Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА : «Особенности участия военнослужащих ВС РФ в выборах Президента РФ».

Дата : __________

Время : 1 час.

Место : комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в вы­борах. При этом не допускаются ограничения их активного или пас­сивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пре­бывания, а также местом жительст­ва до призыва (поступления) на во­енную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и обществен­ных объединений, преследующих политические цели, в Вооружен­ных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воин­ской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидата­ми в депутаты. Командование во­инской части обеспечивает их ин­формирование о зарегистрирован­ных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, об­ладающие пассивным избиратель­ным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдви­нутыми в составе избирательного объединения, избирательного бло­ка с последующим сбором подпи­сей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослу­жащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласо­ванию с командирами воинских ча­стей, которые должны содейство­вать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает пра­ва и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его пись­менного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избиратель­ному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в де­путаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня офици­ального опубликования общих ито­гов выборов.

В указанный период на военно­служащих, являющихся кандидата­ми в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмо­тренные федеральным законода­тельством о выборах. Избрание во­еннослужащего депутатом является основанием для временного приос­тановления его службы.

Законодательство предусматрива­ет организацию голосования воен­нослужащих на общих избиратель­ных участках. В порядке исключе­ния допускается образование избирательных участков непосредствен­но в воинских частях, расположен­ных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Во­просы организации голосования военнослужащих и других избира­телей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными ко­миссиями по согласованию с ко­мандирами воинских частей, рас­положенных на территории соот­ветствующих избирательных окру­гов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избира­тельном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомен­дуется включать представителей воинской части в состав соответст­вующей территориальной и участ­ковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в об­щие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской час­ти возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в ус­тановленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью уча­стковых избирательных комиссий избирательных участков, образо­ванных при воинских частях, осу­ществляется вышестоящими изби­рательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном изби­рательном участке. Список избира­телей-военнослужащих, находя­щихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах распо­ложения воинской части, составля­ется участковой избирательной ко­миссией на основании сведений об избирателях, представляемых ко­мандиром воинской части. Военно­служащие, проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях.

Сведения о численности и дисло­кации воинских частей не подле­жат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной авто­матизированной системы Россий­ской Федерации «Выборы».

На избирательном участке, обра­зованном при воинской части, уча­стковая избирательная комиссия может объявить голосование закон­ченным раньше 20 часов по мест­ному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в спи­сок.

Доступ наблюдателей, в том чис­ле иностранных, кандидатов в де­путаты и их доверенных лиц на из­бирательные участки, образован­ные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голо­сов осуществляется при предъявле­нии последними удостоверений, выданных соответствующими из­бирательными комиссиями. Ко­мандиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных уча­стков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избира­тельной комиссии воинской части с результатами голосования пред­ставляются в соответствующую ок­ружную избирательную комиссию, которая после включения этих све­дений в общие результаты выборов по округу возвращает их председа­телю участковой избирательной ко­миссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комис­сии, избирательных бюллетеней и других документов участковой из­бирательной комиссии воинской части организуется в воинской час­ти в установленном законом по­рядке.

На избирательном участке, обра­зованном за переделами террито­рии Российской Федерации, состав участковой избирательной комис­сии назначается руководителем со­ответствующего дипломатического представительства или консульско­го учреждения Российской Федера­ции, либо командиром воинской части, расположенной за предела­ми территории Российской Феде­рации.

С учетом особого статуса военно­служащих и характера выполняе­мых задач в реализации ими ука­занных прав имеется ряд особенно­стей, обусловленных спецификой военной службы:

  • военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свобод­ное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шестви­ях и иных мероприятиях, проводи­мых вне территории воинской час­ти;
  • военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, кото­рые не преследуют политические цели;
  • при выборах в органы мест­ного самоуправления, на мест­ном референдуме в списки изби­рателей не включаются и не учи­тываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, воен­ных организациях и учреждени­ях, а также курсанты военных об­разовательных учреждений про­фессионального образования, ко­торые расположены на террито­рии соответствующего муници­пального образования, если мес­то жительства этих военнослужа­щих до призыва на военную службу не было расположено на

территории муниципального об­разования;

  • военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской ча­сти и не имевшие возможности по­лучить открепительное удостовере­ние, по личному письменному за­явлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирате­лей на избирательном участке по месту их временного пребывания;
  • военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях. Основа­нием для включения в список из­бирателей военнослужащих, нахо­дящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо­жения воинской части, является факт нахождения их места житель­ства в пределах расположения во­инской части, который устанавли­вается соответствующей службой воинской части или органами реги­страционного учета граждан Рос­сийской Федерации по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воин­ской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке ис­ключения допускается образование избирательных участков на терри­ториях воинских частей, располо­женных в обособленных, удален­ных от населенных пунктов мест­ностях;
  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, во­енных организациях и учреждени­ях, не могут быть назначены члена­ми избирательных комиссий с пра­вом совещательного голоса:
  • военнослужащим при исполне­нии ими своих служебных обязан­ностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпус­кать и распространять любые аги­тационные материалы используя свое служебное положение;
  • военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропа­ганды и агитации, в том числе предвыборной.

Проблемы реализации избирательных прав военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

Развитие общества на современном этапе характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. В последнее десятилетие формирование государственных органов в России, порядок организации и проведения выборов привлекают пристальное внимание со стороны общества. Главная цель - обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов высших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов, реализация избирательного права всеми субъектами права (за исключением конституционных ограничений) . Вообще, законодательство Российской Федерации устанавливает избирательные права граждан, как конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном Конституцией РФ, федеральным законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ . Теория различает активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право - право граждан РФ, достигших на день голосования возраста 18 лет и старше, избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пассивное избирательное право - право граждан РФ, достигших на день выборов возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, более ограничительный характер, который в основном связан с возрастными критериями и в некоторых случаях с дополнительными ограничениями. При этом ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку его проживания на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Меня, как курсанта высшего военно-учебного заведения, прежде всего, интересуют аспекты реализации избирательного права военнослужащими, проблемы, возникающие в этой сфере и пути их решения. Прежде всего необходимо определиться с объектом исследования, т.е дать понятие категории военнослужащих, кого мы включаем в данное определение. К военнослужащим относятся :

· офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

· офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

· сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

· Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

· Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

· На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации являются гражданами своей страны (за исключением иностранцев, находящихся на военной службе по контракту) и имеют активное и пассивное избирательное право наряду со всеми гражданами Российской Федерации. Это подтверждает демократический, правовой характер государства, наличие в нем идеалов равенства и свободы. Конституция Российской Федерации в ст. 32 (п. 2) провозглашает: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь государственными служащими, имеют особый правовой статус, который отражает характер выполняемых ими задач в сфере реализации особой функциональной деятельности, вызванной необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства, однако существующее законодательство в Российской Федерации незаслуженно ограничивает права военнослужащих как граждан своей страны. Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу (службу) и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами . И здесь, я бы хотел выделить те основные вопросы и противоречия, которые возникают в ходе реализации военнослужащими избирательных прав, а также особенности самой реализации, избирательного процесса. Начнем с пассивного избирательного права.

1. Различные возможности реализации своих прав военнослужащих контрактной и службы по призыву. Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части , данное правовое положение применимо к военнослужащим по контракту, чего нельзя сказать о военнослужащих по призыву, у которых есть четко установленный регламент служебного времени, и нарушать его никто не позволит. Как выход из данного положения можно предложить проведение в период подготовки к выборам общих собраний военнослужащих по призыву, на которых рассматривать, обсуждать вопросы, выносимые на референдум, обсуждать проекты избирательных программ кандидатов в выборные органы власти. В качестве другого варианта можно предложить организацию увольнительных в выходные и праздничные дни военнослужащим по призыву с целью участия в демонстрациях, митингах, шествиях. Однако, опять же, реализуют эту возможность лишь часть личного состава, так как другая часть в это время будет привлечена к организации службы и обеспечению боеготовности части. Кроме того, приказом командира части, в зависимости от режима функционирования части, устанавливается определенный процент военнослужащих, которым предоставляется городское увольнение.

2. Именно от местных органов власти зависит, как будет обустроен быт военнослужащих, организовано их питание и проживание, обеспечение водой, электричеством, газом , как решены будут вопросы социально-культурной сферы (так как эти вопросы отнесены законодательством к предметам ведения муниципального образования), и если при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, не учитывать их мнение, то нельзя говорить о полной реализации демократических основ, заложенных в Конституции Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей . В последующем данное положение закрепляется в Уставах соответствующих муниципальных образований. К примеру, статья 37 Устава Одинцовского района гласит: «Право избирать депутатов Совета депутатов и Главу Одинцовского муниципального района, голосовать на местных референдумах имеют жители Одинцовского муниципального района, достигшие возраста 18 лет.

Военнослужащие, проживающие вне расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства, а военнослужащие и члены их семей, проживающие на территории воинской части, - по факту нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается строевым отделом воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации . Для военнослужащих по призыву основанием для включения в списки избирателей является приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, временно зарегистрированные по месту пребывания, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Соблюдение вышеизложенных положений позволит военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации полностью реализовать свои конституционные права.

Теперь рассмотрим аспекты реализации пассивного избирательного права военнослужащими. При изучении нормативно-правовой базы, регулирующей соответствующие правоотношения, так же мы можем обнаружить особенности, ограничения, свойственные только таким субъектам права как военнослужащие.

1. Не совсем корректно запрещать лицам, замещающим командные должности в воинских частях, быть назначенными в состав избирательных комиссий . Законодатель не уточнил, какие категории военнослужащих исключаются из списка, ведь перечень командных должностей начинается с командира отделения , заместителя командира взвода. По существу выходит, что если военнослужащий занимает командную должность, даже не офицерскую, он не имеет права быть назначенным в состав избирательной комиссии. Неверно и то, что на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается . По роду своей деятельности, в соответствии со своей профессиональной подготовкой в органе государственной власти военнослужащий продолжает находиться на государственной службе, и, находясь на должности, в комитете, комиссии, являясь депутатом, он решает вопросы, касающиеся обороноспособности страны, боеготовности войск и совершенствования законодательной базы по повышению боевой подготовки, оснащенности войск.

Таким образом, выше мы рассмотрели основные проблемы и ограничения возникающие у военнослужащих при реализации ими пассивного и активного избирательного права. Это то, что касается права материального. Если мы возьмем процесс, то и здесь обнаружим существенные различия, практически в каждой стадии, что обусловлено принципами и задачами военной службы. Законодательство Российской Федерации жестко регулирует основные стадии избирательного процесса, с целью исключить какой бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки избирательного процесса. В теории конституционного права существуют различные точки зрения на количество и содержание этих стадий, однако, явно указанные в законе присутствуют во всех. Избирательный процесс с участием военнослужащих включает следующие стадии:

Назначение выборов . Здесь следует сказать о том, что в рамках российской избирательной системы существуют следующие подсистемы , устанавливающие порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

· Порядок избрания Президента Российской Федерации.

· Порядок избрания депутатов Государственной Думы

· Порядок избрания глав администраций субъектов Российской Федерации

· Порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации

· Порядок избрания органов местного самоуправления

Каждая подсистема регулируется как отдельными, так и общими нормативно правовыми актами. Рассмотрение продолжим на примере выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Назначение выборов

Выборы депутатов Государственной думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации , при этом, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Образование избирательных округов. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Образование избирательных участков . Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки, которые образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, при этом, на избирательном участке должно быть зарегистрировано не более 3 000 избирателей и недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих случаях образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Командир воинской части оборудует помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования с соблюдением режима секретности и обеспечения мер контртеррористической и другой безопасности. Голосование проводится и в местах временного пребывания избирателей-военнослужащих: госпиталях; санаториях; местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых - военнослужащих; в труднодоступных или отдаленных местностях: погранзаставах, на военно-морских судах, находящихся в плавании.

Создание и организация работы избирательных комиссий . Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (15 членов комиссии, которых выдвигают: 5 человек - Президент Российской Федерации; 5 - Совет Федерации; 5 - Государственная дума); избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии - формируются главой исполнительной власти и представительной властью субъектов Российской Федерации; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии - формируются главой исполнительной власти и представительной властью органов местного самоуправления. При образовании избирательного участка непосредственно в воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается командиром воинской части на основании решения собрания избирателей соответствующего воинского коллектива и предложений избирательных объединений, избирательных блоков не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка.

Составление списков избирателей. Списки избирателей-военнослужащих и членов их семей, проживающих за пределами воинской части, составляются избирательными комиссиями на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования, а списки военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории воинской части, составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части не позднее чем за 60 дней до дня голосования. В случае прикомандирования военнослужащих к воинской части сведения об избирателях-военнослужащих собираются и уточняются командиром воинской части в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей и представляются в муниципальные, территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии.

Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, временно зарегистрированные по месту пребывания, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и может вносить в него необходимые изменения на основании личных обращений военнослужащих. Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей по согласованию с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в этих странах. Командир части, представляющий сведения об избирателях, несет ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи. Военнослужащий-избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. Список военнослужащих-избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования; при этом, военнослужащий вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Военнослужащие не могут состоять в политической партии*(2), а значит, не могут непосредственно участвовать в выдвижении конкретных кандидатов в депутаты. Однако посредством встреч с представителями партий, общественных объединений они могут предлагать конкретные кандидатуры, влияя опосредованно на избирательный корпус. Выборы кандидатов от политических партий происходят на съездах партий, после чего списки и протоколы съезда передаются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, где они регистрируются и происходит составление избирательного бюллетеня, в котором фиксируются два списка от каждой партии: федеральный и региональный.

В то же время каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной думы, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Отсутствие обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения требования, предусмотренного ч. 6 ст. 36 указанного Федерального закона.

Предвыборная агитация . Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе проводить предвыборную агитацию. Военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации запрещено проведение предвыборной агитации в расположении воинских частей, организаций и учреждений . Однако агитация не запрещена, когда единственное здание или помещение, пригодное для встреч с военнослужащими, находится в расположении воинской части, но оно представляется командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению - по запросу территориальной избирательной комиссии. Вместе с тем командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право участвовать в массовых, в том числе предвыборных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, в свободное от исполнения обязанностей военной службы время. Разъяснения Центральной избирательной комиссии по этому вопросу носят следующий характер:

«Встречи зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным приглашением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также представителей всех избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

Окружные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах, в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях и избирательных блоках, оформленными в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 70 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих местах.»

1. Встречи кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с военнослужащими должны проводиться вне расположения воинской части, во внеслужебное время.

В случае же организации встречи на территории воинской части инициатива ее проведения должна принадлежать только избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо территориальной избирательной комиссии, действующей по поручению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом, на встрече должны присутствовать все представители общественных объединений, партий, участвующие в выборах.

2. Необходимо постоянно осуществлять контроль за множительной аппаратурой, которая может быть использована для распечатки агитационных материалов. В случае наличия типографии в воинской части (образовательном учреждении) и получения платных заказов на выпуск агитационных материалов необходимо контролировать вопросы, связанные с соблюдением законодательства о выборах.

3. Не допускать совершения подчиненными военнослужащими при исполнении ими своих служебных обязанностей случаев осуществления агитации за определенную партию с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

4. Необходимо обеспечить военнослужащих информационными материалами, не носящими агитационный характер, размещаемыми в средствах массовой информации. При этом, политические партии должны быть представлены в равной степени в доступных местах.

5. Запрещено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, к распространению агитационных материалов. Запрещается проведение военнослужащими предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях в поддержку конкретных депутатов.

6. На территории воинской части запрещен сбор подписей военнослужащих.

7. Военным организациям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.

8. Считаю, что в период предвыборной компании должно быть запрещено получение воинскими частями в дар телевизоров, компьютерной техники, услуг и т.д., которые могут рассматриваться как подкуп избирателей-военнослужащих.

9. В случае если на военнослужащего оказывается "давление сверху" по принуждению его к участию в агитации, в голосовании, он может обратиться за защитой своих прав не только в органы военного управления, но и в органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, правоохранительные органы, суды.

Голосование и подведение итогов выборов . Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территориях соответствующих избирательных округов. Голосование происходит с 8.00 до 20.00 добровольно, принуждать военнослужащих к голосованию запрещено. Необходимо в данный день таким образом составить распорядок дня, чтобы все военнослужащие имели возможность проголосовать. Не участвуют в выборах военнослужащие - курсанты, которым не исполнилось 18 лет. Не допускается инструктирование командованием воинской части военнослужащих, включенных в состав участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной комиссии в качестве членов комиссии с правом решающего голоса. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии, наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач, в день голосования выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования (форма избирательного бюллетеня установлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации), которые после заполнения опускаются избирателями в общие для всех ящики для голосования. Военнослужащие, которые в день голосования будут находиться в служебной командировке, в госпитале и т.д., могут получить в территориальной (за 45-20 дней до дня голосования) или в участковой (за 19 и менее дней) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования. Для организации досрочного голосования командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования. За пять дней до дня досрочного голосования командир воинской части совместно с территориальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченных представителей политических партий о месте, времени голосования, обеспечивают их доступ и доступ зарегистрированных кандидатов, наблюдателей, представителей средств массовой информации в помещение для голосования.

При составлении списков военнослужащих, участвующих в голосовании, должны соблюдаться требования законодательства о государственной тайне. После окончания голосования и подсчета голосов представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии передают списки избирателей воинской части по акту на хранение командиру воинской части. По истечении сроков хранения (не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов) списки избирателей воинской части уничтожаются по акту, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

В виде исключения члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут провести голосование вне помещения для голосования (караул, боевое дежурство) по заявлениям (обращениям) избирателей-военнослужащих. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии. На письменном заявлении избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", ставятся подписи членов комиссии.

Голосование осуществляется отметкой (плюс, галочка и др.) напротив знака и списка партии. В бюллетенях не будет графы: "Против всех". Отметка двух партий, как и перечеркивание бюллетеня ведет к признанию его недействительным. Если военнослужащий вошел в здание участковой избирательной комиссии в 20.00, до закрытия двери помещения, то ему должен быть выдан бюллетень и он может проголосовать. Как мы видим существует множество объективных препятствий для вовлечения в голосование всего круга субъектов, таких как нахождение в госпиталях, медпунктах, в командировках отпусках, выполнение служебных обязанностей и так далее. Существующие механизмы решения этих проблем, такие как получение открепительных удостоверений, оборудование участков голосования в госпиталях, в принципе эффективны, но недостаточно мобильны и требуют существенных затрат сил и средств их осуществления. Однако работа в этом направлении ведется. В единый день голосования на региональных выборах различного уровня 1 марта в качестве эксперимента планируется использовать голосование через Интернет, сообщил председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Владимир Чуров. При этом голосование через Интернет будет именно экспериментом; его результаты юридической силы иметь не будут, подчеркнул. Он пояснил, что в случае, если эксперимент завершится удачно, ЦИК планирует обобщить эти результаты для возможного внесения изменений в избирательное законодательство, которое позволяло бы проводить дистанционное голосование. "Для введения новых способов голосования в закон нужно внести только одно изменение, добавить одно слово", - отметил Чуров. По словам главы ЦИК, в настоящее время дистанционное голосование возможно только на судах. Причем "в нашем законодательстве единственной формой дистанционного голосования до сих пор является радиосвязь, хотя на тех же судах радиосвязь является далеко не единственным средством коммуникации", указал Чуров.

Опубликование результатов выборов . Результаты выборов должны быть вывешены на плакате в помещении данного избирательного участка. Окончательный результат опубликовывается в периодической печати и средствах массовой информации. Отдельно публиковать данные о голосовании на закрытом избирательном участке разрешено в процентном отношении, без абсолютных цифр, с тем, чтобы сохранить в тайне списочный состав воинской части.

Повторное голосование, повторные выборы . В случае если все партии не набрали большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (бюллетени признаны недействительными), могут быть назначены новые выборы, но в списки от партий не могут быть включены лица, ранее уже баллотировавшиеся на выборах. Повторные выборы проводятся в соответствии с указанными ранее стадиями.

Конституция РФ, ст.32 Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"


Избирательные права военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования

Начальник отдела ГОУ УМЦ Департамента образования Правительства Москвы

Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в Конституции Российской Федерации . Однако, несмотря на наличие в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, посвященной избирательной системе, нет. Военнослужащие, как и все граждане Российской Федерации, обладая активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах различных уровней представительной власти.

Конституцией Российской Федерации определен круг федеральных государственных органов, органов местного самоуправления , избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, определен механизм защиты избирательных прав граждан (военнослужащих). Действующая Конституция Российской Федерации не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией.

Институт избирательного права, касающийся и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными, а значит, непосредственно влиять на принятие законов, касающихся прав и обязанностей военнослужащих. Однако в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации не могут участвовать в политической жизни общества, а значит, не могут быть избраны в парламент страны, представительные органы субъектов Российской Федерации. Данное положение, по нашему мнению, противоречит ст. 32 Конституции Российской Федерации, так как граждане России (к которым относятся и военнослужащие), имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в п. 3 ст. 32 установила исчерпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми не имеют права избирать и быть избранными граждане: а) признанные судом недееспособными; б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Автор считает, что данный перечень не подлежит расширительному толкованию, по которому военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации отнесены к лицам, лишенным пассивного избирательного права.

Часть юристов считает такие ограничения оправданными, боясь политизации Вооруженных Сил Российской Федерации, их возможного участия в вооруженном противостоянии власти либо захвата ими самой власти. Считаем эти опасения необоснованными. Как показала история, российский военнослужащий самый законопослушный из всех категорий граждан страны. Воспитанный на вековых традициях государственности, любящий Родину, проходящий добросовестно военную службу за минимальные социально-экономические права и льготы, российский солдат никогда не будет противостоять власти. Все события 1991-1993 гг., в которые пытались втянуть Вооруженные Силы Российской Федерации, показали, что народ и армия - едины. А случаи участия отдельных подразделений в этих событиях показывают, что именно «власти предержащие» отдавали неконституционные, неправовые приказы. Так на каком основании военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации лишены пассивного избирательного права?

Законодатели, принимая закон, лишающий военнослужащих конституционных прав (права быть избранным), делали ссылку на то, что якобы ограничение военнослужащих в политических правах не противоречит и принципам, нормам международного права . Свое утверждение они обосновывали ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей право каждого человека на свободу ассоциаций, где говорится, что «настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». В соответствии со ст. 9 Конвенции Международной организации труда «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» № 87 «национальное законодательство определяет, в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции».

В противовес данной правовой позиции мы также можем утверждать, ссылаясь на нормы международного права, что конституционное урегулирование принципов участия военнослужащих в выборах не только внутренне противоречиво, но и не в полной мере согласуется с международными нормами и договорами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 01.01.01 г. (ст. 25) каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

По нашему мнению, никакой закон, ограничивающий избирательные права военнослужащих, не может иметь большую юридическую силу, чем конституционные нормы-принципы (всеобщее, равное, прямое, тайное голосование), в которых нет и намека на возможность лишения военнослужащих избирательных прав, а значит, и лишения права управлять государством, избираясь в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в представительные органы субъектов Российской Федерации.

В современных условиях формирования законодательной власти , когда преобладающей становится пропорциональная избирательная система на уровне не только страны, но и субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, военнослужащие могут оказаться в положении граждан страны, которые выполняют особую государственную задачу, но оказывать влияние на формирование законодательства, высказывать концептуальные направления по оборонным вопросам не смогут, их не услышат (одна надежда на научные публикации и СМИ).

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо принцип внепартийности военнослужащих в Российской Федерации отменить и разрешить им состоять в общественных объединениях , создаваемых в целях осуществления политической власти. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

2. Необходимо в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внести изменения, устанавливающие элементы избирательной системы: а) основные права избирателей (в том числе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации); б) основные составные части структуры проведения выборов; в) основные стандарты избирательных процедур (при формировании законодательных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных представительных органов), особенно касающихся прозрачности процесса выборов и ликвидации препятствий для устранения возможных нарушений прав избирателей-военнослужащих.

3. Субъективное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации во всех его проявлениях - избирать и быть избранными во все выборные органы государственной власти и местного самоуправления - установлено в действующей Конституции Российской Федерации в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако законы, закрепляющие это право, содержат ряд противоречий с Конституцией Российской Федерации и не могут быть признаны безупречными с точки зрения и законодательной техники, и реализации прав военнослужащих как граждан России.

4. Необходимо внести изменения в Конституцию Российской Федерации, включив в нее специальную главу «Избирательная система», с тем чтобы в ней были определены основные начала и черты избирательного права и избирательной системы как в узком, так и в широком смысле.

5. Анализ ратифицированных Российской Федерацией пактов и конвенций о правах человека позволяет сделать вывод, что хотя принципы участия граждан в выборах воспроизводятся на конституционном уровне только применительно к выборам Президента России, тем не менее они являются частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В соответствии с подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

2. Признать утратившим силу постановление Российской Федерации от 28 апреля 2011 года N 8/55-6 "О Методических рекомендациях по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации" .

3. Направить настоящее постановление в Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Э.А.Памфилова

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

постановлением

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также в части, касающейся организации голосования, - членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, при проведении выборов Президента Российской Федерации.

1.2. В настоящих Методических рекомендациях, с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" , под военнослужащими понимаются лица, проходящие военную службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Службе внешней разведки Российской Федерации, в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в Федеральной службе охраны Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в том числе военнослужащие, проходящие службу в составе подразделений вне мест постоянной дислокации либо в составе воинских частей, находящихся в соответствии с международными соглашениями за пределами территории Российской Федерации.

1.3. В настоящих Методических рекомендациях под сотрудниками правоохранительных органов понимаются граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

К сотрудникам правоохранительных органов относятся работники органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.

1.4. Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов регулируются , федеральными законами от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" , от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" , Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации" .

1.5. Права, свободы и гарантии военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов установлены также федеральными законами "О статусе военнослужащих" , "Об обороне" , "О воинской обязанности и военной службе" , "О прокуратуре Российской Федерации" , "О Следственном комитете Российской Федерации" , "О полиции" , "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" , "О службе в таможенных органах Российской Федерации" , "О пожарной безопасности" , Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.6. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов имеют право избирать и быть избранными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную (правоохранительную) службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

1.8. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - воинские части), а избирательных прав сотрудников правоохранительных органов - с руководителями соответствующих подразделений правоохранительных органов. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная либо правоохранительная служба, командование воинских частей, руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

1.9. Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих на избирательных участках, образованных на судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, которые в день голосования будут находиться в плавании, взаимодействия участковых избирательных комиссий и вышестоящих избирательных комиссий регулируются нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в том числе Рекомендациями по организации и проведению голосования избирателей на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, при проведении выборов Президента Российской Федерации, одобренными выпиской из протокола заседания ЦИК России от 22 ноября 2017 года N 111-2-7 .

1.10. Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих на избирательных участках, образованных в воинских частях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, взаимодействия участковых избирательных комиссий и вышестоящих избирательных комиссий регулируются нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в том числе Рекомендациями по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов Президента Российской Федерации , утвержденными постановлением ЦИК России от 28 декабря 2017 года N 120/996-7 .

1.11. Избирательные комиссии, командиры воинских частей, руководители правоохранительных органов обеспечивают выполнение требований пункта 6 статьи 58 Федерального закона N 19-ФЗ и пункта 6 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ , согласно которым воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

2. Образование избирательных участков на территориях воинских частей

2.1. В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов голосуют на общих избирательных участках. Указанные избирательные участки образуются в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 67-ФЗ , статьей 25 Федерального закона N 19-ФЗ .

2.2. Списки избирательных участков должны быть опубликованы в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ , пунктом 5 статьи 25 Федерального закона N 19-ФЗ .

2.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 19-ФЗ избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования:

1) в местах временного пребывания избирателей из числа военнослужащих (в госпиталях, санаториях, домах отдыха, в составе воинских формирований на боевом дежурстве (боевой службе), в период выхода воинских подразделений на полевые учения или передислокации войск);

2) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).

2.4. Информация об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, должна быть опубликована (обнародована) территориальной избирательной комиссией не позднее чем через два дня после их образования.

При этом в случае, если в оставшееся до голосования время не представляется возможным по объективным причинам опубликовать информацию об избирательных участках (например, периодичность издания средств массовой информации составляет более пяти дней), указанные сведения могут быть доведены до участников избирательного процесса путем распространения специальных объявлений, буклетов, а также через электронные средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

2.6. В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии, членам вышестоящих избирательных комиссий и работникам их аппаратов, уполномоченным представителям политических партий, выдвинувших кандидатов, либо зарегистрированному кандидату или его доверенному лицу, наблюдателям и представителям средств массовой информации.

3. Формирование участковых избирательных комиссий

3.1. Полномочия участковых избирательных комиссий на выборах Президента Российской Федерации осуществляют участковые избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ .

3.2. В случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5_1 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ , не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.

3.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной тайне" сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в состав участковой избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном .

3.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ предложения о включении военнослужащего в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка, образованного на территории воинской части, могут быть внесены, в частности, собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

3.5. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ необходимо учитывать, что при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, требование об ограничении количества государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии может не применяться.

3.6. Если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации и на нем будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на территории иностранного государства, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участковые избирательные комиссии формируются с учетом особенностей порядка формирования избирательных комиссий, установленных пунктом 4 статьи 15 Федерального закона N 19-ФЗ .

4. Списки избирателей

4.1. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования в соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации , утвержденной постановлением ЦИК России от 13 декабря 2017 года N 114/936-7 (далее - Инструкция по составлению списков).

В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

4.2. В случае если на территории воинской части не образуется избирательный участок, командир воинской части передает по акту (приложение N 4 к ) в соответствующую избирательную комиссию (в территориальную избирательную комиссию - не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующую участковую избирательную комиссию сразу после ее сформирования) сведения об избирателях из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и других избирателях, проживающих на территории воинской части, для их включения в список избирателей для голосования на общем избирательном участке.

Сведения представляются командиром воинской части по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей. Соответствующая территориальная избирательная комиссия обеспечивает воинскую часть, в том числе военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования, необходимым количеством бланков вкладного листа списка избирателей и (или) их шаблонами на машиночитаемом носителе. Командир воинской части, в том числе руководитель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, организует внесение сведений об указанных выше избирателях в бланки вкладного листа списка избирателей (без проставления напротив данных избирателей порядковых номеров и без указания сведений о паспорте или документе, его заменяющем).

4.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона N 19-ФЗ военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

4.4. Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона N 19-ФЗ по избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

4.5. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.

4.6. Избиратели из числа военнослужащих, члены их семей, а также курсанты военных образовательных организаций, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства (в том числе на территории воинской части, в которой не образуется избирательный участок), вправе подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.

В соответствии с Порядком подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации , утвержденным постановлением ЦИК России от 1 ноября 2017 года N 108/900-7 (с изменениями от 13 декабря 2017 года N 114/935-7), заявление может быть подано:

в любую территориальную избирательную комиссию - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник);

в любую участковую избирательную комиссию - не ранее чем за 20 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник);

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник);

в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" - не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 24 часов по московскому времени за пять дней до дня голосования (понедельник).

Избиратели, подавшие заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, дополнительно включаются в список избирателей на основании сведений об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, полученных из вышестоящей территориальной избирательной комиссии в виде отдельной книги списка избирателей не позднее чем за один день до дня голосования.

4.7. Избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, которые не имели возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном пунктом 4_1 статьи 27 Федерального закона N 19-ФЗ , решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Информация об этом передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в участковую избирательную комиссию того избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства.

4.8. Порядок исключения избирателей (в том числе из числа военнослужащих, указанных в пунктах 4.6 и 4.7 настоящих Методических рекомендаций и подавших заявление о голосовании по месту нахождения) из списков избирателей по месту своего жительства (в том числе в пределах расположения воинской части) установлен Инструкцией по составлению списков .

4.9. Военнослужащие, проживающие за пределами территории Российской Федерации в пределах расположения воинской части, если на ее территории образован избирательный участок, включаются в список избирателей на основании сведений, представленных в соответствующую участковую избирательную комиссию командиром воинской части.

Военнослужащие, проживающие за пределами территории Российской Федерации в пределах расположения воинской части при условии, что на ее территории не образован избирательный участок, включаются в список избирателей на основании личного письменного заявления, поданного в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее дня, предшествующего дню голосования, либо устного обращения в день голосования.

4.10. Информация об изменениях в сведениях об избирателях из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и иных избирателях, проживающих на территории воинской части, незамедлительно представляется командиром воинской части в соответствующую территориальную (участковую) избирательную комиссию.

4.11. Сведения о численности военнослужащих и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается включение этих сведений отдельной строкой в базу данных ГАС "Выборы".

4.12. Сотрудники правоохранительных органов включаются в списки избирателей по месту жительства и голосуют на общих избирательных участках.

4.13. После установления итогов голосования на общем избирательном участке книга списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленная командиром воинской части, в том числе руководителем военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования, а на участке, образованном в пределах расположения воинской части, - весь список избирателей помещаются в отдельный мешок или коробку, которые затем опечатываются и передаются участковой комиссией на хранение командиру соответствующей воинской части по акту (приложение N 15 к Инструкции по составлению списков).

Список избирателей (книга списка избирателей) хранится у командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, после чего уничтожается по акту, который передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

5. Сбор подписей избирателей

5.1. В соответствии с пунктом 9 статьи 36 Федерального закона N 19-ФЗ сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов осуществляется по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами.

5.2. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Федерального закона N 19-ФЗ не допускается участие в сборе подписей командования воинских частей, военных организаций и учреждений, руководителей подразделений правоохранительных органов.

6. Реализация права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на получение информации о выборах Президента Российской Федерации

6.1. В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона N 19-ФЗ запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

6.2. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание (помещение) согласно требованиям пункта 7 статьи 54 Федерального закона N 19-ФЗ предоставляется командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, для встреч с избирателями из числа военнослужащих. Упомянутые ограничения согласуются с требованиями статьи 24 Федерального закона "Об обороне" . Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с обязательным оповещением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц, а также представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

6.3. Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих" , в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право участвовать в массовых, в том числе предвыборных, мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.

6.4. Информационные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов местах.

7. Особенности применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в сети Интернет

7.1. Средства видеонаблюдения и трансляции изображения не применяются в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

7.2. В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, в границах которых находятся воинские части и где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по письменному согласованию территориальной избирательной комиссии с командиром воинской части.

8. Особенности организации голосования военнослужащих. Досрочное голосование

8.1. Вопросы организации голосования на общих избирательных участках военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

8.2. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. На избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше этого времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

8.3. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

8.4. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными и включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия согласно статье 71 Федерального закона N 19-ФЗ обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.статьей 70 Федерального закона N 19-ФЗ .

8.7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей воинской части на соответствующем избирательном участке, в случае, если эти группы избирателей в день голосования будут находиться в значительно удаленных от помещения голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.

8.8. Досрочное голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов Президента Российской Федерации, одобренными выпиской из протокола ЦИК России от 6 декабря 2017 года N 113-1-7 .

8.9. Голосование отдельных групп избирателей из числа военнослужащих, которые будут находиться в день голосования в значительно удаленных от помещения для голосования местах, может организовываться соответствующими избирательными комиссиями на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3 настоящих Рекомендаций.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

Постановление ЦИК России от 27.02.2013 N 164/1202-6 (ред. от 31.07.2019) "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и...

5.1. Военнослужащие и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, образуемых в соответствии с законодательством о выборах. Вопросы организации голосования указанных избирателей на общих избирательных участках решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

5.2. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

5.3. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными и включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

5.4. Соответствующие избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность его проведения. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 20 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5. Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения соответствующей избирательной комиссии в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6. Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии в случае необходимости проведения досрочного голосования всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в соответствующую избирательную комиссию обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной (участковой) избирательной комиссией оповещают избирателей, кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатов из указанных списков о дне, времени и месте голосования.

5.7. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, в том числе военнослужащему, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать в месте нахождения избирательного участка, на котором он включен в список избирателей, и не сможет прибыть в помещение для голосования на соответствующем избирательном участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования в предусмотренном законом порядке.

Открыть полный текст документа



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ