Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 "Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)"
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:
о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;
об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.
Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, - в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.
С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.
Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.
Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.
Стоимость и пошлины При снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, все регистрационные действия проводятся безвозмездно, а государственные пошлины не взимаются. Оплаты требуют только услуги кадастрового инженера по межеванию или составлению акта уничтожения объекта. Сроки После передачи заявки с приложениями в Росреестр, учетные действия производятся в течение 21 рабочего дня. Дата повторного прибытия будет указана в расписке, выданной при передаче документов. При реорганизации земель, одновременно проводится снятие ЗУ с учета и постановка на учет вновь образуемых наделов. Отказ в регистрации По ряду причин, регистрирующие действия могут приостановиться даже после принятия документов. Также регистратор может отказать в подаче заявки. В обоих случаях отказ может быть связан как с недостатком правоспособности поданных документов, так и с ошибкой регистратора.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту — Закон о ГКН) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости). Согласно ч. 2 ст.
По каким причинам могут отказать в снятии с учета? Самыми частыми являются следующие 5 причин:
После завершения процедуры снятия ЗУ с учета Госкадастра, он прекращает свои функции.
В соответствие с данными, внесенными в Кадастр, ему начисляется налог. Когда по какой-то причине недвижимость перестает функционировать в первоначальном качестве, требуется снять ее с кадастрового учета. Когда нужно снятие земли с кадастрового учета Существуют разные причины, требующие снятие земли с кадастрового учета:
Чаще всего такая ситуация складывается после техногенных или природных катастроф. Например, после наводнения земли сельхозназначения могут утратить свой плодородный слой, и использовать их для выращивания сельхозкультур становится невозможно. В то же время, использовать такой участок с другими целями, например, для строительства домов, незаконно.
Так как функциональные характеристики земли утрачены, его можно снять с кадастрового учета.
Земельного кодекса РФ, прекращение правового существования участка земли вменяется собственникам. При решении проблемы снятия с учета муниципальных земель привлекается администрация населенного пункта. Ходатайство арендатора также может быть удовлетворено, если передача аренды санкционирована муниципалитетом.
Законодательной базой для осуществления снятия с учета земельного надела являются:
Неукоснительное следование требованиям действующего законодательства гарантирует избежания судебного разбирательства. Причем законные требования должны соблюдать обе стороны: представители регистрационного органа и владелец участка земли. Процедура снятия с учета Процесс снятия производится непосредственно в кадастровой палате Росреестра.
Внимание
Законным основанием для этого является либо неполный пакет документов, либо недостаточная правоспособность заявителя. Отказ вы можете получить как при подаче заявления, так уже и после принятия документов. Отказ Росреестра можно оспорить через суд. Для этого у вас должен быть документ, в котором специалист Росреестра мотивирует решение и называет нормы законодательства, которые были основанием для отказа.
Во время постановки на учет данные о нем вносятся в кадастр, ЗУ получает индивидуальный кадастровый номер. Владелец земли может использовать ее, совершать сделки. Существуют ситуации, когда использовать участок по его назначению становится невозможно.
В этом случае требуется снятие земли с кадастрового учета. Рассмотрим, когда это необходимо и как правильно провести процедуру. Содержание:
Снятие земельного участка с кадастрового учета Владелец земли имеет право использовать ее по назначению, совершать с ней сделки, если она стоит на кадастровом учете.
Изменение характеристик, являющихся уникальными, может произойти по следующим основаниям:
Прекратить существование недвижимого объекта можно и в иных индивидуальных случаях, когда точной процедуры в законе не прописано. Так же снять объект с учета можно по решению органов судебной власти.
Для составления акта кадастровому инженеру понадобятся документы, на основании которых объект недвижимости перестал существовать. Это может быть:
После выезда на место составляется акт и в электронном виде передается в систему Росреестра. Владелец же получает на руки бумажную копию, заверенную печатью кадастрового инженера.
В ряде ситуаций возникает потребность в снятии земельного участка с кадастрового учета. Например, если расширяются или же, наоборот, имеющийся участок делится на части. Для снятия земельного участка с учета необходимо подготовить пакет документов и подать его на рассмотрение в кадастровый орган по месту жительства.
Снятие участка с кадастрового учета – это, наоборот, изъятие информации о нем из государственного кадастрового реестра. При этом все внесенные в базу данные уничтожаются.
Участок может сниматься с кадастрового учета как вследствие подачи соответствующего заявление, так и автоматически при выполнении ряда условий. Кроме того, снятие с учета возможно и по решению суда.
Процедура осуществляется в следующих случаях:
В случае если документы подает не сам правообладатель земельного участка, необходимо предоставить дополнительный пакет документов, куда входят:
Обратите внимание, что в случае отсутствия данных документов кадастровый орган не только вынесет отрицательный ответ на заявку, но может и вовсе не принять документы на рассмотрение.
Удобство онлайн способа состоит в том, что заявитель может отслеживать решение по заявлению с помощью сайта. Для этого необходимо знать регистрационный номер заявки.
Обратите внимание, что вам обязаны выдать письменный отказ, в котором указаны причины отклонения вашего запроса.
Заявление было подано не надлежащим лицом. То есть, либо заявитель не обладал правами на участок, либо владелец не оформил для него доверенность на подачу заявления.
Для снятия участка с кадастрового реестра необходимо предоставить в кадастровый орган пакет документов и через 18 дней получить решение по вашему запросу.