Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2019 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатываются

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужны

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Определение производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды») носит обобщенный характер. Названы только цели его выполнения - обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также соблюдение требований в области охраны окружающей среды. Природопользо-ватели обязаны организовать производственный экологический контроль (ПЭК) и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий. Сведения об организации производственного экологического контроля представляются в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.

Согласно этому же Закону система мероприятий, направленных на комплексную оценку состояния окружающей среды, оценку и прогноз ее изменения под воздействием осуществляемой деятельности - т.е. локальный экологический мониторинг, в состав производственного экологического контроля не входит.

На практике природопользователи при разработке программы ПЭК включают в нее программу ЛЭМ, при этом из-за отсутствия регламентации по его проведению состав и периодичность наблюдений, а также средства измерений не унифицированы. Отсутствие четких требований по осуществлению локального (объектового) мониторинга не позволяет осуществлять системный анализ состояния природной среды в районах изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов, а также осуществлять контроль качества и стоимости проводимых мероприятий, в том числе при реализации проектов на условиях соглашения о разделе продукции.

Согласно п. 6.32 СП 11-102-97 в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта с учетом функционирующей системы локального экологического мониторинга организуется выполнение производственного контроля за уровнем воздействия производственного объекта на окружающую среду. Осуществление контроля предусматривается специальным подразделением предприятия.

Итак, ПЭК - система мероприятий, проводимых на объектах хозяйственной и иной деятельности. Он осуществляется за счет собственных средств природопользователя, а также может субсидироваться из иных источников. На уровне конкретного природопользователя ПЭК осуществляется на основе положения о производственном экологическом контроле, которое разрабатывается природопользователем с учетом требований экологического законодательства. В настоящее время отсутствует специальный акт о порядке проведения и осуществления ПЭК.

В других Федеральных законах (например, от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации») в обязанности пользователя лицензии включается организация экологического мониторинга. Аналогично в Приказе Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 об утверждении Положения по ОВОС в Российской Федерации, в перечне материалов указывается программа экологического мониторинга и контроля. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведения послепроектного анализа и экологического контроля над реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, подтверждается необходимость раздельного понимания экологического мониторинга и контроля при осуществлении хозяйственной деятельности.

Наряду с общими требованиями к порядку организации производственного контроля природопользователями, определенными Федеральным законом «Об охране окружающей среды», специальные требования в части организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и в области обращения с отходами устанавливаются Водным кодексом РФ и федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» соответственно.

Средства измерений, применяемые при контроле состояния окружающей среды, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения единства измерений должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений. Средства измерений подлежат поверке. По ее результатам поверяющей организацией оформляется свидетельство установленной формы с указанием срока очередной поверки. Средства измерений универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т.д.) должны быть обеспечены аттестованными методиками выполнения измерений.

Производственный экологический контроль в пределах объекта переплетается с наблюдениями в режиме ЛЭМ и предусматривает:

  • сбор уточненных данных о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения;
  • контроль выполнения проектных решений при строительстве;
  • оперативный контроль над возникающими неблагоприятными природными процессами (оползни, эрозия и др.) и другими крупными нарушениями природной среды;
  • долговременный контроль над трендами изменений окружающей среды;
  • прогнозирование возможных изменений окружающей среды в ходе выполнения работ по проекту.

На основании ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль охраны атмосферного воздуха осуществляют все юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Для организации и проведения производственного контроля охраны атмосферного воздуха на предприятиях назначают ответственных лиц и (или) организуют экологические службы.

Производственному контролю при эксплуатации промышленного объекта подлежат величины ПДВ (ВСВ - временно согласованные выбросы) и выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами от автомобилей. Производственный контроль может производиться силами лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду или по договору сторонней организацией.

При отсутствии собственной лаборатории работы по осуществлению производственного контроля проводятся на основании договора с лабораторией, аккредитованной на проведение измерений и анализов в области экоаналитического контроля.

При производственном химико-аналитическом контроле соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения по плану-графику лабораторного контроля определяют перечень веществ, подлежащих контролю. Контроль содержания загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утвержденным стандартным методикам с заданной периодичностью. Результаты производственного контроля заносят в план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах).

Предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту прежде всего включают его соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленных соответствующими стандартами.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями определяют содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033-2003. Для автомобилей с дизельными двигателями производят измерения дымности по ГОСТ Р 52160-2003.

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема-график производственного аналитического контроля над работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. При производственном контроле наблюдения ведутся за расходом, составом и свойствами:

  • сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;
  • сбрасываемых сточных вод и их соответствием установленным нормативам ПДС;
  • вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах. Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом

водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. На предприятиях, не имеющих соответствующей аппаратуры, расходы воды по согласованию с соответствующими надзорными органами, в порядке исключения, до установки контрольно-измерительных приборов могут определяться расчетом.

Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического контроля определяются на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования.

Состав и свойства сточных возвратных вод определяются на выпуске (выпусках) их в водные объекты. Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должно производиться опробование исходного водоисточника для определения фоновых показателей, а также воды в контролируемом водном объекте после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с гра-

фиком. В случае превышения ПДС в результате ухудшения качества возвратных вод производственные подразделения предприятия с привлечением химической лаборатории должны определить источник загрязнения путем обследования отдельных потоков (колодцев) и устранить нарушение.

Наряду с химическими методами контроля часто осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования. В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливаются конкретные вещества, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС.

Порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органами государственного экологического контроля. При разработке системы контроля возвратных сточных вод предприятия данные различных форм отчетности должны быть сведены в единый банк данных.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль над соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами являются наличие у лицензиата средств контроля и измерений, применяемых для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами.

Есть и откровенные упущения в организации контрольно-мониторинговых измерений. Например, в материалах проектной документации, программах ПЭК и ЛЭМ, реализуемых в настоящее время компаниями-операторами при разведке и разработке месторождений углеводородного сырья на акваториях Каспийского, Балтийского и Японского морей, совершенно не предусмотрен экологический мониторинг подземных вод в связи с возможными глубинными авариями на скважинах, в частности, закачивающих отходы и шламы под землю, а также - буровых и эксплуатационных скважинах, причем как сухопутных, так и морских. Глубинные аварии на месторождениях, как правило, визуально не проявляются и поэтому легко скрываются нефтяными компаниями.

Не запланирован комплексный геодинамический мониторинг для контроля динамики состояния среды и своевременного предупреждения геодинамически опасных и аварийных ситуаций на нефтегазовых объектах. В осуществлении геодинамического мониторинга должны быть заинтересованы сами нефтяные компании, поскольку его результаты направлены на сокращение числа и объемов разливов на скважинах и трубопроводах.

Производственный контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно. Это единственный из всех видов контроля, когда субъект совмещает функции по природопользованию и контролю. За неисполнение обязанности по организации производственного контроля собственной деятельности субъект может быть привлечен к ответственности. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о результатах ПЭК в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

К сожалению, большинство законодательных актов экологической направленности носят рамочный характер. Поэтому без разработки ныне отсутствующих регламентных нормативных документов результаты ПЭК и ЛЭМ не могут полноценно и эффективно использоваться уполномоченными органами исполнительной власти в рамках осуществления мониторинга состояния окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, мониторинга водных объектов, а также при осуществлении государственного контроля безопасности природопользования в целом.

Производственный экологический контроль и ЛЭМ являются основой информационного обеспечения в части своевременного выявления негативного воздействия на окружающую среду и предупреждения крупномасштабных экологических последствий, организации управления нормативным качеством окружающей среды и анализа уровня экологического риска осуществляемой деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; N 28, ст.4741; N 29, ст.4816; N 38, ст.5564; N 39, ст.5658; N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163),

приказываю:

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2.

С.Е.Донской

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

регистрационный N 50598

Приложение 1. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля

Приложение 1

к приказу Минприроды России

1. Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел "Общие положения" должен содержать:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

________________

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2017, N 31, ст.4829; 2018 N 1, ст.47, ст.87).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

_________________

В соответствии с , утвержденным (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г., регистрационный N 14603), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений" (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный N 24346), приказом Минприроды России от 19 марта 2013 г. N 92 "О внесении изменения в Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2013 г. N 28590).

6. Раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов ;

________________

Федеральный классификационный каталог отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с , утвержденным (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;

________________

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов , утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 .

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с , утвержденными (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. "О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685);

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

________________

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 .

7. Раздел "Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля" должен содержать:

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений" должен содержать:

подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха";

подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов";

подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами".

9.1. Подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;

________________

Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17, ст.21; N 52, ст.6450; 2011, N 30, ст.4590, ст.4596; N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 30, ст.4059; 2014, N 30, ст.4220; 2015, N 1, ст.11, N 29, ст.4359).

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 загрязняющих веществ на границе предприятия.

9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 ;

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 ;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления , утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 26 июня 2009 г. N 169 "О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56" (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561), приказом Минприроды России от 8 августа 2014 г. N 356 "О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56" (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений , утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. N 425 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27026), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 5 июля 2016 г. N 384 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 07.12.2012 N 425 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений" (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2016 г., регистрационный N 43050) и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами" должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с , утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512);

________________

Для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов.

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

________________

Учёт в области обращения с отходами ведется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в соответствии Порядком учета в области обращения с отходами , утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2011 г., регистрационный N 22050), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 25 июня 2014 г. N 284 "О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2014 г., регистрационный N 33658).

Приложение 2. Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Приложение 2

к приказу Минприроды России

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

3. Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

4. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65; N 26, ст.3889).

5. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

Электронный текст документа

Настоящее положение о производственном экологическом контроле разработано во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

В Положении учтены требования законодательных, правовых документов по экологическому контролю, стандартов по охране природы и иных природоохранных нормативных документов, а также специфики производства.

1. Общие положения.

1.1. Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля на ______________________.

1.3. Производственный экологический контроль проводится в соответствии с природоохранными нормативными документами, которыми являются:

– федеральные нормативные правовые акты и стандарты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

– федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;

– отраслевые нормативные и методические документы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

– региональные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные с территориальными природоохранными органами.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот. В том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - обязательные условия, ограничения или их совокупность, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, установленные законами, иными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

1.5. Положение дополняется и изменяется по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды и экологического контроля.

2. Цели и задачи производственного экологического контроля.

2.1. Производственный экологический контроль осуществляется на территории предприятия с целью обеспечения экологической безопасности, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, с целью обеспечения исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды.

2.2. Задачами производственного экологического контроля являются:

Контроль качества выполнения природоохранных программ, планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля источников выбросов, объектов переработки, размещения отходов;

Контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории завода;

Контроль соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

Разработка природоохранных мероприятий с привлечением заинтересованных подразделений завода и оформление планов по охране окружающей природной среды;

Контроль выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды;

Контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей природной среды;

Периодическое проведение анализа результатов природоохранной деятельности на заводе, принятие мер к устранению выявленных нарушений;

Осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;

Проведение анализа технологических процессов на заводе на соответствие современным природоохранным требованиям и представление соответствующих предложений руководителю предприятия;

Осуществление руководства и обеспечение работой бригад при проведении инструментального контроля состояния окружающей среды на предприятии, при проведении инвентаризации источников выбросов, при систематическом и выборочном отборе и анализе проб атмосферного воздуха;

Подготовка руководству предприятия предложений по снижению вредного воздействия на природу на основании данных инструментальных замеров и контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, состояния окружающей природной среды в районе предприятия;

– иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории предприятия, определенные действующим законодательством.

3. Организационная система производственного экологического контроля.

3.1. Общее руководство системой производственного экологического контроля на _________________ осуществляет генеральный директор.

3.2. Организацию производственного экологического контроля на ______________________ осуществляет главный инженер.

3.3. Оперативное руководство и координацию работ осуществляет заместитель главного инженера по промышленной безопасности через инженера по промышленной безопасности и охране труда (эколога).

3.4. Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, руководствуются в своей работе настоящим Положением и должностными инструкциями.

3.5. Производственный экологический контроль осуществляется как самостоятельно, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, заключенными соглашениями, а также с привлечением заинтересованных учреждений и организаций.

4. Обязанности и права должностных лиц, ответственных за организацию производственного экологического контроля на предприятии.

4.1. Генеральный директор _______________________:

4.1.1. Осуществляет общее руководство по контролю за соблюдением экологической безопасности на опасном производственном объекте, принимает меры по созданию безопасных условий труда для работающих и обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

4.1.2. Обеспечивает соблюдение требований Федеральных законов по экологической безопасности, обеспечивает своевременное их финансирование и выделение необходимых материальных ресурсов.

4.1.3. Рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению требований экологической безопасности.

4.1.4. Осуществляет меры по внедрению новой техники и технологии, а также модернизации, реконструкции и ремонту оборудования.

4.1.5. Ежегодно издает приказы об организации и итогах осуществления производственного контроля. А также утверждает мероприятия на текущий год.

4.1.6. Привлекает к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности.

4.2. Главный инженер:

4.2.1.Организует работу по совершенствованию технологических процессов и организации производства, направленных на обеспечение экологической безопасности.

4.2.2. Обеспечивает разработку и осуществление перспективных годовых планов мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

4.2.3. Проверяет состояние работы по контролю за обеспечением экологической безопасности на участках и объектах, выполнение предписаний органов государственного надзора, принимает меры по устранению выявленных недостатков.

4.2.4. Обеспечивает своевременное представление информации об организации производственного контроля в органы государственного надзора.

4.3. Директор по контролю качества и технологии, заместитель главного инженера по производству обязаны:

4.3.1. Своевременно разрабатывать и внедрять рациональные и экологически безопасные технологические процессы.

4.3.2. Проводить мероприятия по усовершенствованию технологических процессов, обеспечивающие улучшение качественных показателей объектов природоохранного комплекса.

4.3.3. Обеспечивать контроль по соблюдению на производстве утвержденной технологии, правильное применение технологических регламентов с точки зрения охраны окружающей природной среды.

4.4. Заместитель главного инженера по промышленной безопасности, осуществляющий оперативное руководство и координацию работ обязан:

Знать требования природоохранного законодательства и нормативно-технических документов по охране природы;

Знать производство и технологические процессы, свойства загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;

Систематически контролировать и анализировать выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;

Участвовать в рассмотрении проектно-технической документации по совершенствованию технологических процессов и оборудования, созданию очистных сооружений в части соблюдения экологических требований;

Обеспечивать техническое руководство работ по паспортизации очистных (газоочистных) сооружений (установок);

Организовывать и осуществлять контроль соблюдения подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы очистных сооружений (газоочистных установок), правил складирования, обезвреживания и хранения отходов производства, использования природных ресурсов; при обнаружении нарушений и отклонений от экологических норм – выдавать предписания на их устранение;

Осуществлять постоянный контроль выполнения постановлений Правительства Российской Федерации, местных органов власти, распоряжений руководства предприятия, предписаний государственных инспекторов по охране природы по вопросам охраны окружающей среды;

Организовывать и обеспечивать проведение работ по инструментальному контролю состояния окружающей природной среды вокруг предприятия, при инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при систематическом и выборочном отборе проб атмосферного воздуха на рабочих местах и на границе санитарно-защитной зоны;

Обеспечивать правильное применение всеми подразделениями предприятия СНиПов, ГОСТов, правил по охране окружающей природной среды, норм техники безопасности, инструкций и другой нормативно-технической документации по охране природной среды;

Контролировать ведение журнального первичного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

Взаимодействовать со службами и подразделениями предприятия, контролирующими органами, другими учреждениями и организациями по вопросам охраны окружающей природной среды;

Подготавливать проекты договоров с другими организациями на проведение работ по охране окружающей природной среды;

Контролировать проведение расчетов и представление сведений о сумме платежей за выбросы, размещение отходов производства;

Обеспечивать качественную подготовку и своевременное представление заинтересованным организациям отчетности по охране окружающей природной среды;

Выдавать предписания руководителям подразделений предприятия при выявлении нарушений экологических требований;

Готовить информацию о результатах выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, предписаний инспектирующих и контролирующих органов, имеющихся нарушениях природоохранной деятельности и мероприятиях по их устранению и представлять её главному инженеру предприятия.

Обеспечивать своевременное представление в вышестоящие организации и органы государственного надзора уведомлений о выполнении мероприятий, и статистическую отчетность по вопросам экологической безопасности.

имеет право:

Контролировать подразделения предприятия по вопросам выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения норм и правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу, организации эксплуатации ГОУ, выполнения выданных им предписаний;

Требовать от руководителей подразделений предприятия предоставления информации по вопросам охраны окружающей природной среды (сведения о нарушениях режима работы технологических установок, оснащенных ГОУ, авариях на ГОУ, приведших к ухудшению очистки выбросов и др.)

Подготавливать проекты приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам охраны окружающей природной среды;

Привлекать в установленном порядке специалистов других подразделений предприятия для решения экологических вопросов, проведения обследований источников выделения выбросов, проверке эффективности работы ГОУ, консультаций и подготовки других материалов по охране окружающей природной среды;

Не допускать в эксплуатацию вновь смонтированное оборудование и технологические установки, не обеспеченные соответствующими ГОУ, очистными сооружениями по очистке выбросов, предусмотренными проектом;

Представлять руководству предприятия обоснованные предложения по остановке отдельных агрегатов, технологических линий, отделений, цехов, если их дальнейшая эксплуатация приведет к резкому усилению загрязнения природной среды, нанесению экологического ущерба природе;

Представлять руководству предприятия предложения о поощрении отдельных работников предприятия за достижения в работе по охране окружающей природной среды. а также предложения о наложении взысканий на должностных лиц подразделений предприятия за невыполнение планов, мероприятий, предписаний по охране окружающей природной среды;

4.5. Заместитель главного инженера по оборудованию, главный энергетик, главный механик:

4.5.1. Обеспечивают своевременное проведение профилактических осмотров, капитальных и текущих ремонтов оборудования, электроустановок и др. в соответствии с требованиями нормативной, нормативно-технической и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности.

4.5.2. Обеспечивают исправное состояние, своевременный ремонт и эффективную работу вентиляционных, пыле-газоочистных установок, систем водоснабжения и водоотведения, систем переработки шлака, утилизации отходов и др. санитарно-технических устройств.

4.5.3. Проводят анализ причин аварийных (залповых) выбросов загрязняющих веществ и принятие мер по устранению причин и негативных последствий аварий.

4.5.4. Принимают меры по устранению конструктивных недостатков техники и технологии в части рационального использования природных материальных ресурсов, выпуска экологически-безопасной продукции, достижения минимального отрицательного воздействия выбросов вредных веществ и своевременной замене и модернизации морально-устаревшего оборудования и установок.

4.5.5. Обеспечивают правильную постановку работы в подчиненных подразделениях в части соблюдения требований природоохранного законодательства.

4.5.6. Несут ответственность за неправильные указания или непринятие необходимых мер по устранению недостатков и нарушений, приведших к повышению утвержденного уровня вредного воздействия на природную среду.

4.5.7. Следят за правильным ведением и сроками заполнения «Журналов движения отходов» (по принадлежности), за своевременным заполнением журналов учета работы оборудования (по принадлежности).

4.6. Начальник ЭСПЦ, заместители начальника ЭСПЦ обязаны:

4.6.1. Выполнять поставленные плановые задания по производству при нанесении минимального ущерба природной среде.

4.6.2. Разрабатывать и осуществлять мероприятия по скорейшему вводу в эксплуатацию, освоению нового высокопроизводительного мало- и безотходного технологического оборудования и техники.

4.6.3. Обеспечивать выполнение подчиненным персоналом норм, правил, методических указаний в части выполнения требований природоохранного законодательства.

4.6.4. Проводить анализ причин аварийных (залповых) выбросов загрязняющих веществ и принятие мер по устранению причин и последствий аварий.

4.6.5. Обеспечивать содержание в исправном состоянии основное технологическое оборудование, а также правильную организацию работ в части соблюдения экологической безопасности.

4.7. Инженер по промышленной безопасности и охране труда (эколог) обязан:

Иметь необходимую экологическую подготовку;

Знать производство и технологические процессы, устройство и принцип действия ГОУ, свойства загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в окружающую природную среду, образующиеся отходы производства и потребления;

Знать требования нормативно-правовой, нормативно-технической и инструктивно-методической документации по охране окружающей природной среды;

Знать границы санитарно-защитной зоны предприятия, места отбора проб, уровни ПДК фоновых и фактических концентраций загрязняющих веществ на границе и в пределах санитарно-защитной зоны;

Контролировать соблюдение подразделениями предприятия технологических регламентов работы ГОУ, правил использования природных ресурсов, захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления;

Выявлять причины неправильного обращения с отходами на предприятии и контролировать их устранение;

Совместно с представителями отдела главного энергетика проверять соблюдение норм водопотребления и водоотведения подразделениями предприятия;

Взаимодействовать со всеми подразделениями предприятия и органами государственного экологического контроля по вопросам охраны окружающей природной среды;

Разрабатывать и экономически обосновывать мероприятия по охране окружающей природной среды, согласовывать их с соответствующими подразделениями предприятия, органами государственного экологического контроля, утверждать у руководства предприятия и включать в план мероприятий по охране окружающей природной среды;

Оформлять и представлять в соответствующие органы необходимые материалы и документы для оформления и продления разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, лимиты на размещение отходов;

Разрабатывать и в установленные сроки представлять на согласование и утверждение статистическую отчетность по охране окружающей среды;

Принимать меры по недопущению (немедленному прекращению) сжигания промышленных и бытовых отходов, мусора в кострах;

Готовить справки, отчеты, проекты приказов и распоряжений, ответы на письма и жалобы по вопросам, связанным с охраной окружающей природной среды;

Оказывать информационно-методическую помощь руководителям и технологическому персоналу.

имеет право:

Контролировать подразделения предприятия по вопросам выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения норм и правил, выполнение выданных предписаний;

Выдавать руководителям подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания, указания по вопросам охраны природной среды;

Готовить проекты приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам охраны окружающей природной среды;

Привлекать в установленном порядке специалистов других подразделений предприятия для решения вопросов, проведения обследований источников выделения выбросов, проверке эффективности работы очистных сооружений и ГОУ, консультаций и подготовки других материалов по охране окружающей природной среды.

4.8. Должностные лица и специалисты, руководители подразделений, осуществляющие экологический контроль в пределах предоставленных полномочий, обязаны:

Знать и соблюдать требования действующего законодательства, правил, инструкций, приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны природной среды;

Проводить контроль соблюдения технологической дисциплины в части вредного воздействия производства на окружающую природную среду;

Знать устройство, правила эксплуатации ГОУ, требования инструкций по их обслуживанию и ремонту;

Обеспечивать правильную эксплуатацию и эффективность работы газоочистных, аспирационных установок, системы оборотного водоснабжения, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отведения хозяйственно-фекальных вод, систем переработки шлака и утилизации отходов.

Организовывать своевременное представление отчетности в группу промышленной безопасности и охраны труда о работе ГОУ, неисправностях на них, неплановых остановках, аварийных и залповых выбросах;

Организовывать выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды, своевременно принимать меры по выполнению предписаний инспектирующих органов, инженера по ПБ и ОТ (эколога);

Вести учет образования отходов производства с ежемесячным заполнением «Журнала движения отходов».

5. Объекты и порядок проведения производственного экологического контроля.

5.1. Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

5.2. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

5.3. Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

5.4. Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

5.5. Производственный экологический контроль осуществляется за:

– выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

– соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

– учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

– обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для _____________________;

– источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

– соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

– наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

– наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

– своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством ________________________ , службами и отделами;

– организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

5.6. К объектам производственного экологического контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

– источники образования отходов производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине _____________________;

Тало-дождевые воды.

6. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6.1. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

6.2. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу включает в себя:

– контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

– контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

– контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

– контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

– контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

– протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

– протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

– ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации:

№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

№ ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна»,

№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

– контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

7. Производственный контроль в области обращения с отходами производства.

7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– другими нормативными правовыми актами.

7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

– проверку порядка и правил обращения с отходами;

– анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

– учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;

– составление и утверждение Паспортов опасных отходов;

– определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

– мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;

– проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.

– проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:

проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;

лимитов на размещение отходов;

договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.

8. Производственный контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием

8.1. Контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

– Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;

– другими нормативными правовыми актами.

8.2. Производственный контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием включает в себя:

– контроль за обеспечением на _____________________ рационального использования природных ресурсов, их восстановления и воспроизводства.

– контроль за наличием договора, заключенного со сторонней организацией на забор воды для хозбытовых и производственных нужд.

– контроль за принимаемыми мерами по предотвращению загрязнения земель нефтепродуктами и вредными веществами, содержащимися в отходах производства, сырье и материалах;

– оценка степени загрязнения почв проводится на основании аналитических замеров содержания загрязняющих веществ в отобранных пробах грунта.

9. Ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды

9.1. За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с экологическим законодательством РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ