Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Екатерина Гончарова
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Измерение длины»

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему :

«Измерение длины »

Цель : Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной мерки.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины , формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков ;

Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

Развивающие :

Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитывающие :

Воспитывать интерес к математике , развивать навыки сотрудничества.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : белая полоска бумаги длиной 40 см , полоски-мерки : красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрация : попугай и удав; метр (портняжный, складной, рулетка) ; модель сантиметра; линейка.

Раздаточный : белая полоска бумаги длиной 20 см , полоски-мерки : красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4 см.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

В.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики . В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны .

2. Мотивационная игра

А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.

В.: Что вы заметили?

Д.: Расстояние не менялось, а число шагов разное.

В.: Почему так получилось?

Д.: Шаги были разными : чем больше шаги, тем меньше число шагов.

Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см , красная – 5 см, синяя – 4 см. Предлагаю им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем прошагать ими белую полоску.

В.: Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?

Д.: Чем больше мерка, тем меньше результат измерения .

3. Затруднение в игровой ситуации. Поиск выхода

Работа в тетради

№ 1, стр. 12.

Какими еще мерками можно измерять длины отрезков ? (Пядями, саженями, локтями и т. д.)

Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей ? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)

Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела - они всегда одинаковые.

Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.

Демонстрирую модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.

Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (Метром.) Измерьте метром длину доски , высоту шкафа.

Дети измеряют метром два – три расстояния.

Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке? (Метром)

А какой меркой удобно измерить дорожку , по которой ползет улитка?

(Сантиметром.) Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4см)

Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок . (Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нём сантиметров).

Физкультминутка «Зарядка»

Мы поставили пластинку, Начинаем бег на месте

И выходим на разминку Финиш - метров через двести!

На зарядку, на зарядку 1-2, 1-2,

На зарядку становись! 1-2, 1 - 2!

Хватит, хватит! Прибежали

Потянулись, подышали!

4. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях

1) № 2, стр. 12.

В.: Как вы думаете, какой отрезок самый длинный , а какой – самый короткий? Как доказать?

Дети измеряют линейкой длину отрезков , проговаривая вслух, как ее надо приложить.

Д.: Один конец отрезка приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров.

2) № 3, стр. 12.

На доске многоугольник, составленный из полосочек.

В.: Являются ли стороны многоугольника отрезками?

Ответы детей.

Многоугольник рассыпается, и дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольников отрезками.

Дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.

3) № 4, стр. 12.

В.: Измерьте длину большого отрезка . Напишите в окошке результат измерения . (5 см.)

В.: Обведите по линейке синим карандашом одну часть, а зеленым карандашом – другую часть. Измерьте длину каждой части и запишите результат. Какие равенства мы можем составить?

Ответы детей.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся» )

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) .

5. Повторение и развивающие задания

1) № 5, стр. 13.

В.: Рассмотрите рисунки. Как выдумаете, что надо сделать в этом задании?

Д.: Надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.

В.: Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.

2) № 6, стр. 13.

В.: Что нужно сделать в этом задании?

Д.: Нужно дорисовать синие бусинки до шести и дописать второе слагаемое.

6. Рефлексия

Как измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и уложить в отрезке.)

Какие новые мерки вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)

Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.)

Тема: «Измерение длины»

Задачи:

1. Дать представление о числе как результате измерения длины.

Упорядочивать предметы по количеству, размеру;

Определять свое местонахождение среди объектов окружения.

3. Продолжать формировать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

Демонстрационный материал : 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.

Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).

Жили два веселых гнома,

Вот их два чудесных дома.

И тропинки к ним ведут,

Гномики домой идут.

Но один идет хохочет —

Его тропинка чуть короче.

А другой не унывает,

Что по длинной он шагает.

— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?

Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.

— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)

— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.

Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.

— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)

— Теперь измерим другую тропинку.

Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)

— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.

Сахар гномики купили,

Целый день его делили.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).

— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет. Затем обращает внимание детей на мячи и кубики.

Гномики игрушки взяли,

Их, конечно, не убрали.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.

— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.

Воспитатель закрепляет с детьми понятия: «самый большой», «самый маленький», «поменьше», «побольше» и т.п.

— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:

У кого треугольники, встаньте с правой стороны стола;

У кого четырехугольники, встаньте так, чтобы доска была

сзади вас;

У кого прямоугольники, встаньте так, чтобы стол был впереди вас.

Воспитатель благодарит детей за работу.

«Измерение длинны с помощью условной мерки»

Цели и задачи:

Способствовать закреплению навыков сравнения предметов по длине путем зрительного соотнесения, методом наложения и приложения;

Обеспечить знакомство с методом измерения длины – использование условной мерки:

Подвести детей к выводу, как длина мерки влияет на их количество, необходимое для измерения (чем больше мерка, тем меньше их требуется, и наоборот);

Обеспечить применение на практике навыка устного счета в пределах 5, соотнесения количества с условным обозначением множества.

Оборудование и материалы:

5 штук змеек разной длинны, одинаковые змейки и по нескольку фигур попугаев, слонов, обезьянок, мелкие игрушки – счетный материал. Карточки с точками (счет до 5), мерки разной длины, музыка для физкультминутки.

Ход занятия

    Оргмомент.

Ребята, мы отправляемся с вами в Африку. Смотрите, сколько африканских зверей нас встречает.

    Устный счет.

Давайте посчитаем. Сколько слонов? (обезьян, крокодилов и т.д)

А теперь поиграем, к каждому из вас прибегут звери (раздаю карточки)

- Догадайтесь, сколько у вас будет зверей(сколько точек, столько и зверей)

    Основная часть.

- Смотрите, кто это к нам ползет (змейка)

- Сколько их? Они одинаковые? Чем отличаются? (длинной)

- Это какая? (показываю на самую длинную и самую короткую)

- А давайте построим змеек по порядку: от самой длинной до самой короткой.

Физкультминутка.

- Слышите, кто это нас зовет? Да это же африканские звери. Они решили с нами поиграть. (проводится под музыку)

- Ребята, а самая длинная змейка мне сказала, что у нее есть друг удав, и он чем – то расстроен. Давайте пойдем посмотрим, что же у него случилось? (садимся за столы)

На столе у детей выкладываем удавов по количеству детей.

Знакомство с меркой .

Ребята, удав говорит, что он очень длинный, а вот какой он длинны, не знает. Но умный попугай подсказал удаву, что его можно измерить, например попугаями или слонами, или мартышками. Давайте поможем удаву. Вот, например, как правильно нужно мерить.(показываю, как правильно накладывать «мерки» от головы до кончика хвоста.

Индивидуальная работа.

Предлогаю каждому ребенку измерить удава в слонах, мартышках, попугаях.

Сколько слонов поместилось в удаве? (обезьянок, попугаев)

Кого больше поместилось? Кого меньше?

А почему слонов поместилось меньше, а попугаев больше?

Закрепление:

- Ребята, но ведь не всегда под рукой есть мартышки, слоны и попугаи. Поэтому можно измерить длину с помощью другой мерки, например, вот такой (картонной полоски)

- Давайте попробуем. (измерение мерки)

- Сколько у тебя получилось мерок? А у тебя?

- Почему тебе понадобилось больше мерок, а тебе меньше?

4.Самостоятельная работа на листах (по теме « Длиннее – короче»)

5. Итог НОД:

- Молодцы! Все с заданиями справились. Удав нам говорит большое спасибо!


Введение…………………………………………………………………….

Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики…….

Длина отрезка и её измерение……………………………………………..

Площадь фигуры и её измерение………………………………………….

Масса и её измерение………………………………………………………

Время и его измерение……………………………………………………..

Объем и его измерение……………………………….…………………….

Современные подходы к изучению величин в начальном курсе математики………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………

Конспект урока……………………………………………………………..

Введение.

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

По традиционной программе в конце третьего (четвёртого) класса дети должны: - знать таблицы единиц величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерения и при решении задач, - знать взаимосвязь между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние, - уметь применять эти знания к решению текстовых задач, - уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Однако, результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на: выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований.

Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики.

Длина, площадь, масса, время, объём - величины. Первоначальное знакомство с ними происходит в начальной школе, где величина наряду с числом является ведущим понятием.

ВЕЛИЧИНА - это особое свойство реальных объектов или явлений, и особенность заключается в том, что это свойство можно измерить, то есть назвать количество величины, которые выражают одно и тоже свойство объектов, называются ве­личинами о дного рода или однородными величинами . Например, длина стола и дли на комнаты - это однородные величины. Величины - длина, площадь, масса и другие обладают рядом свойств.

1)Любые две величины одного рода сравнимы: они либо равны, либо одна меньше (больше) другой. То есть, для величин одного рода имеют место отношения «равно», «меньше», «больше» и для любых величин и справедливо одно и только одно из отношений: Например, мы говорим, что длина гипотенузы прямоугольного треугольника больше, чем любой катет данного треугольника; масса лимона меньше, чем масса арбуза; длины противоположных сторон прямоугольника равны.

2)Величины одного рода можно складывать, в результате сложения получится величина того же рода. Т.е. для любых двух величин а и b однозначно определяется величина a+b, её называют с у ммой величин а и b. Например, если a-длина отрезка AB, b - длина отрезка ВС (рис.1), то длина отрезка АС, есть сумма длин отрезков АВ и ВС;

3)Величину у множают на действительное число, получая в результате величину того же рода. Тогда для любой величины а и любого неотрицательного числа x существует единственная величина b= x а, величину b называют произведением величины а на число x. Например, если a - длину отрезка АВ умножить на

x= 2, то получим длину нового отрезка АС.(Рис.2)

4) Величины данного рода вычитают, определяя разность величин через сумму:

разностью величин а и b называется такая величина с, что а=b+c. Например, если а - длина отрезка АС, b - длина отрезка AB, то длина отрезка ВС есть разность длин отрезков и АС и АВ.

5) Величины одного рода делят, определяя частное через произведение величины на число; частным величин а и b-называется такое неотрицательное действительное число х, что а= х b. Чаще это число - называют отношением величин а и b и записывают в таком виде: a/b = х. Например, отношение длины отрезка АС к длине отрезка АВ равно 2.(Рис №2).

6) Отношение «меньше» для однородных величин транзитивно: если А Величины, как свойства объектов, обладают ещё одной особенностью - их можно оценивать количественно. Для этого величину нужно измерить. Измерение - заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода, принятой за единицу.

скалярными

Длина отрезка и её измерение.

Длиной отрезка называется положительная величина, определённая для каждого отрезка так что:

1/ равные отрезки имеют разные длины;

2/ если отрезок состоит из конечного числа отрезков, то его длина равна сумме длин этих отрезков.

Рассмотрим процесс измерения длин отрезков. Из множества отрезков выбирают какой-нибудь отрезок e и принимают его за единицу длины. На отрезке а от одного из его концов откладывают последовательно отрезки равные e, до тех пор, пока это возможно. Если отрезки, равные e отложились n раз и конец последнего совпал с концом отрезка e, то говорят, что значение длины отрезка а есть натуральное число n, и пишут: а = ne. Если же отрезки, равные e, отложились n раз и остался ещё остаток, меньший e, то на нём откладывают отрезки равные e =1/10e. Если они отложились точно n раз, то тогда а=n, n e и значение длины отрезка а есть конечная десятичная дробь. Если же отрезок e отложился n раз и остался ещё остаток, меньший e , то на нём откладывают отрезки, равные e =1/100e. Если представить этот процесс бесконечно продолженным, то получим, что значение длины отрезка а есть бесконечная десятичная дробь.

Итак, при выбранной единице, длина любого отрезка выражается действительным числом. Верно и обратное; если дано положительное действительное число n, n , n , ... то взяв его приближение с определённой

точностью и проведя построения, отражённые в записи этого числа, получим отрезок, численное значение длины которого, есть дробь: n ,n ,n …

Площадь фигуры и её измерение .

Понятие о площади фигуры имеет любой человек: мы говорим о площади комнаты, площади земельного участка, о площади поверхности, которую надо покрасить, и так далее. При этом мы понимаем, что если земельные участки одинаковы, то площади их равны; что у большего участка площадь больше; что площадь квартиры слагается из площади комнат и площади других её помещений.

Это обыденное представление о площади используется при её определении в геометрии, где говорят о площади фигуры. Но геометрические фигуры устроены по-разному, и поэтому когда говорят о площади, выделяют особый класс фигур. Например, рассматривают площади многоугольников и других ограниченных выпуклых фигур, или площадь круга, или площадь поверхности тел вращения и так далее. В начальном курсе математики рассматриваются только площади многоугольников и ограниченных выпуклых плоских фигур. Такая фигура может быть составлена из других. Например, фигура F, (рис.4), составлена из фигур F1, F2, F3. Говоря, что фигура составлена (состоит) из фигур F1, F2,…,Fn, имеют в виду, что она является их объединением и любые две данные фигуры не имеют общих внутренних точек. Площадью фиг у ры называется неотрицательная величина, определённая для каждой фигуры так, что:

I/ равные фигуры имеют равные площади;

2/ если фигура составлена из конечного числа фигур, тоеёплощадь равна сумме их площадей. Если сравнить данное определение с определением длины отрезка, то увидим, что площадь характеризуется теми же свойствами, что и длина, но заданы они на разных множествах: длина - на множестве отрезков, а площадь - на множестве плоских фигур. Площадь фигуры F обозначать S(F). Чтобы измерить площадь фигуры, нужно иметь единицу площади. Как правило, за единицу площади принимают площадь квадрата со стороной, равной единичному отрезку e, то есть отрезку, выбранному в качестве единицы длины. Площадь квадрата со стороной e обозначают e . Например, если длина стороны единичного квадрата m, то его площадь m .

Измерение площади состоит в сравнении площади данной фигуры с площадью единичного квадрата e. Результатом этого сравнения является такое число x, что S(F)=x e .Число x называют численным значением площади при выбранной единице площади.

Масса и её измерение .

Масса - одна из основных физических величин. Понятие массы тела тесно связано с понятием веса-силы, с которой тело притягивается Землёй. Поэтому вес тела зависит не только от самого тела. Например, он различен на разных широтах: на полюсе тело весит на 0,5 % больше, чем на экваторе. Однако при своей изменчивости вес обладает особенностью: отношение весов двух тел в любых условиях остаётся неизменным. При измерении веса тела путём сравнения его с весом другого выявляется новое свойство тел, которое называется массой. Представим, что на одну из чашек рычажных весов положили какое-нибудь тело, а на другую чашку положили второе тело b. При этом возможны случаи:

1) Вторая чашка весов опустилась, а первая поднялась так, что они оказались в результате на одном уровне. В этом случае говорят, что весы находятся в равновесии, а тела а и b имеют равные массы.

2) Вторая чашка весов так и осталась выше первой. В этом случае говорят, что масса тела а больше массы тела b.

3) Вторая чашка опустилась, а первая поднялась и стоит выше второй. В этом случае говорят, что масса тела а меньше тела b.

С математической точки зрения масса - это такая положительная величина, которая обладает свойствами:

1) Масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах;

2) Масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, вместе взятых равна сумме их масс. Если сравнить данное определение с определениями длины и площади, то увидим, что масса характеризуется теми же свойствами, что длина и площадь, но задана на множестве физических тел.

Измерение массы производится с помощью весов. Происходит это следующим образом. Выбирают тело e, масса которого принимается за единицу. Предполагается, что можно взять и доли этой массы. Например, если за единицу массы взят килограмм, то в процессе измерения можно использовать такую его долю, как грамм: 1г= 0,01кг.

На одну чашку весов кладут тело, массу тела кого того измеряют, а на другую – тела, выбранные в качестве единицы массы, то есть гири. Этих гирь должно быть столько, чтобы они уравновесили первую чашку весов. В результате взвешивания получается численное значение массы данного тела при выбранной единице массы. Это значение приближённое. Например, если масса тела равна 5 кг 350 г, то число 5350следует рассматривать как значение массы данного тела (при единице массы – грамм). Для численных значений массы справедливы все утверждения, сформулированные для длины, то есть сравнение масс, действия над ними сводятся к сравнению и действиям над численными значениями масс (при одной и той же единице массы).

Основная единица массы - килограмм. Из этой основной единицы образуются другие единицы массы: грамм, тонна и другие.

Промежутки времени и их измерение .

Понятие времени более сложное, чем понятие длины и массы. В обыденной жизни время - это то, что отделяет одно событие от другого. В математике и физике время рассматривают как скалярную величину,

потому что промежутки времени обладают свойствами, похожими на свойства длины, площади, массы.

Промежутки времени можно сравнивать. Например, на один и тот же путь пешеход затратит больше времени, чем велосипедист.

Промежутки времени можно складывать. Так, лекция в институте длится столько же времени, сколько два урока в школе.

Промежутки времени измеряют. Но процесс измерения времени отличается от измерения длины, площади или массы. Для измерения длины можно многократно использовать линейку, перемещая её с точки на точку. Промежуток времени, принятый за единицу, может быть использован лишь один раз. Поэтому единицей времени должен быть регулярно повторяющийся процесс. Такой единицей в Международной системе единиц названа секунда. Наряду с секундой используются и другие единицы времени: минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век. Такие единицы, как год и сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком.

Год - это время обращения Земли вокруг Солнца. Сутки - это время обращения Земли вокруг своей оси. Год состоит приблизительно из 365 суток. Но год жизни людей складывается из целого числа суток. Поэтому вместо того, чтобы к каждому году прибавлять 6 часов, прибавляют целые сутки к каждому четвёртому году. Этот год состоит из 366 дней и называется високосным.

В Древней Руси неделя называлась седмицей, а воскресенье - днём недельным (когда нет дел) или просто неделей, т.е. днём отдыха. Названия следующих пяти дней недели указывают, сколько дней прошло после воскресенья. Понедельник - сразу после неделя, вторник - второй день, среда - середина, четвёртые и пятые сутки соответственно четверг и пятница, суббота - конец дел.

Месяц не очень определённая единица времени, он может состоять из тридцати одного дня, из тридцати и двадцати восьми, двадцати девяти в високосные годы (дней). Но существует эта единица времени с древних времён и связана с движением Луны вокруг Земли. Один оборот вокруг

Земли Луна делает примерно за 29,5 суток, и за год она совершает примерно 12 оборотов. Эти данные послужили основой для создания древних календарей, а результатом их многовекового усовершенствования является тот календарь, которым мы пользуемся и сейчас.

Так как Луна совершает 12 оборотов вокруг Земли, люди стали считать полнее число оборотов (то есть 22) за год, то есть год – 12 месяцев.

Современное деление суток на 24 часа также восходит к глубокой древности, оно было введено в Древнем Египте. Минута и секунда появились в Древнем Вавилоне, а в том, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд, сказывается влияние шестидесятеричной системы счисления,

изобретённой вавилонскими учёными.

Объём и его измерение.

Понятие объёма определяется так же, как понятие площади. Но при рассмотрение понятия площадь, мы рассматривали многоугольные фигуры, а при рассмотрении понятия объём мы будем рассматривать многогранные Фигуры.

Объёмом фигуры называется неотрицательная величина, определённая для каждой Фигуры так, что:

1/равные фигуры имеют один и тот же объём;

2/если фигура составлена из конечного числа фигур, то её объём равен сумме их объёмов.

Условимся объём фигуры F обозначать V(F).

Чтобы измерить объем фигуры, нужно иметь единицу объёма. Как правило, за единицу объёма принимают объём куба с гранью, равной единичному отрезку e, то есть отрезку, выбранному в качестве единицы длины.

Если измерение площади сводилось к сравнению площади данной фигуры с площадью единичного квадрата e , то, аналогично, измерение объёма данной фигуры состоит в сравнении его с объёмом единичного куба е 3 (рис.б). Результатом этого сравнения является такое число x, .что V(F)=х е.Число х называют численным значением объёма при выбранной единице объёма.

Так. если единицей объёма является 1 см, то объём фигуры, приведённой на рисунке 7, равен 4 см.

Современные подходы к изучению величин в начальном курсе математики.

В начальных классах рассматриваются такие величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.

Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерении связывается с изучением счёта; измерительные и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются при решении задач. При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определённые этапы, в которых нашли отражение: математическая трактовка понятия величина, взаимосвязь данного понятия с изучением других вопросов начального курса математики, а так же психологические особенности младших школьников.

Н. Б. Истомина, преподаватель математики и автор одной из альтернативных программ, выделила 8 этапов изучения величин:

1-й этап : выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).

2-й этап : сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).

3-й этап : знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.

4 - й этап : формирование измерительных умений и навыков.

5-й этап : сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.

6-й этап : знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.

7-й этап : сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.

8-й этап : умножение и деление величин на число.

В программах развивающего обучения предусмотрено рассмотрение основных величин, их свойств и отношений между ними с тем, чтобы показать, что числа, их свойства и действия, производимые над ними, выступают в качестве частных случаев уже известных общих закономерностей величин. Структура данного курса математики определяется рассмотрением последовательности понятий: ВЕЛИЧИНА –> ЧИСЛО

Рассмотрим подробнее методику изучения длины, площади, массы, времени, объёма.

Методика изучения длины и её измерения .

В традиционной начальной школе изучение величин начинается с длины предметов. Первые представления о длине как о свойстве предметов у детей возникает задолго до школы. С первых дней обучения в школе ставится задача уточнить пространственные понятия детей. Важным шагом в формировании данного понятия является знакомство с прямей линией и отрезком как «носителем» линейной протяжённости, лишенным, по существу, других свойств.

Сначала учащиеся сравнивают предметы по длине не измеряя их. Делают они это наложением (приложением) и визуально («на глаз»).Например, учащимся предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: «Какой поезд длиннее, с зелёными вагонами или с красными вагонами? Какой поезд короче?»(М1М «1» стр.39, 1988г.)

Затем предлагается сравнить два предмета разного цвета и разные по размеру (по длине) практически - наложением. Например, учащимся предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: « Какой ремень короче (длиннее) светлый или тёмный?» (М1М 1-4 стр.40,1988г.). Через эти два упражнения дети подводятся к пониманию длины как свойства, проявляющегося в сравнении, то есть: если два предмета при наложении совпадают, то они имеют одну и ту же длину; если же какой - либо из сравниваемых предметов накладывается на часть другого, не покрывая его полностью, то длина первого предмета меньше длины второго предмета. После рассмотрения длин предметов переходят к изучению длины отрезка.

Здесь длина выступает как свойство отрезка.

На следующем этапе происходит знакомство с первой единицей измерения отрезков. Из множества отрезков выбирают отрезок, который принимают за единицу. Таковым является сантиметр. Дети узнают его название и приступают к измерению с помощью этой единицы. Чтобы дети получили наглядное представление о сантиметре, следует выполнить ряд упражнений. Например, полезно, чтобы они сами изготовили модель сантиметра; начертили отрезок длиной 1см в тетради. Нашли, что ширина мизинца примерно равна 1 см.

Далее учащихся знакомят с измерительным прибором и измерением отрезков с помощью прибора. Чтобы дети ясно поняли процесс измерения и что показывают числа, полученные при измерении. Целесообразно постепенно переходить от простейшего приёма укладывания модели сантиметра и их подсчета к более трудному - отмериванию. Только затем приступают к измерению способом прикла­дывания линейки или рулетки, к начерченному отрезку.

Для того, чтобы учащиеся лучше осознали взаимосвязь между числом и величиной, то есть поняли, что в результате измерения они получают число, которое можно складывать и вычитать, полезно в качестве наглядного пособия для сложения и вычитания использовать ту же линейку. Например, ученикам даётся полоска; требуется с помощью линейки определить её длину. Линейка прикладывается так, чтобы 0 совпал с началом полоски, а её конец совпал с цифрой 3 (если длина полоски равна 3 см). Затем учитель предлагает вопросы: «А если приложить линейку так, чтобы начало полоски совпало с числом 2, с каким числом на линейке совпадёт тогда конец полоски. Почему?». Некоторые учащиеся сразу называет число 5, объясняя, что 2+3=5. Тот, кто затрудняется, прибегает к практическому действию, в процессе которого закрепляет вычислительные навыки и приобретает умение пользоваться линейкой для вычислений. Возможны аналогичные упражнения с линейкой и на обратное действие - вычитание. Для этого ученики сначала определяют длину предложенной полоски, например, 4см, а затем учитель спрашивает: «Если конец полоски совпадает с числом 9 на линейке, то с каким числом совпадёт начало полоски?»(5; 9-2=5). Для формирования измерительных навыков включается система разнообразных упражнений. Это измерение и черчение отрезков; сравнение отрезков, чтобы ответить на вопрос: на сколько сантиметров один отрезок длиннее (короче) другого отрезка; увеличение и уменьшение отрезков на несколько сантиметров. В процессе этих упражнений у учащихся формируется понятие длины как числа сантиметров, которые укладываются в данном отрезке. Позднее, при изучении нумерации чисел в пределах 100, вводятся новые единицы измерения - дециметр, а затем метр. Работа проходит в таком же плане, как и при знакомстве с сантиметром. Затем устанавливают отношения между единицами измерения. С этого времени приступают к сравнению длин на основе сравнения соответствующих отрезков.

Введение миллиметра обосновывается необходимостью измерять отрезки меньшие 1 сантиметра.

При знакомстве с километром полезно провести практические тяготы на местности, чтобы сформировать представление об этой единице измерения.

В 3-4 классе учащиеся составляют и заучивают таблицу всех изученных единиц длины и их отношений.

Начиная со 2 (1-3) класса дети в процессе решения задач знакомятся с нахождением длины косвенным путём. Например, зная длину данного класса и количество классов на втором этаже, вычисляет длину школы; зная высоту комнат и количество этажей в доме, можно приблизительно

вычислить высоту дома и тому подобное.

Работу над этой темой можно продолжить на внеклассных занятиях, например, рассмотреть старинные русские меры: верста, сажень, вершок. Познакомить учащихся с некоторыми сведениями из истории развития системы мер.

Методика изучения площади и её измерение .

В методике работы над площадью фигуры имеется много общего с работой над длиной отрезка, то есть работа проводится почти аналогично.

Знакомство учащихся с понятием «площадь фигуры» начинается с уточнения представлений, имеющихся у учащихся о данной величине. Исходя из своего жизненного опыта, дети легко воспринимают такое свойство объектов, как размер, выражая его в понятиях «больше», «меньше», «равно» между их размерами.

Используя эти представления, можно познакомить детей с понятием «площадь» выбрав для этой цели такие две фигуры, при наложении которых друг на друга одна целиком помещается в другой.

«В этом случае, - говорит учитель, - в математике принято говорить, что площадь одной фигуры больше (меньше) площади другой фигуры». Когда же фигуры при наложении совпадают, то говорят, что их площади равны или совпадают. Этот вывод ученики могут сделать самостоятельно. Но возможен и такой случай, когда одна из фигур не помещается полностью в другой. Например, два прямоугольника, один из которых квадрат (Рис.8). После безуспешных попыток уло­жить один прямоугольник в другой учитель поворачивает фигуры обратной стороной, и дети видят, что в одной фигуре уложилось 10 одинаковых квадратиков, а в другой 9 таких же квадратиков (рис.9).

Ученики совместно с учителем делают вывод, что для сравнения площадей, так же как и для сравнения длин можно воспользоваться меркой.

Возникает вопрос: какая фигура может быть использована, в качестве мерки для сравнения площадей?

Учитель или сами дети предлагают использовать в качестве мерок треугольник, равный половине площади квадрата M – M , или прямоугольник, равный половине площади квадрата М – М или 1/4площади квадрата M. Это может быть квадрат M или треугольник М. (рис.10).

Учащиеся укладывают в прямоугольники различные мерки и подсчитывают их число в каждом.

Так пользуясь меркой M1, они получают 20М1 и 10МГ. Измерение меркой М2 даёт 40М2 и 36М2. Использование мерки M3 - 20МЗ и 18МЗ. Измеряя прямоугольники меркой М4, получаем 40М4 и 36М4.

В заключении учитель может предложить измерить площадь одного прямоугольника меркой M1, а площадь другого прямоугольника (квадрата) меркой М2.

В результате выясняется, что площадь прямоугольника равна 20, а площадь квадрата 36.

«Как же так, - говорит учитель, - получается, что в прямоугольнике уложилось мерок меньше, чем в квадрате? Может быть вывод, который мы сделали раньше, о том, что площадь квадрата больше площади прямоугольника, неверен?»

Поставленный вопрос помогает акцентировать внимание детей на том, что для сравнения площадей необходимо пользоваться единой меркой. Для осознания этого факта учитель может предложить выложить на фланелеграфе разные фигуры из четырёх квадратов или нарисовать их в тетради, обозначая квадрат клеткой (рис.11). После того, как задание выполнено, полезно выяснить;

Чем построенные фигуры похожи? (они состоят из четырёх одинаковых квадратов).

Можно ли утверждать, что площади всех фигур одинаковы? (дети могут проверить свой ответ, наложив квадраты одной фигуры на квадраты других).

Перед знакомством школьников с единицей площади полезно провести практическую работу, связанную с измерением площади данной фигуры различными мерками. Например, измеряя площадь прямоугольника квадратиками, получаем число 10, измеряя прямоугольником, состоящим из двух квадратиков, получаем число 5. Если мерка равна 1/2 квадратика, то получаем 29,если 1/4 квадратика, то получаем 40.(рис.12)

Дети подмечают, что каждая следующая мерка состоит из двух предыдущих, то есть, её площадь больше площади предыдущей мерки в 2 раза.

Отсюда вывод, во сколько раз увеличилась площадь мерки, во столько же раз увеличилось численное значение площади данной фигуры.

С этой целью можно предложить детям такую ситуацию. Трое учеников измеряли площадь одной и той же фигуры (фигура предварительно чертится в тетрадях или на листочках). В результате каждый ученик получил в ответе первый - 8, второй - 4, а третий -2.Учащиеся догадываются, что результат зависит от той мерки, которой пользовались ученики при измерении. Задания такого вида подводят к осознанию необходимости введения общепринятой единицы площади -1 см (квадрат со стороной 1см). Модель 1см вырезается из плотной бумаги. С помощью этой модели измеряются площади различных фигур. В этом случае учащиеся сами придут к выводу, что измерить площадь фигуры, значит узнать сколько квадратных сантиметров она содержит.

Измеряя площадь фигуры с помощью модели, школьники убеждаются в том, что укладывать 1см в фигуре неудобно и занимает много времени. Гораздо удобнее использовать прозрачную пластину, на которую нанесена сетка из квадратных сантиметров. Она называется палеткой. Учитель знакомит с правилами пользования палеткой. Она накладывается на произвольную фигуру. Подсчитывается число полных квадратных сантиметров (пусть оно равно а). Затем подсчитывается число неполных квадратных сантиметров (пусть оно равно b) делится на 2.(а+b):2. Площадь фигуры приблизительно равна (а+b):2см. Наложив палетку на прямоугольник дети легко находят его площадь. Для этого подсчитывают число квадратных сантиметров в одном ряду потом считают число рядов и перемножают полученные числа: а b (см). Измеряя линейкой длину и ширину прямоугольника, учащиеся замечают или учитель обращает их внимание на то, что число квадратов, которые укладываются по длине, давно численному значению длины прямоугольника, а число строк совпадает с числовым значением ширины.

После того, как учащиеся убедятся в этом экспериментально на нескольких прямоугольниках, учитель может познакомить их с правилом вычисления площади прямоугольника: чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно знать его длину и ширину и перемножить эти числа. Впоследствии правило формулируется более кратко: площадь прямоугольника равна его длине умноженной на ширину. При этом длина и ширина должны быть выражены в единицах одного наименования.

В тоже время учащиеся приступают к сопоставлению площади и периметра многоугольников с тем, чтобы дети не смешивали эти понятия, а в дальнейшем чётко различали способы нахождения площади и периметра многоугольников. Выполняя практические упражнения с геометрическими фигурами, дети подсчитывают число квадратных сантиметров и тут же вычисляют периметр многоугольника в сантиметрах.

Наряду с решением задач на нахождение площади прямоугольника по данным длине и ширине, решают обратные задачи на нахождение одной из сторон, по данным площади и другой стороне.

Площадь - это произведение чисел, полученных при измерении длины и ширины прямоугольника, значит, нахождение одной из сторон прямоугольника сводится к нахождению неизвестного множителя по известным произведению и множителю. Например, площадь садового участка 100м, длина участка 25м. Какова его ширина? (100:25=4)

Кроме простых задач, решаются и составные задачи, в которых наряду с площадью включается и периметр. Например: «Огород имеет форму квадрата, периметр которого 320 м. Чему равна площадь огорода?

1) 320:4=80(м)- длина огорода; 2) 80*80=1600(м)- площадь огорода. Объём фигуры и его измерение .

Программа по математике предусматривает наряду с рассмотренными величинами знакомство с объёмом и его измерением с помощью литра. Так же рассматривается объём пространственных геометрических фигур и изучаются такие единицы измерения объёма, как кубический сантиметр и кубический дециметр, а так же их соотношения. Методика изучения времени и его измерения. Время является самой трудной для изучения величиной. Временные представления у детей развиваются медленно в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.

Временные представления у первоклассников формируются прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты работы - всё это помогает ребёнку увидеть и осознать изменения времени, почувствовать течение времени.

Начиная с первого класса, необходимо приступать к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков. Например, что длится дольше: урок или перемена, учебная четверть или зимние каникулы; что короче учебный день ученика в школе или рабочий день родителей? Такие задания способствуют развитию чувства времени. В процессе решения задач, связанных с понятием разности, дети приступают к сравнению возраста людей и постепенно овладевают важными понятиями: старше - моложе - одинаковые по возрасту. Например, «Сестре 7 лет, а брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату?» «Мише 10 лет, а сестра моложе его на 3 года. Сколько лет сестре?» (М1М «1-3», стр. 68,М2,13-соответственно,1994 г) «Свете 7 лет, а её брату 9 лет. Сколько лет будет каждому из них через 3 года?»

На осознание течения времени (М1М «1-3».стр.84,№2,1994 г). Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений детей. Знание количественных отношений единиц времени помогает сравнивать и оценивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах.

С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение продолжительности события. Например, сколько дней длятся весенние каникулы? Сколько месяцев длятся летние каникулы? Учитель называет начало и конец каникул, и учащиеся подсчитывают число дней и месяцев по календарю. Надо показать, как быстро подсчитать» число дней, зная, что в неделе 7 дней. Аналогично решаются обратные задачи.

Единицы времени, с которыми знакомятся дети в начальной школе: неделя, месяц, год, век, сутки, час, минута, секунда.

Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует повесить в классе на некоторое время, а так жесистематические упражнения в преобразовании величин, выраженных в единицах времени, их сравнении, нахождении различных долей любой единицы времени, решение задач на вычисление времени.

В 3 (1-3) классе рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания величин, выраженных в единицах времени. Не обходимые преобразования единиц времени здесь выполняют попутно, без предварительной замены заданных величин. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях, которые намного сложнее, чем вычисления с величинами, выраженными в единицах длины и массы, рекомендуется давать вычисления в сопоставлении:

30мин 45сек - 20мин58 сек;

30м 45см - 20м 58см;

30ц 45кг - 20ц 58кг;

Для развития временных представлений используется решение задач на вычисление продолжительности событий, его начала и конца.

Простейшие задачи на вычисление времени в пределах года (месяца) решаются с помощью календаря, а в пределах суток - с помощью модели часов.

Методика изучения массы и её измерения.

Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают в жизненной практике ещё до школы. До понятийные представления о массе сводятся к свойству предметов «быть легче» и «быть тяжелее».

В начальной школе учащиеся знакомятся с единицами массы: килограммом, граммом, центнером, тонной. С прибором, при помощи которого измеряют массу предметов - весами. С соотношением единиц массы.

На этапе сравнения однородных величин, выполняются упражнения в отвешивании: отвешивают 1,2,3 килограмм соли, крупы и т.д. В процессе выполнения подобных заданий, дети должны активно участвовать в работе с весами. Попутно происходит знакомство с записью полученных результатов. Далее дети знакомятся с набором гирь:1кг, 2кг, 5кг и затем приступают к взвешиванию нескольких специально подобранных предметов, масса которых выражается целым числом килограмм. При изучении грамма, центнера и тонны устанавливаются их соотношения с килограммом, составляется и заучивается таблица единиц массы. Затем приступают к преобразованию величин, выраженных в единицах массы, заменяя мелкие единицы крупными и обратно. Например, масса слона 5 тонн. Сколько это центнеров? килограммов? (М4М.1 -4, :, Просвещение, 1989 г.) Вырази в килограммах: 12т 96кг, 9385г, 68ц, 52ц 5 кг; в граммах:13кг 125г, 45кг 13г, 6ц, 18кг?(МЗМ 1 - З.М:,Линка пресс, 1995г)

Так же сравнивают массы и выполняют арифметические действия над ними. Например, вставь числа в « окошки», чтобы получились верные равенства:

7т 2ц+4ц=_ц;9т 8ц-6ц=_ц.

В процессе этих упражнений закрепляются знания таблицы единиц массы. В процессе решения простых, а затем и составных задач, учащиеся устанавливают и используют взаимосвязь между величинами: масса одного предмета -количество предметов - общая масса данных предметов, учатся вычислять каждую из величин, если известны численные значения двух других.

Заключение.

Величины, как свойства объектов, обладают ещё одной особенностью - их можно оценивать количественно. Для этого величину нужно измерить. Измерение - заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода, принятой за единицу.

Величины, которые вполне определяются одним численным значением, называются скалярными величинами. Такими, к примеру, являются длина, площадь, объём, масса и другие. Кроме скалярных величин, в математике рассматривают ещё векторные величины. Для определения векторной величины необходимо указать не только её численное значение, но и направление. Векторными величинами являются сила, ускорение, напряжённость электрического поля и другие.

В начальной школе рассматриваются только скалярные величины, причём такие, численные значения которых положительны, то есть положительные скалярные величины.

Измерение величин позволяет свести сравнение их к сравнению чисел

Список литературы

    Анипченко З.А.

Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. М.: 1997г. стр.2-5

    Александров А.Д.

Основания геометрии. Изд. «НАУКА» Новосибирск,1987г.

    Вапняр Н.Ф., Пышкало А.М., Янковская Н.А.

Тетрадь по математике для 1-го класса 1-3,7-е изд.-М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,1983г. стр.17

    Волкова С.И.

« Карточки с математическими заданиями и играми» для 2-го класса 1-4: Пособие для учителей-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г. стр. 32-36

Конспект урока

АЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План - конспект занятия.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о новой единице измерения длины - метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Тип занятия: Комбинированное.

Оборудование и ТСО:

Использованная литература.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  • Разминка
  • Счет от 10 и до 1.
  1. Музыкальная физминутка
  • Вопросы по теме.
  • Практическая работа в парах.
  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками.
  1. Закрепление нового материала.
  • Музыкальная физминутка.
  • Вопросы и ответы.
  1. Заключительная часть.
  • Подведение итогов занятия.
  • Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.

  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  1. Повторение ранее пройденного материала.
  • Разминка.

Дети: Короче линейки.

Дети: Тоньше веревки.

Дети: Легче арбуза

Дети: Младше сестры

  • Счет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

  • Вопросы по теме.

(

Дети: При помощи линейке.

(Ответы детей, если есть.)

(Ответы детей.)

Дети: Метром.

  • Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Дети: Начало.

Дети: Здесь написано число один и буква м.

Педагог: Число 1 обозначает - один, а буква м - метр. Таким образом, высота пальм ровна 1 метру.

Дети: Что такое 1 метр?

Педагог: Новая единица измерения, при помощи которой измеряют предметы разной длины или высоты.

Ребята, измеряя метром пальмы, приходят к выводу, что высота деревьев одинаковая - 1 м.

Педагог: Молодцы ребята мы с вами помогли жителям острова.

А теперь нам пора возвращаться. Дадим обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками. (Приложение№ 3)

Педагог: Путь не близкий. Выполним задание. Ребята на специально подготовленных карточках вам необходимо: обвезти пальму по шаблону, раскрасить ее и измерьте высоту. (Дети выполняют задание самостоятельно)

Педагог: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть.

6. Закрепление нового материала.

  • Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  • Вопросы и ответы.

Педагог: Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу.

Педагог: Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Познакомились с метром, и научились измеряться высоту предметов с его помощью.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Педагог расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому трудно? Какие задания хотели бы выполнить еще раз?

Оценка работы детей.

Приложение № 2.

Приложение № 1.

Приложение № 3.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого занятия Тема: «Измерение высоты условной меркой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

План-конспект открытого занятия

Тема: «Измерение высоты условной меркой»

Педагог дополнительного образования

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План – конспект занятия.

Тема занятия: Измерение высоты условной меркой.

Цель: познакомить детей с новой единицей измерения - метром.

Задачи:

Образовательные задачи:

    Формировать представление о новой единице измерения длины – метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

    Формировать умение сравнивать предметы по высоте (высокий - низкий).

    Закрепить основные понятия «длиннее - короче», «толще - тоньше», «тяжелее -легче», «старше - младше».

    Совершенствовать навык детей в счете в пределах 10.

Развивающие задачи:

    Развивать связную речь, умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;

    Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в коллективе.

Тип занятия: Комбинированное.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Оборудование и ТСО: метр, линейка, рулетка, пальмы, нарисованные на ватмане, карточки, раздаточный материал, музыкальный центр, демонстрационный материал.

Элементы технологии: личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникационной, дифференцированного обучения.

Использованная литература.

    Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Москва, 2004 г.

    Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников» ВЛАДОС, 2003г.

    Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных представлений у дошкольников» Просвещение, 1988г.

План проведения занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка

    Работа с графическими карточками

    Счет от 10 и до 1.

    Музыкальная физминутка

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

    Практическая работа в парах.

    Практическая часть занятия.

    Работа с карточками.

    Закрепление нового материала.

    Музыкальная физминутка.

    Вопросы и ответы.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

Педагог: Здравствуйте мои друзья (руки вперед) .

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук) .

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки) .

Будем дружно мы играть (ходят по кругу)

И заданья выполнять (ребята останавливаются и отпускают руки).

Дети присаживаются на свои места.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

Педагог: Ребята вы любите путешествовать.

Педагог: Тогда, дайте все вместе отправимся с вами в путешествие по морю.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка.

Педагог: Но с начало проведем разминку:

Педагог: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…

Дети: Короче линейки.

Педагог: Если веревка толще нитки, то нитка…

Дети: Тоньше веревки.

Педагог: Если арбуз тяжелее ананаса, то ананас…

Дети: Легче арбуза

Педагог: Если сестра старше брата, то брат

Дети: Младше сестры

Педагог: Молодцы! Команда готова. А на чем же мы отправимся в плаванье?

Дети: На лодке, катере, пароходе, самолете и т.д.

    Работа с графическими карточками. (Приложение № 1)

Педагог: Ребята, если каждый из вас выполнит индивидуальное задание, мы узнаем, на чем отправимся в путь.

Дети: Мы отправимся на корабле.

Педагог: Молодцы, быстро справились с этим заданием.

    Счет от 10 до 1.

Педагог: Итак, отправляемся, начнем отсчет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

    Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

Педагог: Мы уже подплываем к острову, на нем растут цветы и пальмы.

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

(На доске появляется изображение острова)

Педагог: Ребята, как вы думаете, на что похож остров, на который мы приплыли.

Дети: На отрезок. (Приложение №2)

Педагог: Верно ребята, жители этого острова любят выращивать цветы и пальмы.

Педагог: Если мы с вами сравним пальмы по высоте. Что мы можем о них сказать?

Дети: Пальмы высокие и низкие.

Педагог: Молодцы, ребята. Но вот беда выросли, на разных концах острова самые высокие пальмы, а жители теперь и спорят, какая пальма выше. Мы можем им помочь?

Педагог: При помощи какого инструмента мы можем измерить высоту пальмы?

Дети: При помощи линейке.

Педагог: Нет, ребята, пальмы гораздо выше, чем наша линейка. А какие приборы, для измерения высоты, вы еще знаете?

(Ответы детей, если есть.)

Педагог: Для измерения высоты предметов люди придумали метр и рулетку.

Педагог: Подумайте и скажите, какие предметы удобнее измерять линейкой (метром, рулеткой) и почему? (Ответы детей.)

Педагог: Молодцы ребята. Так чем мы можем воспользоваться, для измерения высоты пальм?

Дети: Метром.

    Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Педагог: Ребята возьмите в руки метр и найдите ноль. Что обозначает ноль.

Дети: Начало.

Педагог: Приложите метр таким образом, чтобы основание пальмы и ноль совпали. Педагог: Молодцы ребята, теперь один из вас начинает раскручивать метр, соединив вершину пальмы с каким-то числом на метре. Что за число у вас получилось.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ