Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Президент России Владимир Путин наделил Федеральную службу безопасности (ФСБ) России правом изымать земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества для государственных нужд. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Фоторепортаж: Путин разрешил ФСБ изымать земельные участки

Is_photorep_included10676477: 1

Как следует из документа, в положение о ФСБ РФ вносится изменение, согласно которому ведомство «принимает в пределах своих полномочий решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации».

Указ вступает в силу со дня подписания.

Из указа следует, что реализация изменений не требует дополнительных средств из бюджета и увеличения численности штата ФСБ.

Примечательно, что в марте Федеральная служба охраны (ФСО) России также получила право принимать решения об изъятии земель для госнужд. Соответствующий запрос ФСО направила в августе прошлого года. Служба попросила разрешить ей принимать «решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях строительства и реконструкции объектов федерального значения, соответствующих сфере ведения ФСО России».

Тогда же, в августе 2016 года, ФСБ также попросила наделить ее правом изымать земли.

В спецслужбе отмечали, что новые полномочия позволят ей «в полной мере обеспечить решение задач, возложенных на ФСБ России действующим законодательством и полностью соответствуют ст. 49 [Земельного кодекса]». В этой статье говорится, что изъятие земель для государственных нужд может осуществляться в исключительных случаях, связанных с выполнением международных договоров, строительством, реконструкцией объектов государственного и местного значения, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.

В свою очередь в пояснительной записке к проекту указа, подготовленному ФСБ, говорилось, что

право изымать земли нужно спецслужбе для обеспечения безопасности в зонах с особыми условиями использования территорий и вблизи государственных границ.

Аналогичные ранее проведенные корректировки коснулись, в частности, Министерства обороны, которое также получило право принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд. В феврале же этого года право изымать земли получило Росимущество.

Согласно законодательству, при изъятии земли и расположенной на ней недвижимости граждане имеют право на компенсацию. При этом на материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющие такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения.

Стоит отметить, что возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

Напомним, год назад,

в мае 2016 года, президент России Владимир Путин подписал указ об освобождении 70-летнего Евгения Мурова от должности директора Федеральной службы охраны (ФСО) по собственному желанию.

Его место занял Дмитрий Кочнев, ранее занимавший пост главы службы безопасности президента.

По одной из версий, на отставку Мурова повлиял тот факт, что он мог быть знаком с отдельными фигурантами громкого «дела Минкульта». В частности, Николай Негодов (бизнес-партнер главы холдинга «Форум» Дмитрия Михальченко) в 90-е работал в ФСБ по Петербургу и Ленобласти. Напомним, что в те же годы в этом же региональном управлении трудился и Евгений Муров. Самого Михальченко задержали 29 марта по обвинению в контрабанде коньяка и вина под видом строительного герметика. Директора входящей в «Форум» компании «Балтстрой» Дмитрия Сергеева также арестовали, он проходит по делу о хищениях при реставрации исторических объектов по госконтрактам Минкультуры. Обвинение по делу предъявлено и заместителю министра культуры Григорию Пирумову.

А в марте этого года главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что вице-президент и руководитель службы безопасности Олег Феоктистов покинул компанию.

Феоктистов перешел на должность вице-президента «Роснефти» и руководителя службы безопасности компании в сентябре 2016 года. До этого он служил заместителем руководителя Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ.

Работая в ФСБ, ​Феоктистов курировал ряд громких задержаний. В частности, речь идет о задержаниях руководителей главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова и Бориса Колесникова. Кроме того, как утверждали источники РБК, Феоктистов руководил оперативным сопровождением по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых.

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд . Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в , и . На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие , как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер .

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд :

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в .
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре .

В случае неудовлетворения размером компенсации , собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления . Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация , определенная соглашением между сторонами . Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре .

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре .

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ : Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует .

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии - 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Процедура изъятия участка

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
    • передача права владения;
    • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
    • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
    • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
    • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
    • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
    • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Документальное оформление изъятия

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков - это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса. Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны. Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.

Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.

Обычно порядок изъятия выглядит так:

  • Проводится подготовка к процедуре, с определением общего порядка, а также прекращением прав владения;
  • Должно быть принято решение с обоснованием условий проведенного изъятия;
  • Собственнику сообщают о предстоящей процедуре;
  • Заключается соглашение о проведении изъятия с владельцем земли.

Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.

Выполнена должна быть процедура:

  • после того, как будет принято постановление в течение 10 дней (информация об этом размещается на официальном сайте, а также иных источниках информации);
  • процесс публикации информации сохраняет за собой общий порядок расположения недвижимого объекта, который изымается;
  • ксерокопии решения должны быть выданы каждому владельцу, интересы которого были затронуты;
  • копия должна быть направлена в органы регистрации прав владельцев;
  • в случае изъятия недвижимых объектов на основании прошения, в организацию следует направить копию решения.

В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд

В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.

В таком документе обязательно должны быть включены положения:

  • имена граждан, подписи которых стоят в документе;
  • указаны кадастровые номера земельных участков, которые изымаются;
  • перечислены основания принятого решения, общие цели с реквизитами документа;
  • прописан общий перечень прав, которые перестают действовать либо же возникают в результате проведенной сделки;
  • срок передачи не должен быть больше 6 месяцев;
  • порядок выплаты компенсации, а также ее размеры.

Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.

Причинами могут выступить:

  • Государство выполняет свои международные обязательства;
  • Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
  • Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.

Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.

Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.

Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.

1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.

Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.

Объекты, которые не подлежат возмещению:

  • Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
  • Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.

Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.

Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих:

  • стоимость земельного угодья на недвижимом рынке;
  • оценочную стоимость имущества;
  • возмещенные убытки, которые в дальнейшем может понести собственник после того, как будет прекращено использование участка;
  • материальная компенсация упущенной выгоды от пользования землей.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ