Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это границаопыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как "первофеномены" и рациональное содержание значений ("идеи"). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективныйподход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое...

Философский словарь

(греч. - являющееся) - понятие, означающееявлениепредмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность...

Философский словарь

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому...

Философский словарь

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии...

Философский словарь

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что...

В философии

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано . Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому, феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только лишь данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

В естественной науке

В естественных науках феномен - наблюдаемое явление или событие. Часто этот термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут быть наблюдаемый феномен лунной орбиты , или феномен колебаний маятника . .

См. также

Примечания

Литература

  • Михайлов К. А. Феномен // Новая философская энциклопедия . - М .: Мысль, 2000. - ISBN 5-244-00961-3 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Феномен" в других словарях:

    - (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… … Философская энциклопедия

    феномен - а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. phainomenon, от phainein делать видимым, казаться). 1) всякое явление или событие в природе. 2) вообще всякое редкое, необычайное явление. 3) личность, выдающаяся своими талантами, поступками и проч. 4) филос.: объект воспринятый вашими… … Словарь иностранных слов русского языка

    Исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

    Феномен - Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

    - (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

    феномен - и допустимо феномен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от греч. phainomenon являющееся) ..1) необычный, исключительный факт, явление2)] Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу,… … Большой Энциклопедический словарь

    I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ФЕНОМЕН, а, муж. (книжн.). 1. Явление, в к ром обнаруживается сущность чего н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком н. отношении. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

Феномен - это нечто исключительное и небывалое. В естественной науке под этим словом принято подразумевать необычное и запоминающееся явление, редкий факт, который трудно объяснить. Выдающегося человека тоже могут назвать феноменом. Например, вспомните, Людвига ван Бетховена, который сочинял удивительную музыку, будучи глухим, - это самый настоящий феномен!

Кстати, что касается ударения, то на сегодняшний день приняты за правильные оба варианта - фенОмен и феномЕн (однако в научной терминологии допускается только фенОмен).

Феномен в философии

Философы античного периода часто использовали термин «феномен», его можно встретить у целого ряда авторов. Под этим понятием они подразумевали предмет знания. У Платона феномен является отражением идеи, он противоположен ей.

Философия более позднего времени трактует это понятие как объект, который был создан трансцендентальным, посторонним субъектом. У Брентано определение феномена играет чрезвычайно важную роль. Под этим словом понимают все, что представляет собой объект научного изучения. Так, феномены делятся на:

  • психические (или внутренние);
  • физические (или внешние).

При этом для личных наблюдений доступен исключительно внутренний осознанный опыт человека. Феномен несет всю совокупность знаний о конкретном предмете. У философа Гуссерля феномен отличается единством содержаний. Этот философ утверждал, что существуют чистые содержания сознания, рассматриваемые без связи с материальным миром.

В психиатрии и науке

В психиатрии под словом «феномен» обычно понимают любое личностное переживание. Определение феномена положило начало феноменологическому подходу, основанному Ясперсом.

Что касается естественной науки, то здесь феномен - неожиданно возникшее явление. Термин может применяться и отдельно от рассмотрения причин такого события.

Феномены природы

Природа поражает человека своими явлениями. Ниже перечислены самые загадочные феномены:

  • северное сияние;
  • трубчатые облака;
  • пенитентес;
  • самовольное движение камней;
  • огненные смерчи;
  • песчаные бури;
  • радуга;
  • базальтовые пласты геометрически правильной формы;
  • возникновение жизни на земле;
  • появление людей.

Теперь вы знаете, что такое феномен и какое значение имеет это понятие в науке, философии и психиатрии. Возможно, вам будут интересны и другие наши статьи.

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» – популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда – смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия...

Ноумен и феномен

НОУМЕН И ФЕНОМЕН - понятия, обозначающие: в первом случае - скрытую сущность предмета или явления, постигаемую разве что в процессе его глубокого изучения, осмысления, умозрительного созерцания; во втором случае - результат воздействия предмета на органы чувств, внешнее проявление какой-то вещи, ошибочно принимаемое за ее сущность. Феноменом также называют необычное, редкое явление, исключительный факт.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 250.

Феномен (Подопригора)

ФЕНОМЕН [позднелат. phaenomenon, от греч. … букв. - являющееся] - явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании. Аристотель применял иногда термин «феномен» в смысле «видимого», «иллюзорного», а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Согласно Канту, феномен - все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями.

Феномен (Конт-Спонвиль)

ФЕНОМЕН (PHENOMENE). То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление - не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, постигаемого разумом), реальность для нас (в противоположность вещи в себе) и единственно познаваемая реальность. Современная философия, в частности феноменология, отказалась от противопоставления феномена ноумену, или вещи в себе. Феномен, пишет Сартр, больше не указывает свысока «на истинное бытие абсолюта.

Феномен (Фролов)

ФЕНОМЕН (греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Феномен принципиально отличается от ноумена, который остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия феномен резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С точки зрения диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Філософський термін "феномен" стався від грецького " phi-alpha-iota-nu-? mu-epsilon-nu-omicron-nu- ", що означає" є "," рідкісний факт "," незвичайне явище ". Якщо озирнутися навколо, то можна побачити безліч предметів, відчути запахи, теплоту або холод, побачити красу і захопитися нею, почути музику і прийти у захват від її мелодійних звуків. Всі ці предмети і явища в філософії прийнято називати цим терміном. Одним словом всі вони - феномени. Це філософські поняття, які позначають ті явища, які можна осягнути в чуттєвому досвіді. Всі вони можуть стати об"єктом споглядання і наукового спостереження.

Види феноменів

Виходячи з вищесказаного, ці предмети і явища можна розділити на фізичні і психічні. Відповідно до теорії австрійського філософа Франца Брентано, до перших належать звуки, запахи, природний ландшафт, опади, поля, ліси, гори і долини, дерева і чагарники і інші предмети оточуючого нас світу. Всі вони дані нам у досвіді, тобто у нас є можливість їх бачити, чути, відчувати і відчувати. А ось психічні феномени - це вся наша психічна діяльність, тобто всі ті уявлення, які за допомогою відчуттів або уяви виникають у нас у свідомості. До них відносяться акти слухання, уявлення, бачення, відчуття, фантазування, а також такі як спогад, сумнів, сужденіе- душевні переживання: радість, смуток, страх, надія, відчай, мужність, боягузтво, любов, гнів, ненависть, здивування, бажання, хвилювання, захоплення і т. д.

Культурний феномен

Слово "культура" має безліч значень. Вона є об"єктом пізнання різних наук: філософії, соціології, естетики, культурології, етнографії, політології, психології, педагогіки, історії, мистецтвознавства і т. Д. В широкому розумінні культура - це вся людська діяльність, яка може мати самі різні прояви. Вона включає в себе всі способи і форми самопізнання і самовираження, які накопичені соціумом, та й окремою особистістю. У вузькому ж розумінні культурою є ряд кодів (норм поведінки, правил, стереотипів, звичаїв і ритуалів і т. Д.), Прийнятих в даному суспільстві, і які керують людською поведінкою. Одним словом, культура - це матеріальні та На нашій планеті перші з них мають особливий сенс тільки для людини, оскільки вони освячені звичаями, мистецтвом, релігією, одним словом - культурою. Що ж стосується духовних цінностей, то тут не все так однозначно. Ми вже не раз ставали свідками того, що і брати наші менші здатні виявляти такі почуття, як відданість, любов, прихильність, радість, смуток, образа, подяку і т. Д. І т. П.

Культура і соціум

У соціокультурному контексті поняття "феномен" отримує статус категорії. Це явище, яке досліджується в культурі. Сьогодні це все частіше стає об"єктом різних наукових робіт: дисертацій, доповідей, дипломних і курсових. Проте їх авторам вкрай важко дати точне визначення даного явища. Кожен його трактує по-своєму. Об"єднання таких двох понять, як "соціум" і "культура", повсюдно. Культура бере участь або присутній практично у всіх без винятку сферах людської життєдіяльності. В нашу лексику постійно входять такі вирази, як "соціокультурний простір", "культурна політика", "культура особистості" і т. Д. Багато з цих понять стали для нас настільки звичними, що ми навіть не помічаємо, як часто вживаємо їх. Так як же розуміти феномен культури? Це в першу чергу особливий спосіб людської життєдіяльності, де об"єктивне і суб"єктивне виступають як єдине ціле. За допомогою культури відбувається організація і регуляція життєдіяльності людини, що веде до збільшення рівня його активності як члена суспільства.

Соціокультурне в роботах Петіріма Сорокіна та Ф.Тенбрука

П. А. Сорокін також досліджував це явище. Згідно з ним, соціокультурний феномен - це все те, що отримують люди від свого оточення завдяки зв"язку з культурою, яка, в свою чергу, є носієм "надорганическое" цінностей. Під останніми він розумів все те, що виробляє наприклад, це можуть бути мови, релігія, філософія, мистецтво, етика, право, манери, звички і т. д. і т. п. Одним словом, згідно Сорокіну, «соціокультурної» є базовою категорією соціального світу, яка має на увазі нерозривність особистості, культури та суспільства. А німецький філософ Ф. Тенбрук називав цей зв"язок «безшовним з"єднанням» трьох складових: індивіда, соціуму і системи моральних і матеріальних цінностей, тобто культури.

Що можна вважати соціально-культурним феноменом?

Давайте спочатку перерахуємо ті явища, які потрапляють під визначення соціальний феномен. Це цілий набір понять, які зачіпають особистість, яка живе в суспільстві собі подібних. Звичайно, це не повний список, але ось деякі з них:


А це перелік соціокультурних феноменів. Він більш обширний. Ці феномени - це об"єднані в одне ціле культурні та соціальні явища. Ось вони:

  • освіта;
  • наука;
  • політика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • виховання;
  • сім"я;
  • мода;
  • бренд;
  • релігія;
  • міф, легенда;
  • доверіе;
  • щастя;
  • горе;
  • правова действітельность;
  • матерінство;
  • толерантность;
  • кіч і т. д.

Цей список можна продовжити до нескінченності.

Соціокультурний феномен розвитку

У нашому світі ніщо не постійно і не стоїть на місці. Всі явища або удосконалюються, або руйнуються, рухаючись до своєї остаточної загибелі. Вдосконалення - соціокультурний феномен розвитку. Це процес, спрямований на позитивну зміну як матеріальних, так і духовних об"єктів з однією єдиною метою - стати краще. З курсу філософії відомо, що здатність змінюватися є універсальним властивістю як матерії, так і свідомості. У цьому полягає загальний для всіх (природи, пізнання і суспільства) принцип існування.

Особистість як психологічний феномен

Істота, що володіє тобто жива людина, є особистістю. У нього дуже складна структура, яка є цілісним системним утворенням, сукупністю дій, відносин, значущих, з точки зору суспільства, психічних властивостей індивіда, які були сформовані в результаті онтогенезу. Вони визначають його дії і вчинки як поведінка суб"єкта спілкування і діяльності, що володіє свідомістю. Особистість здатна до саморегуляції, а також до динамічного функціонування в суспільстві. При цьому її властивості, відносини і дії гармонійно взаємодіють між собою. Напевно всі знайомі з такою оцінкою особистості, як "стрижень". Цією властивістю наділені ті індивіди, які володіють сильним характером. Однак у психології "стрижневе" освіта особистості пояснюється інакше - це його самооцінка. Вона будується на підставі відносини індивіда до самого себе. На це також впливає те, як людина оцінює інших людей. У традиційному розумінні особистістю є індивід, який виступає як суб"єкт суспільних (соціальних) відносин і духовної діяльності. У цю структуру також входять фізичні та фізіологічні особливості організму людини, а також його психологічні характеристики. Таким чином, крім соціальних і соціокультурних феноменів існує психологічний феномен. Це ті явища, які стосуються окремої особистості і її внутрішнього світу: це почуття, емоції, переживання і т. Д. Так, психологічним феноменом може бути любов, ненависть, агресія, симпатія, маніпуляція і т. Д.

Висновок

Незалежно від того, до якої категорії вони належать, феномени - це все те, що може стати об"єктом спостереження з метою пізнання.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ