Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет государственный надзор и контроль над соблюдением:
А. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Б. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
В. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
Г. осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
Д. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
2. осуществляет контроль над:
А. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
Б. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
3. регистрирует в уведомительном порядке:
А. отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
Б. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
4. осуществляет:
А. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
Б. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
В. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
Г. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
Д. реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
Е. реализацию мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
Ж. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
З. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
И. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
К. организацию подготовки трудовых арбитров;
Л. ведение базы данных по учету трудовых арбитров;
М. информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
Н. государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
О. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
П. согласовывает в установленном порядке схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации;
Р. устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
С. в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Т. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
У. участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
Ф. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
Х. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
Ц. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
Ч. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
Ш. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;
Щ. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
Ъ. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
Ы. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
Ь. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности.
5. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
А. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
Б. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
В. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
Г. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
Д. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
Е. составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
Ж. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
И. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Правовой статус безработного
Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в Государственной службе занятости.
Таким образом, понятие безработного включает в себя пять признаков:
· трудоспособность;
· наличие трудоспособного возраста;
· постоянное проживание на территории Республики Беларусь;
· отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы;
· регистрация в качестве безработного в Государственной службе занятости.
Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позволяет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.
Первый признак безработного - трудоспособность - обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.
Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден вообще прекратить трудовую деятельность на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.
Трудоспособный возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях предусматривает возможность трудиться лицам, достигшим 14 лет, с согласия родителя, опекуна, попечителя, тем не менее, учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут, в силу ст. 1 Закона о занятости, считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода - пенсия.
Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно
проживающих на территории Республики Беларусь.
Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.
При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости.
Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:
· профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
· бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;
· социальные гарантии и компенсации;
· обжалование неправомерных действий службы занятости.
Этим правам безработного соответствуют обязанности Государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, помощь в выборе такой работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т. д.
На профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.
Период профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только по истечении одного года с момента окончания предыдущей учебы и на профессии, имеющие спрос на рынке труда.
Кроме прав безработный обладает определенными обязанностями:
· самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом Государственную службу занятости по ее требованию;
· являться по вызову в Государственную службу занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова - один раз в месяц в установленный срок;
· в течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в направлении Государственной службы занятости;
· информировать Государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт;
· правоотношения между безработным и Государственной службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу.
Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов Государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
I. Общие положения
1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.1.3. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
5.1.4. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 23.06.2014 N 581;
5.1(1). осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
5.1(1-1). осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
5.1(2). осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
5.1(3). осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
5.1(4). осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.1 - 5.2.3. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
5.2.5. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
5.2.6. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
5.2.7. порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.2.8. деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
5.3. регистрирует в уведомительном порядке:
5.3.1. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;
5.3.2. отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения;
5.3.3. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
5.4 - 5.4.13. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;
5.5. осуществляет:
5.5.1. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.3. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.7. реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;
5.5.7(1). утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 277;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
5.5.10. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
5.5.11. организацию подготовки трудовых арбитров;
5.5.12. ведение базы данных по учету трудовых арбитров;
5.5.13. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 277;
5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;
5.5.15. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
5.5.16. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
5.5.17. проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;
5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
5.5(1) - 5.5(2). утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 277;
5.5(3). в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5.5(4). анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
5.5(5). участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
5.5(6). организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.6(1). является оператором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;
5.10(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
5.11. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, территориальных органов;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.5(1). составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах).
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2007 N 559;
9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 г. N 324
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое
Положение о Федеральной службе по труду и
занятости.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 324
ПОЛОЖЕНИЕ
О
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
I. Общие положения
1. Федеральная служба
по труду и занятости является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере труда, занятости и
альтернативной гражданской службы, по
оказанию государственных услуг в сфере
содействия занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции и
урегулирования коллективных трудовых
споров.
2. Федеральная служба по труду и
занятости находится в ведении Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
3. Федеральная
служба по труду и занятости
руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
4.
Федеральная служба по труду и занятости
осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои
территориальные органы и государственные
учреждения службы занятости (центры
занятости населения) во взаимодействии с
другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
5. Федеральная служба по труду
и занятости осуществляет следующие
полномочия:
5.1. осуществляет
государственный надзор и контроль за
соблюдением:
5.1.1. трудового
законодательства и нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права;
5.1.2. установленного порядка расследования
и учета несчастных случаев на
производстве;
5.2. осуществляет контроль
за:
5.2.1. обеспечением государственных
гарантий в области занятости населения;
5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах
установленной квоты;
5.2.3. регистрацией
инвалидов в качестве безработных;
5.2.4.
прохождением гражданами альтернативной
гражданской службы и увольнением с нее;
5.3. регистрирует:
5.3.1. граждан в целях
поиска подходящей работы и безработных
граждан;
5.3.2. в уведомительном порядке
отраслевые соглашения, заключенные на
федеральном уровне социального
партнерства;
5.4. оказывает в
соответствии с законодательством
Российской Федерации следующие
государственные услуги:
5.4.1. содействие
гражданам в поиске подходящей работы, а
работодателям в подборе необходимых
работников;
5.4.2. информирование о
положении на рынке труда;
5.4.3.
организация профессиональной ориентации
граждан в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства,
профессионального обучения;
5.4.4.
психологическая поддержка,
профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
безработных граждан;
5.4.5. осуществление
социальных выплат гражданам, признанным в
установленном порядке безработными;
5.4.6. организация проведения оплачиваемых
общественных работ;
5.4.7. организация
временного трудоустройства граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы;
5.4.8. социальная адаптация безработных
граждан на рынке труда;
5.4.9. содействие
самозанятости населения;
5.4.10. выдача
работодателям заключений о привлечении и
использовании иностранных работников;
5.4.11. содействие гражданам в переселении для
работы в сельской местности;
5.4.12.
содействие в разрешении коллективных
трудовых споров;
5.4.13. организация
подготовки трудовых арбитров,
специализирующихся в разрешении
коллективных трудовых споров;
5.5.
осуществляет:
5.5.1. проверки,
обследования, выдачу обязательных для
исполнения предписаний об устранении
нарушений, привлечение виновных к
ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с
законодательством Российской Федерации
дел об административных правонарушениях;
5.5.3. принятие мер по устранению
обстоятельств и причин выявленных
нарушений и восстановлению нарушенных
трудовых прав граждан;
5.5.4.
информирование и консультирование
работодателей и работников по вопросам
соблюдения трудового законодательства и
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;
5.5.5. обобщение
практики применения и анализ причин
нарушений трудового законодательства и
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, законодательства о
занятости и альтернативной гражданской
службе, а также подготовку соответствующих
предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин
производственного травматизма и
разработку предложений по его
профилактике;
5.5.7. реализацию
территориальных программ,
предусматривающих мероприятия по
содействию занятости населения, включая
программы содействия занятости граждан,
находящихся под риском увольнения, а также
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы;
5.5.8. принятие решения о переводе
гражданина, проходящего альтернативную
гражданскую службу, из одной организации в
другую;
5.5.9. подготовку плана
направления граждан на альтернативную
гражданскую службу;
5.6. осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Службы и
реализацию возложенных на нее функций;
5.7. обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
5.8. организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение обращений граждан,
принимает по ним решения и направляет
заявителям ответы в установленный
законодательством Российской Федерации
срок;
5.9. представляет в установленном
порядке в судебных органах права и законные
интересы Российской Федерации по вопросам,
отнесенным к компетенции Службы;
5.10.
обеспечивает мобилизационную подготовку
Службы, а также контроль и координацию
деятельности территориальных органов и
государственных учреждений службы
занятости, находящихся в ее ведении, по их
мобилизационной подготовке;
5.11.
осуществляет профессиональную подготовку
работников центрального аппарата Службы,
территориальных органов и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ее ведении, их переподготовку, повышение
квалификации и стажировку;
5.12.
осуществляет в соответствии с
законодательством Российской Федерации
работу по комплектованию, хранению, учету и
использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности
Службы;
5.13. взаимодействует в
установленном порядке с органами
государственной власти иностранных
государств и международными организациями
в установленной сфере деятельности;
5.14.
проводит в установленном порядке конкурсы
и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд
Службы, а также на проведение
научно-исследовательских работ для иных
государственных нужд в установленной сфере
деятельности;
5.15. осуществляет иные
функции в установленной сфере
деятельности, если такие функции
предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.
6. Федеральная
служба по труду и занятости с целью
реализации полномочий в установленной
сфере деятельности имеет право:
6.1.
организовывать проведение необходимых
обследований, испытаний, экспертиз,
анализов и оценок, а также научных
исследований по вопросам осуществления
надзора и контроля, оказания
государственных услуг в установленной
сфере деятельности;
6.2. давать
юридическим и физическим лицам разъяснения
по вопросам, отнесенным к компетенции
Службы;
6.3. запрашивать и получать
сведения, необходимые для принятия решений
по вопросам, отнесенным к компетенции
Службы;
6.4. привлекать в установленном
порядке для проработки вопросов
установленной сферы деятельности научные и
иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные
законодательством Российской Федерации
меры ограничительного, предупредительного
и профилактического характера,
направленные на недопущение и (или)
ликвидацию последствий нарушений
юридическими лицами и гражданами
обязательных требований в установленной
сфере деятельности;
6.6. осуществлять
контроль за деятельностью территориальных
органов Службы и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ее ведении;
6.7. создавать совещательные
и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере
деятельности;
6.8. разрабатывать и
утверждать в установленном порядке образцы
удостоверений государственных инспекторов
труда.
7. Федеральная служба по труду и
занятости не вправе осуществлять в
установленной сфере деятельности
нормативно-правовое регулирование, кроме
случаев, устанавливаемых указами
Президента Российской Федерации и
постановлениями Правительства Российской
Федерации, а также управление
государственным имуществом и оказание
платных услуг.
Установленные абзацем
первым настоящего пункта ограничения
полномочий Службы не распространяются на
полномочия руководителя Федеральной
службы по труду и занятости по управлению
имуществом, закрепленным за Службой на
праве оперативного управления, решению
кадровых вопросов и вопросов организации
деятельности Службы, контролю деятельности
в возглавляемой им Службе (ее структурных
подразделениях, территориальных органах и
государственных учреждениях службы
занятости, находящихся в ее ведении).
III.
Организация деятельности
8. Федеральную
службу по труду и занятости возглавляет
руководитель, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Правительством
Российской Федерации по представлению
Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и
занятости несет персональную
ответственность за осуществление
возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и
занятости имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности
Министром здравоохранения и социального
развития Российской Федерации по
представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя
Федеральной службы по труду и занятости
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
9. Руководитель Федеральной
службы по труду и занятости:
9.1.
распределяет обязанности между своими
заместителями;
9.2. представляет
Министру здравоохранения и социального
развития Российской Федерации:
9.2.1.
проект положения о Службе;
9.2.2.
предложения о предельной численности и
фонде оплаты труда работников центрального
аппарата и территориальных органов
Службы;
9.2.3. предложения о назначении на
должность и об освобождении от должности
заместителей руководителя Службы;
9.2.4.
предложения о назначении на должность и об
освобождении от должности руководителей
территориальных органов Службы;
9.2.5.
проект положения о территориальных органах
Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и
прогнозные показатели деятельности Службы,
а также отчет об их исполнении;
9.2.7.
предложения по формированию проекта
федерального бюджета в части финансового
обеспечения деятельности Службы;
9.2.8.
предложения о присвоении почетных званий и
награждении отличившихся работников
центрального аппарата Службы, ее
территориальных органов и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ведении Службы;
9.3. назначает на
должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Службы и
заместителей руководителей ее
территориальных органов;
9.4. решает в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной службы в
Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное
расписание аппарата Службы в пределах
установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности
работников, смету расходов на ее содержание
в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете;
9.6. утверждает
численность и фонд оплаты труда работников
территориальных органов Службы в пределах
показателей, установленных Правительством
Российской Федерации, а также смету
расходов на их содержание в пределах
утвержденных на соответствующий период
ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете;
9.7. назначает на
должность и освобождает от должности
руководителей государственных учреждений
службы занятости, находящихся в ведении
Службы, заключает, изменяет и расторгает с
ними трудовые договоры;
9.8. на основании
и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
издает приказы по вопросам, отнесенным к
компетенции Службы.
10. Финансирование
расходов на содержание аппарата
Федеральной службы по труду и занятости,
территориальных органов и государственных
учреждений службы занятости, находящихся в
ведении Службы, осуществляется за счет
средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете.
11. Федеральная
служба по труду и занятости является
юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки
установленного образца, а также счета,
открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы
по труду и занятости - г. Москва.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.
Положение
о Федеральной службе по труду и занятости
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324)
5 сентября 2007 г., 7 ноября, 24 декабря 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 24 марта, 26 декабря 2011 г., 2 апреля, 19 июня 2012 г., 9 августа, 2 ноября 2013 г., 23 июня, 30 июля, 27 декабря 2014 г., 11 апреля, 25 декабря 2015 г., 1 июля 2016 г., 21 февраля 2018 г.
I. Общие положения
1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Подпункт 5.1 дополнен подпунктом 5.1.1-2 с 6 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2018 г. N 181
5.1.1-2. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" полномочий;
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.1.3. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
5.1(1). осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 277 Положение дополнено подпунктом 5.1.(1-1)
5.1(1-1). осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1016 Положение дополнено подпунктом 5.1(2)
5.1(2). осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
5.1(3). осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 347 Положение дополнено подпунктом 5.1.4
5.1.4. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.2.5
5.2.5. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 277 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.2.6
5.2.6. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.2.7
5.2.7. порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.2.8
5.2.8. деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
5.3. регистрирует в уведомительном порядке:
5.3.3. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
5.5. осуществляет:
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.10
5.5.10. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.15
5.5.15. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1132 Положение дополнено подпунктом 5.5.16
5.5.16. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации;
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.5.17
5.5.17. проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.18
5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.19
5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.20
5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(3)
5.5(3). в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(4)
5.5(4). анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(5)
5.5(5). участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.5(6)
5.5(6). организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 347 Положение дополнено подпунктом 5.6.1
5.6.1. является оператором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.10.1
5.10.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
5.11. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, территориальных органов;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 6.5.(1)
6.5(1). составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах).
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
Федеральная служба по труду и занятости вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901; 2007, N 37, ст. 4455; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 146; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; 2012, N 1, ст. 171; N 15, ст. 1790; N 26, ст. 3529; 2013, N 33, ст. 4385; N 45, ст. 5822; 2014, N 32, ст. 4499; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2384);