Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Глава шестая

ТАЙНЫ ЭФИОПСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Согласитесь, что помолодеть сразу на восемь лет не так уж плохо, даже если вам идёт только четвёртый десяток...
- В каком году вы родились? - спросил я как-то знакомого журналиста из местной газеты "Аддис Земен" («Новое время»). В отличие от большинства своих коллег он одевался "старомодно": на нём были белые брюки, похожие на галифе, и белая шамма-накидка из тонкой хлопчатобумажной ткани.
- В тысяча девятьсот тридцать четвёртом.
- Значит, мы ровесники. Вы тоже перешагнули возраст Христа…А ваш наряд, кстати заметить, вас очень молодит.
- Наверное, поэтому я и предпочитаю носить национальный костюм, - улыбнулся он. - А насчёт моего возраста вы ошиблись. Мне ещё только двадцать семь.
- Странно... Видимо, у вас в «Новом времени» как-то по-новому считают время…
Однако этот каламбур не прошёл: мой «одногодка» говорил вполне серьёзно. Ему действительно двадцать семь. А во всей этой путанице, как выяснилось, «виноватым» оказался… эфиопский календарь, который в настоящее время отстаёт от европейского на 7 лет 8 месяцев и 11 дней. Как же такое случилось?..

Не мало светил церкви потрудилось над тем, чтобы исчислить время, прошедшее от "сотворения мира". Но несмотря на то, что в своих "изысканиях" они пользовались одним и тем же источником - Библией, к единому мнению теологи так и не пришли. После них осталось не менее двухсот версий.
По мнению византийского духовенства, "сотворение мира" относится, если пользоваться современной хронологией, к 5508 году до н.э. Александрийская (коптская) церковь, которая главенствовала в Эфиопии до I959 года, считает, что Византия, а за ней и вся Европа, видимо, всегда торопилась жить, так как «в действительности» мир был сотворён на восемь лет позже!.. Эта разница осталась и после того, как Эфиопия, вслед за всеми христианскими странами, стала исчислять время от «рождества Христова». А посему наш 1969 год (с 1-го января по 10-е сентября) является частью 1961-го эфиопского. Но… 11-го сентября, или в первый день месяца мескерем, Эфиопия праздновала начало своего нового, 1962-го года.
И снова загадка: почему именно 11 сентября? Хронология и на этот счёт даёт исчерпывающее объяснение. Но пока, чтобы "не оторваться от действительности" и не утратить связей с сегодняшним днём, попросим науку о времени чуть-чуть подождать.

Когда ночь чёрной шаммой окутала город и бегущие по холмам улицы засветились огнями электрических ламп, небо Аддис-Абебы озарилось вспышками фейерверка. Почти до самого утра то там, то здесь они взрывали темноту, вызывая восторг не только у любителей пиротехники... Мохаммед, наш "зэбэння", то есть сторож, при звуке каждого выстрела то причмокивал, то покачивал головой, то поднимал руки вверх, простирая их, видимо, к трону Всевышнего.
Появился дворник Абабуля со связкой длинных эвкалиптовых веток. Ко всеобщему удовольствию, - поскольку весь наш запас бенгальских огней уже истощился, - он поджёг свой "веник" и, словно факелом, стал чертить темноту. Влажный воздух тотчас наполнился приятным запахом.
- В канун Нового года мы жжём «чибо», чтобы праздник был ярче, - объяснил он.
До самого рассвета не смолкали хлопки петард, лай собак и однообразное ритмичное пение, доносившееся, пожалуй, из каждого двора. Это было в ночь на 11-е сентября. Двадцатью одним пушечным залпом встретила Аддис-Абеба свой Новый год, ровно в шесть утра (именно в этот час в Эфиопии наступает новый день и новое число в календаре).
Наверное, город так и не ложился спать: по улицам, ещё не успевшим просохнуть от предрассветного дождя, уже двигались толпы людей, одетых во всё белое. (В Эфиопии любят этот цвет). Звон церковных колоколов звал на торжественную службу.

У входа в храмы - вереницы легковых машин, велосипедов. Поодаль стоят мулы и лошади. На них прибыли в столицу жители деревенских тукулей. Говорю - деревенских, потому что и в самой столице, на окраинах, ещё часто встречаются эти веточные хижины с конусообразной крышей из соломы.
Особенно многолюдно возле храма святого Рагуэла, что находится в районе «марката». Грязные после дождя подъезды к этой ничем не примечательной церквушки охраняются полицией и солдатами. Здесь, по традиции, со всей своей свитой присутствует сам император.
Как только закончилась служба, - она проходила во дворе, - кресло императора подняли вверх и под восторженные возгласы толпы, похожие на наше улюлюканье, понесли вокруг храма. Все, кто мог присоединиться к кортежу, поспешили следом. Процессия замыкает круг. Император, попрощавшись с духовенством, садится в машину и под салют стоящих вдоль церковной ограды солдат выезжает за ворота. Толпа людей в белом, и вместе со всеми - исковерканные проказой нищие, тотчас устремляются в церковь.
На паперти стоит священник. Тесня друг друга, верующие исступленно лезут поцеловать деревянный крест в его руках. Потом - самое неожиданное. Под церковными сводами появляется группа священнослужителей. Один из них - с большим барабаном. Они становятся в круг и под ритмичные глухие удары начинают петь и пританцовывать. И всё это у подножия огромного распятия…

Весь день ликовала Аддис-Абеба. На улицах собирались импровизированные базарчики с обязательными корзинами-клетками для птицы и с небольшими отарами овец.
Покупатель, выбрав барана, хватает его за передние ноги и тащит куда-то. Наверное, прямо на шашлык... Здесь же продаются только что содранные шкуры и свежие туши.
Группы подростков (у кого-то из них обязательно небольшой тамтам) ходят от дома к дому, поют у калитки однообразную песню «Абабайе хойи, Мескерем табайе!..» - и ждут, когда добрый хозяин вынесет им гостинец. «Будьте счастливы, Мескерем пришёл!..»

Говорят, всё на земле боится времени, а время боится... нет, не египетских пирамид. Я бы сказал - "Священного Нила", на берегах которого были воздвигнуты эти каменные стражи истории. Нил породил не только одну из самых древнейших цивилизаций, но и само... Время.
Дело в том, что разлив этой реки, с которым совпадал первый восход звезды Сотис (Сириус) и солнцестояние, предвосхищал начало цикла сельскохозяйственных работ египтян. Период от одного разлива Нила до другого стал у них единицей счёта времени. На протяжении тысячелетий египетский год делился на I2 месяцев по З0 дней в каждом. За двенадцатым месяцем следовал ещё один, состоящий из… 5 дней, посвящённых памяти умерших и покаянию в грехах.
В 25 году н.э. в Александрии календарь древнего Египта был реформирован. Один раз в четыре года к этим 5 добавочным дням, или "тринадцатому месяцу", прибавляли ещё одни сутки. Год начинался 29 августа, или - по Григорианскому стилю – 11 сентября.
Александрийским календарём пользуются копты-христиане современного Египта. Он является также официальным численником Эфиопской церкви и государства. Вот, кстати, почему Эфиопию часто называют «страной тринадцати месяцев». Последний, тринадцатый месяц - «пагумен» в високосный год состоит из 6 дней, поэтому следующий эфиопский год начинается не 11-го, а 12-го сентября; в том и другом случае это всегда 1-е число месяца по названию мескерем, своего рода эфиопского января.
Со стартом мескерема жители Абиссинского нагорья связывают приближающийся конец «больших дождей», питающих воды Нила, и, как в Египте, начало своего сельскохозяйственного года. Разве после этого нельзя сказать, что Нил – прародитель Времени, которое до сих пор таким оригинальным образом связывает современную Эфиопию со «Страной пирамид»?
Новогодний номер газеты «Эфиопиэн геральд» вышел со своеобразным рисунком на первой полосе: в свете лучей заходящего солнца восседает, как указано в подписи, святой Марк - лысый, но с длинной бородой, старец. Вокруг его головы, как и положено, - нимб. В правой руке - перо. На коленях раскрыта "боговдохновенная книга". Улыбаясь, он смотрит в "небеса", туда, откуда пробивается сквозь тучу луч "святого благовествования"...
Оказывается, новый, I962-й эфиопский год считается Годом св. Марка, в честь одного из четырёх авторов Евангелий, включённых в свод "священных писаний" христиан - Новый Завет. Прошедший I96I-й был годом св. Матфея. А 196З-й будет назван в честь св. Луки (годы св. Луки всегда високосные). Потом придёт очередь св. Иоанна. А затем - "всё опять повторится сначала".

Эфиопский Новый Год - сложный праздник ещё и потому, что в его конце, в последний день пагумена – 10-го сентября (11-го - в эфиопский високосный год), христиане отмечают день Кыдуса Иоханнеса, то есть Иоанна Крестителя, которому здесь как бы отводится роль местного "Деда-мороза". Что касается Снегурочки, то эфиопский календарь таковую не предусмотрел. Нет у эфиопов и новогодней ёлки. Вместо неё - длиннолистые веточки зембебы, похожие на пальмовые. Их дарят друг другу в Первый Мескерем.
В свой Новый Год эфиопы говорят "Добро пожаловать, Энкутаташ!" Что же означает это слово?
Легенда рассказывает, что, когда Царица Савская возвратилась из Иерусалима после своего "государственного" визита к царю Соломону, которого, как свидетельствует Библия, она щедро одарила, подданные страны Шебы встретили царицу подарками и возгласами «Энкутаташ!», что по смыслу – «Да умножатся твои богатства!»
Основным богатством Царицы Савской стал её сын Менелик, рождённый от царя Соломона и положивший начало ныне здравствующей императорской династии. А приветственным словом «Энкутаташ!» эфиопы с удовольствием обмениваются, особенно на свой Новый Год, когда и нам хочется пожелать: пусть умножаются твои богатства, Эфиопия! – из года в год, «от Кыдуса Иоханнеса до Кыдуса Иоханнеса», как говорят жители этой библейской страны.

(Продолжение – «Мэскаль – праздник Креста и весны». Гл.7)

У каждого из нас Новый год ассоциируется с разными понятиями: с ароматом хвои и мандаринов, с брызгами шампанского, открытого под бой курантов, с детской верой в доброго волшебника Деда Мороза, с веселой ночью с 31 декабря на 1 января. Но в мире достаточно стран, жители которых отмечают наступление нового календарного года совсем не в первый январский день, и даже не обязательно зимой. К числу таких стран относится и Эфиопия, одно из древнейших государств в мире, известное ранее как Абиссиния, где празднование Нового года приходится на начало осени.

Энкутаташ: мифы и факты

С приходом сентября в Эфиопиии завершается сезон дождей, длящийся около трех месяцев, и наступают благоприятные дни для сбора урожая. Именно этот период, когда зеленые нагорья Эфиопии освещают яркие лучи солнца, много тысячелетий назад был выбран древне-эфиопским народом в качестве рубежа для смены очередного года.

Время сбора урожая, впрочем, у многих древних народов праздновалось как наступление Нового года, достаточно вспомнить, что в допетровской России этот праздник приходился на 1 сентября. Но в Эфиопии Новый год, именуемый Энкутаташ, празднуется 11 сентября. Почему?

Объяснение выбора этой даты следует искать в богатейшей истории эфиопского государства, самой яркой и известной личностью которого была царица Савская или Македа, как именуют ее в национальном эпосе.

Древняя легенда гласит, что 11 сентября вернулась в родную страну из путешествия в Иерусалим красавица царица, которая ездила туда для встречи с наимудрейшим израильским царем Соломоном. С великими почестями и восторгом встречали царицу Савскую подданные, осыпая ее путь цветами и делая подношения в виде драгоценностей и самоцветных камней.

Зрелище настолько понравилось царице, что она повелела ежегодно в этот день отмечать праздник Энкутаташ, название которого в переводе с эфиопского означает «День подношения драгоценностей». Спустя положенный срок царица Савская родила от Соломона сына, который стал родоначальником династии Соломонидов, существовавшей в Эфиопии вплоть до конца 20 столетия. Поэтому сакральный смысл праздника Энкутаташ для этого государства заключается не только в праздновании смены сезонов и начала очередного года, а еще и в том, что возвращение царицы Мекеды стало предвестием наступления новой эпохи для всей Эфиопии.

Как празднуют Энкутаташ?

Новый год в Эфиопии, как и в любой другой стране, отмечать начинают еще с вечера, который предшествует самому дню праздника. Повсеместно сооружаются большие и маленькие костры из ветвей эвкалипта, пальмы или хвойных деревьев. Традиционная форма такого костра – сноп, он украшен яркими желтыми цветами, среди которых воткнуты факелы из травы «шиг», считающейся чудодейственной при различных болезнях. В Аддис-Абебе на главной площади страны 10 сентября зажигается самый большой костер, основой для которого служат уже не ветви, а настоящие деревья, достигающие в высоту 6 метров. Этот гигантский костер загорается от факела правителя Эфиопии, который тот подносит к деревьям под одобрительные возгласы и аплодисменты народа, собравшегося на площади.

Энкутаташ является также и религиозным праздником, ведь не зря история царицы Савской и царя Соломона пересказана в священных писаниях (Библия, Коран и др.). Ранним утром 11 сентября многие эфиопы в национальных нарядах отправляются в церкви, где по случаю празднования Нового года проходят красочные процессии. Самой известной церковью, в которой торжества начинаются за три дня до Нового года, является костел святого Иоанна или костел Йоханнес, выстроенный в городе Гайнт еще в 14 столетии. В пригороде столицы Эфиопии, на холме Энтото расположена православная церковь Рагуаль, также пользующаяся большим уважением среди верующих. Уже свыше 150 лет проводятся здесь праздничные и будничные служения, из которых самым большим по размаху является служение в честь Энкутаташа.

На праздничных столах в этот день, разумеется, стоит не шампанское и салат «Оливье», а традиционные блюда Энкутаташа: тушеное мясо – «уат» и тонкая, напоминающая блин, лепешка из муки растения тефф – «ынджера». После полудня в ярких праздничных одеждах, с веночками или букетами из желтых цветов дети отправляются по домам родственников и соседей, которых поздравляют традиционными песнями под звуки небольшого, но гулкого барабана «каберо». Платой за такие импровизированные концерты становятся сладости или мелкие монетки, что делает Энкутаташ любимым праздником детворы. Впрочем, на нашей необъятной планете не так уж много детей, которые не рады приходу Нового года будь-то зима, весна или осень!

Слово эфиоп

Слово эфиоп английскими буквами(транслитом) — efiop

Слово эфиоп состоит из 5 букв: и о п ф э

Значения слова эфиоп. Что такое эфиоп?

ЭФИОПЫ - итиопы, итьопы (греч., ед. ч. Aitiop — эфиоп, букв. — обожженный солнцем, загорелый) — самоназвание жителей Эфиопии. В древности — название (известное из антич. лит-ры) всех народов, живших к Ю. от Египта, как в Нубии, так и южнее ее…

ЭФИОПЫ, Aethiopes, Αἰθίοπες, Αἰθιοπία. Судя по этимологии (αί̓θω-ώ̓ψ), греки первоначально называли Э. все народы с темным цветом кожи, как обитателей Южной Азии (Гедросии), так и население верховьев Нила; таким образом…

Классические древности. - 2007

Эфиопы. В греч. миф. племена, населяющие юж. пре-делы земли. Подобно северянам гипербореям, Э. особенно любезны богам, пирующим с ними вместе там, где океан образует небольшой залив или болото и куда опускается Гелиос, чтобы остыть и отдохнуть.

drevniy_mir.academic.ru

ЭФИОПИЯ - гос-во в Вост. Африке. Площ. 1221,9 тыс. км2.

Эфиопия. Затерянный мир христианской ойкумены

Нас. 26 млн. чел. (1973, оценка). Наиболее крупные народности — амхара, тиграи, галла (галласы), сомали, данакиль, сидамо; на зап. и юго-зап. окраинах Э. — ямбо, абигар, нуэр; туркана.Однако угроза колониального порабощения Э. не исчезла. В 1906 Англия, Франция и Италия заключили, вопреки энергичным протестам эфиоп. пр-ва, соглашение о разделе Э. на сферы влияния.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Эфио́пия (амх. и тигринья ኢትዮጵያ , оромо Itoophiyaa), официальное название - Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия (амх. የኢ … ክ

Какой сейчас год в разных странах?

Точное время в этом месте Эфиопия:

Вопрос: Сколько времени в Эфиопия? Ответ: Эфиопия только один часовой пояс, Точное местное время (в момент, когда эта страница генерируется): среда, 12. сентябрь 2018, 03:41 По необходимости обновите страницу
Aналоговые часы показывают время наиболее распространеной временной зоны этой страны (Africa/Addis_Ababa, Разница во времени в часах: 3). Для более подробной информации, найти город под этим текстом. Континент: Африка.

» Эфиопия Перевод часов 2018, 2019

Эфиопия На карте

Правосторонее движение

Фильтр по начальной букве в названии города (104 города ):
A (15) | B (11) | D (15) | F (3) | G (13) | H (7) | I (1) | J (3) | K (6) | L (2) | M (8) | N (2) | R (1) | S (7) | T (2) | W (5) | Y (2) | Z (1) |

Не полный список! Только 50 крупнейших городов в алфавитном порядке:
Addis Ababa Аддис-Абеба (Ādīs Ābeba)
Ādīgrat (Tigray)
Āgaro (Oromiya)
Āksum (Tigray)
Ārba Minch’ (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Āreka (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Āsbe Teferī (Oromiya)
Āsosa (Bīnshangul Gumuz)
Bahir Dar Бахр-Дар (Amhara)
Bishoftu (Oromiya)
Bodītī (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Butajīra (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Debark’ (Amhara)
Debre Birhan (Amhara)
Debre Mark’os (Amhara)
Debre Tabor (Amhara)
Dembī Dolo (Oromiya)
Desē (Amhara)
Dīla Дила (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Dire Dawa Диредавы (Dire Dawa)
Dubti (Āfar)
Felege Neway (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Fichē (Oromiya)
Gambēla Гамбеле (Gambela)
Gimbi (Oromiya)
Goba Гоба (Oromiya)
Gondar Гондэр (Amhara)
Hāgere Hiywet (Oromiya)
Harar Харэр (Harari)
Hawassa Авасе (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Inda Silasē (Tigray)
Jijiga Джиджига (Somali)
Jīma (Oromiya)
Jinka (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Kibre Mengist (Oromiya)
K’olīto (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Kombolcha Комбольча (Amhara)
Korem (Tigray)
Maych’ew (Tigray)
Mekele (Tigray)
Mendī Менди (Oromiya)
Metu (Oromiya)
Mojo (Oromiya)
Nazrēt (Oromiya)
Shakīso (Oromiya)
Shashemenē (Oromiya)
Waliso (Oromiya)
Werota (Amhara)
Yirga ‘Alem (Southern Nations, Nationalities, and People’s Region)
Ziway (Oromiya)

При расчете интервала времени используются только города из нашей базы данных.

*Языки в Эфиопия : . Амхарский. английский/Эфиопия. Оромо/Эфиопия. Тиграи/Эфиопия. Сомалийский/Эфиопия. Сидамо

*Сетевая вилка:

⇑ TOP ⇑

⇑ TOP ⇑

Образование

Где находится Эфиопия, ее государственность, климат, достопримечательности

Жаркая Эфиопия (в недавнем прошлом Абиссиния) — последняя страна, где сохранилось древнее христианство. Загадочная и совсем не похожая на другие африканские страны. Другая природа, другие люди, другое вероисповедание. И даже рабства там не было.

Где находится Эфиопия, на каком материке. Государственность

Страна Эфиопия находится в Восточной Африке. Невзирая на подобное размещение, территория не имеет выхода к морю. Она граничит с Эритреей, Джибути, Сомали, Кенией и Суданом. Это самая горная страна Африки. Значительную ее площадь занимает Эфиопское нагорье. Но равнины и склоны также присутствуют на ее территории.

Что касается государственности, то эта страна является федеративной демократической республикой, возглавляемой президентом. Наиболее распространенная религия - христианство.

Страна Эфиопия: история, язык, моря

Говорят в Эфиопии на амхарском. Также здесь можно услышать арабскую, сомалийскую и английскую речь. Национальная валюта - бырр. Столица Эфиопии - живописный город Аддис-Абебе, символ города - изображение льва.

В столице размещено множество памятников этому величественному зверю, также изображения льва можно встретить на местной валюте и различных эмблемах.

Страна не имеет выхода к морю. До 1993 года она имела выход к Красному морю. Но после отделения Эритреи она лишилась этой привилегии.

Территория, где находится Эфиопия, исторически древняя и уникальная. И даже сейчас, в наш просвещенный век, она разительно отличается от всего мира. Здесь нет промышленности, люди пашут на волах, как и 2000 лет назад, в деревнях нет света и воды.

Климат Эфиопии

Климат Эфиопии формируют два фактора: субэкваториальный и экваториальный климатические пояса, а также ее размещение на Эфиопском нагорье.

Удивительные факты о малоизвестных странах

Именно такое сочетание подарило местности, где находится Эфиопия, благодатный мягкий климат, с достаточным количеством осадков и средней температурой воздуха +25…+30 °С.

Резкие перепады температур несвойственны этой местности, но различие между дневной и ночной температурой может составлять 15 градусов. Благоприятные погодные условия присутствуют не на всей территории солнечной Эфиопии. Ее восточные регионы характеризуются жарким и пустынным климатом.

Растительный и животный мир

Флора и фауна Эфиопии разнообразна. На ее территории встречаются растения и животные, которые характерны для пустынных регионов и тропических лесов. Здесь обитают жирафы, гиппопотамы, львы, слоны.

В большом количестве водятся носороги, антилопы, шакалы, гиены и различные виды приматов. Многие из этих животных подвергались тотальному истреблению, но на данный момент политика государства направлена на борьбу с преступлениями против животного мира.

Достопримечательности страны

Эфиопия - живописная, колоритная страна с глубокой историей. Самыми великолепными достопримечательностями этой африканской земли являются озеро Тана, Скальные церкви в Лалибеле и Вулкан Даллол.

В городке Лалибеле, на севере Эфиопии, находятся 11 вырубленных в скале сооружений. Это храмовой комплекс XII-XIII веков, украшенный колонами. Конструкция церквей цельная, их крыша расположена на уровне земли, а вход — в глубокой пещере.

В отличие от других африканских стран, Эфиопия никогда не была колонией, поэтому иностранное влияние сведено к минимуму. Инфраструктура и туризм здесь развиты слабо. Территория, где находится Эфиопия, пользуется не григорианским, а коптским календарем. Временное отличие между этими двумя системами подсчета времени составляет 7 лет 9 месяцев и 5 дней.

К тому же коптский календарь насчитывает 13 месяцев, 12 из которых длятся 30 дней, а последний 5 дней. Эту особенность берут на вооружение туристические компании, придумав лозунг «Эфиопия - отдых 13 солнечных месяцев».

Столица Эфиопии, Аддис-Абебе, находится в одном часовом поясе с Москвой, но восход солнца происходит в 0 часов. Многие люди, которые проживают там, где находится страна Эфиопия, не умеют пользоваться стрелочными часами.

На заметку туристам

Наиболее удобной валютой для поездки в Эфиопию является доллар. Им с легкостью можно расплатиться в отелях, торговых центрах, магазинах, ресторанах, клубах и прочих местах. Евро на территории этой страны не так популярны, их нужно только менять на национальную валюту в банках. На безвизовый режим не придется надеяться, для пересечения границы понадобится предварительное оформление визы.

К сожалению, в Эфиопии процветает уличный криминал. Порой работают целые банды. Самостоятельно разглядывать окрестности городов и путешествовать без гида небезопасно.

К еде нужно относиться с осторожностью, а воду пить только из запечатанных бутылок, не следует даже чистить зубы водой из-под крана.

Комментарии

Похожие материалы

Духовное развитие
Чакра третьего глаза где находится? Как ее раскрыть?

Многим из нас когда-либо приходилось слышать о всяческих методиках самосовершенствования, о ясновидении и других экстрасенсорных способностях. И если заниматься йогой может любой человек, то какова же истинная природа…

Новости и общество
Есть ли в мире гора Кху-Ям? Где находится и ее описание

Интересно, а что вы ответите на вопрос: гора Кху-Ям где находится? Есть различные версии ответов — в Китае, Японии, Тайланде. Скорее всего, идеи связаны со звучанием словосочетания. "Кху ям" — совокупность звуков, кот…

Образование
Где находится Херсон? Краткая история и достопримечательности города

Этот город славится прежде всего своими огромными и вкусными арбузами. Кроме того, он является важным портом на реке Днепр. Где находится Херсон? Когда он был основан и чем интересен этот город?Город Херсон на…

Путешествия
Где находится Дания? Столица, государственный язык, население и валюта Дании

Россияне в основном очень приблизительно могут ответить на вопрос о том, где находится Дания. А уж подробности о быте, культуре, государственном устройстве вообще знакомы единицам. А между тем, Дания - государст…

Путешествия
Где находится Мадагаскар? Республика Мадагаскар: история, достопримечательности, интересные факты

Республика Мадагаскар, фото, исторические сведения и основные достопримечательности которой представлены в статье, — поистине уникальное место. Она напоминает огромный природный заповедник. Остров окружен Индийским ок…

Путешествия
Где находятся Багамские Острова? Столица государства, достопримечательности

Когда речь заходит о Багамских Островах, многим представляются роскошные пляжи, окруженные раскидистыми пальмами, синее море и яркое солнце. И это вполне объяснимо, поскольку здесь действительно отлично развита турист…

Путешествия
Где находится Мумбаи и основные его достопримечательности?

Мумбаи (ранее Бомбей) вполне заслуженно можно назвать городом контрастов. Помимо того, что он является одним из крупнейших агломераций мира, он также бьет рекорды по количеству как богатых, так и бедных жителей. Там, …

Путешествия
Где находится Йоханнесбург, фото и описание достопримечательностей

Нередко можно слышать от начинающих путешественников вопрос о том, где находится Йоханнесбург? "В Африке", - это самый частый ответ. Точнее, в Южно-Африканской Республике. Город этот имеет долгую и непростую ист…

Новости и общество
Тамбов: где находится, история, экономика и климат города

Вопрос о том, где находится Тамбов, некоторых людей приведёт в замешательство, хотя название города хорошо известно каждому россиянину. Город, сохранивший свою самобытность, историческую память, чистый, утопающий в цв…

Путешествия
Где находится Финский залив? Особенности климата

Финский залив - красивейшее место западной границы Российской Федерации. Он не уступает своими живописными пляжами Черноморскому побережью страны. Красота этого водоема своя, северная, по-особому прекрасна…

Доклад: Эфиопия

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Площадь: 1,1 млн. км2.

Численность населения: около 60 млн. человек (1999).

Государственный язык: амхарский.

Столица: Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).

Денежная единица: быр.

Член ООН с 1945 г., ОАЕ и др.

Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали - на востоке и юго-востоке, с Кенией - на юго-западе и Суданом - на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина - Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро - Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).

Орошаемое муссонными дождями Эфиопское нагорье - оазис среди пустынь. Север и восток нагорья - единственная в Тропической Африке древняя область пахотного земледелия, местами с искусственным орошением. Во второй половине XX в. начали выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель, виноград.

Единственная железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта - автомобильный, на втором месте - воздушный.

Около половины населения принадлежит к эфиосемитским народам, немногим меньше - к кушитским и омотским.

Самый многочисленный из эфиосемитских народов - амхарцы (около 20 млн. человек). Они живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая Аддис-Абебу.

В какой стране 13 месяцев и Почему?

Амхарский язык - наиболее литературно развитый из языков Эфиопии. Второй по численности эфиосемит-ский народ - тыграйцы (около 6 млн. человек). Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн. человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском, арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) - самый многочисленный из народов Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них - крестьяне-пахари, на юге - кочевники или полукочевники: разводят овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось деление на племена (в XIX в. - около 100), а также остался такой древний общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени - заводит семьи и семейные хозяйства, на следующей - формирует совет старейшин и т. д. В системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой системы - низшие касты.

Второй по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом - сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн. человек) - на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек). Им близки по культуре, общественному строю и религии омотские народы (валяйта, куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев сохранились группы агау, а также фалаша - эфиопские иудаисты, многие из которых выехали в Израиль.

Широко распространены касты - касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых - горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и сказителей.

Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у большинства эфиопов - сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма - подобие римской тоги.

Оригинальна общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.

Древние праздники годового цикла - общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей (в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи - длинные (больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь - очень древний и общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев - оригинальные.

По сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии отличается большей свободой нравов.

Крупнейший город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально «Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец, греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров: старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть городских зданий построена в 60 - 90-е гг. XX в. Основные магистрали - широкие проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов - немощеные улочки из одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы - вчерашние сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет, научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ, Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети, несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно купить все - от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до видеотехники. Аддис-Абеба - крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, строительной).

Харэр (около 40 тыс. жителей) в XVI - XIX вв. был столицей мусульманского государства. Окруженная стеной старая часть города - типичный мусульманский город. Среди достопримечательностей - бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.

Дыре-Дауа (около 120 тыс. жителей) - транспортный узел, центр торговли и промышленности (текстильной, пищевой). В городе - железнодорожные мастерские.

Гондэр (около 100 тыс. жителей) - к северу от озера Тана. Был в 1636 - 1868 гг. столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой промышленности.

Бахр-Дар - центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки. Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.

Природа исключительно разнообразна - от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).

Характерны амба - столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат - субэкваториальный. Количество осадков - от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная температура + 13…+35° С. В горах юго-запада - самый влажный в Эфиопии климат. Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут дикие кофейные деревца. Больше половины территории - саванны и полупустыни. Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки видов животных есть и эндемичные: зебра Греви, несколько видов обезьян, сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.

B I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской цивилизации, было создано государство. В I - VIII вв. здесь процветало Аксумское царство (христианское - с середины IV - VI в.). Позднее в Эфиопии сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою независимость, но в 1936 - 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 - 1974 гг. на территории Эфиопии - абсолютная монархия, в 1974 - 1991 гг. был установлен коммунистический режим.

Эфиопская ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык - геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три ветви суннизма, есть свои места паломничества. Около половины населения - христиане (в большинстве - прихожане эфиопской православной церкви). Около 45% - мусульмане-сунниты.

Многочисленные памятники всемирно-исторического значения находятся в Аксуме - главном религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них - стелы с надписями царя Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, - 11 монолитных церквей (около XII в.), в Гондэре - императорские дворцы и церкви XVII - XVIII вв. Места паломничества - старинные монастыри в Тыграе, на берегах озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии - монастыри, связанные с именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.

Эфиопия - федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом, наделенным обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов федерального подчинения - Аддис-Абебы и Дыре-Дауа.

Культуры, насчитывающие тысячелетия, исторические памятники, вызывающие восхищение виды природы, удивительная и богатая история - это далеко не полный список того, чем может похвастаться современная Эфиопия.

Это страна, подобных которой больше в Африке нет. Несмотря на то, что общего с другими государствами у Эфиопии много - начиная от низкого уровня жизни и пейзажей и заканчивая традициями и ритуалами, есть и то, что навсегда сделало эту страну особенной.

Эфиопия живёт по старому, Юлианскому календарю. Новый год (Энкутаташ) эфиопы отмечают 11 сентября. А всего в году существует 13 месяцев: 12 из них насчитывают по 30 дней, а тринадцатый - всего 5 или 6 (зависит от того, високосный год или нет). Летоисчисление здесь отстаёт от европейского на 8 (!) лет. Из-за такой разницы в «возрасте» возникли известные туристические лозунги: «Приезжайте в Эфиопию, если хотите помолодеть!» и «Эфиопия - страна 13 месяцев солнца».

Хотя насчёт солнца в течение всего года - явное преувеличение. Зимы со снегом здесь, конечно, нет (его можно увидеть разве что на вершинах гор). Заменяет её сезон дождей, продолжающийся с июня по сентябрь. В этот период в стране существенно (по меркам эфиопов) холодает - до +10С 0 (самый холодный месяц - июль) и стоит пасмурная погода. В то время как в самые жаркие месяцы - с декабря по март - держится температура +25 +35С 0 . Именно в этот период большинство растений начинают цвести и плодоносить.

Бедная Эфиопия богата своей историей. Эфиопы гордятся своей принадлежностью к библейскому роду: так, известный царь Соломон и Царица Савская (Савскому Царству принадлежали территории современной Эфиопии) дали начало новой династии - Соломонидам. Их сын Менелик стал первым эфиопским императором, а сама династия прервалась только на 225 колене в 1974 году.

Не менее горды эфиопы и тем фактом, что в отличие от большинства африканских стран, их родина никогда не была европейской колонией, сохраняя свой язык, календарь и даже летоисчисление.

Туристу, приехавшему в Эфиопию, обязательно стоит посетить Аксум, древнейшую столицу страны, бывшую в период с I по VII столетие центром одного из самых могущественных царств мира. Древние замки, обелиски, надгробия членов правившей династии позволят перенестись на много столетий в прошлое.

Среди других достопримечательностей Эфиопии - современная столица Аддис-Абеба, город-крепость XVII-XVIII вв. Гондэр, священный город христиан Лалибела, священные мусульманские пещеры Соф-Омар, а также многочисленные парки страны: парк Бале с лесами и вересковыми пустошами (Bale Mountains National Park), парк в саванне (Awash National Park and Reserves), Национальный парк Гамбела (Gambela National Park) и др.

Эфиопия сегодня

В сегодняшней Эфиопии сосуществуют рядом удивительные противоположности. Чего стоит хотя бы такая картина: в столице убогие лачуги находятся по соседству с офисными зданиями и отелями, а рядом на лужайке мирно пощипывают траву коровы, бараны, ослы или козы. Но, кажется, присутствие животных ни на улицах, ни в паре десятков метров от пятизвёздочного отеля «Хилтон» не смущает здесь абсолютно никого.

Велика разница и между богатством столицы и бедностью провинции. Если жизнь в столице во многом имеет европейские стандарты, то вдали от неё условия жизни почти не изменились за последнее тысячелетие. Многие племена и сегодня живут в самодельных глинобитных лачугах, занимаются охотой и собирательством и никогда в жизни не обращались за медицинской помощью. Образование (в том числе и начальное) в Эфиопии имеют лишь 50 % мужчин и 35 % женщин.

Гуляя по улицам столицы - Аддис-Абебы, белому туристу нужно выучить на местном - амхарском - языке хотя бы одно слово: «нэгэ» (что значит «завтра»). Попрошайки и торговцы здесь на каждом шагу, а поскольку для них белый человек = богатый человек, только чудесное слово «нэгэ» (обещание прийти за покупкой или подать милостыню в другой раз) способно заставить их отступить и дать возможность пройти.

Осторожными белым туристам нужно быть и на рынках. Как правило, цены на товары здесь нигде не указаны. Чтобы узнать их, приходится спрашивать продавца, который, увидев перед собой белого «богача», увеличит цену в 3, 4, а то и в 5 раз! Чтобы сберечь деньги, покупать товары и продукты лучше в магазинах или супермаркетах.

Днём на улицах крупных городов, к каким относится и сама Аддис-Абеба (здесь насчитывается порядка 3 млн жителей), людно, тесно и шумно. Эфиопские женщины одеваются в длинные цветные платья или рубашки до пят. Мужчин часто можно увидеть в хлопковых свободных штанах и длинной развевающейся рубашке до колена. Голову и мужчины, и женщины заматывают широкой прямоугольной шалью - шаммой.

Эфиопы имеют тонкие европейские черты лица и узкий нос, что отличает их от большинства жителей других стран Африки. Отличен и цвет кожи. Редко здесь встретишь очень тёмного человека: чаще встречаются эфиопы со смуглой, светло-коричневой или молочно-шоколадной кожей.

Новый день в Эфиопии начинается не в полночь, а с восходом солнца - в 6 часов утра. Темнеет здесь рано - в 19 часов уже наступает ночь и улицы пустеют. После семи вечера туристам советуют вообще не выходить из гостиницы. Этому же совету следуют и многие местные жители. Темное время опасно: фонарей здесь немного и нередки случаи, когда даже в города забредают дикие животные из окрестностей, а кроме того, возрастает в разы преступность.

Этим обусловлен и необычный факт, что наземный транспорт в ночное время в стране не работает. Если поездка происходит на автобусе или машине, на ночлег все пассажиры остаются в придорожных гостиницах, а утром продолжают движение.

Железнодорожные перевозки здесь развиты очень слабо - существует всего линия, соединяющая Аддис-Абебу и соседнее государство Джибути. Если нужно добраться куда-либо за ночь, можно воспользоваться самолётом. Именно авиаперевозки получили в Эфиопии наибольшее распространение.

Национальная кухня

Традиции эфиопской кухни близки с кулинарным искусством других стран этого региона - Эритреей и Сомали. Особенность кухни - отсутствие как таковых столовых приборов и тарелок. И первое, и второе заменяет инжера - большая лепёшка из местной зерновой культуры, тефа. На этой ноздристой сероватой лепёшке как на блюде и подаются кушанья.


В гостях хозяйка может собственными руками положить каждому гостю в рот самый вкусный кусочек. Отказаться от этого ритуала, называемого гуршя, нельзя - рискуете обидеть тех, кто вас пригласил!

Перед трапезой каждый едок получает и собственную инжеру - меньшего размера. Отщипнув от неё кусочек, получится «вилка». Кусочком инжеры берут кушанья и накладывают соусы. После еды «прибор» не выбрасывают, а съедают.

Ещё одна особенность местной кухни - огромное количество всевозможных соусов и широкое применение трав и специй. Среди основных блюд особенно в чести у эфиопов тыбс (говядина или баранина, нарезанная длинными полосками и запечённая с зелёным перцем и пряностями), уот (тушёное мясо птицы, подаваемое с варёными яйцами и острым соусом) и кытфо (сырое мясо со специями в виде фарша).

Завершает трапезу традиционная кофейная церемония. Само название напитка происходит именно из этих мест - от названия эфиопской провинции Каффа, где до XIV века кофейные деревья произрастали в диком виде. Только потом они были привезены торговцами на Аравийский полуостров, а уже затем - в 1600-х гг. попали в Европу.

Пьют кофе здесь очень крепким, используя совсем маленькие чашечки. Начинать пить кофе без специальной подготовки нельзя: сначала нужно несколько минут вдыхать аромат ладана, курящегося на одном подносе с чашечками с напитком. А уже затем, добавив в чашку не только сахар, но и масло, соль и веточки растений, смаковать его.

Семейный уклад: жена как роскошь

Сегодняшняя эфиопская семья живёт чаще всего в гражданском браке. На втором месте по популярности - брак церковный (большинство эфиопов относятся к православной или монофизитской церкви). Существует и понятие временного брака - договорного.

Однако в многочисленных племенах Эфиопии сохранилась традиционная процедура заключения брачного союза. Она подразумевает договор жениха с отцом невесты о размере выкупа: чаще всего речь идёт о количестве коров. За десяток этих животных вполне можно договориться о женитьбе. Для эфиопских племен это серьёзное состояние: «обзавестись» женой может далеко не каждый. Показатель материального благосостояния мужчины - количество жён: богатый может иметь три, пять и более!

Если жена вскоре после брака умрёт, молодой муж вправе потребовать вернуть выкуп. Хотя на практике происходит чаще всего по-другому: мужчина женится на младшей сестре умершей.

Каждой жене мужчина должен построить отдельный дом, хотя сам хозяин своего не имеет. Если жён несколько, то он ведёт фактически кочевой образ жизни, периодически проживая у одной из своих жён. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что ходить далеко ему не приходится: все дома стоят близко друг от друга в большом дворе - краале.

Красота требует жертв

У женщины из эфиопских племен своеобразное представление о красоте. Одно из известнейших женских украшений - губные диски, используемые в племенах мурси и сурма. Женщины этих племён знают: чтобы стать завидной невестой, начинать подготовку нужно заранее. В возрасте 18-20 лет девушкам подрезают кожу под нижней губой и в получившийся разрез вставляют пластинку из глины или гладкую палочку. Затем эти предметы меняют, постепенно увеличивая в размере - до той поры, пока сюда не поместится блюдце. Иногда из-за губного диска девушка утрачивает способность говорить вообще!

Истоки такого необычного украшения нужно искать в истории Эфиопии I тысячелетия. Предполагаемая причина - безопасность женской половины племени. Современные учёные утверждают, что племена намеренно уродовали всех девушек, чтобы кочующие торговцы «живым товаром» не могли на них позариться.

Чем большего размера губной диск, тем больше у девушки потенциальных женихов. Статус будущего мужа напрямую связан с величиной губного диска жены: чем он больше, тем более уважаем мужчина!

Позднее губные диски приобрели славу украшения. Такое восприятие сохранилось до сегодняшнего дня. Если же украшение снять, то отвисшая губа достигает груди, а сама владелица может просунуть в отверстие обе руки.

Не менее популярны в некоторых племенах и искусственно созданные шрамы. Так, в племени каро, чтобы обзавестись таким украшением, кожу в некоторых местах приходится надрезать и втереть в рану сок растений, золу или даже личинки насекомых.

Однако следят за своей красотой не только женщины. Юношам в этих племенах заостряют зубы: только такой молодой человек может понравиться девушке. Зубы должны быть настолько остры, чтобы тот без труда мог раскусить бамбуковую ветку.

Неповторимый колорит Эфиопии не позволяет не влюбиться в эту страну с первого посещения. Богатство и бедность, сосуществование возвышенного и мирского, дух народа, сумевшего отстоять свою независимость и не стать колонией - всё это удивляет, приводит европейского туриста в изумление и в восхищение, заставляет задумываться о причинах и покоряет на всю жизнь.



Евгения Сом

Основные моменты

Территория современной Эфиопии входит в древнейшую область становления предков человека: возраст обнаруженных здесь каменных орудий оценивается приблизительно в 3 млн. лет. Практически во все эпохи древности страна была относительно густо заселена, освоена хозяйством, с первых веков нашей эры на ее территории существовали могущественные государства. В IV–VI веках Эфиопия вела оживленную торговлю с Римско–Византийской империей, Индией, странами ближнего Востока. В это же время сюда проникло христианство. Лишь на короткие периоды Эфиопия оказывалась под властью то одного, то другого европейского государства (например, в конце XIX века Италия образовала колонию Эритрею, просуществовавшую всего несколько лет) .

Западную и центральную часть страны занимает Эфиопское нагорье со средней высотой 1800 м над уровнем моря, хотя отдельные горные массивы и вершины достигают 3000 и даже 4000 м. Высочайшая вершина Эфиопии - гора Рас-Дашан (4623 м) в горах Сымен. В целом для плато характерны плосковершинные горы, похожие на гигантские столы. Над плато вздымаются конусы вулканов, большей частью потухших. В их полуразрушенных кратерах часто образуются озера, окруженные каймой тропической зелени. От Красного моря на юг Эфиопию пересекает зона разломов (северная часть системы Великих Африканских разломов) . В глубокой впадине Афар, отделенной от Красного моря невысоким хребтом Данакиль, на отметке 116 м ниже уровня моря лежит соленое озеро Ассале. Долина реки Аваш и цепочка рифтовых озер (крупнейшее - озеро Абая) , вытянутых к озеру Рудольф в соседней Кении, отделяют Эфиопское нагорье от занимающего юго-восток страны Эфиопско-Сомалийского плато с преобладающими высотами до 1500 м и отдельными вершинами до 4310 м (гора Бату) . Из-за активных разломов Эфиопия отличается повышенной сейсмичностью: землетрясения силой до 5 баллов бывают ежегодно, а раз в пять лет - и более сильные. В рифтовой зоне также много горячих источников.

Крупнейшая река страны - Аббай (Голубой Нил) . Вытекая из озера Тана, Аббай образует большой и живописный водопад Тис-Ысат, а затем на протяжении 500 км течет в каньоне глубиной 1200–1500 м. Другие крупные реки, впадающие в Индийский океан, Веби-Шебели и Джуба, а также еще один приток Нила - Атбара.

Климат Эфиопии субэкваториальный жаркий, сезонно влажный, на северо-востоке - тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар - одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура 25 °C, максимальная 35 °C) , но на большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от 15 до 26 °C. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц - май, самый холодный - январь, а в горах - наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие - декабрь и январь. Дожди выпадают в основном с июля по сентябрь, хотя бывает и «малый влажный сезон» в марте–апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль. Среднегодовое количество осадков - от 200–500 мм на равнинах до 1000–1500 мм (даже до 2000 мм) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.

Треть территории страны занята пустынями и полупустынями, особенно безжизненны каменистые пустыни впадины Афар и пустыни Данакиль. На востоке Эфиопии раскинулись травяные саванны и лесосаванны с зонтиковидными акациями, а в юго-западной части страны в долинах рек и в горах на высотах 1700–1800 м произрастают дождевые тропические леса с пальмами, дикорастущими кофейными деревьями, древовидными молочаями, сикоморами (гигантскими фикусами) . На высотах более 3000 м развиты тропические аналоги альпийских лесов. Животный мир все еще богат, несмотря на истребление животных на протяжении веков: в саваннах встречаются слоны, зебры, антилопы, львы, сервалы, леопарды, гиены, в полупустыне Данакиль - страусы. Особенно разнообразен мир птиц, а в прибрежных водах Красного моря большой интерес представляет фауна коралловых рифов. Для охраны фауны созданы заповедники и национальные парки: на реке Аваш, озере Абията, лесной парк Мэннагэша и др.

Большая часть населения Эфиопии (всего - около 103 млн человек) относится к эфиопской расе - как бы промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают большинство жителей Эфиопии необычайно красивыми. Говорят народы страны на семитских (к ним относится и государственный - амхарский) и кушитских языках. Часть населения относится к негроидной расе. Народы амхара и оромо составляют 3/4 населения. Две основные религии - ислам и христианство, но примерно 10% жителей придерживаются местных традиционных верований. Основные занятия - земледелие, скотоводство, ремесла. Большинство жителей строит круглые хижины с конусовидной крышей из соломы. Сохраняется традиционная одежда - длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой.

Столицу страны - Аддис-Абебу, расположенную на высоте 2400 м, называют «городом вечной весны» из-за умеренного круглый год климата. Город основан в 1885 г., но сейчас в нем преобладают современные здания. Аддис-Абеба славится своим огромным базаром. Второй по величине город - Асмара - располагается на севере страны. Он также считается самым благоустроенным и красивым городом Эфиопии. Гондар (севернее озеро Тана) до середины XIX века был столицей империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей.

Города Эфиопии

Все города Эфиопии

Достопримечательности Эфиопии

Все достопримечательности Эфиопии

История

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова - Хадрамаутского, Катабанского и Сабейского царств - ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.

Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. н. э. Аксум вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже - Персией) , Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 год считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948 года. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей) , содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша) , и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бóльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня) . В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.

После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.

После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.

2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.

В 1895-1896 итальянская экспансия в регионе продолжилась попыткой увеличить колониальные владения за счет Эфиопии, но военная кампания итальянского экспедиционного корпуса при поддержке эритрейских вспомогательных сил завершилась катастрофическим поражением в битве при Адуа. Негус Эфиопии находился в положении, когда мог бы попытаться отвоевать и часть Эритреи, но предпочел мирное соглашение.

В начале XX века в стране имел место династический конфликт, итогом которого стало водворение на престол императора Хайле Селассие, проведшего в стране ограниченные реформы, направленные на модернизацию эфиопского общества.

В 1935-1936 фашистская Италия снова вторглась в Эфиопию. Захватчики имели полное преимущество в военном плане, но все равно несколько раз применяли химическое оружие. Лига Наций агрессию осудила вяло и была при введении санкций непоследовательна, в чем советская историография видела важный этап демонтажа системы коллективной безопасности в Европе. Итальянская оккупация страны продолжалась до 1941, когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, отвоевала Эфиопию и Эритрею.

После войны Селассие продолжал править как абсолютный монарх. К началу 70-х годов его позиция подвергалась критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный еще как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества. С 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

25 августа 1975 низложенный император Хайле Селассие I умер при подозрительных обстоятельствах. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путем расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 году в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; несмотря на широкомасштабные военные действия против сепаратистов, добиться решительной победы так и не удалось.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешенным. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Культура

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь) , сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (православных - 50,6 %, протестантов - 10,2 %) , мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир») . Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

Кухня Эфиопии во многом схожа с кухней соседних с ней стран - Сомали и Эритреей. Главной особенностью эфиопской кухни является отсутствие столовых приборов и тарелок: их заменяет инжира - традиционная тэффовая лепешка. Другая яркая особенность - наличие большого количества специй.

Кофе - гордость Эфиопии. Здесь разработаны целые ритуалы, подобно китайским чайным церемониям, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе.

Много в эфиопской кухне вегетарианских блюд - здесь много мусульман и православных христиан, соблюдающих строгие религиозные посты. В целом эфиопская кухня отличается большим разнообразием вкусов и ароматов, создающихся благодаря неповторимому сочетанию специй и овощей.

Экономика

Основа эфиопской экономики - низкоприбыльное потребительское сельское хозяйство. В 70-х годах экономический рост составлял не больше 5 %. А революционные перемены привели к еще большему снижению роста ВВП. Осложнило экономическое положение и потеря Эфиопией портов на Красном море. Жесточайшие засухи и неурожаи привели к гуманитарной катастрофе в конце 20 века. К концу 20 века экономическое положение Эфиопии стало улучшаться. рост ВВП составил около 8 % в год. Благодаря облегчению таможенных режимов вырос уровень инвестиций в экономику страны. Главным инвестором является Китай, Индия и Саудовская Аравия. Основой экономического развития в последние годы являются зарубежные займы и гуманитарная помощь.

Сельское хозяйство - главная отрасль эфиопской экономии, предоставляющая 85 % рабочих мест. Оно обеспечивает около 45 % ВВП и 62 % экспорта страны. Кофе занимало 39,4 % экспорта в 2001-2002 годах. Кофе - дар Эфиопии миру. Эта страна - главный производитель кофе сорта Arabica в Африке. Чай является другой важной культурой. Обеспеченная обширными агроклиматическими зонами и разнообразными ресурсами, Эфиопия обрабатывает все типы злаков, волокон, арахиса, кофе, чая, цветов, так же как и фруктов и овощей. Больше 140 видов сортов обрабатывается в настоящее время в Эфиопии. Потенциально неорошаемые земли оценены в 10 миллионах гектаров. Животноводство в Эфиопии - одно из наиболее развитых и многочисленных в Африке. Рыболовство и лесоводство - также значительные отрасли. В этих отраслях существует большой потенциал для инвестиций.

Разнообразные агроклиматические условия Эфиопии способствуют выращиванию широкой гаммы плодов, овощей и цветов. Овощеводство и цветы - наиболее динамично развивающиеся сектора экономики. В 2002 было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн цветов. Без преувеличения можно сказать, что сектор цветоводства наиболее привлекательный для инвестиций во всей эфиопской экономике.

Эфиопия - крупнейшая страна в Африке по поголовью скота и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов КРС, 16 миллионов баранов и 10 миллионов коз.

В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. Эта отрасль предоставляет превосходные перспективы для инвестиции.

Промышленность составляет приблизительно 15 % ВВП. Главным образом развиты пищевая, текстильная, кожаная, деревообрабатывающая, химическая и металлургическая отрасли. В течение первого квартала 2001 года, Эфиопия экспортировала продуктов питания на сумму приблизительно 54,8 миллиона быра.

Финансовый сектор очень мало развит, что замедляет развитие страны. В Эфиопии не существует биржи. Банковское дело мало развито.

Политика

Эфиопия является федеративной парламентской республикой, главой правительства которой является премьер-министр. Исполнительную власть осуществляет правительство. Федеральная законодательная власть сосредоточена в руках двух палат парламента. Главой государство является президент.

Согласно статьи 78 Конституции Эфиопии - судебная власть полностью независима от исполнительной и законодательной властей. Однако, по данным докладов зарубежных исследований, Эфиопия занимает 106 место из 167 стран в рейтинге демократичности власти. Ее опережает Камбоджа, которая расположилась на 105 месте; следом за Эфиопией идет Бурунди - 107 место.

В июне 1994 года были проведены выборы в учредительное собрание, членами которого стали 547 депутатов. В декабре этого же года собранием была принята современная Конституция Эфиопии. В мае и июне 1995 года в Эфиопии прошли первые всенародные выборы национального парламента и выборы в региональные органы власти. Однако, большинство оппозиционных партий решили бойкотировать эти выборы. В результате победу одержал Эфиопский Народный Демократический Революционный Фронт. Международные и неправительственные наблюдатели пришли к выводу, что выборы прошли без нарушений, и оппозиционные партии имели возможность участвовать в выборах, если бы изъявили такое желание.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ