Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.

ПРОДУКТОВЫЕ КАРТОЧКИ В СССР

Несмотря на несомненные достижения в экономике, уровень жизни населения оставался очень низким. К началу 1929 г. во всех городах СССР была введена карточная система. Отпуск населению хлеба по карточкам был начат с городов хлебородной Украины. В марте 1929 г. эта мера коснулась и Москвы. За хлебом последовало нормированное распределение и других дефицитных продуктов: сахара, мяса, масла, чая и т. д. К середине 1931 г. были введены карточки на промышленные товары, а в 1932-1933 гг. даже на картофель. Место торговли занимало отоваривание по так называемым "заборным документам" и ордерам через закрытые распределители, рабочие кооперативы и отделы рабочего снабжения.

В этих условиях широкие размеры приобрело воровство. Нарком снабжения Микоян весной 1932 г. признавал: "Воруют все вплоть до коммунистов. Коммунисту легче воровать, чем другому. Он забро-нирован партбилетом, на него меньше подозрений". По словам Микояна, проверка хлебных магазинов в Москве показала, что воруют по 12 вагонов в день.

Решение об отмене карточной системы в СССР вынес октябрьский 1934 г. пленум ЦК. В декабре появилось постановление, которым с 1 января 1935 г. отменялись карточки на хлеб. В сентябре 1935 г. вышло постановление, отменявшее с 1 октября 1935 г. карточки на мясо, сахар, жиры, картофель. Однако ситуация с продовольствием и промтоварами после этого продолжала оставаться сложной. Иностранцы, посещавшие в это время СССР, признавали, что на них сильное впечатление производила способность советских людей находить радости в самых прозаических вещах: "они часами стоят в очереди; хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими - но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными - но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем - разве что с проклятым прошлым - ты с радостью берешь то, что тебе дают".

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ЧЕТЫРЕ ВОЛНЫ ПРОДУКТОВЫХ КАРТОЧЕК

Карточки и талоны были известны еще в Древнем Риме. Словом «тессера» обозначались ордера на получение городским плебсом определенного количества зерна, масла или вина. Хлебные раздачи - фрументации впервые были введены Гаем Гракхом (153-121 гг. до н.э.), для этого использовались тессеры, представлявшие собой бронзовые либо свинцовые монетовидные жетоны.

Карточки, сначала на хлеб, а затем и на мыло, мясо и сахар, вводились во времена Французской революции (1793-1797).

Во время Первой мировой войны нормированное распределение продовольствия было введено в ряде воюющих европейских государств, а также в США.

В период Второй мировой войны нормированное распределение продовольствия было установлено во всех европейских странах, а также в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Японии, Индии, Турции, Алжире, Тунисе и др.

Немногим известно, что в США и сейчас действует несколько федеральных программ социальной благотворительности, в рамках которых выпускаются деньги-талоны для малообеспеченных. Посетители выставки могли увидеть FOOD-STEMP (талон на приобретение продовольствия на сумму 1 доллар США), а также «талон для проезда на такси» (штат Алабама, выдается пенсионерам и эмигрантам на сумму до 20 долларов в месяц).

В России впервые карточки введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной.

Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему в ряде городов. Исключительно по карточкам распределялись рожь, пшеница, полба, просо, гречиха...

При Советской власти карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года, при организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход». Первая карточная волна в России (1916-1921 годы) была погашена временным расцветом предпринимательства в период действия новой экономической политики государства.

Вторая волна стала нарастать в 1929 году, когда на исходе «нэпа» в городах страны была введена централизованная карточная система, просуществовавшая весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года.

С началом Великой Отечественной войны централизованное карточное распределение вводится вновь (третья волна). Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. А к ноябрю 1942 г. они циркулировали в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года.

Кризисный 1963 год чуть вновь не одарил нас карточной системой, во всяком случае, вопрос об этом обсуждался на довольно высоком уровне.

Четвертая талонно-карточная волна 1980-1990-х голов схлынула совсем недавно и оставила весьма яркие воспоминания. В 1983 году в отдельных городах страны, в том числе в Свердловске, появляются первые талоны на некоторые виды продовольствия (например, колбасу). А к 1989 году уже в большинстве городов и в сельской местности циркулировали разнообразные талоны и карточки.

Спектр предлагаемых к распределению продовольственных товаров, в основном, стандартный: водка и вино, чай и сахар, мука и мясопродукты. Но встречаются и майонез, и кондитерские изделия. Ассортимент промтоваров - от мыла, стирального порошка и спичек до галош (Ташкент,1991) и женского белья (Елец, 1991г.). Названия талонов то же разные. От унизительно-прямолинейных «карточка на хлеб», «талон на картофель», до дипломатично-обтекаемых - «Заказ на покупку» (Ирбит, 1992г.), «Приглашение на оформление заказа» (Иркутск, 1985г.), «Книжка молодоженов» (Ташкент), «визитная карточка покупателя» (Москва,1991г.), «Лимитная карточка» (Нижний Новгород,1991 г.). Ну, а где-то, и с заботой: «Алкоголь – враг вашему здоровью» (талон на водку, Курган,1991 г.).

А. Макурин. Полстопки... за вход на выставку

http://www.bonistikaweb.ru/URALSKIY/makurin.htm

КРИЗИС ТОРГОВЛИ И ОЧЕРЕДИ

С началом форсированной индустриализации в конце 1920-х годов и связанным с ней разрушением крестьянского хозяйства и рынка периода НЭПа кризисы снабжения следовали один за другим. Начало 1930-х годов стало для людей особенно трудным временем - полуголодное пайковое существование в городах и массовый голод в деревне. К середине 1930-х годов удалось стабилизировать положение. 1 января 1935 года отменили карточки на хлеб, 1 октября на другие продукты, а вслед за ними и на промтовары. Правительство объявило наступление эры «свободной» - в противовес карточному распределению первой половины 1930-х годов - торговли. Вскоре, однако, неминуемо последовали новые кризисы снабжения (1936-1937, 1939-1941), локальный голод и стихийное возрождение карточек в регионах. Страна вступила в мировую войну в состоянии обостренного товарного кризиса, с многотысячными очередями.

Почему, несмотря на провозглашение эры «свободной» торговли и времени радоваться жизни, страна не рассталась с «нормами отпуска в одни руки», карточками, очередями и локальным голодом?

«Свободная» торговля не означала свободы предпринимательства. Советская экономика оставалась плановой и централизованной, а государство - монопольным производителем и распределителем товаров. Тяжелая и оборонная промышленность неизменно имели приоритет. В третьей пятилетке капиталовложения в тяжелую и оборонную промышленность резко увеличились. По официальным данным, общие военные расходы в 1940 году достигли трети государственного бюджета, а доля средств производства в валовом объеме промышленной продукции к 1940 году достигла 60%.

Хотя за годы первых пятилеток государственные легкая и пищевая индустрия не стояли на месте, общий уровень производства был далеко не достаточным для удовлетворения спроса населения. В магазины попадало и того меньше, так как значительная часть продукции шла на внерыночное потребление - снабжение государственных учреждений, изготовление спецодежды, промышленную переработку и прочее. За весь 1939 год в розничную торговлю в расчете на одного человека поступило всего лишь немногим более полутора килограммов мяса, два килограмма колбасных изделий, около килограмма масла, пяти килограммов кондитерских изделий и крупы. Треть промышленного производства сахара шла на внерыночное потребление. Рыночный фонд муки был относительно большим - 108 килограммов на человека в год, но и это составляло всего лишь около 300 грамм в день. Внерыночное потребление «съедало» и огромную часть фондов непродовольственных товаров. Только половина произведенных хлопчатобумажных и льняных тканей, треть шерстяных тканей поступали в торговлю. На деле потребитель получал и того меньше. Потери от порчи и хищений на транспорте, при хранении и в торговле были огромны.

Массовые репрессии 1937-1938 годов породили хаос в экономике, советско-финская война и другие «военные конфликты» 1939-1940 годов, а также поставки сырья и продовольствия в Германию после заключения пакта о ненападении усилили диспропорции и обострили товарный дефицит на внутреннем рынке накануне вступления СССР в большую войну.

В то время как полки магазинов оставались полупусты, денежные доходы населения росли быстро. К 1939 году покупательные фонды населения достигли размеров, предусмотренных планом на 1942 год, развитие же розничной торговли отставало от плана. Низкое предложение товаров в торговле приводило к тому, что кассовый план Госбанка не выполнялся, выплаченные населению деньги не возвращались через торговлю в госбюджет. Дефицит бюджета покрывался денежной эмиссией. Общее количество денег в обращении к концу 1940-го выросло по сравнению с началом 1938 года почти вдвое, тогда как физический объем товарооборота снизился и в расчете на душу населения упал до уровня конца второй пятилетки. В обострении товарного дефицита играло роль и искусственное сдерживание роста цен.

В плановой экономике товарный дефицит усугублялся также избирательностью советской торговли - по сути, централизованного распределения, которое перераспределяло товарные ресурсы в пользу больших индустриальных городов. Как остроумно и несколько рискованно шутил мой преподаватель политической экономии социализма в МГУ в брежневские годы, государство решило задачу советской торговли просто - отправляло товары в Москву и несколько других крупных индустриальных городов, а уже население само развозило их куда надо. Москва оставалась неизменным лидером. В столице проживало немногим более 2% населения страны, но в 1939-1940 годах она получала около 40% мяса и яиц, более четверти всех рыночных фондов жиров, сыра, шерстяных тканей, около 15% сахара, рыбы, крупы, макарон, керосина, швейных изделий, шелковых тканей, обуви, трикотажа. Ленинград жил скромнее, но тоже входил в число элитных городов. В 1939-1940 годах он получал пятую часть рыночных фондов мяса, жиров, яиц. По этим товарам два города - Москва и Ленинград - «съедали» более половины всего рыночного фонда страны.

Неудивительно, что товарные десанты в крупные города представляли один из наиболее распространенных способов самоснабжения населения в плановой экономике. Предвоенные годы целиком прошли под знаком борьбы Политбюро с массовым наплывом покупателей в крупные промышленные центры. До осени 1939 года «товарный десант» в крупные города не имел продовольственного характера. Жители сел и небольших городов ездили по стране в поисках мануфактуры, обуви, одежды. С осени 1939 года стали расти очереди и за продуктами.

Центром притяжения оставалась Москва. Московские очереди явно имели многонациональное лицо, по ним можно было изучать географию Советского Союза. По сообщениям НКВД, в конце 1930-х годов москвичи в московских очередях составляли не более трети. В течение 1938 года поток иногородних покупателей в Москву нарастал, и к весне 1939 года положение в Москве напоминало стихийное бедствие. НКВД рапортовал: «В ночь с 13 на 14 апреля общее количество покупателей у магазинов ко времени их открытия составляло 30 000 человек. В ночь с 16 на 17 апреля - 43 800 человек и т.д.». У каждого крупного универмага стояли тысячные толпы.

Очереди не исчезали. Они выстраивались сразу же после закрытия магазина и стояли ночь до открытия магазина. Товар раскупался в течение нескольких часов, но люди продолжали стоять - «на следующий день». Приезжие мыкались по знакомым, вокзалам и подъездам, проводя в Москве целые отпуска. Как говорил один из них:

Донесения НКВД свидетельствуют, что советская очередь являлась своеобразной формой социальной самоорганизации населения, со своими правилами, традициями, иерархией, нормами поведения, моралью и даже формой одежды: как правило, удобная обувь, одежда попроще, теплые вещи, если ожидалось ночное стояние.

Порядок и самоорганизация, однако, никого не могли ввести в заблуждение, они были лишь затишьем, сбережением сил перед решительным штурмом. Лишь только двери магазина открывались, очередь ломалась, бешеная энергия неудовлетворенного потребителя вырывалась наружу.

Е.А. Осокина. Прощальная ода советской очереди

Карточная система не была уникальным открытием Советского Союза. Еще в древнем Китае во время бедствий населению раздавались длинные веревки с императорской печатью, и продавец ловко отхватывал кусочек во время каждой покупки.


Система «пайков» и распределения продуктов существовала в Месопотамии. Однако повсеместно карточки на продукты стали внедряться только в годы Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия таким образом регулировали спрос на мясо, сахар, хлеб, керосин, Франция и Англия - на уголь и сахар. В России земские организации и органы местного самоуправления тоже вводили карточки, одним из самых дефицитных продуктов был сахар - его массово скупали для производства самогона, да и значительная часть Польши, где находились заводы по производству сахара, была оккупирована неприятелем.

В 1920-40-е годы карточки станут верными спутниками каждого жителя СССР. Самая большая по площади страна в мире могла вдоволь поесть обычного хлеба только в урожайные годы. Эпоха трудностей и лишений научила жителей Союза очень бережно относиться к продуктам, со стола собирали даже хрестоматийные крошки. «Борьбе за хлеб советская власть придает своеобразное толкование, освещая ее как одну из форм классово-политической борьбы», - писал Николай Кондратьев в 1922 году.


По всей стране карточки на хлебопродукты были введены к началу 1929 года. По первой категории снабжались рабочие «оборонки», транспорта и связи, инженерные работники, верхушка армии и флота. Им полагалось 800 граммов хлеба в день. Со временем карточки стали распространяться на мясо, масло, сахар и крупу. Сталин в письме Молотову излагал свои взгляды на рабочее снабжение: «Выделить на каждом предприятии ударников и снабжать их полностью и в первую очередь как продуктами питания и мануфактурой, так и жилищами, обеспечив им все права по страхованию полностью. Неударников разбить на две категории, на тех, которые работают на данном предприятии не меньше года, и тех, которые работают меньше года, причем снабжать первых продуктами и жилищами во вторую очередь и в полной мере, вторых - в третью очередь и по урезанной норме. На счет страхования от болезни и т.д. повести с ними примерно такой разговор: ты работаешь на предприятии меньше года, ты изволишь «летать», - изволь-ка получать в случае болезни не полную зарплату, а, скажем, 2/3, а те, которые работают не меньше года, пусть получают полную зарплату».

Окончательно карточки укоренились на всем пространстве СССР к 1931 году, когда вышло постановление «О введении единой системы снабжения трудящихся по заборным книжкам». Л.Е. Мариненко отмечает, что власти вводили централизованное снабжение под влиянием принципа «индустриального прагматизма», где размер пайка напрямую зависел от вклада гражданина в индустриализацию страны. Создание колхозов, массовый голод начала 1930-х гг., строительство огромных предприятий стали для страны серьезным испытанием. Но уже после первой пятилетки положение нормализовалось, устоялись плановые нормы, стали открываться столовые, рестораны. 1 января 1935 года карточки были отменены. Рабочие активно включались в движение ударников и стахановцев. Ими двигали в том числе и материальные стимулы.

Вновь вспомнить об ограничении отпуска товаров заставила Великая Отечественная война. 16 июля 1941 года появляется приказ Наркомата торговли «О введение карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинграде и в отдельных городах Московской и Ленинградской областей». Продовольственные и промтоварные карточки отныне распространялись на муку, крупы, макароны, мясо, масло, сахар, рыбу, ткани, мыло, обувь, носки. Население страны разделили на четыре основных категории - рабочие и инженерно-технические работники, служащие, иждивенцы, дети. Каждая из них делилась еще на две, к первой категории относились лица, занятые на самых важных объектах. Скажем, в Красноярске рабочие 1-й и 2-й категории получали 800 и 600 граммов хлеба в день соответственно, служащие 1-й и 2-й категории - по 500 и 400 граммов. Нормы выдачи продуктов зависели от положения в городе и наличия тех или иных продуктов - так, в Астрахани в 1943 году население в зависимости от категории получало 600, 500 и 300 граммов хлеба вместо 800, 600 и 400 граммов в обычное время.



Московские и ленинградские рабочие в июле 1941 года могли рассчитывать на 2 килограмма круп, 2,2 килограмма мяса, 800 граммов жиров в месяц. Товары народного хозяйства отпускались по специальным купонам - рабочие имели в своем распоряжении 125 купонов в месяц, служащие - 100 купонов, дети и иждивенцы - по 80. Метр ткани «стоил» 10 купонов, пара обуви - 30, шерстяной костюм - 80, полотенце - 5. Продуктовые карточки выдавались каждый месяц, промтоварные отпускались раз в полгода. В случае потери набора его не восстанавливали, поэтому кражи карточек страшно боялись.

К 1943 году широкое распространение получает «литерное снабжение» по трем категориям - «А», «Б» и «В». В «литерных столовых» питались чиновники, журналисты, партийный актив, руководство силовых органов, что позволяло им, кроме горячего, получать дополнительно 200 граммов хлеба в день. На сельское население, кроме интеллигенции и эвакуированных, карточки не распространялись. Деревенские жители в основном снабжались талонами либо получали зерно натурой, и вопрос физического выживания становился острейшим. «Гуска, выходи замуж за линтенанта! Линтенант большу карточку получат», - говорят герои произведений Виктора Астафьева. Всего к концу войны на государственном снабжении находилось 74-77 млн человек.

Зарплата в годы Великой Отечественной не играла существенной роли, потому что «коммерческие» цены были во много раз выше государственных. Врач скорой помощи в августе 1942 года так описывал рынок в подмосковной Малаховке: «Настоящая Сухаревка прошлых времен. Чего тут нет! И живые куры, и бараны, и мясо, и зелень. Тут же продаются и продовольственные карточки... стопками продают водку, дают закуску: грибы, кусочки селедки, пироги и проч.; продают вещи: и пиджаки со спины, и сапоги с ног, и мыло, и папиросы поштучно и пачками... Настоящее столпотворение... Цепочкой стоят старушки и держат в руках и чайники с отбитыми носиками, и открытки, и куски шоколада и сахара, замочки, гвозди, статуэтки, гардины... всего не перечислишь». Рынки завораживали, продукты здесь кружились дивным хороводом, но цены очень сильно били и по сознанию, и по карману.

Быстрая мобилизация общества позволила Советскому Союзу выиграть войну с Германией. Возвращавшиеся с фронта бойцы ждали послаблений, но местами положение даже ухудшалось. В сентябре 1946 года вышло закрытое постановление Совета министров и ЦК ВКП(б) «Об экономии в расходовании хлеба». Хлебных карточек лишили примерно 27 миллионов человек, в основном иждивенцев. Рабочие задавались вопросом: «Сам-то я прикреплен к столовой, а что дети будут есть?»


Росли цены на предприятиях общественного питания. Так, в столовых Первоуральска мясной гуляш раньше стоил 2 руб. 10 коп., а поднялся в цене до 4 руб. 30 коп. Одновременно выросли цены на хлеб, отпускаемый по карточкам, а нормы выдачи снизились с 300 до 250 граммов для иждивенцев, с 400 до 300 граммов для детей. Любопытный случай произошел в Вологде в сентябре 1946 года: «Инвалид войны хотел получить хлеб по карточкам, продавец отпустил ему 1,4 килограмма хлеба… Покупатель выругался, бросил хлеб и сказал: «За что я воевал? На фронте меня не убили, так здесь хотят уморить не только меня, но и мою семью. Разве с семьёй в 6 человек я могу прожить с такой нормой?» Карточки задержались в СССР до 1947 года. Они были отменены в декабре наряду с проведением денежной реформы. Чтобы повысить престиж власти, государственные розничные цены на некоторые группы товаров были снижены на 10-12%.

Павел Гнилорыбов, историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ФАС предложила ввести "продуктовые карточки" для малоимущих слоев населения в связи с санкциями ЕС и США. Но возможен ли возврат к карточной системе и действительно ли проблема с санкциями принимает столь серьезный оборот? С другой стороны, может быть, продуктовые карточки в принципе стоит ввести в России, без учета разных ситуаций в стране?

Кстати, в ФАС уверены, что эта мера допустима в рамках так называемой "зеленой" корзины ВТО (разрешенных направлений господдержки агроотрасли), то есть юридически эта мера будет вполне законной. В то же время в минпромторге уверяют: никакой необходимости срочно вводить продуктовые карточки или устанавливать предельные цены на санкционные группы товаров нет. Во всяком случае, пока. Да и в будущем вряд ли появится такая необходимость… Минпромторг проводит ежесуточный мониторинг цен по санкционной группе продуктов питания, и никаких подозрительных явлений не наблюдает даже под лупой.

"На сегодняшний день оснований, на мой взгляд, этого (введения карточек) делать не нужно, — рассказала в интервью сайт заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева . — Но, вообще, эта проблема — она ж не сегодняшнего дня. И, наверное, таким образом, в том числе, некоторые государственные структуры ее пытаются решить, потому что эта проблема — она действительно существует для некоторых слоев населения. Но мне кажется, что здесь нужно пойти по несколько другому пути, и сейчас у нас эта возможность есть, — развивать производство, развивать рабочие места и, наконец, просто элементарно давать возможность трудоустроиться. И трудоустраивать тех, кто хочет работать, потому что есть часть населения, которая просто живет за счет того, что получает пособия по безработице, что тоже не совсем правильно".

Безусловно, нужно как-то помогать категории малоимущих граждан, считает эксперт. Но вот, допустим, ведем мы карточки. Нужен какой-то специальный магазин либо в магазинах должны быть отделы соответствующие. Но у нас нет уже практически государственных магазинов! То есть, как эта карточка будет работать? Ввести-то можно все что угодно, а как карточка будет на практике реализовываться?

"Лет пять назад были такие народные магазины, мы их так называли. Может быть, такие магазины снова открыть — тогда эта карточка начнет работать. Но тогда нужен особый контроль, потому что я помню историю, когда открывали магазины для ветеранов, а поставляли туда товар либо просроченный, либо у которого срок годности заканчивался завтра. Ты его мог купить и съесть только сегодня, потому что завтра он уже был негоден", - вспоминает Елена Афанасьева.

"Я уверен, что такого (введения продуктовых карточек) не будет, — сказал в телефонной беседе с корреспондентом сайт доктор экономических наук, профессор (специализация "Мировая экономика", "Мировые интеграционные процессы") Владимир Мантусов . — А насчет "зеленой корзины ВТО" — здесь надо уточнить, что имелось в виду. Во-первых, в сельском хозяйстве есть три корзины — так называемая красная, желтая и зеленая. По зеленой корзине можно, скажем так, со стороны государства предпринять определенные меры для улучшения. Это меры не прямого, косвенного характера, это меры для улучшения сельскохозяйственной сферы, к примеру, подводка линий электропередач, скажем, или улучшение технического обеспечения и т.д, то есть это не прямого воздействия меры.

Хотя, по сути, карточки никакого страха не должны вызывать, потому что это мера обеспечения малоимущих слоев населения. Вот и все. Это своеобразная мера неденежного стимулирования".

В принципе, можно и по-другому сделать, считает эксперт. Например, выделить какие-то определенные средства для того, чтобы индексировать, например, пенсии или уровень заработной платы населения с низкими доходами. Но можно это сделать и через карточную систему. Две формы, денежная и, допустим, карточная. Ничего здесь страшного нет и ничего такого нового нет. Но, конечно, лучше всего сделать так, чтобы национальная экономика была более эффективной — и тогда количество людей, живущих, скажем так, по уровню, который мы называем "с низкими доходами", перешли в категорию населения со средним достатком. Вообще, именно к этому надо стремиться, и каждая национальная экономика должна перед собой ставить такого рода задачи, добавил Владимир Мантусов.

"Вообще-то, ничего такого противозаконного в предложении ФАС нет. Но там, кажется, действуют по принципу "лучше перебдеть, чем недобдеть", — поделился своим мнением по этому вопросу член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт . — Ведь известный Федеральный закон "О торговле" действительно дает право на госрегулирование цен, установление их предельного уровня на ряд социально значимых товаров, если цена на них вырастет на 30 процентов в течение месяца. Такая норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике.

Но и ранее госрегулирование цен применялось лишь однажды, в 2007 году, когда вследствие значительного подорожания продовольствия в мире в целом ритейлеры и компании-переработчики подписали меморандум "О заморозке цен" на социально значимые продукты питания. Но действовало оно лишь несколько месяцев. Мне кажется, что, озвучив предложение о карточках и специализированном регулировании цен на какие-то "санкционные" товары, ФАС лишь как бы прикрывает себя от возможных неприятностей. А ну как что-то случится действительно (хотя вероятность этого крайне мала)? А у них готов ответ: а мы, мол, предупреждали… И взятки гладки. С точки зрения чиновников, вполне нормальный "страховочный" ход".

Ну, и в заключение. сайт уже сообщала, что Россия 7 августа 2014 года ввела сроком на год продовольственное эмбарго на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из стран, ранее поддержавших санкции против экономики и ряда граждан России на фоне кризиса на Украине: ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. И минпромторг утверждает, что за период с 8 по 25 августа резких изменений розничных цен на продовольствие не отмечено. Хотя какие-то колебания, конечно, есть, но они небольшие.

Напомним, что такое карточная система вообще. Может быть, люди постарше ее еще помнят, но то, что наши молодые читатели с ней не сталкивались вообще, — это точно.

Карточная система — это система снабжения населения товарами в условиях дефицита. Современная карточная система появилась в Европе, в странах, пострадавших в результате Первой мировой войны. В XX веке эта система широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом, а в странах с рыночной экономикой — для поддержки социально не защищенных слоев населения. Карточки (талоны) устанавливали определенные нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.

Впервые карточки на получение продовольствия ("тессеры") были отмечены еще в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797). Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности в США и Германии. В Российской империи в августе 1915 года, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер: учреждается "Особое совещание по продовольствию" с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твердых закупочных цен, на реквизацию продуктов. С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания.

Временное правительство уже 25 марта 1917 года ввело "хлебную монополию" (теперь весь хлеб, все зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. Далее было расширение карточной системы распределения: с июня 1917 года карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре — на кондитерские изделия и на чай. В 1916 году карточная система вводилась даже в богатой нейтральной Швеции.

Карточная система широко использовались и в Советской России. Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году, с 1 января 1935 года она была отменена. Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось.

В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и других. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. В СССР карточное распределение было введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года. В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В Великобритании, например, карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости - в 1953 году, на мясо - в июле 1954 года. В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году. В Израиле карточная система вводилась в 1949-1952 годах ("режим аскетизма").

В "застойном" СССР, как могли, избегали официального введения продуктовых карточек, скрывая их под другими "масками": так называемыми "заказами", "наборами" и т.д. Талоны на продукты в издыхающем СССР появились в 1989 году, то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получила в 1991-1992 годах, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии — для студентов вузов). По месту работы (обычно, в профкоме) было организовано распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления.

Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с "отпуском" цен, сократившим платежеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Кстати, талонная система для наименее защищенных групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на 115 долларов в месяц, а семья — на 255.

В 2013 году количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46 миллионов человек. Можно сказать, что в США число "карточников-талонщиков" почти равно населению Украины…



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ