных построек.

Понятия «общая площадь» и «жилая площадь», принятые на рынке недвижимости, не являются узаконенными.

Нюансы при составлении для МВД

Акт о проверке жилищных условий несовершеннолетнего для предоставления документа в МВД составляется в случаях когда:

Обследование жилищных условий при участии сотрудника полиции позволяет на ранних стадиях выявить асоциальные факторы.

В сою очередь это способствует выявлению неблагополучных семей и усилению работы с ними. Проверка условий проживания несовершеннолетних направлена, прежде всего, на защиту интересов, прав и свобод детей.

Наличие акта о жилищных условиях позволяет определить перечень необходимых для принятия мер, направленных на всестороннюю защиту ребенка.

Проверка условий проживания по инициативе МВД осуществляться может по согласованию с родителями. Но если один или оба родителя считаются неблагополучными, а тем паче состоят на специальном учете, то проверка проводится внезапно.

При этом родители вправе ознакомиться с содержанием акт проверки, но как таковой их подписи не требуется. Непосредственно осмотр направлен на оценку:

  • определение семейного достатка и материальную обеспеченность ребенка;
  • технического состояния дома в целом и конкретного помещения;
  • санитарного состояния помещения;
  • наличия у ребенка личного пространства.

По итогам осмотра заполненный акт прилагается к личному делу несовершеннолетнего.

Акт проверки жилищно-бытовых условий опекуна

Акт проверки жилищно-бытовых условий это неотъемлемая часть пакета документов в случае принятия решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребенком.

Проводимое органами опеки обследование должно выявлять:

  • фактическое состояния жилища;
  • количество проживающих людей;
  • материальную обеспеченность опекуна;
  • санитарные условия жилья;
  • наличие места для проживания ребенка;
  • возможность обеспечения ребенку нормальных условий.

Если по итогам проверки возникают спорные ситуации, возможно привлечение Санэпидемнадзора, Гостехнадзора, Госстройнадзора, БТИ.

При этом сторонние структуры привлекаются за счет самого опекуна. При составлении акта может использоваться форма акта с70па.

Если обладатель неблагополучного жилья не согласен с вердиктом комиссии, ему надлежит поставить свою подпись под актом, но прежде указать «С результатами проверки не согласен».

В случае обжалования в судебном порядке такой документ имеет большую юридическую силу. В случае проверки жилищных условий органами опеки подпись родителей не обязательна.

Акт обследования жилищно-бытовых условий составляется специально уполномоченными на то должностными лицами по установленной законом форме. О случаях, когда необходимо составление такого документа, речь пойдет ниже.

Когда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий

Акт проверки жилищных условий может составляться в нескольких случаях.

  1. Если у работников образовательных или медицинских организаций либо правоохранительных органов имеются основания полагать, что условия содержания ребенка не отвечают установленным требованиям (нарушаются правила гигиены и санитарии, родители не исполняют своих обязанностей, ребенок подвергается жестокому обращению и т. д.).
  2. В случае обращения гражданина для оформления опеки или попечительства.
  3. При получении ребенком травмы и обращения за медицинской помощью — с целью выявления характера данной травмы (несчастный случай или намеренное причинение вреда).
  4. При переезде семьи в иное жилое помещение, в котором условия проживания ребенка оцениваются как худшие в сравнении с предыдущим.
  5. Акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться в случае агрессивного, нервозного, неуравновешенного поведения ребенка в школе, а также при поступлении в правоохранительные органы заявления на несовершеннолетнего о совершении им административного правонарушения или преступления.
  6. Составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи и в случае постановки ребенка на учет в детской комнате полиции либо при принятии решения о возвращении ребенка в семью, из которой ранее он был изъят по решению суда.

Также проверка может производиться на основании заявления соседей, педагогов, участкового и т. п.

В зависимости от каждого конкретного случая, акт проверки жилищно-бытовых условий семьи может быть составлен с участием представителей органов опеки и попечительства, образовательного учреждения, в котором учится несовершеннолетний, участкового, сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, отдела здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, БТИ и т. д.

Зачем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Проверка условий, в которых проживает ребенок, является одним из способов защиты прав несовершеннолетних. В ходе проверки проверяющие должны оценить обеспеченность ребенка жилой площадью (в размере учетной нормы площади на каждого члена семьи, а также личной комнатой в установленных законом случаях), необходимой мебелью (в т.ч. письменным столом, кроватью), игрушками, местом для игр. Помимо этого проверяется наличие у ребенка одежды на разные сезоны, пищи, соответствующей возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям (например, когда по мед. показаниям ребенку необходимо придерживаться определенной диеты).

Также специалисты оценивают состояние жилья: наличие необходимого ремонта, чистоту, соблюдение правил хранения бытовой химии, ядов и т. п. Например, если в доме имеются животные, то их места должны содержаться в чистоте, ребенок не должен иметь доступа к продуктам жизнедеятельности животных. Помимо этого, проверяющие оценивают внешний вид родителей и ребенка: опрятность одежды, не имеется ли следов насилия. В акте также может отражаться наличие у родителей места работы, не страдают ли они пагубными привычками (наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией).

Необходимо сказать и о том, что акт обследования жилищно-бытовых условий семьи является неотъемлемой частью пакета документов при решении судом вопросов о лишении родительских прав, определении места жительства несовершеннолетнего, вынесения решения о привлечении его к административной или уголовной ответственности; при принятии уполномоченными государственными органами решения о постановке ребенка на учет, при оформлении опеки и попечительства и т. п.

Следует также сказать, что в большинстве случаев проверка проводится по предварительной договоренности проверяющего с семьей. Исключение составляют случаи проведения проверки в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, применяют насилие над ребенком в качестве воспитательной меры и т. п.

С составленным актом родители могут ознакомиться, однако их подписи в документе не требуется.

Образец акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Для понимания того, как должен выглядеть заполненный акт, приведем пример (образец) его составления.

Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Года, г. Москва

Комиссия в составе: учителя МБОУ «Средняя школа № 12» г. Москвы Иванов Иван Иванович, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 12» г. Москвы Петров Петр Петрович, член родительского комитета Сидоров Иван Иванович,

Года комиссия проверила жилищно-бытовые условия ученика 5 «В» класса МБОУ «Средняя школа № 12» г. Москвы Перевозчикова Ивана Сергеевича

Состав семьи: полная. Мать - Перевозчикова Оксана Ильинишна, отец - Перевозчиков Сергей Иванович.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 1 по адресу: г. Москва, ул. Новостроителей, 12-13. Квартира с удобствами, расположена на 1 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 60 кв. м.

Ученик проживает в жилой комнате, площадью 15 кв. м. Оборудовано рабочее место, обеспеченное канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи стабильный, средний. Ребенок обеспечен одеждой, полноценным питанием, посещает дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушки, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Иванов Иван Иванович /Иванов/

Петров Петр Петрович /Петров/

Сидоров Иван Иванович /Сидоров/



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ