Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей.

Кайсын Кулиев

Цели урока:

  1. Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
  2. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
  3. Воспитание культуры общения, толерантности.

Оборудование:

  1. Наглядный материал для составления схемы на доске.
  2. Раздаточный материал с текстом для чтения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Обозначение темы, целей урока, обсуждение эпиграфа

3. Введение в тему. Создание проблемно-творческой ситуации

Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”

Как бы вы закончили эту легенду?

(Обсуждение)

Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”

О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)

Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.

(Обсуждение)

Мы находим это альтруистическое чувство, это желание сделать счастливым кого-то и в истории: время строительства коммунизма, когда люди жили и работали для счастья и светлого будущего целой страны, а не для себя лично; и в русской литературе: Данко (М. Горький “Старуха Изергиль”), Раскольников (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”), нумера Единого Государства (Е. Замятин “Мы”).

Так вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос: почему собственное, личное счастье человека так неотделимо от счастья других?

4. Работа с формулой.

На доске схема:

Вместо “?” выберите знак и прокомментируйте свой выбор.

5. Введение в беседу контекста романа

Давайте вспомним тех героев романа “Преступление и наказание”, для которых свое счастье, счастье для себя, могло существовать только лишь после счастья других.

(По ходу беседы составляется схема)

Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?

жертвуя другими

жертвуя собой

Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?

Чей путь вы считаете более правильным? почему?

(Обсуждение)

6. Выход к авторской позиции

Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?

Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).

Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)

Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?

Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.

7. Проекция на современность. Подведение итогов

Роман “Преступление и наказание” был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.

Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(Высказывания учащихся)

В. Дроганов заканчивает текст так:

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?

Материал урока 10 класса по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

Конспект урока литературы "Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке"

Тема урока «Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке
(материал рассчитан на 2 урока в 10 классе)

Цель: Раскрыть антигуманность и опасность теории Раскольникова
Задачи:
1. Образовательная: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова и выяснить, насколько она жизнеспособна в 19-21 в.; закрепить знание материала по роману, проверить степень усвоения материала.
2. Воспитательная: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, о нравственных ценностях романа и его главного героя; формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе).
3. Развивающая: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, доказывать, обучать культуре ведения спора, формировать у учащихся на¬вык убедительно доказывать свою мысль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Подготовка к уроку: выразительное чтение наизусть стихотворения «Ночь в Петербурге» (актером-учащимся в образе современного Раскольникова), подготовка актера – учащегося для исполнения роли Раскольникова 19 века (прочтения монолога), проведение учащимися опросов среди старшеклассников «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?», «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?», поиск группой учащихся в Интернете материалов о современных Раскольниковых, подготовка сообщений по темам «Ницшеанство», «Терроризм в царской России 2 половины XIX века», «Диктаторы 20 века», ребята-художники с мольбертами и красками.
Раздаточные материалы: распечатки с высказываниями Ницше, тексты с романом «Преступление и наказание»
Оформление пространства: часть кабинета оформлена как каморка Раскольникова: темные шторы, стол, свеча. В этой части сидит и читает письмо главный герой (учащийся – актер), в противоположной стороне – за ноутбуком сидит современный Раскольников, вокруг него – много книг: Ницше, Ленин, Маркс, Достоевский, Библия. На доске - рисунки учащихся с изображением главного героя, фотографии политический лидеров: Гитлер, Муссолини, Наполеон, Ленин, Сталин, Нерон, Пол Пот, Петр I, Иван Грозный, Калигула, Чингисхан, Ким Ир Сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун.
До начала урока фоном играет «Болеро» Мориса Равеля. В финале урока – 7 симфония (Ленинградская) Шостаковича
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиоколонки
Методы и приемы: исследование, беседа
Гости урока: православный священник Отец Максим Золотухин, кандидат философских наук Юрий Босых, следователь по особо важным делам Иванов А.С., учитель истории, кандидат исторических наук Дементьев А.П.
Ход урока
Слово учителя литературы: (слайд 1, приложение 1) Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя встреча и тема, которую мы выбрали для этого необычного урока, очень актуальна. События, происходящие в мире вокруг нас, заставляют задуматься о том, что пророчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского об идейном убийце все еще продолжает сбываться. Теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в 19, 20 и 21 веках, но последствия для человечества оказались катастрофическими. Обо всем этом сегодня мы и поговорим и постараемся выяснить исторические, нравственные и философские аспекты возникновения теории «сверхличности» Раскольникова (слайд 2, приложение 1).
Играет музыка. Ученик, сидевший в образе современного Раскольникова, читает стихотворение (на экране - слайд 3, приложение 1, текст стихотворения - приложение 2)
Слово учителя (слайд 4, приложение 1) : «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?» - спрашивает своих современников русский философ конца 19 века Д.С. Мережковский. Время, в которое живет Раскольников, требует от личности немедленного решения социальных и политических проблем, даже если для этого потребуется топор и появятся жертвы. Что творилось в умах молодых людей в тот период, когда жил Раскольников? Ведь он был не одинок. И его преступление – это не просто шаг к убийству. Это пример будущего пути многочисленных убийств. Давайте узнаем, какое общественное явление стало набирать силу в ту пору среди молодых и образованных людей.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Статский советник» (эпизод с террористическим взрывом)
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России 2 половины XIX века» (приложение 3)
Слово учителя (слайд 5, приложение 1): Вот такое приближалось время. Вот что творилось в умах молодежи. Давайте обратимся к нашему гостю, кандидату исторических наук. Каковы были исторические причины возникновения подобных явлений?
(комментарий Дементьева А.П., кандидата исторических наук)
Слово учителя: Итак, давайте обратимся к образу Раскольникова. Как мы уже знаем, этот герой разработал собственную теорию, в которой все сложилось арифметически просто. Есть люди, имеющие право, есть твари или вши. Сильные мира могут принести остальным благо. Им дозволено убивать и они не испытывают при этом мук совести: ведь совершенное ими деяние (даже если это убийство) сделано на благо человечества. Живет Раскольников в период активной борьбы революционных сил и резко обострившихся социальных противоречий. Сразу после опубликования романа появилась масса споров: одни считали Раскольникова революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. А как считаете вы? (слайд 6, приложение 1)
(ответы учащихся: Раскольников проявляет индивидуалистическое бунтарство, пока он еще не революционер в том смысле слова, в котором мы привыкли воспринимать такую личность. Все его действия – это социальный протест)
Слово учителя: (слайд 7, приложение 1) Раскольников абсолютно уверен, что его идеи принесут благо, разделив людей на обыкновенных и необыкновенных. Ведь «необыкновенные» - это те люди, которые способны правильно управлять миром - Ликург, Солон, Наполеон), они достигают высот в науке - Ньютон), технике и астрономии - Кеплер, религии - Магомет. Давайте послушаем самого героя.
Ученик, в образе Раскольникова 19 века, в своей импровизированной каморке читает монолог (приложение 4)
Слово учителя: Итак, «избранные» могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. По сути, это гениальные и талантливые люди. Неужели они не достойны управлять миром? (слайд 8, приложение 1)
(ответы учащихся: в основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Нет никакого толка в гениальном человеке, если он негодяй. Во имя своей теории и власти он уничтожит других талантливых людей, не говоря уже о массах).
Слово учителя: На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Какое подтверждение этому возможному будущему есть в тексте? (слайд 9, приложение 1)
(ответы учащихся, анализ третьего сна Раскольникова: теория Раскольникова бесчеловечна, антигуманна, она приведет к гибели всего человечества. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за¬хотели бы доказать, что и они «наполеончики».
Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Свидетельством тому является третий сон героя на каторге. В болезни ему снится сон, что "весь мир осужден какой-то моровой язве". Он видит чудовищные картины разлада между людьми, войн, революций, насилия. Все это, как ответ, всплывает в подсознании Раскольникова, чтобы он окончательно отказался от своей теории).

Слово учителя: Откажется сам Раскольников от своей идеи или нет – вопрос открытый. Фактом остается то, что идея не исчезла, а даже нашла свое воплощение сначала в философских трудах, а потом в исторических событиях.
Сообщение учащегося (слайд 10, приложение 1) «Ницшеанство» (приложение 5), чтение учащимися материала с высказываниями Ницше
Сообщение учащегося (слайд 11, приложение 1) «Диктаторы 20 века» (приложение 6)
Слово учителя: Как мы видим, все эти люди – оставили свой след в истории, стали популярны. Их называют диктаторами, для кого-то они – герои. А Хотите ли вы стать сверхчеловеком?
(ответы учащихся)
Сообщение учащегося о результате опроса «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?»
Слово учителя (слайд 12, приложение 1): Почему идея сверхчеловека так привлекательна для людей? С таким вопросом давайте обратимся к нашему гостю, кандидату философских наук Соболеву В.Ю.)
(комментарий гостя, вопросы и ответы учащихся)
Слово учителя (слайд 13, приложение 1) : Ф.М. Достоевский – писатель с православным мировоззрением. Для него, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В романе «Преступление и наказание» автор ставит невероятный эксперимент: он трансформирует библейскую идею Мессии, Спасителя человечества. Объясните, как? Возможно ли соединить в себе абсолютную власть и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным? А как тогда вести человечество, если не обладаешь властью? Какой силой обладает истинный Спаситель?
Ответы учащихся: теория Раскольникова противна самой человеческой природе и разуму, человек может быть счастлив только когда свободен и над ним нет никакой власти и диктата, идеи героя противоречат Божественному мироустройству, роль образа Мессии не предполагает смертей и гибели, деления на тварей и властелинов, она несет собой исключительную гуманность и человеколюбие.
Слово учителя литературы: Давайте послушаем комментарий по этой проблеме нашего гостя, православного священника отца Максима.
Вопросы к гостю по материалу романа «Преступление и наказание», например, почему счастье и прощение можно заслужить только страданием? Ответы гостя, версии учащихся.
Слово учителя: Мы с вами все здесь приходим к выводу, что никакое благо не стоит того, чтобы принести в жертву человека. Но так ли думают ваши сверстники? Давайте послушаем результаты опроса.
Сообщение учащегося о результатах опроса «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?»
Слово учителя: (слайд 14, приложение 1) 19 век породил Раскольниковых, 20 век принес нам идеологов-диктаторов. Что же происходит в 21 веке? Рядом с нами?
Сообщение учащегося о результатах исследования видео и СМИ в Интернете «Раскольниковы 21 века».
Слово учителя: Идея Раскольникова в 21 веке обросла человеконенавистничеством, эгоизмом, злобой. Она приобретает размах. Молодые Раскольниковы не похожи на того, что был в 19 веке. Давайте послушаем нашего гостя, который не раз сталкивался с подобным.
(комментарий следователя по особо важным делам Иванова А.С., вопросы учащихся)
Слово учителя: (слайд 15, приложение 1) Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Чтобы ни происходило, мы, люди, можем попытаться сделать мир лучше и в духовном, и в материальном плане. Главное не забывать, что самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь.
В течение урока наши художники рисовали рисунки, в которых попытались отразить свое эмоциональное состояние, свои мысли по тем вопросам, которые мы обсуждали. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Демонстрация работ, комментарии авторов рисунков, вопросы и ответы учащихся.
Слово учителя: Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь отданная ей,- напрасно прожитой. Самое страшное, что теория Раскольникова – это не вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Это реальное явление, имеющее под собой исторические, философские и нравственные аспекты и растущие из века в века в новой прогрессии. Остановить зло теории «сверхчеловека» может только лишь добро, искренность, вера и милосердие, которые люди должны хранить в своих сердцах.

Домашнее задание: мини-сочинение «Опасность «блуждающих» во времени идей Раскольникова»
Приложение 2
Ночь в Петербурге. Одиночество. Боль.
Сбросить с себя б надоевшую роль…
Сонмы идеищ бурлят в голове.
Вкрадчивый ветер шипит на Неве.
В убогой каморке дырявое время.
Книги струят типографское семя,–
Отравлен Европою девственный ум:
Весь вечер течет в копошении дум.
В грязном окне притаилась луна,–
Преступна, коварна, мутна и пьяна.
На грязном полу – ошметки, окурки,–
Тротуара не чище в кривом переулке.
Трущобный философ мысль вперил в планету,
Мучимый жаждой познания света –
Извечным вопросом проклятья времен:
Клоп он ничтожный иль Наполеон?..
Ведь рассудить ежели объективно,
То вывод напрашивается очень противный:
Как песчинка на пляже, как капелька в море –
Вот вес человека в мировом просторе.
Сему возмущается гордость сознанья,
Всемогущества алчущего, воли, признанья!
Надо вселенную силой согнуть,
В бездну противящийся мир сковырнуть!
Чтоб затряслися от страха людишки, –
Нужно быть грозным, а не мальчишкой!
Только тогда покорятся желаньям
Душ легионы всего мирозданья!
Замыслив такое великое дело,
Топорик припрятанный выудил смело,–
За никчемность свою найдет он ответчицу,–
В клочья изрубит Старуху-Процентщицу!

Приложение 3
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России»
Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира.
Во 2 половине 19 века время в России существовало много проблем, которые накопились в ходе исторического развития страны: и внешнеполитические и внутриполитические проблемы. Среди молодых и жаждущих реформ людей активным действием против самодержавия становится терроризм. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России. Начинаются систематические террористические акции. Член группы Ишутина Д.Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1878 был убит жандармский генерал Мезенцев. В 1879 – харьковский губернатор Кропоткин. Появились многочисленные прокламации, пошла усиленная пропаганда, местами вспыхивали беспорядки. Охотились не только на царя, но и на «дичь» поменьше: министров, губернаторов, градоначальников, жандармов и их агентов. Чаще террористы охотились на конкретного человека, приговаривая его к смерти за конкретные действия, но бывало, человек становился мишенью и просто «по должности». Смертный приговор был вынесен Дмитрию Милютину, одному из самых порядочных и умных людей в царском правительстве, политику либеральных взглядов, реформатору. Его вина состояла лишь в том, что он являлся военным министром.
Вскоре терроризм приобрел широчайший размах, поскольку это стало делом не одиночек, а дисциплинированной революционной партии «Народная воля».
Приложение 4
Монолог Раскольникова
- Это не совсем так у меня. Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что "необыкновенный" человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенный, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось.) Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и - vive la guerre eternelle, - до Нового Иерусалима, разумеется!

Приложение 5
НИЦШЕАНСТВО
Реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверхчеловека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство один из главных источников фашистской идеологии. Названо по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше. Ницше являлся нигилистом, отрицающим светские и религиозные нормы, считая, что человек должен их превзойти. Конечной же целью существования ставил идею сверхчеловека, превзошедшего себя и обретшего абсолютную власть над собой и являющимся творцом по своей сути. В своих трудах он часто критиковал идею Бога и ставил под сомнение все религиозные учения, считая их шарлатанством. Основным стремлением человека считал волю к власти, выражающуюся в обычной жизни чувством собственной важности. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога.
Основные положения ницшеанства:
1) Концепция сверхчеловека (Идеальный человек, свободный от слабостей, стереотипного мышления и предрассудков)
2) Стремление превзойти себя, как единственный правильный жизненный путь.
3) Стремление к власти, не к разрушающей, но созидающей.
Цитаты Ницше.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? " "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! " "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. " "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Приложение 6
Американский журнал Parade опубликовал список "худших диктаторов" года. Рейтинг тиранов был составлен на основе отчетов правозащитных организаций. Составители рейтинга прежде всего обращали внимание на соблюдение в стране прав человека и свободы слова, печати, распространения информации. Среди тиранов оказались правитель Судана Омар аль-Башир, 63-летний Ким Чен Ир, правитель Бирмы Тан Шве. Роберт Мугабе, 81-летний правитель Зимбабве, Президент Узбекистана Ислам Каримов. Ху Цзиньтао, 63-летний Президент Китая, Седьмым стал 82-летний Король Саудовской Аравии Абдалла.
В возрождении культа личности Parade обвинила 67-летнего Сапармурата Ниязова В нее вошли руководитель Ливийской Джамахирии полковник Муаммар Каддафи, Король Свазиленда Мсвати III, Президент Эритреи Исайяс Афеверки, "Батька" Лукашенко, занявший 14 место в списке, назван "последним европейским диктатором", кубинский лидер Фидель Кастро, сирийский президент Башар Асад. Руководитель Пакистана Генерал Мушарраф был удостоен 17 места в рейтинге.
Далее идут Лидер Эфиопии Мелес Зенави, Буннан Ворачит - лидер коммунистического движения Лаоса. Завершает список "худших диктаторов мира" коммунист Тран Дук Луонг из Вьетнама.
Лидирующие позиции по традиции занимают Нерон, Пол Пот, Ленин, Сталин, Гитлер, Петр 1, Иван Грозный, Наполеон, Калигула, Чингис хан, Муссолини, Ким ир сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун, Фидель Кастро.

И литературы Марьясовой Галиной Петровной, гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена такая форма, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. Продумывая ход урока, мне хотелось, чтобы чтение для десятиклассников стало “трудом и творчеством,” поэтому в основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Цель урока – вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, поэтому использовались эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, будоражили мысль, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно – художественного образования школьников, качества их гуманитарной подготовки и восприятия творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Урок – эпилог к роману

“Преступление и наказание”.

(Урок – размышление. 2 часа)

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока:

· сформировать личное отношение к роману;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

· портрет;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Достоевского“Преступление и наказание”.


I. Объявление темы и задач урока.

II. Чтение эпиграфа.

III. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду”высший”: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т. е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I. Первая учебная ситуация

В чем состоит необычность преступления, совершенного

Р. Раскольниковым?

(: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?


(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т. е. соверши преступление(а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

IV. Четвертая учебная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”(нет Бога, нет бессмертия , нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая учебная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами.

VI. Шестая учебная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Отчет 3-ей группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.

3. “Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

“ Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Отчет 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается от прежнего?

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по - иному слышать и видеть, т. е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого - порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Отчет 1- ой группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя- гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают “бесноватыми и сумасшедшими”. Где же искать “ чистых”? Уж не среди ли “обыкновенных”? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает: “Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез”. Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса “Я есмь воскресение в жизнь” – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: “…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…”. “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково”.

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать (ранее - “Воздуху!”), а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: “Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое”. Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

- Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? (“Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет…”- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т. к., с точки зрения, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений , освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли, важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” . ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект)

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».

В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.

Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.

Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.

Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.

Вера - настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.

По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.

Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам - вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

"Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные соци­альные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоя­щих социальных проблем. Автора беспокоит безнравствен­ность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на фор­мирование неравенства между людьми. А это приводит впо­следствии к выраженному праву власти одного над другим.

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каж­дый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действи­тельно был уверен в этом.

Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - "униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольни­кова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит ло­гике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Досто­евского волновало более всего преступление против нравствен­ных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольни­кова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство че­ловека охарактеризовано писателем как "убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что "спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе "Преступление и наказание» таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: "Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, гово­рили много прекрасного о ее душе: "...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно при­влекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться рав­нодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не пере­чила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - "существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. "Приниженной» Соне­чка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот "погибнет» во мраке тьмы, бед и стра­даний, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок - символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным пред­ставить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внеш­ности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от "уничтожения» нашего героя. Сонечка - это как "луч света» в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вмес­те с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раск
ольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смяг­чалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. На­конец они оба обрели . Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступ­лении, к появлению нравственности.

Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каж­дого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права на­зывать себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова - "чистый свет высокой нравственной идеи».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ