Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

СОПРОТИВЛЕНИЕ - по Фрейду - сила и процесс, производящие вытеснение и поддерживающие его посредством противодействия переходу представлений и симптомов из бессознательного в сознание.

Сопротивление - верный признак конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение.

Сопротивление может быть только выражением Я, которое в свое время произвело вытеснение, а теперь хочет его сохранить.

Имеются пять основных разновидностей сопротивления, исходящих из трех сторон - Я, Оно и Сверх-Я:

1. сопротивление вытеснение - от Я;

2. сопротивление из перенесения - от Я;

3. сопротивление из выгоды от болезни - от Я;

4. сопротивление от Оно;

5. сопротивление от Сверх-Я.

Сопротивление проявляется в процессе анализа. Оно включает все те силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить, достичь и принять инсайт, которые действуют против разумного Я пациента и его желания изменений. Сопротивление может быть сознательным или бессознательным, может выражаться в виде эмоций, установок, идей, импульсов, мыслей, фантазий или действий.

Сопротивление - операционное понятие; анализ не создает здесь ничего нового, аналитическая ситуация становится ареной, на которой силы сопротивления проявляют себя. Во время курса анализа силы сопротивления используют все механизмы, формы, способы, методы и констелляции защит, которые Я использует во внешней жизни пациента. Так же, как и защитные механизмы, сопротивление действуют через Я; хотя их источники, согласно Фрейду, могут исходить из любой психической структуры – Оно, Я, СверхЯ, но восприятие опасности является функцией Я. В процессе анализа форма и тип сопротивления изменяется - присутствует регрессия и прогресс, поведение пациента меняется в соответствии с точками фиксаций; вообще все защитные механизмы Я могут использоваться в целях сопротивления. Для целей сопротивления используются и более сложные феномены – такие, как сопротивления переноса, сопротивления характера, покрывающие защиты.

Аналитик должен различать: что пациент сопротивляется, как он делает это, что он отвращает, почему он делает это. Сопротивления в процессе анализа проявляются как некая форма противодействия процедурам и процессам, которая анализируется. Анализ сопротивлений крайне важен как для диагностики, так как пациенты, относящиеся к той или иной диагностической группе будут использовать специфические для этой группы типы защит, и, соответственно, сопротивлений, так и для всей аналитической работы.

Представления З.Фрейда о вытеснении легли в основу психоанализа. Вытеснение состоит в бессознательно мотивированном забывании, или избежании осознания внутренних побуждений и внешних событий, которые репрезентируют соблазны, неосуществимые и пугающие желания и наказания за запретные наслаждения, а также просто намекают на них. Информация блокируется, чтобы помешать ее воздействию и избежать страданий при осознании. Тем не менее, хотя вытесненное не переживается на сознательном уровне, оно сохраняет свою действенность и продолжает оказывать влияние с бессознательного уровня.

Вытеснение является основным защитным механизмом человеческой психики, причисляемый к защитам "высшего порядка".

С точки зрения развития, вытеснение можно рассматривать как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Паттерн неклинического действия вытеснения наиболее иллюстративен в случае простого забывания имен или намерений – того, что Фрейд называл частью «психопатологии обыденной жизни». В психоанализе обнаруживается, что имя или намерение забываются, если они сопряжены с подавленным мотивом, обычно из-за их ассоциации с неприемлемой инстинктивной потребностью.

Конфликты возникают в случаях, когда происходят события, относящиеся к материалу, вытесненному в прошлом. Если попытка вытесненного материала найти разрядку в виде дериватов (производных) терпит неудачу, возникает стремление вытеснить любое событие, ассоциативно связанное с изначально вытесненным материалом. Этот процесс получил название «вторичного вытеснения». Создается впечатление, что вытесненное, подобно магнетической силе, притягивает все, хоть как-то связанное с ним, чтобы тоже подвергнуть вытеснению.

Вытеснение может выдавать себя двояким образом:

- «пустотами», т.е. отсутствием определенных идей, чувств, отношений, которые представляли бы адекватную реакцию на действительность (вторичное вытеснение);

Навязчивым характером приверженности неким идеям, чувствам и отношениям, представляющим собой дериваты. 10. Понятие о влечении. Виды влечения.

Влечение - это динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.

Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина -инстинкт и влечение. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту. Под влечением - "психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения".

В свете обобщений психоаналитическое понимание влечений у Фрейда сводилось к следующему: а) влечение отличается от раздражения: оно происходит от источника раздражения внутри тела и действует как постоянная сила; б) во влечении можно различать источник, объект и цель (источник влечения - состояние возбуждения в теле, цель - устранение этого возбуждения), влечение становится психически действенным на пути от источника к цели; в) психически действенное влечение обладает определенным количеством энергии (либидо); г) отношение влечения к цели и объекту допускает изменение: они могут быть заменены другими целями и объектами, в том числе социально приемлемыми (сублимация); д) можно различать влечения, задержанные по пути к цели и задерживающиеся на пути к удовлетворению; е) существует различие между влечениями, служащими сексуальной функции, и влечениями к самосохранению (голод, жажда), сексуальные влечения характеризуются пластичностью, замещаемостью, отстраненностью, в то время как влечения к самосохранению непреклонны и безотлагательны.

Новое положение в психоаналитической теории сводилось к признанию двух видов влечений: сексуальных, понимаемых в широком смысле (Эрос), и агрессивных, цель которых - разрушение. Если отвлечься от эротического компонента основными влечениями являются влечение к жизни и влечение к смерти.

Фрейд описал три вида врожденных влечений:

1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);

2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием;

3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

Основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА


КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Концепции современного психоанализа, психоаналитической и групповой психотерапии

На тему: Понятие сопротивления и работа с ним




Введение

1 Определение сопротивления

2 Формы проявления сопротивления

3 Функции сопротивления и его механизм

4 Перенос и сопротивление

1 Предварительные замечания

Заключение


Введение


Психотерапия - это деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т.д.). При лечении пациент должен «открыться» перед психотерапевтом. «Открываясь» он рассказывает психотерапевту все, что о себе знает и как он определяет самого себя.

У каждого человека создано о себе определенное представление. Эту информацию он собирает всю свою жизнь, и она чрезвычайно важна для него. Зачастую случается так, что чем важнее для нашего существования источник информации, тем упорнее мы сопротивляемся тому, что бы его изменяли или подвергали сомнению. Когда пациент приходит к психотерапевту, он хочет изменить свою жизнь, изменив свое представление о себе. Но по мере выздоровления он сопротивляется лечению. Это происходит по тому, что лечение пациента вызывает у него ощущение самой большой угрозы - повторному переживанию травмирующих моментов из жизни. И в итоге получается так, что пациент, приходя к психотерапевту на прием, надеется получить помощь, но сам же ее отвергает.

Объектом исследования данной работы является сопротивление клиента, а предметом анализ работы с сопротивлением.

Целью исследования является раскрытие понятия сопротивления и анализ методов работы с ним. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Раскрытие понятия сопротивления

Рассмотрение основных форм проявления сопротивления

Рассмотрение способов работы с сопротивлением

При написании работы были использованы следующие источники информации: учебники и учебные пособия, всемирная сеть интернет.

Работа состоит из двух частей: первая часть раскрывает теоритический материал. В этой части подробно описываются основные понятия, функции и формы проявления сопротивления.

Вторая часть состоит из анализа работы с сопротивлением и рекомендаций к анализированию.


Глава 1. Понятие сопротивления


1.1 Определение сопротивления


Сопротивление - это сила, производящая вытеснение и поддерживающая его посредством противодействия переходу представлений из бессознательного в сознание. Это жизнеохраняющий импульс, хотя сознательному контролю не поддается.

Предпосылкой для существования симптома является то, что какой-то душевный процесс не произошел до конца нормальным образом, так что он не смог стать осознанным. Симптом представляет собой заместитель того, что не осуществилось. Сильное сопротивление направляется на то, что бы упомянутый выше душевный процесс не смог проникнуть в сознание. Так же во время лечения, сопротивление препятствует тому, что бы этот процесс был переведен из бессознательного в сознание. Процесс, проявляющийся в виде сопротивления, называется вытеснение.

В жизни сопротивление проявляется в различных формах неврозов, фобиях, ошибочных действиях (таких как забывание, затеривание). Оно может быть сознательным, предсознательным и бессознательным, может вызывать в нас потребность быть приятным, спорить, смущаться, быть пассивным, не иметь желаний и потребностей и т.д.

В психотерапии сопротивление возникает, когда в сознание допускается материал, с которым клиент всячески избегает столкновения. Эта сила блокирует заинтересованность пациента в выздоровлении. Когда мы пытаемся помочь больному, он сам, не осознавая того, оказывает нам ожесточенное сопротивление, длящееся в течение всего лечения. Пациент может оспаривать и отвергать интерпретации психотерапевта, отстраняться от него, стараться не вовлекаться в процесс лечения и т. д. Оно может проявляться таким образом, что клиент будет рассказывать про себя, как будто докладывая о себе, а не искренне рассказывать о своем бытие. Таким образом, пациент будет избегать внесения своей субъективности в терапевтическую работу. Чем ближе психотерапевт подходит к бессознательным процессам, тем интенсивнее становится сопротивление.

Открытие феномена сопротивления принадлежит З. Фрейду. Он первый кто начал воспринимать сопротивление как отдельный элемент психики и принял его за центральную часть психоаналитической работы. Впервые он употребляет термин «сопротивление» в описании случая Элизабет фон Р., которую лечил в 1892 году. Он полагал, что пациент старается отогнать от себя какие-то представления и что сила сопротивления соответствует тому количеству энергии, которое представления затрачивают, пытаясь проникнуть в сознание.

Фрейд вместе с Брейером сначала занимались психотерапией при помощи гипноза. Затем Фрейд стал замечать, что результаты лечения непостоянны и сохранялись в течении непродолжительного времени. Тогда он понял, что при использовании гипноза невозможно было понять динамику этих неудач. Состояние гипноза не позволяло заметить существование сопротивления. Оно отодвигало сопротивление на задний план, освобождая определенную область для аналитической работы и сосредотачивая его на границах этой области так, что оно становилось непреодолимым. По этому Фрейд утверждает, что подлинный психоанализ начался с отказа от помощи гипноза.

Задача терапевта - преодолеть сопротивление, и делает он это таким образом, что настаивает на том, что бы пациент рассказывал все, что приходит ему на ум, даже если это смущает его.

Сопротивление - не только помеха лечению, но также важный источник информации о функционировании Эго в целом. Защиты, которые проявляются как сопротивления во время лечения, выполняют важные функции для пациента в его внешней жизни.


1.2 Формы проявления сопротивления


В этой главе будут рассмотрены наиболее типичные примеры проявления сопротивления, которые появляются во время проведения психотерапии. Сопротивление чрезвычайно разнообразно, трудно распознается и постоянно меняет форму своего проявления. Единичные, изолированные примеры не являются правилом. Если пациент ясно раскрывается перед терапевтом, то это еще не означает того, что сопротивление перестало работать. Например, пациент может живо описывать какую-нибудь агрессивную деятельность на сеансе для того, что бы ни рассказывать переживания, которое может показать то, что он столкнулся с сексуальным искушением.

Вот несколько клинических проявлений сопротивления.

Пациент молчит.

Наиболее откровенная и частая форма сопротивления. Это означает, что пациент не расположен к рассказу о своих чувствах. Он может осознавать свою нерасположенность или может чувствовать, что у него в голове нет ничего, что он мог бы рассказать терапевту.

В таком случае задача терапевта проанализировать причины молчания пациента. Необходимо раскрыть мотивы противодействия психотерапевтической процедуре.

Иногда, несмотря на молчание, пациент может раскрыть мотив или даже содержание своего молчания своим поведением. Отворачивание головы, избегание взгляда, закрывание глаз руками, скорченная поза тела на кушетке, краска, заливающая лицо, могут говорить о замешательстве. Если, например, пациентка при этом с отсутствующим видом снимает свое обручальное кольцо с пальца и затем несколько раз продевает сквозь него свой мизинец, следует подумать, что, несмотря на свое молчание, пациентка смущена мыслями о сексуальности или супружеской неверности. Ее молчание показывает, что она еще не осознала те импульсы и борьбу, происходящую между побуждением раскрыть и противодействующим импульсом спрятать свои чувства.

Не всегда молчание говорит о наличии сопротивления. Например, молчание может быть повторением произошедшего в прошлом события, где молчание играло важную роль, может отражать реакцию на происходящее. Таким образом, молчание выступает не только как сопротивление, но и как содержание части переживания. Но в большинстве случаев молчание выступает как сопротивление.

Пациент «не чувствует себя способным рассказывать».

Эта ситуация схожа с предыдущей. Но здесь пациент не молчит совершенно, а просто не чувствует неспособным рассказывать. Задача терапевта та же: выяснить причину неспособности рассказывать.

Аффекты, являющиеся признаком сопротивления.

Бывает так, что пациент сообщает что-то клиенту вербально, но аффекты отсутствуют. Его замечания сухи, скучны и монотонны. Как будто пациента вовсе не трогает то, о чем он рассказывает. Такое несоответствие аффекта указывает на сопротивление.

Поза пациента.

Очень часто поза пациента, которую он принимает во время терапии, может говорить о сопротивлении. Ригидность, одеревенелость, скрученность могут говорить о защите. Так же, если пациент ведет себя не естественно, например, не меняет позу в течении всего сеанса или наоборот изменяет ее слишком часто это является признаком сопротивления. Противоречия между вербальным содержанием и позой так же можно квалифицировать как сопротивление. Сжатые кулаки, перекрещенные руки на груди, скрещенные лодыжки могут говорить об утаивании. Если пациент приподнимается с кушетки или, например, спускает одну ногу с кушетки, это означает, что он хочет избежать аналитической ситуации. Избегание глаз терапевта так же говорит о сопротивлении.

Фиксация во времени.

Можно заметить сопротивление и в последовательности рассказа о прошлом и настоящем. Обычно, когда пациент рассказывает относительно свободно, в рассказе будет чередоваться прошлое и настоящее. Если пациент говорит последовательно только о прошлом, не вставляя ничего из настоящего или наоборот, то здесь работает какое-то сопротивление. В это время можно наблюдать избегание, фиксированность эмоционального тона, позы и т.д.

Мелочи и внешние события.

В таких ситуациях пациент рассказывает о внешних, маловажных событиях, которые не ведут к углублению понимания. Отсутствие интроспекции и полноты мысли - показатель сопротивления. Так же, если внешняя ситуация не ведет к личной, внутренней ситуации, работает сопротивление. Изобилие рассказов, которые не приводят к новым воспоминаниям или пониманиям - показатель защищенности.

Избегание тем.

Пациенты, как правило, сознательно или бессознательно избегают болезненные темы. Часто это касается некоторых аспектов сексуальности, агрессии или переноса. Рассматривая сексуальность можно отметить, что большая часть избегаемых тем касается частей тела или физических ощущений. Пациент будет неохотно указывать на частный вид физических ощущений или толчок, возбудивший его. Пациент может подробно изложить сексуальное событие, но неохотно расскажет о том, какая часть или части тела были вовлечены в него. "Сегодня мы предавались оральной любви" или "мой муж целовал меня сексуально" типичные примеры сопротивления.

Так же пациент может описывать в общих чертах чувство раздражения, в то время как на самом деле он был в ярости или был готов убить кого-нибудь.

Сексуальные или агрессивные чувства пациента, проявляемые по отношению к психотерапевту также наиболее изощренно избегаемые темы в раннем анализе. Пациенты будут выказывать большое любопытство к терапевту, но будут говорить о нем в наиболее общепринятых выражениях и будут неохотно раскрывать свои агрессивные или сексуальные чувства по отношению к нему. Если какая-то тема не входит в аналитический сеанс, то это можно рассматривать как сопротивление.

Ригидность.

Если на приеме за пациентом наблюдается какая-то закономерность, то это может указывать на сопротивление. Например, вначале каждого сеанса пациент касается одной и той же темы. Он подготавливается каждый раз к сеансу, для того, что бы заполнить сеанс или избежать молчания.

Язык избегания.

Использование пациентом технических терминов или стерильного языка - одно из наиболее частых проявлений сопротивления. Таким образом, пациент пытается избежать возникающего яркого образа. Например, пациент, который говорит "генитальные органы", в то время когда он подразумевает пенис, пытается избежать образа, который возникнет у него при слове пенис. Или "мне было неприятно" вместо "меня это взбесило" так же указывает на то, что пациент пытается избежать ощущения бешенства. Терапевту при разговоре с пациентом очень важно быть абсолютно свободным в выражениях.

Использование клише изолирует аффекты и уводит от эмоциональных затруднений. Такие фразы как "почему то", "я полагаю", "наверное" всегда являются показателем избегания.

Опоздания, пропуски сеансов, забывчивость при оплате.

Такой вид сопротивления может проявляться как сознательно, так и бессознательно. В любом случае это является показателем нежелания приходить или платить за сеанс.

Отсутствие сновидений.

Сновидение - одна из наиболее важных норм подхода к бессознательному и вытесненному. Пациенты, которые забывают свои сновидения или рассказывают их не полностью, подвергаются сопротивлению. Такое поведение говорит о борьбе пациента с разоблачением его бессознательного психотерапевтом. Если такое сопротивление преодолеть на данном сеансе, то пациент может рассказать о забытом до сих пор сновидении или о его новых фрагментах, пришедших ему в голову.

Пациенту надоело.

Когда пациент хорошо работает, он стремится найти свои фантазии. Но, если пациенту скучно, то это значит, что он избегает осознания своих бессознательных импульсов. Скука, независимо от того, что она означает, является защитой против фантазий.

У пациента есть секрет.

Секрет у пациента это особая форма сопротивления, обращение с которой требует особого технического рассмотрения. Секретом может быть событие, которое пациент хотел бы оставить в покое, или даже слово, которое он не волен произнести. Секрет это что-то чрезвычайно интимное для пациента и показать его психотерапевту означает рассказать что-то важное и личное.

Фрейд утверждает, что если позволить существовать секрету, что все табулированные и скрытые желания используют этот секрет как убежище и ускользнут от анализа. Малейшая уступка секрету несовместима с анализом.

После открытия пациентом своего секрета следует приступить к исследованию реакции пациента или же изучать содержание секрета. При этом нужно помнить, что психоанализ направляет острие атаки не на сам секрет, а на мотив его сохранения.

Действие вовне.

Такое сопротивление проявляется в том, что пациент использует действия вместо слов, воспоминаний и аффектов. Например, пациент курит во время сеанса или разговаривает о материалах психотерапии с кем-то еще помимо психотерапевта для того, что бы ослабить некоторые аспекты своих чувств. Действие вовне необходимо проанализировать как сопротивление и исследовать его мотивы, так как оно может подвергать опасности весь анализ.

Частые веселые сеансы.

Пациент во время терапии должен ощущать удовлетворение или даже какое-то чувство триумфа. Иногда корректная интерпретация вызывает спонтанный смех у психотерапевта или пациента. Но слишком частые веселые сеансы и длительное приподнятое настроение все это может показывать, что нечто отвращается - обычно что-то противоположной природы, некоторая форма депрессии. Бегство в здоровье, преждевременная утрата симптомов без понимания - признаки сходных типов сопротивления.

Пациент не изменяется.

Когда психотерапевт работает с пациентом явно хорошо и успешно, но пациент не изменяется и сопротивление не проявляется, психотерапевт должен искать скрытое, неявное сопротивление. Если всякие сопротивления отсутствуют, то мы скорее всего имеем дело с действием вовне или с сопротивлением переноса.

Здесь приведены наиболее часто проявляющиеся формы сопротивлений, но этот список не полный. К этому списку можно добавить много других типичных сопротивлений, но все они схожи с перечисленными.


3 Функция сопротивления и его механизм


Функция защиты - устранить страдание, независимо от того, что явилось стимулом, вызвавшим данное болезненное воспоминание, эта функция действует через «Я». Она является той психической структурой, которая мобилизует функции отвращения, избегания. Она может делать это путем выработки бессознательных механизмов защит, таких как вытеснение, проекция, интроекция. Но может так же делать это, используя любые другие психические функции.

Сопротивление можно отнести ко всем типам психологической защиты. Оно является «защитой» невроза от осознания и изменения. «Защита» - это процесс, который предохраняет психику от боли и опасности и противостоит инстинктивным действиям, доставляющим удовольствие и разрядку. Функция такой защиты основывается на функциях «Я» и психотерапевтической ситуации выступает как сопротивление.

Любой психический феномен, используемый для целей защиты, действует через «Я». Поэтому анализ сопротивления следует начать именно с него. Сопротивление - это операционная концепция, которая создана анализом. Аналитическая ситуация здесь выступает в роли арены, на которой силы сопротивления проявляют себя.

Сопротивление пациента работает, в основном, в его бессознательном. В начале терапии, пациент ощущает сопротивление как некоторое противодействие запросам психотерапевта. Но по мере приближения к бессознательным процессам, сопротивление становится интенсивнее, и пациент начинает осознавать его как защитную реакцию «Я».

Концепция сопротивления состоит из трех составляющих: опасности, сил, побуждающих к защите «Я» и сил, толкающих вперед, на риск, преадаптивное «Я».

Чем ниже место в иерархии защит занимает сопротивление, тем теснее оно связано с вытесненным материалом и тем менее вероятно, что оно станет осознанным. И наоборот, чем выше поднимается сопротивление, тем в более тесной связи с вторичным процессом находится его действие.

Всякое защитное поведение обеспечивает разрядку для того, от чего защищаются.

Непосредственная причина защиты - всегда избегание какого то болезненного аффекта, тревоги, вины или стыда. Более отдаленная причина - лежащий ниже инстинктивный импульс, который возбуждает эти аффекты. Самая отдаленная причина - травматическая ситуация, положение в котором «Я» сокрушено и беспомощно, потому что затоплено тревогой, которую не может контролировать, овладеть ею или ограничить - состояние паники. При любом признаке опасности пациент включает защиту, что бы избежать этого состояния.


4 Сопротивление и перенос


Перенос и сопротивление родственны друг другу во многих отношениях. Выражение «сопротивление переноса» обычно используется в психоаналитической литературе в качестве краткого выражения тесных, но вместе с тем и сложных взаимоотношений между явлениями переноса и функциями сопротивления. Однако сопротивление переноса может означать разные вещи, и я полагаю, что было бы благоразумно прояснить этот термин, прежде чем переходить к клиническому материалу.

Фрейд утверждал, что явления переноса являются как источником величайшего сопротивления, так и обладающим наибольшей силой инструментом для психоаналитической терапии. Реакции переноса являются повторением прошлого, переживанием без воспоминания. В этом смысле все явления переноса имеют ценность для сопротивления. С другой стороны, реакции на аналитика создают наиболее важные мосты к неприемлемому прошлому пациента. Перенос представляет собой окольный путь к воспоминанию и инсайту, но кроме этой тропинки вряд ли существует какая-либо другая. Перенос не только дает ключи к тому, что отвращается, но может также и мотивировать и стимулировать работу в анализе. Это ненадежный союзник, потому что он непостоянен и также продуцирует внешние «улучшения переноса», которые вводят в заблуждение.

Определенные разновидности реакций переноса вызывают сопротивления потому, что они содержат болезненные и пугающие либидозные и агрессивные импульсы. Сексуальные и враждебные реакции переноса особенно склонны быть источником важных сопротивлений. Очень часто эротические и агрессивные компоненты появляются вместе. Например, пациентка развивает сексуальные чувства к своему аналитику и затем приходит в бешенство при отсутствии взаимности, которую она принимает как отказ. Или же пациент неспособен работать в аналитической ситуации из-за страха унижения и выявления инфантильных или примитивных фантазий.

Случается и так, что реакции переноса сами по себе делают пациента неспособным работать. Например, пациент может регрессировать на чрезвычайно пассивную, зависимую стадию объектных отношений. Пациент может не осознавать этого, но будет это проявляться в его поведении на аналитическом сеансе. Это может проявляться как псевдотупость или блаженная инерция. Пациент может переживать вновь некоторые ранние аспекты отношений мать - ребенок. В таком состоянии пациент не может выполнять аналитическую работу до тех пор, пока аналитик не преуспеет в восстановлении разумного Эго и рабочего альянса.

Ситуация становится более запутанной, когда определенные реакции переноса цепляются за упорство для того, чтобы скрыть другие типы чувств переноса. Существуют пациенты, которые упорно поддерживают фасад реалистичной кооперации с аналитиком в целях маскировки своих иррациональных фантазий. Иногда пациент будет определять некоторые чувства и перемещать их на других для того, чтобы остаться в неведении о своей противоречивости по отношению к аналитику. Часто случается так, что мои пациенты выражают сильную враждебность по отношению к другим психоаналитикам, в то время как они изображают сильный восторг по отношению ко мне.

Наиболее трудными для преодоления сопротивления являются так называемые реакции «переноса характера». В таких ситуациях главные черты характера и отношения, которые имеют защитную функцию, манифестируются по отношению к аналитику так же, как и по отношению к людям в повседневной жизни. Они столь глубоко вросли в структуру характера пациента и столь хорошо рационализированы, что их трудно сделать объектом для анализа.

Суммируя сказанное: перенос и сопротивление родственны друг другу во многих отношениях. Термин «сопротивление переноса» сжато выражает этот клинический факт. Явления переноса, в общем, являются сопротивлением воспоминанию и ведут окольным путем в направлении воспоминания. Реакции переноса могут быть причиной того, что пациент становится неспособным работать аналитически, из-за природы реакции. Некоторые реакции переноса могут быть использованы как сопротивление против обнаружения других реакций переноса. Анализ сопротивлений является «ежедневным куском хлеба», регулярной работой в психоаналитической терапии. На анализирование сопротивлений переноса тратится больше времени, чем на любой другой аспект терапевтической работы.


Глава 2. Работа с сопротивлением


2.1 Предварительные замечания


Психоаналитическую технику нельзя определить, не включив в нее последовательного и тщательного анализа сопротивления, так как между сопротивлением и функцией "Я" существует тесная взаимосвязь. Его изучение позволяет подобраться ближе к пониманию основных функций "Я", а так же к его проблемам и отношению к ним. Помимо этого, анализ сопротивлений открывает путь различным функциям "Я", на которые непосредственно влияют "Оно", "Сверх-Я" и внешний мир.

Сопротивление терапевтическим процедурам повторяют невротический конфликт в различных психических структурах. В результате для психотерапевта предоставляется возможность наблюдать образование компромиссов, которые аналогичны формированию симптомов.

Ситуация лечения мобилизует конфликтующие тенденции пациента. До того, как анализировать сопротивление пациента, было бы целесообразно сделать обзор расстановки сил у пациента.

Силы, которые находятся на стороне клиента:

Невротическое страдание клиента, которое вынуждает его работать с психотерапевтом.

Сознательно и рациональное «Я», которое настроено на определенные цели и которое понимает рациональность терапии.

«Оно», вытесненное и его дериваты, стремящиеся к разрядке

Рабочий альянс, позволяющий установить длительную и продуктивную связь с психотерапевтом.

Позитивный перенос

Рациональное «Сверх-Я», которое побуждает пациента выполнять его обязанности и обязательства.

Любопытство и страстное желание самопознания.

Желания профессионального продвижения

Различные иррациональные факторы, такие как чувство соперничества по отношению к другим пациентам, окупаемость денег и т.д.

Все эти силы побуждают клиента работать в аналитической ситуации.

Силы, противостоящие аналитическим процедурам:

Защитные маневры подсознательного «Я», которые заготавливают модели для операций сопротивления.

Страх изменения.

Иррациональное «Сверх-Я»

Враждебный перенос

Сексуальный и романтический перенос, ведущие к ревности и фрустрации, далее к враждебному переносу.

Мазохистские и садистские импульсы, которые ведут к болезненным удовольствиям.

Импульсивность и действия вовне, которые ведут пациента к быстрому достижению удовлетворению без понимания.

Вторичные выгоды от невротического заболевания, которые заставляют пациента «липнуть» к неврозу.

Это те силы, которые аналитическая ситуация мобилизует у пациента.


2 Техника анализирования сопротивления


Сам термин «анализирование» - это сжатое выражение для многих технических процедур, которые способствуют пониманию пациента. По крайней мере, четыре различные процедуры подразумеваются под названием «анализирование»: конфронтация, прояснение, интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретация - исключительно важный инструмент психоаналитической работы. Любая другая аналитическая процедура является только лишь предварительной подготовкой для последующей интерпретации, способствующей повышению эффективности анализа. Интерпретировать - значит делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Интерпретация - это процесс, в ходе которого разумное и сознательное «Эго» осознает то, что было вытеснено и забыто. С помощью интерпретации мы приписываем определенное значение и причинность тому или иному психическому феномену, мы заставляем пациента осознавать историю, источник, форму, причину или значение данного психического события. Этот процесс требует более чем одного вмешательства. В ходе интерпретирования аналитик использует свой собственный сознательный ум, свою эмпатию, интуицию, фантазию точно так же, как и свой интеллект, свои теоретические знания. Путем интерпретации мы заходим дальше того, что уже подготовлено для восприятия, понимания и наблюдения обычного сознательного мышления. Реакции пациента на предоставляемые ему интерпретации позволяют определить, являются ли эти последние логически обоснованными и правдоподобными, соответствующими реальной жизненной ситуации клиента.

Интерпретируя психологический материал пациента, аналитик ставит перед собой следующие основные цели:

перевести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить взаимосвязи тех или иных мыслей, фантазий, чувств, поведения клиента с их бессознательными «предками»;

преобразовать бессознательные элементы психических событий в понимание, логическое осознавание, в их истинное значение; фрагменты прошлой и настоящей истории, сознательное и бессознательное, должны быть связаны так, чтобы создавалось ощущение цельности и последовательности, имеющей внутреннюю логику;

сообщать пациенту об инсайтах по мере их достижения.

Для эффективного вовлечения «Я» пациента в эту психологическую работу существует необходимое условие, а именно: то, что интерпретируется, должно быть сначала выявлено, продемонстрировано и прояснено. Чтобы продемонстрировать сопротивление, сначала требуется осведомить пациента о том, что это сопротивление существует, что оно работает. Сопротивление должно быть продемонстрировано, и пациент должен быть настроен против него. Затем специфическая разновидность или отдельная деталь сопротивления помещается в четкий фокус осознавания.

Необходимо дать пациенту понять, что он сопротивляется, чему он сопротивляется и как он это делает. В принципе, демонстрация сопротивления является необязательным требованием, если пациент осознает его. Однако, если пациент не осознает присутствия сопротивления, нужно поставить его перед фактом, что сопротивление работает, прежде чем идти дальше.

Способность пациента распознавать сопротивление будет зависеть от ясности сопротивления и состояния его разумного «Я». Слишком разумное «Я» будет обращать внимание на малейшее сопротивление, в то время как недостаточно разумное будет требовать доказательств его присутствия. Терапевту необходимо оценить степень разумности «Я», что бы понять, насколько пациент готов к распознаванию сопротивления. Следует понимать, что преждевременная демонстрация сопротивления может оказаться лишь потерей времени, а так же материала для работы, который мог быть использован позднее.

Для того, что бы увеличить демонстративность сопротивления и сделать его узнаваемым для «Я», терапевт должен позволить сопротивлению развиться. Например, молчать или тщательно проработать момент сопротивления. Необходимо анализировать сопротивление проблемы до того, как анализировать саму проблему.

Конфронтация и прояснение - необходимые дополнения к интерпретации; они должны рассматриваться именно таким, образом. Иногда пациент не нуждается в конфронтации, прояснении или интерпретации, предоставляемых аналитиком, поскольку в состоянии проделать всю необходимую аналитическую работу самостоятельно. В ряде случаев все три процедуры присутствуют в анализе практически одновременно, либо внезапный инсайт может подготовить почву для конфронтации и прояснения.

Когда сопротивление становится открытым и ясным, терапевт приступает к интерпретации сопротивления. Раскрывая при этом бессознательные мотивы, фантазии, воспоминания, благодаря которым возникло сопротивление.

Событие, которое является мотивом сопротивления является стартовым пунктом в анализе сопротивления и далее приводит к аффектам, побуждениям, воспоминаниям.

По большому счету сопротивления являются повторением событий из прошлого.

Тщательная проработка относится, в сущности, к повторению и выработке более детализированных, более подробных интерпретаций, которые ведут пациента от первоначального понимания частного явления к более разработанным последующим изменениям в реакциях и поведении.

Тщательная проработка делает интерпретацию эффективной. Следовательно, конфронтация и прояснение подготавливают процедуру интерпретации, в то время как тщательная проработка завершает аналитическую работу. При этом интерпретация становится центральным и основным инструментом психоанализа.

Итак, техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур.

Процесс осознавания сопротивления.

Демонстрация факта сопротивления пациенту:

демонстративное выявление сопротивления;

усиление сопротивления.

Прояснение мотивов и форм сопротивления:

какой именно специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;

какую конкретную форму и какой конкретный метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

Интерпретация сопротивления:

выяснение того, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений, стоящих за сопротивлением;

объяснение истоков и бессознательных объектов выявленных аффектов, побуждений или психических событий.

Интерпретация формы сопротивления:

объяснение данной формы, а также сходных форм деятельности во время анализа и вне анализа;

прослеживание истории и бессознательных целей этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает, что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. В основном сеансы заканчиваются всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление. Аналитик в таких случаях лишь указывает пациенту на то, что тот что-то скрывает или избегает какой-то определенной темы. Когда это возможно, аналитик пытается исследовать данные явления. Причем усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений. Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать, пациента, или привести к его интеллектуальному соперничеству с аналитиком. В любом случае следствием станет усиление сопротивления. Необходимо дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление и лишь потом переходить к его интерпретации.

Пациенту следует объяснить, что сопротивление - это его собственная психическая деятельность, акция, которую он сам осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является виной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть собственно психоанализа. Только тогда, когда пациент сам определит, что он сопротивляется, сам ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, становится возможным сотрудничество с ним, только тогда создается необходимый для эффективного анализа рабочий альянс.


сопротивление психотерапия аффект перенос

Есть определенные правила техники анализирования сопротивления. Эти правила скорее представляют собой путеводные замечания и строго им придерживаться не рекомендуется, так как это работа творческая и любая механизация может привезти к снижению эффективности. Но определенные процедуры всегда полезны для обычной ситуации.

Одно из правил гласит, что анализирование сопротивления происходит до анализирования содержания. Главная задача психоаналитической терапии состоит не в том, что бы сделать бессознательное сознательным, а в том, что бы преодолеть сопротивление. Фрейд утверждал, что работой аналитика является анализ и интерпретация сопротивления. Если в этом он достигнет успеха, то пациенту будут открываться все больше новых воспоминаний, и будут устанавливаться новые связки.

Нет смысла в раскрытии вытесненного, если это будет встречаться теми же защитными силами, которые и привели к невротическому конфликту.

Психотерапевт анализирует сопротивление в первую очередь, потому что сопротивление будет мешать формированию разумного «Я» пациента. Работа с сопротивлением может оказаться более тяжелой, чем работа с содержанием. Но если сопротивление не анализируется, то вся аналитическая работа, может зайти в тупик.

Другое правило является продолжение предыдущего правила. Смысл этого правила заключается в том, что пациент определяет предмет сеанса.

Фрейд связывает это правило с тем, что терапевт начинает аналитическую работу с поверхности разума пациента. Терапевт не должен навязывать свои интересы пациенту, так же как и теоретические заключения. Метод свободных ассоциаций так же основан на предоставлении выбора темы сеанса пациенту. Очень часто пациент определяет тему тем, о чем он молчит и чего избегает.

Позволить пациенту выбрать предмет сеанса это значит позволить ему начинать каждый сеанс с демонстрации материала, который его беспокоит, а так же не навязывать ему свои интересы.

Даже если материал вчерашнего сеанса кажется очень важным, терапевт должен воздерживаться от своего интереса и следовать за пациентом до тех пор, пока тот работает продуктивно.

Пациент выбирает тему сеанса, а терапевт отбирает из этой темы тот материал, который, по его мнению, должен его волновать, даже если он не осознает этого.

Исключением из всех общих правил является то, что анализировать нужно не каждое сопротивление. Исследование небольших, временных сопротивлений может увести в сторону от важного материала. С такими сопротивлениями может справиться и сам пациент. Это может предоставить ему активную роль в преодолении своих сопротивлений. Однако, если сопротивление упорно нарастает, то его следует проанализировать.


Заключение


В данной курсовой работе было подробно рассмотрено понятие сопротивления и его различные формы, а так же способы работы с ним и даны рекомендации по технике его анализирования. Можно с уверенностью сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.

Сопротивление преследует пациента на протяжении всего лечения. На первый взгляд оно мешает продвижению пациента к выздоровлению, но в то же время является союзником пациента и психотерапевта. Анализ сопротивления занимает очень важную роль в психоаналитической терапии, так как благодаря ему психотерапевт может понять природу невротических конфликтов пациента. Его изучение позволяет подобраться ближе к пониманию основных функций "Я".

Сопротивление может иметь различные формы проявления. Оно чрезвычайно разнообразно, трудно распознается и постоянно меняет свою форму. Наиболее важный тип сопротивления, встречающийся в анализе - это сопротивление переноса.

Функции сопротивления заключаются в устранении страданий. Действует оно через «Я» и поэтому анализ сопротивления всегда начинается с анализа «Я». Это одно из основных правил анализирования сопротивления.

Для успешного анализирования сопротивления, психотерапевту необходимо прояснить сопротивление, продемонстрировать его и интерпретировать.

Так же нужно помнить, что не все сопротивления необходимо анализировать, так как это может увести психотерапевта от важного материала.


Список используемой литературы


Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М.: Изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта - СПб.: Питер, 2001

Кончунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия - М.: Академический проект; ОППЛ, 2002

Мей Р. Искусство психологического консультирования - М.: Класс, 1994

Немов Р.С. Психологическое консультирование - М.: ВЛАДОС, 2000

Основы возрастно-психологического консультирования // под ред. Лидерса А.Г. - М.: Изд-во МГУ, 1999

Семенова Н.Д. Этические основы психотерапии // Основные направления современной психотерапии - М.: Когнито-ЦЕНТР, 2000

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования // Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. - М.: Медицина, 1998

Хломов Д.Н. Гельштат-терапия // Основные направления современной психотерапии - М.: Когнито-ЦЕНТР, 2000

Холмогорова А.Б., Гараян Н.Г Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии - М.: Когнито-ЦЕНТР, 2000

Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа - М.: Когнито-Центр, 2003.

Фрейд З. Введение в психоанализ - СПб., Алетейя СПб, 1999

Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика - М.: Просвещение, 1990.

Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Истерия и страх - М.: Фирма СТД, 2006.

Фрейд З. Я и Оно - М.: Мерани, 1991.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Факты свидетельствуют о том, что «профессионалы уступчивости» используют принцип дефицита, являющийся одним из орудий влияния, чрезвычайно часто и в самых разных ситуациях. Все орудия влияния имеют большую власть над людьми. Власть принципа дефицита обусловлена двумя основными моментами. Первый момент нам уже знаком. Действие принципа дефицита, как и действие других орудий влияния, основывается на извлечении выгоды из нашей склонности идти кратчайшим путем. Эта слабость, как и раньше, является результатом информированности. Мы знаем, что вещи, которыми трудно завладеть, как правило, лучше тех вещей, которыми завладеть легко (Lynn, 1989). Поэтому мы часто судим о качестве предмета по его доступности. Таким образом, одна из причин могущества принципа дефицита заключается в том, что, действуя в соответствии с ним, мы обычно действительно оказываемся правыми. [Не желая преуменьшать преимущества или преувеличивать опасности, связанные с подобного рода рациональным методом, я должен заметить, что эти преимущества и опасности в большинстве своем те же самые, что мы рассматривали в предыдущих главах. Соответственно, я не буду концентрировать внимание читателей на данной теме в оставшейся части этой главы, скажу только, что необходимо научиться отличать «честный» дефицит, который возникает естественно, и дефицит, специально сфабрикованный «профессионалами уступчивости».] Вторую причину могущества принципа дефицита следует искать внутри самого этого принципа. По мере того как нечто становится менее доступным, степень нашей свободы уменьшается; а мы ненавидим терять ту свободу, которая у нас есть. Стремление сохранить имеющиеся прерогативы является центральным моментом в теории психологического реактивного сопротивления , разработанной психологом Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля (J. W. Brehm, 1966; S. S. Brehm amp; J. W. Brehm, 1981). Согласно этой теории, всякий раз, когда что-то ограничивает наш выбор или лишает нас возможности выбора, потребность сохранить наши свободы заставляет нас желать их (а также товары и услуги, связанные с ними) значительно сильнее, чем прежде. Поэтому когда дефицит – или что-либо иное – затрудняет наш доступ к какому-либо предмету, мы стремимся противостоять вмешательству, желая овладеть этим предметом больше, чем прежде, и предпринимая соответствующие попытки. Каким бы очевидным это утверждение ни казалось в теории, это явление пустило корни глубоко во все слои общества. Теория психологического реактивного сопротивления объясняет развитие множества различных форм человеческого поведения. Однако, прежде чем приступить к освещению этого вопроса, следует выяснить, в каком возрасте у людей впервые появляется желание бороться против ограничения их свободы.

Детские психологи утверждают, что родители, как правило, впервые сталкиваются с трудностями при общении с детьми, когда тем исполняется два года – этот возраст известен как «ужасные два года». Большинство родителей отмечают, что в возрасте двух лет дети начинают вести себя противоречиво. Двухлетние малыши всячески сопротивляются внешнему давлению, особенно оказываемому на них родителями. Прикажите им что-то сделать, они сделают все наоборот; дайте им одну игрушку, они потребуют другую; возьмите их на руки, они станут вырываться и требовать, чтобы их поставили на пол; поставьте их на пол, они начнут хвататься за вас и просить, чтобы их снова взяли на руки.

Интересное исследование было проведено в Вирджинии (S. S. Brehm amp; Weitraub, 1977). Двухлетних мальчиков в сопровождении их матерей отводили в комнату, в которой находились две одинаково привлекательные игрушки. Игрушки располагались таким образом, что одна из них стояла впереди прозрачного плексигласового барьера, а другая – позади него. В половине случаев высота загородки была всего один фут, так что практически ничто не мешало мальчикам взять игрушку, которая находилась за этой загородкой. В другой же половине случаев высота загородки была два фута, так что, для того чтобы завладеть «дальней» игрушкой, мальчикам приходилось обходить барьер. Исследователи хотели узнать, какой из двух игрушек дети, уже достаточно хорошо умеющие ходить, отдадут предпочтение при данных обстоятельствах. Были получены следующие результаты. Когда барьер был слишком низким, чтобы помешать детям добраться до игрушки, находившейся за ним, мальчики не показывали никакого особого предпочтения в отношении той или иной игрушки; в среднем, к игрушке, стоявшей впереди барьера, они подходили так же часто, как к той игрушке, которая находилась позади него. Однако когда загородка была достаточно высокой, чтобы затруднить доступ к стоящей за ней игрушке, мальчики в три раза чаще отдавали предпочтение труднодоступной игрушке, чем той игрушке, которая была под рукой. Таким образом, было установлено, что двухлетние дети реагируют на ограничение их свободы демонстративным неповиновением. [Следует отметить, что двухлетние девочки в данном исследовании реагировали на высокий барьер не так, как мальчики. По всей видимости, причина этого не в том, что девочки не возражают против попыток ограничить их свободу. Видимо, они прежде всего реагируют на ограничения, которые исходят от других людей, а не на физические преграды (Brehm, 1983).]

Обманутый

Питер Керр (Нью-Йорк Таймс)

Нью-Йорк. Дэниэл Гульбан не помнит, как исчезли его сбережения. Он помнит вкрадчивый голос позвонившего ему агента. Он помнит свои мечты о богатстве. Но 81-летний бывший работник коммунальной службы так и не понял, как мошенники убедили его расстаться с 18 тысячами долларов.

«Я просто хотел пожить на широкую ногу в последние отведенные мне дни или годы, – говорит Гульбан, житель Холдера, штат Флорида. – Когда же я обнаружил чудовищный обман, я не мог какое-то время ни есть, ни спать. Я потерял 30 фунтов. Я до сих пор не могу поверить, что мог сделать что-либо подобное».

Гульбан стал жертвой организации, которую официальные юридические лица называют «конторой, занимающейся продажей незарегистрированных ценных бумаг по телефону». Эта «контора» представляет собой битком набитую маленькую комнату, в которой дюжина мошенников звонят тысячам людей каждый день. Согласно данным, полученным комиссией, которая была специально создана при Сенате с целью расследования, подобные компании ежегодно выманивают сотни миллионов долларов у ничего не подозревающих клиентов.

«Они используют адрес престижного офиса на Уолл-стрит и обманным путем заставляют людей вкладывать деньги в различные фантастические проекты с чарующе звучащими названиями, – говорит Роберт Абрамс, главный прокурор штата Нью-Йорк, который за последние четыре года участвовал в рассмотрении более дюжины случаев, связанных с жульничеством "контор, занимающихся продажей незарегистрированных ценных бумаг по телефону". – Иногда мошенникам удается убедить людей вложить в сомнительное дело сбережения всей жизни».

Орестес Дж. Майхэли, помощник главного прокурора Нью-Йорка, возглавляющий комитет по защите инвесторов и ценных бумаг, говорит, что в действиях мошенников можно выделить три основных момента. Сначала делается «ознакомительный звонок». Мошенник представляется агентом компании, имеющей эффектно звучащее название и соответствующий адрес. Он всего лишь предлагает потенциальному клиенту ознакомиться с проспектами, в которых рассказывается о деятельности компании.

Звоня второй раз, мошенник сначала описывает громадные прибыли, которые может принести предлагаемая им сделка, а затем говорит клиенту, что пока вклады временно не принимаются. Через некоторое время мошенник звонит в третий раз и сообщает, что у клиента появилась возможность чрезвычайно выгодно вложить свои деньги.

«Идея заключается в том, чтобы помахать морковкой перед лицом покупателя, а потом быстро убрать ее, – говорит Майхэли. – Цель операции – вызвать у человека желание купить "ценные" бумаги быстро, не раздумывая слишком долго. Иногда, звоня какому-либо человеку в третий раз, мошенник притворяется, что он сильно запыхался, и сообщает клиенту, что он "только что пришел из торгового зала"».

Данная тактика заставила Гульбана расстаться со сбережениями всей жизни. В 1979 году Гульбану неоднократно звонил незнакомец, который, в конце концов, убедил его перевести в Нью-Йорк 1756 долларов, чтобы приобрести серебро. После еще одной серии телефонных звонков агент уговорил Гульбана перевести еще 6 тысяч долларов, чтобы купить нефть. Затем мошенники выманили у Гульбана еще 9740 долларов, но прибыли незадачливый коммерсант так и не дождался.

«Мое сердце упало, – вспоминает Гульбан. – Я не был жадным. Я только хотел увидеть лучшие дни». Гульбан так и не вернул себе утраченное.

Рис. 7.2. Мошенническая проделка с использованием принципа дефицита. Обратите внимание на то, как применение принципа дефицита во время второго и третьего телефонного разговора вынудило мистера Гульбана принять решение не задумываясь. Щелк, зажужжало , сознание затемнилось

Почему же психологическое реактивное сопротивление возникает у детей в возрасте именно двух лет? Возможно, здесь имеет значение то, что в это время в психике ребенка происходят существенные изменения. В возрасте двух лет маленький человек начинает осознавать себя как индивида. Двухлетние дети рассматривают себя уже не просто как продолжение окружающей среды, а как нечто своеобразное, обособленное (Levine, 1983; Lewis amp; Brooks-Gunn, 1979; Mahler, Pine amp; Bergman, 1975). Появление у детей представления об автономии естественно ведет к возникновению у них представления о свободе. Независимое существо – это существо, имеющее свободу выбора; ребенок, осознавший, что он является таким существом, несомненно будет стремиться узнать, какова же степень его свободы. Следовательно, нам не следует ни удивляться, ни расстраиваться, когда мы видим, что наши двухлетние дети идут против нашей воли. Они просто начинают ощущать себя отдельными человеческими существами и в их маленьких головках появляются важные вопросы относительно воли, прав и контроля над ситуацией – вопросы, на которые они стремятся найти ответы. В процессе борьбы за свою свободу и противостояния всякому ее ограничению происходит получение важной информации. Выясняя пределы своей свободы (и, по совпадению, предел терпения своих родителей), дети узнают, когда их обычно контролируют, а когда они сами могут осуществлять контроль над ситуацией. Мудрые родители предоставляют своим детям адекватную информацию (об этом мы поговорим несколько позже).

Постепенно у 3 Фрейда сложилось представление что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна - защита Задача психотерапевта как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесено к тем силам которые вызывают репрессию и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессознательному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется предписано быть самой большой помехой психоанализу становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту» эффективность метода свободных ассоциации в значительной степени зависит от особых отношении устанавливающихся обычно между пациентом и врачом В основе этих отношении лежит феномен перенесения (трансфер) Механизм этого феномена заключается в том что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечении Другими словами, больной «переносит» на врача свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами

«Перенос состоит в переживании эмоций побуждений, отношений фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, не адекватных по отношению к ней так как они являются повторением перемещением реакции образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте Восприимчивость пациента к реакциям переноса исходит от его состояния инстинктивной неудовлетворенности и проистекающей из этого необходимости поиска возможных разрядок» (Freud. 1912)

Различают позитивный и негативный перенос Позитивный перенос проявляется чувством симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева ненависти презрения и т п

Фрейд использовал также термин невроз переноса - «совокупность реакции переноса в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт пациента вновь оживает в аналитической ситуации» (Freud 1905)

Невроз переноса, с одной стороны является признаком успеха аналитической терапии а с другой - может быть причиной ее неудачи. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то. чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика его ненавязчивость, «правило абстиненции» и «аналитик-зеркало»

Невроз переноса может быть купирован только аналитическим путем, другие методы лечения могут лишь изменить его форму


Психоанализ утверждает что причиной невроза является невротический конфликт между»Ид»и Эго

Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением - Ид стремящимся к разрядке и защитой - Эго. препятствующей разрядке или не допускающей его к сознанию Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждении в результате чего Эго может оказаться подавленным В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза

Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формировании неврозов но они по мнению психоаналитиков на определенном этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между»Ид»и Эго

Супер-Эго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или на стороне Ид Именно супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность

Патогенное воздействие невротического конфликта заключается в основном в необходимости Эго постоянно тратить энергию на то чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике Это приводит з конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.

Следует отметить что Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями»Ид»постоянно прибегает к различным защитным механизмам. Но различного рода «защиты» могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений.

Пациента просят сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными неожиданными и т.п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Несмотря на то что больной неврозом начинает лечение сознательно с желанием излечиться, существуют силы, которые «защищают» невроз препятствуют лечению - силы сопротивления. Истоки сопротивления заложены в защитных силах Эго которые формируют невротический конфликт. В процессе лечения у пациента «работают» те же защитные механизмы что и в повседневной жизни. Поскольку сопротивление есть не что иное как проявление защитных и искаженных функций Эго именно оно должно быть проанализировано в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.

Психоаналитики считают что больной неврозом бессознательно ищет объекты на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос в понимании психоаналитиков.- это освобождение от прошлого точнее ошибочное понимание настоящего посредством прошлого. Грамотный анализ реакций переноса помогает пациенту правильно понять прошлое и настоящее принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невротических реакций.

Анализ сопротивления. Сопротивление в понимании психоаналитиков. это - внутренние силы пациента находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и. хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том чтобы раскрыть как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются несознательное избегание таких болезненных явлений как тревога, вина, стыд и т.п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения которые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопротивления чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления сопротивления его анализу, во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является перевод сопротивления из Эго-синтонного е сопротивление, чуждое Эго. Как только это достигается пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Проявлением сопротивления может быть молчание пациента его поза аффекты (злоба, упрямство, стыд и т. п.), избегание тем, пропуски сеансов, утверждение, что у него «нет сновидений» или «есть темы о которых не хочется говорить».

Сопротивление может быть сознательным предсознательным и бессознательным.

Технические процедуры анализа конфронтация, прояснение интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретировать - означает делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Это означает, что разумное и сознательное Эго осознает то что было забыто.

Для интерпретации терапевт использует как информацию, полученную от пациента так и свои интеллект свои эмпатию, интуицию, свой теоретический багаж.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

Перевести продукции пациента в их бессознательное содержание то есть установить связь мыслей фантазий чувств поведения пациента с их бессознательными «предками»;

Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание в истинное их значение;

« по мере достижения инсайтов они должны сообщаться пациенту.

Техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур:

1Процесс осознавания сопротивления.

2Демонстрация факта сопротивления пациенту

Позволить сопротивлению стать демонстративным

Способствовать усилению сопротивления

3 Прояснение мотивов и форм сопротивления

Выяснить, какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

Какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;

Какую конкретную форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

4 Интерпретация сопротивления:

Выяснить, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений которые стоят за сопротивлением;

Объяснить истоки и бессознательные объекты выявленных аффектов побуждении или событии.

5 Интерпретация формы сопротивления:

Объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;

Проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. Большая часть сеансов заканчивается всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление, и все что может сделать аналитик в таких случаях,- указать пациенту на то что он что-то скрывает или избегает какой-то темы Когда это возможно, аналитик пытается исследовать эти явления. При этом усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к интеллектуальному соперничеству пациента и аналитика. В любом случае это усилит сопротивление Нужно дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление, а уж потом перейти к его интерпретации.

Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является (иной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть психоаналитического лечения. Только тогда когда пациент сам определит, что он сопротивляется, ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно сотрудничество с ним только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

Основное правило техники интерпретации заключается в следующем анализ должен вестись от сопротивления к содержанию от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.

Анализ переноса. Перенос - это особый тип отношений между пациентом и аналитиком в основе которых лежат чувства не к аналитику а к какой-то личности из прошлого «Перенос, - писал Фрейд - есть повторение, новое «издание» старых объективных отношений» (Freud, 1905). Перенос - явление в основном бессознательное. Он может состоять из любых компонентов чувства побуждения, страха фантазии, отношения и т.п.

Реакции переноса наблюдаются у всех людей в повседневной жизни, аналитическая ситуация лишь способствует развитию этих реакций и использует их с лечебной целью.

Наиболее типичными характеристиками реакции переноса являются неуместность, амбивалентность, непостоянство интенсивность и стойкость.

Неуместность реакции в конкретной ситуации является признаком того, что личность которая вызывает эту реакцию (в данном случае аналитик), не является истинным объектом, а сама реакция относится к какому-то значимому для пациента объекту из его прошлого Очень часто пациент влюбляется в аналитика. Аналитику в таком случае нужно исследовать возможные механизмы этой типичной реакции переноса: Не влюбился ли пациент чтобы угодить вам? Не влюбился ли он в кого-то кто похож на вас?" Не является ли его влюбленность признаком зрелости? Не является ли эта реакция способом выхода из трудной жизненной ситуации?

Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью - сосуществованием противоположных чувств. Обычно уживаются вместе и любовь к аналитику, и ненависть к нему, и сексуальное влечение, и отвращение.

Реакции переноса обычно неустойчивы и непостоянны. Гловер (1955) говорил о «плывущих» реакциях переноса, но иногда они, наоборот бывают стойкими и длятся по несколько лет.

3. Фрейд в своей работе «Об истерии» подчеркивал что если аналитик встречается с реакцией переноса, то ему необходимо во-первых, осознать этот феномен, во-вторых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих попытаться проследить его происхождение.

Реакция переноса представляет собой отношения, затрагивающие троих субъекта объекта из прошлого и объекта из настоящего. В психоаналитической ситуации это пациент, какая-то значимая личность из прошлого и аналитик.

По мнению Фрейда перенос и сопротивление родственны друг другу (отсюда термин сопротивление переноса). Явления переноса по сути являются сопротивлением воспоминанию. Анализ сопротивления является повседневной работой в аналитической практике при этом на анализ сопротивления переноса тратится больше времени чем на какой-либо иной аспект работы.

Фрейд ввел и использовал термин невроз переноса в двояком понимании. С одной стороны - для обозначения группы неврозов, характеризующихся способностью пациента формировать и поддерживать относительно последовательную и приемлемую с точки зрения Эго, группу переносов. С другой стороны - для описания самих реакции переноса подвергшихся анализу.

Невроз переноса вбирает в себя все черты болезни пациента но это искусственная болезнь которая хорошо поддается психоаналитическому вмешательству. В неврозе переноса пациент повторяет свои прошлые невротические симптомы, а аналитик получает возможность активно влиять на них.

Классическая психоаналитическая позиция по отношению к неврозу переноса состоит в том, чтобы способствовать его максимальному развитию. Переживание регрессированного прошлого вместе с аналитиком являемся наиболее эффективной возможностью для преодоления невротических защит и сопротивлений.

Фрейд подразделял перенос на позитивный и негативный.

При позитивном переносе пациент испытывает к аналитику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п. Наиболее часто встречается любовь, особенно если аналитик и пациент разного пола.

Так, пациентка, влюбленная в своего аналитика, создает разнообразные проблемы, препятствующие психоанализу. Во-первых, главной ее целью становится удовлетворение своих желании, и она противится аналитической работе над этими эмоциями. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызвать чувстве контрпереноса у аналитика-мужчины Фрейд дал безошибочный ясный совет по поводу такой ситуации (Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного частичного эротического удовлетворения Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки относительно неанализируемои Это отнюдь не означает что аналитик должен вести себя бесчувственно и бессердечно Аналитик может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом продолжать заниматься своей задачей - анализированние» (Freud, 1915)

Негативный перенос может проявляться в ненависти гневе враждебности недоверии антипатии негодовании горечи неприязни, презрении, раздражении и т. д. Негативный перенос вызывает более сильное сопротивление чем позитивный Однако когда рабочий альянс установлен, проявление негативного переноса может дать более благодатный клинический материал для анализа, чем проявление позитивного

Форма переноса во многом зависит от поведения аналитика Например аналитики которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и чуткостью будут обнаруживать что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным переносом В то же время эти пациенты будут испытывать затруднения при развитии негативного, враждебного переноса Такие пациенты могут быстро формировать рабочий альянс, но он будет узок и ограничен и помешает переносу расширяться за пределы ранней позитивной формы. С другой стороны, аналитики, которые имеют тенденцию быть отчужденными и жесткими, будут часто убеждаться в том что их пациенты быстро и устойчиво формируют одни лишь негативные реакции переноса

Естественно, отношения между пациентом и аналитиком никогда не могут быть равноправными От пациента требуется чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы фантазии а аналитик должен оставаться относительно анонимной фигурой Другими словами аналитическая процедура является болезненным унижающим и односторонним переживанием для пациента И если мы хотим чтобы пациент сотрудничал с нами мы должны объяснить ему технику анализа, свои «инструментарий».

Аналитику необходимо чувствовать определенную близость к пациенту чтобы быть способным к эмпатии вместе с тем он должен уметь отстраниться для детального понимания материала пациента Это одно из наиболее трудных требовании психоаналитической техники - альтернатива между временной и частичной идентификацией эмпатии и возвращением на позицию беспристрастного наблюдателя Для аналитика не должно существовать такой области жизни пациента куда бы он не мог быть допущен но эта интимность не должна приводить к Фамильярности.

Мы уже говорили что перенос и сопротивление сопряжены друг с другом Некоторые реакции переноса вызывают сопротивление, другие проявляются как сопротивление, третьи служат сопротивлением против иных форм переноса

Техника анализа переноса та же что и анализа сопротивления Иногда молчания аналитика бывает достаточно чтобы реакция переноса стала демонстративной наглядной В другом случае осознать перенос пациенту помогает конфронтация Если и молчание и конфронтация неэффективны можно попытаться идентифицировать реакцию переноса задавая вопросы на ту тему которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избежать Цель всех этих технических приемов - демонстрация пациенту наличия у чего реакции переноса Далее аналитик будет позволять развиваться реакции переноса до тех пор пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности Важно уловить момент когда перенос является для пациента максимальным импульсом но не травмой Не следует спешить с интерпретацией важно, чтобы конфронтация оказала воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента Преждевременная интерпретация почти всегда ведет к увеличению сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллектуальную игру

Первым этапом анализа переноса является идентификация (отождествление) Существуют различные виды идентификации частичные и общие временные и постоянные Эго-синтоничные и Эго-дистоничные.

Идентификация на первых порах может стимулироваться искусственно Когда аналитик анализирует материал он просит пациента временно отказаться от своего переживающего свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем. что он (пациент) сейчас переживает Другими словами аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним Сначала пациент поступает так только тогда, когда аналитик просит его об этом но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным В таком случае пациент сам осознает что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя «Чему и почему?» Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком которая способствует рабочему альянсу Когда это происходит то говорят «Пациент в анализе»

Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают манеры характерные черты и привычки аналитика

Следующим этапом анализа реакции переноса является ее прояснение Это поиски бессознательных источников переноса Здесь важны аффективные реакции повторения фантазии сновидения символизмы в ассоциациях пациента и т п

Решающим этапом психоаналитической техники является интерпретация В понимании аналитиков интерпретировать -- значит неосознанный психический феномен делать осознанным Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами При помощи демонстрации и прояснения аналитик пытается дать возможность Эго пациента осознать психологическую ситуацию которая подсознательна и неприемлема. «Интерпретация - это гипотеза которая требует ответов пациента для верификации» (Naelder, 1960) Прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь ведет к дальнейшим прояснениям

В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов Наиболее распространенными являются три:

Отслеживание сцепленных аффектов и импульсов

Отслеживание объектов (фигур) предшествующих переносу

Исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен прием отслеживания сцепленных аффектов и побуждении При этом мы обычно задаем пациенту вопрос «Когда и в связи с чем было у Вас это чувство или побуждение?» А затем выслушивая ответы постепенно пытаемся нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждении На втором приеме мы задаем вопрос «По отношению к кому Вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника

Клинический опыт показывает что никакая интерпретация пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки Для того чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента требуется тщательная проработка индивидуальных интерпретации Этот процесс представляет собой повторение и разработку инсаитов полученных в результате интерпретации.

Типичные ошибки в технике анализа переноса.

Нераспознавание реакции переноса (сексуальное влечение влюбленность маскируемая раздражительностью враждебностью)

Не осознанные аналитиком реакции контрпереноса

Неправильная интерпретация материала:

Недостаточная проработка интерпретаций

Незнание традиции, основ культуры пациента несовпадение культур пациента и аналитика.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ