Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Порядок и условия регистрации безработных граждан в РФ в 2019 году — основные моменты и термины, этапы оформления и особенности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В настоящее время нередко встречаются случаи сокращения сотрудников на предприятиях. В таких ситуациях всегда можно обратиться за помощью в Центр по вопросам занятости.

Посредством этой службы государство предлагает людям различные виды трудоустройства. В то же время безработный человек получает льготы и гарантии.

Общие моменты

Трудоспособные люди, не имеющие дохода, готовые приступить к работе, обратившиеся по этому поводу в органы занятости, должны регистрироваться согласно установленным Порядком.

Служба, занимающаяся вопросами трудоустройства населения, обязана предлагать людям вакантные места, в том числе временные, а также при их отсутствии общественные работы с оплатой.

Граждане имеют возможность проходить курсы профессиональной подготовки для того, чтобы устроиться на подходящую работу.

Основные термины

Безработный Это человек, по своим моральным и физическим качествам способный трудиться, но не имеет работы и заработка. Для того чтобы получить данный статус, человек обязательно должен быть зарегистрирован в государственном Центре занятости.Лица, которые официально признаны безработными, претендуют на дополнительные возможности и гарантии. Также этим людям выплачивается пособие. Данный статус присваивается человеку, которому в течение десяти дней со дня обращения не предложили подходящую работу
Занятость Это деятельность граждан, которая не противоречит законодательству и приносит прибыль человеку.
Работа называется подходящей, если она соответствует квалификации гражданина, его физическому здоровью, расположена в пределах транспортной доступности
Пособие по безработице Вид поддержки не имеющих работы граждан, оказываемое государством. Его размер не меньше установленного прожиточного минимума и не ниже 20% от него

Кто не может получить данный статус

  1. Граждане младше 16 лет.
  2. Получающие пенсию по достижении старости и за выслугу лет.
  3. Которые обратились в Центр по вопросам занятости, но отказались от двух вакансий в течение десяти дней. Которые не были трудоустроены ранее и отказались от двух предложений.
  4. Зарегистрировались на бирже труда, но не явились в период десяти дней для предложения им вакансии, и граждане, которые не пришли в срок для получения статуса безработных.
  5. Занимающиеся исправительным работам или граждане, лишенные свободы.
  6. Которые представили поддельные документы об отсутствии работы и дохода и иные ложные справки.

Законодательное регулирование

Порядок регистрации безработных регулируют:

  • Постановление Правительства РФ от 7.09.2012 г. №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон РФ от 19.04.1991 (ред. От 29.07.2017) «О занятости населения в РФ».

Имеют право:

  • на подбор вакантного места через работодателя или Центр занятости;
  • на получение консультации об актуальных предложениях трудоустройства;
  • на возможность прохождения обучения и курсов переподготовки.

В Центре занятости, заводится личное дело. В нем ведется учет всех предложений вакантных мест, направлений на трудоустройство и кадровую подготовку.

Реквизиты документов, порядок его ведения и хранения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Кому отказано в присвоении статуса безработного, может повторно подать документы в Центр по вопросам занятости спустя 30 дней .

Порядок и условия регистрации безработных граждан в органах Службы занятости

  • если не имеет работы и дохода;
  • при становлении на учет на бирже труда;
  • он активно ищет работу и готов к ней приступить.

Порядок и условия регистрации безработных граждан, зарегистрированных по месту жительства, установлен Постановлением Правительства РФ.

Фото: регистрация в органах государственной службы занятости населения в качестве безработных

Оформление происходит в несколько этапов, и каждый из них подлежит отдельному учету в Центре занятости.

Формы документов устанавливает Минтруда РФ. Все услуги в помощи трудоустройства предоставляются бесплатно. Заявление в Центр занятости населения на учет по безработице можно .

Этапы оформления

Пять этапов оформления безработных граждан. Каждый из них подлежит отдельному учету в органах занятости:

1 этап. Первичная регистрация На данном этапе человек добровольно обращается в Службу занятости для получения интересующей его информации. При первичном обращении не требуется предъявление документов. При этом сотрудники Службы могут вести учет общего количества безработных
2 этап. Регистрация для поиска работы На данном этапе человек регистрируется в Службе по вопросам занятости для дальнейшего поиска вакантных и подходящих мест. Данная функция доступна по месту регистрации по месту пребывания гражданина РФ. При вторичном обращении уже требуется предъявление пакета документов. Далее до истечения 10 дней человеку поступает два предложения работы
3 этап. Регистрация граждан в качестве безработных Если по истечении 10 дней человеку не предложили подходящей вакансии, то он может быть зарегистрирован как безработный. Далее принимается решение о присвоении этого статуса и назначении социальной выплаты по безработице
4 этап. Перерегистрация безработных граждан Получивший статус безработного, должен проходить перерегистрацию в установленные сроки (2 раза в месяц). Данную процедуру нужно проходить, чтобы продолжать получать пособие и предложения вакантных мест
5 этап. Снятие с регистрационного учета Безработный гражданин снимаются с учета, если органы признали его занятым или он проходит курсы повышения квалификации с выплатой стипендии. Также это может произойти по причине неявки человека в установленный срок или переезд в другую местность

Полный пакет документов

В процессе обращения в Центр по вопросам занятости человек должен предоставить пакет документов, который включает:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • дипломы об образовании;
  • трудовая книжка, договоры найма работника, контракты с указанием периодов работы;
  • справка, дающая информацию о предыдущем среднем заработке за три последних месяца на предыдущем месте работы;
  • справка об увольнении;
  • справки, свидетельствующие о том, что человек имеет сложности в поиске работы;
  • документы, свидетельствующие о том, что человек является беженцем или переселенцем;
  • документы, свидетельствующие о том, что человек перенес радиационные катастрофы;
  • документ подтверждающий, что гражданин нес военную службу.

Некоторые особенности процедуры

Если в Службу по вопросам занятости обратился инвалид, то ему нужно иметь на руках индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Фото: схема предоставления безработным гражданам государственной услуги по осуществлению выплаты пособия по безработице

Статья №6 Федерального закона «О занятости населения» допускает признать безработным иностранца или человека без гражданства, если они не заняты и зарегистрировались в Службе по вопросам занятости .

Пенсионеры не считаются безработными. Они также могут получить консультацию или документы справочного характера.

В некоторые периоды, в которые выплата мат. помощи по безработице не производится.

К ним относят:

Отпуск во время беременности;
отъезд с места проживания для получения образования;
призыв на военную службу.

Преимущества и недостатки

Положительные моменты
  1. Возможность пользоваться услугами Центра занятости на бесплатной основе.
  2. Финансовой поддержки (пособие).
  3. Получать направления на работу по предложениям работодателей.
  4. Получать психологическую поддержку специалиста.
  5. Получение консультации и финансовой помощи при организации собственной занятости.
  6. Проходить обучение и получить дополнительное образование со стипендией и мат. помощью.
  7. Получить трудоустройство на время с зарплатой и материальной помощью.
  8. Оформления пенсии досрочно
Имеется ряд отрицательных пунктов пребывания в статусе безработного
  1. Пособие по безработице невелико и не может покрыть все расходы человека.
  2. Человек обязан приходить на биржу труда в назначенные сроки.
  3. При нарушениях правил последует наказание в виде лишение пособия сроком до 3 месяцев.
  4. Необходимость лично и своевременно посещать работодателя по предложенным направлениям на трудоустройство

Государство активно содействует гражданам в поиске работы. Через органы занятости оно предоставляет бесплатную консультацию, предложения вакансий, а также возможность повышения квалификации будущего сотрудника.

Безработные люди должны сами активно искать работу, соблюдать условия регистрации и приходить на учет в назначенные сроки.

Видео: порядок регистрации в Центре занятости

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение. 13

Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:

паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

справка о среднем заработке по последнему месту работы.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды. 14

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Граждане, признанные безработные, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.

Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.

Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.

Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю. 15

Занятость. Общая характеристика

Тема 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

В настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан, а также порядок признания граждан безработными является Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». В отличие от прежнего КЗоТ РФ, действующий Трудовой кодекс РФ не включает в себя ни такую главу, ни подобный раздел.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, включая сезонные, временные работы;

· зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в ред. от 14 декабря 2006 г. № 768.

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:



1. Первичная регистрация безработных граждан;

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

3. Регистрация граждан в качестве безработных;

4. Перерегистрация безработных граждан.

1. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация о:

· состоянии рынка труда на соответствующей территории;

· наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

· возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

· правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, и предъявляют:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

· документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Службы занятости в течение 10 дней должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

3. При невозможности подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными.

Безработными не могут быть признаны:

· лица, не достигшие 16-летнего возраста;

· граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости;

· лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы;

· лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

4. Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц.

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы:

· первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

· следующие четыре месяца - в размере 60%;

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 888 от 03 ноября 2011 г. установлена на 2012 год минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Тема 7. Понятие трудового договора, его содержание и срок.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Работником может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста. В случае получения основного общего образования или оставления общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет.

При достижении 14 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, лица также могут быть приняты на работу в свободное от учебы время при наличии обязательного согласия родителей и органа опеки.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

В трудовом договоре указываются:

· фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (ФИО работодателя-физического лица), заключивших трудовой договор;

· сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя-физического лица;

· идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

· сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

· место и дата заключения трудового договора.

Все условия трудового договора можно подразделить на обязательные и дополнительные. При этом дополнительные условия приобретают статусное положение обязательных, если они включены в текст трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия.

· Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

· Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральным законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требовании к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

· Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием дли заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.

· Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

· Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

· Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

· Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иным федеральным законом.

Дополнительными условиями трудового договора признаются условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а именно:

· об испытании;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен законом.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор заключается:

· на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативно-правовыми актами, трудовым договором, сохраняется место работы;

· на время выполнения временных (до 2 месяцев) работ;

· для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона) (обычно до 6 месяцев);

· лицами, направляемыми на работу за границу;

· для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

· с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период, или для выполнения заведомо определенной работы;

· с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

· для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

· в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

· с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

· с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

· с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания 20 человек);

· с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;

· с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

· для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

· лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

· с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

· с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

· с лицами, обучающимися по очной форме обучения;

· с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")


- постановлении Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее - постановление N 891);


НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЯ!

Осенью прошлого года был принят документ, представляющий интерес не только для чиновников службы занятости, но и для работников кадровых служб. Речь идет о Порядке (далее — Порядок) <1>. С помощью этого документа кадровый специалист сможет успешно сориентировать бывшего сотрудника (уволенного по сокращению штата, по собственному желанию или по другим основаниям) в том, как ему действовать в дальнейшем, куда обращаться в поисках новой работы, какие документы при себе иметь, на какие преференции рассчитывать. А их предполагается немало.

———————————

<1> Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 N 847н. Приказ вступил в силу 30.11.2010 вместе с Постановлением Правительства РФ от 13.11.2010 N 904, признавшим утратившим силу Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».

Государственное учреждение службы занятости населения (далее — служба занятости населения), а именно туда следует обратиться сотруднику, потерявшему работу, предоставит ему информацию о состоянии рынка труда, о правах и гарантиях в области занятости. Поможет воспользоваться услугой по профессиональному обучению и по поиску подходящей работы. Поддержит в том случае, если гражданин захочет участвовать в общественных работах или открыть свое дело. А главное, соблюдая определенный порядок, признает гражданина безработным и назначит ему пособие по безработице.

Фрагмент документа. Статья 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «Гарантии социальной поддержки безработных».

Ждите писем…

Новый Порядок принят Министерством труда и социального развития РФ, тогда как аналогичный документ, действовавший ранее, был утвержден Правительством РФ. Тем самым выполнены условия ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 1032-1), которая говорит о том, что «порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Что нового появилось в процедуре учета безработных? Появилось условие о том, что служба занятости населения должна уведомлять граждан о регистрации их в качестве безработных (об отказе в регистрации, снятии с учета) в письменной форме. А перерегистрацию безработные должны проходить «не более двух раз в месяц». Таким образом, в новом Порядке было учтено мнение Верховного Суда РФ, признавшего недействующей норму о прохождении переучета безработных «не реже двух раз в месяц». Ранее такая практика позволяла службе занятости по своему усмотрению устанавливать частоту этой процедуры. В то же время за рамками нового документа осталось понятие «первичная регистрация». Прежде она проводилась для учета общей численности безработных граждан, которые обращались в службу занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия в трудоустройстве, а также для того, чтобы осведомиться о правилах назначения пособия по безработице.

К сведению. Пособие по безработице

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ N 1032-1 пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, который исчисляется за последние три месяца по последнему месту работы сотрудника. Но при условии, если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). В остальных случаях, например, при увольнении за нарушение трудовой дисциплины и по иным виновным основаниям, пособие устанавливается в размере минимальной величины (п. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации N 1032-1).

На 2011 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная — 4900 руб. (Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 812).

О порядке по порядку

Новый Порядок регистрации безработных граждан регулирует вопросы, входящие в компетенцию службы занятости населения. Это вопросы учета в качестве безработных граждан <2>, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы; их перерегистрации и снятии с учета.

———————————

<2> Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К сведению. Когда дела не терпят отлагательств

Гражданам, уволенным из организации по сокращению штатов или в связи с ликвидацией организации, следует обращаться в службу занятости населения как можно быстрее. И вот почему. Если бывший работник успеет появиться «на бирже» в течение двух недель после увольнения и не будет трудоустроен, то средний месячный заработок сохранится за ним в течение третьего месяца со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ). Напоминаем, что по общему правилу работникам, уволенным по указанным основаниям, выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании соответствующих решений, которые принимаются службой занятости населения по месту жительства обратившихся лиц. Решение принимается, если гражданину не может быть предоставлена подходящая работа в течение 10 дней со дня регистрации для поиска работы (не позднее 11 дней со дня предъявления им соответствующих документов). Возникает вопрос, что следует считать подходящей и неподходящей работой. Ответ на него содержится в Законе РФ N 1032-1.

В ст. 4 Закона сказано, что подходящей считается работа (в том числе и временного характера), которая соответствует пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Однако для определенных категорий граждан критерии подходящей работы могут быть несколько иные. Так, для граждан, ранее не работавших (а также уволенных более одного раза в течение года, предшествующего началу безработицы, за виновные действия), подходящей считается оплачиваемая работа, требующая (не требующая) с учетом возрастных и иных особенностей граждан предварительной подготовки и отвечающая требованиям трудового законодательства.

В любом случае подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Последнее положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал прожиточный минимум трудоспособного населения, исчисленный в субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины данного прожиточного минимума.

О документах

Как мы говорили, для того чтобы быть зарегистрированным в качестве безработного, гражданин должен представить в службу занятости населения соответствующие документы (п. 3 Порядка). Это:

— паспорт или документ, его заменяющий;

— трудовая книжка;

— документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

— справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (для граждан, ранее не работавших, не имеющих профессии, трудовая книжка и справка о среднем заработке, соответственно, не требуются);

— индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном Порядке и содержащая рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Проверяя документы, служба занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности предъявленных «бумаг». Решение о признании гражданина безработным оформляется специальным документом — приказом службы занятости населения (соответствующий приказ издается и в случае отказа гражданину в регистрации в качестве безработного, его перерегистрации и снятии с регистрационного учета). Приказ приобщается к личному делу безработного. Далее осуществляется регистрация гражданина в Регистре получателей государственных услуг. Затем он в письменной форме уведомляется о регистрации в качестве безработного.

Когда могут отказать?

При наличии определенных оснований служба занятости населения может отказывать в регистрации в качестве безработного. Например, если гражданина не устроят две вакансии, предложенные ему в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы. А впервые ищущему место (ранее не работавшему и при этом не имеющему профессии) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Отказано будет и гражданину, представившему документы, содержащие заведомо ложные сведения. Будет сказано «нет» не явившемуся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы для предложения подходящих вакансий.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в службу занятости населения по этому вопросу через один месяц со дня принятия решения об отказе в признании их безработными.

Граждане, не явившиеся в срок в службу занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить в эту структуру документы, подтверждающие уважительность причин неявки. Например, такие как листок нетрудоспособности, повестку о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу (на военные сборы); документы, подтверждающие участие в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган; документы, подтверждающие факты чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке гражданина в службу занятости населения.

Но и в этом случае безработными не признают лиц, не достигших 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости либо или за выслугу; осужденных к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Повторный учет и исключение из списков

В соответствии с п. 7 Порядка безработные граждане должны проходить перерегистрацию в установленные службой занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц (как мы говорили, в ранее действовавшем Порядке было сказано «не реже двух раз в месяц»). Лица, не явившиеся на перерегистрацию в установленные сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут также предъявить оправдательные документы (примерный перечень документов см. с. 85 — 86). Перерегистрация осуществляется при условии предъявления гражданами паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки; индивидуальной программы реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов). Перерегистрация безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, осуществляется при условии предъявления паспорта или документа, его заменяющего; документа об образовании; индивидуальной программы реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Теперь о снятии с регистрационного учета. Эта процедура осуществляется в случаях, предусмотренных в п. 8 Порядка. Например, в случае признания гражданина занятым по основаниям, указанным в Законе.

К сведению. Кого Закон считает занятым?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 2 Закона РФ N 1032-1. К занятым гражданам, в частности, относятся лица, работающие по трудовому договору (выполняющие работы по гражданскому правовому договору), индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. К числу занятых Закон относит и лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел; учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; учредителей организаций (за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций) и некоторые другие категории граждан.

Или длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин, попытки получения (получения) пособия по безработице обманным путем. Основанием для снятия с учета будет также переезд гражданина в другую местность или назначение ему пенсии по старости или за выслугу лет.

Ну и, конечно, быть исключенным из Регистра получателей государственных услуг гражданину можно, подав соответствующее письменное заявление об отказе в посредничестве службы занятости населения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ