Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Интересно: многие считают, будто те, кто думает, что Вселенную сотворил Бог, - это так называемые «верующие» люди, а признающие правой дарвинистическую теорию или теорию зарождения жизни через космических существ - это люди разумные, опирающиеся на научные факты и археологические находки. Однако для согласия с Дарвином нужно не меньше веры, тем более что наука, в том числе и археология, находит всё больше подтверждений достоверности Библии и существования Бога. Но нужны ли эти доказательства тому, кто отказывается верить в Него? Ведь можно спорить с чем угодно.

Например, начав в школе изучать химию, я наотрез отказалась верить в существование кристаллической решетки. У меня просто в голове не укладывалось, что в веществах между молекулами существуют какие-то особые связи, и, в конце концов, меня просто не устраивали рисунки в учебнике! И я решила, что это глупости. И никакие Менделеевы не смогли бы меня переубедить (от этого, наверное, у меня и было столько проблем с химией).

Но неверие в кристаллическую решётку, даже если она существует, не так опасно как неверие в Бога, если Он есть. Ведь тогда ты обрекаешь себя на настоящие проблемы.

Самое печальное, что человек, не веря в Бога, не в том видит смысл своей жизни, отсюда бессмысленная суета, пустота в душе, всевозможные комплексы, испорченные отношения и многое другое.

Но перейдём к доказательствам для тех, кто хочет верить в Великого Творца, у Которого всё под контролем,
Который всё делает с глубоким смыслом и чудесной целью. Итак, первое доказательство не только научное, но и вполне логичное.

Случайное появление легендарной горы и знаменитого Боинга

Помните известную гору Рашмор? На ней высечены образы Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Рузвельта. Легко ли вам поверить, что эти образы появились случайно? За столетия под воздействием дождя, ветра, вдруг появилось это чудо света. Конечно, это звучит глупо. Логика подсказывает нам, что люди спланировали и умело высекли эти образы. Если уж гора не могла появиться случайно, то тем более наша Земля, человек, Вселенная.

Фредерик Хойл, известный астроном, доказал, насколько абсурдно с точки зрения математики случайное соединение аминокислот в человеческой клетке. Он показал это на примере: есть ли вероятность, что торнадо пронесётся над рынком старых вещей, на котором будут содержаться все запчасти Боинга-747, и случайно сформирует самолет из этих частей и оставит его там, готовым к взлёту? Эту вероятность не стоит брать во внимание. Гораздо разумнее познакомиться с библейской историей происхождения Земли.

Итак, доказательство № 1: Слишком много «случайностей».

Посмотри на свой мозг

Благодаря мозгу человек способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации. Мозг воспринимает цвета и объекты, которые мы видим, температуру окружающей среды, давление ног на пол, звуки, боль. Мозг регистрирует эмоциональные реакции, мысли и воспоминания, контролирует протекающие в теле процессы и многое другое. Он обрабатывает свыше миллиона единиц информации всего лишь за одну секунду. Итак, можно ли сказать, что такой скоростной мозг - это результат случайности, взрыва, результат чудесных превращений обезьяны в человека?

Доказательство № 2: Лишь разум, преобладающий над человеческим, был способен создать такой поразительно сложный орган.

Идеальная планета

Если мозг человека так необыкновенно продуман, то что же говорить о чудесном устройстве всей нашей планеты? Наша планета имеет совершенный размер и соответствующую силу тяготения. Была бы Земля меньше, существование атмосферы на ней было бы невозможно, также как на Меркурии. Если бы Земля была больше, то она стала бы похожа на Юпитер, её атмосфера содержала бы свободный водород. Таким образом, Земля - это до сих пор единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной и животной жизни.

Видимо, наша Земля устроена гораздо сложнее любого Боинга. Если же его устройство говорит о мудром инженере, то тем более вся наша планета, любая её частичка указывает на такого Инженера, Который всё делает идеально.

Доказательство № 3: необычайная продуманность всего, что нас окружает.

НЕИЗМЕННАЯ Библия

Мысли о том, что Бог есть, посещают человека не только, когда он изучает природу. Бог оставил для людей ещё более ясное доказательство Своего бытия - Своё Слово, точность которого археологические раскопки продолжают подтверждать. Например, исторические находки в северном Израиле в августе 1993 года подтвердили существование царя Давида, автора многих Псалмов Биб-лии. Свитки Мёртвого Моря, найденные в Кумранских пещерах, и другие археологические открытия доказывают точность, неизменность Библии.

В результате того, что её переписывали (делали копии), переводили на другие языки, текст, записанный на её страницах, не пострадал.

Библия была написана за более чем 1500 лет, 40 разными авторами из разных мест, на трёх различных языках, затрагивая различные вопросы в разные моменты истории. Тем не менее, прослеживается поразительное постоянство Библейского текста. По всей Библии красной нитью проходит мысль
о том, что Бог нас любит и предлагает нам получить Его спасение и установить с Ним отношения, которые будут продолжаться вечно.

Доказательство № 4: мы имеем основания доверять тому, что написано в Библии.

Интересно, что путь многих учёных, которые впоследствии стали христианами, начался с того, что каждый из них пытался опровергнуть существование Бога, доказать что Библия - не историческая книга. Так, например, в советское время группе учёных поручили доказать, что евангельские истории - вымысел, но, обратившись к историческим справкам, они признали, что написанное о Христе - правда. Так что, дорогой друг, могу поздравить тебя с тем, что ты не жертва случайности, ты был задуман Богом задолго до того, как появился на свет, Он любит тебя и ждёт, когда ты поверишь Ему и доверишь свою жизнь!

Татьяна Громова

Причина и следствие: научные доказательства существования Бога

Кайли Батт

Вселенная существует и она реальна. Каждый рационально мыслящий человек должен признавать это. Если бы Вселенной не существовало, нас бы вообще здесь не было, и мы не могли бы вообще об этом рассуждать. Итак, возникает вопрос: «Как возникла Вселенная? Создалась ли она сама по себе? Если она не создалась сама по себе, должна была быть какая-то причина для ее создания». В этом и есть доказательства существования Бога .

Давайте рассмотрим закон причины и следствия. Насколько известно науке, у законов природы нет исключений. Это, конечно же, относится и к закону причины и следствия, который является наиболее универсальным и наиболее постоянным из всех законов. Простыми словами, закон причины и следствия гласит, что любое материальное следствие должно иметь адекватную причину, которая существовала до данного следствия.

Материальных следствий без адекватных причин не существует. Также, причина никогда не имеет места после следствия. Кроме того, следствие никогда не может превосходить причину. Вот почему ученые говорят, что любое материальное следствие должно иметь адекватную причину. Река не могла загрязниться из-за того, что в нее запрыгнула лягушка. Книга упала со стола не потому, что на нее села муха. Это не адекватные причины. Для любых видимых следствий должны быть представлены адекватные причины.

Пятилетним детям отлично удается применять закон причины и следствия. Мы можем представить себе маленького ребенка, который спрашивает: «Мама, а откуда взялись персики?» Мама отвечает, что они выросли на персиковом дереве. Затем ребенок спрашивает, откуда взялось персиковое дерево, а мама объясняет, что оно выросло из персика. И вы видите этот круг. Наконец, ребенок хочет знать, откуда взялось первое персиковое дерево. Он видит, что у всего должна быть причина, и он хочет знать, в чем заключалась эта причина.

источник - NASA

Одно можно сказать с полной уверенностью: Вселенная не создалась сама по себе! Мы знаем это, как научный факт, так как материя не может создавать материю. Если мы возьмем камень весом в 450 граммов и проведем на нем 50000 экспериментов, нам все равно никогда не удастся создать что-то большее, чем камень весом в 450 граммов. Итак, что бы не было причиной создания Вселенной, это не могло быть чем-то материальным.

ИЗ НИЧЕГО ПОЛУЧАЕТСЯ НИЧТО

Я знаю, что для такого интеллигентного человека, как вы, может показаться обидным то, что я включил сюда этот абзац, однако многие люди сегодня заявляют о том, что Вселенная возникла из ничего. Однако если когда-либо и были времена, когда не существовало ничего, значит, и сейчас ничего не было бы. Ведь закон о том, что из ничего получается ничто, действовал всегда. Если что-то существует сейчас, то что-то существовало и всегда.

Доказательства существования Бога - БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ПРИЧИНЕ

Библия, конечно же, не хранит молчания по поводу того, что стало причиной образования Вселенной. В самом первом стихе самой первой книги Библии говорится: «В начале Бог сотворил небо и землю» . В книге Деяний 17:24 отмечается, что Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, является Господом неба и земли. В Исходе 20:11 говорится: «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них» .

  1. Без сомнения, Бог является адекватной причиной, так как Он всемогущий. В книге Бытия 17:1 Бог сказал Аврааму: «Я Бог Всемогущий » .
  2. Существования Бога было до появления материального мира, соответствуя критерию о том, что причина должна существовать до следствия. Псалмист написал: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Псалом 89:3) . Вот эти текстовые и логичные доказательства существования Бога
  3. И, конечно же, Он захотел привить человечеству концепцию нравственности, так как Он – Бог морали. В послании к Титу 1:2 сказано, что Бог неизменен в своем слове.

Только Существования Бога соответствует всем необходимым критериям адекватной причины, которая была до появления Вселенной (доказательства существования Творца).


источник - NASA

Доказательства существования Бога, ПОЧЕМУ ДЛЯ БОГА НЕТ ПРИЧИНЫ?

Минуточку! Если мы утверждаем, что каждое материальное следствие должно иметь причину, и мы говорим, что только существования Бога могло стать причиной возникновения Вселенной, возникает резонный вопрос: «Что стало причиной возникновения Бога?» Разве закон причины и следствия не применим к Богу?

В законе причине и следствия есть одно слово, которое поможет дать нам ответ на этот вопрос. Это слово «материальный ». Каждое материальное следствие должно иметь причину, которая существовала до него. Ученые сформулировали закон причины и следствия на основании своих наблюдений за Вселенной, состоящей из материи. Никакие научные доказательства существования Бога или эксперименты невозможно провести на Боге, потому что Он – вечный Дух, а не материя (Иоанна 4:24) . Наука еще далека от того, чтобы знать все о материальном мире, и еще более далека от того, чтобы понимать вечную природу существования Бога. Должна была существовать некая первопричина, и существования Бога - есть единственный подходящий ответ. , который не материален, невозможно найти научным способом. Но все указывает на то, что Бог есть

Доказательства существования Бога - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закон причины и следствия – хорошо обоснованный закон, не имеющий известных исключений. Он был создан не для того, чтобы креационисты могли найти доказательства существования Бога (хотя он отлично это доказывает). Существует достаточно доказательств существования Бога, доказательств того, что для появления материальной Вселенной была необходима некая нематериальная причина. И этой нематериальной причиной является существования Бога. Если бы Вселенную создали естественные силы, которые беспорядочно производили некий отбор, тогда невозможно было бы объяснить нравственность человека. Почему существует Вселенная? Потому что в начале был Бог.

Есть ли Бог на самом деле – доказательства? Рано или поздно каждый думающий человек задает себе этот вопрос. Если Вы задумались над этим – Вы не одиноки. Ведь этот вопрос является с древних времен и до сего дня основным вопросом философии («Что первично? Сознание или материя?»).

Исходя из ответа на вопрос «Есть ли Бог?» мир людей делится на 3 категории:

  • Одни люди – верующие – верят, что Бог есть и им не нужны доказательства его существования.
  • Другие – атеисты – считают, что мир материален и не верят в нематериального Бога, как в главного Конструктора и Творца этого мира.
  • Третьи – агностики – считают, что обсуждать вопрос, есть ли Бог на самом деле, бессмысленно, так как невозможно доказать существование того, что невозможно «потрогать» или «увидеть».

Так или иначе, но ответ на вопрос, верить или не верить в существование Бога, влияет на всю нашу последующую жизнь . Каким именно образом происходит это влияние, Вы узнаете из этого потрясающего 3-х минутного видео.

Доказательство существования Бога. ВИДЕО

Итак, сегодня, как верующие, так и неверующие считают, что рационально доказать существование Бога нельзя. Только причины так у считать, у тех и других разные.

Верующие считают, что Бог открывается только в сердечной чистоте, а не при помощи горделивого и самонадеянного разума. Неверующие считают, что объективна только наука и раз измерить, зафиксировать факт существования Бога нельзя, значит его нет.

Но мало кто знает, что еще со времен философии средневековья существует традиция и практика доказательств бытия Бога. Философу и богослову-схоласту Фоме Аквинскому принадлежат труды, в которых он привел 5 доказательств существования Бога. Также доказательства существования Бога привел в своих трудах философ тех времен Ансельм Кентерберийский.

Строго говоря, вопрос, «Первично сознание или материя?» является основным вопросом философии. Этот вопрос другими словами можно сформулировать так: «Есть ли Бог?», «Кто сотворил материю?», «Что было до большого взрыва?», «Могла ли жизнь на Земле зародиться случайно? и так далее.

Если Вы хотите подробно узнать все 16 доказательств, существует ли Бог на самом деле , выведенных философами , можете обратиться к этой статье . В этом списке, в том числе, есть 5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского.

Здесь же я приведу только несколько из них — самые неоспоримые и очевидные доказательства существования Бога из самой жизни, замеченные еще Аристотелем и другими философам.

«Экзистенциальное доказательство» существования Бога

Это доказательство формулируется так: чтобы существовала любая структура, требуются непрерывные затраты энергии извне. Как только приток энергии извне прекращается, структура разрушается.

Рассмотрим на примерах. Чтобы построить дом, Вы затратите энергию на создание его проекта, строительство, затем на содержание дома. Если Вы прекратите поддерживать дом, он придет в запустение. Еще один пример. Если Вы захотите иметь свой огород, Вам понадобится затратить энергию на подготовку земли, посадку растений. Как только Вы прекратите прикладывать свой труд, свою энергию, сорняки уничтожат Ваш огород.

Весь наш мир, включая не только Землю и Солнечную систему, но и всю Вселенную и микромир, устроен гораздо сложнее, чем дом и огород. Так почему же столь сложные структуры до сих пор существуют? Несомненно, по причине того, что они были сотворены Кем-то и поддерживается Им с тех пор.

«Антропный принцип Вселенной», как доказательство существования Бога

Скорее всего Вы заметили, что в последнее время, наука и религия, находившиеся долгое время в противоречии, в последнее время стали опять сближаться. Ведь исследования, например, в области , показывают, что мир не так уж и «материален», как мы раньше себе его представляли.

Другие полезные статьи

Но вернемся к Антропному принципу Вселенной. Современная наука внезапно выяснила, что появление жизни на Земле, а также развитие цивилизации стали возможны только благодаря парадоксально маловероятному сочетанию чрезвычайно жестких условий. Среди них:

И еще совпали множество пропорций и взаимосвязей нашего сложнейшего мира. Ученые говорят, что взаимосвязанность всех этих факторов такова, что возможность случайного их совпадения исключается полностью.

«Космологическое доказательство» существования Бога

Это доказательство было сформулировано еще Аристотелем и позже было использовано философом средневековья Фомой Аквинским в числе 5-ти доказательств существования Бога. Чаще всего формулируется в таком виде:

Каждая вещь в этом мире, включая Вселенную, имеет причину своего существования и продолжать цепочку, последовательность причин бесконечно нельзя. В конце концов мы придем к Первопричине.

О ней говорят сегодня не только философы, но и другие ученые («Что было до Большого взрыва?»). Сам собой напрашивается ответ на вопрос «Что есть первопричина Вселенной?». Это Бог, он не материален, а «идеален», «духовен», как мысль и является скорее не Причиной, а Создателем Вселенной и ее Законов.

Есть ли Бог - мнения учёных

Продвигаясь всё дальше вглубь микромира и макромира, ученые все чаще говорят о том, что наука и религия совсем не противоречат друг другу. Ранее, до того, как пути науки и религии разошлись, многие ученые, например, Ньютон, были богословами.

Неправда ли, захватывающе? А хотите узнать ответы еще и на эти вопросы: - почему тайны мироздания, законы физики, решения задач по математике открываются только избранным гениям? В чём их секрет? - и почему древнегреческих философов в Золотой век цивилизации посещали откровения о мироздании, а нас сейчас не посещают? Читайте ответы на эти вопросы в этой полезной и познавательной статье

Резюме

Мне бы очень хотелось, чтобы статья «Есть ли Бог на самом деле – доказательства» оказалась для Вас полезной. Главный вывод, который можно сделать, наблюдая внимательно за окружающим нас миром, заключается в том, что этот мир Кто-то создал и украсил для нас. Этот Кто-то его постоянно поддерживает и без Него мир не мог бы просуществовать и мгновения.

Желаю всем радости в познании нового и вдохновения во всех Ваших делах!

Профессор Башкирского государственного университета Нажип Валитов прежде был весьма далёк от богословия. Он химик с мировым именем, член Нью-Йоркской академии наук, всю жизнь занимался проблемами исключительно своей науки. И не предполагал, что его открытиями заинтересуются духовные лидеры.

Монография профессора Валитова, выпущенная в академическом издательстве, произвела шок в научных кругах. Строгим языком формул профессор Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. «Прежде считалось, что никакое взаимодействие не может совершаться со скоростью, превышающей скорость света, - рассказывает о своём открытии профессор Валитов. - Это триста тысяч километров в секунду. Но оказалось, что электромагнитные и гравитационные поля взаимодействуют мгновенно».

Профессор химии Валитов: «Я обосновал это теоретически и подтвердил экспериментально. А потом поразился - ведь это говорит о существовании во Вселенной какой-то единой высшей силы! Ведь, по сути, всё связано со всем. Но глобальных философских выводов в монографии делать не стал. Счёл, что моя книга и без того бунт в академической науке».

Валитов получил конверт из Ватикана и не поверил своим глазам. Нажип Хатмуллович не предполагал, что в ведомстве Папы Римского интересуются химией и физикой. А когда перевёл текст, то удивился ещё больше. «Дорогой профессор! - писал помощник Папы монсиньор Педро Лопес Куинтана. - Его Святейшество Папа Иоанн Павел II уверяет Вас, что он посвящает Вам свои молитвы. Он желает также, чтобы Вы знали, что Первосвященник ценит чувства, побудившие Вас написать эту монографию. Только после тщательного исследования и солидной экспертизы мы решили прислать Вам нашу благодарность».

Профессор Валитов почувствовал себя несколько неуютно: задал задачку самому Папе Римскому! Представил, каково было католическим епископам понять четыреста страниц формул и графиков! И теперь за Валитова, человека, который прежде числил себя материалистом и считал, что там, где начинается религия, кончается наука, молится сам Папа Римский! Нажип Хатмуллович взял письмо из Ватикана и отправился к Верховному муфтию России Талгату Таджутдину. Подарил ему свою книгу, рассказал о её сути.

Профессор осторожно спросил муфтия, как следует относиться к молитвам папы Римского: - По происхождению я мусульманин, мой дед в Мекку ходил: Муфтий успокоил: Бог один для всех. И я за вас тоже помолюсь! Профессор Валитов перечитал Коран, изучил Библию, проштудировал Тору. И удивился, насколько точно в их текстах обозначена суть его научного открытия. - «В священных книгах основных мировых религий, - говорит профессор Валитов, - написано, что Бог всевидящий и всеслышащий.

Прежде некоторые учёные-атеисты часто критиковали именно это определение. Их логика была, на первый взгляд, железной: поскольку скорость света имеет предел, то Господь Бог, если он есть, не может мгновенно услышать и увидеть содеянное человеком. Однако оказалось, что мысль каждого из нас материальна. Атомы в молекулах, из которых состоят нейроны мозга, совершают поступательные, колебательные и вращательные движения. И процесс мышления обязательно сопровождается испусканием и поглощением силовых линий электромагнитного и гравитационного полей.

Этот процесс можно мгновенно засечь из любой точки Вселенной. - Значит, Бог знает каждую нашу мысль? - Да. Есть сила, которой подчинено всё. Мы можем называть её Господом, Аллахом, Мировым разумом. Суть не меняется. И взаимодействие в мире мгновенно, где бы не находились объекты.

Я пришел к выводу, что Библия, Коран и Тора среди немалого количества разночтений имеют множество совершенно одинаковых постулатов. И их фундаментальные истины укладываются в мои расчёты. И значит, в этих формулах нет ничего нового. Только подтверждение тому, что дано человечеству свыше тысячелетия назад».

Коллеги подсчитали: теория профессора Валитова опровергает 12 законов термодинамики, 20 разделов химии, 28 физики, 40 разделов математики. Он предложил им проверить свои выводы и никто не смог их опровергнуть. Самое парадоксальное, что на теоретических выводах Валитова о мгновенности воздействия базируются семнадцать внедрённых им промышленных процессов в химическом производстве. В том числе производство лучшего в мире ракетного топлива. Коллеги из Канады пригласили Нажипа Хатмулловича выступить нынешней осенью с докладом на международном конгрессе химиков.

Посыпались отклики на его труды от религиозных и государственных деятелей.

Свою благодарность Валитову за доказательство истин Корана прислал Король Саудовской Аравии Фахд.

Сейчас профессор Валитов считает себя верующим человеком: - Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл его в своём сердце…

Существуют ли доказательства бытия Бога в православии? Как доказать, что Бог есть, что Он существует? Читайте в статье протодиакона Андрея Кураева.

Как доказать существование Бога?

Их много. Но все они достаточно тактичны, чтобы не навязывать себя тем, у кого нет желания их понять или просто не хватает ни опыта жизни, ни опыта мысли для того, чтобы разглядеть их правоту.

Самый традиционный аргумент указывает на разумность природы как на проявление Творческого разума. Представьте, что в лесу мы нашли бревенчатый дом. Придет ли нам в голову сказать, что здесь просто часто бывают ураганы и один из них вырвал несколько деревьев, закрутил их, обтесал, распилил и затем случайно сложил в таком порядке, что появился сруб, а ураганы следующих лет случайно вставили в него оконные рамы и двери, настелили полы и положили крышу? Вряд ли найдется такой “эволюционист”. Но ведь строение не то что клетки, а даже молекулы ДНК несопоставимы по своей сложности не то что с лесной избушкой, но и с современнейшим небоскребом. Так разумно ли упорствовать в вере, будто много-много слепых ураганов породили жизнь? Это Шекспировский знахарь мог сказать: “Возьмите немного грязи, немного солнца – и вы получите нильского крокодила”. Но сегодня с помощью разума пытаться доказать, что в мире нет Разума, – это не очень разумное занятие.

Кстати, “теория эволюции” Дарвина доказала только одно – свою безграничную уверенность в своих собственных достоинствах. В чем Дарвин видел “двигатель прогресса”? – В “борьбе видов за выживание” и в “естественном отборе”. И то и другое, конечно, есть (хотя современная экология говорит, что виды скорее сотрудничают, чем борются, и Дарвин слишком поспешно перенес нравы раннекапиталистического общества в природу). Но ведь объяснять все “естественным отбором” – все равно, что сказать, что АвтоВАЗ развивается и выпускает новые модели только потому, что в нем есть отдел технического контроля, который не выпускает бракованные машины за пределы завода. Не ОТК ведь создает новые модели! И “мутациями” здесь много не объяснишь. Они несомненно есть, но если они носят лишь случайный характер, то они и есть не более чем серия ураганов. Скорее ураган, пронесшийся по самолетному кладбищу, соберет новехонький суперлайнер, чем случайные “мутации” – ураганы молекулярного уровня – создадут живую клетку или новый вид. В конце концов в “неодарвинизме” теория эволюции выглядит так: если долго бить кулаком по черно-белому “Горизонту”, он в конце концов станет цветным “Панасоником”. Если долго бить воблой о столешницу – когда-нибудь у нее появятся крылья и она запоет соловьем.

Доказывает ли это, что Бог есть? Нет – это лишь доказывает, что нельзя безнаказанно (для сохранения своих умственных способностей) утверждать, что “наука доказала, что Бога нет”. Это доказывает, что в мире действует сверхчеловеческий Разум. И доказывает тем, что указывает лишь на страшную, бесчеловечную абсурдность противоположного утверждения… А отождествит ли человек этот Разум с Богом Библии – это уже вопрос его интимного и совершенно свободного выбора…

Или вот еще один аргумент – космологический. Все, что существует, имеет свою причину, не правда ли? Мир тоже существует. И, значит, у него тоже должна быть причина для его существования. Что может находиться вне материального мира? Только мир не-материальный, духовный, в котором нет причин, а есть Свобода, и который поэтому сам не нуждается в том, чтобы вне него была еще какая-то более высокая причина… Если честно, то это – не математическое доказательство. Скорее, это эстетический аргумент. Если у человека есть некоторый философский вкус, если он чувствует аромат слов “бытие” и “мироздание”, он почувствует дисгармоничность, некрасоту противоположного предположения. Во всяком случае Гегель попытку выстроить бесконечный ряд матрешечных вселенных, которые безумно и бессмысленно, механически бесцельно порождают друг друга, назвал “дурной бесконечностью”.

Вообще, как нетрудно заметить, все аргументы о бытии Бога строятся не на утверждениях, а на приведении к абсурду противоположного мнения.

Задумывались ли Вы, в каком мире Вы поселили себя Вашим собственным неверием? Если нет – посмотрите на людей, которые об этом думали долго, думали мучительно: думали не только рассудком, но и сердцем.

“Так на что же нам опереться? Где находится то место вселенной, где наши поступки не были бы продиктованы нам жестокой нашей нуждой и жестоким нашим принуждением? Где то место вселенной, где мы могли бы расположиться без маски и без страха быть изгнанными в промозглый холод декабрьского предполночного часа? Может ли быть вообще такое место в этом мире для нашей обнаженной души, где она может отогреться, где мы могли бы снять всю эту чуждую нам поклажу и дать, наконец, отдых усталым мускулам нашего тела и еще более измученным мускулам нашего лица? Где же, наконец, то место вселенной, где мы хотели бы умереть? Ибо именно оно и только оно есть то место, где нам стоит жить”. Это в семидесятые годы не для печати и не для обысков писал теперь уже ушедший в искомый им мир философ Николай Трубников.

А вот за эти строки, написанные в конце двадцатых, Алексей Федорович Лосев заплатил годами лагерей: “Единственное и исключительно оригинальное творчество новоевропейского материализма заключается именно в мифе о вселенском мертвом Левиафане, вселенском дохлом чудище. Вы живете холодным блудом оцепеневшего мирового пространства и изувечиваете себя в построенной вами самими черной тюрьме нигилистического естествознания. А я люблю небушко, голубое-голубое, родное-родное… Неимоверной скукой веет от мира ньютоновской механики, от абсолютной темноты и нечеловеческого холода межпланетных пространств. Что это как не черная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то и другое все-таки интереснее и говорит о чем-то человеческом. То я был на земле, под родным небом, слушал о вселенной “яже не подвижится”. А то вдруг ничего нет: ни земли, ни неба “яже не подвижится”. Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту. Читая учебник астрономии, чувствую, что кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома. А за что?”

Самый интересный аргумент – он называется “онтологическим” – говорит просто: Бога просто логически не может не быть. То есть сказать фразу “Бог не существует”, значит сказать логическое противоречие, потому что признак “существовать” входит в логическое определение Высшего Бытия… Скажете, так ничего доказывать нельзя? И будете не правы. Есть три вещи на свете, к которым приложимо такое доказательство. Во-первых – это я сам. Помните Декартово “мыслю – следовательно существую”.

Это как раз и было попыткой вопреки тотальному скептицизму и сомнению доказать, что хоть что-то действительно есть, а не привиделось мне (или какому-нибудь космическому Скитальцу) во сне. Если я сомневаюсь в существовании самого себя, значит я уже существую, ибо если бы меня не было, некому было бы и сомневаться. Сказать “Я не существую” – значит сказать абсурд, значит – я действительно есть. Во-вторых, такой ход аргументации приложим к существованию как таковому. Сказать “бытие не существует” – также значит сказать нелепицу. А Бог есть Абсолютное Бытие и уж о Нем-то сказать “Абсолютное Бытие не существует” – это нелепица в бесконечной степени.

Убедительно? Да, но только для человека с культурой философского мышления. Аргументы Эйнштейна тоже ведь понятны только людям с культурой математической мысли…

Но в конце концов, никого нельзя принудить мыслить логично и разумно…,

Теперь же пора сказать и о том, на что намекали участники исторического разговора на Патриарших прудах.

Как вы помните, Иван Бездомный, достойный представитель страны, в которой “чего ни хватишься – того и нет” посоветовал отправить Канта на три года в Соловки. Столь суровую меру калининградский мыслитель заслужил в глазах советского поэта за свое “нравственное доказательство бытия Бога”.

Кант начинает с уже известной нам посылки: ничто не происходит в мире без причины. Принцип детерминизма (то есть причинно-следственных отношений) – это самый общий закон мироздания. Ему подчиняется и человек. Но в том-то и дело, что – не всегда. Бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем автоматически не понуждаемый. Если мы скажем, что у каждого человеческого поступка есть свои причины – то награждать за подвиги надо не людей, и эти самые “причины”, и их же надо сажать в тюрьму вместо преступников. Там, где нет свободы – там нет ответственности и не может быть ни права, ни нравственности. Кант говорит, что отрицать свободу человека – значит отрицать всю мораль. А с другой стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только я присмотрюсь к себе самому, то должен будут признать, что по большому счету я-то действую свободно. Как бы ни влияли на меня окружающие обстоятельства или мое прошлое, особенности моего характера или наследственность – я знаю, что в момент выбора у меня есть секундочка, когда я мог стать выше самого себя… Есть секундочка, когда, как выражается Кант, история всей вселенной как бы начинается с меня: ни в прошлом, ни вокруг меня нет ничего, на что я смел бы сослаться в оправдание той подлости, на пороге которой я стою…

Значит, у нас есть два факта – 1) все в мире живет по закону причинности и 2) человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону. И есть еще один принцип: на территории данного государства не подчиняются его законам только те лица, у которых есть право “экстерриториальности”, т.е. дипломатический корпус. Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной. Это значит, что человек не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы. Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны. В общем: мы свободны – а, значит, Бог существует. Русский современник Канта – Гавриил Державин – пришел к такому же выводу в своей оде “Бог”: “я есмь, а значит, есть и Ты!”.

А вообще “доказательствам бытия Бога” не надо придавать излишнего значения. Вера, которая вытащена клещами аргументов, немногого стоит. Бытие Божие, как писал в прошлом веке Иван Киреевский, не доказуется, а показуется.

Человек становится христианином не потому, что кто-то припёр его к стенке доказательствами. Просто однажды он сам своей душой коснулся Святыни. Или – сам; или – как сказал один православный богослов: “никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияния вечной жизни”..

Церковь не стремится доказать бытие Бога. Путь ее доказательств другой: “Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят”. Так сказал Христос. А спустя полторы тысячи лет Паскаль посоветует знакомому скептику: “Постарайся укрепить свою веру не умножением числа доказательств, а уменьшением числа собственных грехов”.

Богословие – это экспериментальная, опытная наука. Верующий человек отличается от неверующего тем, что круг его опыта просто шире. Так отличается человек, у которого есть музыкальный слух, от человека, который не может слышать гармонии созвучий. Так отличается человек, который сам побывал в Иерусалиме, от человека, который утверждает, что такого не может быть, потому что Иерусалим и то, что о нем рассказывают, – это миф невежественных средневековых варваров.

Если у человека есть опыт Встречи – как многое меняется в его мире! А если он утрачивает его – как многое тускнеет. Один юноша написал на заре 19 века: “Когда человек сподобился этой добродетели, соединения со Христом, он со спокойствием и внутренней тишиной встречает удары судьбы, мужественно противостоит бурям страстей, бесстрашно переносит ярость злобы. Как не стерпеть страдания, если знаешь, что упорствуя во Христе, усердно трудясь, славишь самого Бога?!” Потом, отрекшись от Христа, автор этих замечательных строк о соединении всю последующую свою жизнь писал только об отчуждении. Звали этого юношу Карл Маркс …

1. К.Маркс. Соединение верующих со Христом согласно Евангелию от Иоанна (15,1-14). Выпускное гимназические сочинение (цит. Г.Кюнг. Существует ли Бог? 1982, с.177).

Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить. М., 1999



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ