Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №3 г. Волжского

Методический доклад

« »

подготовила

преподаватель

Близнюк Елена Владимировна

г. Волжский

2015

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА

Различные формы проведения урока. Последовательность работы с учеником.

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы и представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями, вкусами, привычками.

Виды уроков . В школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Типы уроков. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучение нового материала,

урок – исправление ошибок,

урок – закрепление пройденного,

комбинированный урок.

Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.

С чего целесообразнее начать урок – с упражнения, этюдов или художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра? Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведений, а на следующем остальными. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

Проведение урока

Структура урока. Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного обучения - профессионально ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным или дополнительным инструментом.

Наполнение урока, его форма и протекание определяются также индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному занимается не только с разными учениками. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается - хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится - в начале полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа.

Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Типовая структура урока:

Проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

Подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.

Проверка задания.

Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановки, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и недостатки. Умение слушать - необходимый компонент техники педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства. Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры. Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением, каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить, обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач, продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз подкорректировать намеченный план действий.

Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить.

Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Опытный педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное - на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего - это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Исполнение педагогом произведения.

Проигрывать произведения важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить - возможно, лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями и послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Гораздо чаще исполнение педагога находится на недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре, а главное, не обращая внимания на качество звука. В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Исполнять сочинения целиком полезно в начальной стадии его изучения, чтобы заинтересовать ученика. Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях. С первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу.

Словесные пояснения и другие формы работы с учеником.

Второй путь раскрытия содержания - словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. При работе с подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или концепции целого. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в других произведениях того же автора.

Нужно помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И.Гофмана, любил требовать от учеников, чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым рядом словесных определений.

Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

Наряду с исполнением некоторые педагоги прибегают и к другим способом раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Значение этого метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения.

Задание и отметка.

Последний компонент урока - формулирование нового задания, обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был заполнен урок. Если педагог внимательно слушал игру ученика, когда тот демонстрировал ему результат своих стараний, если он сумел определить главное направление в работе над программой и умело ввел новый материал - объяснить, что надо делать дома, не составит особого труда. Задание должно быть посильным, понятным и интересным для ученика.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание; это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества домашней работы.

Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, 1971.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп., Л.: Сов. композитор, 1979.
  4. Бунин В.В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000.
  5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  6. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп., М.: Музыка, 1981.
  7. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Искусство, 1938.
  8. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.
  9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, – Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  11. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002.
  12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е, – М., Музгиз,1961.
  13. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. – М.: Классика-XXI, 2011.
  14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1989.
  15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI, 2009.

Невообразимо быстро промчалось лето. Через несколько дней начинается очередной школьный сезон. Самое время учителям музыки пополнить свои методические библиотечки свежими материалами. И наш сайт поможет вам в этом. С этой страницы вы сможете скачать новые разработки уроков музыки, методические материалы по музыкальному воспитанию. Все материалы упакованы в небольшие архивы, бес проблемно и быстро скачиваются по прямой ссылке. Пользуйтесь на здоровье, вооружайтесь новыми знаниями. Успехов вам в вашем далеко не легком труде.

«Мир музыки- прекрасный мир!» Разработка открытого урока для учащихся 2-3 классов. Скачать

«Значение формирования основ православной культуры у школьника в условиях современного образования» скачать работу.

«Угадай мелодию» (музыкально-игровая программа).Разработка позволит научить детей по слуху определять и называть музыкальные произведения. Скачать

«Детские образы в музыке.» Конспект урока содержит материал, который поможет познакомить ребят с композиторами, написавшими музыку для детей. Скачать

«Струнно-смычковая группа инструментов». Работа сформирует представление о симфоническом оркестре. Познакомит с инструментами симфонического оркестра, их тембром, звукоизвлечением. Скачать

«Построение (формы) музыки». Разработка позволит закрепить понимание, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.Скачать

«Выразительная и изобразительная интонации в музыке.» Урок познакомит с выразительными и изобразительными возможностями, расширит знания о музыкальной интонации. Скачать

«Музыкальные инструменты.»Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Скачать

«Русские народные праздники и песни годового календарного круга (разработка урока)». Урок по слушанию музыки для 3-его класса детской музыкальной школы позволит заложить основы культуры слушания русских народных песен. Скачать

«Путешествие через века - от классики до современности (конспект).» Урок приобщит детей к наследию мирового музыкального искусства. Скачать

«Музыкальные средства выразительности (конспект)». Работа познакомит детей с произведениями П. И. Чайковского «На тройке» через слушание и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы. Скачать

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях (конспект)». Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Скачать

«Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства (разработка урока)». Урок позволит раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки. Скачать

«Музыкальная азбука (разработка урока).» Цель: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке. Скачать

План-конспект открытого урока преподавателя фортепианного отделения «Педагогические взгляды Карла Черни». Занятие позволит вспомнить основные педагогические принципы К. Черни. Скачать

Разработка урока по музыке на тему «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы. Целью урока является развитие и совершенствование методов и приемов эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы.

Методическая работа

«Не «урок специальности», а урок Музыки - для Ребёнка»

Урок - центральное явление современного образовательного процесса. Гуманная педагогическая мысль сегодня изменяет ценностные ориентиры урока: не объем знаний - но «отношение к знаниям», не «эффективность урока», но «светоносность урока». Встает задача одухотворения урока, превращения его в значимое явление жизни ребенка.

Профессиональное обучение музыке, в отличие от системы общего образования, являет пример устойчивости традиции, постоянства. Необходимость преобразований здесь не так очевидна в силу специфики - индивидуальной формы общения учителя и ученика, дающей бесконечные возможности творчества. Уроки выдающихся педагогов-музыкантов являют собой подлинно культурный феномен, что естественно, ибо школа («скале» - лат.) - это прежде всего Учитель, и школа в нем. Великие музыканты на протяжении всей истории исполнительства видели задачу педагога в формировании глубоких, мыслящих художников… И урок тогда - высоко творческий акт, совместное созидание Музыки… При этом задача - как осуществить урок как культурное явление в жизни каждого учащегося музыкальной школы - остается нерешенной. Подход к уроку в практике начального обучения характеризуется узкой направленностью на передачу исполнительского опыта. Урок со школьником мало отличается от урока со студентом. А при «вспомогательной» роли воспитания, невостребованной в уроке оказывается нередко и сама Музыка. Урок в музыкальной школе предельно прагматизирован… Очевидно, что сегодня перед начальной музыкальной педагогикой, и в частности педагогикой скрипичной, стоит задача обращения «урока специальности» в урок Музыки - для Ребенка…

Поскольку именно урок является носителем функции индивидуализации учения, чтобы действительно стать для ребенка возможностью реализации лучших устремлений и радостью совершенствования, необходима последовательная реализация следующих принципов и задач:

I. Подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному началу. Урок музыки должен быть явлением иной, отличной от обыденной, жизни, вводящим ребенка в мир облагороженных чувств, мыслей, образов, форм общения. «Животворная сущность урока музыки в том, что он является самой жизнью ребенка на уроке в звуках и образах… ведущий по пути познания мира, по пути самосовершенствования… Духовному началу подчинены знания, умения, навыки, которыми овладевает учащийся» (В. Медушевский). «Нужно навсегда исключить из сознания ученика какой бы то ни было прозаический взгляд на музыку» (В. Ражников).

II. Принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства. Необходимо обеспечить максимальную степень свободы учащегося : возможность сотворчества в выборе формы урока, форм музыкальной деятельности на уроке, в планировании (постановка целей и задач)… Таким образом формы и содержание урока ориентируются на создание условий для проявления самосознания ученика, инициативы, воли к совершенствованию, к познанию. Как сказано Б. Асафьевым, музыкальность, нуждающаяся в многообразных способах «уловления», «у одного может проявиться в способности воспроизводить музыку, а у другого - в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления».

III. И соответственно, в отличие от традиционной акцентности урока на цели передачи опыта мастерства, главным в работе с начинающими становится опыт самосовершенствования, и что еще важнее - радость самосовершенствования. Как сказано Я.А. Коменским: «Главное в начале обучения, чтобы ученик не возненавидел то, что еще не успел полюбить» . Для этого необходимо, чтобы активность и проявление воли учителя соответствовали активности, энергии устремления ученика. Не «рецептура навыков и приемов, но прежде всего принципы и «смыслы». Рассмотрим конкретные формы решения поставленных задач.

Принципы целесообразности и соизмеримости являются ведущими при подходе к планированию и организации урока, в выборе формы урока и его продолжительности: каждый ученик должен получать помощь учителя в той форме и мере, которая является для него актуальной, то есть осознанной, желаемой.

Т.о. урок предстает в трех «ипостасях» - взаимосвязанных ценностных аспектах:

- «урок-общение» (принцип энергии);

- «урок - совместное творчество» (принцип активности);

- «урок - актуальная помощь» (принцип соизмеримости).

Чтобы каждый урок был для ребенка жизнью на ином, отличном от обыденного уровне сознания, предметом особого внимания должна быть «атмосфера» урока . Ничто огрубляющее не должно иметь места на уроке скрипичного мастерства. От учителя зависит тот уровень мысли, на котором будет проходить общение на уроке. Малыш-дошкольник «общается» с «Королевой-Скрипкой», со звуком-голосом Красоты… Более старший ученик осваивает музыкальное произведение, осознавая его как проявление великих мыслей, жизненного подвига их творцов. Отношение к музыкальному произведению как выражению мыслей, значимых, важных для людей, создает ту основу, которая определяет и метод работы с музыкальным материалом. Так, следуя принципу развития музыкальности через утончение и одухотворение восприятий к решению ритмической или интонационной «проблемы», можно скорее привести через мгновение молчания - тишины, «очищающей» ритмическое чувство, слух ребенка, чем через многократное, нередко огрубляющее повторение…

В воспитании музыкальности важно внимательное отношение учителя ко всем проявлениям внутренней жизни ребенка: приведение в соответствие с ней ритма и характера деятельности на уроке. Индивидуальный урок нам, преподавателям музыки, необходимо сегодня осмыслить как возможность (одну из немногих в современных условиях) поддержать духовную жизнь ребенка вниманием к тем «беззвучным» проявлениям Музыки, которыми полна жизнь. Из беседы с ученицей (8 лет) на уроке:

Мы были с классом в храме, и там я увидела такую икону с Ангелом, что когда смотришь на нее, внутри что-то меняется, как бы светлее становится.

А у всех ли так (других детей)?

Нет, не у всех. Некоторые просто смотрели. Наверно, надо видеть.

А в общении с музыкальными произведениями такое бывает?

Да, у меня бывает… Но ведь музыка для этого и существует…

Работа над классическими произведениями требует особого тона, особого «пространства урока», когда совершенствование качества исполнения проходит на фоне серьезного собеседования о жизни - смерти, о вечности… Как «чтение для человека мыслящего это не поглощение книг одна за другой, а творчество духа» , так открытие музыки приходит через углубление в мир музыкальной мысли. И тогда одно занятие - глубокое общение в работе над пьесой Баха или Моцарта, - в соответствующих условиях может открыть ребенку красоту великой музыки. Из слов ученицы III класса о Сонатине Моцарта: «Это же музыка Божественная! А как ее услышал композитор?!. Будто Ангелы поют…».

Далеко не каждый из учащихся музыкальной школы станет музыкантом, но, говоря словами Г. Нейгауза, «каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни, нравственных начал», в область культуры . И в основном эту задачу решает индивидуальная форма общения с учеником, индивидуальный урок - возможность сокровенного и тонкого общения взрослого, ребенка и Музыки.

Воспитание чуткости к музыке и «звучащему» пространству может воспитываться и уроками среди природы. Звучание скрипки у реки или в тишине леса открывает иную, «живую» жизнь музыкального тона, неслышимую в замкнутом пространстве класса, воспитывает чуткость, бережность отношения к ритму и интонации. Музыка талантливая начинается с чуткости к музыке вокруг и внутри…

Урок живой «жизнью ребенка в музыке» может называться лишь при условии возможности свободного самовыявления ребенка, полноценной эмоциональной жизни, соответствующей возрастным и личностным условиям. Урок в музыкальной школе несет в себе большое многообразие организационных возможностей: многочисленны варианты сочетаний индивидуальной и групповой форм, самостоятельной работы, работы с учителем, ученического взаимообучения. Когда жизнь детей организована как коллективная деятельность и имеет общую смысловую ось, урок может обретать более «гибкие» формы: система занятий приближается к «мастерской», когда каждый ученик имеет возможность заниматься с учителем необходимое ему время (и 15-минутные уроки-консультации, и длительные, часовые и более, уроки углубленной работы). При наличии классных помещений могут заниматься одновременно («вокруг учителя») несколько человек: кто-то самостоятельно, кто-то в ансамбле, кто-то - обучает младшего…

Необходимо дать возможность детям обучать друг друга. У детей свой язык, большее, нежели со взрослым взаимопонимание… Нередко приходится убеждаться в высокой эффективности занятий более старшего учащегося с младшим, при том, что «горящие глаза» детей, утверждающихся в самостоятельности, - явление, с точки зрения воспитания, самоценное. Старший, выступающий в роли «учителя» в таких занятиях, естественно укрепляет, организует свои познания…

Необходимо помнить и о том, что даже когда ребенок, искренне желая заниматься на скрипке, приходит к нам в класс, ученику в нем еще предстоит родиться и затем состояться, и весь процесс обучения в музыкальной школе - это только самое начало на пути становления Ученика. (Д.Б. Эльконин называл учебную деятельность «второй профессией каждого человека»). «Ученик» начинается с «вопрошания»… Только в свободе , взращивая ростки самостоятельного устремления, можно помочь этому непростому и «тонкому» процессу ученического самосозидания. Как в уроке реализуется свобода ребенка? Во-первых, ученик может «предпочесть» индивидуальной работе с учителем «самостоятельную» работу в классе или работу со старшими учащимися. Поддерживаем всякое проявление сосредоточенности, подчиняя урочный «регламент» проявлению ученического волеустремления, так как подлинное развитие происходит только путем самоуглубления, самососредоточения, при достаточном напряжении энергии …

Воспитание творческого начала возможно при поддержании стремления к самоорганизации, всех проявлений самостоятельности и ответственности: за проведение урока (ученик - «учитель»), за «подопечного» младшего (когда определенная часть работы осуществляется под руководством старшего ученика)…

У нас практикуются уроки групповые, где в роли учителя - один из учеников. Урок предварительно планируется: определяются виды работы, цели, планируется время. В конце урок анализируется всеми участниками: «чему научились», «что было самым интересным и полезным», «что следует улучшить, изменить»…

Урок ученицы IV класса Анны С. (редактированный конспект ученицы) :

Участвуют также: 2 ученицы II класса, одна - четвертого. (Урок 45 минут):

1. Импровизация в D-dur 5 минут (коллективная);

2. Наташа (IV класс) играет свой этюд (деташе), объясняя другим его задачи. Конкурс: кто сколько запомнил наизусть и сможет сыграть (или спеть) 10 минут;

3. Все работали над штрихом «деташе» на гамме ре мажор 10 минут (унисон. В октаву, в терцию по одному «по кругу»). Цель - улучшить звук.

4. Остальные по очереди играют свои этюды, все слушают, говорят, что улучшить. 10 минут ;

5. Чтение с листа («Старинная музыка») 5 минут ;

6. Домашнее задание: каждый планирует свою работу; всем: сочинение пьесы в ре мажоре. 3 минуты.

Современная психология в качестве одного из аспектов «стратегии обогащения» (в развитии одаренности) выдвигает обучение ребенка умению планировать, организовывать и оценивать свою работу . Уроки, проводимые учащимися, естественно и интенсивно развивают эти способности. Их основа - детское стремление к самостоятельности, взрослости. Взращивание «ученика» требует и воспитания умения быть учителем для других - передавать полученные знания, умения…

Коллективный урок (занятия с группой 2-4 учащихся) - одна из самых эффективных форм воспитания-обучения на начальном этапе. Широкого распространения эта форма пока не получила в практике музыкальных школ. Возможно, вследствие того, что свой богатый потенциал групповая форма реализует лишь в гармоничном сочетании с индивидуальным уроком и с организацией детского взаимообучения. Необходимо также привести в соответствие цель, содержание такого урока с индивидуальными задачами каждого из ее участников и реальными возможностями группы.

Целесообразность групповых занятий на начальном этапе заключается в следующем:

1. В начале обучения главным является не детализация навыков и знаний, а обеспечение максимально широкого «поля видения» «образа» скрипичной игры, общих принципов мастерства, принципов совершенствования. Целесообразно вводить в новое знание-умение группу детей. Детализация же - на индивидуальном уроке.

2. Возраст 6 - 12 лет - наиболее «социальный». Активность, инициатива, интерес детей естественно и легко проявляется именно в группе, в деятельности коллективной…

3. Группы детей разного возраста (желательно, чтобы разница не превышала 3-4 лет) и разного уровня подготовки позволяют комплексно и гармонично решать задачи обучения-воспитания: для младших это «инициация» («я тоже так хочу (могу)»), для старших (выступающих в роли ведущих в группе) - возможность перевести знания-навыки в осознаваемую форму…

Разновидности уроков с группой могут быть бесконечно многообразны. Некоторые виды:

Уроки «монотематические» - работа над одним из видов техники, ознакомление с жанром, формой музыкального произведения и т.п. Такой урок может содержать разнообразные виды деятельности, служащие многостороннему, целостному подходу к явлению…

Урок «Что такое «Вариации»» . Дети готовятся к уроку, самостоятельно «собирая материал»: теоретические сведения, старшие - готовят соответствующие произведения из своего репертуара. Содержание урока: слушание исполняемых старшими учащимися и учителем произведений; сочинение, чтение с листа произведений с элементами вариационности, разбор нового произведения, которое желающие включают в свои программы. Беседуем о вариационности как явлении. Дети получают задание найти ее элементы в исполняемой программе, «прочитать с листа» несколько произведений в форме вариаций, а также найти проявление признака вариационности в окружающей жизни.

Урок, посвященный одной теме, одному музыкальному явлению, - хорошая возможность воспитания и способности внимания, и привычки глубокого, всестороннего «охвата» явления, - развитие интереса к познанию. Группа «гарантирует» гармоничность эмоциональной атмосферы и при экономном расходовании энергии участников дает возможность напряженной и многогранной работы.

«Урок одного звука» (продолжительность 20-30 минут). Группа - не менее трех человек. Цель урока - дать возможность осознать большие возможности звука (как явления музыки и жизни), а также - освоение принципов звукоизвлечения на скрипке. Урок целесообразен в начале учебного года, четверти, когда необходимо активизировать внимание, восприятие. Начинаем урок с беседы. На дом были заданы вопросы: «Что может один звук?», «Многое ли можно «сказать» одним звуком?», «Какие звуки любишь больше - тихие или громкие?»… Из детской беседы: «Тихий звук помогает думать…», «Громкий несет силу, мне больше нравится…» Слушаем один и тот же звук в различной гармонии, меняя «настроения»-«образы». Играем на скрипках: гармония - («образ») изменяет - уточняет высоту звука, требует различного «тона». «Разговариваем»: один исполняет, остальные должны «услышать», «о чем сказала скрипка»… и т.д. Меняя образы, «открываем» «глубину звука», «звонкость», «мягкость» - открываем «тон» как носитель смысла… Исследуем динамическую нюансировку: образ - технология… Заканчиваем урок рассказом сказки… о звуках - строителях и разрушителях. Беседуем о том, что было самым интересным на уроке, что трудным… Если урок удался, дети как правило продолжают развивать взятые «направления», фантазируют: «Нарисую дома звук-вестник…», «Попробую самый сильный звук на своей скрипке найти» и т.д. Соответственно - домашнее задание… Такого типа уроки мы называем «урок-открытие» или «урок секретов мастерства».

Уроки техники в группе любимы даже теми учениками, чье развитие в этом плане отстает: каждый может проявить свои сильные стороны: если не сразу осуществить на инструменте, то сообразить «скорее других» или «придумать лучшее задание» к следующему уроку. Занятия техникой в группе опираются на присущую детям энергичность: «Кто быстрее», «Кто чище» (гамма, этюд, упражнения…). Освоение нового вида техники наиболее целесообразно с 2-3 учениками примерно одного уровня развития. К примеру, «двойные ноты»: много возможностей дает группа (исполнение в два голоса, петь и слушать, сочинять, подбирать гармонии; наблюдая, осмысливать и главное - самостоятельно и вместе открывать суть нового умения).

«Урок - музицирование» даёт учащемуся полную свободу, акцентируя художественную сущность музицирования. Исполняются новые произведения, «с листа», а также «любимые». Сочинение, импровизация - по инициативе учащихся. Беседы о содержании исполняемой музыки, с привлечением литературы, живописи. Слушание исполнения мастеров в звукозаписи… В таких уроках инициатива детей является ведущей, это урок-импровизация. Главная его цель - дать ребенку возможность эмоциональной реализации в музыке, в сотворчестве. Продолжительность таких уроков-общений 1-1,5 часа («спаренные» уроки). Проведение такого рода занятий необходимо в периоды, когда интерес к учению снижен (в завершении учебных периодов).

Традиционные формы музицирования - «ансамбль» и «чтение с листа» , - при целенаправленном и систематическом применении формы группового урока, коллективного обучения, расширяют свои функции и возможности. Как виды музыкальной деятельности, они включаются почти в каждое занятие (индивидуальное и групповое). Уроки ансамбля и чтения с листа помимо традиционных задач обучения имеют целью и широкое ознакомление с музыкой и накопление репертуара. У нас это репертуар для концертов-бесед, имеющий постоянную «структурную основу»: старинная музыка; музыка И.С. Баха, Моцарта; П. Чайковского; белорусская…. Ученики III-IV класса (наиболее активные) имеют постоянно в репертуаре 10-12 произведений… Во время самостоятельных занятий младшие осваивают репертуар под руководством старших. В работе с камерными ансамблями учащихся важно сохранение его постоянного состава.

Чтение с листа в группе скорее становится «вдумчивым музицированием». Перед учащимися ставится задача сразу «уловить», ощутить идею-суть произведения, следовательно стиль, характер выразительности. Метод таков: после зрительного «прочитывания» и собеседования произведение исполняется (полностью или часть, в зависимости от объема и сложности) одним из участников, остальные - «исполняют» «идеомоторно», мысленно, будучи готовыми «подхватить»… Снова беседуем: основная мысль - образ, идея - тональный план, фактура; форма, акценты «смысла» - кульминации; характер штрихов, динамики, особенности ритмики; технические трудности исполнения. Произведение исполняется или поочередно полностью, с обсуждением, или совместно по периодам, предложениям. С задачей - сохранить цельность. Чтение с листа с самыми младшими включает и пение, и графически-схематическое изображение мелодии, и другие вспомогательные формы. Традиционные трудности в чтении с листа преодолеваются детьми в группе легче и естественнее, так как работа основана на свободном выборе: исполнять или слушать, петь…, «включаться» в исполнение, когда готов… и т.д. В группе, при чередовании для каждого участника исполнения - слушания - осмысления гармонично воспитывается главное - умение слышать, воспринимать исполняемое.

И одна из интереснейших для детей форм занятий - «уроки-серии», «уроки-погружения», посвященные музыке одного композитора (при подготовке концерта-беседы), когда сочетая групповые, индивидуальные и самостоятельно-групповые занятия, «углубляемся» в музыку единого стиля, плана, изучая жизнь композитора и все вместе «вникая» в суть и детали исполнения каждого произведения. Это уроки продолжительные по времени (за счет спаренных индивидуальных и групповых). Такие уроки можно назвать «уроками вдохновения»: напряженность, коллективность работы и единая задача дают интенсивное продвижение каждому участнику и в осознании музыки в целом, и в исполнительском мастерстве.

Необходимо отметить, что коллективная форма обучения интенсивно развивает возможности учащихся при условии добровольного участия.

Оценивание, будучи содержательной составляющей каждого урока, исключает отметочную форму. Сухость «балла» неприемлема там, где цель - пробудить внутренние стимулы и внутренние регуляторы деятельности. Вместе с ребенком подводим итоги работы, отмечаем достижения, планируем следующий урок и цели учения. Некоторые ученики имеют личные дневники занятий, помогающие осуществлять самоконтроль. Домашнее задание для малышей - начинающих существует в форме пожелания. Учитель вместе с учеником в конце каждого урока «проговаривает», «что главное», «что можно улучшить» (2-3 тезиса).

Способность к самостоятельной работе, экономичность в домашних занятиях во многом зависит от цельности урока, которая, в свою очередь, есть степень «проявленности» главной задачи - главной «идеи» всего этапа обучения. Для ученика должна быть ясна «сверхзадача» - нить, связывающая воедино и элементы урока и уроки в единый процесс… «Сверхзадача» - цель этапа обучения - может проявляться в трех планах: осмысление музыки, овладение образно-художественными средствами, технологическими навыками, и должна быть ясной не только учителю, но и ученику: учусь «слышать мелодию», «учусь ярко «видеть-ощущать» образ каждого произведения», или: «совершенствую такой-то вид техники» и т.д. (Вместе с учениками можно письменно планировать задачи на четверть, месяц, на неделю…)

Таким образом, воспитывая самосознательность соответствующей организацией учебной деятельности, создавая возможности для реализации ученической свободы, стремясь к одухотворению общения на уроке, умножаем возможности урока музыки как средства инициации творческих сил ребенка и развития потребности в глубоком общении с Музыкой.

Организация учебной деятельности на уроке в зависимости от возраста учащихся

Дошкольник (5-6 лет). «Умейте пользоваться натуральной детской любознательностью, руководите ею, направляйте ее, и вы, не уча детей систематически, по школьному, обучите из многому и очень многому». «Чем меньше ребенок, тем меньше должно быть систематичности в занятиях с ним и тем интереснее должен быть для него предмет и самый способ обучения» . Жизнь дошкольника - целостный, яркий мир. Восприятие синтетично. Рациональный подход к действительности не свойственен этому возрасту. Дошкольнику - скрипачу нелегко «понять» необходимость «правильного» положения рук, инструмента. Зато «образ» скрипача, играющего легко, непринужденно, красиво, «образ» звука - «голоса Королевы Скрипки»: то нежного, то решительного, то «лунного», то «солнечного» - близок ребенку. От образа, от целостности следует исходить во всем при работе с начинающим. Не столько системность и качество элементов мастерства, сколько яркость впечатлений, поддержание естественной тяги к исследованию и эксперименту. Эмоциональная жизнь, воображение, как главный источник будущего творчества, должны быть предметом охранения и воспитания в этом возрасте. «Урок-сказка», урок-«исследование»: «Что умеет Смычок?», «Сколько голосов у Скрипки», Урок-творчество: импровизации на инструменте, пение - сочинение мелодий к стихам и подбор их на скрипке и фортепиано. Уроки преимущественно групповые. Импровизационность - их ведущее начало. Так как именно в этом возрасте «следование за индивидуальностью» ребенка - решающее условие для проявления в дальнейшем его творческих сил, энергии, уверенности в собственных силах. Детская инициативность - главная цель учителя на уроке с начинающим («Давайте играть «Про синюю Птицу!»» «Хочу играть по нотам!»). Урок с дошкольником должен быть наполнен хорошей музыкой: пластичные мелодии народных песен, классические произведения… Целесообразны уроки: дошкольники - ученик I - II класса. Участие в уроке старшего учащегося обеспечивает возможность полноценного музицирования, инициирует учащихся и дает дополнительные возможности обучения. Старший исполняет мелодию, малыши - «аккомпанемент» (ритмоинтонацию); рондо-импровизация: малыши тему-рефрен, старший - эпизоды… Вместе «исследуются» «возможности скрипки»: «флажолеты» и «трели», «аккорды» и «двойные ноты», штрихи… - в сказках-импровизациях: «О путешествиях», «полетах», «звездах» и «волшебных Принцессах»… Важно, что учитель не просто использует игру и сказку для «внедрения» элементов мастерства, но вместе с детьми живет в мире этих подлинных содержательных образов будущей техники (старшие ученики помогают с первых уроков ввести в «наш» мир Скрипки). В группе ребенок имеет возможность многоаспектного видения целого, а также свободы проявления: то ли подпевает, то ли подыгрывает, то ли просто слушает и наблюдает…

Возраст до 7 лет - это восприятие - «впитывание», неаналитичное, недискретное. Среда, атмосфера и многообразие действий и качество впечатлений являются главными факторами учения. И именно эта яркость, многообразие и свобода самопроявления должны быть обеспечены на уроке. Необходимо побуждать к самовыявлению ребенка, не навязывая учебную задачу, но предлагая ту или иную форму деятельности… «Что ты хочешь играть сегодня?» «Голос» какой из струн тебе сегодня особенно хочется слушать..?» Воспитываем внимание, поощряя наблюдательность, находчивость: «Что можно улучшить в нашем исполнении» (группа работает) и «Какие «секреты» смычка мы сегодня «открыли»..?» Занятия могут быть достаточно длительными. Решающим условием является готовность, желание ученика заниматься, что проявляется как инициатива, активность… Уроки должны быть «жданными» для ребенка, наиболее целесообразными видятся встречи 2-3 раза в неделю (по 25-45 минут). Искреннее общение с учеником-дошкольником открывает в каждом из них необычайную чуткость и мудрость, яркость воображения, реализовать их в учебной деятельности - задача урока, «выстроенного» на основе возможности самопроявления ученика…

Если дошкольник - это «поэт» и «исследователь», то младший школьник (7-9 лет) - это «прилежный ученик». Учение - ведущий вид деятельности этого возраста. Ученик в этом возрасте, как правило, прилежен, послушен. Но педагогу следует осмыслить, как укрепить, дать развиться этому качеству «ученичество» - как основанию дальнейшего стремления и способностей к совершенствованию. Воспитательная цель каждого урока с учеником этого возраста - «привить вкус» к учению, к процессу обретения и творческого применения знаний, умений. «Горизонты мастерства». Уроки «виртуозной игры» (гаммы, этюды в группе). Уроки-конкурсы: «Кто быстрее? Кто чище?..», «Кто большему научился» («Не лучше других, но лучше себя вчерашнего»). В групповом занятии дети «отмечают» «достижения» друг друга, планируют направления совершенствования. Поощряется инициатива:_«Хочу научиться играть «сотийе»», «Выучу дома все этюды этого раздела…» Проводим уроки «любимый вид техники» (один из учеников в роли «учителя»). Укрепляем проявление творческого начала: урок учеником I -II класса обязательно включает в себя сочинение этюдов, упражнений, пьес…, импровизацию. Целесообразны такие занятия в группе с детьми примерно одного уровня развития. Техника, легко развивающаяся в этом возрасте, должна быть предметом добровольного устремления. Используем метод «насыщения желания». С помощью групповых уроков: когда в индивидуальную программу включаются этюды, упражнения, после того, как, наблюдая за работой других и участвуя в групповых занятиях техникой, ученик «загорается»: «Я тоже хочу играть этюды на спиккато!» «Задайте мне!»

Дети этого возраста восприимчивы к обучению, где в роли учителя - более старший товарищ. К этому периоду уже естественно сформированы пары «учитель - ученик», где у каждого из старших свой «подопечный». Самостоятельные «уроки - взаимообучения» наиболее эффективны в этот период. Вместе планируем задачи, «методы» совершенствования и после занятия «оцениваем» достижения и «учителя», и «ученика».

Индивидуальное занятие с учеником 7-9 лет обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, целеполагание, самоконтроль. Урок можно начать с беседы: «Что наиболее удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужна помощь?.. и т.д.» Заканчиваем - постановкой задач в самостоятельной работе (самостоятельная запись в дневнике). Элементы планирования: каким «умением хочешь овладеть»… и т.д. … Задачи воспитания внимания в этом возрасте требуют не перегружать восприятие ученика множеством целей, множеством впечатлений. Целесообразно, формируя способность концентрации, побуждать к исследованию, изучению явления «со всех сторон» («Монотематические» уроки): «Интервалы - интонации…», «Звук и тишина»… При этом использовать все многообразие видов музыкальной и учебной деятельности.

В этом возрасте целесообразно «продвижение» по всем направлениям, «линиям» мастерства: не столько технологическая детализация, сколько целостность, широта. Групповые уроки техники, уроки исследования выразительных возможностей инструмента, знакомство с многообразием форм музыкальных произведений в скрипичном исполнительстве… и т.д. Ансамблевое музицирование и сочинение для ребенка 1-3 классов - из наиболее эффективных, развивающих форм деятельности - составляют большую часть содержания урока. Главная функция «урока» по отношению к ребенку 7-9 лет - укрепить в сознании собственных возможностей («я все могу!») и желании совершенствования. В нашем классе этому помогают «постоянно действующие» конкурсы учащихся 1-2 классов («Кто большему научился за неделю, за месяц…», «Стать не лучше других, но лучше себя вчерашнего»).

10-12 лет. Ранний подростковый возраст. Это период формирования мировоззрения, развития самостоятельности. Ребенок стремится к «взрослости». Ведущей направленностью урока становится осмысление содержания исполняемой музыки и принципов мастерства - осознание системы. Индивидуальный урок обретает личную значимость для ребенка: появляется осознанное стремление учиться у взрослого, обучаться у взрослого-учителя. Беседы о Человеке, Музыке и Жизни - в соответствии с «музыкальным материалом» - обретают «статус» самоценной деятельности на уроке музыки. Именно в это время укрепить внимание к интонационной природе музыкальной деятельности и практическое овладение интонацией - это значит открыть ребенку возможности самостоятельного познания и совершенствования. Не просто «как» (инструментально-технически), но «для чего», в чем смысл, «суть» (того или иного произведения, или вида учебно-музыкальной деятельности) - вот акценты этого периода обучения. Стремление к взрослости проявляется как готовность принять ответственность. Даем возможность выразиться этому желанию «больших дел» в самостоятельной подготовке и проведении концертов-бесед. (Дети этого возраста - «ядро» группы «исследователей» и «просветителей»). Групповые уроки целесообразны в форме описанных выше «уроков - серий», «уроков - «погружений»», позволяющих естественно создать условия для максимального напряжения сил, ума, чувств, воли подростка. Одна половина такого «урока» - беседа - обсуждение - изучение музыки, эпохи, стиля…, «отбор» необходимых аспектов и «акцентов». Другая - совместная работа над качеством исполнения произведений… Уроки такого рода особенно «продвигают» учащихся этого возраста в сознательности отношения к музыке и исполнительскому мастерству. Работа над совершенствованием исполнительских средств, и «над техникой» в таких «серийных» уроках опирается на широкое «поле» видения художественно-смысловых задач и соответственно на самостоятельное ученическое обобщение: «поиск штриха» «для Моцарта», работа над «звуком Моцарта» и т.д.

В этом возрасте (10-12 лет) осуществляется дифференциация обучения. Индивидуальные уроки с учащимися группы «профессиональной ориентации» отличаются более детальной, углубленной работой над исполнительскими средствами, над «технологией» мастерства. Но в обеих группах главным акцентом внимания на уроке является - интонационность, музыкальная деятельность - как сознательное творчество мысли, образа. Урок с учащимся III-V класса начинаем с «анализа» предыдущей встречи - «Что достигнуто», «Какие возможности совместной работы реализованы»… и т.д.

13-14 лет. Старший ученик. Ведущей является деятельность общения в процессе обучения. Стремление к «взрослости», самооценка, развитие мотивации учебной деятельности. Для учителя «музыкальное» сознание учащегося VI-VII класса - показатель качества всего предыдущего периода обучения-воспитания. Если на ранних этапах духовная энергия ребенка не была подавлена дисгармоничным обучением, то ко времени завершения обучения в музыкальной школе каждый ученик может иметь «плоды» своего музыкального опыта в виде радости от общения с классической музыкой и осознанной потребности в ней. Индивидуальный урок в этот период наиболее полно реализует свои возможности сотворчества. Самостоятельность, свобода, потребность в которых главное качество подростка, к этому времени имеют возможность реализации благодаря навыкам самостоятельной работы, умению видеть перспективы, осознавать смысл деятельности и окрепшей уверенности в своих силах, способностях. Индивидуальный урок - главная форма работы со старшеклассниками. - это и углубленное, детальное освоение скрипичного мастерства, и осознанное, наполненное личным переживанием взаимоотношение с музыкой. В содержании уроков - и прослушивание исполнения мастеров (сравнение интерпретаций), и изучение произведений без инструмента. Широкое привлечение теоретических знаний, подробный анализ исполняемого произведения (ладо-тонального плана, особенности формы, фактуры) - наиболее целесообразный «подход» в работе со старшеклассником, когда закреплено «живое» отношение к музыке, когда музыка осознана как творчество мысли, как носитель духовно-нравственного импульса. Старший ученик проводит уроки с младшими, участвует в групповом занятии как «ассистент» учителя. Целенаправленно учится передавать опыт мастерства и знания.

________________________________

1 М. Монтессори на принципе выявления и развития детской сосредоточенности на самостоятельно избранном занятии строила весь процесс обучения, называя это принципом «свободного саморазвития в педагогически организованной среде».

2 В данном примере «план» урока немного «скорректирован» преподавателем - совместное планирование. Но возможна и полностью самостоятельная работа (зависит от уровня подготовки и сознания учащихся). Возможно в групповом уроке сочетание работы с преподавателем и с «учителем»-учеником.

3 Эта часть работы представляет собой фрагмент статьи автора (в переводе на русский язык), опубликованный в журнале «Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання» (№1 за 2002 г.).

Литература

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. - М., 1989

2. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. - М., 1983

3. Попова Л.В. Обучение одаренных // Психология одаренности детей и подростков. Ред. Лейтес Н.С. - М., 2000

4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1972

5. Каптерев Обучение детей дошкольного возраста // История дошкольной педагогики в России. - М., 1999

ПРИЛОЖЕНИЕ

(из диалогов на уроках музыки)

«Открытие»

Фраса (6 лет): загораются глазки, когда показываю виртуозные возможности скрипки..

- «Сыграйте так быстро-быстро»…

Играю гамму-пассаж.

Фраса хлопает в ладоши, смеется, и вдруг, вслушиваясь: «Там вверху такой красивый-красивый звук был!»

Играю медленно, «дохожу» до а 3 , она: «вот, вот он» и, приблизив головку к скрипке (ушком) слушает, на лице - благостная улыбка…

Радуется, когда показываю, как может «прыгать» смычок, играть аккорды и двойные ноты. Долго играть мне не дает: «Дайте, дайте, я сама!» Ищет созвучия (двойные ноты), радостно «взбирается» вверх к подставке…

Ей нравится играть на I (ми). Но вдруг замечает: «а что же мы не играем на «соль-струне», она же обидится!»

Показываю девочкам, как надо слушать «последний звук» в пьесе, чтобы он «улетал» в самый конец зала и растворялся в тишине… Играют, вдруг Яна: «А последний звук! Мы же не послушали»… И Фраса, с трудом «пропев» «На зеленом лугу» (смычок не слушается пока) трогательно, внимательно, бережно ведет и бережно снимает, замерев со смычком над струной: «последний звук полетел…»

«О важном»

Говорю пятиклассникам, что надо «отвечать» за каждый извлеченный звук - наполнять его определенным мыслью - смыслом. Ни одного звука - без смысла! Каждый интервал - «слово» в музыкальном тексте.

Итак, главное: звук - носитель мысли. Сочетание звуков есть интонация, «мысль, собранная в зерно». Предложение - мысль развёрнутая. Т.о. музыка - это мысль, выраженная, воплощенная в звуках… Разучивать музыкальное произведение - значит «распознавать», «расшифровывать» скрытые в «значках» мысли и озвучивать их.

Марина: «Значит музыкант должен быть добрым человеком, иначе он не поймет и не сможет играть музыку Моцарта…»

Наташа: «Грубый человек усиливает себя грубыми звучаниями, а тонкий, добрый - тонкими…»

«История»

Попросила Фрасу, осваивающую «Старинную французскую песенку» Чайковского, подумать и рассказать мне «историю», которая может быть высказана этой музыкой… Фраса на следующем уроке сама мне напомнила: «Историю… историю!» (и с восторженным ожиданием смотрит…)

Историю «Песенки»? Ты уже знаешь?

Да, я знаю… Это кошка ищет своих котят… Ищет, ищет… Ищет по дворам, ищет по подвалам… Ей грустно, она не находит…

А потом нашла, обрадовалась…

Но почему тогда снова возвращается эта тема? Если «нашла», значит, должно все радостно закончиться?! Подумай ещё…

На следующем уроке:

Фраса: «Кошка ищет, ищет…

Потом надежда… Она думает: «Вот сейчас я найду»…

Но… не находит»…

«Концерт учим»

Анне 6 с половиной. Анна Вивальди играет. 3-ю часть… Трудно, много, длинно… Но очень-очень красиво… О чем эта повесть, Анна?

О том, как человек, а потом 2, 3 человека шли в гору за волшебным камнем… Каждый может сделать всех людей счастливыми…

Вот радость - это песня о волшебном камне… Вот они идут, поднимаясь на гору… Вот встречают препятствие. Преодолевают… Снова говорят о чудо-камне… И звучит, звучит тема Концерта… Льется торжественное, призывное «слово»…

Снова враги мешают, трепещет надежда, крепнет воля… Победа - с нами, ведь с нами справедливость и правда…

Последний рывок, подъем, перевал… Чудные горы… Сверкающие вершины…

И ты - чудо-камень…

Камень - спаситель, камень - отрада… Камень - радость…

Молодец! Рассказала…

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в третьем классе школы искусств

Тема:
Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано", музыкальный инструмент вокального отделения
Класс: третий
Тип занятия:
Форма урока: индивидуальная
Цель урока.
Задачи урока:


образовательные:



развивающие:

2) развивать игровые навыки;


5) развивать чувство ритма;


воспитательные:





Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями - 20 мин.
3. Закрепление материала - 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,

- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)

Приём работы: объяснительно - показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина - непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина - слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. - Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2002

Самоанализ открытого урока по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров преподавателя Седовой Веры Олеговны с обучающимся третьего класса

Характеристика на обучающегося
Обучающийся третьего класса девяти лет по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения. На момент проведения урока имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма недостаточно развито. Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать своё исполнение. Есть успехи в обучении. Доброжелателен и коммуникабелен. К занятиям музыкой относится недостаточно серьезно, но за инструментом работает результативно, есть отдача. Старается хорошо разбирать нотный текст, систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках не справляется с волнением, так как из - за недостаточной работы дома сценические произведения не доделаны. Правильное отношение к звукоизвлечению ещё не сформировано, приём staccato мало отработан в практических занятиях. Руки недостаточно свободны и организованы в игре на инструменте.
Обучающийся может результативно работать на уроке и дома.
Тема: «Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Форма урока: индивидуальная
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Этапы урока
1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих и осветил тему и цель занятия, обосновал выбранную тему, аргументировал её актуальность, а именно: данная тема направлена на всестороннее развитие способностей ребёнка, пошаговое раскрытие его возможностей, обучение технике работы с нотным текстом, пробуждение интереса к самостоятельным занятиям за инструментом.
2. Основной этап
Преподаватель использовал следующие методы обучения:
- словесный,
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Гимнастика - непременный атрибут урока на любом отделении школы искусств - на освобождение тела обучающегося от зажимов в шее, кистях и пальцах, в плечевых и локтевых суставах, в корпусе (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Игра упражнений (Ш. Ганон №№1, 3, 5, 6)
Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От постановки рук, которая продолжается на всём протяжении первой ступени обучения в школе искусств, зависит успех дальнейшего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.
Игра гамм (C - dur, a - moll)
Важным элементом исполнения гамм, аккордов и арпеджио является правильное представление схем (построение, аппликатура) и систематическая отработка навыка исполнения с непременным вниманием к созданию удобства при позиционной смене рук и синхронному звучанию обеих рук. Уделялось внимание также темпу, наиболее оптимальному для возможностей конкретного обучающегося.
Работа над этюдом К. Черни №2 ор 821
Перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Обучающийся старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно.
Работа над ансамблевой пьесой В. Коровицына « Куклы сеньора Карабаса»
Краткий анализ нотного текста. Перед исполнением пьесы с обучающимся была проведена беседа о ритмических и штриховых особенностях произведения, обусловленных его программным значением.
3.Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов
Оценивание работы обучающегося.
Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "хорошо".
Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно.
Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.
Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Обучающийся был внимательным, активным, любознательным. Задачи урока выполнялись творчески. Урок достиг поставленной цели.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ