Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Наверняка многие из нас в детст­ве представляли себя великими учеными-изобретателями. Кропотливая работа часами, баночки-скляночки, опасные опыты и, как результат – мировое признание и чудо-изобретение, призванное если и не спасти мир, то во всяком случае сделать его чуточку лучше (ну, или хуже, тут уже в зависимос­ти от наклоннос­тей натуры). И детские мечты никоим образом не омрачались мыслями о том, как это изобретение презентовать и что для этого нужно. А нужен в первую очередь патент.

Тот, кто все-таки воплотил мечту в реальность, ясное дело, уже знаком со всеми нюансами получения подобного документа. А вот для тех, кто пока только планирует его получить (или для начала собраться с мыслями и что-то изобрести), будет весьма кстати познакомиться с особенностями этого процесса.

Ну, во-первых, что такое патент? Это защита интеллектуаль­ной собственности, охраняющей плоды умственных усилий в течение 20 лет (в последующем срок можно продлить еще на несколько лет), на определенные объекты, требующие получения разрешения для использования компетентных органов. В нашей стране получить патент возможно посредством обращения в Национальный институт интеллектуальной собственности (НИИС) Министерства юстиции РК. Заведение серьезное, ведь на его сотрудниках лежит важная функция: отличить зерна от плевел и дать состояться чему-то действительно нужному. Или не дать, если идея не представляет из себя никакой практической ценности.

Кстати, запатентовать можно не только какое-то конкретное изобретение, но и полезные модели, селекционные достижения, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и, конечно, товарные знаки. В эти категории входят, если конкретнее, устройства, способы, вещества, лекарственные препараты, применение известных средств каким-то новым способом.

И нужно, и важно, и уникально

Но просто так прийти в НИИС, рассказать о своих достижениях и попросить выдать патент нельзя. Для начала надо пройти несколько этапов.

Первый шаг – подача заявки в соответствии с требованиями патентного закона, который регулирует все правовые вопросы. В заявке указываются заявитель и сам автор изобретения (если это разные люди). Забегая вперед, скажем, что именно заявитель при получении охранного докумен­та в результате положительного решения о выдаче патента переходит в статус патенто­обладателя. Кстати, количество как заявителей, так и людей, претендующих на авторство, не ограничено: заявка на выдачу патента может быть подана хоть сотней человек.

К заявлению прикладывается своего рода рабочее портфолио «кандидата» и подробнейшее описание изобретения: к какой научной области оно относится, какого уровня техники, как устроено в принципе, формула изобретения, определяющий объем прав. И тут главная задача – соответствовать условиям патентоспособности.

То есть если предоставляемое на экспертизу что-нибудь еще никогда и нигде не упоминалось (а так ли это, сотрудники НИИС выяснят быстро, имея доступ к соответствующей информации со всего мира), то у заявителя есть все шансы получить патент на объект рассмотрения. Правда, тут важно, чтобы и остальные факторы не подкачали, ведь решение о присвоении исключительных прав выносится, исходя еще и из определенного изобретательского уровня и промышленной применимости. И даже если идея необыкновенно свежа и никто прежде не додумывался до ее воплощения именно в таком виде, но от нее нет никакого технического эффекта, то, увы и ах, патента не видать. Поэтому, подавая заявку, ученые-рационализаторы должны просто из кожи вон лезть, чтобы доказать отличимость, нужность, уникальность и незаменимость своего изобретения. Причем в представленных доказательствах не просто лить воду, оперируя лишь теоретическими фактами, а наглядно показать, что изобретение имеет право на жизнь.

Ну, например, решил амби­циоз­ный выпускник колледжа запатентовать свое изобретение – ветровую установку с 10 лопас­тями. Приходит в национальный институт, так, мол, и так, моя установка – прорыв в области альтернативных источников энергии. Как мы уже поняли, в НИИС на слово никому не верят и просят предоставить доказательства уникальности продукта, то есть подробно расписанные опыты применения, чертежи самого устройства. И выясняется, что да, ветряк с 10 лопастями – действительно продукт новый, доселе неведомый нигде в мире. Но вот незадача: из 10 лопастей задействованы в выработке альтернативной энергии лишь 3, как это принято во всем мире, а остальные 7 – так, для соз­дания эффектного образа, да и крепятся еле как, ставя под сомнение надежность конструкции. Хотя четырехлопастной ветряк тоже существует и благополучно запатентован в Казахстане.

– В нашем институте экспертизу на патентоспособность проводят узкие специалисты, каждый из которых хорошо разбирается в своей области. Поэтому вероят­ность того, что патент будет выдан на устройство сомнительного научного потенциала, крайне мала, – уверяет начальник департамента изобретений, полезных моделей и селекционных достижений Алтынай Батырбекова. – Если речь идет о несоответствии изобретательскому уровню, очевидны противоречия каким-либо закономерностям или изобретение, несмотря на чертежи и «успешно проведенные испытания», технически неосуществимо, то тогда какой смысл давать ему зеленый свет?

Ну просто «космические» идеи

Столь щепетильный подход к отбору жизнеспособных образцов отнюдь не из вредности сот­рудников института, все это делается исключительно в интересах разработчика. Ведь то, с чем приходят за патентом, – результат интеллектуальной деятельности (РИД), собственность автора. И любая собственность должна быть зарегистрирована, чтобы иметь полное законное право ею распоряжаться. Так и с изобретениями: получив одобрение в своей «профпригодности», они будут зарегистрированы в соответствующем государственном реестре изобретений посредст­вом охранного докумен­та, а заявители получат патент, дарующий исключительное право собственности.

Теперь запатентованные образцы или нематериальные вещи находятся под защитой от копирования, распространения и незаконной продажи. При этом патентообладатель может распоряжаться своим исключительным правом по своему усмотрению. Например, передать его по лицензии на использование, то есть кто-то будет производить и реализовывать ваш продукт, а вы – иметь с этого материальную выгоду. Без ведома патентообладателя, повторимся, любое использование или копирование объекта в коммерческих целях запрещено, это прямое нарушение исключительных прав. При этом важно не спутать понятия исключительных и авторских прав – последние относятся лишь к творчеству.

По словам Алтынай Батырбековой, в год только в возглавляе­мый ею департамент поступает около полутора тысяч заявок. Большая часть из них получает одобрение.

А порой сотрудникам института приходится сталкиваться с поистине уникальными «предложениями»: кто-то пытался запатентовать гипотезы, противоречащие физическим законам или морали, а кто-то пытался совершить настоящий «космический» рывок. Ну что же, похвально, что наши соотечественники способны нестандартно мыслить.

Томас Эдисон, Никола Тесла, Стив Джобс и многие другие знаменитые личности. Что же их всех объединяет? Они могли придумывать, создавать и воплощать в жизнь самые безумные идеи, которые крутились у них в голове. Они были пропитаны духом изобретательства, что послужило в их жизни тем самым толчком, что толкает человека в глубины прогресса. Кто они – изобретатели? И можем ли мы, простые советские электронщики и электрики встать на этот путь?

Наш современный мир несется с бешеным темпом. Идеи, которые вчера были только миражом, сегодня уже воплощаются в жизнь. Оглянитесь вокруг! Что Вы видите вокруг себя? Я уверен на все 100%, что рядом с Вами находится хотя бы одно творение рук человеческих, да даже тот же самый комп, бук или планшет, который Вы держите в руках. Инженеры-электронщики, конструктора, море дизайнеров поработали над этим изобретением. Но, неужели они вот так взяли и от нефиг делать начертили чертеж, спаяли и развели плату, посадили на винты в корпус и оба-на! Готово, прошу любить и жаловать. Конечно же нет. Они вложили свое искусство изобретения. Кто-то говорит: “У меня нет искусства изобретать…” или “мне это не дано”. Все это враки! Искусство изобретать дано каждому разумному существу на Земле. И Вы, дорогой читатель, не исключение.

Два камушка.


Как-то давно жил-был в Лондоне купец, имевший несчастье занять большую сумму у ростовщика. Когда пришел срок выплаты денег, ростовщик заявил, что простит долг, если купец отдаст за него замуж свою красавицу дочь. Отец с дочерью пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик предложил, чтобы все решил жребий. “Давайте, – сказал он, – положим в пустой кошелек два камушка – черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если попадется черный камень, она станет моей женой, если белый – останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду”.

Купец и его дочь были вынуждены принять предложение. Разговор происходил в саду купца. Ростовщик наклонился, чтобы подобрать с усыпанной гравием дорожки камушки. Девушка, у которой страх обострил зрение, заметила, что ростовщик положил в кошелек два черных камня. Как же выйти девушке из создавшегося положения? Прямое мышление подсказывает три возможных решения девушкой возникшей проблемы:

1. Отказаться вытаскивать камушек

2. Объявить, что в кошельке оба камушка черные, и выставить таким образом ростовщика мошенником.

3. Вытащить камушек – пожертвовать собой, чтобы спасти отца из тюрьмы.

Как Вы понимаете, все три варианта крайне плохи, ибо если девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму. Если же она вытащит камушек, тогда ей придется выйти замуж за старого уродливого ростовщика.

Девушка сунула руку в кошелек, вытащила камень и выронила его, будто невзначай, на дорожку, где тот мгновенно затерялся среди подобных ему камушков.

– Ах, какая досада, – воскликнула она.

– Ну, да это поправимо. Мы можем узнать, какой камушек я вытащила, по цвету того, который остался в кошельке. Поскольку оставшийся камушек был, понятно, черный, то, значит, она вытащила белый, – ведь ростовщик не мог признаться в мошенничестве.

Применив обходное мышление и изобретательство, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но и меньше рисковала, если бы ростовщик вел честную игру. В этом случае у нее были бы равные шансы на то, чтобы спастись или погибнуть. А так она наверняка осталась с отцом и гасила его долг ростовщику. Вот так вот смекалка и изобретательство помогли юной леди в жизни;-).

Наиболее эффективный является проблемный метод обучения. Есть проблема, нужно ее решить. Голова думает, соображает, в голову лезут разные идеи. Пока голова работает, значит процесс извлечения изобретательства идет полных ходом. Сначала трудно решать проблемы, но со временем Вы увидите, что решения даются Вам быстрее и рациональнее. Голова нам нужна не только, чтобы пить пиво и долбить музыку по полной. Используйте самую главную ее часть – мыслительную.

Изобретения должны быть, в первую очередь, полезны для человечества. Фиксируйте внимание на недостатках окружающих предметов, устройств и размышляйте над способами их полного или частичного устранения. В наше время изобретением признается техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, если при этом соблюдены три условия:

1. Оно должно быть новым

2. Оно должно иметь существенные отличия от всех ранее известных решений той же задачи

3. Оно должно давать положительный результат

Существует также и традиционный метод проб и ошибок. Самым знаменитым изобретателем, использовавшим этот метод, был Томас Эдисон. При создании электрической лампочки он перепробовал тысячи различных материалов, проделав тысячи опытов. Но все таки он создал это великое изобретение! Нельзя сидеть и ждать подходящих обстоятельств, нужно начинать их создавать. Каменотес долбит камень, а в нем не трещинки, вот он влупил по камню сто раз, и только на сто первый раз камень раскололся… Упорство при создании изобретения должно быть колоссальное. Что было бы, если Томас Эдисон плюнул бы на все это дело?

Если у Вас не получилось изобрести с первого раза, всегда пробуйте еще и еще! Неудачи и отказы – важнейшая составляющая успеха. Фактически, чем больше неудач и отказов Вы переживаете, тем большего успеха Вы сможете добиться. Неудачи и отказы – необходимые ступени на лестнице, ведущей к успеху. После любого действия, которое не привело к желаемому результату, всегда задайте себе вопрос:” До какого момента я действовал правильно?” Это всегда Вас будет воодушевлять на следующий шаг.

Думайте, создавайте, изобретайте! И может именно Вас впишут в историю на рубеже тысячелетий. Оторвите уже жопу от дивана и от компа и срочно берите в руки паяльник!

Многим нравится идея зарабатывать на жизнь изобретениями. Кто бы отказался быть самому себе начальником и получать прибыль благодаря творчеству? Тем не менее, быть изобретателем - не так уж просто. Сложно найти продукты, которые будут пользоваться спросом на переполненном рынке товаров и услуг. Придется потратить немало времени, чтобы создать продукт, необходимый потребителям. Затем потребуется разработать опытный образец и показать товар потенциальным инвесторам. Также не забудьте запатентовать свое изобретение, чтобы в случае чужого интереса защитить свою интеллектуальную собственность. Следует понимать, что изобретатели регулярно сталкиваются с отказами, поэтому научитесь спокойно переносить временные неудачи и с каждым разом становитесь сильнее.

Шаги

Часть 1

Детство

    Учитесь мыслить творчески. Если в детстве вы мечтаете быть изобретателем, то ищите способы развивать свои творческие способности. Изобретатели умеют мыслить нестандартно и способны находить новаторские решения различных проблем. Ищите способы развивать свои творческие способности.

    • Находите время на спонтанные игры. Попробуйте выключить игровую приставку и просто побыть в своей комнате наедине с простыми игрушками вроде плюшевых зверушек и различных наборов для творчества. Так вам придется каждый день находить оригинальные способы весело провести время, а не полагаться на традиционные развлечения - видео, компьютеры или настольные игры.
    • Читайте ради удовольствия. Люди, которые много читают в свое удовольствие, обычно намного изобретательнее тех, кто не любит читать.
    • Занимайтесь творчеством. Рисуйте, разукрашивайте, делайте фигурки из глины, пишите стихи и находите другие способы развивать свои творческие способности.
  1. Сосредоточьтесь на предметах НТИМ. Этот акроним расшифровывается как наука, технологии, инженерия и математика. Такие области знаний очень важны для изобретателя, поскольку любое изобретение требует определенных навыков и умений. Во время учебы в школе уделяйте особое внимание таким предметам.

    • Сосредоточьтесь на естественных науках. Запишитесь в кружок, посещайте дополнительные занятия и факультативы.
    • Интересуйтесь современными технологиями и разработками. Найдите курсы по информатике и программированию или обработке различных материалов.
    • Изучайте математику вне рамок школьной программы. Изобретателю всего пригодятся глубокие знания по математике.
  2. Запишитесь в школьные кружки и секции. Изобретателю важно учиться у других. Возможно, у вас в школе или рядом с домом есть кружки для юных изобретателей или техников. Дополнительные занятия и увлечения помогут превратить вашу мечту в реальность.

    • Станьте участником кружка юных техников, чтобы изучать прикладные науки. Также запишитесь в шахматный клуб и развивайте логическое мышление, которое присуще каждому успешному изобретателю.
    • В некоторых школах есть клубы и кружки, которые позволяют ученикам вместе трудиться над общей задачей или проектом в течение учебного года. Рассмотрите все варианты.
  3. Находите творческие хобби и увлечения. Воображение - важный инструмент изобретателя. Ваши увлечения должны развивать воображение и создавать почву для различных новаторских идей.

    • Увлекаетесь выпечкой? Даже здесь есть место новаторству. Например, если у вас закончилась корица, то придется импровизировать с другими приправами.
    • Разные интеллектуальные игры весьма способствуют работе воображения. В трудных ситуациях вам потребуется решать проблемы в соответствии с установленными правилами.
    • Находите место творчеству в повседневных вещах. Присмотритесь к облакам, чтобы увидеть в них образы и силуэты. Напишите стихотворение о теплом летнем дожде.
  4. Не бойтесь привлекать сторонних исполнителей. Если у вас нет требуемых навыков или желания и времени приобретать такой опыт, то воспользуйтесь услугами подрядчиков. Изобретатели редко способны выполнить все работы по продукту самостоятельно. У каждого есть слабые места и это нормально. Найдите профильных специалистов.

    • Воспользуйтесь услугами внештатных сотрудников, чтобы выполнить ряд задач за умеренную плату. Например, вы придумали приложение для смартфона, но не умеете писать программы или не разбираетесь в операционных системах. Попробуйте найти технического специалиста, который возьмется за поставленную задачу.
    • Сотрудничайте с друзьями. Если ваш друг или знакомый занимается изготовлением обуви, то он может стать вашим партнером по разработке туристических ботинок. Не забудьте заранее решить финансовые вопросы на случай успешной реализации и спроса на продукт.

Часть 3

Как создавать и продавать продукты
  1. Создайте опытный образец. Если у вас родилась идея изобретения, то сначала нужно создать опытный образец. Покажите его потенциальным пользователям и покупателям, чтобы “подогреть” интерес к продукту. Также можно использовать опытный образец как модель для создания товара в реальном виде.

    • Современные технологии позволяют создать прототип любого продукта. Пакеты программ для проектирования вроде AutoDesk Inventor помогут вам создать цифровую модель изобретения.
    • Помимо цифровой модели также попытайтесь сделать небольшой физический прототип Это будет весьма полезно при работе над продуктом вроде тренажера. Экспериментируйте с разными материалами и конструкциями, чтобы выбрать оптимальное сочетание и решение.
  2. Вызовите интерес к своей идее. Создайте прототип и показывайте его всем, кому он может быть интересен. Используйте разные способы пробудить интерес к продукту. Ищите потенциальных инвесторов и покупателей.

  3. Выберите патентного поверенного. Если вы пришли к выводу, что ваш продукт можно успешно продавать, то обратитесь к патентному поверенному. Следует получить патент на изобретение, чтобы конкуренты не украли вашу идею. Защитите свою интеллектуальную собственность, если к ней присутствует интерес на рынке. Именно для этого нужен патентный поверенный. Найдите подходящего юриста или фирму в интернете или газетных объявлениях и договоритесь о встрече, чтобы обсудить ваш продукт.

    • Патентное право - это сложная область знаний, поэтому не пытайтесь оформить патент своими силами (конечно, если вы не обладаете большим опытом в данном вопросе). Если у вас есть друг или знакомый, который разбирается в патентном праве, то обратитесь к нему, чтобы немного сэкономить на услугах поверенного. Оформить патент стоит немалых денег, поэтому стремитесь сокращать издержки при любой возможности.
    • Оформление патента может стоить от 60 000 рублей и выше. Это немалая сумма, но если ваш продукт будет пользоваться спросом, то овчинка стоит выделки. Процесс регистрации занимает некоторое время. Обычно на оформление уходит около года. Используйте это время, чтобы лучше изучить рынок и внести необходимые доработки в соответствии с потребностями пользователей.

Томас Эдисон, Никола Тесла, Стив Джобс и многие другие знаменитые личности. Что же их всех объединяет? Они могли придумывать, создавать и воплощать в жизнь самые безумные идеи, которые крутились у них в голове. Они были пропитаны духом изобретательства, что послужило в их жизни тем самым толчком, что толкает человека в глубины прогресса. Кто они – изобретатели? И можем ли мы, простые советские электронщики и электрики встать на этот путь?

Наш современный мир несется с бешеным темпом. Идеи, которые вчера были только миражом, сегодня уже воплощаются в жизнь. Оглянитесь вокруг! Что Вы видите вокруг себя? Я уверен на все 100%, что рядом с Вами находится хотя бы одно творение рук человеческих, да даже тот же самый комп, бук или планшет, который Вы держите в руках. Инженеры-электронщики, конструктора, море дизайнеров поработали над этим изобретением. Но, неужели они вот так взяли и от нефиг делать начертили чертеж, спаяли и развели плату, посадили на винты в корпус и оба-на! Готово, прошу любить и жаловать. Конечно же нет. Они вложили свое искусство изобретения. Кто-то говорит: “У меня нет искусства изобретать…” или “мне это не дано”. Все это враки! Искусство изобретать дано каждому разумному существу на Земле. И Вы, дорогой читатель, не исключение.

Два камушка.


Как-то давно жил-был в Лондоне купец, имевший несчастье занять большую сумму у ростовщика. Когда пришел срок выплаты денег, ростовщик заявил, что простит долг, если купец отдаст за него замуж свою красавицу дочь. Отец с дочерью пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик предложил, чтобы все решил жребий. “Давайте, – сказал он, – положим в пустой кошелек два камушка – черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если попадется черный камень, она станет моей женой, если белый – останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду”.

Купец и его дочь были вынуждены принять предложение. Разговор происходил в саду купца. Ростовщик наклонился, чтобы подобрать с усыпанной гравием дорожки камушки. Девушка, у которой страх обострил зрение, заметила, что ростовщик положил в кошелек два черных камня. Как же выйти девушке из создавшегося положения? Прямое мышление подсказывает три возможных решения девушкой возникшей проблемы:

1. Отказаться вытаскивать камушек

2. Объявить, что в кошельке оба камушка черные, и выставить таким образом ростовщика мошенником.

3. Вытащить камушек – пожертвовать собой, чтобы спасти отца из тюрьмы.

Как Вы понимаете, все три варианта крайне плохи, ибо если девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму. Если же она вытащит камушек, тогда ей придется выйти замуж за старого уродливого ростовщика.

Девушка сунула руку в кошелек, вытащила камень и выронила его, будто невзначай, на дорожку, где тот мгновенно затерялся среди подобных ему камушков.

– Ах, какая досада, – воскликнула она.

– Ну, да это поправимо. Мы можем узнать, какой камушек я вытащила, по цвету того, который остался в кошельке. Поскольку оставшийся камушек был, понятно, черный, то, значит, она вытащила белый, – ведь ростовщик не мог признаться в мошенничестве.

Применив обходное мышление и изобретательство, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но и меньше рисковала, если бы ростовщик вел честную игру. В этом случае у нее были бы равные шансы на то, чтобы спастись или погибнуть. А так она наверняка осталась с отцом и гасила его долг ростовщику. Вот так вот смекалка и изобретательство помогли юной леди в жизни;-).

Наиболее эффективный является проблемный метод обучения. Есть проблема, нужно ее решить. Голова думает, соображает, в голову лезут разные идеи. Пока голова работает, значит процесс извлечения изобретательства идет полных ходом. Сначала трудно решать проблемы, но со временем Вы увидите, что решения даются Вам быстрее и рациональнее. Голова нам нужна не только, чтобы пить пиво и долбить музыку по полной. Используйте самую главную ее часть – мыслительную.

Изобретения должны быть, в первую очередь, полезны для человечества. Фиксируйте внимание на недостатках окружающих предметов, устройств и размышляйте над способами их полного или частичного устранения. В наше время изобретением признается техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, если при этом соблюдены три условия:

1. Оно должно быть новым

2. Оно должно иметь существенные отличия от всех ранее известных решений той же задачи

3. Оно должно давать положительный результат

Существует также и традиционный метод проб и ошибок. Самым знаменитым изобретателем, использовавшим этот метод, был Томас Эдисон. При создании электрической лампочки он перепробовал тысячи различных материалов, проделав тысячи опытов. Но все таки он создал это великое изобретение! Нельзя сидеть и ждать подходящих обстоятельств, нужно начинать их создавать. Каменотес долбит камень, а в нем не трещинки, вот он влупил по камню сто раз, и только на сто первый раз камень раскололся… Упорство при создании изобретения должно быть колоссальное. Что было бы, если Томас Эдисон плюнул бы на все это дело?

Если у Вас не получилось изобрести с первого раза, всегда пробуйте еще и еще! Неудачи и отказы – важнейшая составляющая успеха. Фактически, чем больше неудач и отказов Вы переживаете, тем большего успеха Вы сможете добиться. Неудачи и отказы – необходимые ступени на лестнице, ведущей к успеху. После любого действия, которое не привело к желаемому результату, всегда задайте себе вопрос:” До какого момента я действовал правильно?” Это всегда Вас будет воодушевлять на следующий шаг.

Думайте, создавайте, изобретайте! И может именно Вас впишут в историю на рубеже тысячелетий. Оторвите уже жопу от дивана и от компа и срочно берите в руки паяльник!

"Изобретателю надо обладать тремя качествами:

во-первых, иметь голову, во-вторых, уметь входить в новое дело с головой и,

в-третьих, не терять голову, если что-то не получается"

Шуточная народная присказка

Первым изобретателем стал Господь Бог, когда задумал и сотворил все сущее на земле, в небесах и под землей. Поэтому о престижности этой профессии говорить излишне. Кто этого не понимает, пусть разденется и идет голыми руками добывать себе хлеб насущный.

Вопрос заключается в следующем: как стать изобретателем, человеком, который, ничем вроде бы не отличаясь от остальных, способен находить и находит такие решения, которые кардинально меняют положение вещей в технике, в других сферах человеческой деятельности? И хотя в настоящее время разработаны специальные методы решения изобретательских задач, вопрос этот сугубо индивидуальный. Более того, большинство выдающихся изобретателей никогда и не слышали об известной сейчас теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из-за отсутствия последней в период их деятельности.

Еще древние философы задумывались: каким образом можно искать то, чего не знаешь, а если знаешь, что ищешь, то зачем искать?! По поводу разрешения этого парадокса до сих пор нет единого мнения. С одной стороны, процесс поиска решения изобретательских задач связывают с рядом последовательных логических операций, где из каждого предыдущего шага следует последующий. С другой стороны, решение многих научных, изобретательских и иных задач, по свидетельству ряда авторитетных экспертов, приходит как бы внезапно, подобно вспышке света, озарившей новую конструкцию, чертеж, какие-то соотношения и т.д.

Однажды в силу производственной необходимости потребовалось найти эффективное решение одной незначительной проблемы. Настолько незначительной, что упоминать о ней не стоит. Интересно другое. То психологическое состояние, в котором оказался молодой дипломированный специалист, обнаружив, что он не знает, как решить задачу. В голову приходили мысли: в учебниках и справочниках этого нет, что же делать? Его не учили изобретать. Да и можно ли этому научить? Но очень, по-настоящему, захотелось найти решение. Он думал о проблеме постоянно более суток, и решение пришло. Оно было такое ясное и простое, как сугроб, рельефно обогнувший дымовую трубу на крыше дома. Почему сугроб? Была зима, и завихрения снега вокруг трубы подсказали верное решение. Интуитивно молодой специалист понял главное: важен психологический настрой на поиск нового, когда человек осознает, что у него нет иного выхода, кроме решения проблемы. Как вызвать у себя такой настрой? Это очень индивидуально. Мелочей здесь не бывает. Любая мелочь может оказаться решающей.

Посмотрите на следующую магическую формулу:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ + СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УСИЛИЙ + УПОРСТВО = УСПЕХ

Она приемлема для большинства жизненных ситуаций, не только для изобретательства или предпринимательства. Единственное, что автор главы изменил в формуле, приведенной Харви Маккеем в книге "Как уцелеть среди акул", определение цели поставил на первое место. В решении изобретательских задач цель имеет определяющее значение, является критерием эффективности предлагаемых мер. С формулировки цели начинается любое изобретение. Нет цели - нет и изобретения. Поэтому четко сформулированная цель - первый шаг к решению задачи.

Вы знаете, как важно научиться думать самостоятельно. Однако, если Вы хотите найти что-то действительно оригинальное, об этом необходимо думать всегда, по крайней мере где и когда это возможно. Конечно, переходя улицу на красный свет светофора, лучше думать о том, как не угодить под колеса. Опаздывая на самолет, не заставишь себя думать о чем-то другом. Отсутствие чувства безопасности, безусловно, не способствует творческому мышлению. Обратим внимание на исторически доказанный факт: никто не знает заранее, посетят ли его великие мысли, а если посетят, то неизвестно, когда это случится. Тривиальный пример связан с Архимедом. Можно хоть тысячу раз погрузиться в ванну с водой и не заметить ничего, кроме того, достаточно ли нагрета вода. Различие между нами и Архимедом и состоит в том, что он был готов к этому. Вне всякого сомнения, он думал об этом постоянно. Многим знакомо чувство предвкушения открытия. Не важно, как велико само открытие. Может быть, открытием оно является только для Вас. Само по себе это чувство представляет собой величайшую ценность, оно захватывает полностью, без остатка. Не имеет значения, где ты находишься - за своим рабочим столом, в автобусе по пути на работу, читаешь лекцию или стоишь в очереди. Это - как предвкушение счастья. Вот поэтому многие известные (и совсем неизвестные) ученые и изобретатели шли на величайшие лишения, голодали, были несчастны в любви, но не отказывались от своего дела.

Как и когда приходит озарение? Всякий раз по-разному. Архимеду для этого пришлось опуститься в ванну, Ньютону - сесть под яблоню. Вы не знаете, когда придет удачная мысль, поэтому необходимо быть готовым к ее приему и обработке в любое время. Важна непрерывность мышления, и тогда любая мелочь может сыграть решающую роль.

Ловите идею "за хвост", даже если находитесь в бане. Немедленно фиксируйте, записывайте, так как возникшие ассоциации очень зыбки и неустойчивы. Формализуя идею, излагая ее письменно, в чертеже или на диаграмме Вы можете тут же выявить ее настоящий смысл и эффективность. В процессе этого часто возникает цепочка ассоциаций, приводящая к окончательному решению. В противном случае возможна его потеря.

Думаем, нас хорошо понимает опытный изобретатель. Многие могут сказать: но я же думал, думал, а у меня ничего не получилось. Тогда обращаем Ваше внимание на последнюю составляющую формулы успеха - упорство. Почему Вы считаете, что выбранный Вами путь легок? Процесс поиска нового всегда сопряжен с большими усилиями, подчас мучительными, а временами невыносимыми. Если бы это было просто, все вокруг нас были бы Кулибиными, Эдисонами или Генри Фордами. Даже подготовленный человек с опытом изобретательской работы не может рассчитывать на быстрый успех. Более того, очень красивая идея может прийти один раз в жизни, а все остальное будет ее развитием. Возможно, она не придет вовсе. Но она не придет наверняка, если Вы не проявите волю, целеустремленность и упорство в достижении поставленной цели.

В народе часто можно услышать: пошел учиться на инженера, артиста, писателя, журналиста, композитора и так далее. Может быть, мы рискуем навлечь на себя негодование многих, но считаем, что выучиться перечисленным профессиям нельзя. Диплом литфака не дает права называться писателем, диплом государственного института патентоведения - изобретателем, театрального института - артистом, музыкального училища - композитором.

Владимир Высоцкий учился в Куйбышевском строительном институте (ныне Архитектурно-строительная академия), но нет нужды уточнять, в какой области проявилось его творческое дарование. Популярный певец Валерий Меладзе - кандидат химических наук. А исторических примеров вообще можно привести огромное количество. Так, автор "Богатырской симфонии" и оперы "Князь Игорь" Александр Порфирьевич Бородин закончил Медико-хирургическую академию, был доктором медицины, академиком. Не подумайте, что мы против хорошего образования. Его необходимо иметь. Более того, чтобы сохранить хорошую форму, необходимо учиться всю жизнь. Но было бы абсурдно думать, что Владимира Высоцкого кто-то учил писать его песни. Маловероятно, что А. П. Бородина учили писать симфонии и оперы. Хотя нельзя утверждать, что учителя не было, - учителем становилась жизнь, настолько разнообразная, что ни один автор приключенческого романа с ней не сравнится.

Поэтому мы предлагаем учиться творчеству у самой жизни. И лучший метод для начинающего - это метод аналогий. Человек, изучивший философию, в частности, теорию познания, возможно, начнет спорить о законах познания, диалектическом мышлении и так далее. Да, эти знания очень полезны. Они позволяют спрогнозировать ожидаемый результат во времени, придавая уверенность в своих силах и обеспечивая внутреннее спокойствие, чувство защищенности от неудачи. Однако все эти законы познания - законы больших чисел. Нельзя, скажем (имея в виду закон перехода количественных изменений в качественные) всерьез утверждать, что сегодня Вы прочтете две книги по электротехнике, а завтра придумаете электрическую лампочку лучше, чем это сделали в свое время Яблочков и Эдисон. Более того, может быть Вы прочтете все книги по электротехнике, получите дипломы нескольких учебных заведений, а какой-нибудь юнец, мало смыслящий в электричестве, предложит то, к чему Вы стремились всю жизнь, но так и не смогли преодолеть последнего, может быть ничтожного, препятствия. Так действуют законы познания. Одному достаточно малейшего толчка, чтобы запустить обвальный поток ассоциаций, приводящих к совершенно неожиданному результату, а другому для этого нужно учиться всю жизнь. В конечном счете, ценность открытия определяется не возрастом автора или количеством времени и усилий, затраченных на пути к нему, а тем, как оно повлияет на судьбы людей.

К чему мы об этом говорим? К тому, что процесс этот можно ускорить. Как? Простой тренировкой. Ставьте задачу, решения которой нет или оно достигается стандартным, давно известным способом, думайте о ней как можно чаще, и постоянно, на уровне фона, держите ее в подсознании, смотрите вокруг себя. Давно ли Вы обращали внимание на красоту и уникальность каждой снежинки на воротнике своей девушки, или как строго вертикально поднимается дым из труб в морозную и безветренную погоду? Вы обращали внимание, что заднее стекло автобуса, которым Вы добираетесь на работу, всегда заляпано грязью, снегом? Наверное, не обращали внимание на это и дизайнеры восьмой и девятой моделей "Жигулей", иначе не напоминали бы эти машины грязного поросенка в слякотную погоду. За всеми этими явлениями, за каждой мелочью стоят законы природы. Вы их можете не знать, но при известной наблюдательности и четкой целевой установке вполне в состоянии применить для нестандартного решения своей задачи.

В чем ценность и привлекательность метода аналогий? Почему мы рекомендуем начинать с него? Потому что применять его Вы можете не после окончания соответствующего учебного заведения, не через год, не завтра, а немедленно.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ