Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Муза-вдохновительница сопутствует человеку во всех его творческих порывах, указывая путь, настраивая на определенный лад создавать, строить. Это некое эфемерное понятие, вдыхающее жизнь в разработки и планы человека, дающее энергию и веру в его начинаниях. Такой мы привыкли представлять музу.

У Некрасова муза изображена другой, полной противоположностью прекрасного и легкого образа. Поэт раскрывает ее как существо страдающее, озлобленное на несостоявшуюся судьбу, несчастную. Его муза кричит от боли, раздирающей душу, плачет, проклинает людской эгоизм. Ее дух, витая над младенческой колыбелью, бешено теребит люльку, и своими грозными напевами вселяет тревогу. От ее брани становится жутко и тяжело, она, сама раненая и унижающаяся, не щадит и тех, кто находится вокруг.

С другой стороны, столь жестокое отношение служит хорошим уроком, выпавшем на долю человека, как данное свыше испытание. Только познав нищету, мелочность, присущие людям пороки и поклонение золотому тельцу, можно осознать истинную жизнь. Не будь препятствий на нашем пути, не встречай мы предательства и зависти, не испытав разочарований – разве возможно было бы научиться разбираться в людях, разглядеть их нутро, скрытое под внешними оболочками, спрятанное за масками улыбок и лести.

Трудности закаляют, делая человека выносливее и смиреннее. И грех гордыни тоже обуздывается при помощи столкновений с ситуациями, когда мы начинаем понимать, что все в этом мире преходяще.

Некрасов снова с горечью констатирует существование неравенства между людьми. Одним с рождения дается многое: они купаются в роскоши, не зная ни в чем нужды, беззаботно принимая это, как должное. Вторые же обречены на бедное существование, проживая каждый день в качестве сурового наказания за неизвестные грехи.

Видение поэта весьма своеобразно. Описывая темную сторону своей мрачной музы, он вдруг поворачивает ее к читателям другой гранью – к свету. И убогое, ворчливое, недовольное, сетующее создание оборачивается невообразимо новым, до селе неведомым существом. Осветившееся изнутри, оно раскрывается в ипостаси любви, того единственно ценного чувства, которое облагораживает и очищает все, к чему едва прикоснется.

Такое двоякое восприятие судьбы, стремление увидеть глубоко спрятанные причинно-следственные связи, говорит о философском складе и мудро-познавательном подходе автора к жизни и ее урокам.

Анализ стихотворения Муза Некрасова

Не всякая муза добра. У Пушкина муза лёгкая, игривая, звонкая. Пушкин был своим в высшем свете, сколько бы не ненавидел его. У Некрасова была другая жизнь. Он не учился в Лицее, у него не было няни, которая с младенчества прививала ему русскую культуру. А его отец был тираном, от которого Некрасов сбежал впоследствии. Это был обмен домашнего насилия на нищету, но во всей этой обстановке у будущего великого поэта и расцвела своя Муза. Своё вдохновение.

Поэзия Некрасова посвящена беднякам. Она должна была приносить пользу людям. Но прошли те времена, когда стихотворение было способно вызвать революцию. Во времена Некрасова всё уже стало иначе. Десятки тысяч крестьян позволяли издеваться над собой горстке богачей. Свергнуть эту горстку не составило бы особого труда, но проблема в том, что никто не свергал. Покорность, доходящая до раболепия – это всегда было у русских? Даже если и нет, это свойство славянского народа видел Некрасов. Именно славянское свойство.

И Муза сопровождала Некрасова. Нелюбимая, жестокая, грозящаяся объявить войну несправедливости и тирании, а потом шепчущая, что врагов нужно прощать. В какой-то момент Некрасов заметил её и отметил её характер. Нужно было выразить эти мысли, чтобы понять себя. Это и было сделано. Появилось стихотворение «Муза».

Как написано в стихотворении, Музы наподобие пушкинской у Некрасова не было. Такая муза не воспитывала его, когда он был ещё маленьким, и не «забыла свирель в пелёнках». Когда будущий великий поэт был подростком, Муза тоже не волновала его ум. Не явилась она к нему красивой девушкой, желающей любви. Всего этого не было тогда.

Но поэт очень рано познал горечь жизни. И тогда к нему явилась другая Муза, «печальная спутница печальных бедняков». Она плачет, скорбит, она болеет. (психически? Если это выражение подходит для персонажа родом из мифов). Если эта Муза просит, то просит униженно, а если жаждет, то жаждет всечасно. И единственный кумир для неё – золото. Нет, это не та Муза, что сопровождала Пушкина, Данте, Овидия. Это другая, появившаяся в своё время – время, когда человек мог родиться рабом.

Её простой напев полон тоски и вечной жалобы. Когда Некрасов плачет, плачет и Муза, и возможно, наоборот тоже бывало. И случалось, что поэт просыпался от разгульной песни вдохновительницы.

Некрасов жил нелегко. Он был озлоблен, его любовь как чувство к женщине погибло, слёзы Некрасов подавлял. Сплошной негатив был в его жизни, и вокруг тоже был негатив. Безумная Муза обещала объявить войну всем врагам и всей несправедливости. Но жестокость не задерживалась надолго в душе Некрасова. И весь жгучий негатив испарялся, и Муза говорила: «Прощай врагам своим». Поэтично.

Всё это надоедало Некрасову. Он боролся с Музой, не понимал её, не любил. Но Муза была сильнее, она с детства была у поэта, сопровождала его среди тягот и зла. И Некрасов решил сдаться. Пусть Муза делает что хочет. И она сделала великое – наставила его на путь, благодаря которому мы, нынешнее поколение, и знаем Некрасова как великого поэта. Как говорится, если не можешь победить врага – подружись с ним. Да и не врагом была эта Муза. Просто поэт её не понимал.

История создания, кратко по плану

Картинка к стихотворению Муза

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

    За свою жизнь А.С.Пушкин создал много красивых стихотворений: грустных и веселых, спокойных и тяжелых. Среди них можно выделить «Я пережил свои желания». Это грустное и даже депрессивное произведение было написано автором в

  • Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

    В этом прекрасном и удивительно праздничном стихотворении, чувствуется, что его написал молодой человек, который полон творческих сил, которые помогут ему свернуть горы. Наш герой очень молод и талантлив, так как это стихотворение,

  • Анализ стихотворения Тютчева Предопределение

    Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней,

Николай Некрасов был замечательным человеком и поэтом, труд его невозможно недооценить. Он положил начало развитию целой эпохи в русской литературе, которой до него просто не было, развил новое направление в поддержку простого народа. Описывая без прикрас простых рабочих людей и крепостных крестьян, смог обрести огромный успех.

У поэта есть произведения, которые помогают детально изучить его творчество. К таким стихотворениям можно отнести и стих Муза, который был написан в 1852 году.

Стихотворение «Муза» - это своеобразная оценка собственного творчества.

Муза

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото - единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне - и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела -
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Муза»

Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения. Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.

В конце концов, герой, немного подумав и поразмышляв, делает верный выбор в пользу поддержки простых людей на земле. Сама же муза в стихотворении представлена как вечно страдающая и плачущая дева, которая сама не знает, чего хочет или это попросту невозможно понять. Благодаря ей воодушевлённый поэт с головой окунается в водоворот земных и небесных страстей. Автор, проходя этот путь, достигает одной цели, которая заключается в поддержке земных людей.

Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.

Сквозь годы

Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.

Некрасовская муза - это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере. До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.

Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными. Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель. Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.

Некрасов сделал выбор своей музы - «Печальной спутницы печальных бедняков».

Стилистические особенности

Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме. После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.

Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта. Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.

Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.

Защитник трудового народа

Поэт Некрасов в своем творчестве изобразил неповторимый стиль и фактуру, которую до этого времени просто невозможно было представить. Никто до него не делал главными героями крепостных крестьян. Им всегда отводилась скромная роль, в лучшем случае, героя второго плана. В большей степени народ упоминался вскользь.

Поэтому при появлении произведений Николая Алексеевича у многих было ошеломляющее удивление, теперь в стихах рассказывалась о простых людях, которые пашут землю, ухаживают за скотиной, платят оброк. Теперь аристократическая публика, которая обсуждала только светские мероприятия начала узнавать про простой быт и судьбу простого народа.

Многие сразу отметили, что это является большим открытием в литературе. Писатель буквально проложил магистраль между двумя мирами. Он сделал это так умело, что был понят многими современниками, совершенно неготовыми к такому восприятию.

Некрасовские стихотворения направляли мысли общества и во многом формировали силы, которые были недовольны разделением людей на крепостных и господ. Все это привело к широкой резонансности общественности. Движение начало разрастаться с большой силой, а это привело к изменениям в российском обществе, которое веками не менялось.

Можно сказать, что Некрасов внёс свою лепту на пути к отмене крепостного права , явления, которое существовало в России со средних веков и уже давно мучало простой народ, не давая развития обществу. Люди попросту рожались рабами.

Это все стало грандиозным переворотом в России, однако, отмена крепостного права не привела все-таки к процветанию народа, он все так же страдал и умирал от непосильного труда и голода. Но начало было положено и произведения поэта вдохновили многих новых авторов, которые стали уделять огромное внимание простому народу. Многие революционеры и общественные деятели пошли именно за нашим поэтом.

Образы музы

Ещё в ранней лирике Некрасов начал говорить о себе как о поэте нового типа. Как он сам говорил он никогда не был лентяем и не любил вести разгульный образ жизни. Сам же писатель и в стихотворении Муза был к себе довольно строг:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

У писателя нет возвышенных эмоциональных интонаций таких как у Пушкина. Он скорее пишет о тяжелом труде. Ведь ему пришлось также нелегко, после того как он остался без помощи семьи. Писатель как бы был литературным чернорабочим, он мало зарабатывал на жизнь, поэтому чтобы выжить писал различные рецензии, куплеты и тому подобное. В стихах писателя отображено глубокое уважение к крепостным, сочувствие к ним и понимание.

Поэт в своих новых стихах писал о том, что поэт-пророк приносит жертву ради людей, ради их счастливой жизни в будущем. Идеи Некрасова заключалась в служении добру. Он верил что можно принести себя в жертву ради народа как это сделал Христос. Также сам писатель отмечал, что он всегда был честен сам с собой.

Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил!

В заключительной части произведения, писатель рассказал о своем призвании и невозможности молчать. Поэт признал, что нет смысла перечить музе. И этому своему призванию он был верен всегда.

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Анализ стихотворения «Муза» Некрасова

Некрасов не считал себя выдающимся поэтом, равным Пушкину. Свое творчество он рассматривал в качестве непримиримой борьбы с общественностью несправедливостью и злом. Художественная ценность стихотворений его не интересовала. Главной целью поэта было обратить внимание общества на острейшие социальные проблемы. К тому же Некрасов резко негативно относился к литераторам, которые представляли собой «чистое» искусство. Анализу собственного творчества посвящено стихотворение «Муза» (1852 г.).

Поэты XIX века часто упоминали образ творческой музы, которая вдохновляет их на творчество. Не был исключением и Некрасов. Однако он заявляет, что его муза не имеет ничего общего с распространенными взглядами на этот образ. Поэт описывает традиционные представления о музе, которая, «слетая с высоты», дарит своему избраннику волшебные мечты. Она вводит поэтов в таинственный мир, в котором правят только доброта и любовь. Под влиянием ее посещений люди забывают о земных страданиях и бедах. Они видят в окружающей их жизни только счастливые моменты.

Тяжелое детство Некрасова не позволило ему насладиться радостью жизни. Он с ранних лет стал свидетелем суровой участи простого народа. Такие взгляды сформировались у поэта во многом благодаря отцу, который олицетворял собой жестокую деспотическую власть. Поэтому Некрасову явилась совершенно особая муза, порожденная рабством и непосильным физическим трудом. Эта муза – «плачущая, скорбящая и болящая». Она разделяет страдания народа и призывает подумать о его судьбе. Вместо чудесных и волшебных картин она показала поэту страшный беспощадный мир человеческой злобы и насилия. Сквозь горькие слезы и сострадание эта муза призывала Некрасова к мести и борьбе. В то же время ее гнев часто сменялся на милость, и тогда в душе поэта звучал призыв «Прощай врагам своим».

Под влиянием этой «вечно плачущей и непонятной девы» сложился характер поэта. Он сам признается, что неспособен на постоянную бескомпромиссную борьбу. С гневом обличая общественные пороки, автор часто испытывает раскаяние и желание простить все грехи своим недругам. Несмотря на такое странное поведение, Некрасов бесконечно благодарен своей музе и не спешит разорвать союз с ней. Поэт считает, что эта, поистине народная муза, придала цель и смысл его жизни, которые заключаются в беззаветном служении своему народу.

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

В небесной красоте, неслышимо, как дух,

Слетая с высоты, младенческий мой слух

Она гармонии волшебной не учила,

В пеленках у меня свирели не забыла,

Среди забав моих и отроческих дум

Мечтой неясною не волновала ум

И не явилась вдруг восторженному взору

Подругой любящей в блаженную ту пору,

Когда томительно волнуют нашу кровь

Неразделимые и Муза и Любовь…

Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков,

Рожденных для труда, страданья и оков,-

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,

Всечасно жаждущей, униженно просящей,

Которой золото - единственный кумир…

В усладу нового пришельца в божий мир,

В убогой хижине, пред дымною лучиной,

Согбенная трудом, убитая кручиной,

Она певала мне - и полон был тоской

И вечной жалобой напев ее простой.

Случалось, не стерпев томительного горя,

Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,

Или тревожила младенческий мой сон

Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон

Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Расчеты мелочной и грязной суеты

И юношеских лет прекрасные мечты,

Погибшая любовь, подавленные слезы,

Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.

В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать упорный бой.

Предавшись дикому и мрачному веселью,

Играла бешено моею колыбелью,

Кричала: мщение! и буйным языком

На головы врагов звала господень гром!

Непрочен был порыв жестокости мятежной.

Слабея медленно, томительный недуг

Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг

Все буйство дикое страстей и скорби лютой

Одной божественно-прекрасною минутой,

Когда страдалица, поникнув головой,

«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Лелеяли мой слух суровые напевы,

Покуда наконец обычной чередой

Я с нею не вступил в ожесточенный бой.

Но с детства прочного и кровного союза

Со мною разорвать не торопилась Муза:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела -

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Муза»

Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения. Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.

Защитник трудового народа

Поэт Некрасов в своем творчестве изобразил неповторимый стиль и фактуру, которую до этого времени просто невозможно было представить. Никто до него не делал главными героями крепостных крестьян. Им всегда отводилась скромная роль, в лучшем случае, героя второго плана. В большей степени народ упоминался вскользь.

Образы музы

Ещё в ранней лирике Некрасов начал говорить о себе как о поэте нового типа. Как он сам говорил он никогда не был лентяем и не любил вести разгульный образ жизни. Сам же писатель и в стихотворении Муза был к себе довольно строг:

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

В заключительной части произведения, писатель рассказал о своем призвании и невозможности молчать. Поэт признал, что нет смысла перечить музе. И этому своему призванию он был верен всегда.

«Муза» Николай Некрасов

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Анализ стихотворения Некрасова «Муза»

Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его произведений было посвящено жизни и быту низших сословий общества.

Некрасов был достаточно самокритичен, и свои произведения оценивал с точки зрения пользы, которую они могут принести обществу. Поэтому он нередко признавался, что является никудышным поэтом – его стихи не в состоянии разбудить людей, заставить их действовать и что-то менять в своей жизни. Конечно, автор не учитывал тот факт, что большинство посылов в своем творчестве адресованы тем самым крестьянам, которые попросту не умеют читать. Что касается русской интеллигенции, то времена Пушкина, когда одно рифмованное четверостишье могло заставить их взяться за оружие и организовать восстание декабристов, остались в далеком прошлом.

Давая оценку своему творчеству, Николая Некрасов в 1852 году написал стихотворение «Муза», в котором попытался объяснить, что именно вдохновляет его на создание поэтических произведений . С первых строчек стихотворения становится ясно, что муза Некрасова – это не эфемерная барышня, которая заставляет сердце биться сильнее и острее чувствовать прекрасное. «Не помню над собой я песни сладкогласной!», — отмечает автор, намекая на свое безрадостное детство и весьма непростую юность, когда без средств к существованию он вынужден был сбежать из дома от отца-тирана. Однако и в более поздние годы «неразделимые и Муза и Любовь» к поэту так и не явились.

Испытав на собственно опыте все трудности нищенского существования, поэты отмечает, что слишком рано над ним «отяготели узы» совершенно другой «неласковой и нелюбимой Музы», которая открыла поэту глаза на настоящую жизнь, лишенную светского лоска и хороших манер. Образ «той Музы, плачущей, скорбящей и болящей», для которой материальные блага – «единственный кумир», всю жизнь преследовал Некрасова, не давая ему ни на мгновение забыть о том, что он увидел в петербургских трущобах и русских селах, похожих друг на друга в своей нищете, как братья-близнецы.

По мнению поэта, муза научила его ненавидеть , с ее помощью он познал жажду мщения и слишком рано забыл о своих юношеских мечтах, прекрасных и честолюбивых. Муза пела ему «разгульные песни», вкладывая их в уста пьяных мужиков, «напев ее простой» больше походил на стон или же бесконечную жалобу. Иногда муза поэта предавалась «дикому и мрачному веселью», призывая автора «начать упорный бой» и предлагая ему в помощь «господень гром», который должен был обрушиться на головы тех, кто затопил Россию кровью и слезами.

Но такие порывы были нечастыми и непродолжительными. Обессиленная муза, которая у автора ассоциируется с русским народом, порабощенными и бесправным, очень скоро, «поникнув головой», нашептывала поэту просьбу прощать врагов своих. Эта исконно славянская покорность, с которой с самого детства сталкивался Некрасов, пожалуй, произвела на поэта самое большое впечатление. До самой смерти он пытался разгадать эту нелепую и нелогичную загадку русской души, не понимая, почему десятки тысяч людей так безропотно и бессловесно позволяют издеваться над собой горстке помещиков, расправиться с которыми при желании не составляет труда.

В то же время поэт признается, что и сам он не смел перечить музе , которая часто просто молча вела его «чрез бездны темные Насилия и Зла». И именно муза, а, точнее, русский народ, научили Некрасова «почувствовать свои страданья» и «свету возвестить о них благословила».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ