Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятие «гражданство» обозначает состояние лица в числе граждан государства и определяет таким образом его правовое положение.

Приоритетным и основным вариантом обретения российского гражданства является получение по рождению: лица, появившиеся на свет на территории Российской Федерации, по закону автоматически становятся ее гражданами.

Однако следует вспомнить историю региона. Во времена существования Советского союза множество граждан покинуло территорию нынешней России, уезжая работать в другие союзные республики, нередко оставались там на многие годы, обзаведясь семьей и детьми. Распад СССР застал многих врасплох: в один момент они стали гражданами отделившихся государств, провозгласивших свою независимость, и оказались отрезанными от Родины.

Этот аспект со временем был учтен ныне действующим Федеральным законом N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который принимает во внимание все возможные обстоятельства и предоставляет множество путей решения вопроса обретения (восстановления) российского гражданства.

Общие сведения о законе

Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» был принят в 2002 году. Документ структурно представлен девятью главами, содержащими 45 статей. Согласно статье 1 62-ФЗ, закон регламентирует основные принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определяя основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России.

Основные моменты, содержащиеся в законе 62-ФЗ:

  • Общие положения: предмет регулирования, основные понятия, принципы и правила, двойное гражданство, гражданство РФ и брак, гражданство детей, удостоверяющие документы;
  • Приобретение: основания, присяга, вступление по рождению, в общем и упрощенном порядке, восстановление в гражданстве, причины отклонения заявлений;
  • Прекращение: основания для удовлетворения, выход, основания для отказа;
  • Гражданство детей и недееспособных лиц;
  • Полномочные органы (Президент, Федеральная Миграционная Служба, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом);
  • Производство: Порядок подачи и оформления заявлений, признание лица носителем русского языка, взимание госпошлины и сборов, рассмотрение повторных заявок;
  • Обжалование решений полномочных органов и действий должностных лиц;
  • Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся в России (лица, являвшиеся на 1991 год гражданами СССР и их совершеннолетние дети без гражданства);
  • Заключительные положения закона.

Последние изменения закон претерпел в текущем году с выходом в свет Федерального закона N 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»».

О конституционном суде в Российской Федерации читайте подробнее в статье

Новые поправки

Внесение последних изменений в закон 62-ФЗ датируется 29 июля 2017 года. Поправки включили в себя как нововведения (в первую очередь речь идет о Присяге), так и изложение статей, пунктов и абзацев закона в новой редакции. Рассмотрим подробнее.

Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство РФ . С настоящего года лица, заявления на вступление в гражданство которых были одобрены, обязаны принести Присягу гражданина РФ.

Обязательство распространяется на лиц в следующих случаях:

  • прием, восстановление гражданства;
  • иные основания, предусмотренные 62-ФЗ или международными договорами.

От принесения по закону освобождаются несовершеннолетние и ограниченные в дееспособности лица, а также те, кто в силу ограничений здоровья не может этого сделать (прочитать, произнести Присягу и поставить подпись).

Порядок принесения Присяги установлен Президентом России. Указ Президента от 14.11.2017 «О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации» и соответствующее Положение с образцом бланка .

Пункт «в» части 2.1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Иностранцы и апатриды, законно проживающие в России на постоянной основе и признанные носителями языка, вправе подавать заявления в упрощенном порядке если:

  • Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  • Имеют законный источник заработка (дохода);
  • Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение, относящееся к украинским гражданам: для отказа им достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.

Статья 22 Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ, была значительно расширена. Прежде закон предусматривал единственное основание для отмены принятого решения: установление использования лицом подложных документов и указание заведомо ложных сведений. Теперь же статья содержит 3 пункта. Основания для отказа в новой редакции закона:

  • Использование заведомо ложных сведений и подложных документов (устанавливается в судебном порядке);
  • Отказ от принятия Присяги гражданина России;
  • Если целью лица при подаче заявления являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу конституционным основам РФ;
  • Признание лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 — 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ, либо статьями 277 — 279 и 360, если их совершение сопряжено с террористической деятельностью.

Если документы на получение гражданства подавались супругами одновременно, при этом документы одного из них были признаны подложными, отмена положительного решения может быть проведена только в части, касающейся указанного лица. По закону, супруг и дети в этой ситуации гражданства не лишатся.

Абзац четвертый части первой статьи 37 также был изложен в новой редакции. Теперь датой приобретения гражданства является не дата принятия решения по заявлению, а дата принесения Присяги.

Статья 38 была дополнена частью 1.1. Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных во второй части статьи 22 (были указаны выше), в течение пяти дней после вступления в силу должны быть направлены судом в полномочные органы РФ.

Рассмотрим несколько статей, имеющих существенное значение в рамках закона, хотя поправки в них и не были внесены:

  • Согласно статье 10 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, определенный настоящим законом;
  • В части второй статьи 9 62-ФЗ указано, что для приобретения или потери гражданства России несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, необходимо его согласие;
  • Часть первая статьи 16 ФЗ № 62 (в редакции от 2014 года) гласит, что к основаниям для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство, о приеме и о восстановлении, относятся:
    • Выступление лиц за насильственное изменение основ конституционного строя России;
    • Участие в международных, межнациональных и иных вооруженных конфликтах, экстремизм и терроризм;
    • Наличие ограничения на въезд в Россию в связи с административным выдворением или депортацией;
    • Использование подложных документов и ложных сведений;
    • Состояние на военной службе, на службе в правоохранительных органах и органах безопасности другой страны (если иное не предусмотрено международным договором);
    • Наличие неснятой или непогашенной судимости, преследование в уголовном порядке. Также отказ ждет осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания).

Скачать действующую редакцию 62 ФЗ

В последние годы в данной сфере и в частности в настоящем законе произошло множество изменений: были введены квоты, программы переселения для соотечественников, появилось понятие «носитель русского языка» и разработаны соответствующие экзамены, а также многое другое.

Чтобы разобраться во всех интересующих нюансах, скачайте в последней редакции.

Многих иностранцев и россиян волнуют вопросы, связанные с приобретением или утратой подданства, которые регулирует закон о гражданстве Российской Федерации. Не каждому понятно, какой принцип лежит в присвоении звания гражданина Российской Федерации в 2019 году, каким критериям необходимо отвечать, чтобы оформить паспорт РФ, какое положение имеют иностранцы и лица без гражданства (апатриды) в нашей стране, могут ли лишить подданства и т. д. Важно понимать, что на все эти вопросы можно найти ответы, изучив ФЗ №62 «О гражданстве РФ». Документ был рассмотрен и подписан Советом Федерации весной 2014 года. Но до сегодняшнего дня закон о гражданстве со всеми его изменениями волнует население и потенциальных поданных Российской Федерации.

Разобраться со всеми нюансами и аспектами ФЗ самостоятельно не получится, ведь необходимо располагать достаточными знаниями и практическим опытом в законодательной сфере. Необходимой квалификацией располагают наши юристы. Компетентные специалисты всегда готовы ответить на вопросы соискателей, разъяснить их права и обязанности согласно Конституции, рассказать, какое значение ФЗ о получении гражданства имеет для россиян, резидентов, апатридов и бипатридов в 2019 году и т. д.

Связаться с экспертами каждый желающий может по телефону или в режиме онлайн. Юристы дистанционно изучат ситуацию и подберут эффективное решение проблемы. Индивидуальный подход гарантирует оперативность и надежность предоставленных рекомендаций. Консультации безопасны и конфиденциальны, а задать вопрос специалисту можно круглосуточно и совершенно бесплатно.

Законопроект долго и тщательно разрабатывали, он не раз становился причиной горячих споров в высших эшелонах власти. После многочисленных пересмотров и корректив ФЗ удалось принять на заседании Государственной думы 4 апреля 2014 года. Как гласит закон «О гражданстве», действующий в Российской Федерации, стать подданным РФ можно несколькими способами:

  • при рождении, когда один из родителей имеет российское гражданство;
  • в процессе натурализации (приема в гражданство);
  • при восстановлении ранее имеющегося российского подданства;
  • при наличии других оснований, предусмотренных данным ФЗ, международными договорами и условиями Конституции страны.

Иностранцы используют процедуру натурализации, согласно которой получить паспорт гражданина Российской Федерации в 2019 году можно в общем или упрощенном порядке. Общий порядок используют лица, которые проживают в стране на законных основаниях не менее пяти лет, имеют источник средств к существованию, обязуются уважать и хранить требования Конституции Российской Федерации и знают государственный язык.

После введения ФЗ в действие президент Путин подписал изменение в закон. Согласно новым правилам упрощенный порядок приема в гражданство РФ предоставляется лицам, признанным носителями русского языка.

Кроме носителей русского языка, на упрощенную процедуру натурализации в 2019 году могут рассчитывать лица, которые имеют кровных родственников-граждан РФ, родились в России или СССР, состоят в браке с россиянином (кой) и т. д. Уточнить свое право на льготы при получении гражданства РФ можно в отделении ФМС, на официальном сайт организации или у юриста.

Порядок прекращения гражданства Российской Федерации

Также ФЗ №62 , а точнее, его третья глава, устанавливает принципы, по которым человек может выйти из гражданства РФ. Прекращение подданства в 2019 году возможно при добровольном отказе или принудительном лишении статуса. Второй вариант используется крайне редко при наличии веских оснований.

Отказаться от гражданства Российской Федерации можно через отделение УФМС или в дипломатическом представительстве России за рубежом. Законодательство предусматривает стандартную процедуру и упрощенную схему лишения паспорта гражданина РФ. Установленная программа выхода из гражданства используется людьми, имеющими паспорт России и постоянно проживающими в стране. Для организации процедуры придется заполнить заявление установленного формата, а также собрать перечень документов, среди которых:

  • национальный паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельства о браке, расторжении союза, рождении детей;
  • справка об отсутствии задолженностей в налоговой инспекции и других госструктурах;
  • три фото паспортного образца;
  • квитанция об оплате государственного сбора на 2000 рублей;
  • документальное подтверждение другого государства о том, что данное лицо примет его подданство.

Упрощенный порядок лишения подданства предусмотрен в 2019 году для тех лиц, которые постоянно проживают за рубежом. Таким гражданам нужно обратиться с заявлением в консульство Российской Федерации и ожидать ответа. Аналогичный порядок действий предусмотрен для людей, у которых есть ребенок от смешанного брака, где один из родителей – россиянин, а второй – иностранец. Выход из гражданства по ФЗ №62 запрещен, если соискатель имеет обязательства перед державой, привлечен к уголовной ответственности или не имеет гарантий приобретения другого подданства.

Двойное гражданство РФ и его преимущества

181.0 KiB
340 Downloads

Шестая статья ФЗ №62 и 62 Конституции России устанавливает и регулирует принципы двойного гражданства для россиян. Согласно им, владелец российского паспорта может принять гражданство другого государства, при этом его права и обязанности перед Россией останутся прежними, и российскими властями человек будет восприниматься исключительно, как гражданин РФ. Исключение из правил составляют лица, которые решили приобрести подданство Туркменистана или Таджикистана. С этими республиками РФ в 1993 и 1995 году заключила договора о двойном гражданстве, поэтому в такой ситуации человек вправе сам выбирать, где жить, служить, платить налоги, работать и т. д.

Согласно Конституции и федеральному закону №62, гражданин, получивший национальный паспорт другой страны, обязан в 2019 году уведомить об этом УФМС России, но только если он на постоянной основе проживает в пределах федерации. Очень важно грамотно и ответственно подойти к подготовке и подаче документов. Принести заявление можно лично или отправив по почте. Электронной версии подачи бумаг для уведомления в ФМС пока не представлено.

Уведомление следует подавать в ФМС по месту регистрации в течение 60 суток после получения двойного статуса. За пренебрежение указанными сроками в 2019 году лиц ждет административная и уголовная ответственность. Штраф в сумме 500-1000 рублей придется заплатить за просрочку указанного периода. А взыскание от 200 тысяч рублей или 400 часов исправительных работ ждет тех, осознанно срывает наличие второго паспорта или предоставил в уведомлении ложные данные.

Двойное гражданство по Конституции в РФ разрешено, но только при условии, что россиянин захочет оформить подданство другой страны. Если иностранец будет просить российское гражданство в качестве второго, ему откажут. Чтобы приобрести паспорт гражданина России, необходимо будет отказаться от первичного подданства.

Правила получения и смены гражданства детей и недееспособных лиц в РФ

Многих в 2019 году интересует, какое гражданство будет у ребенка, если его родители или один из них не имеет российского подданства, по какому принципу будет предоставлено гражданство усыновленным детям, как получить гражданство для ребенка или лишить малыша статуса гражданина РФ? Ответить на эти вопросы легко с помощью Конституции и федерального закона №62. Согласно этим документам, если хотя бы один из родителей на момент рождения малыша имел паспорт гражданина России, ребенок автоматически получает аналогичный статус.

44.5 KiB
210 Downloads

Прекращение российского гражданства для несовершеннолетнего ребенка будет проведено, если оба или один из родителей утратит подданство РФ. Данное правило действует только при условии, что несовершеннолетний не останется лицом без гражданства, т. е. приобретет подданство другого государства. Приобретение гражданства России детьми всегда проводится по заявлению родителей или опекунов. Обращение в ФМС может проводиться по стандартной или упрощенной процедуре. На льготный вариант могут рассчитывать несовершеннолетние и недееспособные лица, которые:

  • находятся под опекой гражданина РФ;
  • помещены под надзор в российские детские организации для детей-сирот, медицинские центры и т. д.;
  • получают гражданство России одновременно с иностранцем-попечителем;
  • имеют российское гражданство при усыновлении или установлении опеки.

Если ребенка с российским гражданством усыновляет иностранная пара, он сохраняет свой статус. Также по упрощенной схеме малыш получит российское подданство, если он с родителями постоянно проживает в России, но совершеннолетние опекуны в течение года после усыновления не подали заявку в ФМС о выдаче малышу гражданства.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации

Отдельного внимания заслуживает правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в России. Данные категории граждан обязаны находиться в стране с разрешением на временное или постоянное пребывание. Обязательными условиями для таких лиц является строгое соблюдение российских законов и наличие легального заработка. При соблюдении ряда условий, требований и критериев через время эти группы лиц смогут приобрести подданство РФ. Федеральный закон, принятый в апреле 2014 года, с внесенными в него поправками позволяет иностранцам и апатридам в ускоренном режиме получить желанный российский паспорт.

Для этого соискателей обязаны признать носителями русского языка, это значит, что люди в повседневной жизни разговаривают на государственном наречии РФ и владеют основами русской речи. Также важными обстоятельствами в данном случае станет наличие родственников, постоянно проживающих в России или бывшем СССР. Для подтверждения данного факта создается специальная комиссия, которую формируют представители исполнительной власти.

Подать заявление о признании человека носителе русского языка необходимо в комиссию за 15 суток до окончания разрешения на временное пребывание в стране. Специалисты проведут обследование, потребуется сдать тесты на знание правил русской речи. В результате соискатель получит письменное уведомление, которое может быть использовано для получения ВНЖ или российского гражданства. Действие документа не имеет ограничений по времени. Если лицу отказали в предоставлении статуса носителя русского языка, он может повторно претендовать на сдачу экзамена, но не ранее, чем через полгода после отказа.

Порядок оформления документов при получении российского гражданства

Федеральный закон о порядке предоставления гражданства также регулирует правила подачи и регистрации документов для претендентов на российский паспорт. Подавать бумаги нужно в Федеральную миграционную службу по месту постоянной или временной регистрации. Направить бумаги можно лично или через интернет. В России сегодня эффективно действует портал предоставления Государственных и муниципальных услуг, на котором соискателям доступны различные виды обслуживания и всевозможные функции.

Заявление на выдачу гражданства в 2019 году имеет строгую форму. При заполнении бланка следует быть максимально внимательным, избегать ошибок и неточностей. Анкета, заполненная неправильно, легко может стать причиной отказа в принятии бумаг. Если лицо не может самостоятельно подать заявку, за него это может сделать законный представитель. Особенно данное условие актуально при принятии подданства детьми и недееспособными лицами.

При подаче заявления соискатель обязательно должен подготовить различные виды документов, справок и выписок, среди которых свидетельства о рождении, регистрации и расторжении брака, появлении детей, сертификат об отсутствии ВИЧ и прохождении медосмотра, выписка с места жительства, РВП и т. д. Обязательно к общему перечню следует приложить квитанцию об уплате государственной пошлины. Размер сбора варьируется в пределах 3500 рублей. Оплату можно провести дистанционно через интернет или в любом отделении банка.

На рассмотрение заявки отводится срок от полугода до года. Решение о выдаче статуса принимает сам президент. Если соискателю отказали в выдаче гражданства, обратиться с повторной заявкой удастся не ранее, чем через год. Уполномоченные органы обязаны аргументировать отказ, если их решение является необоснованным, лицо вправе обжаловать его в судебно порядке.

Не действует Редакция от 28.06.2009

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 62-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 28.06.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 31.05.2002 - "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031;
  • "Российская газета", N 100, 05.06.2002)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

Г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

Б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

Г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 127-ФЗ )

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 127-ФЗ )

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

Подпункт з) - Исключен.

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНСТВО НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой и частью первой настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами - статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями - настоящего Федерального закона.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со , с частью третьей и частью третьей настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй и частями второй и четвертой настоящего Федерального закона;

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со , с частями второй и третьей и частью третьей настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона.

Глава VII. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Первой

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛНОМОЧНЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Поделится в соц. сетях:

Оформление гражданства Российской Федерации – цель многих жителей бывших советских республик и не только. В силу экономического, политического и социального кризиса в соседних странах желающих поселиться в Российской Федерации и жить здесь постоянно становится все больше. С чего им начать столь радикальные перемены в своей жизни? Безусловно, с изучения российского законодательства – претендент на гражданство должен иметь достаточный уровень его знания.

Нормативно-правовой акт, с которым стоит ознакомиться будущему мигранту, – Закон о гражданстве Российской Федерации (№62-ФЗ). Он поможет понять, насколько вы вправе рассчитывать на статус гражданина, и определиться с порядком оформления гражданства Российский Федерации.

Действующий Закон о гражданстве был принят 31.05.2002, а 31.12.2014 в этот юридический документ были внесены важные изменения. 22 апреля 2016 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон №124-ФЗ, которым Закон о гражданстве был изменен в ст. 14 и 30. Спустя девяносто дней после принятия закона изменения считаются вступившими в силу.

Как именно это повлияет на оформление гражданства Российской Федерации? Расширился перечень оснований для получения статуса гражданина РФ в упрощенном порядке. Существенно упростилась процедура принятия российского гражданства для получивших профессиональное образование в России лиц. Чтобы оформить гражданство Российской Федерации, бывший студент должен:

  • предъявить диплом, выданный не ранее 01.07.2002;
  • проработать не менее трех лет до момента написания им заявления о предоставлении российского гражданства;
  • иметь перечисленный на его имя работодателем взнос в Пенсионный фонд РФ.

Внимание

Рассчитывать на получение гражданства после обучения в российском вузе могут лишь те, кто проходил подготовку по аккредитованным государством образовательным программам. Если вы были студентом частного российского вуза, обязательно уточните этот момент перед обращением в консульство или отделение ФМС.

Статус гражданина Российской Федерации для физлица-предпринимателя

Порядок получения статуса гражданина Российской Федерации был установлен и для субъектов предпринимательской деятельности. Как гласит измененный пункт ж статьи 14 упомянутого выше Закона Российской Федерации о гражданстве, получить статус гражданина может индивидуальный предприниматель со стажем работы в РФ не менее трех лет. Для этого ему необходимо:

  • заниматься установленным Правительством видом экономической деятельности;
  • вести предпринимательскую деятельность непрерывно на протяжении трех лет, предшествующих подаче заявления о гражданстве Российской Федерации;
  • исправно платить налоги и сборы в сумме не менее одного миллиона рублей за календарный год. Учитываются и страховые взносы в Пенсионный фонд.

ЭТО ВАЖНО. К налогам и сборам, уплата которых обязательна для получения гражданства по российскому законодательству, не относятся транспортный и земельный налоги, государственная пошлина, налог на имущество физического лица.

Что говорит закон о получении статуса гражданина инвесторами

Изменения в регулирующем порядок получения гражданства законе выгодны и тем, кто не первый год инвестирует деньги в российскую промышленность. Инвестор вполне может стать гражданином Российской Федерации, если:

  • предприятие, в которое он инвестировал средства, занимается установленным Правительством видом экономической деятельности;
  • личная инвестиционная деятельность длится три года и более, не прерываясь;
  • доля вклада составляет не менее 10% уставного капитала предприятия, внесенного в Единый государственный реестр РФ;
  • сумма уплаченных предприятием налогов и сборов – 6 миллионов рублей и более ежегодно.

Перечисленные выше пункты относятся к инвесторам только тех российских предприятий, размер складочного или уставного капитала которых – свыше 100 миллионов рублей.

Гражданство Российской Федерации для трудовых мигрантов

Что говорит новопринятый закон о статусе гражданина для работающих на территории РФ иностранцев? Иностранец должен работать легально по профессии из правительственного перечня не менее трех лет до даты регистрации заявления о гражданстве. Исключение составляют приглашенные в РФ высококвалифицированные специалисты, которые становятся ее гражданами в упрощенном порядке.

Что это значит? Предварительно следует получить вид на жительство (для высококвалифицированных специалистов он оформляется без обязательного разрешения на временное проживание). При заполнении бланка заявления на гражданство специалист высокой квалификации указывает реквизиты документального разрешения на работу. После этого гражданство РФ предоставляется ему и членам его семьи.

По такой же процедуре российским гражданином может стать специалист высокой квалификации без гражданства, если его профессия входит в утвержденный приказом Министерства труда РФ от 13.07.2015 №446Н перечень. На сегодняшний день этот список включает в себя семьдесят четыре специальности, должности и профессии.

Изменения в пунктах о полномочиях ФМС

Законодательные изменения этого года коснулись и полномочий федеральных органов, в обязанности которых входят контроль и надзор за процессом миграции. Прежде всего, это региональные отделения ФМС РФ.

Согласно измененному пункту в ст. 30 названного выше нормативно-правового акта, запрос на проверку изложенных в заявлении фактов может подаваться не только в государственные органы, но и в организации.

Если вы указали определенный период обучения в российском вузе, что является основанием для получения гражданства в упрощенном порядке, это могут проверить через тот же вуз. Но обычно сомнения у сотрудников ВМС возникают только в случае спорных моментов с документацией. Позаботившись о ее безукоризненном оформлении, вы тем самым избавите их от необходимости что-либо уточнять у государственной организации.

Теперь ФМС вправе получить от государственного органа или организации любую информацию, даже ту, которая является налоговой тайной. Справки о ваших взносах могут наводиться в Пенсионном фонде или у ведущего реестра владельцев ценных бумаг. Такой подход располагает к прозрачным и партнерским отношениям с государством, гражданство которого иностранец планирует оформить в будущем.

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ