Указано, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы. Действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, - обязанность командиров. Органы государственной власти, в свою очередь, должны оказывать им содействие. В соответствии с Законом и в целях социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей принято Постановление Правительства РФ N 1093 и приказ МО РФ № 20 .
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь (п. 2 ст. 16 Закона РФ N 76-ФЗ), в том числе бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений, отсутствии в них соответствующих отделений или необходимого оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях муниципальной или государственной систем здравоохранения. Расходы таким учреждениям возмещаются в порядке, установленном Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 911, по тарифам, действующим на территории данного субъекта РФ на момент оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения, в соответствии с договором, заключенным между федеральным органом исполнительной власти (по представлению командиров воинских соединений, частей) и учреждением здравоохранения. Примерная форма договора приведена в Постановлении Правительства РФ N 911.
Обратите внимание: взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи и за дорогостоящие, высокотехнологичные виды медицинской помощи, оказываемые медицинскими учреждениями здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями не производятся. Скорая медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности медицинского учреждения.
Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Кроме того, члены семей офицеров вправе получить медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством РФ. К членам семей офицера относятся:
Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы РФ осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством РФ.
Право на санаторно-курортное лечение военнослужащих гарантировано положениями абз. 1 п. 4 ст. 16 Закона РФ N 76-ФЗ. Порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение устанавливается Минобороны России, другими федеральными органами, в которых законом предусмотрена военная служба.
Рассмотрим порядок обеспечения санаторно-курортным лечением в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время действует Приказ Минобороны России N 360 <4>, которым утверждена Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ (далее - Инструкция). Пунктом 1 данной Инструкции установлено, что санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристских базах Минобороны России, иного федерального органа, где законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются во время отпуска, но не более одного раза в год, следующие категории военнослужащих:
Для отбора указанных военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в воинских частях, иных формированиях приказом командира воинской части создается санаторно-отборочная комиссия. Отбор на санаторно-курортное лечение пенсионеров Минобороны России производится санаторно-отборными комиссиями военных комиссариатов, назначаемыми приказом руководителя. На основании данных медицинских осмотров комиссия производит отбор нуждающихся в санаторно-курортном лечении, заполняет санаторно-курортные карты или медицинские книжки военнослужащих. В целях контроля медицинского отбора санаторно-отборочными комиссиями в военных санаториях создается врачебная комиссия.
Необходимо отметить, что категории граждан, указанные в пп. "д" и "е", а также инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий из числа военнослужащих и пенсионеров Минобороны России, участники Великой Отечественной войны и другие категории военнослужащих, указанные в п. 9 Инструкции, пользуются правом на первоочередное ежегодное получение путевок в соответствии с действующим законодательством. Также Инструкцией предусмотрена возможность внеочередного получения путевок, которая предоставляется военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы после прохождения госпитального лечения (п. 8 Инструкции).
Оформление путевки на перевод больного в санаторий производит госпитальная военно-врачебная комиссия. Путевка без заключения санаторно-отборочной комиссии не предоставляется.
Общее количество путевок в санатории и дома отдыха Минобороны России распределяется следующим образом:
В случае отсутствия в Минобороны России санаториев необходимого профиля допускается приобретение путевок в специализированные санатории других организаций с предоставлением их на льготных условиях оплаты.
Бывшие сотрудники МВД, имеющие выслугу более 20 лет, имеют право на: - обеспечение медицинской помощью в медучреждениях системы МВД; - льготы по оплате лечения в санаториях и домах отдыха системы МВД; - ежегодную денежную компенсацию к отдыху в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Льготы полагаются офицерам, уволенным со службы с «военным» стажем в льготном исчислении 20 и более лет (при стаже службы 25 календарных лет и более медицинские льготы даются независимо от оснований увольнения), а также прапорщикам и мичманам, уволенным при стаже службы 20 и более календарных лет.
28-42 закона.
Действует следующий порядок:
РФ от 12.02.1993 N 4468-1. В зависимости от полученной группы и обстоятельств (травма или заболевания) они составляют от 30 до 85 % денежного довольствия служащих (ст. 43).
Льготы для военных пенсионеров, являющихся инвалидами, предусматривают надбавку в виде 100 % минимальной социальной пенсии при достижении женщинами и мужчинами 55 и 60 лет, соответственно.
Вряд ли кто-то будет спорить, что военные — совершенно особая категория граждан. Этакая система в системе. С одной стороны, подчиненная своей собственной иерархии, своим законам и правилам. И вместе с тем абсолютно зависимая от решений государственных органов власти.
Решило Правительство отсрочить индексацию денежного довольствия — пожалуйста. Индексацию военные ждут уже два года. Наверное, поэтому военные и "бюджетники" чаще других россиян обращаются к законодательству и тщательно отслеживают изменения в нем. О том, какие льготы военнослужащим будут доступны в 2015 году эта статья.
Собственно, военнослужащие бывают разные: призывники, находящиеся на срочной обязательной службе, уволенные в запас, военные пенсионеры и непосредственно те, кто сделал службу в вооруженных силах своей профессией. Большая часть прав и льгот военнослужащих определена ФЗ №76 от 27.05.98 г., поправки в который вносятся не реже двух раз в год. Самые последние датированы 20 апреля 2015 года.
Вот какие льготы имеют военнослужащие по контракту в соответствие с обозначенным законом:
Несмотря на то, что обязательный срок службы в армии (то есть по призыву) составляет всего 1 год, призывники, как и другие военнослужащие, имеют ряд льгот в связи со своим положением, а именно:
Военнослужащие, уволенные запас в связи с сокращением штатов или при достижении максимального возраста службы, сохраняют за собой такие права и льготы, как:
Бывшим военнослужащим, уволенным в связи с достижением необходимой выслуги лет, и ставшим пенсионерами, помимо перечисленных выше привилегий положены льготы при покупке путевок в санатории и курорты, а также бесплатный проезд один раз год к месту лечения любым транспортом для себя и одного сопровождающего.
Особые льготы по Закону положены членам семьи военнослужащего. Так, например, супруга военного, если она не может трудоустроиться по месту прохождения службы супругом, имеет право засчитать себе в стаж период такого проживания, но не более 5 лет в общей сложности. Близкие родственники военного, проживающие вместе с ним, участвуют при определении нормативного размера предоставляемого жилого помещения.
За ними сохраняется право получать медицинскую помощь в тех же медучреждениях, в которых состоит на учете военнослужащий. А дети военного без очереди принимаются в детские сады и школы по месту службы отца.
Родители, жены и дети погибших военнослужащих имеют право жить в служебных жилых помещениях, получать компенсацию коммунальных платежей, за ними сохраняются гарантии по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию и льготы на проезд.
В случае лечения военнослужащим заболевания или последствий травм спинного мозга срок такого санаторно-курортного лечения по путевке может быть увеличен до дней, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Льготы на военный санаторий для гражданского персонала Лица, являющиеся гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ имеют право на получение путевок в военные санатории на условиях, которые определяются соглашениями между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих ВС РФ и Минобороны РФ, заключенным в установленном порядке по каждому конкретному случаю. В зависимости от условий этих соглашений определяются льготы на военный санаторий для таких лиц и условия оплаты ими путевок. При этом на путевках проставляются специальные отметки Для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Бывшие сотрудники МВД, имеющие выслугу более 20 лет, имеют право на: - обеспечение медицинской помощью в медучреждениях системы МВД; - льготы по оплате лечения в санаториях и домах отдыха системы МВД; - ежегодную денежную компенсацию к отдыху в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Льготы полагаются офицерам, уволенным со службы с «военным» стажем в льготном исчислении 20 и более лет (при стаже службы 25 календарных лет и более медицинские льготы даются независимо от оснований увольнения), а также прапорщикам и мичманам, уволенным при стаже службы 20 и более календарных лет.
Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Кроме того, члены семей офицеров вправе получить медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством РФ.
К членам семей офицера относятся:- супруг/супруга;- несовершеннолетние дети;- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы РФ осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством РФ.
Эти отметки делаются Главным военно-медицинским управлением МО или медслужбой вида ВС, военного округа, флота, рода войск ВС, Железнодорожных войск, ГУ Минобороны для направления гражданского персонала в подчиненные им санатории и дома отдыха на льготных условиях. Если лица, являющиеся гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ, направлены в санаторий по заключению госпитальной военно-врачебной комиссии для продолжения госпитального лечения, они получают бесплатные путевки.
Как и в остальных случаях, предусматривается система надбавок. На их получение имеют право:
Правила установления пенсий для членов семьи военнослужащего изложены в ст.
28-42 закона.
Существует ряд преимуществ, касающихся государственных пособий по старости для жен служащих. В ситуациях, когда они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием по месту дислокации части соответствующих вакансий, это время засчитывается в их страховой стаж.
Действует следующий порядок:
Также действие этой льготы распространяется на лиц, находящихся на иждивении военных пенсионеров и проживающих совместно в военно медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также предусмотрено обеспечение санаторно курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на турбазах Министерства обороны Российской Федерации.
Военные пенсионеры оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты.
Комментарий: Военные пенсионеры со сроком службы менее 20 лет по льготному исчислению и с трудовым стажем менее 25 лет вправе приобретать путевки полностью за свой счет. Ответы на распространенные вопросы про льготы военным пенсионерам по санаторно курортному лечению Вопрос №1: Может ли родственник военного пенсионера, не проживающий с ним, претендовать на оплату 50% стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение? Ответ: Нет, совместное проживание является обязательным условием предоставления субсидии на санаторно-курортное лечение.
Вопрос №2: Может ли родственник военного пенсионера, не являющийся его иждивенцем, претендовать на 50% оплату путевки в санаторий? Ответ: Нет. получателями льготы могут быть только иждивенцы, проживающие совместно с военным пенсионером.
ВниманиеДля этого существуют следующие основания:
Выслуга лет не оказывает влияние на итоговый размер пособия. Выплаты в пользу военных пенсионеров по инвалидности установлены в ст.
РФ от 12.02.1993 N 4468-1. В зависимости от полученной группы и обстоятельств (травма или заболевания) они составляют от 30 до 85 % денежного довольствия служащих (ст. 43). Льготы для военных пенсионеров, являющихся инвалидами, предусматривают надбавку в виде 100 % минимальной социальной пенсии при достижении женщинами и мужчинами 55 и 60 лет, соответственно.
В случае необходимости профильного лечения, по заключению медицинской комиссии или для продолжения госпитального лечения, такие военнослужащие имеют право на бесплатную путевку в санаторий. Причем, не только офицеры, но и прапорщики, курсанты, сержанты и рядовые, проходящие службу по контракту.
В иных случаях военнослужащие рядового состава, служащие по контракту с 1 января 2004 года, а также курсанты военных училищ оплачивают 100 % от стоимости путевок в военный санаторий, однако имеют право на получение таких путевок. Бесплатно могут отдохнуть в военных здравницах и представители опасных родов войск летчики, десантники, ракетчики, подводники – после выполнения боевого задания, а так же участники боевых действий в горячих точках. Продолжительность лечения в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Минобороны РФ для военнослужащих по путевкам составляет до 24 дней.
Российской Федерации» пенсии пересчитываются с 01.01.2012 года пенсионерам, уволенным из уголовно исполнительной системы, налоговой полиции, Государственной противопожарной службы МЧС России, фельдъегерской службы, Федеральной миграционной службы. Законом также сохранено право пенсионеров на возмещение расходов по оплате проезда в санаторно курортные и оздоровительные учреждения системы МВД России. Такое право имеют сотрудники, уволенные со службы в органах внутренних дел, имеющие стаж службы 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), и один из совместно проживающий с ним член семьи, а также уволенные со службы в органах внутренних дел и ставшие инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Раздел "Военный пенсионер" поможет разобраться во всех важных для пенсионеров МО и МВД вопросах пенсионного обеспечения, узнать все новости и изменения.
О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей
Закон «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Постановление Правительства РФ «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников ОВД РФ»
Виды пенсий сотрудников ОВД
Как оформить пенсию
Надбавка к пенсии на иждивенцев
Компенсационная выплата на уход
Компенсация к отдыху
Выплаты в связи со смертью
Возмещение расходов на установку памятника
Компенсация проезда к месту санаторно-курортного лечения
Компенсация земельного налога
Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ
Медицинское обслуживание
Выплата и доставка пенсий
Об отмене льгот для пенсионеров МВД РФ, получающих пенсию по выслуге лет
Отдел пенсионного обслуживания МВД информирует
Расчет пенсии сотрудников МЧС, ФСКН, ФТС
Расчет пенсии сотрудников ФСИН
Санатории системы МВД РФ
О выходном пособии сотрудников ОВД
Изменения в исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий в МВД
Порядок исчисления пенсии пенсионерам МВД
Порядок предоставления санаторно-курортного обслуживания
Расходы на изготовление и установку памятника пенсионерам силовых ведомств
Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
Об изменении отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих"
Новый закон МО «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим»
Денежное довольствие и отдельные социальные гарантии военнослужащих и сотрудников полиции с 2012 года
Гражданская или военная пенсия, что лучше
Cтраховая часть трудовой пенсии по старости военнослужащим
Выплата военных пенсий в СНГ
Комитет ГД по обороне ответил на вопросы военных пенсионеров
Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Отдых за свой счет
О новых размерах пенсий
Льготы военнослужащих c 2012 года
Увеличение пенсионного возраста для граждан обкатают на армии
Вторая пенсия для военных пенсионеров
О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров
2011 — 2012 годы
Перерасчет пенсий
Повышение денежного довольствия и пенсий в 2011 году
О перерасчете пенсий за январь 2012 года
Социальные гарантии сотрудников ОВД с 2012 года
Денежное довольствие сотрудников ОВД с 2012 года
Денежное довольствие военнослужащих с 2012 года
Что ожидает военных пенсионеров в 2012 году?
О выплате пенсий военным пенсионерам за январь 2012 года
2013 — 2014 годы
Военные пенсии в 2013 году проиндексируют дважды
Индексация отменяется
Индексация военных пенсий
Будет ли на самом деле индексация военных пенсий в 2013 году
Повышение пенсии инвалидам вследствие военной травмы
Индексация военных пенсий.
Игра не по правилам
Перерасчет пенсий военным пенсионерам в 2014 году
2015 — 2016 годы
Военные пенсии с 2015 года «замораживают»?
Повышение денежного довольствия и военных пенсий в 2015 году
Офицеров не индексируют
Индексация под вопросом
Военные пенсии вырастут на 7,5 процента
Прибавка с октября
Повышение военных пенсий и денежного довольствия в 2016 году
Борьба за индексацию военных пенсий в 2016 году
Власти на три года откажутся от индексации пенсий военных
2017 — 2018 годы
Индексация пенсий военным в 2017 году
Минобороны отказали в повышении жалования военным
Индексация военных пенсий в 2018 году
Коэффициент 0,54
Все, что вы хотели знать о 54 процентах
Исчисление военной пенсии без коэффициента 0,54
0.54 — Коэффициент обмана
Отмена понижающего коэффициента 0,54 при расчёте пенсий сотрудников силовых структур
Принят законопроект о новых зарплатах и пенсиях в системе МВД
Разговор с Министром внутренних дел РФ Р.
Нургалиевым
Полицейским повысили пенсионные обещания
Госдума одобрила во втором чтении законопроект о соцгарантиях сотрудникам МВД
Заключение Комитета ГД по безопасности на проект закона О социальных гарантиях сотрудникам МВД
В МВД посеяли рознь
Гражданскому персоналу МВД повысили заработную плату
Минфин не хочет повышать зарплаты силовикам
Виктор Заварзин прокомментировал законопроект о денежном довольствии военнослужащих
Обращение в Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Военпенсы, губы не раскатывать
Будущая новая военная пенсия
Страсти вокруг военной пенсии
Депутаты обсудили закон о денежном довольствии
Конституционный суд защитил военных пенсионеров
Денежное неудовольствие
Повышение денежного довольствия – опять недовольство
Достойную пенсию военным обещают через четверть века
Госдума приняла в первом чтении законопроект "О денежном довольствии военнослужащих"
Первое чтение закона о денежном довольствии военнослужащих
К ветеранам Армии и Флота, пенсионерам Минобороны и членам их семей
Военные пенсионеры недовольны законом о денежном содержании
Бесстыдные военно-пенсионные новации
Разбогатевших офицеров решено «раскулачить»
Денежное довольствие. Гладко только на бумаге…
Президент РФ подписал закон, нарушающий международный договор
Кремль недооценил военных пенсионеров
Военпенсы — Все ли равны перед законом
Новые пенсии силовиков
Отставные военные нашли ошибки в пенсионных расчетах
Военные пенсии: что будет завтра
Военные пенсионеры 2012-2013 г
Денежное довольствие и пенсии военнослужащих. Итоги 2012 года
О ущемлении прав военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей
Письмо на фронт
Служи дурачок – получишь значок…
Отставникам чуть-чуть недодали
Пенсионная дискриминация
Обращение в Генеральную прокуратуру РФ военных пенсионеров МО и МВД РФ
Военным велено держаться
Важно: к пенсионерам МВД ныне приравнивают лиц, которые проходили службу в:
Поддержка семей погибших сотрудников МВД Вдовы и иждивенцы военнослужащих МВД получают гарантии от государства. В частности, за ними сохраняются суммы компенсаций на оплату коммунальных услуг в тех же размерах, что им предоставлялись ранее.
ИнфоВнимание Положена ли материальная помощь пенсионерам мвд Приказ МВД РФ от 27 мая 2005 г. Получи компенсацию и пособие Оглавление:
Льготы вдовам военнослужащих пенсионеров в 2018 году Поскольку военным предполагаются надбавки за стаж, учитываются оклады и за должность, и за звание, его пенсия будет наверняка выше.
Проведя просчеты, вдова выбирает свой вариант для начисления.Если стаж у военного смешанный ему необходимо иметь минимум 12,5 лет военного и вдвое больше – общего до достижения им 45 лет.
Давайте разберемся, на что в 2018 году могут рассчитывать и те и другие. Законодательная база Основные льготы для военных пенсионеров заложены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».
Они делятся на несколько больших групп. Часть предоставляется за счет федерального бюджета, остальные относятся к компетенции регионов. Следовательно, некоторые преференции могут различаться в разных субъектах федерации.
Внимание
Однако таких различий минимальное число. Скорее некоторые регионы обеспечивают льготников дополнительными гарантиями за счет соответствующего бюджета. К примеру, в столице военным пенсионерам и их вдовам установлены прибавки к основной выплате.
Им обязаны безвозмездно предоставить иное удобное помещение для проживания.
Отмена уплаты госпошлины при подаче судебных исков.
4. Льготы по транспортному налогу (в некоторых регионах).
5.
Отмена подоходного налога на:
Конкретно о положенных налоговых привилегиях следует узнавать по месту проживания. Автоматически льготы не предоставляются. Необходимо обратиться в налоговую инспекцию лично гражданину или с помощью доверенного лица.
Пособия военнослужащим, не имеющим пенсии У данной категории бывших военных тоже есть свои преференции. Они не так широки, как у пенсионеров, и зависят от стажа.
(Старцун В. Н.) ("За права военнослужащих", 2006) Текст документа
О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В. Н. СТАРЦУН
Старцун В. Н., преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.
Все военные реформы последних лет сопровождались поэтапным сокращением численности армии. По-видимому, не станет исключением дальнейшее преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках развития военной составляющей страны до 2015 г. и нового плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2006 — 2010 гг. предполагается сокращение в течение ближайших 5 лет численности войск на 500 тыс. человек <*>. По этой причине бывшие военнослужащие образуют сегодня в составе населения страны особую, значительную по численности социально-правовую группу. Формирование этой социально-правовой группы обусловлено, прежде всего, спецификой правового положения граждан, уволенных с военной службы. Основу правового статуса бывших военных составляют предусмотренные действующим законодательством гарантии их социальной защиты. ——————————— <*> Божьева О. Обрезательная программа // Московский комсомолец. 2005. 14 марта.
В ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей признана сложным многогранным явлением, в котором сочетаются в единстве социальный, политический, экономический и правовой аспекты. Сложность и многомерность понятия социальной защиты предопределяют многообразие ее видов и форм. Однако бесспорным признается то обстоятельство, что системообразующим элементом социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является их социальное обеспечение. Система социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, являясь элементом (частью) общефедеральной системы более высокого порядка — социальной защиты указанных категорий граждан, представляет собой форму распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей членов общества, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях охраны их здоровья и воспроизводства рабочей силы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, раскрывают понятие охраны здоровья как совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. К сожалению, по данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее по тексту — мониторинг) <*>, 12,6% граждан, уволенных с военной службы, оценили свое здоровье как плохое либо как очень плохое. Растет число военных пенсионеров пожилого и старческого возраста, нуждающихся в длительном и дорогостоящем специализированном лечении. На здоровье бывших кадровых военнослужащих сказываются не только последствия напряженных, а порой и экстремальных условий военной службы, но и низкий уровень качества жизни после увольнения в запас (отставку). Исходя из ряда высказываний респондентов мониторинга, если они останутся без лекарственного обеспечения и возможностей госпитального лечения, это вызовет острую социальную напряженность среди указанного контингента. ——————————— <*> Проводится в соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 232 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
Таким образом, медицинское обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения, особо востребованным в среде граждан, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предусмотрены федеральным законодательством об охране здоровья граждан Российской Федерации, оказании медицинской и лекарственной помощи. Всем гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами России. Одной из гарантий данного права является предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Применительно к отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей, особенности медицинского обеспечения регулируются действующим военно-социальным законодательством. К соответствующим законам, в частности, относится Федеральный закон "О статусе военнослужащих" <*>, конкретизирующий права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение. Следует иметь в виду, что право на медицинское обеспечение указанной категории граждан Закон о статусе военнослужащих напрямую связывает с выслугой лет и основаниями увольнения с военной службы. ——————————— <*> Далее — Закон о статусе военнослужащих.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих права и социальные гарантии в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, определенные названным Законом, распространяются на следующие категории граждан, уволенных с военной службы: — на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более; — на офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, — вне зависимости от основания увольнения; — на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих на указанные категории граждан, уволенных с военной службы, распространяются социальные гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь, определенные в п. п. 2 — 4 ст. 16 названного Закона для действующих военнослужащих. Основными из них являются: — право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства бывших военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (п. 2 ст. 16); — право на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (п.
4 ст. 16). Указанные льготы предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, на основании отметок и штампов, проставляемых в пенсионных удостоверениях (директива Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N Д-48). Законом о статусе военнослужащих (п. 5 ст. 16) также определено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сложнее в Законе о статусе военнослужащих урегулирован вопрос о социальных гарантиях по медицинскому обеспечению для семей бывших военнослужащих. Так, в п. 5 ст. 16 названного Закона содержится прямое указание на то, что члены семей офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, обладают полным объемом прав и социальных гарантий в названной сфере, которые определены в п. п. 2 — 4 ст. 16 упомянутого Закона. Однако в п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих отдельно закрепляется право членов семей <*> офицеров (без указания выслуги лет) на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По смыслу взятых в совокупности п. 3 и п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих можно констатировать, что правом на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях пользуются и члены семей офицеров, уволенных с военной службы по "льготным" основаниям, выслуга которых составляет 20 лет и более. ——————————— <*> В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих к членам семей офицеров относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами.
По данным Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют сегодня 6,241 млн. человек, в том числе: 0,912 млн. военных пенсионеров (14,6%) и 2,653 млн. членов их семей (42,5%). Деятельность военно-медицинских учреждений регламентирована Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1. Правила оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911. Этими правилами определено, что лицам из числа бывших военнослужащих и членам их семей, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих право на медицинское обеспечение в определенном названным Законом порядке, медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Прикрепление бывших военнослужащих и членов их семей на медицинское обслуживание к военно-медицинским учреждениям осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок пенсионных органов, военных комиссариатов о принадлежности к семье офицера для лиц, находящихся на иждивении, а также документа, подтверждающего совместное проживание). Направление членов семей офицеров на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные военно-медицинские учреждения осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Направление на лечение в военно-медицинские учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, осуществляется медицинскими учреждениями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Направление членов семей бывших военнослужащих на лечение в медицинские учреждения других федеральных органов исполнительной власти осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым подчинены указанные медицинские учреждения, при условии работы этих учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093. К мерам социальной поддержки бывших военнослужащих — участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей в случае их гибели (смерти), а также других приравненных к ним Федеральным законом "О ветеранах" категорий граждан отнесено сохранение за ними обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а для членов семей — при жизни погибшего (умершего), а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила внеочередного оказания помощи указанным категориям граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 646, предусматривают, что медицинская помощь оказывается этим категориям граждан в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности при наличии медицинских показаний. Направление их для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. По данным мониторинга, относительно значительная доля семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, расходуется на лечение и покупку лекарств (до 9%). Действующим законодательством предусмотрены гарантии лекарственного обеспечения указанной категории граждан. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются членам семей граждан, уволенных с военной службы, при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских учреждений, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший принципиальные изменения во многие законы, нормы которых регулировали общественных отношения по предоставлению определенным категориям граждан бесплатной лекарственной помощи, исходил из того, что данный вид социального обеспечения есть не что иное, как льгота, которая должна быть заменена денежной компенсацией. Этим Законом внесены изменения в такие законы, как "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи" и в некоторые другие законы о социальном обеспечении граждан. Суть внесенных изменений в указанные законы заключается в замене таких "натуральных видов" социального обеспечения, включенных в набор социальных услуг, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, лекарственная помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно и т. д., ежемесячной денежной компенсацией. К гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается и бесплатная лекарственная помощь, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в частности, отнесены следующие категории бывших военнослужащих: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп.
1 — 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных во время прохождения службы; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и боевых действий. Единого нормативного правового акта, закрепляющего круг лиц, которым гарантируется бесплатная лекарственная помощь, в отечественном законодательстве не существует. Право на такую помощь предусмотрено различными актами. Характеризуя содержание и эффективность современной государственной политики в сфере медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного разрешения. По данным мониторинга, имеющаяся сеть военно-медицинских учреждений в состоянии реально обеспечить в полном объеме только действующих военнослужащих. Часть коек в последние годы выделена под обслуживание "коммерческих" пациентов. Возможности по оказанию медицинской помощи пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, других "силовых" структур государства и членам их семей ограничены (по официальным данным, медицинская помощь может быть оказана лишь 30% нуждающихся военных пенсионеров и 10% — 15% от числа нуждающихся членов семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас). По мнению многих респондентов, за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных Силах, других войсках, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, офицеры, прапорщики (мичманы) запаса и находящиеся в отставке заслуживают от государства, которое они защищали, большей заботы. Но именно реализация дополнительных прав и гарантий бывших активных защитников Отечества чаще всего выступает объектом ограничений. Практика свидетельствует, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются. Главной причиной в таких случаях выступает недостаточность финансирования отдельных статей Закона о статусе военнослужащих, из-за чего на местах издаются многочисленные подзаконные акты, ущемляющие права военнослужащих запаса (в отставке). Как правило, восстановление справедливости происходит в судебном порядке, однако не все ветераны военной службы готовы добиваться этого таким образом. В заключение хотелось бы отметить, что граждане, уволенные с военной службы, с тревогой отзываются сегодня о низкой доступности медицинского обеспечения в военно-медицинских лечебных учреждениях. Это требует постоянного внимания как со стороны соответствующих органов военного управления и их должностных лиц, так и со стороны военно-правовой науки в целях совершенствования правовых основ медицинского обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей.
——————————————————————
Название документа
Медицинским обеспечением военных пенсионеров занимается государство. Для граждан создается благоприятная обстановка на службе и после нее: внедряются меры, ограничивающие опасные для здоровья предпосылки, проводится осмотр, лечение и другие мероприятия. Медицинские льготы по закону получаются при наличии стажа работы и документов.
Военнослужащие и граждане, которых призвали на службу, могут воспользоваться бесплатным медицинским лечением, включающим в себя медикаментозное обеспечение, зубное протезирование, другие услуги, относящиеся к охране здоровья.
Если на территории военной части службы нет военного госпиталя или условий получения квалифицированной помощи, военный пенсионер может обслуживать в специализированных медицинских учреждениях.
Медицинские услуги оплачиваются федеральным бюджетом. Сотрудников осматривают и проводят диспансеризацию каждый год.
Льготы даются:
Кроме помощи бывшим военнослужащим, подаются услуги для членов семьи, среди них:
Законом предусмотрена такая медицинская помощь:
Путевки для оздоровительного курортного обеспечения можно получать не более одного раза в год таким категориям пенсионеров:
Также оплачивается поездка в дома отдыха, пансионаты и санатории в обе стороны данной категории граждан.
Для формирования списков кандидатов на оздоровление, военные части формируют санаторно-отборочную комиссию. Пенсионеры могут обратиться за помощью в комиссию при районном комиссариате. Специалисты этой направленности осматривают бывших военных, заполняют личную медицинскую документацию. В первую очередь имеют право обращения на предоставление путевки Герою РФ и СССР, а также их родные.
Затем претендуют военные Минобороны.
Льготы согласно списку, подаются в такой очередности:
Те, кто желают получить льготу на оздоровление, подают заявление в комиссию не позднее двух месяцев до возможной поездки. Путевка детям дошкольного возраста обойдется по заниженной стоимости. Дети до трех лет имеют право на бесплатное оздоровление.
Военный пенсионер, желающий получить медицинские льготы, в стационар военного госпиталя подает ряд сведений:
Сразу после выхода на пенсию человек имеет право на оформление медицинских льгот.
Не всегда у гражданина есть возможность посещения отдыха на выделенные бюджетом средства (ограничения по состоянию здоровья, неподходящее время или пенсионер имеет другие причины, ограничивающие поездку ). Единственным целесообразным выходом в данной ситуации является получение финансовой компенсации уволенным с военной службы за неиспользованный отдых. Также, бывший военнослужащий, который получает государственное пенсионное обеспечение, как и его родня, может использовать санитарное лечение исключительно натурально выраженное. Материальная компенсация в данном случае невозможна.
Бесплатную путевку в санаторий, как и некоторые другие привилегии, может получить не каждый бывший служащий, находящийся на государственном обеспечении. Главным условиям считают общую продолжительность военной службы – от 20 лет.
Но есть исключение, к примеру, если за время несения службы гражданин получает серьезные увечья, в таком случае стаж сокращается. Если в прошлом человек находился в боевой обстановке, то требования воинского стажа также не учитывается.
В России для получения медицинских льгот используется такая нормативная база:
В данный момент на территории государства действуют 34 санатория, 6 баз, 5 центров отдыха для военных и членов их семьи. Путевки даются в удобный для гражданина город.
1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).
2.1. Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.
Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.
Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
2.2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.
3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.
Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.
Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2010 N 159-ФЗ.
5. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.
Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.
Курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, обучающиеся общеобразовательных организаций с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.
7. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
8. В случаях, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти.
Содержание
В 2018 Правительство планирует пересмотреть размер пенсионных выплат гражданам страны. Благодаря этому доход людей, которые вышли на заслуженный отдых, должен хоть не на много, но увеличиться. Помимо этого, многие пожилые люди получают дополнительные выплаты и имеют определенные преференции. Льготы военным пенсионерам в 2018 году находятся под особым вниманием, особенно в сфере медицинского обслуживания и уплаты налогов.
Для начала необходимо определить круг лиц, которые претендуют на довольствие со стороны военных структур. К этой категории граждан по закону относятся:
Для получения военной пенсии и назначения льгот, необходимо выполнение одного из условий:
Среди основных нормативно-правовых актов, во-первых, необходимо отметить ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О статусе военнослужащих». Помимо прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, он устанавливает правила в сфере социальной и правовой защиты пенсионеров и членов их семей. Кроме этого, необходимо руководствоваться законом №4486-1, где рассматриваются вопросы, связанные с военными пенсиями.
В столице и других субъектах России приняты дополнительные правовые акты, распространяющиеся на данную территорию. Благодаря им военные-пенсионеры вправе получать дополнительные льготы или преференции со стороны муниципальных органов власти. Они касаются не только денежного довольствия, но и материальных поощрений, которые могут выражаться в предоставлении продуктов питания, медикаментов.
Согласно законодательству льготы предоставляются военнослужащим РФ, тем, кто служил во времена СССР и в войсках содружества:
Проводимая пенсионная реформа затрагивает все слои населения, и военные пенсионеры не являются исключением. Помимо довольствия они вправе рассчитывать на ряд льгот и бонусов по линии министерства обороны и федеральных или региональных структур. Государство предусмотрело сохранение ряда льгот пенсионерам в 2018. Основными из них стоит назвать доплаты за выслугу лет, пособия, назначаемые разово при увольнении в запас, материальная помощь, надбавки военнослужащим-контрактникам, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При увольнении со службы военнослужащие вправе рассчитывать на единовременное пособие. Однако необходимо учитывать, что выход на пенсию должен быть сопряжен с достижением обозначенного законодательством возраста, по состоянию здоровья или в связи с мероприятиями, повлекшими за собой реорганизацию структур, где проходила служба.
Согласно приказу министерства обороны размер выплаты зависит напрямую от количества лет, отданных службе в армии и прочих ведомствах, на которые распространяется закон:
Дополнительный бонус в виде одного оклада военнослужащего получают пенсионеры, отмеченные государственным орденом или имеющие почетное звание, полученное в настоящее время и/или во времена Советского Союза.
Согласно последней информации, ожидать ежегодного повышения пенсии к концу 2018 не приходится. Однако граждане могут рассчитывать на индексацию. Она будет проведена одновременно с индексацией страховых пенсий. В отличие от других лет, в 2018 мероприятие запланирована не на февраль, а с первого января. Большого увеличения ждать не стоит – лишь 3,7% (чуть больше официального процента инфляции по году). Важно отметить, что индексация коснется только тех военнослужащих, которые вышли на пенсию и больше не работают.
Кроме этого, военные пенсионеры помимо довольствия по линии министерства обороны или внутренних дел могут получать дополнительно страховую пенсию. Для этого им необходимо иметь необходимый минимальный стаж и соответствующий индивидуальный пенсионный коэффициент. Дополнительно к этому нужно подготовить необходимые документы, предоставив их в орган ПФР своего региона.
Пенсия за выслугу лет является своеобразной компенсацией военнослужащим за тяжелые условия труда. Она назначается гражданам, отслужившим 20 и более лет по линии силовых структур, ФСБ и Минобороны. Выйти на пенсию по выслуге лет можно при проблемах со здоровьем, поэтому льготы военным пенсионерам в 2018 году, как и ранее будут предусмотрены за получение вследствие военной травмы группы инвалидности:
Кроме этого предусмотрено:
Еще одной льготой военным пенсионерам можно считать ЕДВ. Это социальная выплата подразумевает под собой денежный эквивалент ряда льгот. Ее цель – обеспечить всех правом на использование причитающихся преференций. Размер ежемесячной денежной выплаты для каждой категории граждан устанавливается отдельно, а его точный размер можно уточнить в региональном представительстве ПФР.
Претендовать на льготу вправе следующие пенсионеры-военнослужащие:
Многих интересует, какие льготы у военных пенсионеров в 2018 году будут сохранены, если человек получил инвалидность вследствие несения службы. Согласно закону, ежемесячная выплата в этом случае составит 1000 рублей, а получить ее смогут военнослужащие, ставшие инвалидом:
В сфере налогового законодательства для пенсионеров-военнослужащих предусмотрены определенные льготы, однако они предоставляются не автоматически, а по заявительному принципу. Для этого в определенную инстанцию подается заявление с обязательным документальным подтверждением своего статуса. Ставка налога, порядок его уплаты и все возможные льготы военных пенсионеров определяются законодательством на региональном либо же федеральном уровне:
До сих пор не удалось решить проблему обеспечения жильем военнослужащих, однако государство предпринимает ряд шагов по этому направлению. Жилищный кодекс и другие нормативные акты определяют некоторые категории граждан, имеющие льготы при получении квадратных метров в собственность. Жилье предоставляется, если офицер отдал службе не менее 10 лет и увольняется в запас по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или попросту из-за достижения предельного возраста и при этом состоит на учете нуждающихся.
Льгота реализуется в виде:
Важным условием является то, что пенсионер сам может выбирать местность, где он планирует строительство. Если жилье или компенсация не были предоставлены, то офицер-запасник остается на очереди до того времени, пока жилищный вопрос не будет решен.
Государство заботится о военнослужащих во время несения ими службы и при выходе на заслуженный отдых. Главным условием для пенсионеров является то, что обслуживаться они могут в любом медучреждении страны вне зависимости от места регистрации или проживания. Для отставников предусмотрены следующие преференции:
Путевки предоставляются раз в год, причем государством оплачивается проезд к месту оздоровления и обратно. Кроме этого, компенсацию за сопровождение пенсионера могут получить лица, сопровождающие его при поездке.
Многие военнослужащие ввиду определенных причин могут выходить на пенсию в сравнительно раннем возрасте, поэтому большая часть из них старается устроиться на гражданскую работу. Однако не всегда полученное до службы образование дает им возможность получать достойную зарплату. Государство учло этот момент, поэтому граждане имеют право на получение образования на льготной и бесплатной основе. Так, при наличии свидетельства об окончании 9 классов без экзаменов можно поступить в учреждения, дающие среднее специальное образование.
Согласно федеральному законодательству, если у военнослужащего, уволенного по выслуге лет, состоянию здоровья или при организационно-штатных мероприятиях, имеется аттестат об окончании средней школы или гражданин получил среднее профессиональное образование, то он может рассчитывать на бесплатное зачисление на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. После окончания вуза льготники вправе дополнительно рассчитывать на первоочередное трудоустройство.
При наличии незаконченного высшего образования или диплома об окончании вуза, есть возможность поступить на первый или последующие курсы государственных учреждений, предоставляющие образование на бесплатной основе. Однако для этого понадобиться пройти ЕГЭ. Зачисление по льготе произойдет лишь, если у абитуриента будет необходимое количество баллов. Примечательно, но и первое, и второе высшее образование они получают исключительно на бесплатной основе, если такая возможность предусмотрена самим вузом.
Как было отмечено, льготы военных пенсионеров в 2018 году на санаторно-курортное лечение предоставляются пенсионерам-военнослужащим максимум один раз за год. Приобретение путевок в санаторий возможно либо через Фонд социальной защиты, либо же по линии Министерства обороны. Компенсация может достигать 100 процентов стоимости путевки, однако иногда это значение может быть и меньшим. Для поездки необходимо написать заявление и пройти медицинскую комиссию, где врач напишет заключение о необходимости лечения.
Важно понимать, что одного желания оздоровиться мало, поэтому при написании заявления человеку могут выделить путевку лишь при условии, что имеются нереализованные либо же кто-то отказался от санаторно-курортной поездки. Во всех остальных случаях пенсионера поставят на очередь, причем оповестить его о наличии путевки обязаны минимум за 2 недели до предполагаемой даты заезда.
Пенсия ветеранам боевых действий рассчитывается с учетом дополнительных выплат. Кроме этого, граждане получающие такое довольствие, а для этого обязательно необходимо подтвердить свое участи документально, обладают рядом льгот:
Эти льготы положены воинам-афганцам и участникам Чеченских компаний.
Федеральный бюджет не может нести все затраты, связанные с льготированием пенсионеров, поэтому местные власти активно помогают этой категории граждан. Что касается столичного региона, то здесь военнослужащие, вышедшие на заслуженный отдых, имеют помимо денежных доплат к довольствию некоторые дополнительные преференции:
Для того чтобы понять, на какие бонусы вправе рассчитывать пенсионеры-военнослужащие, проживающие в Москве и области, нужно обратиться к постановлению №850 Правительства Москвы. Согласно ему скидка величиной 50% устанавливается при:
Проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте постоянно дорожает, поэтому для многих категорий льготников покупка билетов становится ощутимой статьей расходов. Региональные и федеральные власти стараются сделать все возможное, чтобы незащищенные граждане могли если не полностью бесплатно пользоваться общественным транспортом, то платить за проезд минимальную плату. В Москве правом бесплатного проезда пользуются все граждане, получающие военную пенсию и проживающие в столице или Московской области. Исключением является лишь такси.
Как отмечалось, льготы имеют не только пенсионеры-военнослужащие, но и члены их семей. Так, например, женам к стажу плюсуется даже тот период, когда они вместе с мужем проживали в военных городках, где не было возможности устроиться на работу и получать заработную плату по специальности. Распределение происходит в соответствии с тремя периодами:
Обсудить
Льготы военным пенсионерам в 2018 году: размер субсидий