Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

бунин митина любовь краткое содержание

  1. Бунин И. А. - Митина Любовь

    МИТИНА ЛЮБОВЬ
    (Повесть. 1900)
    Катя - возлюбленная Мити (милое, хорошенькое личико,
    небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность еще
    мешалась с детскостью) . Обычный для Бунина женский образ: с
    детской доверчивостью соседствуют признаки какой-то тайной
    порочной опытности (ср. Олю Мещерскую из рассказа Легкое
    дыхание) . К. учится в частной театральной школе, ходит в студию
    Художественного театра, живет с мамой, всегда курящей, всегда
    нарумяненной дамой с малиновыми волосами, давно уже оставившей
    мужа.
    В отличие от Мити, К. не поглощена любовью всецело, не случайно
    Рильке заметил, что с такой К. Митя все равно жить не смог бы - она
    слишком погружена в театральную (читай, фальшивую) среду. Ее
    увлечению потакает директор школы, самодовольный актер с
    бесстрастными и печальными глазами, каждое лето отправлявшийся на
    отдых с очередной совращенной им ученицей. Постом с К. начал
    заниматься директор, - указывает Бунин. Как и в рассказах Чистый
    понедельник, Пароход Саратов, важнейшие события в жизни
    героев соотносятся со временем Великого Поста. Именно в шестую неделю Великого Поста, последнюю перед Страстной, К. сдает экзамен
    директору. На экзамене она облачена во все белое, словно невеста, что
    подчеркивает двусмысленность ситуации.
    Весной же с К. происходят важные изменения - она превращается
    в молоденькую светскую даму, lt;...gt; все куда-то спешащую. Свидания
    с Митей все сокращаются, и последний всплеск чувств К. совпадает с...

    Х lt;...gt; всего второй год замужем. Еще до
    рокового свидания М. находит в ней что-то общее с Катей: Аленка не
    велика, подвижна - женское, смешанное с чем-то детским. В
    воскресенье М. идет к обедне в церковь и встречает Аленку по пути в
    храм: она, виляя задом, проходит, не обратив на него внимания. М.
    чувствует, что видеть ее в церкви нельзя, чувство греха еще способно
    его удержать.
    Следующим вечером староста везет М. к леснику, свекру Аленки, у
    которого она живет. Пока староста и лесник пьянствуют, М. случайно
    сталкивается с Аленкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о
    завтрашнем свидании в шалаше. Ночью М. увидал себя висящим над
    огромной, слабо освещенной пропастью. И в течение всего
    следующего дня все более отчетливо звучит мотив смерти (в ожидании
    свидания М. кажется, что в доме страшно пусто; в вечереющем небе
    светит Антарес, звезда из созвездия Скорпиона и т. д.) . М. направляется
    к шалашу, вскоре появляется Аленка. М. отдает ей смятую пяти-
    рублевку, его охватывает страшная сила телесного желания, не
    переходящая в.. . душевное. Когда происходит наконец то, чего он так
    хотел, М. поднялся совершенно пораженный разочарованием - чуда
    не произошло.
    В субботу той же недели весь день идет дождь. М. в слезах бродит
    по саду, перечитывает вчерашнее письмо от Кати: забудьте, забудьте
    все, что было!. . я уезжаю - вы знаете, с кем... К вечеру гром гонит М.
    в дом. Он влезает к себе через окно, запирается изнутри и в
    полубессознательном состоянии видит в коридоре молоденькую
    няньку, несущую ребенка с большим белым лицом - так
    возвращаются воспоминания раннего детства. Нянька оказывается
    Катей, в комнате она прячет ребенка в ящик комода. Входит господин в
    смокинге, - это директор, с которым Катя уехала в Крым (я безумно
    люблю искусство! из вчерашнего письма) . М. наблюдает, как Катя отдается ему и в конце концов приходит в себя с ощущением
    пронзительной, невыносимой боли. Возврата к тому, что было подобно
    раю, нет и быть не может. М. достает из ящика ночного столика
    револьвер и радостно вздохнув lt;...gt; с наслаждением стреляет в себя.
    Р. М. Рильке проницательно указывает на основную причину
    трагедии: молодой человек теряет lt;...gt; способность ожидать течения
    событий и выхода из невыносимого положения и перестает верить в то,
    что за этими страданиями lt;..

В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Так, по крайней мере, казалось ему. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с домов капали капели, дворники скалывали лед с тротуаров, сбрасывали липкий снег с крыш, всюду было многолюдно, оживленно. Высокие облака расходились тонким белым дымом, сливаясь с влажно синеющим небом. Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь. Но лучше всего было то, что Катя, в этот день особенно хорошенькая, вся дышала простосердечием и близостью, часто с детской доверчивостью брала Митю под руку и снизу заглядывала в лицо ему, счастливому даже как будто чуть-чуть высокомерно, шагавшему так широко, что она едва поспевала за ним. Возле Пушкина она неожиданно сказала: — Как ты смешно, с какой-то милой мальчишеской неловкостью растягиваешь свой большой рот, когда смеешься. Не обижайся, за эту-то улыбку я и люблю тебя. Да вот еще за твои византийские глаза... Стараясь не улыбаться, пересиливая и тайное довольство, и легкую обиду, Митя дружелюбно ответил, глядя на памятник, теперь уже высоко поднявшийся перед ними: — Что до мальчишества, то в этом отношении мы, кажется, недалеко ушли друг от друга. А на византийца я похож так же, как ты на китайскую императрицу. Вы все просто помешались на этих Византиях, Возрождениях... Не понимаю я твоей матери! — Что ж, ты бы на ее месте меня в терем запер? — спросила Катя. — Не в терем, а просто на порог не пускал бы всю эту якобы артистическую богему, всех этих будущих знаменитостей из студий и консерваторий, из театральных школ, — ответил Митя, продолжая стараться быть спокойным и дружелюбно небрежным. — Ты же сама мне говорила, что Буковецкий уже звал тебя ужинать в Стрельну, а Егоров предлагал лепить голую, в виде какой-то умирающей морской волны, и, конечно, страшно польщена такой честью. — Я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства, — сказала Катя. — Может быть, я и гадкая, как ты часто говоришь, — сказала она, хотя Митя никогда не говорил ей этого, — может, я испорченная, но бери меня такую, какая я есть. И не будем ссориться, перестань ты меня ревновать хоть нынче, в такой чудный день! — Как ты не понимаешь, что ты для меня все-таки лучше всех, единственный? — негромко и настойчиво спросила она, уже с деланной обольстительностью заглядывая ему в глаза, и задумчиво, медлительно продекламировала:

Меж нами дремлющая тайна.
Душа душе дала кольцо...

Это последнее, эти стихи уже совсем больно задели Митю. Вообще, многое даже и в этот день было неприятно и больно. Неприятна была шутка насчет мальчишеской неловкости: подобные шутки он слышал от Кати уже не в первый раз, и они были не случайны, — Катя нередко проявляла себя то в том, то в другом более взрослой, чем он, нередко (и невольно, то есть вполне естественно) выказывала свое превосходство над ним, и он с болью воспринимал это, как признак ее какой-то тайной порочной опытности. Неприятно было «все-таки» («ты все-таки для меня лучше всех») и то, что это было сказано почему-то внезапно пониженным голосом, особенно же неприятны были стихи, их манерное чтение. Однако даже стихи и это чтение, то есть то самое, что больше всего напоминало Мите среду, отнимавшую у него Катю, остро возбуждавшую его ненависть и ревность, он перенес сравнительно легко в этот счастливый день девятого марта, его последний счастливый день в Москве, как часто казалось ему потом. В этот день, на возвратном пути с Кузнецкого моста, где Катя купила у Циммермана несколько вещей Скрябина, она между прочим заговорила о его, Митиной, маме и сказала, смеясь: — Ты не можешь себе представить, как я заранее боюсь ее! Почему-то ни разу за все время их любви не касались они вопроса о будущем, о том, чем их любовь кончится. И вот вдруг Катя заговорила о его маме и заговорила так, точно само собой подразумевалось, что мама — ее будущая свекровь.

Катя, невысокая, хорошенькая и совсем ещё юная - возлюбленная Мити. Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живёт с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа. Митя, худой и нескладный брюнет с «византийскими» глазами, часто бывает у них, а Катя приходит к нему в студенческие номера.

Митя полностью поглощён своим чувством, в отличие от Кати, которая слишком погружена в театральную среду. Её увлечению потакает директор школы, «самодовольный актёр с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправляющийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. Во время Великого Поста он начинает заниматься с девушкой индивидуально. В шестую неделю Поста, последнюю перед Страстной, Катя, одетая во всё белое, как невеста, сдаёт директору экзамен.

Митя уже давно чувствует, что отношение Кати к нему изменилось. Декабрь, когда они только встретились, кажется Мите лёгким и незабвенным. В январе и феврале Митину любовь уже отравляли ревность и недоверие. Теперь же на экзамене словно «подтвердилась вся правота» его мучений.

Весной с Катей происходят важные изменения - она превращается в «молоденькую светскую даму», постоянно спешащую к портным и за покупками. Её свидания с Митей всё сокращаются.

В конце апреля Митя решает «дать себе отдых и уехать в деревню», в небольшое поместье, которым управляет его мать. Катя тоже считает, что им надо временно расстаться и выяснить отношения - её утомляет его ревность, и отказываться от театральной карьеры ради Мити она не собирается. На это время приходится последний всплеск Катиных чувств. Она проводит с Митей много времени, как жена выбирает ему вещи, провожает на вокзал в день отъезда и обещает писать. Встретиться они планируют в Крыму, куда Катя с матерью должна уехать в начале июня.

Младшие брат и сестра Мити, гимназисты, ещё не приехали из Москвы, и первые дни в деревне проходят тихо. Митя заново привыкает к старому дому. Во всём - в окружающей природе, местных девушках, в сладком весеннем воздухе ему чудится Катя, её «тайное присутствие». Постепенно реальная Катя превращается в девушку, созданную его желанием.

Впервые Митя живёт в родном доме взрослым, «с первой настоящей любовью в душе». Любовь захватила Митю «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке». Он помнит себя в саду, рядом с молодой женщиной, вероятно, нянькой. Тогда «что-то горячей волной взыграло в нём», и появлялось затем то в обличии соседки-гимназистки, то в виде «внезапной влюблённости на гимназических балах».

Год назад, когда Митя заболел в деревне, весна стала «его первой настоящей любовью». Погружённость в мартовскую природу и проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали Митю до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей.

Митя бродит по небольшому имению и вспоминает смерть отца девять лет назад, Тогда он «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме ещё долго стоял «страшный, мерзкий, сладковатый запах». Такое же наваждение Митя чувствует и теперь, только вместо страшной смерти его мир заполняет Катя и любовь к ней. Проходит время, Митя наблюдает за оживающей природой, которую украшает его любовь.

Митя постоянно шлёт Кате пылкие письма и наконец получает ответ со словами «мой любимый, мой единственный».

Проходит время, сад одевается свежей листвой, а письма от Кати всё нет. Митя знает, что Кате трудно собраться и сесть за письменный стол, но эти соображения вскоре перестают помогать. Почти всё время Митя проводит в библиотеке, читая в старых журналах стихи о любви.

Постепенно Митю охватывает ощущение, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал». В это время его начинает охватывать чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «подёнщицы с деревни», в разговоре с горничной, в саду, где деревенские девки заигрывают с барчуком. Даже вечно занятая хозяйством мать замечает мучения сына и советует ему пойти к соседям-помещикам, у которых «полон дом невест».

Мучения Мити всё усиливаются. Он перестаёт наблюдать за изменениями в природе и почти не спит по ночам. Ему становится стыдно гонять на почту очень занятого и уже немолодого старосту. Он начинает сам уезжать верхом «в то село, где была железно­дорожная станция и почта», каждый раз возвращаясь с одной только газетой.

Муки его достигают предела. Однажды, возвращаясь через соседнюю, давно пустующую усадьбу, Митя решает застрелиться, если через неделю не будет письма.

Именно в этот момент духовного упадка староста за небольшое вознаграждение предлагает Мите поразвлечься. Поначалу у Мити хватает силы отказаться. Вскоре он запрещает себе ездить на почту, оборвав эти поездки «отчаянным, крайним усилием воли» Сам Митя тоже перестаёт писать, униженно молить о любви или, хотя бы, о дружбе, и заставляет себя «не ждать ничего».

Староста вновь намекает на «удовольствие», и Митя неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает ему невестку лесника Алёнку - «бабёнку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах... всего второй год замужем».

На следующий день Алёнка приходит работать в сад поместья. Митя находит в невысокой и подвижной женщине что-то общее с Катей - «женское, смешанное с чем-то детским». Через день староста везёт Митю к леснику. Пока староста и лесник пьянствуют, Митя случайно сталкивается с Алёнкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше.

Весь следующий день он со страшным напряжением ждёт свидания. Во время обеда привозят письмо, извещающее о приезде младших детей. Вместо того чтобы обрадоваться брату и сестре, Митя пугается, что они помешают свиданию. Ночью Митя видит себя «висящим над огромной, слабо освещённой пропастью».

Вечером, проводив мать на станцию, Митя направляется к шалашу, где вскоре появляется Алёнка. Митя отдаёт ей смятую пятирублёвку.

Когда происходит то, чего он так давно хотел, Митя поднимается «совершенно поражённый разочарованием» - чуда не произошло.

В субботу той же недели весь день идёт дождь. Митя в слезах бродит по саду, перечитывает полученное вчера вечером письмо от Кати. Она просит забыть её, дурную, гадкую, испорченную. Она безумно любит искусство, поэтому уезжает «вы знаете, с кем...».

К вечеру гроза гонит Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, запирается изнутри и, охваченный жаром, впадает «в летаргическое оцепенение». В полубес­со­зна­тельном состоянии он видит «молоденькую няньку» из своего детства, несущую «ребёнка с большим белым лицом». Нянька вдруг оказывается Катей, она прячет ребёнка в ящик комода. Входит господин в смокинге, - это директор, с которым Катя уехала в Крым. Митя видит, как Катя отдаётся ему, и приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли.

Из зала слышаться голоса и смех - там ужинают младшие дети. Этот смех кажется Мите противо­есте­ственным «своей отчуждённостью от него, грубостью жизни, её равнодушием, беспощадностью к нему». Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может.

Душевная боль становится невыносимой. «Страстно желая только одного - хоть на минуту избавиться от неё», Митя достаёт из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув... с наслаждением» стреляет себе в рот.

Повесть Ивана Бунина «Митина любовь» получилась противоречивым повествованием о любви, которая настолько сильно захватывает главного героя, что доводит его до истерии и самоубийства. Эта история начинается как трогательное повествование о первых нежных чувствах, и заканчивается как драматическое полотно, где каждый герой повинен в собственных ошибках.

Главный герой Митя без памяти влюбляется в молодую актрису по имени Катя. Она обладает обаянием, но самое главное, имеет собственное мнение обо всем, что происходит вокруг. Девушка сильна духом и готова положить на алтарь искусства и собственную жизнь, и собственные чувства.

Любовь Мити облагораживает девушку, но молодой человек не знает границ, не умеет сдерживать свои порывы и поглощает Катю своей неумной ревностью. Постепенно между девушкой и директором театра возникают странные отношения, похожие на дружбу и влюбленность одновременно, а это невероятно ранит Митю. Катя поглощена карьерой, не замечает его мытарств и страданий, да и любовь для нее давно отходит на второй план.

Молодой человек все реже видится со своей возлюбленной, тоскует по ней и переживает из-за потерянных чувств. В письмах Кати все чаще сквозит холод и неуемное желание прекратить отношения. Однажды девушка присылает Мите письмо, в котором просит забыть о ней и сообщает о собственной связи с директором театра.

Последнее утешение в своей жизни, Митя находит в объятиях местной замужней дамы, не слишком порядочной и верной собственному супругу. Митя до последнего пытается сопротивляться зову плоти, в глубине души понимая, что эта связь не принесет облегчения его сердцу. Более того, Митя трогательно верит в то, что может причинить боль и этой, далеко непорядочной женщине, и подобная мысль задевает молодого человека. И все же, не в силах сдержать свои порывы, Митя решается на связь с Аленкой. Однако их кратковременная связь не приносит молодому человеку утешения, а скорее навевает мысли о разочаровании жизнью. Митя все больше понимает, что телесные отношения не идут ни в какое сравнение со страстью душевной, и это заставляет его совершить опрометчивый поступок по лишению себя жизни.

Последние страницы повести прожжены душевными страданиями главного героя. Он вновь и вновь возвращается к письму от Кати, где возлюбленная сообщает о разрыве их отношений и своей измене. Чувство стыда и злости на себя, на окружающих, заставляют Митю совершить самоубийство, не дав жизни шанс исправить юношеские ошибки. Печальный конец знаменует окончание юношеского взросления, с которым Митя так и не смог справиться.

Главные герои повести

Митя

Главный герой повести Бунина, влюбленный и страдающий молодой человек. Он нескладен, худощав и не слишком красив, однако его восхищение Катей, заставляет девушку обратить внимание на поклонника. Митя ни в чем не может найти утешение в своей жизни, кроме любви, и поэтому, лишаясь вожделенного чувства, он полностью теряет контроль над собой. Зачастую молодой человек не может сдержать собственные телесные порывы, терзаясь после душевно из-за совершенных ошибок. У молодого человека не складываются отношения с матерью, и это накладывает отпечаток на его всеохватывающую, практически сумасшедшую любовь к Кате.

Катя

Молодая актриса, привлекательная и амбициозная. Она знакомится с Митей в декабре, и примерно через полгода разрывает отношения с молодым человеком из-за страсти, возникшей к директору театра. Катя поглощена искусством, и считает, что может отдать ради хорошо сыгранной роли все свои эмоции и чувства. Девушка, в отличии от главного героя, не поглощена юношеской любовью всецело, и гораздо больше ее волнует собственная карьера и сцена.

Аленка

Жительница деревни, не слишком порядочная, но привлекательная. Видя, как Митя страдает из-за отношений с Катей, местные жители подсказывают ему найти утешения в объятиях Аленки. Замужем всего 2 года, небольшого роста, подвижная и соблазнительная. В Аленке главный герой видит некое утешение, но довольно быстро понимает, что испытывает к девушке исключительно физическое влечение. Это буквально толкает парня к самоубийству и самоуничижению.

Директор театра

Немолодой мужчина, неоднократно крутивший роман с молодыми актрисами. Он практически сразу замечает Катю и начинает оказывать ей знаки внимания. Он непривлекателен, но Катя находит директора очень талантливым мастером своего дела. Не в силах сопротивляться обаянию опытного мужчины, Катя довольно быстро оказывается в его объятиях.

Иван Бунин в свое повести решил исследовать обжигающее чувство первой любви и его влияние на дальнейшую человеческую жизнь. И если Катя легко прощается с прошлыми чувствами ради новых достижений и эмоций, то для Мити любовь становится смыслом всей жизни.

Также автор довольно наглядно противопоставляет чувства душевные и плотские удовольствия, которые никогда не смогут заменить духовное единение двух сердец. И если повесть начинается, как светлый рассказ о любви двух сердец, то заканчивается она в сгущающихся серых красках. Мрачный финал - прямая отсылка к настроению самого автора.

Главный герой - воплощение юношеских надежд и мечтаний, которым просто не суждено сбыться. И если остальные персонажи постепенно мирятся с разрушением детских иллюзий, то для Мити это смерти подобно. Он не способен принять собственное поражение в любви и предательство Кати, поэтому кончает жизнь самоубийством, не дав шанс новому чувству.

Горечь и самоосуждение
Главный герой испытывает не столько ненависть к Кате, предавшей его, сколько отвращение к себе самому, ведь это он не смог удержать искренне чувство, позволив первой любви так просто и легко ускользнуть.

На втором плане остается история непростых взаимоотношений двух поколений. И у Кати, и у Мити довольно натянутые отношения с матерями, которые не могут помочь собственным детям, поскольку слишком сильно поглощены личными проблемами.

Выводы по теме повести «Митина любовь»

В целом, творчества Ивана Бунина нельзя назвать оптимистичным, и в течение всей своей писательской карьеры, автор тяготился к бескомпромиссному реализму. Однако в повести «Митина любовь», писатель предпочел не сгущать краски сразу, уделив внимание светлым моментам в жизни своих героев. Это помогло читателю проникнуться симпатией к каждому персонажу, поняв мотивы их дальнейших поступков.

Какую мысль Бунин пытался донести до читателя столь трогательным и трагичным рассказом? Скорее всего, это была мысль о неотвратимости потери чувства первой любви. Вне зависимости от возраста человека, терять первую любовь очень сложно, и главный герой так и не смог справиться с этим тяжелым событием.

Однако автор оставляет некий луч надежды на то, что в будущем читатели будут более ревностно относится к обереганию своих чувств. И пусть конец повести драматичен и неотвратим, краткие полгода, пережитые вместе с Митей на страницах рассказа, заставляют поверить в то, что любовь существует. В сердцах таких романтиков это поэтичное чувство занимает слишком много места, и порой для понимания бытовых мелочей жизни, в их душе просто не остается места.

5 (100%) 1 vote



Катя является возлюбленной Мити. Она милая, хорошенькая девушка с небольшой фигуркой, свежа и молода; посещает студию Художественного театра, обучается в частной театральной школе, живет с мамой, давно оставившей мужа, «всегда курящей, … нарумяненной дамой», имевшей малиновые волосы.

Катя, в отличие от Мити, не поглощена любовью, по замечанию Рильке, она живет в своей театральной, фальшивой среде, поэтому Митя не смог бы с ней жить.

Директор школы потакает её увлечению. Это самодовольный актер, имеющий бесстрастные и печальные глаза. Каждое лето он отправляется отдыхать с очередной ученицей, совращённой им.

Директор начал заниматься с Катей во время Великого Поста. Бунин изображает важные события, происходящие в жизни героев, во время поста в ряде произведений («Пароход „Саратов“», «Чистый понедельник»).

Катя сдает директору экзамен на шестой неделе поста, последней перед Страстной. На экзамен она пришла во всем белом, подобно невесте, что свидетельствует о двусмысленности ситуации.

Этой весной Катя значительно меняется, она становится молоденькой светской дамой, которая постоянно куда-то спешит. Все реже случаются свидания с Митей, и перед его отъездом в деревню у Кати был последний всплеск чувств.

Катя не следует их уговору с Митей и пишет ему лишь два письма и уже во втором признается в измене с директором. Катя признает, что она «гадкая, испорченная», но она безумно любит искусство и уезжает с директором. Митя в отчаянии, именно сейчас он задумывает самоубийство.

Митя является главным героем повести. Он переживает переходный возраст. У него уже присутствует мужское начало, но еще много мальчишеского. Черные жесткие волосы, большой рот, расширенные глаза, которые Катя называла «византийскими», - такова внешняя характеристика героя.

В повести рассказывается о жизни и смерти Мити, по времени это немного более полугода. Все началось в декабре, когда состоялось его знакомство с Катей, и окончилось в середине лета, когда он покончил с собой. Мы узнаем о прошлом героя из его отрывочных воспоминаний, которые тем или иным образом связаны с основными темами повести - любви и смерти.

Митю любовь захватила, когда он был совсем юным, это было что-то невероятное, о чем нельзя рассказать на человеческом языке. Однажды в саду, находясь рядом с молодой женщиной, он почувствовал, как в нем чувства поднялись «горячей волной». Первой его любовью была, вероятно, нянька, затем была соседка-гимназистка, от любви к которой он испытывал «острые радости и горести». В прошлом году заболевшего в деревне Митю настигла весна и вскружила ему голову «первой настоящей любовью». Митя был погружен в мартовскую природу, наполненную «влагой жнивья и черной пашни» и испытывал «беспредметную, бесплотную любовь» к окружающему миру. Такие чувства владели Митей вплоть до декабря его первой студенческой зимы, до того времени, когда он встретил Катю и почти мгновенно влюбился в нее.

Наступила пора безумного, всеобъемлющего счастья, которая длилась до девятого марта, ставшего последним счастливым днем в Митиной жизни. Катя говорит о «цене» её любви. Она не готова ради возлюбленного отказаться от искусства - театральной карьеры, которая начнется этой весной, после окончания частной театральной школы. Само изображение театра Бунин сопровождает интонацией декадентской фальши, резко подчеркивая свое отрицательное отношение к модернистскому искусству. Для выпускного экзамена Катя выбрала стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре», которое, по мнению Бунина, было манифестом декадентского искусства. Мите чтение девушки кажется «пошлой певучестью… и глупостью в каждом звуке».

Порой непрерывного счастья стали для героя январь и февраль. Но прежде цельное чувство его начинало раздваиваться. Иногда он чувствовал, будто существует две Кати, совершенно непохожие друг на друга: одну Митя страстно любил, а другая была подлинной и обыкновенной.

Митя жил на Молчановке, в студенческих номерах, а Катя - на Кисловке, вместе с матерью. Они встречались, их встречи наполнены дурманящими поцелуями, день ото дня все более пылкими. Митя сгорал от ревности, представляя Катю с другим мужчиной.

Подходила к концу зима, ей на смену шла весна. Ревность все больше подавляла любовь, но при этом и страсть возрастала с невероятной силой. Бунин видел в это иррациональность чувства. Катя считала, что Митя любит ее тело, но не душу. Митя же был совершенно измучен двойственностью их отношений и неопределенной чувственностью. В конце апреля он отправился в деревню, чтобы разобраться в своих чувствах. Перед его отъездом к Кате вернулась ее прежняя нежность и страстность, она даже впервые заплакала. Герой снова почувствовал ее близость к нему. Молодые люди договорились о том, что Митя летом приедет в Крым, куда Катя отправится отдыхать с матерью.

Вторая тема повести – тема смерти – звучит в сцене сборов перед отъездом. Протасов, единственный друг Мити, утешает его и говорит словами Козьмы Пруткова: «Юнкер Шмидт! Честное слово. Лето возвратится». Однако читателю известно, что в стихотворении тоже есть мотив смерти: «Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!» Еще раз этот мотив проходит в повести, когда напротив Митиного номера в окне студент исполняет романс А. Рубинштейна, в основу которого положено стихотворение Г. Гейне: «Полюбив, мы умираем». Во время поездки в поезде автор снова возвращается к теме любви. По пути в деревню душа Мити переполнена чистой и нежной привязанностью, его одолевают мысли о том, к чему он за зиму приблизился с Катей.

В прощальном эпизоде большое значение имеет аромат Катиной перчатки, несколько раз вспоминаемый Митей. В соответствии с законами мелодической композиции в повести переплетены лейтмотивы, противостоящие друг другу: запах любви, который олицетворяют Катина лента для волос и перчатка, и запах смерти, «страшный, мерзкий, сладковатый», который вспоминается Мите в связи с похоронами отца, который умер девять лет назад. Первое время Митя чувствует себя в деревне свободным от подозрений, так измучивших его, однако именно в этот момент в канву повествования вклинивается третья тема – любовь без духовной составляющей. Надежда на счастливое будущее с Катей угасает, и Митю все больше захватывает чувственность: он испытывает вожделение при виде деревенских девушек. Моющая окна поденщица, горничная Параша, девки Сонька и Глаша – все они вызывают у Мити чувственный интерес.

Тема деревни, естественной среды у Бунина связана с томлением и чувственностью, поэтому деревенские герои и принимают большее или меньшее участие в совращении Мити.

Бороться с плотскими искушениями Мите помогает лишь любовь к Кате. Ольга Петровна, Митина мать, занята по хозяйству, еще не приехали брат Костя и сестренка Аня. И Митя предоставлен сам себе – он живет памятью о страстной любви, пишет пылкие письма своей возлюбленной, рассматривает её фотографию: любуется прямым, открытым взглядом Кати. Девушка отвечает редко, ее письма немногословны. Пришло лето, от Кати по-прежнему нет писем. Митя мучится невыносимо: прекрасный мир кажется ему бессмысленным и ненужным. Ему вспоминается зима, концерт, Катина шелковая лента, но даже о ней он теперь думает с содроганием. Митя не может дождаться весточки от любимой, даже сам ездит за письмами, но ответа нет. В отчаянии юноша принимает решение застрелиться, если через неделю не придет письмо.

В этот тяжелый для Мити момент деревенский староста предлагает развлечься за небольшое вознаграждение. Сначала Митя отказывается: ему всюду видится Катя - в снах, в окружающей природе, везде, кроме реальности. Но когда староста снова предлагает ему получить «удовольствие», Митя для самого себя неожиданно соглашается. Староста предлагает Мите встретиться с Аленкой - «бабенкой ядовитой, молоденькой», у которой муж был на шахтах, да и замужем она была всего два года. Митя видит в ней нечто общее с Катей: невысокий рост, подвижность, смесь женского с детским.

По пути церковь к воскресной обедне юноша встречает Аленку. Она идет, «виляя задом» и не обращая на него никакого внимания. Митю еще способно удержать чувство греха.

Следующим вечером Митя вместе со старостой едет к свекру Аленки, леснику, у которого она живет. Староста пьянствует с лесником, а Митя случайно встречается с Аленкой в лесу и, не в силах совладать со своими чувствами, договаривается о завтрашнем свидании в шалаше. В течение ночи и следующего дня усиливается мотив смерти. Вот Митя видит себя висящим над пропастью, огромной и слабо освещенной, то ему чудится, что в доме «страшно пусто»; в вечернем небе появляется Антарес и т. д. Митя идет к шалашу, туда же приходит Аленка. Юноша отдает ей пятирублевку и чувствует непреодолимое телесное желание, которое, однако, не переходит в душевное. После случившегося далее Митя чувствует глубокое разочарование. В субботний день на той же неделе идет дождь. Митя бродит по саду, перечитывая Катино письмо, в котором она сообщает ему, что уезжает с директором. Гром прогоняет молодого человека в дом. Он влезает в свою комнату через окно и запирается. Он находится в полубессознательном состоянии: ему чудится «молоденькая нянька», несущая в руках «ребенка с большим белым лицом», потом нянька превращается в Катю, кладет ребенка в ящик комода, затем появляется господин в смокинге - директор, совративший Катю. Митя видит, как Катя отдается господину и, наконец, приходит в себя, ощущая пронзительную, невыносимую боль. Он понимает, что больше нет возврата к прежней жизни, подобной раю. Юноша вынимает револьвер из ящика ночного столика и с радостным вздохом и наслаждением делает в себя выстрел.

Р. М. Рильке основную причину трагедии видит в том, что молодой человек не способен ожидать течения событий и не может найти выхода из сложного положения, он перестает верить в то, что за мучительными страданиями придет нечто переносимое.

Повесть «Митина любовь» получила противоречивые оценки. 3. Гиппиус сравнивала произведение со «Страданиями юного Вертера» Гете, но в чувствах героя она видела «гримасничающее вожделение», имеющее белые глаза. Поэтесса М. В. Карамзина назвала «таинство любви», изображенное Буниным, благодатным чудом. Р. М. Бицилли видит в «Митиной любви» влияние Л. Толстого, указывая на неоконченную повесть «Дьявол».

Бунин же говорил, что в основу его повести легла история «падения» его племянника. По мнению В.Н. Муромцевой-Буниной, звали прототипа Николай Алексеевич Пушешников, однако внешность героя списана с брата Пети.

В своих мемуарах «Поля Елисейские» В.С. Яновский приводит свидетельство реальности прототипа: повести Бунина герой «кончает довольно банально самоубийством», на самом же деле молодой человек постригся в монахи и через некоторое время стал выдающимся иереем». В письме к 3.Шаховской В.В. Набоков отмечал, что, приступая к написанию произведения, Бунин перед собой видел образ Мити Шаховского - Дмитрия Алексеевича, брата 3.Шаховской, поэта, постригшегося в двадцатые годы в монахи и получившего имя отца Иоанна.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ