Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В современном обществе термины «нацизм», «национализм» и «фашизм» часто могут восприниматься как синонимы, однако это не так. Два термина, а именно нацизм и фашизм, были отождествлены во время Великой Отечественной войны, поскольку Италия и Германия выступали в данной войне на одной стороне. Именно тогда появилось словосочетание «фашистская Германия», которое очень не нравилось пленным немцам. Национализм и нацизм и вовсе практически неотличимы для обычного человека. Но если смысл у этих понятий один, как же их различить и и нацизм?

Фашизм и франкизм

Фашизм в переводе с итальянского означает «объединение» или «пучок». Данный термин означает обобщение крайне правых политических движений, а также их идеологии. Также он обозначает политические режимы диктаторского типа, которые возглавляются данными движениями. Если брать более узкое понятие, то под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое существовало на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Муссолини.

Помимо Италии, фашизм также существовал в Испании во время правления генерала Франко, отчего он получил несколько иное название — франкизм. Фашизм был и в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии, а также во многих Если верить работам советских ученых, то к фашизму стоит отнести и национал-социализм, существовавший в Германии, однако чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое нацизм?

Признаки фашистского государства

Как же отличить фашистское государство от других? Несомненно, у него есть свои признаки, которые позволяют отделить его от других стран, где властвует диктатор. Основные черты идеологии фашизма - это:

  • Вождизм.
  • Корпоративизм.
  • Милитаризм.
  • Экстремизм.
  • Национализм.
  • Антикоммунизм.
  • Популизм.

Фашистские партии, в свою очередь, возникают тогда, когда страна находится в состоянии экономического кризиса, притом в том случае, если он влияет на состояние политической и социальной сферы.

После окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело очень негативную окраску, поэтому для любой политической группы стало крайне непопулярно относить себя к данному направлению. В советских СМИ традиционно фашизмом назывались все антикоммунистические военные диктатуры. В качестве примера можно привести военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.

Фашизм не синоним слову национализм, поэтому не стоит путать два этих понятия. Нужно просто разобраться, и нацизм.

Национализм

Следующий термин, который следует узнать, чтобы понять что такое нацизм — это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности. Но так происходит не всегда. Иногда национализм может формировать народ не только по принципу одной крови, но и по принципу территориальной принадлежности.

Как отличить национализм от нацизма?

Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.

Нацизм

Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма.

Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.

По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом.

Основными идеями национал-социализма являлись:

  • Антимарксизм, антибольшевизм.
  • Расизм.
  • Милитаризм.

Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.

Всего 60 лет назад мир захлестнула сокрушительная война, но уже сегодня последователи Гитлера заявляют о своих претензиях на политический олимп. Они пытаются прорваться в парламенты и кабинеты министров под видом националистов, утверждая, что на самом деле оберегают интересы народа. Чем же они отличаются от нацистов? Есть ли риск повторения войны, которая вновь заставит вздрогнуть всё человечество.

Определение

Нацизм – политическая идеология национал-социализма, где социалистическое устройство государства и общества тесно переплетено с националистическими идеями. Это позволяет проповедовать превосходство одного народа над другими, обосновывать расовую дискриминацию и этнические войны. Важнейшие атрибуты такой идеологии – тоталитаризм, отказ от рыночной экономики, введение всеобщей воинской повинности, атмосферы тотальной нетерпимости и единомыслия.

Национализм – политическое течение, важнейшим принципом которого является защита нации и первостепенное соблюдение её интересов. При этом народ может быть сформирован как по принципу «одной крови», так и по принципу «одной земли», «одной веры». Политическая идеология стойко защищает интересы нации, однако не всегда проповедует её превосходство над остальными народами.

Сравнение

Здоровый национализм позволяет идентифицировать этническую или социальную группу на фоне остальных, соблюсти её интересы, организовать эффективное управление. Нацизм более агрессивен, в его планы входит широкое распространение одной биологической группы, которая якобы обладает превосходством над остальными. Этническое совершенство одного народа даёт ему «право» угнетать другие, вплоть до полного их уничтожения.

Национализм более терпимо относится к представителям других народов. Кроме того, он может быть сформирован по территориальному (США) или религиозному (исламистские государства) принципу. Национализм не всегда противоречит рыночной экономике, свободе слова и свободомыслию. Он вполне способен справиться с конструктивной критикой и вклиниться в правовое поле. Национал-социализм – это идеология тоталитарного государства, где не может быть и речи о личной свободе.

Выводы сайт

  1. Определение этноса. Нацизм ставит во главу угла биологическое происхождение, а национализм – ещё и единство взглядов, религию.
  2. Отношение к другим народам. Национализм более-менее терпимо относится к чужим этносам, однако не стремится к слиянию с ними. Нацизм несёт расовую дискриминацию, идею превосходство одного народа над другими.
  3. Государственное устройство. Национализм может проявляться в любых политических формах: от демократии до авторитаризма, нацизм – всегда тоталитарен и стремится к уничтожению других партий.

Большинство, даже довольно образованных людей, чаще всего не знают, что есть разница, и довольно большая, между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский (немецкий) фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанной на коммунистической идеологии, которая называла так проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

Фашизм как тоталитарное движение зародился в Италии и получил название от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами.

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве». Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным: это «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:
Б.Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».
А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».

Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма.

Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Лексикон белорусов за прошлую неделю вырос на несколько новых слов. Дабы не прослыть глупцом, неумело оперируя такими понятиями, как фашизм, национал-социализм, шовинизм, национализм и бандеровцы, нужно, прежде всего, разобраться в их происхождении. Андрей Франковский объясняет принципиальные различия в терминологии.

Лексикон белорусов за прошлую неделю вырос на несколько новых слов. Дабы не прослыть глупцом, неумело оперируя такими понятиями, как фашизм, национал-социализм, шовинизм, национализм и бандеровцы, нужно, прежде всего, разобраться в их происхождении. Андрей Франковский объясняет принципиальные различия в терминологии.

Шовинизм

Николя Шовен

Первым возник шовинизм. Двести с лишним лет назад в армии Наполеона служил бравый солдат по имени Николя Шовен. Именно благодаря фанатизму этого вояки, преданного императору, слово шовинизм прочно вошло в обиход и со временем даже обросло некоторыми прилагательными, как, например, великодержавный. Имперские традиции своего кумира и возвеличивание французской нации над другими Шовен декларировал во всех тавернах, за что был неоднократно бит и осмеян за кретинизм. Однако он приобрел достаточную известность, чтобы увековечить собственное имя в новой идеологии под названием шовинизм, в то время мало отличающейся от элементарного патриотизма.

Фашизм

Бенито Муссолини

Фашизм произрос на итальянской земле в начале двадцатого века. В своей основе он имеет безобидное слово фашина - предмет, представляющий собой связку прутьев, символизирующую то, что каждый прутик по одиночке сломать легко, а в связке трудновато. Первым фашистом можно с уверенностью назвать Бенито Муссолини, объединившим своих единомышленников новой идеей, в основе которой лежала авторитарная диктатура, попрание демократических идеалов и прочего пацифизма. В то время идея фашизма не подразумевала никакого национального превосходства добродушной и жизнерадостной итальянской нации над другими, но вскоре появился Гитлер, перенял у друга Бенито идею, развил и придал фашизму такие зловещие формы, что без содрогания эта идеология не воспринимается ни одним здравомыслящим человеком. Объединить немцев национальной идеей - это еще половина беды, но возвысить их над другими - роковая ошибка. Чтобы заставить немцев поверить в их исключительность, нужны были воинские победы.

Одурманенные немецкой пропагандой и амфетамином солдаты с легкостью истребляли нации, не соответствующие арийским канонам, слепо веря в то, что отвечать за это будет Гитлер. Они выступали под знаменами национал-социализма и даже не знали о том, что на земле русской их именуют не иначе, как фашистские сволочи.

К исходу Второй мировой войны фашизму был положен конец, пропаганда этого инфернального мировоззрения запрещена ООН, но брошенное в землю семя иногда дает всходы, приобретая те или иные формы. Подытоживая этот абзац, можно сделать заключение, что идея национал-социализма является предтечей фашизма в нынешнем понимании этого слова.

Бандеровцы

Степан Бандера

Степана Бандеру трудно назвать рафинированным фашистом. Эта неоднозначная личность хотела построить свое независимое государство, ради чего шла на любые компромиссы, уничтожая русских и поляков и ведя политические игры с немецкими оккупантами. От личностей Гитлера и Муссолини Степан Бандера отличается, прежде всего, масштабностью. Крестьянскому мировоззрению Степана и его подручных, именуемых бандеровцами, хватало куска территории, на котором они мечтали построить свое независимое государство со столицей во Львове. Но этого сделать им не позволили. Герой Украины Степан Бандера не долго пробыл в этом ранге. Опрометчиво присвоенное звание было аннулировано под давлением либеральной общественности. Свой жизненный путь герой закончил в Мюнхене в 1959 году, погибнув от цианида, которым его отравил агент КГБ Богдан Сташинский. Но это уже отдельная история. Если одним словом охарактеризовать политические взгляды Бандеры и его последователей, то их, скорее, можно назвать не нацистскими, а националистическими. Повторюсь, что все дело в территориальных и этнических притязаниях.

Национализм

Если нацизм - как бы расширение влияния нации, то национализм направлен внутрь государства. Без внешней агрессии. Для СМИ и зомбоящиков интересны лишь крайние формы национализма, к которым относятся, например, шовинизм, религиозная нетерпимость или ксенофобия. На деле, чистый национализм проявил себя во время революций в Америке и Франции и к началу XIX века мобилизовал общества для перехода к капиталистической экономике, повышению экономической мощи и прочим ништякам, за которые мы любим Европу. Долгое время национализм шел в связке с либерализмом. Сегодня термин национализм очень хорошо подходит к Японии. Нация представляет собой некую замкнутую структуру и неохотно распахивает двери перед чужаками. Имперские замашки назидательно давно похоронены под ядерными взрывами в Хиросиме и Нагасаки, и если существует какая-то экспансия со стороны дальневосточного соседа, то только высокотехнологическая.

"... Слово «фашист» сегодня является, безусловно, ругательным, и ругают им кого ни попадя. Ничего удивительного в этом нет: ругательства любят становиться универсальными, это вообще такие специальные слова, которые стремятся обозначать все на свете, и совершенно все равно, что они определяли изначально. Разнося это определение по кочкам, мы потихоньку начинаем забывать его смысл, и так не очень-то явный, строго говоря. И потому становимся беззащитнее, ведь, забыв о сути явления, мы можем не заметить даже самых отчётливых его признаков, разгуливающих у нас под носом. Так что иногда не вредно освежить в памяти основные положения этой идеологии. Просто чтобы помнить и понимать.

В 1950 году ученые Т. Адорно, Н. Санфорд, Э. Френ­кель-Брунсвик и Д. Левинсон провели серию исследований, призванных установить портрет личности, склонной к авторитарному синдрому.

Мы до сих пор не знаем, почему такое большое количество людей склонно к этому синдрому - по мнению исследователей, каждый третий человек открыто к нему расположен (если же люди жили и, главное, воспитывались в авторитарной среде, то «авторитарщиков» в обществе - 60–70%). Для этого синдрома характерно небрежное отношение к правам личности, низкая критичность к общепринятым стереотипам, высокая лояльность к существующей власти, уверенность, что общество имеет право жёстко контролировать человеческую жизнь, страх перед другими народами и странами, примитивный патриотизм («мы самые лучшие, и это не обсуждается») и сознание собственного превосходства над немалой частью человечества.

Страх перед свободой других пугает авторитарщика больше, чем его собственная несвобода. Часть исследователей полагает: этот синдром важен для того, чтобы люди, существа социальные, могли слаженно функционировать. Однако, даже в самом авторитарном обществе каждый третий ребёнок рождается с установкой «не быть как все», и это гарантия того, что такое общество всё же будет способно к развитию. Часть же ученых копает ещё глубже и считает, что причина всего происходящего в том, что человек вообще склонен мыслить стереотипами.

Наш мозг можно представить себе в виде игрушечной железной дороги, по которой ездят длиннющие поезда с вагончиками, наполненными чужими мыслями. Лишь ничтожная часть этого груза является плодом наших собственных умственных усилий. И это прекрасно: чего бы мы добились, если бы каждый вынужден был самостоятельно, с нуля, познавать законы, по которым живёт окружающий мир? Мы охотно передоверяем другим думать за нас, а сами получаем уже готовые таблицы Менделеева, законы Ньютона и советы пить от живота крахмал с йодом. Конечно, важно, чтобы сведения эти доставляло нам внушающее доверия лицо, но мы равно готовы тащить с первых попавшихся помоек совершенно случайные тезисы и верить им беспрекословно при двух условиях: а) мы не слышали другого мнения на эту тему; б) мы сами об этом вообще никогда всерьёз не задумывались.

В Кёльнском университете лет десять назад поставили любопытный эксперимент: группа студентов в течение нескольких недель в разговорах с однокашниками упоминала несуществующего писателя Марбельдина, замечая, что все, что тот пишет, - чистый сюр и вообще дикая бредятина. После этого было проведено общее тестирование студентов, и один из вопросов звучал так: «Назовите современных писателей, произведения которых вы читали, и вкратце укажите своё отношение к их творчеству». Естественно, Марбельдин оказался весьма читаемым автором. Правда, большинство опрошенных невысоко оценили качество его «сюрных, слабых книг».

Если так отменно выступили студенты, народ более-менее размышляющий, то нетрудно догадаться, какие бездны доверчивости раскрываются, если речь идет о простом человеке, который вообще не склонен ломать голову по пустякам, так как у него куры не доены, фиги не стрижены, ребёнок болеет и ипотека не выплачена. Поэтому так легко приходила в общество религия как удобная система готовых стереотипов для всех желающих, если находился подходящий пророк, готовый убедительно и просто говорить о вещах сложных и неоднозначных. Тут нужно было только поверить, что этот посланец облечен доверием высших сил, после чего поверить в дюжину невозможностей до завтрака было уже плёвым делом.

Но очень долго такие системы стереотипов, распространявшиеся почти на всё общество, не могли полностью раскрыть свой потенциал. Мешали низкая скорость и сомнительная чистота передаваемой информации. Да, королевские указы зачитывались вслух на площадях, да, обученные проповедники расходились по приходам унифицировать мозги своей паствы, но любые поправки в эти стереотипы вносились в умы очень медленно, а учителя и проповедники ещё и искажали их своими собственными взглядами и рассуждениями. Так что создать общество, вибрирующее в унисон; общество, мгновенно реагирующее на сигналы с верхушки; общество, которое было бы по-настоящему монолитным, - нет, до 1895 года об этом нельзя было и подумать. А после 1895-го стало можно.

Господа Маркони и Попов никогда не упоминаются в числе виновников возникновения фашизма, а зря. Именно радио стало тем страшным ящиком Пандоры, из которого на головы несчастных жителей XX века вырвались все положенные им беды. Газеты, кино и в дальнейшем телевидение тоже нельзя сбрасывать со счетов, но именно радиоточки, вещавшие со всех углов единообразные тексты, привели к тому, что карта мира прошлого века превратилась в хоровод тоталитарных государств и мы до сих пор ещё расхлёбываем результаты этого события. Италия и Германия, Хорватия и Португалия, Бразилия и Япония, Испания и Венг­рия, равно как и многие другие страны, стали носителями этой идеологии, хотя часто слово «фашизм» никак не звучало в их официальных программах.

Радио, которое за секунды доносит до любого гражданина распоряжения вождя и которое так легко целиком контролировать власти - это ещё полбеды. Хуже всего, что через радио власти смогли напрямую общаться с теми, до кого не добиралось ранее печатное слово, с теми, кто не брал в руки ни книг, ни газет, кто вообще не обладал самостоятельным мнением по большинству вопросов. Впервые власть заговорила с быдлом, с низами общества - самой многочисленной и самой доверчивой его частью. Заговорила простым и понятным языком.

И все-таки почему фашизм стал такой страшной угрозой именно в XX веке и почему так много стран выбрало себе эту идеологию? Кто мог ждать такого от итальянцев с их древними традициями демократии, от германцев с их традиционным преклонением перед разумом? Почему усташи, восставшие хорваты, создали государство, в котором проводились соревнования «сербосеков» – так называли крепящийся к перчатке нож, с помощью которого удобно было перерезать горло людям (чемпионом стал умелец, за восемь часов вскрывший полторы тысячи сербских глоток; правда, ему помогала бригада, подтаскивавшая жертв и отволакивавшая трупы). Почему век торжества науки оказался и веком торжества концлагерей?

Беда в том, что фашизм ниоткуда не «брался»: он был, увы, совершенно естественным устройством сознания среднего человека той эпохи. Национализм, скажем, был распространен повсюду. Когда-то именно национальное самосознание позволило развиться и возникнуть государствам Европы, и никто не видел в этом особой опасности. Сегрегация была общим местом даже в самых демократических обществах: в 30-х годах даже богатый и образованный человек с примесью «цветной» крови не смел переступить порог оте­ля для белых ни в Малайзии, ни в Индии, ни в Южной Африке, ни во многих штатах США. Пат­риотизм считался безусловной доблестью, равно как и готовность живот положить за царя и отечество. Войну не полагали таким уж страшным злом, она воспринималась как нечто естественное и часто полезное.

Если порыться в классике, мы найдем у самых просвещенных умов человечества весь комплекс фашистских представлений за многие сотни лет до того, как Бенито Муссолини привел к власти партию с таким названием. Пожалуй, застрахованы от этой напасти (и то не конца), были лишь США, в которых отцы-основатели достаточно потрудились для того, чтобы их потомки не слишком экспериментировали с государственным устройством. Но именно в XX веке наука вложила человечеству в руки инструменты, с помощью которых стали возможны и создание таких режимов, и все вытекающие оттуда кровавые последствия. Это прежде всего быстрые СМИ, средства связи и военная техника. Никогда ещё государство не становилось таким могущественным, и никогда ещё оно не было столь опасным для своих и чужих граждан.

Неэффективность фашизма оказалась доказана просто и быстро: он проиграл войну. Агрессивное, но не гибкое; умеющее быстро мобилизоваться, но неспособное к полноценному техническому прогрессу; вызывающее ненависть у захваченных народов, но не умеющее жить в состоянии мира – фашистское общество показало свою несостоятельность. Экономика не любит такого масштабного администрирования, наука задыхается без питательного бульона свободы и не­ограниченной информации, а человеческое сознание начинает буксовать от постоянной лжи вокруг.

Тем не менее человечество не было бы человечеством, если б не его привычка совершать многократные круговые пробежки по граблям. До сих пор остались общества, бесспорно, фашистские – например, Северная Корея являет миру этот нежнейшей прелести чистейший образец. Мусульманский мир, проспавший в XX веке всё, что только можно было проспать, начинает заигрывать с этой идеологией, подменяя в ней, правда, национальную исключительность на религиозную. А кое-где раздаются отдельные голоса, клевещущие, что и на территории современной России можно наблюдать некоторые из десяти клинических признаков фашизма, что, дескать, неудивительно, если учесть, как долго её граждане жили при авторитарном режиме и славили великих вождей. Но мы думаем, вряд ли. Интернет не позволит. Времена, когда власть могла следить за тем, чтобы в мозги насаждались исключительно правильные стерео­типы, прошли, сегодня любой блогер и «вконтакт­ник» разводит собственные стереотипы в промышленных количествах. Кривые, косые, блохастые, откровенно глупые - но свои.

Но окончательно свободно вздохнуть можно будет, конечно, лишь когда количество персональных компьютеров в России превысит количество телевизоров. Тогда на том, что у нашего общества хоть когда-нибудь будет единое мнение хоть о чем-нибудь, можно будет поставить радостный жирный крест.

Сегодня мировой наукой выделено десять признаков, совокупность которых непременно является фашизмом, хотя то или иное фашистское государство может и не иметь некоторые из них.

1. Антилиберализм, распространяющийся на все сферы жизни - от частной до интеллектуальной и коммерческой. Запрещено (или вызывает подозрение) всё, что не разрешено. Инакомыслие приравнивается к преступлению.

2. Традиционализм. По крайней мере, декларируемый. Новшества в науке, в быту, в политике, в культуре автоматически объявляются злом, а если возникает необходимость допустить их в обиход, им подыскивают подходящих предков в истории, которая по такому поводу кроится и перешивается, как латаное пальтишко.

3. Национализм. Самая многочисленная нация объявляется высшей (таких наций может быть и несколько), остальные делятся на две категории: «подчинённые» и «опасные». О подчинённых можно даже заботиться как о неразумных детях, над ними можно посмеиваться, но в целом к ним стоит относиться снисходительно. Они оцениваются представителями «высшей» нации как глуповатые, безответственные, наивные и добродушные существа, нуждающиеся в управлении. Нации «опасные», напротив, используются как пугало, при этом больше ненависти и страха вызывают не «враги по периметру», а «внутренние резиденты», которым приписываются такие качества, как жадность, преступность, хитрость, жестокость и подлость.

4. Антикоммунизм. Большинство историков склонны полагать, правда, что это историческая, а не причинно-следственная взаимосвязь и если бы конкурирующей с фашизмом тоталитарной идеологией была другая, то место антикоммунизма заняла бы она. Ведь к социализму – ближайшей к коммунизму и принятой многими фашистскими режимами системе - никаких претензий не было, а в качестве «коммунистов» фашисты преследовали людей самых разных взглядов - например католиков и нудистов.

5. Этатизм. Термин произошел от французского «еtat» - «государство» и признает абсолютное первенство интересов государства над любыми правами человека.

6. Корпоративизм. Разделение общества на социальные группы с разными правами и обязанностями, при этом не всегда прописанными официально. Что позволено партийному чиновнику, не позволено работяге у станка, и наоборот. Общество фактически делится на привилегированную элиту и остальных, при этом все распихиваются по ячейкам, организациям, сообществам и союзам, которые контролируют жизнь своих членов.

7. Популизм. Официально власть, конечно, служит во имя народа, денно и нощно печётся о благе народа и является его, народа, голосом.

8. Милитаризм. Для консолидации общества нужны враги. Для подъёма национального самосознания нужны войны или хотя бы подготовка к этим войнам. Массовые обязательные призывы на военную службу, гонка вооружений, военно-пат­риотическое воспитание молодёжи и собственно боевые действия, пусть и неглобальные, - характерные признаки фашизма.

9. Вождизм. Само слово «фашизм» происходит от латинского слова «fascio» - «связка». Все люди, в едином порыве сжавшись в единый кулак, управляются единой идеей, рожденной в голове единственного и неповторимого вождя. Все остальные могут ошибаться, вождь – никогда. Почему люди с авторитарным синдромом так легко впадают в любовный экстаз по отношению к типам, сумевшим оседлать вертикаль власти и показать оттуда всем большие зубы, - это вопрос к психоаналитикам. Мы же отметим, что лишь в исключительных случаях фашистские идеологии не приводили к созданию такого единого земного воплощения Бога-Отца.

10. Примитивизм. Идеология, рассчитанная на самые примитивные умы. Никаких сложных доктрин, неоднозначных определений, никаких «видите ли, эту проблему нужно рассматривать с разных сторон». Сомнение и желание во всём разобраться самостоятельно - худшее чувство, которое может быть при скармливании очередного стереотипа массам..."

Ответить

Прокомментировать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ