Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Учитель — по-прежнему одна из самых востребованных профессий, несмотря на бесконечные реформы и демографическую «яму» 90-х.

По данным Росстата 14 миллионов детей учатся в школах страны, в то время как самих преподавателей чуть больше миллиона, то есть на каждого учителя приходится в среднем 13 учеников. Но многие говорят, что эти данные занижены. Студентов в России - около 6 миллионов.

Плюсы и минусы рабочего графика

Полина Мохова сейчас работает учителем литературы и обществознания в одной из школ Санкт-Петербурга. До этого она училась в аспирантуре МГУ, где преподавала студентам мировую журналистику.

«Рабочий день в школе начинается с восьми-десяти утра и заканчивается в четыре часа дня, если речь идёт о шести-семи уроках в день. Но ещё нужно заполнить журнал, проверить домашнюю работу, а если ты молодой учитель, то готовиться к следующему дню», - говорит она.

Последние два обстоятельства - это уже ненормированная нагрузка. Проверять тетради можно до двух ночи, а готовиться к урокам нужно постоянно, если вы добросовестны.

Есть у работы в школе преимущество - длинные каникулы. Учителя отдыхают, а это время оплачивается.

Константин Булиш преподаёт английский язык в РАНХиГС при Президенте РФ, а раньше много лет занимался частной практикой. Он говорит, что загрузка преподавателя в вузе зависит от того, профильный это университет или нет. Если да, то языку уделяется большое внимание, уровень преподавания выше, нагрузка тоже. В некоторых вузах могут дать всего шесть пар в неделю. Подготовка к лекциям занимает столько же времени, сколько сами лекции, но эти часы подготовки не оплачиваются. Оплачивается только время лекций.

Высокая заработная плата или стабильность?

Зарплаты - это критический вопрос для сферы образования. Все опрошенные сайт сказали, что жить на доход из одного источника, будь то школа, вуз или частная практика - практически невозможно. зависит от количества часов. И если в школе нагрузка большая из-за количества учащихся разных возрастов, то в вузе наоборот. Полина Мохова рассказывает, что при полной загрузке (15 классов) и работе по 6 дней в неделю можно зарабатывать по 45–50 тысяч рублей в месяц. В университете из-за нехватки часов даже профессор может получать 30 тысяч рублей в месяц.

«В итоге и те, и другие живут репетиторством. Но не по зову сердца, а по зову желудка. Что сказывается на качестве работы в целом», - говорит Полина.

Уровень заработной платы может варьироваться от университета к университету. По словам Константина Булиша, частной практикой можно заработать больше, чем в вузе.

преподаватель английского языка в РАНХиГС

Квалифицированный не будет работать меньше, чем за 1500 рублей за два академических часа. Те, кто готовит учеников к специфическим экзаменам или имеет ученую степень, берут больше. Но если вы работаете на организацию, то у вас чёткий график работы, оплачиваемый отпуск, и вряд ли 15 студентов из вашей группы заболеют одновременно. Это более стабильный вариант. В то время, как частные ученики работают или периодически куда-то уезжают. В долгосрочной перспективе сложно сказать, что более денежно.

В университете можно за день провести 2–3 пары, а к частным ученикам порой нужно ездить из одной части города в другую, поэтому многие репетиторы предпочитают давать уроки у себя дома.

Психологический комфорт и возможность творить

В университете Константин Булиш работает с группами от шести до 15 человек. И видит преимущество группы в том, что часто её внутренняя динамика подстёгивает студентов работать лучше, соревноваться. Также здесь больше возможностей для игр, обсуждений, дискуссий, совместных просмотров кино, чтения докладов. А если заниматься один на один, то попадаешь в зависимость от настроения преподавателя и ученика.

Бывают группы с не очень хорошей динамикой или плохо скомпонованные. Например, могут быть сильные и слабые ученики, слабых нужно дотягивать, а сильным – не давать скучать.

«Работа один на один энергетически менее затратна, но это может быть скучно. В то время как с хорошей группой никогда скучно не будет. Если вы занимаетесь репетиторством с кем-то не один год, то вы друг друга уже настолько хорошо знаете, что даже при интересных занятиях сложно держать ученика в тонусе. Поэтому большинство с одним учеником и не занимается больше года», - замечает Константин Булиш.

Дарья Насакина, которая вела занятия по типографике в одном из столичных вузов, параллельно работая в крупных рекламных агентствах, видит большие возможности для творчества в профессии преподавателя.

Оно начинается там, где можно написать свою программу, систематизировать информацию, придумать интересное задание. И продолжается на каждом уроке. В процессе лекции ты следишь за реакцией аудитории, понимают студенты или нет, заснули или нет, есть ли у них вопросы (иногда стесняются задавать), бывает так, что лекцию приходится менять в процессе. Интересно и после лекции, когда от каждого студента нужно добиться результата, поняв его трудности и предложив способы решения.

учитель литературы и обществознания в школе

На мой взгляд, в вузе аудитория более заинтересованная и взрослая, её довольно просто мотивировать. Школьников можно попугать ЕГЭ, но это подействует не на всех. Со студенческой аудиторией интересней общаться, и уровень ответственности за них гораздо меньше. Если ведёшь школьников на экскурсию или в поездку, то отвечаешь за них головой. И сами они менее ответственны. Ученик может две недели репетировать спектакль, а за день до выступления сказать, что родители увозят его на дачу.

Готовиться к вузовским лекциям и семинарам интереснее, поскольку и материал глубже, и авторский подход приветствуется. В школе же учитель обязан дать только то, что указано в программе. А если хочется сделать больше, то нужно быть готовым к бюрократии. Бесконечные походы по кабинетам и заполнение формуляров, отобьют желание делать больше.

В вузе высока вероятность встретить интересных людей среди коллег, потому что уровень образования коллектива несколько выше. Школа во многом остаётся прибежищем тех, кто в 90-х пошёл преподавать просто потому, что там была гарантия получать хоть какую-то зарплату, и задержался до сих пор. Вспоминается герой книги «Географ глобус пропил» Служкин, который устроился работать учителем географии. На уроках он читал параграфы из учебника, периодически прерываясь на крик, чтобы утихомирить непослушных школяров. В университете преподаватели проходят более жёсткий отбор.

Общественное одобрение и карьерная лестница

Быть преподавателем в университете всё ещё очень престижно. Это может принести дополнительные баллы на собеседовании.

«На карьерном росте в рекламном агентстве это не сказывается, но авторитет поднимает будь здоров», - считает Дарья Насакина. Преподавание даёт пищу для ума, способствует личностному росту, помогает развить навык руководства людьми.

По мнению Константина Булиша к репетиторам тоже относятся с уважением, хотя в своей практике он видел и другие примеры: «Случалось, что богатые и очень занятые люди относятся к вам, как к человеку, предоставляющему сервис, за который они платят. В их глазах ваш статус не выше, чем у водопроводчика или компьютерщика».

По доброй традиции в России уважают школьного учителя, но назвать эту работу престижной всё ещё нельзя. В глазах окружающих сегодня учитель - это человек, который совершает личный подвиг, но никак не честолюбец.

Возможен ли карьерный рост? Полина Мохова считает, что возможен, но внутренняя конкуренция очень высока, особенно в университете, где ректор может быть всего один. Многие преподаватели и заведующие кафедрами десятилетиями работают на одном месте, их не так-то просто заменить. В школах текучка больше, и преподавателей по некоторым дисциплинам найти очень сложно. Школе учитель нужнее, учеников больше, чем студентов.

Многие учебные заведения стремятся идти в ногу со временем, модернизируют программы, разрабатывают новые методы обучения.

«Наш университет пытается качественно и содержательно улучшить преподавание английского языка. На мой взгляд, более перспективно быть частью большой организации, которая хочет позитивных изменений. В случае с репетиторством можно с годами обрасти связями и репутацией, которая даст поток частных учеников», - говорит Константин Булиш.

Как устроиться на работу

Получить место университетского преподавателя не так-то просто, в то время как рынок частного репетиторства более открыт. Чтобы попасть в вуз, нужно иметь хороший опыт работы, но если важен карьерный рост по вертикали, то необходима учёная степень. И зарплата преподавателя со степенью - на 30–50% выше. Но всё это зависит от профиля вуза.

Дарья Насакина говорит, что найти работу в этой сфере не очень сложно, потому что спрос намного выше предложения, большинство выпускников педагогических вузов не идёт работать по специальности. Чтобы работать в университете, где преподают дизайн, кино, журналистику, нужно иметь хорошее портфолио, опыт работы по профильной специальности, рекомендации и знать своё расписание на несколько лет вперед. Тех, кто меняет место работы раз в год, в таких профессиях не любят. К тому же из-за текучки кадров вузы и школы теряют свои конкурентные преимущества. Если речь идет о классических специальностях: физика, математика, история, то здесь желательно окончить аспирантуру и иметь учёную степень. В школу можно устроиться, имея высшее непрофильное образование.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Ставить знак равенства между педагогом и учителем неверно. В современной системе образования роль учителя связывают преимущественно с практической деятельностью, главная задача которой – эффективная организация учебно-воспитательного процесса. Педагогика – понятие более широкое. Оно отражает общие принципы национальных образовательных доктрин и научный подход к решению проблем воспитания. Педагог призван творчески претворять теорию в практику.

Кто такие педагог и учитель

Педагог – воспитатель, учитель, следующий в работе с детским коллективом гуманистическим идеям и осуществляющий просветительские, образовательные и воспитательные задачи в соответствии с передовыми педагогическими методами.
Учитель – специалист, имеющий педагогическое образование и сочетающий в профессиональной деятельности преподавание учебного предмета и наставничество, воспитательную работу.

Сравнение педагога и учителя

В чем же разница между педагогом и учителем?
Учитель проводит уроки и воспитательные мероприятия по утвержденным в соответствии с образовательными программами планам. Он может использовать в работе различные методики, повышающие результативность обучения предмету. Основные инструменты управления учебным процессом для учителя – эффективные технологии преподавания и контроль за усвоением изучаемого материала.
Педагог владеет глубокими гуманитарными знаниями в области возрастной психологии, социологии, философии, педагогической науки и применяет эти знания во всех видах непосредственной работы с детскими коллективами. Он постоянно совершенствует преподавательское мастерство, занимается научно-методической и общественно-воспитательной работой.
От научно-теоретической деятельности выдающихся педагогов зависит разработка образовательных доктрин и формирование тенденций культурного развития общества. Теория «естественного воспитания» Жан-Жака Руссо, «демократическая педагогика» известного швейцарского гуманиста И.Г. Песталоцци, принцип систематического обучения К.Д. Ушинского стали основой современных педагогических методик и практик.
В деятельности учителя конкретизируется педагогическая теория. Кроме того, учительская специализация связана с предметом преподавания. Можно говорить о работе учителя математики или физики, но трудно представить себе педагога литературы или истории.

TheDifference.ru определил, что отличие педагога от учителя заключается в следующем:

Функции учителя – обучать предмету и контролировать усвоение знаний. Педагог решает широкий круг образовательных и воспитательных задач.
Учитель занимается практической деятельностью. Педагог – практик, методист и теоретик в одном лице.
Учитель – педагогическая специальность. В педагогике узкой специализации по преподаванию отдельных предметов не бывает.

Чем отличается учитель от педагога дополнительного образования? И наоборот, чем отличается педагог дополнительного образования от учителя? Из этого у меня вытекает вопрос. Я более 40 лет проработал в школе преподавателем физкультуры, военного дела, зам. директора по патриотическому воспитанию, преподавателем ОБЖ, директором школы. У меня были высшие категории как учителя и как руководителя. После выхода на пенсию я некоторое время еще работал директором школы, а затем был уволен и я перешел на работу педагогом дополнительного образования спортивной направленности с детьми своей школы. Только изменилась организация где я был оформлен: центр дополнительного образования детей. В 2010 году я прошел аттестацию на соответствие высшей категории на 5 лет со сроком действия до 28 апреля 2015 г. С июня 2011 года по 1 сентября 2013 г. я работал и получал зарплату за высшую категорию. С 1 сентября 2013 г. убрали высшую категорию и оставили вообще без категории. И я узнал об этом не сразу, а месяца через два. И нам сказали, что надо проходить аттестацию как педагогу дополнительного образования. На каком основании, на каком праве и по какому документу это было сделано не понятно. На основании этого в начале и был задан вопрос. Два года работал и не только я, а потом кто-то решил поменять и в сторону ухудшения положения работника.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2). Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно: соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении). Это ответ на вопрос - в чем разница между педагогом доп образования и учителем общеобразовательной направленности. Что-же касается изменений в законодательстве, вы как педагог должны знать, что с 01.09.2013 г. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) утратил силу и вступил в силу новый Закон Российской Федерации "Об образовании". Именно этот Закон стал причиной изменения условий труда педагогов. Вам необходимо самостоятельно изучить данный Закон, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. В рамках заочной юридической консультации привести все цитаты из закона невозможно, ввиду ограниченного кол-ва знаков для предоставления ответа.

Вы замечали, что педагоги, работающие в высших учебных заведениях, обижаются, если услышат в свой адрес слово «учитель»? Человеку, далекому от образовательной системы, зачастую не понятно, в чем разница учителя и преподавателя? Но спешим вас заверить, что эти понятия, хотя и схожие, но не идентичны. Чем отличается преподаватель от учителя и в чем различия их профессиональных обязанностей, расскажем ниже.

Кто такой педагог?

Для многих это слова-синонимы, так как используются для определения работников образовательной сферы. Но если глубже взглянуть в их суть, то разница становится очевидной. Учитель и преподаватель - разные должности в учебных учреждениях разного уровня. К этим специалистам предъявляются различные профессиональные требования, в том числе и отличный друг от друга уровень подготовки. Но для начала давайте выясним значение наиболее общего понятия - «педагог».

Слово «педагог» пришло в наш язык из древнегреческого и дословно переводится как «ведущий мальчика». Дело в том, что в Древней Элладе педагогом называли раба, который «вел», обучал и сопровождал по жизни мальчиков с достижения ими 6 лет.

Современная педагогика - это наука о воспитании и обучении человека.

Соответственно, педагог сегодня - это человек, имеющий соответственное педагогическое образование и владеющий навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию других людей.

Также педагог, согласно энциклопедическому словарю, - это человек, который занимается научным изучением проблем педагогической теории и практики.

Как видим, «педагог» - это собирательное значение, применяемое ко всем работникам образовательной сферы.

Теперь разберемся, чем отличается преподаватель от учителя.

Определение понятия «учитель»

Учитель - это специалист, окончивший педагогический ВУЗ и приступивший к выполнению профессиональных обязанностей в учебных заведениях начального, основного общего и среднего общего образования.

Учитель занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Это ответственная профессия, к представителям которой обществом предъявляются огромные требования. Это связано с тем, что учитель является примером для подражания, человеком, который значительно влияет на процесс социализации и становления личности ребенка. В.А, Сухомлинский так выразился об этой профессии:

Учитель - скульптор человеческих душ.

Многие считают, что учительство - это не профессия, а призвание. Ведь далеко не каждый выпускник педагогического ВУЗа способен спать поистине «Учителем» с большой буквы.

Должностные обязанности

Основными функциональными обязанностями учителя являются следующие положения:

  • В работе он подчиняется непосредственно директору учебного заведения и его заместителям.
  • Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с основными законами государства.
  • Учитель обучает и воспитывает детей в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • В обязанности также входит способствование социализации воспитанников, положительное воздействие на становление их личности, формирование у детей общей культуры и общечеловеческих ценностей.
  • Учитель должен создать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся во время УВП.

Определение понятия «преподаватель»

Преподаватель - это человек, который имеет высшее педагогическое образование, часто научную степень и преподает предметы в среднеспециальных или высших учебных заведениях.

Сущность работы преподавателя

В своей профессиональной деятельности преподаватели имеют дело с более взрослым контингентом обучающихся. Поэтому в обязанности такого специалиста не входит обучение предмету как таковое. Его работа заключается в преподавании, преподнесении материала студентам. Согласно возрастной психологии, особенностью юношеского возраста является приставка «само-» к глаголам - самообучение, саморазвитие, самовоспитание. Поэтому и большую часть знаний, которые такой специалист преподносит на своих занятиях, студенты должны выучить самостоятельно.

Кроме преподавательской деятельности, в должностные обязанности преподавателя, согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональным образованием», входит обязательное осуществление научной деятельности и приобщение к ней студентов. Это еще одна особенность, чем отличается преподаватель от учителя. К научной деятельности относятся:

  • проведение лекционных, практических и семинарских занятий;
  • разработка учебных программ;
  • составление учебных пособий и методических рекомендаций;
  • проведение научных исследований;
  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

Справедливости ради стоит отметить, что к научной деятельности нередко приобщены и учителя. Особенно сегодня, когда в силу вступили новые образовательные стандарты, требующие приобщать к самостоятельности и частично-поисковой деятельности детей с самого раннего возраста.

Нередко можно встретить вузовского преподавателя в школе. Из-за низкой оплаты труда педагоги часто совмещают работу в разных учебных заведениях. Но стоит помнить, что приходя в школу, преподаватель должен учитывать методы, приемы и технологии обучения и воспитания, характерные для школьных учителей. Так как специфика общеобразовательных школ и их обучающихся, значительно отличается от средне-специальных и высших учебных заведений.

Вывод

Так чем отличается преподаватель от учителя? Преподаватель и учитель - это педагоги, работающие в учебных заведениях разного уровня. Однако между ними есть существенное отличие. Особенность учителя в том, что он учит, "вдалбливает", воспитывает. Преподаватель - преподает свой предмет, делится знаниями со студентами, занимаясь при этом научной работой. Все довольно просто.

Надеемся, вы получили ответ на вопрос «В чем разница учителя и преподавателя».

Педагог - это представитель одной из самых распространенных и социально значимых профессий. Ежегодно педагогические вузы и ссузы выпускают больше ста тысяч молодых специалистов-педагогов, профессиональные функции которых направленны на всестороннее развитие индивида, а значит, определяют будущее страны!

В сегодняшней статье Reconomica расскажет, какие пути открываются перед выпускником педагогического вуза. И проанализирует плюсы и минусы каждого из них. Нашим экспертом выступит педагог со стажем, которая сталкивалась с работой на всех уровнях преподавания.

Меня зовут Обернихина Елена Владимировна. По профессии я – педагог. Хотела бы привести сравнительную характеристику трех профессий:

  • Преподаватель вуза;
  • Учитель;
  • Воспитатель детского сада.

В выборе профессии главное - вдумчивый подход

Когда я слышу, как абитуриенты педагогического вуза рассказывают о том, что они поступают сюда лишь для того, чтобы получить высшее образование, а в будущем планируют заниматься – мне становится смешно.

Дело в том, что обучающая программа любого вуза нашей страны сформирована так, что закончив его, молодой специалист будет уметь выполнять лишь одну функцию – ту, которая вписана в его дипломе в качестве специальности. И за четыре-шесть лет обучения в вузе его ничему другому не научат.

Более того, занимаясь одним и тем же на протяжении нескольких лет обучения, молодой специалист будет четко сфокусирован именно на определенном, конкретном виде деятельности. Поэтому, к подбору вуза следует относиться очень внимательно. Надо выбрать ту профессию, которой захочется заниматься на протяжении многих лет.

В начале славных дел.

Профессиональная карьера педагога

Выпускник педагогического вуза имеет одно неоспоримое преимущество. Оно называется: «право преподавания». Да-да, не удивляйтесь. Дело в том, что уже закончив педагогический колледж (училище), молодой специалист может устроиться на работу в школу или детский сад.

Выпускнику же любого другого высшего учебного заведения, для того, чтобы стать преподавателем на одной из кафедр в своем вузе, придется закончить магистратуру или аспирантуру, сдав кандидатские минимумы. Именно магистратура или аспирантура дает выпускнику не педагогического вуза право преподавания.

Поэтому, не удивляйтесь, но инженер-механик не может преподавать труд в общеобразовательной школе, а инженер-программист не вправе обучать учащихся информатике. Такова специфика педагогических и не педагогических дипломов.

Уровни квалификации преподавателя

Выпускник педагогического вуза, работающий по своей специальности, вправе претендовать на повышение квалификации. В стенах школы существует такая градация квалификационных категорий учителей:

  1. Специалист;
  2. Учитель второй категории;
  3. Учитель первой категории;
  4. Учитель высшей категории;
  5. Учитель-методист;
  6. Заслуженный учитель России.

Естественно, пятый и шестой пункты – привилегия избранных. А до учителя высшей квалификационной категории доработать вполне возможно, но лет через 15-20. Так что, уважаемые молодые специалисты, будьте готовы много лет жить на зарплату учителя первой и второй категории. А это не очень большие деньги. Именно поэтому учителя очень «любят» заниматься репетиторством – просто деньги нужны, а взять их негде.

Профессиональные знания, умения и навыки педагога

Что же дает окончание педагогического вуза на практике? Ответ прост: студента, в течение нескольких лет, обучают активно общаться, много разговаривать, владеть устной речью и уметь выражать собственные мысли в письменной форме.

На самом деле, любому учителю совершенно ничего не стоит убедить кого-либо в чем-либо. Учитель – это хороший практический психолог и неплохой оратор. Однако педагог – плохой добытчик денег, поскольку основными личными качествами классического учителя, обычно, являются честность и бескорыстность. К тому же, любой учитель, по своей природе - альтруист.

Вот такой вот набор качеств получит любой выпускник педагогического вуза, проработавший несколько лет по своей профессии.

Насчет педагогических умений же, следует упомянуть слово «методика». Методика - это наука о том, как правильно учить. Причем, любая из методик рассчитана на изучение четко определенной дисциплины, конкретной возрастной группой учащихся.

Поэтому учитель географии вряд ли сможет научить учащихся китайскому языку. А учитель английского языка не объяснит школьникам, как писать компьютерные программы.

В дипломе каждого учителя имеется фраза, касающаяся его специальности. Например: «специальность: физика и труд». Это значит, что данный учитель может обучать учащихся лишь труду и физике, но никак не химии или математике.

Профессия «учитель»

Начну рассказ о этой непростой профессий с предупреждения.

Учителем работать трудно

Это очень нервная профессия. Главная сложность ее заключается в том, что надо не только усадить класс по местам, заставить детей замолчать, а затем слушать тебя, понимать твое объяснение и отвечать на поставленные вопросы.

Основная сложность этой профессии заключается в конфликтах с родителями. Почему-то, родители выпускников, вместо того, чтобы усадить собственного ребенка за выполнение домашнего задания и контролировать его весь год - в конце учебного года приходят в школу, чтобы «заставить» учителя изменить оценку любимому чаду.

Проблема же учителя состоит в том, что «любимое чадо» - вполне взрослый человек, а в каждом классе таких «чад» больше двадцати. И все эти юноши и девушки прекрасно видят, кто из них и как отвечает на уроках.

Заметьте, для любого ученика не является проблемой подойти к учителю и спросить его: «А почему у Маши оценка пять, а у меня – два?»

И, на мой взгляд, ребенок окажется совершенно прав. А с этими детьми мне придется встречаться и через год, и через двадцать лет. И намного приятнее, когда, прямо на улице, ученики начинают представлять тебе своих детей и супругов, нежели тогда, когда, увидев учителя, ученик перейдет на другую сторону улицы.

Учительница первая моя.

Вот поэтому я, обычно, стараюсь не удовлетворять требования высокомерных родителей, повысить оценку их ребенку. А это нервы и конфронтация. Конечно же, любой ребенок имеет право выучить предмет и пересдать его, но оценка не может быть повышена более чем на два балла – таков закон.

В школе, помимо детей, существует и педагогический коллектив. Это учителя всех возрастов: от юного и до пенсионного. Обычно, пару раз в год, на каникулах, в любой школе проходит заседание педагогического совета.

Скажу честно: «педсовет» - это мероприятие не из приятных. Надо просто сидеть и слушать администрацию школы, несколько часов подряд. Причем, информация, обычно излагаемая на «педсовете», не является ни важной, ни актуальной.

Раз в несколько лет учитель должен давать открытый урок. Делается это после курсов повышения квалификации, перед повышением категории. На открытом уроке присутствуют представители городского отдела образования и учителя из других школ. Мероприятие это очень нервное, а денег, в итоге, платят ничтожно мало.

Учтите, что зарплата учителя повышается, в среднем, каждые пять лет. Причем, за выслугу платят хорошо, а вот за повышение категории дают, в сущности, копейки.

Классное руководство - приятного мало, но платят хорошо

Одним из нелюбимых занятий всех учителей является «классное руководство». Имеется в виду, что в обязанности классного руководителя вменяется оправдываться перед администрацией школы за любую провинность учеников собственного класса.

Вот представьте, каково это - выслушивать гадости из уст начальства, из-за проделок совершенно чужих тебе отпрысков. Согласитесь, приятного мало. И хотя за классное руководство, в последние годы, неплохо платят, мне посчастливилось никогда так и не стать классным руководителем.

Отговорка проста: как учитель информатики, я не веду уроки у целого класса – только у его подгрупп, поэтому никогда не увижу весь свой подшефный класс целиком. Обычно эта отговорка срабатывает.

Учитель всегда виноват

В заключении, хочу сказать, что любой выпускник педагогического вуза, в стенах общеобразовательной школы, неизбежно столкнется с проблемой: « Учитель всегда виноват» . Это психология школы:

  • Если дети разбили окно – виноват учитель;
  • Если дети плохо написали контрольную работу – учитель плохо объяснил;
  • Если дети не помыли пол в классе – его должен вымыть учитель;
  • Если дети и родители жалуются на учителя – виноват тоже он, бедный.

Это, к сожалению, основные нормы функционирования школы. И проигнорировать их не удалось еще ни одному молодому специалисту.

Учителя очень любят курсы повышения квалификации и каникулярное время. Когда в школе объявляют карантин – учителя, обычно, встречают это мероприятие громким: «Ура!», - догадайтесь, почему.

Профессия «воспитатель детского сада»

К основным видам профессиональной деятельности педагога относится и дошкольное воспитание.

Плюсы

Придя на работу в «садик», попадаешь в очень приятную и мягкую атмосферу:

  • каждый родитель настраивает своего малыша: быть послушным и любить воспитателя;
  • дети «любят» поцелуями и объятиями. Поэтому, каждое утро воспитателя начинается с поцелуев и объятий, а также подаренных детьми конфет. Почему-то, каждый ребенок приносит воспитателю в кармане одну конфетку, как показатель дружбы.
  • В «садике» дети кушают, играют и спят, а родители радуются, когда, придя за ребенком, видят, как дети все это делают. Поэтому воспитателю достаются лишь уважение и благодарность.

Искренняя любовь деток - приятный бонус работы воспитателем в садике.

Кстати, в должностные обязанности воспитателя детского сада не входит уборка и мытье полов, вынос горшков, стирка, смена испачканной ребенком одежды, вывешивание на улицу испорченных простыней или мытье посуды. Все это работа няни. Воспитатель должен лишь занимать детей, следить за соблюдением дневного режима и проводить занятия с малышами, разумеется, в игровой форме.

В отличие от огромного количества знаний, необходимых школьному учителю, воспитатель детского сада должен знать лишь методику Марии Монтессори . А это всего одна толстая книга. Ее вполне достаточно для того, чтобы грамотно выполнять все должностные обязанности воспитателя, на протяжении долгих лет.

Для себя точно могу сказать одно: я абсолютно уверена в том, что знаю, что надо делать с малышом до семи лет, и как его правильно воспитывать. А это, поверьте, очень сильный аргумент в пользу профессии воспитателя детского сада.

И минусы

Минусом профессии являются случайные травмы детей. Ребенок может упасть с турника, поцарапать другого малыша или не поделить с ним игрушку. Дальнейшее зависит от родителей и их отношения к происшедшему.

Один родитель спокойно заберет ребенка, «украшенного» шишкой или синяком, убедившись, что травма получена при столкновении с пластмассовым ведерком. Другой - устроит истерику в детском саду, а затем побежит жаловаться в городской отдел образования.

Еще один минус профессии – то, что спустя несколько лет, ребенок не узнает вас на улице, а вы не сможете вспомнить его. Так что, на длительные чаепития с выпускниками, спустя годы, можно не рассчитывать.

Преподаватель высшего учебного заведения

Скажу честно, преподаватель вуза – это «небожитель», причем и в прямом, и в переносном смыслах. В любом вузе придерживаются таких правил:

  • Если студент не готов к занятию – это проблема студента;
  • Если студент не понял материала лекции и практического занятия – зачем ему вообще учиться в этом вузе;
  • Если студент выяснял с преподавателем отношения, писал на него жалобы, регулярно не готовился к занятиям – преподаватель просто не поставит ему оценку, а без этой оценки студента, с легкостью, отчислят из вуза;
  • Преподаватель всегда может обратиться к коллегам, чтобы попросить их не оценивать «проблемного» студента. И наоборот, оценить его лучше или хуже – по необходимости. Причем, это негласное правило соблюдают абсолютно все педагоги данного вуза. Ведь, если сегодня обидели одного преподавателя – завтра, возможно, оскорбят и другого.

В моей практике также встречались студенты, отчисленные из вуза после конфликта с преподавателем. Были и те, кому из-за «мести» педагогов пришлось перевестись на заочное отделение, просто для того, чтобы получить диплом о высшем образовании.

Препод всегда прав!

Плюсами профессии преподаватель вуза можно считать:

  • Высокую зарплату;
  • Официальный стиль общения и повсеместное уважение;
  • Взрослое общение - согласитесь, это намного приятнее, чем выяснять, как в общеобразовательной школе, почему учащиеся разбили мячом окно. В вузе подобного просто не бывает.
  • Небольшое количество подготовок к урокам. Для справки: школьный учитель, все вечера после работы, проводит за написанием конспектов. Это долго и не нужно. Но если педагог явится в класс без конспекта - он подлежит немедленному увольнению, причем никакой суд его не оправдает.

Что же касается вуза, то конспекты совершенно не требуются. Все преподаватели в течение года пишут методические пособия для следующего учебного года. Дальше кафедра их утверждает и отдает в типографию, для тиражирования.

Поэтому все педагоги и студенты имеют подобные книжки – конспекты практических занятий. А преподаватель пишет лишь конспекты лекций.

Но, если учесть, что на одну неделю нужен всего один конспект – педагог не перетрудится. Ведь для вуза характерен поток студентов: все группы, на одной неделе, изучают одну и ту же тему.

Минусы профессии:

  • администрация вуза все-таки анализирует и принимает к сведению жалобы студентов на преподавателей;
  • возможна проверка «на взятки» – берет ли их педагог. А это неприятно.

Пару слов о зарплате - кому из педагогов больше платят

В любом случае, мое мнение таково: педагогу лучше работать по специальности там, куда он сможет устроиться. Единственный минус – повышение квалификации:

  • Преподаватель ВУЗа может повышать собственную заработную плату лишь выслугой лет или защитой научной диссертации;
  • Учитель школы может повышать и категорию, но лишь в том случае, когда имеет законченное высшее образование и работает по профессии, указанной в дипломе;
  • Воспитатель детского сада может повышать категорию лишь в том случае, когда имеет диплом об окончании вуза, в котором указана профессия: «дошкольное воспитание».

Что же касается зарплаты - то наибольшее денежное вознаграждение выплачивается в вузах нашей страны. А вот педагоги детских садов и школ оплачиваются приблизительно одинаково. Хотя не следует забывать и о выслуге лет, которая значительно повышает оплату труда педагога школы или детского сада.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ