Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Начало двадцать первого века ознаменовалось, к сожалению, не только технологическими прорывами и повышением уровня жизни, но и глобализацией мирового терроризма. Если в совсем недалеком прошлом это явление было надоедливым, но далеким и не таким страшным, то сейчас терроризм может проявиться в любой момент, в любое время и в самой страшной форме. Никто не застрахован от нападения.

Государство вынужденно реагировать на эту новую и очень актуальную опасность, меняя методы и способы борьбы с терроризмом. Так появилась контртеррористическая операция КТО.

Что такое КТО?

Расшифровка КТО довольно простая. Контртеррористическая операция (КТО) - это специальный правовой режим, который действует в населенных пунктах, районах и в целых регионах страны в тот период времени, когда в них осуществляется кампания для ликвидации или обнаружения теракта, членов радикальной группировки и минимизации негативных последствий их действий против мирного населения.

Режим КТО, порядок введения, методы ведения операций, состав правоохранительных органов, которые ведут деятельность, полностью контролируются рамками закона «О противодействии терроризму» (2006 года). Понятие КТО было введено в 1998 году, когда был принят закон «О борьбе с терроризмом».

Юридическая база

Федеральный закон 2006 года определяет основные позиции противодействия терроризму, правовую и организационную базы, методы предупреждения терроризма и борьбы с ним, сокращения и (или) устранения последствий его проявлений, а также юридическую и организационную основу использования армии РФ в борьбе с терроризмом. Статьи юридического документа уточняют отдельные положения. Та же бумага определяет способы обеспечения правового режима контртеррористической операции:

  • Статья 3 обозначает комплекс специальных военных мероприятий с использованием военных машин, оружия, которые позволяют ликвидировать членов террористической группировки и спасти гражданских лиц, государственные и общественные органы.
  • Статья 7 подчеркивает, что войсковые части РФ используют оружие и боевую технику в режиме, определенном нормативными правовыми актами РФ для ликвидации угрозы террористического акта.
  • Статья 12 этого документа отмечает, что контртеррористическая операция осуществляется для недопущения террористического акта, если злоумышленников не остановить другими методами.

За кем инициатива?

Кто вводит режим КТО? Приказ о начале контртеррористической операции и о ее завершении принимает руководитель федерального органа исполнительной ветви власти в сфере поддержания безопасности или другие лица по решению компетентных органов.

Когда для организации контртеррористической операции нужны большие силы и средства и она захватывает площадь, где проживает существенное количество людей, ответственное лицо сообщает о введении правового режима контртеррористической операции и о площади, рамками которой она ограничивается, высшим должностным лицам страны всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Некоторые КТО регулируются лично министром обороны, главой ФСБ, министерством МЧС и даже президентом РФ. Например, при теракте в Беслане практически сразу же был основан оперативный штаб, главой которого стал руководитель ФСБ РСО-Алания В. Андреев. Экстренное совещание с представителями силовых структур в Москве проводил лично Владимир Путин. Операцией руководил в том числе директор ФСБ России.

ФСБ

Итак, на практике, как правило, полномочиями введения особого правового режима КТО наделен директор ФСБ (структура, которая непосредственно отвечает за террористическую безопасность). Если уровень опасности ниже и он локализован, правом наделяются руководители территориальных структур этой службы. Региональные руководители обычно получают информацию оперативнее, чем главы подразделений на государственном уровне. Часто сначала главой КТО становится региональный руководитель, если масштаб теракта большой - эта роль переходит к главе службы на государственном уровне.

КТО (расшифровка - контртеррористическая операция) объявляется оконченной, когда теракт нейтрализован/ликвидирован и отсутствует опасность населению, имуществу и интересам граждан.

Силовая поддержка

Для проведения операции ФСБ образует силовую группировку, в которую входят как сотрудники федеральной службы безопасности, так и военнослужащие армии, нацгвардия, полиция, МЧС и работники прочих ведомств, чья сфера деятельности соответствует профилю проблемы. Могут привлекаться саперы, медики, переговорщики, кинологи и так далее.

Организацией и проведением операции руководит оперативный штаб, который образуется по постановлению руководителя КТО. Штаб определяет конкретные приемы и методы, уточняет зону контртеррористической операции.

Как это было

23 сентября 1999 года после начала процесса формирования юридической базы и резкого обострения обстановки на Северном Кавказе президент РФ Борис Ельцин подписал указ о введении режима контртеррористической операции в рамках Чеченского региона. Этот порядок был аннулирован лишь через долгих десять лет (16 апреля 2009 года) решением нового главы государства Дмитрия Анатольевича Медведева.

В рамках этих лет военные действия, покушения, полицейские операции проводились не только в Чечне, но и на территории других регионов Северного Кавказа: Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии. При этом режим КТО неоднократно начинал действовать на отдельных территориях. Этого требовало сложившееся положение, постоянные проблемы в военной, религиозной, международной и других сферах.

Ограничения

Установление порядков КТО, согласно существующей нормативной базе, приводит к ужесточению обстановки и временным ограничениям:

  1. Проверка у граждан документов, подтверждающих их личность. Если паспорта или другой бумаги при себе не окажется, лицо конвоируют в органы внутренних дел РФ для определения личности.
  2. Эвакуация или временное переселение граждан с некоторых населенных пунктов и помещений, а также отвод машин, тракторов, военной техники и т. д.
  3. Усиление охраны селений, районов, региона в целом, если они имеют особую ценность или им угрожает опасность.
  4. Ведение проверки телефонных переговоров и других данных, поиск конфиденциальной информации, если она способствует пресечению теракта.
  5. Контроль обмена информацией и отключение связи.
  6. Применение транспортных средств, относящихся к различным структурам (кроме иностранных), а при необходимости находящихся в собственности граждан.
  7. Временное прекращение деятельности отдельных организаций, различного рода производств, если они могут способствовать проведению теракта.

Чечня

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе, проходившая с августа 1999 года и по апрель 2009 года, получила название Второй чеченской войны. Режим КТО в Чечне требовалось ввести в кратчайший срок.

Военные действия протекали динамично и очень тяжело. Отряды боевиков, состоящие из опытных, закаленных в боях террористов, перехватив инициативу, навязывали кровопролитные схватки, совершали теракты не только в Чечне, но и в других регионах. Но этот период был достаточно непродолжительным по времени, уже на следующий год правительственные силовые структуры сначала остановили, а затем начали теснить бандитов. Основная часть КТО пришлась на тщательную методическую чистку рядов террористов.

Когда натиск врага ослабел, удалось установить контроль над территорией Чечни, и КТО стала контролироваться местными чеченскими войсками самоуправления и самообороны. С завершением военных действий на основной территории необходимость в КТО исчезла, и режим отменили.

Дагестан

В конце 1999 года было произведено большое нападение террористов из Чечни на Дагестан под общим руководством Ш. Басаева и арабского головореза Хаттаба. Основу отрядов бандитов составляли зарубежные наёмники и террористы международных организаций. Они собирались, опираясь на местное исламское население, расширить свою зону влияния и активизировать боевые действия.

Однако попытки террористов перетянуть на свою сторону население Дагестана оказались неудачными. Наоборот, местное население оказало напавшим отрядам яростный отпор. В свою очередь, федеральные власти по согласованию с ичкерийским руководством ввели режим КТО в Дагестане, спланировали провести общее наступление местных и федеральных сил против террористов. Одновременно шла ликвидация имевшихся в регионе баз и центров крайних исламистов. Это один из примеров контртеррористической операции.

Имели место боевые схватки между террористами и федеральными войсками. Обстановка завершилась тем, что исламистам, потерпевшим поражения в боях, пришлось уйти с территории Дагестана назад в Чечню. Террористы отыгрались на мирном населении, совершив несколько терактов в разных регионах нашей страны.

Активная фаза

Общество и государство отличаются слабыми местами в своей позиции - террористы всегда могут попытаться напасть на объекты, выбрав самые слабые и незащищенные. И защитить все социальные и экономические структуры, всех представителей населения силовики не могут. Это значит, если государство будет занимать только пассивную оборонительную позицию, то оно заранее проиграет, а население будет расплачиваться десятками убитых, раненых и искалеченных. Проводя различные защитные мероприятия, силовики по возможности осуществляют контртеррористические операции.

Контртеррористическая операция

Ведущая тактическая форма работы силовых структур по пресечению террористической деятельности - это проведение контртеррористической операции. Она включает в себя ряд аспектов особых действий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Формы и аспекты контртеррора

Контртеррористические операции могут иметь ряд форм, которые будут включать несколько аспектов:

  • Найти данные о деятельности участников группировки, уже находящихся в стране, также ведется поиск стоянок и прочих мест удержания схваченных людей.
  • Предотвращение террористических действий - найти, нейтрализовать или обезвредить террористические организации и уничтожить базы террористических организаций до начала терактов.
  • Реализация мероприятий, направленных на снижение стойкости и храбрости террористов, падение авторитета террористических структур и террористических способов деятельности в глазах общества.
  • Улучшить способы обеспечения безопасности россиян, остающихся на территории возможного теракта, провести эвакуацию людей и материальных ресурсов.
  • Освободить из плена и вывезти в защищенное место сотрудников силовых структур, штатских и иностранцев, насильно взятых как заложников или удерживаемых силой по прочим причинам.
  • Ликвидировать антигосударственную или террористическую работу, проводимую с целью видоизменения строя российского государства недемократическими способами.
  • Сохранить или воссоздать конституционные порядки.
  • Поймать, разоружить или ликвидировать бандформирования, разрушить базы и лагеря обучения, уничтожить особо опасных террористов и командиров террористических структур.

Главная цель деятельности правоохранительных структур при опасности теракта - предотвратить его. Методы работы сотрудников таких ведомств довольно обширны, могут применяться различные способы противодействия терроризму.

Предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО) . Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: "контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта."

На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Практика применения

23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" , предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.

Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов "Исламской международной миротворческой бригады" под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.

4, 8, 13 и 16 сентября 1999 года в нескольких городах России - Буйнакске, Москве, Волгодонске - была осуществлена серия жестоких террористических актов: взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооружённых формирований - в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. По другой версии к организации взрывов домов причастна Федеральная служба безопасности РФ, чьи сотрудники были 22 сентября 1999 года задержаны в Рязани в момент минирования жилого дома.

18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.

27 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин категорически отверг возможность встречи президентов России и ЧРИ, о которой с 20 сентября просил Аслан Масхадов .

Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.

В результате длительных военных действий республика перешла под контроль российских силовых структур, а президентом Чечни был избран Ахмад Кадыров - отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова .

Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, "по поручению президента РФ", 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    "

    В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона решение о проведении контртеррори­стической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

      проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

      удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

      усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

      ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, пе­редаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

      использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

      приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

      приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

      временное отселе ни е физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

      введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

      ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

      беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртерро­ристическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

      проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.

    Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

    Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террори­стического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террори­стический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федераций.

    1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

    1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

    6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

    12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

    4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ