Я, Бузулукова Валентина Леонидовна, работаю в МАДОУ «ДС КВ №16» г.Усинска с 1986 года.
Имею высшее дошкольное педагогическое образование. Стаж педагогической работы 28 лет.
Увлекаюсь чтением художественной и педагогической специальной литературы. Люблю путешествовать. Живу по принципу: «Дорогу осилит идущий» .
Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам конспект занятий по художественной литературе в средней и подготовительной группах. Подготовила материал педагог высшей квалификационной категории Бузулукова Валентина Леонидовна.
Программное содержание:
Ход занятия:
1. Беседа. Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А это что такое? Это письмо. От кого же это письмо? От волшебницы зимы. А тут что- то есть. Смотрите, листочки. А что мы с ними будем делать, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Дети, а какое сейчас время года? Зима. Чем зима отличается от других времен года? Зимой есть снег. Какой бывает снег? Белый, пушистый, холодный, мокрый. Какие бывают снежинки? Легкие, пушистые, узорные, маленькие. Дети, а Вам нравится зима? Да, нравится. А скажите мне, что хорошо, когда на улице зима? Что плохо, когда на улице зима? А знаете ли вы сказки о зимнем времени года? Назовите их. (Зимовье, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурочка, Снежная Королева, Зимняя сказка) .
Посмотрите на эту картинку, к какой она сказке: «Зимняя сказка» . Где был медвежонок? Он сидел на пеньке, на опушке леса. Считал снежинки, ел их. Они ему очень нравились. Сколько снежинок он съел? 300. Это много или мало? (Много) . Когда они подлетали к медвежонку, что делали? Привставали на цыпочки. Что говорили? «Здравствуй, медвежонок» . Что он отвечал? «Очень приятно» . Почему они были заколдованные? Они не таяли у него в животе и оставались такими же пушистыми. Они с ним разговаривали. Что же с ним случилось? Он съел много снега и заболел. Кто ухаживал за Медвежонком? Ежик. Он лечил Медвежонка. Давал ему пить еловый отвар, прикладывал к животу травки.. Почему ежик ухаживал за Медвежонком? Он был добрый. И еще почему? Медвежонок был его другом. А если бы ежик не помог Медвежонку, чтобы с ним было? А мог ли медвежонку помочь кто-то другой? (составление мнемодорожки) .
Кем Медвежонок себя представлял, когда болел? Снежинкой. Давайте и мы превратимся в снежинок, и полетаем.
2. «Физминутка» под музыку.
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Драматизация отрывка из сказки. О какой сказке мы сегодня говорили?: «Зимняя сказка» Козлова.
А как вы думаете, нужно ли помогать своим близким, друзьям или просто людям, которые попали в беду?
4. А теперь возьмите листочки, которые прислала Вам Волшебница – зима, и раскрасьте того героя, который Вам больше понравился. Покажите свои рисунки нашим гостям.
5. Итог занятия.
Дети, какое занятие сегодня было? Ознакомление с художественной литературой. Что мы делали на занятии? Говорили о зиме. Играли в игру «хорошо-плохо» , называли сказки о зиме, беседовали по сказке «Зимняя сказка» вам понравилось занятие? – Да. На этом наше занятие заканчивается.
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе
Тема:
Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» .
Придумывание сказки «Снежок и березка» .
Программное содержание:
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к стихотворению, наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме.
Ход занятия:
1. Дети, сегодня у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем заучивать стихотворение С. Есенина «Береза» , придумывать сказку «Снежок и березка» .
Посмотрите, кто к нам пришел? Да, правильно – это лесные звери и птицы. Осенью они собираются пойти в лесную школу. А как готовиться к школе они не знают, не умеют. Как заучивать стихотворение, придумывать сказки, в какие игры играть, какие задания выполнять? И просят нас им в этом помочь. Поможем лесным читателям подготовиться к школе? Да, поможем.
Дети, какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете?
Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге? А какие деревья?
2. Физминутка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Дети показывают эти действия.
О красоте зимней природы написано много стихотворений.
3. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» .
Выразительное чтение стихотворения.
Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?
Как же вы догадались, что очень любит?
А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома) .
В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
Выразительное чтение стихотворения еще раз.
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
4. Чтение стихотворения детьми.
Обращаю внимание детей на иллюстрации о зиме. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какой из этих пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза» .
Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете.
5. Дети рисуют.
А сейчас мы с вами будем придумывать сказку на тему: «Снежок и березка» . В сказке все может быть: деревья могут говорить и дружить со снегом. Постараюсь, чтобы ваша сказка получилась небольшой интересной и законченной.
Как-то снег, пролетая мимо березки, увидел, что березка стоит грустная и печальная. И он решил узнать, в чем дело. Березка рассказала ему о том, как ей становиться холодно в самые сильные морозы и вьюги, и одиноко без своих подруг березок. Снежок решил ей помочь, он позвал своих подруг – снежинок, и они укутали ее своим теплым снегом. А чтобы ей не было так грустно, и одиноко позвали к ней в гости других березок.
Жила-была на лесной полянке березка. Все время она была одна, и решила березка поискать себе друзей. Думала она, думала, с кем бы ей подружиться. Однажды пошел снег, и вокруг нее стали кружиться снежинки. Они как будто танцевали вокруг нее. Березка заговорила со снежинками. И с тех пор березка и снежинки друзья.
Дети, что мы делали сегодня на занятии?
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Подготовила: Воспитатель-Иващенко Р.П.
Тема: Литературная викторина по сказкам.
Цель: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить и сказать название сказки, её содержание, правильно назвать персонажей, их действие: умение сыграть небольшую сценку из сказки, подражая персонажам. Развивать у детей память, развитие речи, любовь к сказкам: развивать диалогическую речь.
Материал: волшебный сундучок, волшебный мешочек, воздушный шарик с загадками.
Атрибуты: красная шапочка, домики и фигурки трех поросят на магнитиках, варежка, фигурки животных на подставках, маски волка и лисы, короб с Машенькой.
Этапы действия: Дети заходят в группу, где их встречает бабушка -Рассказушка. Она с ними здоровается и приглашает сесть на стульчики.
Б.Р.- Здравствуйте дети. Мне очень приятно видеть вас снова у меня в гостях. А вы меня помните? Я знаю, что вы очень любите сказки. А какие сказки вы знаете?
Дети называют сказки.
Б.Р.- Как много вы знаете сказок. Дети я вам рассказывала много сказок, показывала различные театры по сказкам, а сегодня я хочу узнать, какие сказки вам больше всего понравились и вы их запомнили.
Посмотрите, это мой волшебный сундучок в котором живут сказки, но какие вы должны будете отгадать и назвать сами.
Б.Р. предлагает одному ребенку подойти к сундучку и достать любую сказку.
Ребенок достает короб «Машенькой»
Б.Р.- Дети, что это, а из какой это сказки?
(предлагает 2-3 детям рассказать отрывки из сказки).
Б.Р.- А еще дети у меня есть волшебный мешочек, в котором тоже живут сказки.
Б.Р.- предлагает ребенку взять предмет, который лежит в волшебном мешочке. Ребенок показывает красную шапочку.
Б.Р.- Дети, вы узнали, чья это шапочка?
А почему её так назвали? Что с ней произошло? Кому она понесла пирожки? Кто ей встретился? и.т.д. (ответы детей по содержанию). Молодцы детки. А вы не устали? Давайте с вами немножко подвигаемся.
Физминутка: Вперед четыре шага
Назад четыре шага
Покружились в хороводе
Ножками потопали,
Плечиком подвигали
И слегка попрыгали.
Б.Р.- Размялись немного? Молодцы. Достает из сундучка варежку. Дети, как вы думаете, из какой она сказки? Как она оказалось в лесу? Кто её нашел?
(дети перечисляют персонажей сказки). А что с ними случилось? Дети рассказывают отрывок из сказки.
Б.Р.- Дети, я старенькая, и иногда что - нибудь забываю. Однажды я перепутала сказки.
И теперь персонажи не могут попасть в свою сказку.
Обращает внимание на три домика.
Б.Р.- Дети, как вы думаете: чьи это домики? Из какой сказки?
Дети называют сказку, рассказывают кто построил эти домики, от кого, что с этими домиками случилось, и чей домик остался целым. Затем 3 детей на доске выставляют картинки поросят у своего домика.
Б.Р.- Спасибо дети, вы мне очень помогли.
Дети, а вы загадки любите? Посмотрите, у меня шарик, тоже
волшебный. Предлагает ребенку сказать волшебные слова, и шарик лопается. В нем находятся загадки: Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост краса.
Кто же это?. .(лиса)
Б.Р.- Молодцы дети, вы умеете хорошо отгадывать загадки. Как вы думаете о каких персонажах и какой сказки, говорится в загадка? Что с ними в этой сказке произошло?
Затем предложить 2 детям рассказать диалог между волком и лисой.
В конце Б.Р. рассказывает отрывок из сказки Чуковского «Айболит:» дети по началу должны назвать сказку о которой говорится.
Б.Р.- молодцы дети. Я очень рада, что вы знаете столько много сказок. Я буду рада, что вы еще не раз придете ко мне в гости. А на прощание я дарю вам небольшие сувениры, в память о нашей встречи. Прощается с детьми.
Оксана Варжапетян
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Путешествие в страну Сказок»
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Тема : «Путешествие в страну Сказок »
Воспитатель : Варжапетян О. Л.
Образовательные задачи :
1. Познакомить детей с историей создания сказок .
2. Уточнить знания детей о русских народных сказках .
3. Уточнить знания детей о разнообразии русских народных сказок .
4. Закрепить понятия : перед, между, за.
Задачи :
Развивать интерес и эмоционально положительное отношение к русским народным сказкам .
Ребята! Посмотрите. К нам в гости пришел Буратино. Он не знает ни одной русской народной сказки . Давайте ему поможем познакомиться со сказками .
А вы любите сказки ? (Любим)
Какие русские народные сказки вы знаете ? («Гуси-лебеди» , «Колобок» , «Теремок» , «Морозко» )
Молодцы ребята! Вы много сказок знаете . А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? (ответ детей) Да, вы правы, в далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой : пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались , распространяясь в пространстве и времени .
А сейчас я вас вместе с Буратино приглашаю в страну Сказок , где живут сказки . Отправимся мы на паровозе. Вагончики, стройтесь!
Дети встают за воспитателем и «поезд» отправляется.
Едет,едет паровоз
Мимо елок и берез,
Мимо утренних полей,
Мимо красных снегирей.
Мимо дуба и сосны,
Мимо лета и весны.
Чух,чух,чух,чух,чух пыхтит
И колесами стучит.
Свистит громко ту-ту-ту,
Разгоняя детвору.
Пассажиров тут и там
Он везет по сказкам нас .
Воспитатель обращает внимание детей на домики и предлагает «поезду» остановиться.
Вот мы и приехали в страну Сказок . Посмотрите, какие красивые домики. На каждом домике висит замок. А чтобы нам его открыть необходимо, отгадать загадку. Слушайте внимательно.
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
сказки «Гуси-лебеди» .
Правильно! Как получилось, что Иванушку украли гуси-лебеди? (ответ детей)
Кто помог Алёнушке добраться до дома вместе с Иванушкой (ответ детей) .
Успела ли девочка спасти своего брата до приезда родителей? (ответы детей)
Чему учит эта сказка ? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Давайте откроем следующий замок.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
Как называется эта сказка ? (Теремок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Теремок» .
Хорошо! Кто нашел теремок первый? (мышка – Нарушка)
Кого пустила в теремок мышка? (Дети перечисляют героев)
Кто пришел последним? (Медведь)
Давайте изобразим медведя. (Дети изображают движения медведя)
Что произошло, когда пришел медведь? (Он сломал теремок)
Чем закончилась сказка ? (Ответы детей)
Чему учит эта сказка ? (Нужно жить мирно под одной крышей)
Физкультминутка
Непоседа – Колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца : (слова сопровождаются показом)
Не видали сорванца? (нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (вращение руками)
Впереди увидел лес,
Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)
Слева- пробежал мышонок,
Справа- квакнул лягушонок.
Сороки трещат без умолку,
Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо,
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался передохнуть. (садятся на места)
Мы немного отдохнули, а теперь давайте постараемся открыть оставшиеся замочки. Слушайте внимательно.
В лесу девица стоит плачет,
От холода все руки прячет.
И нос замерз и уши тоже,
Вся на снегурочку похожа.
Мороз с ней начал говорить,
Со всех сторон к ней подходить :
Тепло ли, девица, тебе?
Ты расскажи мне о себе.
Она от холода дрожит,
Но не показывает вид.
Тепло мне, дедушка Мороз,-
Сама стоит, не чуя нос.
Тогда он сжалился над ней,
Призвал лихих своих коней.
Мчится с подарками повозка.
Сказка называется… (Морозко)
Как называется эта сказка ? (Морозко)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Морозко» .
Молодцы! А скажите, почему девочек вывозили в лес? (ответы детей)
Как вели себя девочки когда встретили Морозко? (ответы детей)
Чем закончилась сказка ? (ответы детей)
Почему одна девочка приехала с подарками, а другая приехала на свинье? (ответы детей)
Правильно! Слушайте последнюю загадку.
Он ушел от волка злого
И медведя удалого,
А лису румяный бок
Обмануть никак не смог.
Как называется эта сказка ? (Колобок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Колобок» .
Какой колобок? (Круглый, румяный, непослушный)
От кого смог уйти колобок? (От зайца, от волка, от медведя)
От кого не смог уйти колобок? (Ответы детей)
А почему лиса съела колобка? (Ответы детей)
Чему учит эта сказка ? (Ответы детей)
Правильно, ребята! Мы все загадки отгадали, замочки и окошечки все открыли. Ну Незнайка, теперь ты будешь знать русские народные сказки . А сейчас нам пора возвращаться домой. Ребята, образуйте «поезд» .
Дети встают за воспитателем, образуют «поезд» .
Едет,едет паровоз
Мимо елок и берез,
Мимо утренних полей,
Мимо красных снегирей.
Мимо дуба и сосны,
Мимо лета и весны.
Чух,чух,чух,чух,чух пыхтит
И колесами стучит.
Свистит громко ту-ту-ту,
Разгоняя детвору.
Пассажиров тут и там
Он везет нас по домам.
Дети садятся на свои места.
Ребята, где мы сегодня побывали? Что мы делали? (Ответы детей)
Молодцы! А теперь я хочу вас отблагодарить, посмотрите что лежит под вашими стульчиками? (сказки малышки ) Они теперь ваши, надеюсь что вы буде в дальнейшем много читать сказок . Спасибо вам за ваши старания!
Тематическая неделя «В гостях у сказки»
Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»
Цель: продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности; (познание).
Продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него; (коммуникация).
При помощи моделирования способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов.
Развивать отзывчивость, желание помочь ближнему (социализация, коммуникация)
*Воспитывать интерес к художественному произведению.
Форма организации детей – подгрупповая.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Рукавичка»
Беседа с детьми по прочитанному произведению
Разучивание физминутки
Оборудование: кружки разнообразного цвета и величины(серый, белый, оранжевый, коричневый, большой серый и коричневый); книжка с картинками «Теремок», следы, ширма.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, следы. Давайте отправимся по этим следам, посмотрим, куда они приведут. (Дети проходят рядом с выложенными трафаретами следов.)
Куда они нас приведут? Какой-то снежный сугроб! Я сейчас подойду поближе и посмотрю, что там, а вы присядьте отдохните.
Ой, здесь сказка!
Показ театра по сказке «Рукавичка». (Рассказчик – воспитатель, кукловод-воспитатель).
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
Тут я буду жить.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
Мышка - поскребушка. А ты кто?
А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
Вот их уже двое. Бежит лисичка:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик. А ты кто?
А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже трое сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка - поскребушка, зайчик – побегайчик, да лисичка-сестричка. А ты кто?
А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро.
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?
Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
Да как-нибудь!
Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Физминутка.
Вопросы по сказки:
Ребята вспоминаем кто же потерял рукавичку. Кто первый стал жить в рукавичке? Да, мышка-норушка. А какой по цвету и величине будет кружок? Почему серый и маленький?
После педагог подчеркивает, что только дружные звери могут жить вместе и не ссориться. Давайте вы мне покажите, какие вы дружные. Для этого мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. (Звучит музыка). А какая по характеру звучит мелодия (Веселая, игривая, танцевальная). Молодцы, ребята.
Воспитатель:
Вот и сказку рассказали, и поиграли и поплясали, теперь сказка кончается. Ребята, мне очень понравилось путешествовать в сказку! А вам? А что понравилось? (вспомните, герои из какой сказки нам встречались? А они жили дружно или ссорились (дружно, они любили танцевать все вместе). А вы ребята дружно живете в детском саду? (Да). И никогда не ссоритесь (Да) Молодцы!
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.
Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.Ход занятия:
В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель:
ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь?
Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь.
Воспитатель:
Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать?
Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
- В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
- Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, - ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся - как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
- Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, - ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, - думает, - беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
- Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
- А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся - тр-р-рах! - снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
- Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
- Домой бегу! А мальчики опять:
- Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
- Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
- Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
- Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
- Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется - входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
- Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
- Какие лапти? - барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти - да к дверям.
- Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся - как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
- Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
- Каррр! Каррр!
В лесу река бежит - глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин - да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.
Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».
Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?
Вопросы по тексту:
1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван);
2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал);
3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка);
4. Куда собрался старичок? (В Москву);
5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти);
6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл);
7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка);
8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться);
9. Как звали брата Ивана? (Степан);
10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом);
11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились);
12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь);
13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали);
14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким);
15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья);
16. Кто спас Акима? (Жена);
17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер);
18. Кто обул лапти у Акима? (Барин);
19. Куда лапти затащили барина? (В лес);
20. Что с барином случилось? (Утонул);
21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку);
22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались);
23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки);
24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя);
25. Понравилась ли вам сказка? Почему?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.