Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Инструкция

Попробуйте выявить связь между двумя простыми предложениями, входящими в состав сложного. Определите, не зависит ли одно из них от другого. В сложноподчиненных предложениях всегда можно задать вопрос от главного предложения к придаточному, например «Он сказал (что он сказал?), что уйдет домой».

Для проверки поставьте между предложениями точку. Если сложная конструкция безболезненно распалась на две части, и они прекрасно «чувствуют» себя отдельно друг от друга – это сложносочиненное предложение . Например, сравните: «Мы прогуливались по парку, а Бобик бегал вокруг» и «Мы прогуливались по парку. Бобик бегал вокруг».

Если же при разделении предложения на две части одна из них теряет или меняет смысл, смело делайте вывод о том, что перед вами сложноподчиненное предложение . Например, точка между предложениями «Бабушка попросила, чтобы я купил лекарства» приведет к искажению смысла.

Найдите союз между предложениями, во многих случаях именно по нему можно понять, какое предложение перед вами. Союзы а, и, но, да встречаются в сложносочиненных предложениях, а союзы потому что, когда, чтобы, где, что, так как, если, так что, чей, куда и т.д. – в сложноподчиненных. Если союза вовсе нет – это сложное бессоюзное предложение .

Чтобы отличить сложноподчиненное предложение от простого, проведите синтаксический разбор. Найдите все подлежащие и сказуемые – если в предложении две основы, связанные между собой подчинением и одним из сложных союзов, значит, перед вами сложноподчиненное предложение . Иногда основа одного из составляющих предложений состоит лишь из сказуемого или лишь из подлежащего, например, «Уже поздно, так что пойдем домой».

Будьте внимательны, иногда главное предложение может разрываться на две части, например: «С улицы, которая была заполнена народом, раздался крик».

Источники:

  • как определить предложение простое или

Видео по теме

Источники:

  • Сложносочиненное предложение в 2018

Совет 3: Как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого

Сложное предложение – это предложение состоящее из нескольких простых. Существует два основных вида сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные. Отличить их друг от друга можно по нескольким признакам.

Инструкция

Обратите внимание на способ связи между предложениями. Простые предложения в составе сложноподчиненного соединяются интонационно или при помощи подчинительных и союзных слов (относительных ). Например: что, чтобы, когда, если, потому что, так как, который, где, пока и другие.В сложносочиненном предложении связь осуществляется посредством интонации и сочинительных союзов. К ним относятся : и, а, но, или, либо, как…так и, зато, и другие.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ

Как быстро и легко определить, сложносочиненное или сложноподчиненное предложение?

  • очень просто, по союзам:
    в сложносочиненных — и, а, но
    в сложноподчиненных — что, когда, если, который и т. п.
    можно по вопросам, в сложносочиненных одно зависит от другого
  • По союзам:
    Если союзы «а, но, и, или, да (в значении и)» и т. п. — это сочиненное.
    А если союзы «Который, потому что» и т. п, А ТАК ЖЕ можно задать вопросы от зависимого предложения к главному, то это подчиненное предложение

    Пошел дождь И началась гроза — сочиненное
    Пошел дождь, из-за которого началась гроза -подчиненное (Почему началась гроза? Потому что пошел дождь

  • В сложносочиненном предложении части равны по значению, а это значит, что, убрав союз, мы можем сделать их простыми предложениями, при этом смысл не исказится. В сложноподчиненном предложении части зависят одна от другой. И если одна из них может быть самостоятельным предложением, то другая — никогда! Кроме того, нужно знать, что в сложносочиненных предложениях для связи частей служат сочинительные союзы, а в сложноподчиненных — соответственно подчинительные.
  • Сложносочиненное — когда две части предложения не связаны между собоой. Сложноподчиненное- когда между ними есть какая-то связь, и обычно они объединены каким-нибудь союзом: который, потому что и т. д.
  • Cмотрите на средства связи! В ССП — сочинительные союзы, а в СПП — подчинительные союзы и союзные слова.
  • По использованным союзам и союзным словам.
    Проверьте можно ли задать вопрос от одного простого предложения к другому. Если да, то сложноподчиненное
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Что такое сложноподчиненное предложение? Этим вопросом задавался каждый школьник. Как просто определить, какое же предложение перед тобой: простое или сложное? Это довольно легко, главное - знать несколько хитрых особенностей.

Что такое сложноподчиненное предложение: определение, типы и примеры

Сложноподчиненное предложение - это предложение, которое имеет в своем составе более одной основы, они соединены между собой подчинительными союзами. Также части такого предложения могут быть соединены Стоит отметить, что наряду со сложноподчиненными предложениями есть также и сложносочиненные, в которых части соединены союзами «и», «но», «а», в некоторых случаях бывает союз «да». Итак, прежде чем определить, какое перед вами предложение, нужно отметить грамматические основы, если их две и больше, то нужно задать вопрос от одной из них. Та часть, от которой задается вопрос, называется главной, а к которой задается вопрос - подчинительной.

Сложноподчинённое предложение, примеры которого будут изложены ниже, может включать в себя несколько видов соединения частей, например, параллельное, последовательное. При параллельном вопрос задается от главной части к остальным, при последовательном - от каждой к последующей. Это говорит о том, что в сложноподчиненном предложении зависимые части всегда неравноправны.

Что такое сложноподчиненное предложение? Теперь ответ на этот вопрос есть: это предложение с неравными зависимыми частями, которые соединяются подчинительным союзом. Теперь нужно перейти к классификации. бывают определительными, обстоятельственными, которые, в свою очередь, имеют еще около 7 подвидов, а также изъяснительными. Первый тип - это тип предложения, когда зависимая часть отвечает на вопросы прилагательных, то есть создает эмоциональный окрас предложения. Например: «Сад, из-за которого не был виден дом, был известным местом в городе». изъяснительным отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Здесь легко можно спутать с определительным, поэтому очень важно правильно задать вопрос. Например: «Никита думал о том же, о чем его сестра говорила раньше».

Самая масштабная группа - это сложноподчинительные предложения с обстоятельственной придаточной частью, здесь около 7-ми дополнительных подпунктов: придаточные места, причины, цели, условия, места, следствия и другие. Их отличить довольно легко: все вопросы, которые можно задать к наречиям, будут задаваться и в этом случае. Поэтому, как правило, определить часть просто и легко.

Что такое Ответ на этот вопрос можно найти в статье. Помимо определения, в статье представлены все классификации типов подчинения, а также видов подчинительных частей. Обладая такой информацией, можно смело идти на единый государственный экзамен, потому что часть вопросов, направленных на повышенный уровень, связана именно с заданием-определением типа или вида подчинения частей в предложении.

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ