Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - важный вопрос. Несмотря на кажущуюся легкость его разрешения, не все так просто, о чем свидетельствует судебная практика.

Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство - совокупность актов разной иерархии, обеспечивающих регулирование общественных отношений, построенных на равенстве сторон, свободе договора и других принципах, которыми характеризуется гражданское право.

В понятие законодательства включается широкий перечень документов:

Конституция.

Гражданский кодекс.

Законы, частично или полностью относящиеся к гражданскому праву.

Указы президента.

Акты правительства (постановления, распоряжения и т. д.).

Акты региональных властей (законы и постановления законодательных собраний, акты исполнительной власти).

Акты муниципальных органов власти.

Как видно, действие гражданского законодательства во времени - значимый вопрос, т. к. оно представляет собой обилие документов, затрагивающих права множества людей.

Частью законодательства являются и акты, отменяющие или изменяющие ранее принятые законы и подзаконные акты. На них распространяются те же правила действия.

Из-за чего возникают проблемы

Нормативные акты принимаются в разное время, вначале законы, затем подзаконные акты. Периодически приходится менять что-то в уже имеющихся актах. Порой документ еще не вступил в силу, и выявляются его недостатки. Поэтому от того, как решается вопрос действия гражданского законодательства во времени, зависит, какой нормативный акт применять. Чаще всего сложности возникают из-за невозможности в полной мере отслеживать изменения в текущих актах и правила вступления их в силу.

Приобретение законом силы

Если говорить кратко, под во времени имеются в виду временные сроки его применения.

Проект становится законом через 10 дней после его публикации в одном из нескольких печатных органов, отдельный порядок публикации предусмотрен и в интернете на «Портале правой информации», принадлежащем государству.

Аналогичный порядок предусматривается для регионов. Закон подписывается главой субъекта и отправляется для опубликования в местное учреждение печати, ответственное за выпуск официальной информации.

На территории страны применяются лишь законы, которые были официально обнародованы.

Отсрочка действия

Действие гражданского законодательства во времени может переноситься. Законы приобретают силу с момента, оговоренного в законе, например, через 6 месяцев после публикации. Подобное часто происходит с Кодексами и другими значимыми законами. Их вступление в силу нередко связано с необходимостью перестроить работу государственного аппарата.

Акты налогового законодательства, например, начинают действовать не ранее чем через полгода после принятия.

Благодаря этому, участники налогового процесса избавлены от резких изменений и риска допустить нарушения, влекущие штрафы и иные санкции.

Отсрочка свойственна и подзаконным нормативным актам. Например, с целью исполнения закона издается акт, утверждающий форму нового документа или описывающий порядок действий обязанных лиц после изменений, которые вступят в силу.

«Переживание» норм закона

Порядок действия гражданского законодательства во времени имеет еще одну особенность.

Закон могут отменить, но продлить действие его норм на некоторые случаи. Например, сохранился порядок установления отцовства согласно КОБС, отмененному в 1996 году, на детей, которые родились с 01.10.1968 до 01.03.1996 г. Это несмотря на то, что сейчас действуют нормы нового СК. И таких примеров немало.

Законодательные акты продолжают регулировать отношения, возникшие до их отмены. Например, заключение брака произошло до того, как был отменен в 1996 году КоБС и получил силу новый СК. Это значит, что законность заключения брака будет оцениваться при подаче иска с точки зрения ранее действующего закона.

Обратное действие

Действие норм гражданского законодательства во времени направлено исключительно на будущее. Так, например, основная масса норм ГК отсчитывает свое действие с 01.01.1995 года. Могут предусматриваться исключения, однако они возникают редко. Выстроенная таким образом система регулирования позволяет непрерывно существовать правовому полю и избегать путаницы.

Подзаконные акты

Президентские акты получают силу немедленно или с иной даты, которая там указана.

С документами Правительства и ведомств такая же ситуация. Кроме того, если нормативный акт затрагивает права и интересы граждан или издается совместно несколькими ведомствами, он должен пройти регистрацию в Министерстве юстиции. Она включает в себя проверку на соответствие Конституции и законам.

Проверка обязательна для всех актов, кроме его распоряжений, постановлений и распоряжений Правительства.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц, если говорить о подзаконных актах, подчиняется тем же правилам, что и законы.

Нормативный акт, прошедший регистрацию, но не опубликованный, также не имеет законной силы.

Действие в пространстве

Воля законодателя ограничена границами государства. Кроме того, к территории страны относят морские, речные и воздушные суда. На них продолжает действовать законодательство страны, к порту которой они приписаны. Это одна из причин, по которой капитан судна имеет широкие полномочия в разных сферах.

Частью территории государства считаются шельф и особая морская экономическая зона, когда рассматриваются морские границы. Особый статус имеют здания, используемые в качестве представительств в иностранных государствах.

В их пределах продолжают действовать законы представляемой страны. Граждане, выехав за пределы своей родины, продолжают нести перед государством ряд обязанностей, и оно взамен предоставляет некоторые услуги, касающиеся вопросов брака, оформления наследства и др.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц имеет некоторые нюансы.

Дифференциация законодательства по лицам

Одни нормативные акты затрагивают всех без исключения, другие распространяются лишь на указанную в документе группу.

Например, одни нормы предусмотрены для граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью, другие - для тех, кто занимается ею в составе юридических лиц.

Имеет место разделение граждан по возрастному признаку (малолетние и несовершеннолетние). Отличаются ограничения их дееспособности. Некоторые нормы затрагивают лишь тех, кто оказался в чрезвычайной ситуации (например, упрощенный порядок составления завещания).

Рассмотренные выше примеры показывают, что действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - единая категория. Её понимание помогает правильно решать вопрос, в отношении кого какой нормативный акт применять.

Прекращение действия законодательства

Нормативный акт перестает действовать в нескольких случаях:

Принят новый акт по тому же вопросу;

Производится отмена акта без принятия нового документа;

Ранее принятый акт отменяется частично;

Ранее принятый акт частично заменяется новым актом.

В заключительных положениях вновь принимаемых актов даются перечни нормативных документов, которые отменяются.

Реже издается акт с перечислением документов, по которым принято решение об их отмене. Замена при этом не производится с целью устранить избыточное регулирование. К сожалению, подобные изменения приносят пользу.

Частичная отмена акта означает, что он перестает действовать частично без внесения изменений. Пример такого действия гражданского законодательства во времени и по кругу лиц - отмена закона о регистрации прав на недвижимость. Некоторые его положения все еще работают.

Взамен части отмененных положений может быть принят новый, отдельный нормативный акт.

В практической деятельности органов власти встречаются случаи, когда принимается новый документ, но старый формально не отменяется. С точки зрения закона данное событие означает автоматическую отмену ранее действовавшего документа, но не всем это известно. Поэтому возникают вопросы их соотношения на практике.

Отмена акта судом

Нормативный документ может быть отменен и судом из-за несоответствия Конституции и другим законам. Решение по актам, принятым Госдумой, принимает Конституционный суд. Он может оценивать и конституционность региональных законов, если иное не указывается уставами или конституциями субъектов. В этом случае жалобы подаются в суды уровня субъектов (областные, республиканские, краевые и т.д.).

ВС РФ рассматривает в 3 инстанциях заявления на законность актов органов федеральной власти. Надо сказать, что имеются случаи согласия суда с жалобами граждан. Система формирования законодательства далека от совершенства.

Таким образом может прекращаться действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по лицам решением судьи.

Как и любое другое, гражданское законодательство имеет определенные временные рамки, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяется на определенный круг лиц.

Действие права по кругу лиц

по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует. Юридической науке известен принцип экстерриториальности, когда определенные части территории , а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Юридически они считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

Действие права во времени

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, следует учитывать три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

  • в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
  • в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности ()» в части признания банкротом гражданина, не являющегося предпринимателем, вступят в действие после внесения соответствующих изменений в ГК РФ);
  • в результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям:

  • истечение срока, на который он был принят;
  • объявление об утрате им юридической силы;
  • принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
  • его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).

Действие права в пространстве

Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что все акты действуют на территории, которая подведомственна принявшему их органу, т. е. на территории РФ.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К территории РФ также приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под российским флагом. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские — в водах и воздушном пространстве своего государства и открытых морях или воздушном пространстве.

Исключением из этого правила является указание, содержащееся в самом законе об ограничениях границ его действия или действия его отдельных норм. Кроме того, стороны при заключении внешнеторговых сделок могут предусмотреть соответственную оговорку, которая предусматривает разрешение споров по правилам материального права страны истца либо ответчика.

Отправившись в тернистый путь по изучению источников гражданского права , кто Вы ни были, студент, абитуриент, поставьте, перед собой вопрос: «Что есть - , его значение?».

Длительное время в советской и российской юридической литературе идут дискуссии по вопросу возможности признания источником права прецедента, судебной практики.

В понятие судебной практики входят постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (судебные прецеденты), а также постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Су-дебные решения по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, для учреждений и организаций, должностных лиц и граждан , подлежат обязательному исполнению на всей территории России. Постановления судебных пленумов обяза-тельны для соответствующих органов суда и арбитражного суда в смысле понимания и истолкования закона.

В литературе доминирует точка зрения, что судебные постановления не являются источниками права, т.к. в ст. 126, 127 Конституции РФ определены полномочия судов РФ, в том числе и высших, исходя из которых суды не обладают правом принимать нормы права, а лишь только их применяют при рассмотрении и решении конкретного гражданского дела, Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ толкуют, разъясняют нормы гражданского права.

Сторонники иного подхода исходят из того, что в современных условиях суды вынуждены «творить право».

Состав гражданского законодательства

Акты первой группы, как отмечалось, охватываются понятием гражданского законодательства. Акты второй группы охватываются понятием «иные правовые акты». Акты третьей группы составляют понятие «нормативные правовые акты федеральный органов исполнительной власти ».

Данное деление подчеркивает различие в юридической силе гражданско-правовых актов и устанавливает ограничения по подзаконному нормотворчеству в сфере гражданского права . Так, если ГК предусматривает возможность решения вопроса «законом» или «законодательством», то это означает возможность конкретизации, установления особенностей, изъятий только посредством норм федеральных законов.

Основным законом РФ является Конституция РФ , которая закрепила основы различных отраслей права , в том числе и гражданского права .

Например, ст. 8 Конституции РФ закрепляет основные формы собственности , ст. 35 - право частной собственности , право наследования, ст. 34 - право на свободное использование своих способностей, в том числе, на осуществление предпринимательской деятельности , а также определяет вопросы ведения Российского государства и субъектов РФ в области гражданского законодательства, что является вопросом исключительного права только федерального государства. Также важно отметить, что значимость Конституции РФ как России состоит в том, что с 1993 г. она является законом прямого действия.

Таким образом, основополагающее значе-ние для гражданско-правового регулирования имеют конституцион-ные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34 — 36 и др. Конституции РФ), параметры правоспособности граждан (ст. 17—25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданские законы как основная группа источников отечест-венного гражданского права представляют собой систему норматив-ных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федера-ции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Следует заметить, что в последние годы ставится вопрос о признании в качестве источников гражданского права также и законов субъектов Российской Федерации, так как многие правовые институты являются комплексными, по целому ряду вопросов, затрагивающих «традиционные» гражданско-правовые отношения, уже сегодня приняты законы субъектов РФ. Однако признание их в качестве таковых требует изменений в законодательстве РФ, включая Конституцию РФ.

Центральное место в системе гражданского законодательства зани-мает отраслевой кодифицированный нормативный акт — Гражданский кодекс. Он имеет высшую юридическую силу среди гражданских зако-нов (важно отметить, что данное правило действует только в отношении федеральных законов и подзаконных актов, принятых на основании и во исполнении ГК РФ). Нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других фе-деральных законах и тем более других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное (см., например, п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК). Нередко ГК именуют также «равным среди равных», подчеркивая его роль и авторитет как кодифицированного акта.

Исторически доказано, что наиболее совершенной формой правового регулирования однородных общественных отношений, в том числе и гражданско-правовых, является кодификация. Она позволяет строить все законодательство на однородных началах, с учетом внутреннего единства его составных частей, правовых институтов и отдельных правовых норм. При этом учитывается юридическая значимость правовых идей свободы, равенства, недопустимости вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности. Основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых гражданским правом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора , недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав , обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита) реализуются в конкретных правовых нормах и институтах с учетом баланса частных и публичных интересов, определяемого законодателем.

В настоящее время действуют части первая (общая часть), вторая (особенная часть) и третья Гражданского кодекса РФ. Это три кита, фундамент гражданского права, без которых невозможно в настоящее время регулирование отношений, складывающихся в современной России.

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения, входящие в предмет гражданского права, уста-навливает принципы их правового регулирования, оставляет возмож-ность в ряде конкретных случаев для дополнительного их урегулиро-вания иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

Таким образом, нормы ГК РФ призваны решить следующие взаимосвязанные задачи : исключить регулирование соответствующих общественных отношений «по усмотрению»; оптимизировать сферу прямой законодательной регламентации важнейших имущественных и неимущественных отношений (относящихся к предмету правового регулирования); создать четкую и согласованную систему, опирающуюся на единую законодательную базу.

Гражданское право регулирует широкий спектр общественных отношений, поэтому при разработке Гражданского Кодекса РФ невозможно было предусмотреть весь объем жизненных ситуаций для их правового регулирования. Нормы Гражданского Кодекса РФ содержат положение, что часть вопросов регулируется дополнительно принятыми на основе кодекса федеральными законами. Например, в соответствии с п. 6 ст. 116 ГК правовое положение потребительских кооперативов , а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом и законами о потребительских кооперативах.

Круг отношений, регламентация ко-торых осуществляется федеральными законами, определил ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК). По общему правилу, это специальные законода-тельные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с предусмотренными в Гражданском кодексе положениями (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях », «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об акционерных обществах », «О некоммерческих организациях », «О потребительской кооперации», «О государственной регистрации юридических лиц », «О лицензировании », «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.

Как уже отмечалось, главное требование, предъявляемое к данным федеральным законам, их соответствие Гражданскому Кодексу РФ. Но на практике дело обстоит не так просто. Нередко имеются пробелы, дублирование норм, коллизии, противоречия. Недостатком складываю-щейся системы гражданского за-конодательства являются все более частые случаи отступлений в при-нимаемых новых законах от норм ГК. Например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах " (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов , имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников. В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственный кооператив является коммерческой организацией . Следовательно, основываясь на ст. 575 ГК РФ невозможно формирование имущества кооператива за счетов подарков со стороны коммерческих организаций, т.к. не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в отношениях между коммерческими организациями.

Усложняют в известной мере систему источников гражданского права нормативные акты Союза ССР и РСФСР , принятые до введения в действие ГК РФ и действующие полностью или в части по настоящее время. Федеральные законы о введе-нии в действие части первой и части второй Гражданского кодекса РФ сохранили юридическую силу за нормативными актами Союза ССР и РСФСР применяются впредь до их приведения в соответствие с ГК постольку, поскольку они не противоречат ГК. С учетом применявшегося ранее понятия гражданского законода-тельства установлено, что впредь до приведения в соответствие с ГК и постольку, поскольку они не противоречат ГК, применяются все зако-ны и иные правовые акты Российской Федерации независимо от их видов, принятые до 1 января 1995 г. Например, до сих пор действует Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (в редакции от 28 марта 1998 г.с изм. и доп. от 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.).

Нормы гражданского права содержатся не только в Гражданском кодексе и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной влас-ти (п. 7 ст. 3 ГК).

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 ГК РФ Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам, Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам и указам Президента РФ, наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановле-ниям Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов ис-полнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации и Правительства Российской Феде-рации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному феде-ральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80—90 Конституции РФ), за исключени-ем случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов ис-полнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, други-ми законами и иными правовыми актами.

Особым источником гражданского права являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Впервые действующая Конституция 1993 г. утвердила в качестве основы российской правовой системы ратифицированные международные акты.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права, и между-народные договоры Российской Федерации являются составной час-тью правовой системы Российской Федерации. В нормах ГК и ряда других источников гражданского права РФ восприняты многие положения международного права и междуна-родных договоров. Нормы международных документов обычно приме-няются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок , порядок при-менения гражданско-правовых последствий причинения вреда ино-странцам и иностранцами на территории РФ и т.п. Иногда они подлежат применению и к отношениям между российскими физичес-кими и юридическими лицами, например, при международных пере-возках грузов, пассажиров и багажа.

Международные договоры имеют приоритет перед националь-ным законодательством в случае коллизии между ними. Следует особо отметить, что международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

В ряде норм ГК и в некоторых других гражданско-правовых актах отражены положения, содержащиеся в международных договорах, по-лучивших широкое признание в современном мире (Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., Оттавская конвенция 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и другие).

Многообразие нормативно-правового материала в ряде жизненных ситуаций ставит вопрос об иерархии соответствующих источников и отдельных правовых норм. Наибольшие сложности на практике вызывает решение вопроса горизонтальной иерархии гражданско-правовых норм. Здесь на помощь приходят такие правила как: «приоритет новой нормы»; «приоритет специальной нормы по отношению к общей» и другие. Многие из возникающих вопросов несмотря на наличие существующих правил остаются не до конца разрешенными, что влечет за собой споры. Окончательную точку в этих спорах ставят суды высших инстанций или законодатель.

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Можно сделать вывод, что потребность в глубоких знаниях в какой-либо отрасли права существовала издревле и была удовлетворена . Способы, подходы к решению данного вопроса, как мы видим, различны: это и непосредственное использование правовых знаний в процессе установления обстоятельств конкретного дела через институт экспертизы, и дуализм представительства, позволяющий вести одно дело двум юристам с учетом категории суда, рассматривающего дело, уровня подготовки и специализации.

В английском процессе установление содержания обычая входит в предмет доказывания , следовательно, могут применяться общепринятые средства доказывания, в том числе и заключение эксперта (лица, обладающего знаниями в определенной отрасли права). В России продолжает доминировать принцип «судьи знают право». Поэтому суд вынужден выяснять содержание обычной нормы самостоятельно. Практика же свидетельствует о том, что суды склонны относиться ко всякому обычному правилу поведения как к сложившейся практике сторон и не ставят этот вопрос на обсуждение. В отдельных случаях ограничиваются кодификациями, опубликованными влиятельными организациями (МТП, УНИДРУА).

Действующее законодательство в настоящее время содержит отдельные нормы, касающиеся данной проблемы. Согласно п. 2 ст. 1191 ГК РФ, с целью установления содержания норм иностранного права, лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. Законодатель закрепляет соответствующее право за сторонами с учетом расширения сферы действия принципов диспозитивности и состязательности. Однако обязанность уяснения существа содержания нормы (в том числе и обычного права) возложена законодателем на суд. В то же время применительно к уяснению содержания норм иностранного права по спорам, возникшим между субъектами (сторонами) - профессиональными участниками гражданского оборота (предпринимателями) - законодатель предоставляет суду возможность «переложить» бремя установления содержания такого рода норм на заинтересованные в разрешении спора стороны.

Данное положение свидетельствует о сближении правовых систем и выработанных ими правил применительно к исследуемым вопросам.

На наш взгляд, несмотря на различные подходы к имеющейся проблеме, нет непреодолимых препятствий для использования правовых знаний (в качестве специальных), как сторонами (что нередко и делается официальными или неофициальными способами), так и непосредственно судом. Тенденции развития отраслей права и законодательства, практика свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии необходимости в использовании знаний правового характера, находящихся за пределами профессиональной подготовки судьи, для целей правосудия.

Может возникнуть закономерный вопрос о том, какова же роль судьи (суда) в ситуации, когда у него «на руках» не заключение или мнение специалиста в области права, а экспертное заключение по вопросам права? Здесь следует отметить следующее. Во-первых , данное заключение - только одно из доказательств по делу и оценивается по существующим правилам. Во-вторых , правовая экспертиза - это исследование, т.е. установление искомого факта по заданию судьи в определенных пределах, поэтому она не может предвосхитить окончательную оценку и выводы суда (судьи).

Необходимо также четко различать результат исследований и их интерпретацию. Так, Е. Карлсон проводит различие между сведущими лицами по фактам и сведущими лицами по оценкам. По его мнению, когда тема касается «реальности» (например, выше ли заболеваемость людей, живущих возле завода по производству химического оружия , чем остальных?), то сведущее лицо может предоставить доказательства, подтверждающие его выводы, например, результаты исследований, методики и проч. Когда тема касается оценок, идентификация и роль сведущего лица (эксперта) гораздо сложнее.

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со .

Комментарий к Ст. 4 ГК РФ

1. Акты гражданского законодательства вступают в действие с момента их введения и по общему правилу не имеют обратной силы. Исключение из общего правила возможно, если оно прямо указано в федеральном законе. Например, в прямо указывается на то, что, «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (см. комментарий к ст. 422 ГК).

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон к части первой ГК РФ) обратная сила фактически была придана нормам Кодекса об основаниях и последствиях недействительности сделок (ст. , — ), о сроках исковой давности и правилах их исчисления, а также . Сходное положение содержится в ст. 12 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон к части второй ГК РФ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 411.

Одно из важнейших для отношений с участием граждан положение об обратной силе закона содержится в ст. 6 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» . В силу указанной статьи применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами этой части Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения ее в действие либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей ГК РФ наследство не было принято никем из наследников, указанных в ст. ст. 532 и 548 ГК РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию либо наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами ГК РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей ГК РФ (ст. — ), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4441.

2. Вступлению в силу нормативного правового акта обязательно предшествует публикация текста документа.

На основании ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию . Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальной публикацией федерального закона признается доведение до всеобщего сведения текста закона в «Российской газете», «Парламентской газете», а также в Собрании законодательства Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что публикации федеральных законов в других периодических изданиях до официальной публикации имеют исключительно информационный характер и не имеют никакого правового значения.

Датой публикации считается первая публикация в одном из названных официальных изданий. Как правило, первая публикация в силу оперативности издания осуществляется одной из названных газет. Дата, указанная на обложке Собрания законодательства, говорит о времени подписания в печать соответствующего номера.

3. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

По общему правилу, основанному на ст. 6 названного Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, однако в самой статье есть оговорка: «…если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Зачастую в тексте закона говорится о вступлении в силу с момента опубликования, иногда указывается дата.

3.1. была опубликована в «Российской газете» 8 декабря 1994 г., однако в силу указания Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» введена в действие 1 января 1995 г., за исключением гл. 4, посвященной юридическим лицам (вступила в силу 8 декабря 1994 г.), и гл. 17, посвященной праву собственности на землю (вступила в силу 23 апреля 2001 г.).

3.4. была опубликована 21 декабря 2006 г., однако в силу указания Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон к части четвертой) введена в действие 1 января 2008 г.

1) конституция рФ 1993 г. Она закрепляет основные положения, в том числе и по гражданскому праву (ст. 8, 35,36 закрепляют гражданско-правовое регулирование собственности, ст. 20-25 посвящены личным неимущественным отношениям);

2) федеральные конституционные законы;

3) гражданский кодекс рФ. Он регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и является основой для будущего законотворчества в этой области;

4) федеральные законы (ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");

5) указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить ГК и законам;

6) постановления и распоряжения Правительства РФ. Не должны противоречить ГК, законам и указам Президента. Противоречащие акты не применяются (п. 5 ст. 3 ГК РФ);

7) акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, сфера их нормотворческой деятельности ограничена; 8) акты бывшего СССР (если они не отменены и не противоречат законодательству РФ).

Вспомогательными источниками гражданского права являются обычаи делового оборота и постановления пленума Верховного Суда РФ по различным делам, хотя в отношении последних в науке идут споры. Обычаи делового оборота - правила поведения, которые сложились и широко применяются в определенной области предпринимательской деятельности, а также не противоречат общим принципам гражданского законодательства. Они могут быть не закреплены в законе. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который является целесообразным, но общим правилам обычая не отвечает.

Не применяются такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Придание закону обратной силы может быть только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках («Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что, по общему правилу, гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Ограничение территории действия допускается только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которые не распространяется данный правовой акт (ст. 1 ГК РФ).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ