Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма , тесно переплетаются темы любви и природы . Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна» . Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн» , «ангел» , «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности : метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

Произведение Бориса Пастернака восхищает тем, как автор умело передал в своём стихотворении те чувства, которые были у него в душе и сердце. Если читать текст как просто стих, понять ничего нельзя абсолютно. Но если коснуться каждой строчки, каждого четверостишия, можно понять, что автор провел тонкую грань между смертью и жизнью. Как физической, так и между жизнью и смертью его творческой карьеры.

Не сложно догадаться, что холод, метель, снег и темноту автор ассоциирует со смертью. А огонёк от свечки, воск, капающий слезами на платье – состояние, которое борется со смертью и старается не исчезнуть. То есть, жизнь.

Если коснуться биографии Пастернака, можно заметить, что в год, когда он пишет это произведение, он переживает как творческий кризис, так и проблемы со здоровьем.

Поэтому, стихотворение Зимняя ночь имеет такой яркий контраст, заставляя читателя сначала почувствовать тот холод происходящего, ту темноту – состояние, которое переживает поэт. В то же время, оно мгновенно переключает наше внимание на то, что не всё потеряно. Автор не теряет надежду, этот маленький теплый свет от свечи, не теряет веру в лучшее.

Стихотворение грустное, но в то же время изящное. Заставляет задуматься о смысле жизни. Оно хочет до нас донести смысл о том, как бы трудно не было, не нужно сдаваться, нужно верить и гореть как эта маленькая свеча. Гореть из всех сил. До последнего. Чтобы в жизни не происходило, какая бы метель за окном не была.

Анализ стихотворения Зимняя ночь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Цветы Есенина

    Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение

  • Анализ стихотворения Светил нам день, будя огонь в крови Фета

    Стихотворение Светил нам день, будя огонь в крови.. относится к позднему периоду творчества Фета, исследователи считают его частью Лазичевского цикла

  • Анализ стихотворения На холмах Грузии Пушкина 9 класс сочинение

    1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии:

  • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

    Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли

«Ночь» Борис Пастернак

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Анализ стихотворения Пастернака «Ночь»

В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство. Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы России. В рассматриваемом тексте происходит выход совершенно на другой уровень. Лирический герой ассоциирует себя с летчиком, взирающим с высоты на весь мир, сумевшим добраться до космоса. Можно подумать, что на создание «Ночи» поэта вдохновил запуск спутника, случившийся четвертого октября 1957 года. Вот только стихотворение сочинено несколько раньше – летом. Скорее всего, на Пастернака влияние оказали произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Кроме того, в небе над поселком Переделкино, где располагался дом Бориса Леонидовича, постоянно появлялись самолеты.

В «Ночи» поэт прямо или косвенно упоминает людей совершенно разных: от истопников и кочегаров до тех, кто интересуется афишей нового парижского фарса. Объединяет их одно – бодрствование в темное время суток, вынужденное или добровольное. Так в стихотворении появляется образ мирового пространства без сна. Пастернак представляет вниманию читателей ночной дозор, неусыпно наблюдающий за землей, охраняющий ее покой. При этом лексика Борисом Леонидовичем выбирается тревожная: «страшным, страшным креном», «горят материки», «неведомым вселенным». Последние строки получились афористически точными и выразительными:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник
У времени в плену.
В них заключен важный для Пастернака мотив – мотив свидетельствования. Художник обязан постоянно быть на чеку, не спать в самом широком смысле, никакого спокойствия, никакого благоденствия. По мнению Дмитрия Быкова, написавшего развернутое исследование жизни и творчества Бориса Леонидовича, в стихотворении есть еще и предчувствие европейской славы. Пастернак ожидал сильнейшего резонанса, который должна была вызвать публикация романа «Доктор Живаго». Как показало время, шуму книга действительно наделала, кардинально изменив жизнь своего создателя.


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало - тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.


Ирина Сказина - Мело, мело по всей земле

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества. Художественный талант отца и музыкальный – матери не могли не «разбудить» любовь и интерес к творчеству у юного Пастернака. Его выбор пал на литературу. Вероятно, это напрямую связанно с тем, что ещё в юности Пастернак познакомился с выдающимися писателями-современниками: Маяковским, Рахманиновым, Толстым, которые посещали дом его родителей. Уже в двадцать лет Борис Леонидович писал глубокие и насыщенные стихи. Естественно они были ещё незрелыми и, как это часто бывает, стали следствием разбитого сердца из-за отказа любимой.

Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.

Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.

Жанр, направление и размер

Стихотворение написано не часто встречающимся в творчестве Пастернака размером. Это трехстопный ямб.

Перекрестная рифма, напротив, используется им повсеместно. Преобладает количество мужских рифм над женскими. Жанр совмещает в себе два направления – элегия, медитативная лирика.

Образы и символы

В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.

Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.

Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.

Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.

Темы и настроение

Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.

Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.

Идея

Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.

Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.

Средства художественной выразительности

Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).

Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного. Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ