Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Основные задачи Государственного пожарного над­зора (Госпожнадзора) состоят в следующем.

1. Разработка противопожарных правил, норм, технических условий для вновь строящихся и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности для действующих объектов.

    Контроль за соблюдением проектными организациями установленных правил при проектировании новых зданий и сооружений.

    Надзор за противопожарным состоянием действующих объектов.

    Учет и анализ пожаров.

    Противопожарная пропаганда и агитация, которые имеют принципиальное значение, так как свыше 50% пожаров возникают в результате нарушений противопожарного режима.

    Административная работа в виде наложения штрафов, дознания виновников пожаров, приостановки частично или полностью работы объектов, находящихся в угрожающем пожароопасном состоянии.

Важной формой работы органов Госпожнадзора на ВЦ являются пожарно-технические обследования. Различают комп­лексные и контрольные обследования. Комплексное обследование предусматривает детальное изучение противопожарного состоя­ния помещений ВЦ и проводится по ходу технологического процесса обработки информации. Контрольные обследования проводят с целью проверки исполнения ранее выданных предписаний на устранение выявленных нарушений, а также для выявления изменений противопожарного состояния объекта со времени комплексного обследования. Обычно контрольное обследование сводится к осмотру наиболее пожароопасных участков по кратчайшему маршруту.

Ответственность за противопожарное состояние ВЦ возложе­на на начальника и руководителей отдельных подразделений. Для проведения мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности, назначается пожарно-техническая комиссия, в кото­рую входят ведущие специалисты ВЦ.

Большую роль в предупреждении и борьбе с пожарами играют общественные организации: добровольные пожарные общества (ДПО), добровольные пожарные дружины (ДПД), обще­ственные инспекторы по пожарной профилактике. На членов ДПД возложены задачи проведения разъяснительной работы по соблюдению противопожарного режима, надзора за состоянием средств пожаротушения, оказания помощи пожарным подразде­лениям в тушении пожаров и спасении людей. С членами ДПД проводят учебные занятия, они оснащены современной пожарной техникой и спецодеждой.

§ 52. Способы тушения пожаров и огнетушащие вещества

Для прекращения процесса горения используются следующие основные способы.

Охлаждение горящих веществ путем нанесения на их поверхность теплоемких огнетушащих средств (воды, пены и др.) или перемешивания слоев горящей жидкости.

Разбавление концентрации горючих паров, пылей и газов путем введения в зону горения инертных газов (азота, углекислого газа).

Изоляция горящих веществ от зоны горения нанесением на их поверхность изолирующих огнегасительных средств: пены, песка,

Химическое торможение реакции горения путем орошения поверхности горящих материалов или объемного разбавления горючей пыле-, газо- и паровоздушной системы флегматизирую-щими веществами и составами.

Эффективность перечисленных способов пожаротушения зависит от стадии развития пожара, масштабов загорания, особенностей горения различных материалов. В практических условиях происходит комплексное воздействие на процесс горения, когда преобладание того или иного способа зависит от выбранного огнетушащего средства. Рассмотрим характеристики наиболее распространенных огнетушащих средств.

Вода. Вода обладает тремя свойствами огнетушения: охлаждает зону горения, разбавляет реагирующие вещества в зоне горения и изолирует горючие вещества от зоны горения. По сравнению с другими огнетушащими веществами вода имеет наибольшую теплоемкость. Так, 1 л воды при нагревании от 0 до 100 °С поглощает 419 кДж теплоты, а при испарении - 2260 кДж. Превращаясь в пар, вода увеличивается в объеме

В 1750 раз. Смешиваясь с горючими газами и парами, выделяющимися при горении, водяной пар разбавляет их, образуя смесь, не способную гореть.

С помощью пожарных стволов можно сформировать мощные компактные струи воды длиной до 70-80 м, способные механически сбить пламя в трудно доступных местах. Мелкорас­пыленная вода интенсивно образует на поверхности горящих ма­териалов паровое облако, одновременно охлаждая и изолируя их от кислорода воздуха.

Вода является наиболее дешевым и распространенным средством тушения пожаров. Однако имеются определенные ограничения ее применения. Вода тяжелее многих горючих жидкостей (бензина, керосина, эфира, ацетона и др.), поэтому они всплывают на ее поверхность, продолжают гореть и, растекаясь, увеличивают площадь горения.

Природная вода содержит различные растворенные соли и обладает значительной электропроводностью. В связи с этим не следует применять воду для тушения пожаров электроустановок, находящихся под напряжением.

Воду нельзя применять при тушении объектов, содержащих вещества (например, щелочные металлы, карбид кальция, негашеную известь), которые, вступая с ней в реакцию, способствуют распространению пожара, создают опасность взрыва, выделяют взрывоопасные ядовитые газы, другие вредные вещества.

Следует ограничивать применение воды для тушения дорогостоящего электронного оборудования, которое от воздей­ствия воды приходит в негодное состояние.

Воднохимические растворы. Из-за высокого поверхностного натяжения вода обладает малой проникающей способностью в глубь таких плохосмачиваемых материалов, как древесина и древесный уголь, хлопок, шерсть и др., поэтому велики ее непроизводительные потери во время тушения пожаров. Для повышения эффективности тушения в воду добавляют различного рода смачиватели в виде поверхностно-активных веществ типа пенообразователей. Например, введение в воду 0,5...2% смачива­теля позволяет повысить эффект тушения пожаров плохо смачиваемых веществ и материалов почти в 2 раза.

Огнетушащую эффективность воды можно также повысить путем увеличения ее вязкости. В качестве загустителей воды применяют натриевую соль полиакриловой кислоты, метилцеллю-лозу и др. Действие «вязкой» воды заключается в ее способности покрывать тонкой пленкой горящую поверхность и удерживаться на ней.

Огнетушащие пены. Пена представляет собой систему, в которой дисперсной фазой всегда является газ. Пузырьки газа могут образовываться внутри жидкости в результате химичес-

ких процессов или механического смешения воздуха с жид­костью.

При тушении пожара пена, покрывая горящее вещество, изолирует его от окружающей среды, препятствует проникнове­нию горючих газов и паров в зону горения и передаче теплоты из сферы горения к горящему веществу. В процессе разрушения пены образуется жидкая пленка, смачивающая и охлаждающая поверхность горения. Широкое применение нашли два вида огнегасительных пён: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате взаимодействия кислотных и щелочных растворов в присутствии пенообразовате­ля. Практически такую пену получают в эжекторных пеногенера-торах из пенообразующего порошка и воды. Порошок состоит из сухих солей сернокислого алюминия и бикарбоната натрия, а также пенообразующего вещества, например, лакричного экстракта. При взаимодействии с водой они растворяются и немедленно реагируют с образованием двуокиси углерода. Из 1 кг пенообразующего порошка и 10 л воды образуется 40-60 л пены. Пена состоит примерно из 80% углекислого газа (по объему), 19,7% воды и 0,3% пенообразующего вещества и представляет собой пузырьки углекислого газа с оболочкой из воды. Стойкость пены с момента ее образования до полного распада 40 мин.

Воздушно-механическая пена представляет собой механиче­скую смесь воздуха (90-99%), воды (9,7-0,96%), пенообразо­вателя (0,3-0,04%), которую получают путем их интенсивного перемешивания с помощью воздушно-пенных стволов или пеногенераторов.

Огнетушащие свойства такой пены определяются ее кратно­стью, стойкостью, дисперсностью и вязкостью. Кратность - это отношение K = VJV X , где V n - объем пены; У ж - объем жидкости, из которой она получена. По кратности различают низкократную (/«10), среднекратную (/(=10...200) и высоко­кратную (/(=200...1000) пену.

Стойкость воздушно-механической пены меньше, чем химиче­ской, причем стойкость уменьшается с увеличением кратности. Однако воздушно-механическая пена совершенно безвредна для людей, не вызывает коррозии, обладает малой электропроводно­стью и весьма экономична. В настоящее время применение химической пены сокращается.

Огнетушащие пены широко применяются для тушения пожаров при загорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также твердых горючих веществ и материалов.

Инертные газы (азот, аргон, гелий, двуокись углерода). Они обладают способностью быстро смешиваться с горючими парами и газами, понижая концентрацию кислорода в зоне горения до такого предела, при котором горение прекращается.

* - w -

Особое место среди инертных газов занимает двуокись углерода или углекислый газ СОг. При сжатии под давлением 3,5 МПа СО 2 превращается в жидкость, называемую углекисло­той, которая хранится и транспортируется в стальных баллонах под давлением 12,5 МПа. Огнегасительная концентрация газообразной углекислоты не менее 30% объема защищаемого помещения.

Углекислота, быстро испаряясь (из 1 кг жидкой кислоты получается 509 л газа), переохлаждается, образуя хлопья «снега» с температурой - 79 °С. Таким образом, разбавляющее огнету-шащее действие дополняется интенсивным охлаждением очага горения.

Углекислота неэлектропроводна и пригодна для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. Следует помнить, что предельно допустимое для человека содержание в воздухе СОг 10%. Поэтому при заполнении горящего помещения углекислым газом из него необходимо эвакуировать людей.

Ингибиторы или флегматизаторы. Эти вещества действуют на принципе торможения химических реакций горения. В настоящее время для пожаротушения применяют такие ингибиторы, как фреон (хладон) 114В2, фреон (хладон) 13В1, а также огнетушащие составы на основе предельных углеводородов: «3,5», ОКБ, 4НД.

Огнетушащие порошковые составы. Они представляют собой тонко измельченные минеральные соли с различными добавками, служащими для уменьшения слеживаемости и комкования. Порошковые составы обладают очень высокой огнетушащей способностью (тушение пожаров большинства веществ и матери­алов достигается за 5-7 с), они универсальны, т. е. способны тушить любые материалы, в том числе нетушимые всеми другими средствами, например, термиты, щелочные металлы.

Огнетушащий эффект порошковых составов носит комплекс­ный характер: ингибирование (торможение) химических реакций в зоне горения; охлаждение зоны горения вследствие расходова­ния теплоты на нагрев и термическое разложение частиц порошка; разбавление горючей среды как частицами порошка, так и продуктами его разложения; эффект огнепреграждения при тушении по поверхности.

Порошковые составы обладают диэлектрическими свойствами, практически нетоксичны, не оказывают коррозионного действия на металлы. Недостатком большинства порошковых составов является их высокая гигроскопичность, что приводит к слежива­нию и образованию комков.

Выбор способов и средств пожаротушения на ВЦ зависит, в первую очередь, от места возникновения пожара. Воду можно использовать для тушения пожаров в помещениях программи-

стов, библиотеках, конференц-залах, вспомогательных и слу-жебно-бытовых помещениях. Углекислый газ и воздушно-механическую пену - в технических этажах, кабельных лотках, каналах, туннелях, подпольных пространствах. В машинных залах, хранилищах информации, помещении контрольно-измери­тельных приборов применять воду и пену недопустимо ввиду опасности повреждения или полного выхода из строя дорогостоя­щего электронного оборудования. Здесь наиболее эффективно применение установок газового пожаротушения (см. § 54).

  • 5. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс мчс России.
  • 5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср
  • Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аср».
  • Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.
  • Тема 4. Классификация чс природного и техногенного характера. Последствия воздействия чс на среду обитания человека.
  • Тема 5. Тактические возможности подразделений гпс по тушению пожаров и ликвидации чс.
  • Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению аср.
  • Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аср.
  • Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
  • Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации чс в непригодной для дыхания среде.
  • Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.
  • Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.
  • Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.
  • Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.
  • Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.
  • Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аср в зоне обслуживания.
  • Тема 16. Проведение первоочередных аср при дтп.
  • Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (паср).
  • Тема 18. О-т изучение района выезда, объектов (участков).
  • Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению птз на местности.
  • Тема 1. Организация гпн.
  • Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
  • Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
  • Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
  • Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
  • Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
  • Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
  • Тема 3. Пожарные насосы.
  • Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
  • Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
  • Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
  • Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
  • Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
  • Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
  • Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
  • Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
  • Тема 3. Подготовка личного состава работе в сизод.
  • Тема 4. Ппс.
  • Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
  • Тема 1. Организационная структура го республики (края, области, города).
  • Тема 2. Сигналы оповещения го и действия личного состава при получении сигналов.
  • Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
  • Тема 4. Защитные сооружения го и их оборудование.
  • Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
  • Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий го.
  • Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения.
  • Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
  • Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
  • Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника.
  • Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
  • Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  • Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами.
  • 5.2.8. Охрана труда.
  • Тема 1. Основные требования законодательства рф о труде и охране труда.
  • Приложение 2
  • П л а н профессиональной подготовки _____________________________ на 200 __ г.
  • План-график
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения радиотелефонистов (диспетчеров) подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения водительского состава подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения старших мастеров (мастеров) гдзс подразделений гпс
  • Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости (теоретический курс)
  • 2. Результаты стажировки (практический курс)
  • 3. Учет результатов контроля занятий (проведения стажировки)
  • Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения в системе подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости __________________________________________
  • 2. Учет выполнения индивидуальных заданий
  • 3. Учет результатов обучения за ______ учебный год __________________________
  • 4. Учет результатов контроля занятий
  • Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
  • Тематический план занятий по служебной подготовке
  • Справка
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср

    Задачи обучения:

    приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

    подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

    совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

    Методические указания.

    Программа основ организации тушения пожаров и проведения АСР включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения АСР, а также рекомендуемый перечень занятий по решению ПТЗ.

    При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

    При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъекта РФ, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

    Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли РТП на практических занятиях выступают:

    Начальник дежурной смены;

    начальник ОП и начальник пожарного расчета (для ОП), если иное не установлено настоящей Программой.

    В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

    Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

    Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены .

    С личным составом ОП занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

    Перечень объектов, подлежащих изучению в О-Т отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС). Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

    Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

    Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.

    В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.

    Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению ПТЗ, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом О-Т особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

    проведение инструктажа по ПОТ и производственной санитарии;

    изучение О-Т характеристики объекта и особенностей развития пожара;

    решение пожарно-тактической задачи;

    разбор и подведение итогов занятия.

    Порядок организации и проведения занятий по решению ПТЗ регулируется Указаниями по тактической подготовке.

    Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:

    подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;

    определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;

    подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;

    выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;

    определение структуры занятия;

    расчет сил и средств;

    разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.

    Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников . При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.

    Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.

    При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

    К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

    При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

    Во время решения ПТЗ руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

    Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

    Задачи обучения:

    • приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
    • подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
    • совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.

    Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

    Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

    • на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
    • на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

    К таким мероприятиям можно отнести:

    • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
    • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
    • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
    • поддержание высокой боевой готовности подразделений;
    • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.

    Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,

    предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

    Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

    где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.

    Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

    Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

    Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

    Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

    Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

    Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

    Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

    Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .

    Проведение аварийно спасательных работ

    Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

    АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

    Что включает в себя АСР

    • поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
    • вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
    • вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
    • подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
    • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
    • организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
    • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

    Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.

    АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).

    Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

    • людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
    • люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
    • имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
    • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

    Основные способы спасения людей и имущества

    • перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
    • защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
    • Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
    • основные входы и выходы;
    • запасные выходы;
    • оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
    • люки если через них можно выйти в безопасную зону;
    • проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.

    Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:

    • организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
    • вывода или выноса их из опасной зоны.

    Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

    Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

    При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

    • автолестницы, автоподъемники и другие машины;
    • стационарные и ручные пожарные лестницы;
    • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
    • средства защиты органов дыхания;
    • аварийно-спасательное оборудование и устройства;

    В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:

    • изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
    • использование надувных и амортизирующих устройств.

    Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.

    Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.

    Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

    К силам РСЧС относятся

    • силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
    • аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
    • части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
    • специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
    • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

    Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

    Вводная информация

    Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

    1. Определению структуры пожарной охраны.
    2. Разработке и корректировке оперативных документов.
    3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
    4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
    5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

    Но этим дело не ограничивается

    Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

    Важные моменты деятельности

    Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

    Какие задачи выполняются?

    Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

    1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
    2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
    3. Разрабатываются способы действий личного состава.
    4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
    5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

    Что влияет на обучение и последующее качество работы?

    Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

    1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
    2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

    Совершенствование применяемой тактики

    Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

    Не очень эффективно. Как это исправить?

    Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

    Результаты опыта и практики

    Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

    О нормативно-правовой документации

    Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

    Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

    Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

    Немного о практике деятельности и организационных изменениях

    Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

    Деятельность в специфических условиях

    А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

    Заключение

    Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ