Признаки имен существительных – это грамматические категории, присущие словам данной части речи. Выделяют постоянные и непостоянные признаки существительного – 4 постоянных и 2 непостоянных.
В русском языке у имен существительных постоянные и непостоянные признаки проявляются по-разному в зависимости от особенностей каждого отдельного слова и его употребления в речи.
Постоянные признаки существительного – это ряд морфологических категорий, которые не изменяются в зависимости от контекста речи и изначально присущи всем существительным.
Постоянные признаки существительных с примерами:
Род – обозначает родовую принадлежность предмета, которое называет существительное.
Склонение – указывает на тип изменения существительных по числам и падежам.
Нарицательные и собственные.
Число – выступает в роли постоянного признака для слов, не изменяющихся по числам.
Непостоянные признаки существительного – изменяемые грамматические признаки, которые проявляются у существительных в зависимости от контекста речи и позиции слова в предложении.
Непостоянные признаки существительных с примерами:
(1
votes, average: 1.00
out of 5)
Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.
Задачи:
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Форма проведения урока: урок открытых мыслей.
Основной дидактический метод: частично-поисковый.
Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
ХОД УРОКА
I. Языковая разминка (Презентация . 2 слайд)
– Вспомнить правила работы на уроке помогут нам фразеологизмы. Что это? (Словарь – устойчивое выражение с самостоятельным значением.)
1. «Чувство локтя» (чувство взаимной
поддержки и помощи во всех делах)
2. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)
3. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать,
защищать что-либо или кого-либо)
– К концу урока я буду знать, как вы работали на уроке.
Красный – 5 (за каждую работу дети
самостоятельно выставляют себе оценку)
Зелёный – 4
Синий – 3
– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг,
щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка,
искусство, традиция, егерь, лестница, наполнение,
орех, ежиха.
– Подчеркните слова, в которых есть
орфограмма – гласная буква – согласная буква.
– Какое слово вы подчеркнули 2 раза? (Тростник)
Тростник – О – безударная гласная, Т – непроизносимая согласная.
– Какое слово не подчеркнули? (Егерь.)
– Почему? Какая орфограмма в этом слове? Ь – на
конце.
1. Охотник – профессионал.
2. Охотовед – специалист по организации охоты,
охране и воспроизводству фауны.
3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых
полков.
3 слайд – Проверка
– Что объединяет эти слова?
II. Введение в раздел (2 слайд)
– Посмотрите на экран. Назовите первые буквы
слов из языковой разминки. Какое слово
получилось? СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ. Какой буквы не
хватает? Ь.
– Какова её роль в этом слове?
–
Велико значение языка в жизни
человека. В народе издавна бытуют пословицы:
«Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
– Как вы понимаете значение пословиц?
– Языковеды насчитывают на земле 2500 разных
языков, но большая часть людей планеты, около
двух миллиардов человек объясняется всего на 13
языках. Самым распространенным
языком
является китайский
, на нем говорят
свыше 700 миллионов человек, на английском
– свыше 250 миллионов, на русском
также
свыше 250 миллионов человек.
О величии русского языка, его многообразии
сказано много замечательных слов.
(4 слайд)
Лев Николаевич Толстой говорил
: «…
удивительный по верности, красоте, разнообразию
и силе, он нежный, трогательный, где нужно
строгий, где нужно бойкий и живой».
–
Чтобы построить дом, нужно
приготовить части дома – то, из чего мы будем
строить. А речь состоит из частей речи. А из каких
ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют
знакомые части.
– Как отличить одну часть речи от другой? (По
вопросам, по значению
)
(5 слайд)
– На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)
Рассмотреть слайд
Вывод: Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.
– Сейчас мы проведём своё расследование
(запись из Д.Э.)
– Прослушать и посмотрите видеофрагмент о шмеле
и запомнить имена существительные, глаголы,
имена прилагательные (раздать листочки)
распределить по рядам
– Назовите прилагательные. На какие вопросы они
отвечают? Что обозначают? (Определённая,
герметичные, важная, сладкий, определённую.)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они
отвечают? Что обозначают? (Занят, переносит,
живут, царит, заполнят, достать, выполняют,
заполняют.)
– Назовите существительные. Что обозначают эти
слова, на какие вопросы отвечают? (Хоботок,
шмель, дело, функция, свет, чистота, порядок, корм,
инстинкт, очерк, крышечка, взгляд, пища, запас,
зима.)
–
Слова какой части речи мы чаще всего
употребляем в речи?
Вывод: Вы правы, имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.
III. Сообщение темы урока
– Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.
IV. Работа с учебником (с. 86, упр. № 103)
– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными и второстепенными)
Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными и второстепенными членами.
Таблица – определение имени существительного (интернет)
– Почему имена существительные имеют два вопроса, а не один “ (Обозначает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Это первый морфологический признак имени существительного, с которым мы познакомились.
Выполните задание. Маркером на доске соединить вопрос с картинкой
Слайд 7
Упр. 102, с. 85
– Прочитайте отрывок из рассказа Д.
Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”. (Слайд
8)
– Где происходят события? (У самого леса.)
–
Выписать самостоятельно из текста в
два столбика одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные в начальной форме. (Слайд
9)
Проверка.
– Почему некоторые существительны написаны с заглавной буквы?
Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
На доске указать род имён существительных
– Как определить род имён существительных?
– В английском, армянском, узбекском,
татарском языках рода совсем нет. В Африке у
некоторых народов до 48 родов.
Вывод: имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова.
Тест «Постоянные признаки»
Физминутка
– Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.) (Слайд 10)
Тест «непостоянные признаки»
Непостоянные признаки: число (Слайд 11)
КМ школа
– существительные, не
имеющие множественного числа 3 кл. 8 задание.
Существительные. которые имеют только ед. ч. или
мн. число – возвращаемся к слову ворота
V. Упражнения в разборе имён существительных как части речи
– Почему охотиться было трудно? (Ответы
детей.)
* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота,
охотиться.
– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите
части речи.
Записать на доске – Охота (сущ.), охотиться (гл.),
охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).
– Сделайте вывод.
Вывод.
Среди однокоренных слов могут
быть слова разных частей речи.
– Рассмотреть образец. Обратить внимание на
сокращение.
Какое задание нужно выполнить, если со словом
стоит число 3
Работа по вариантам – обратите внимание на определение члена предложения.
VI. Работа над развитием устной научной речи(13 слайд)
Коллективное составление рассказа (работа в
парах).
Даётся время для самостоятельной подготовки.
Заслушиваются индивидуальные ответы.
VII. Итог урока
– Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все признаки имени существительного. В дальнейшем мы будем знакомиться с ними.
– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)
(14 слайд)
Имя существительное,
Мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное
Имя Существительное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало,
существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.
(Читает ребёнок)
VIII. Рефлексия (15 слайд)
– На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «на седьмом небе». Как вы это понимаете? (Быть счастливым и довольным)
– Благодарю вас за урок. Вы – молодцы!
· Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).
· Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).
Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).
Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).
Свекла из огорода – самая полезная (определение ).
Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :
Мама , мне нужна твоя помощь!
· По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:
1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».
· По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.
Примечание
. Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо
в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо
в значении «живой организм», чудовище
).
2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:
У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе):В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Ср.: мать - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);
У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).
3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб - здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца - нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - здесь есть труп ).
· По значению существительные можно разделить на четыре вида:
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы:человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Склонение имён существительных
Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .
В русском языке
· два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
· шесть падежей (по школьной программе).
Как определить падеж имён существительных (и других именных частей речи)?
· Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?)о маме , нет (чего?) дождя .
· Затем надо, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), посмотреть, какому падежу соответствует заданный вопрос: думаю (о ком? )о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.
Примечания:
· Каждому падежу соответствуют два вопроса (первый - для одушевлённых существительных, второй - для неодушевлённых).
· Названия падежей и падежные вопросы следует заучить, поскольку умение определять падеж - одно из важнейших базовых умений для изучающих русский язык.
Как определить склонение имён существительных?
Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е.существует семь типов склонения существительных :
-1-е склонение Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я (весна , земля , линия , дядя , владыка , грязнуля);
-2-е склонение Существительное мужского рода с нулевым окончанием
(домО , крайО , мячО , планетарийО);
Все существительные с окончаниями -о, -е(окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерье - м.р.);
-3-е склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (матьО , дочьО , ночьО , степьО);
-Разносклоняемые существительные (имеют окончания разных склонений)
Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я);
существительные путь, дитя(время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дит);
-Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так называемые субстантивированные существительные) Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую
(рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое);
-Несколько существительных, склоняющихся по местоимённому типу Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую либо склоняющиеся, как местоимения (ничья, кабельтов (единица измерения);
Неизменяемые существительные Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту) (ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.);пальто, кофе, радио, кино)
· Чтобы определить склонение имени существительного, его надо поставить вначальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и определить, к какому типу склонения из семи вышеназванных это существительное относится.
· Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения:сани, брюки, ножницы .
Примечания:
· Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек
(единственное число) -
склоняется как существительное 2-го склонения;
люди
(множественное число) -
склоняется как существительное 3-го склонения.
· Большинство существительных распределяются по первым трём типам склонения.
· Типы склонения следует заучить, поскольку умение определять склонение - одно из базовых умений для изучающих русский язык.
Образцы склонения имён существительных
Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).
Собственные имена существительные
обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.
Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.
Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.
Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
колебаниепо одушевленности | объект не может быть одновременно живым и неживым:
|
живое, но неодушевленное | 1) совокупности живых существ: (вижу) армии, толпы, народы ; |
2) растения, грибы: (собирать) лисички ; |
|
неживое, но одушевленное | 1) игрушки в виде человека: (вижу) кукол, матрешек, неваляшек ; |
2) фигуры некоторых игр: (разыграть) королей, ферзей ; |
|
3) умершие: (вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.); |
|
4) вымышленные существа: (вижу) русалок, леших, домовых. |
Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .
К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:
Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:
твой невежа пришел,
тво-я невежа пришл-а.
Такие существительные относят к общему роду.
Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).
Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).
Падеж как морфологический признак существительных
Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.
В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:
И. п . это кто? что?
Р. п. нет кого? чего?
Д. п . рад кому? чему?
В. п . вижу кого? что?
Т. п . горжусь кем? чем?
П. п. думаю о ком? чём?
Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.
Изменение существительных по падежам называется склонением.
К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:
Падеж | Единственное число
|
||
Твердый вариант
| Мягкий вариант
| На - ия | |
Им.п. | Стран- а | Земл-я | Армиj-я
|
Р.п. | Стран-
ы
| Земл-и | Армиj-и
|
Д.п. | Стран- е | Земл-е
| Армиj-и |
В.п. | Стран- у | Земл-ю | Армиj-ю
|
Т.п. | Стран-ой
(-ою
) | Земл-ёй (-ёю ) | Армиj-ей
(-ею
) |
П.п. | Стран-е | Земл-е | Армиj-и
|
Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).
К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .
Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.
В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.
Существительное разбирается по следующему плану:
I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец морфологического разбора существительного
Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).
I. Дамы - существительное;
начальная форма - дама .
II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;
непостоянные признаки: мн. число, И. п.
III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).
I. (к) Лужину - существительное;
начальная форма - Лужин ;
II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;
непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;
III.
Подбежали
(к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину
(дополнение).
I. Ладонью - существительное;
начальная форма - ладонь
;
II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;
непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;
III.
Стал сбивать
(чем?) ладонью
(дополнение).
I. Пыль - существительное;
начальная форма - пыль
;
II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;
непостоянные признаки: ед. число, В. п.;
III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).
I. Пальто - существительное;
начальная форма - пальто
;
II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;
непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;
III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).