Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Зинаида Михайловна Толстопятова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема : Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Возраст : старшая группа

Направление : познавательно – речевое

Основная образовательная область : коммуникация

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Социализация» .

Задачи :

Образовательные : Формирование умения запоминать короткое стихотворение , читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту .

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.

Закреплять приметы весны.

Развивающие : Развитие наблюдательности , внимания, памяти.

Воспитательные : Воспитание интереса к художественной литературе о природе.

Планируемый результат : Добиться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

Методы и приемы : словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Наглядные средства обучения : мольберт, мнемотаблица , картинки с изображением ранней весны, аудио запись П. И. Чайковского «Времена года»

Организация детей :1, 2части – свободная, 3 – в кругу, 4,5 – на стульчиках перед мольбертом.

Индивидуальная работа : Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам при заучивании стихотворения .

Словарная работа : долгожданная, лазурь, миновала, протальник, снегосгон , цветень.

Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне , примет о весне, беседы по теме.

Структура :1 – организационный момент (загадка, 2- д/и , 3- физминутка «Веснянка» , 4 - заучивание стихотворения , 5 – итог занятия.

Ход занятия

1. Воспитатель : Ребята, я хочу, чтобы вы отгадали загадку :

Тает снежок ,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной) .

Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) .

А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Вам из предложенных картинках, необходимо «отыскать» приметы весны.

2. Дидактическая игра «Найди приметы весны по картинкам»

(Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске, а потом, каждый из детей рассказывает о них).

Воспитатель : Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег , солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Воспитатель : Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Воспитатель : В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей) . Проталины – то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей) . Почему он так называется? (Ответы детей) . А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон . Почему? (Ответы детей) . А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

3. Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх)

4. Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Послушайте стихотворение А . Плещеева «Уж тает снег » .

Уж тает снег , бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- Воспитатель : Вам понравилось стихотворение ? Как оно называется и кто автор? Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица ) .

Воспитатель : Как вы понимаете слово лазурь? (светло – синий цвет) . А слово – миновало? (прошло)

Что весной происходит? (Уж тает снег , бегут ручьи)

Что будут делать соловьи? (Засвищут скоро соловьи)

И лес (оденется листвою) .

Солнце весной какое стало? (теплей и ярче)

А пора метелей злых и бурь что? (опять надолго миновала)

Воспитатель : Я еще раз прочитаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу , слушайте и запоминайте.

Чтение стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу .

5. Итог занятия.

Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? Назовите автора и название стихотворения .

«Весна» Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то» . Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной . Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением . Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Предварительный просмотр:

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

Часть 1.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

Весна!

Воспитатель:

Правильно, ребята. Ярче светит солнышко, растаял снег, бегут ручейки, вернулись из «теплых стран» перелетные птицы.

Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:

Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель:

Вам понравилось это стихотворение? Послушайте еще раз, как красиво автор описывает приход весны (повторное прочтение стихотворения).

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени:

Осень.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Часть 2.

На столах перед детьми лежит цветочек из картона (символ весны) и жёлтый кленовый листок (символ осени).

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем? Перед вами лежат цветочек и листочек. Я буду называть признаки весны или осени, а вы, если я назвала признак весны - показывайте мне цветочек, а если осени - листочек.

Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)

Стало холоднее, высохли цветы… (осень)

Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)

Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)

Птицы прилетели к нам из «теплых стран»… (весна)

Воспитатель:

Какие вы молодцы! У нас получилась красивая цветочная весенняя полянка и осенний яркий листопад!

Часть 3.

Подвижная игра «Скворечники».

Воспитатель:

Ребята, одним из первых с приходом весны из «теплых стран» к нам прилетают скворцы. А люди изготовляют для них домики-скворечники (показать на картинке скворца и скворечник).

Что-то мы, ребятки, с вами засиделись! Давайте еще немного поиграем. Выходите все ко мне сюда (в игровую зону).

Ход игры.

В игровой зоне стоят заранее приготовленные стулья с приклеенными изображениями скворечников (на один меньше чем детей).

Воспитатель:

Вы, ребятки, будете птичками-скворцами, а эти стульчика ваши домики – скворечники.

Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «Чив-чив-чив…». Когда я скажу вам «По домам!», вы бежите к стульчикам, садитесь на них. Кто-то из детей остается без скворечника.

Игра проходит три раза.

Заканчивая игру, воспитатель ставит еще один стульчик, стульчиков и детей становится равное количество.

Воспитатель:

Какие хорошие скворцы из вас получились. Садитесь на свои места.

Итог.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна» и вспомнили стихотворение А.Н. Плещеева «Осень». Научились отличать признаки весны от признаков осени и поиграли в интересную игру. Вам понравилось занятие сегодня?

Вы большие молодцы! Славно потрудились! Похлопайте себе в ладоши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данный конспект занятия позволяет детям запоминать текст с помощью мнемотаблиц (картинок)...

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. ПЛЕЩЕЕВА «ВЕСНА». ПЕНИЕ

: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны, петь эмоционально, выразительно, самостоятельно; развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к искусству....

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ