Сертификат фармацевта – это документ, который одновременно подтверждает уровень знаний специалиста в сфере фармацевтической деятельности и дает разрешение на работу фармацевтом. Прежде чем его получить, необходимо специальное фармацевтическое образование.
Обучиться на фармацевта можно как в высших учебных заведениях, так и в специализированных средних. Затем после окончания учебного заведения стоит пройти курс послевузовского или дополнительного профессионального образования. Для тех, кто закончил высшее учебное заведение – это аспирантура, ординатура или интернатура. Для тех же, кто окончил среднее заведение (техникум и колледж) – это отдельный курс по фармацевтике в количестве 144 часов или профессиональная переподготовка в количестве не менее 500 часов. После всех этих обучений будущий фармацевт уже имеет право получить сертификат. Но сделать это можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Выдают сертификаты государственные или муниципальные учреждения, которые работают в сфере фармации и имеют гослицензию на выдачу этого документа. Выбрав такое заведение, будущий фармацевт подает в приемную комиссию следующие документы:Сертификат фармацевта выдается сроком на 5 лет, и после его окончания подтверждать свои знания придется снова. Процедура повторного получения сертификата фармацевта идентична описанной выше.
Для обучения нужно иметь высшее медицинское образование по специальности «Фармация».
Фармацевтическая отрасль - это настоящий гигант, который состоит из компаний и производств разной формы собственности. В его работе важен буквально каждый винтик - то есть, трудовой кадр, начиная от специалистов, которые занимаются созданием новых форм лекарств, и заканчивая экспертами по организации деятельности предприятия, его экономическому развитию. Такие важные аспекты изучает специальность 33.08.02 «Управление и экономика фармации».
Особенно важной стала эта отрасль в новую эпоху конкуренции. Поскольку любое предприятие должно учитывать в своей работе множество факторов, включая экономический. Каждый производственный этап должен быть обоснованным с точки зрения его эффективности. В настоящее время любая компания, занимающаяся производством лекарств, это сложный организм, который постоянно подстраивается под меняющиеся экономические реалии.
Для этого направления важно обучение специалиста дисциплинам, которые помогут на практике делать свой вклад в работу любого фармацевтического предприятия.
Но для начала студенту предстоит получить диплом одного из медицинских вузов Москвы по специальности «Фармация». После этого можно поступать в ординатуру на конкурсной основе. Чтобы пройти испытание, стоит узнать на кафедре, какие предметы традиционно сдают абитуриенты.
В деятельности такого специалиста важен не только багаж глубоких знаний, но и определенный талант. Поскольку эффективное управление нуждается в особом типе мышления. Перед профессионалом встают сложные задачи, среди которых организация работы звена предприятия, учет товаров и денежных поступлений, разработка политики, которая обеспечит рентабельность производства/аптечной организации. Ему необходимо учитывать спрос, анализировать фармацевтический рынок и грамотно выделять целевую аудиторию. Весомой частью профессиональных обязанностей является оформление документации, которое нужно делать грамотно и корректно.
Пока что ординатура представлена в таких учебных заведениях:
Теории и практическим умениям будущих профессионалов научат за два года.
Чтобы стать квалифицированным трудовым кадром, студенту необходимо освоить следующие дисциплины:
Для выпускника ординатуры не составит сложности решить такие профессиональные задачи:
Еще совсем недавно в таких специалистах не было потребности. Теперь же подобные трудовые кадры нужны на любом фармацевтическом предприятии. Поскольку они воспитываются для обеспечения рентабельности компании и здоровой конкуренции.
Квалифицированный сотрудник найдет для себя вакансию в любой аптеке и предприятии фармацевтической отрасли.
Кем работает выпускник ординатуры:
Труд такого специалиста является высокооплачиваемым. В среднем, можно рассчитывать на зарплату в 25-45 тысяч рублей.
В эпоху рыночных отношений перед каждым фармацевтическим предприятием стоит задача не просто удержаться на плаву, но и приносить прибыль. Для этого наука ищет новые способы эффективного управления, организации труда. Чтобы найти себя в этой сфере, стоит поступить в аспирантуру. Впоследствии опыт научной деятельности будет полезен даже в работе в обычной аптеке.
Что такое «Институт медицины»?
«Институт медицины» – это система дистанционного обучения Национальной академии современных технологий.
Академия зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации.
В числе педагогов Академии доктора, кандидаты наук и практики с большим опытом работы. Академия осуществляет набор слушателей на дополнительные профессиональные программы, активно сотрудничает как с физическими, так и юридическими лицами, предоставляет услуги на портале поставщиков.
Как поступить на повышение квалификации и пройти обучение?
Форма обучения на программах повышения квалификации – заочная (с применением дистанционных технологий, через интернет). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, которая содержит все необходимые материалы.
Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными учебными материалами, поэтому искать что-либо дополнительно Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный кабинет (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.
График обучения. Для каждого слушателя в его личном кабинете будет представлен график учебного процесса, содержащий рекомендации по освоению дисциплин. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов и выполнения тестирований для самоконтроля. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.
Учебный план. Для того чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо внимательное изучение материалов. В качестве аттестационного мероприятия предусмотрена Итоговая контрольная работа (ответы на пять заданий), составленная по материалам курса.
В случае если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план за весь период обучения, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.
Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академическая задолженность и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка документов о квалификации после завершения курса осуществляется в течение 1-10 рабочих дней (обычно 3-4 дня). Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.
Как поступить на профессиональную переподготовку и пройти обучение?
Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.
Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:
Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.
График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.
Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.
Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).
В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.
Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.
Какие документы необходимы для поступления на профессиональную переподготовку?
Для лиц, желающих пройти обучение по программе профессиональной переподготовки, необходим следующий комплект документов:
Какие документы необходимы для поступления на повышение квалификации?
Для лиц, желающих пройти обучение по программе повышения квалификации, необходим следующий комплект документов:
Будет ли в дипломе указана квалификация?
Выпускникам, успешно окончившим обучение и предоставившим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, выдается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. В выдаваемом документе обязательно отдельной записью отражается присвоенная выпускнику квалификация. Точные названия квалификаций отражены на индивидуальных страницах курсов. Иные варианты записи квалификаций не допускаются.
Нет, не можете. Действующим законодательством установлено единое требование для поступающих на дополнительные профессиональные программы: наличие диплома о медицинском образовании.
Что выбрать: повышение квалификации или профессиональную переподготовку?
На сайте «Институт медицины» представлены дополнительные профессиональные программы, к которым относятся программы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка завершается выдачей Диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. Данный вид программ предусмотрен для тех, кто нуждается в получении медицинской квалификации для трудоустройства или удовлетворения требований к образованию на работе.
Курсы повышения квалификации – это программы, которые систематически (каждые 3 года) необходимо проходить всем врачам для подтверждения квалификационной категории, соответствия действующему образовательному стандарту. В отличие от программ профессиональной переподготовки программы повышения квалификации не присваивают квалификацию, рассчитаны на лиц, являющихся врачами. Курсы завершаются выдачей Удостоверения о повышении квалификации установленного в соответствии с требованиями законодательства образца.
ПодробностиФармацевт – специальность хоть и трудная, но очень интересная и востребованная в настоящее время. Все больше аптек открываются в городах, в которые требуются сотрудники, фармацевтические компании, на промышленное производство лекарственных препаратов.
Работать без аттестации и сертификации фармацевту можно лишь в должности консультанта, а чтобы полноценно вкушать все преимущества профессии – потребуется получение образования.
Сертификация фармацевта происходит по двум путям: либо после окончания колледжа, либо после окончания фармацевтического факультета вуза.
В колледж можно поступить после девятого или одиннадцатого класса. Время обучения на фармацевта составляет от трех до четырех лет. Для тех, кто уже имеет диплом о средне специальном образовании, но хочет переучиться на фармацевта, есть курс по переквалификации, который длится два года. Обучение может проводиться на очной и очно-заочной форме.
После окончания колледжа студент получает сертификат фармацевта, который дает ему право работать в аптеке. Если специалист хочет трудиться в химико-фармацевтической лаборатории или на промышленном производстве лекарственных препаратов, то он должен получить высшее фармацевтическое образование, в противном случае, он может работать только помощником провизора. Кого что устраивает. Если есть амбиции, желание карьерного роста, трудолюбие и время, то стоит продолжить свое обучение в высшем учебном заведении.
Сертификация провизоров и фармацевтов различна. Если фармацевту достаточно закончить средне специальное учебное заведение, то чтобы стать провизором потребуется больших усилий. Для этого надо поступить в химико-фармацевтическую академию или на фармацевтический факультет медицинского института или университета. Обучение занимает пять лет. Форма обучения может быть очной или очно-заочной. При очно-заочной форме образовательного процесса срок затягивается до 5,5 лет. После окончания факультета студент получает по специальности провизор. Но на этом дело не заканчивается, потому что просто наличие диплома не дает права осуществления профессиональной деятельности. В дальнейшем студент должен закончить интернатуру, ординатуру или аспирантуру по одному из имеющихся направлений, после окончания которой, он может получить сертификат специалиста и право работать по специальности. Это называется постдипломным образованием (в точности, как и у медицинских работников). Какие есть варианты прохождения ординатуры: на коммерческой основе или бесплатно. Если есть финансовая возможность, то лучше пройти обучение за деньги, после чего можно смело искать достойную работу и не быть никому обязанным, кроме родителей, конечно, если это они оплатили учебу. В случае отсутствия такой возможности, можно найти ординатуру в государственном учреждении, но тут надо быть готовым, что после нее придется какое-то время отработать за небольшую оплату труда. Такова цена бесплатного обучения.
Как уже было сказано, места, где получить сертификат фармацевта, возможно, делятся на средне специальные и высшие учебные заведения. Что касается Москвы, то сертификат фармацевта там можно получить в фармацевтическом колледже №10.
Сертификат фармацевта в Москве о высшем специальном образовании можно получить в Московской медицинской академии имени Сеченова, которая является наиболее престижным учебным заведением. Или на фармацевтическом факультете любого другого медицинского института города, или в университете.
Что касается других городов, то дело обстоит таким же образом: либо это химико-фармацевтическая академия, которая есть не во всех городах России, либо это фармацевтический факультет на базе медицинского института, а вот он-то есть везде.
Аттестация фармацевтов проводится один раз в пять лет. Для аттестации фармацевту необходимо пройти сертификационный курс с последующей сдачей итогового экзамена. А уже после него квалификационная комиссия выносит решение о выдачи или продление сертификата фармацевта.
Аттестационный экзамен на фармацевта состоит из нескольких этапов. Если слушатель не смог сдать какой-либо из промежуточных этапов, то он автоматически не допускался до итогового собеседования, а это означало пересдачу. Можно, конечно, пробовать оспаривать решения экзаменационной комиссии. Но как показывает практика, чаще всего они верны. Не в их интересах заваливать слушателей, особенно тех, кто уже имеет многолетний опыт работы, не солидно это как-то.
Что касается перспектив по поиску работы, то даже при условии успешной аттестации фармацевта, у провизора их больше. Фармацевт может работать только в аптеке. Провизор же может дослужиться до директора той же аптеки или сети аптек, может работать на производстве лекарственных препаратов, в химико-фармацевтической лаборатории, научно-исследовательском институте, в учреждении контроля качества лекарственных препаратов. У него больше перспектив карьерного роста.
Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом
Вы представляете себе командира авиаэскадрильи, который может командовать находящимися у него в подчинении пилотами-асами, но при этом не имеет права садиться за штурвал и управлять самолетом? Или заведующего хирургическим отделением клиники, которому запрещено оперировать пациентов? Не правда ли это абсурд? В таком случае не меньший абсурд - провизор, руководитель аптеки, которому отказано в праве становиться за первый стол и обслуживать посетителей: отпускать лекарства и другие товары аптечного ассортимента, консультировать по вопросам их медицинского применения, хранения и т. д. Но если первые два примера - гипотетические, то третий - самый что ни на есть жизненный.
Уже несколько лет, как в фармотрасли сложилась противоестественная ситуация, когда специалистам, имеющим сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» отказано в праве работать за первым столом.
Одно из нарушений, за которое контролирующие органы привлекают аптечные организации к административной ответственности, - несоответствие провизоров и фармацевтов квалификационным требованиям. Если, например, провизор, имеющий сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология» (далее «ФТ»), работает заведующим аптекой - для чего необходим другой сертификат, по специальности «Управление и экономика фармации» («УЭФ»), - штраф за это несоответствие обоснован и логичен. Но обратный вариант выглядит парадоксальным. Тем не менее, контролирующие органы продолжают привлекать к ответственности, а суды продолжают выносить решения в их пользу в тех случаях, когда проверка обнаруживает, что за первым столом - то есть на позиции «провизора-технолога» - работает фармспециалист-управленец с сертификатом «УЭФ».
Например, в сентябре 2016 года в Вологде арбитражный апелляционный суд постановил оставить без изменения апелляционную жалобу одной из аптечных организаций города, которую местный департамент здравоохранения привлек к административной ответственности. Одна из причин привлечения была следующей. В ходе плановой проверки выяснилось, что работающая в должности провизора N не соответствовала квалификационным требованиям, поскольку имела сертификат по специальности «УЭФ» (а не «ФТ»).
В результате аптечная организация была оштрафована на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Для юридических лиц это означает штраф от 30 000 до 40 000 руб., для граждан - от 1500 до 2000 руб. (в обоих случаях по усмотрению проверяющего дело может ограничиться предупреждением).
Интересный прецедент случился двумя годами ранее, в мае 2014 г. В ходе проверки одного из московских аптечных пунктов обнаружилось, что имевший высшее фармацевтическое образование, но не имевший сертификата по специальности «ФТ» генеральный директор этой организации осуществлял в пункте розничную торговлю. И хотя по формальным обстоятельствам - истечение срока давности - арбитражный суд в итоге не удовлетворил заявление контролирующей инстанции о привлечении аптечной организации к административной ответственности - сам по себе этот случай побуждает задуматься о следующем.
Рынок труда мобилен, потребность в специалистах подвержена изменениям. Сегодня, предположим, можно легко найти место заведующего аптекой, а завтра, глядишь, все подходящие вакансии заняты, и приходится идти в первостольники.
Человеческие желания и настроения тоже переменчивы. Вчерашнему заведующему или руководителю структурного подразделения аптечной организации может просто расхотеться руководить, брать на себя повышенную ответственность. Среди моих знакомых - несколько первостольников, которые когда‑то были «провизорами-организаторами».
Кто‑то возразит, что дорога к первому столу для таких людей в общем‑то открыта - правда, не без препятствий и расходов. Надо только пройти курс дополнительного профессионального образования и получить сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».
Но именно в этом заключается абсурдность ситуации. Ведь, согласно подпунктам и), к) и л) пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), уровень требований к руководителям аптечных организаций выше, чем к другим работникам, с которыми заключаются трудовые договоры. Кроме сертификата специалиста, первым (то есть руководящим аптечным работникам) необходимо иметь высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее трех лет либо среднее фармобразование и стаж не менее пяти лет; остальным аптечным работникам - просто высшее или среднее фармобразование.
То есть более квалифицированного специалиста, руководителя и организатора, направляют получать сертификат специалиста тоже квалифицированного, но все‑таки менее высокого уровня. Если аптечный руководитель не может работать первостольником, то в рамках этой логики командир эскадрильи - не летчик, а заведующий хирургическим отделением - не хирург.
Это далеко не частная проблема единичного случая. Во-первых, многим «организаторам» пришлось или приходится переквалифицироваться в «технологи». Вот характерная история.
В одной из больших аптечных сетей была проведена реорганизация - объединили три отдела аптеки. Заведующая безрецептурным отделом и заместители заведующего отдела готовых лекарственных форм, которые имели сертификат по специальности «УЭФ», стали после реорганизации старшими провизорами.
А эта должность - не руководящая. Она требует наличия высшего профессионального образования по специальности «Фармация», сертификата специалиста по специальности «ФТ» (или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия») и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет - см. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» .
Обратите внимание, что в этом перечислении отсутствует упоминание о сертификате «УЭФ». На основании этого и привлекались к административной ответственности аптеки в описанном выше случае.
Другими словами, высококвалифицированным работникам, которые много лет руководили аптечными отделами и первостольниками, пришлось в результате реорганизации их предприятия пройти соответствующий сертификационный цикл и получить сертификат по специальности «ФТ», чтобы иметь возможность работать за первым столом.
Кто от всего этого выиграл? Только образовательное учреждение, получившее оплату за этот цикл. В проигрыше - фармспециалисты и аптечные посетители, которые на определенный срок лишились обслуживания со стороны опытных и высококлассных специалистов.
К сказанному можно добавить, что требования к уровню образования и профессиональной подготовки заведующих аптеками, их заместителей, заведующих аптечными отделами, провизоров-технологов и провизоров-аналитиков прописаны также в Приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием…» , в разделах специальностей «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
Вторая проблема заключается в следующем. Аптечный коллектив - живая среда, которой не чуждо ничто человеческое. Открою небольшой секрет для тех, кто штрафует аптечные организации за нарушение, описанное в данной статье.
Провизоры и фармацевты, как и другие люди, тоже завтракают, обедают и ужинают, ходят в туалет, отлучаются вымыть руки, высморкаться, иногда болеют и в связи с этим не выходят на работу. В живом аптечном коллективе периодически и довольно часто возникает необходимость подменить первостольника - на время от нескольких минут до нескольких дней.
А штаты у аптек не резиновые (раздувание штатов приведет к увеличению цен на лекарства), и зачастую подменить первостольника может только заведующий, заместитель заведующего или завотделом - то есть те, кто обладает сертификатом по специальности «УЭФ», но не имеет сертификата «ФТ». Представьте, что в этот момент придет проверка и обнаружит заведующего за первым столом, на позиции «провизора-технолога». Не исключено привлечение аптеки за это к административной ответственности на основании упомянутой выше части 3 статьи 14.1 КоАП.
Такое положение дел противоречит сути профессии. Ведь кто такой заведующий аптекой - это либо ее собственник, то есть аптекарь, либо менеджер, работающий по найму. В любом случае это человек с высшим фармобразованием, а также необходимым стажем провизора или фармацевта.
Для такого человека не вставать иногда за первый стол - это деквалификация, утрата профессиональных навыков. Правда, в сложившихся условиях эта деквалификация является вынужденной, потому что ему запрещают работать первостольником. То есть это еще и дисквалификация.
Консультировать посетителей, отпускать им лекарства, просто общаться с ними - всё это в старинных и исконных традициях российских аптекарей, собственников и руководителей аптек. Более того, это необходимо для дела.
Не может профессионально руководить первостольниками тот, кто сам не владеет навыками работы за первым столом. Об этом говорит и зарубежный опыт. Невозможно представить себе немецкую, французскую, греческую, турецкую и т. д. аптеку без аптекаря-собственника, периодически обслуживающего посетителей.
И вот теперь несколькими фразами в одном из приказов эти вековые традиции перечеркнуты таким противоестественным образом, что даже недолговременное присутствие аптекаря в работе за первым столом, похоже, находится под вопросом.
Кто‑то может возразить: нельзя сопоставлять должностные обязанности и необходимые навыки управленца (руководителя аптеки) и технолога (первостольника), неправильно соизмерять их квалификации - они не больше или меньше, они просто разные. В этом утверждении есть доля истины.
Но ситуация, при которой командир эскадрильи не допускается к полетам, а аптечный управленец не имеет права работать за первым столом, как ни крути, противоестественна.
Поэтому программы обучения сертификационных циклов «УЭФ» должны в достаточной степени включать и компонент «ФТ», чтобы получившие сертификат специалисты могли в итоге спокойно руководить и работать в аптеке, а не, извините за выражение, шарахаться от первого стола.
Важно также помнить, что наша страна - это не только столица и крупные города. Во многих аптечных объектах небольших населенных пунктов работает всего один человек, потому что нет финансовой и/или кадровой возможности нанять второго. И этот человек является одновременно и руководителем, и первостольником. Какой сертификат получать в таком случае?
Словом, в этом вопросе требуется всего ничего - возвращение к здравому смыслу. Штрафы руководителей аптек за то, что они «пойманы с поличным» (то есть в момент консультирования посетителей или отпуска) за первым столом - не самая хорошая страница истории отечественной фармации. И ее необходимо закрыть, если есть желание покончить с абсурдом.