Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Время на чтение: 8 мин

Система государственного заказа – достаточно сложно выстроенный организм, главной целью существования и функционирования которого является обеспечение государственных и муниципальных нужд. Для того чтобы в этой системе было как можно меньше различных сбоев, государством предусмотрена группа мер воздействий, которая используется относительно поставщиков, различными способами стремящихся нарушить взятые некогда на себя обязательства.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Одной из наиболее действенных мер в данном случае является включение таких исполнителей по контрактам в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что такое РНП и где искать по нему информацию?

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных, в которой содержится информация по всем тем исполнителям контрактов, которые по каким-то причинам не исполняют взятые на себя ранее обязательства. Ведение данного реестра, на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, ложится на плечи контролирующего органа в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Ранее данный реестр и все содержащиеся в нем сведения были доступны на сайте ФАС для ознакомления и использования представленных в нем сведений для подтверждения своего статуса. В настоящее время реестр в полном объеме был перемещен на сайт zakupki.gov.ru , который исполняет роль Единой информационной системы.

На указанном сайте любое заинтересованное лицо может получить сведения о том, есть ли конкретный потенциальный исполнитель в данном реестре или нет. Кроме того, в настоящее время с помощью ресурса, предусмотренного в рамках , можно проверить, когда и по результатам нарушения правил исполнения какого контракта поставщик был включен в данный реестр.

Информация, которая содержится в указанном разделе Единой информационной системы, позволяет подтвердить или свое нахождение в данном реестре для потенциальных участников закупки, а также, в случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков, предоставить информацию о том, по каким причинам такой исполнитель был включен в него.

При проведении закупочных процедур на основании положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе указать в требованиях к потенциальному исполнителю контракта в рамках закупочной документации, что он обязан подтвердить свое отсутствие как в реестре, составляемом по указанному закону, так и в реестре, который формируется на основании требований «О контрактной системе в сфере закупок». Данные расширенные требования нарушением законодательства считаться при этом не будут.

Основания для внесения в РНП

В настоящее время для включения исполнителей по контрактам в Реестр недобросовестных поставщиков определяет лишь ограниченное количество оснований, указанных в части 2 статьи 5, к числу которых относятся:

  • уклонение от заключения договора . При этом уклонение от заключения договора или контракта является основанием для включения в РНП только того потенциального исполнителя, который признан победителем закупочной процедуры либо является . Если от заключения контракта или договора отказывается участник закупки, который занял второе место, то его действия уклонением от заключения контракта признать нельзя и, соответственно, нельзя его внести в РНП по этому основанию, так как действующее законодательство он не нарушает в данном случае;
  • контракт или договор с конкретным исполнителем был признан недействительным и подлежит расторжению на основании соответствующего решения суда , вынесенного по результатам рассмотрения специального заявления уполномоченного органа по контролю в сфере государственных и муниципальных закупок (например, ФАС) или на основании заявления прокурора, составленного в результате проведенной деятельности по осуществлению закупок конкретным заказчиком на предмет соответствия их целей целям функционирования такого заказчика.

Других оснований, в отличие от Федерального закона №44-ФЗ, данный закон не предусматривает, что позволяет говорить о более лояльной политике по отношению к контрактов со стороны законодателя, если такие исполнители работают в рамках закупочных процедур, проводимых на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Алгоритм действий для включения в РНП

Что касается порядка действий, которые заказчик должен предпринять для включения конкретного исполнителя в , то в данном случае положения 223-го и 44-го Федеральных законов, регулирующих вопросы осуществления различных закупочных процедур для государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним лицам, являются схожими.

Для того чтобы включить исполнителя договора или контракта в РНП, заказчик обязан собрать необходимые сведения о таком исполнителе и причине его включения в данный реестр и направить их в для проведения соответствующих мероприятий.

В перечень сведений входят:

  • наименование исполнителя (необходимо предоставить сведения о полном наименовании, а также о юридическом и фактическом адресе расположения такого исполнителя);
  • данные об учредителях потенциального исполнителя (необходимо указать сведения о руководителе такого учредителя);
  • сведения о , от подписания контракта или договора по итогам которой уклоняется конкретный потенциальный исполнитель, независимо от того, идет ли речь о юридическом или физическом лице;
  • в том случае, если речь идет о контракте или договоре, который должен быть расторгнут на основании решения суда, необходимо предоставить информацию о номере и дате заключения договора, а также сведения о решении суда , на основании которого происходит расторжение такого договора (решение должно вступить в законную силу и не проходить процедуру обжалования).

Кроме того, может потребоваться указание другой информации, перечень которой формируется в рамках специальных постановлений Правительства Российской Федерации для случаев включения недобросовестных исполнителей контрактов в соответствующие реестры.

Что же касается сроков, в течение которых заказчики должны направить в ФАС сведения для включения информации в РНП, то они значительно длиннее, нежели сроки, предусмотренные в рамках Федерального закона №44-ФЗ.

Предоставить сведения для направления их в ФАС заказчик обязан в течение тридцати дней с момента подписания договора или контракта со вторым участником закупочной процедуры либо в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда о расторжении договора или контракта.

Меры ответственности к заказчику за нарушение правил и порядка включения

Если по каким-то причинам заказчик не направил вовремя сведения в Федеральную антимонопольную службу о том исполнителе, который нарушил правила контракта, или о соответствующем решении суда, либо не направил вовсе, то на него будут наложены меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях, действующего в Российской Федерации.

В том случае, если были направлены недостоверные сведения о конкретном юридическом лице либо сведения о лице, которое не должно быть включено в реестр, то в этом случае будет назначено административное наказание в виде на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей за одно выявленное нарушение.

Если заказчик не направил сведения в Федеральную антимонопольную службу для проведения работ по включению потенциального исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, то за такое нарушение может быть назначено наказание в виде штрафных санкций в размере двадцати тысяч рублей на должностных лиц за одно выявленное нарушение.

Таким образом, при назначении штрафных санкций в случае допущения нарушений действующего Федерального закона №223-ФЗ, уполномоченными контролирующими органами могут быть использованы те же положения КоАП РФ, что и в случае с аналогичными , которые могут быть допущены при использовании Федерального закона №44-ФЗ.

На какой срок включаются исполнители?

Реестр недобросовестных поставщиков действует одинаковым способом независимо от того, на основании нарушений положений какого закона было осуществлено включение в него тех или иных исполнителей по контрактам.

В настоящее время на основании принятых норм действующего федерального законодательства и специальных Постановлений Правительства Российской Федерации срок, на который могут быть включены недобросовестные исполнители, составляет два года.

Однако при наличии некоторых условий данный срок может быть существенным образом сокращен, для чего необходимо предпринять ряд оправданных, с юридической точки зрения, действий.

Правовые последствия включения

В том случае, если оспорить включение в РНП юридическому или физическому лицу не удалось, то для него наступает ряд правовых последствий, которые могут оказать серьезное влияние на функционирование исполнителя как участника и .

К числу основных правовых последствий следует отнести:

  • невозможность участвовать в большинстве проводимых закупочных процедур , если государственный или муниципальный заказчик установил соответствующее требование, которое ограничивает возможности для участия в закупке лиц, включенных в РНП;
  • установление дополнительных требований в отношении исполнения контракта для тех исполнителей, которые победили в закупке, но являются лицами, включенными в РНП;
  • более тщательный контроль за результатами исполнения контракта , если его исполняет участник закупки, который включен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Перечень правовых последствий может быть изменен по решению руководящих и контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок.

Алгоритм проверки на присутствие в РНП

Проверка наличия той или иной организации, участвующей в закупке по 223-ФЗ, может быть осуществлена только на основании специальной формы, расположенной в функционале Единой информационной системы. Общий порядок действий в данном случае выглядит следующим образом:

  • через стартовую страницу необходимо перейти в раздел, посвященный Реестру недобросовестных поставщиков (Группа сведений, относящихся к мониторингу в сфере закупок);

  • в поле поиска ввести те сведения, которые известны о конкретном потенциальном исполнителе, подавшем на участие в закупочной процедуре , а также установить фильтры, отвечающие за то, по каким нормативным актам ведется тот реестр, в котором необходимо осуществить поиск;

  • на основании введенных сведений или использованного фильтра формируется список , в котором указываются все те организации, которые включены в конкретный реестр, либо формируется информация о конкретном поставщике, если таковой включен в РНП;

  • в сформированной информационной карте можно получить всю информацию о том, когда и при каких обстоятельствах произошло включение в РНП , а также на основании действия какого фактора. Кроме того, данная карта позволит получить исчерпывающую информацию о том, на какой срок был включен конкретный исполнитель в данный реестр, а также предпринимались ли им попытки оспаривания вынесенного решения (такая информация будет указана в виде обозначения срока или даты, по наступлению которой юридическое или физическое лицо должно быть исключено из данного реестра).

Порядок исключения организации из РНП

В случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков действующее законодательство дает право такому юридическому или физическому лицу оспорить свое нахождение в данном реестре. Оспариванию в данном случае подлежит решение Федеральной антимонопольной службы, так как ведением этого реестра занимается именно она. При этом оспаривание в данном случае возможно по следующим причинам:

  • решение суда, согласно которому был расторгнут договор или контракт, заключенный на основании положений о закупочных процедурах, отраженных в 223-ФЗ, было оспорено либо отменено ввиду его противоречия действующим нормам законодательства, а сам договор или контракт восстановлен и продолжил исполняться обеими сторонами, участвующими в нем;
  • от подписания контракта или договора юридическое или физическое лицо уклонялось не по своей воле, а в силу возникновения таких обстоятельств , которые негативным образом оказали влияние на возможность подписания договора или контракта в установленные законом сроки. О наступлении таких обстоятельств заказчик был уведомлен;
  • в Федеральную антимонопольную службу были направлены сведения для включения в реестр юридического или физического лица, хотя такое включение не является обоснованным в силу того, что сами направленные сведения являются недостоверными.

Однако каждое из перечисленных оснований должно быть подтверждено с юридической точки зрения в виде специального пакета документов, который будет сопровождать поданное заявление.

Общий порядок действий для исключения организации из РНП или оспаривания вынесенного ФАС решения выглядит следующим образом:

  • подача заявления в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы , которое будет оспаривать вынесенное решение данной службы о включении конкретной организации или физического лица в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • к заявлению, как уже говорилось выше, необходимо приложить все те документы, которые, по мнению заявителя, могут выступить в качестве основы для вынесения положительного решения . Чаще всего такие документы необходимо приложить в виде оригиналов или заверенных нотариально копий (какие документы в каком виде следует подавать, необходимо уточнить в территориальном подразделении ФАС, куда будет происходить обращение). При этом следует помнить, что если в качестве заявления об исключении из РНП лежит решение суда о восстановлении ранее расторгнутого контракта, то такое решение должно быть не только вступившим в силу, но и не находиться на стадии обжалования в вышестоящих инстанциях;
  • последним этапом в исключении организации или физического лица из РНП является получение документов, подтверждающих данное решение Федеральной антимонопольной службы . Если вынесенное решение отказывает в исключении информации из данного реестра, то заявитель вправе обратиться в суд для разрешения возникшей ситуации.

При этом следует помнить, что повторная подача заявления в ФАС для исключения из РНП является невозможной. Оспорить его возможно только путем обращения в судебные органы.

Таким образом, порядок действий, которые должны быть осуществлены юридическими или физическими лицами для того, чтобы быть исключенным из РНП, является стандартным как в случаях, когда речь идет о реестре, который ведется для соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ, так и для реестров, которые могут оформляться для соблюдения требований других нормативных актов.

Для того чтобы все заключенные контракты и договоры, подписание которых происходит в рамках осуществления закупок на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получившего номер 223-ФЗ, полностью исполнялись и не было нарушений при исполнении таких контрактов действующего законодательства, в настоящее время активно функционирует Реестр недобросовестных поставщиков, который оформляется на основании положений данного закона.

Однако с точки зрения жесткости данного реестра для потенциальных и действующих исполнителей контрактов и договоров, можно сказать, что правила включения в него значительно мягче и что из данного реестра возможно легче исключить организацию или физическое лицо, нежели сделать аналогичные действия в отношении реестра, который ведется по 44-ФЗ. Тем не менее нахождение в данном реестре может быть чревато для потенциального участника закупочной процедуры невозможностью участия в таковой, так как заказчик имеет все возможности проверить, есть ли тот или иной участник в данном реестре или нет и в случае его наличия в нем (если установлены ограничения на участие) отклонить поданную заявку.

Используется понятие «реестр недобросовестных поставщиков» 1 . В данный реестр, ведением которого занимается ФАС, включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 . Обратим внимание, что по букве закона попасть в реестр можно исключительно по этим 2 основаниям, другие «грехи» (например, предоставление участником закупки в своей заявке заведомо ложных сведений) такими основаниями быть не могут 3 . Также сразу отметим, что по той же букве закона случаи, когда заключенные договоры расторгаются заказчиком в одностороннем порядке без отдельного судебного разбирательства, призванного установить существенное нарушение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) существенных условий договоров (см. выше), тоже не являются основанием для включения поставщиков в рассматриваемый реестр 4 .

Осуществляя закупку, заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки как в этом реестре, так и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном в 44-ФЗ 5 . Отметим, что на практике, как правило, заказчики по 223-ФЗ устанавливают требования об отсутствии сведений об участнике закупке в обоих реестрах. То есть даже если участник закупки по 223-ФЗ «засвечен» только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть автоматически отклонена.

Числиться как в том, так и в другом реестре участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) будет в течение 2 лет после включения сведений о нем в соответствующий реестр 6 . Решение о включении сведений об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в эти реестры принимает ФАС на основе данных, которые обязаны предоставить ему заказчики при наступлении случая недобросовестного поведения участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя)7. Этот же орган исключает сведения из реестров по истечении 2 лет. Отметим, что исключение сведений из реестра может произойти и раньше, но только по решению суда 8 .

Примечательно, что если заказчик по 223-ФЗ не предоставит в ФАС сведения о недобросовестных лицах или предоставит о них недостоверные сведения, то это будет считаться административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. 9 .

Таким образом, попадание в реестр недобросовестных поставщиков грозит юридическому лицу или физическому лицу (в т.ч. индивидуальному предпринимателю) «отлучением» от участия в закупках по 223-ФЗ на срок 2 года. Узнать, кто включен в данные реестры, можно в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) - они размещены в открытом доступе (раздел «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок»). На 20.11.2018 в реестре по 223-ФЗ присутствовали сведения о 721 лице, в реестре по 44-ФЗ - о более 11 тысяч лиц.

Если участник тендера , который стал ее победителем или который был единственным допущенным до участия в закупке лицом, не подписал договор в установленный в документации о закупке срок, то заказчик обязан направить сведения об этом участнике в ФАС для включения в сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков в течение 30 календарных дней после заключения договора с участником закупки, занявшим второе место, или после истечения указанного срока (если документацией о закупке не было предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора) 10 . В случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик направляет в ФАС сведения об этом поставщике (исполнителе, подрядчике) не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договор 11 . Затем, в течение 10 дней ФАС проводит проверку предоставленных заказчиком сведений и документов и в течение 2 рабочих дней после завершения проверки принимает решение о включении сведений об участнике закупки в реестр или об отказе в таком включении, после чего не позднее 3 рабочих дней с даты принятия «решения о включении» сведения включаются в реестр 12 .

Справедливости ради укажем, что ФАС не всегда однозначно принимает решения о включении сведений о поставщике в реестр по представлению заказчиков. Встречаются примеры очень мягкого отношения, когда поставщик не попадает в реестр, так как ему удалось доказать ФАС, что задержка с заключением договора в срок была вызвана нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске 13 . «Уклонистам» могут прощаться задержки с получением банковских гарантий для обеспечения исполнения договоров 14 , долгая отправка договора заказным письмом вместо его быстрого заключения в электронной форме в соответствии с условиями документации о закупке 15 и т.д. Более того, есть примеры, скажем так, удивительно мягкого отношения, когда будущий подрядчик отказывается от подписания договора в связи с «сжатыми сроками работ», а ФАС считает его хоть и уклонившимся от заключения договора, но не находит в его действиях недобросовестности, а включение сведений об этом подрядчике в реестр называет «санкцией, несоразмерной допущенному нарушению» 16 .

Что касается практики судебного обжалования решений ФАС о включении сведений о поставщиках в реестр (такая возможность в 223-ФЗ предусматривается 17), то картина здесь несколько иная. В суды обращаются те участники закупки или поставщики (подрядчики, исполнители), которые не согласны с решением ФАС о включении сведений о них в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считают, что уклонение от заключения договора с их стороны или нарушение ими существенных условий договора, ставшее основанием для расторжения договора в судебном порядке, произошло по независящим от них причинам или даже вследствие неправомерных действий заказчика. Ссылка на «независящие причины» помогает слабо - например, если поставщик оборудования отказался от заключения тендера на сигнализацию из-за того, что производитель оборудования внезапно оказался неспособным произвести оборудование, заявленное в техническом предложении поставщика, то суды могут счесть, что поставщик допустил неосмотрительное поведение и не принял всех мер к надлежащему исполнению требований документации о закупке, а именно к поиску иного производителя оборудования 18 . В судах не выдерживают критики доводы участников закупки о том, что они не могут заключить договор из-за смены собственника 19 , или о том, что поставить необходимый заказчику товар не получится из-за праздничных дней 20 . Также может «не прокатить» вариант, когда участник закупки просто направляет заказчику подписанный со своей стороны договор, в который он внес изменения, противоречащие условиям, изложенным в документации о закупке (например, изменил указанный в проекте договора способ расчета объема фактически оказанных по договору услуг) 21 .

А вот если, например, заказчик направил в ФАС сведения об уклонившемся от заключения договора участнике закупки до истечения срока, отведенного для подписания договора участником закупки, то суд может отменить решение ФАС в включении сведений об этом участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков 22 .

Отдельно отметим, что если в документации о закупке заказчик установил требование об внесении обеспечения исполнения договора, а участник закупки, с которым должен был заключаться договор, не представил это обеспечение в установленный срок, то такой участник тоже может считаться судом уклонившимся от заключения договора - и даже предоставление им обеспечения после истечения установленного срока здесь не поможет 23 . Но вот если в похожем случае решение о включении сведений об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиков было вызвано тем, что участник предоставил в качестве требуемого обеспечения исполнения договора копию, а не оригинал банковской гарантии (на фоне того, что в документации о закупке оригинал гарантии не требуется), то такое решение может быть судом отменено 24 .

1 Ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.

3 См. Письмо Минэкономразвития России от 03.06.2015 N Д28и-1580.

4 См., например, Решение Краснодарского УФАС России от 11.10.2018 по делу № 11-Р/2018, Решение Камчатского УФАС России от 11.12.2017 по делу № РНП41-02-2017.

5 Ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 9 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

8 П. 11 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211; п. 16 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.

9 Ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

10 П. 2 и 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

11 П. 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

12 Приказ ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 Решение Иркутского УФАС России № 1103/18.

14 Решение Мурманского УФАС России N 06-13/17-05.

15 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.

16 Решение Ульяновского УФАС России от 13.12.2017 по делу N 14-596/03-2017.

17 Ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

18 См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2018 № Ф01-213/2018 по делу № А43-14650/2017; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2018 № Ф04-3990/2018 по делу № А70-16908/2017.

19 См. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2017 № Ф02-6736/2017 по делу № А33-4972/2017.

20 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2017 N Ф10-5247/2017 по делу N А23-2132/2017.

21 См. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2018 по делу № А40-243599/17-17-2060.

22 См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015 по делу № А17-1908/2015.

Для субъектов, участвующих в закупочных процедурах, а особенно для тех из них, чья работа изначально была «заточена» на участие в государственных (муниципальных) закупках, весьма актуальным является вопрос, в каких случаях можно избежать «черной метки» антимонопольного органа - включения компании в реестр недобросовестных поставщиков. Риски попасть в этот реестр велики, а расплатой за допущенные нарушения может стать угроза гибели предприятия из-за невозможности получать публичные контракты и контракты госкомпаний или по крайней мере - несение значительных убытков. Однако в определенных случаях, когда нарушения со стороны поставщика есть, но отсутствует ключевой признак – недобросовестность, включения в этот реестр можно избежать. Подробнее - в материале.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП, реестр) - это официальный перечень, в который антимонопольные органы включают участников закупок (проведенных в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ)), то есть поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые допустили существенные нарушения процедуры заключения контракта или же порядка его исполнения уже после заключения. Уполномочены включать компании в этот реестр ФАС России и ее территориальные органы.

Судебная практика рассматривает включение в РНП как специальную меру публичной ответственности. Исходя из этого, привлекаемое к подобной ответственности лицо должно иметь определенные гарантии, защищающие его от принятия произвольного, формального решения. Из самого названия реестра следует, что недобросовестность нарушителя является ключевым квалифицирующим признаком включаемых в него субъектов. Следовательно, в каждом случае необходимо устанавливать наличие вины поставщика и ее степень. Действия (бездействие) компании не должны оцениваться с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента (к этому представлению ошибочно можно было бы прийти, посчитав включение в РНП следствием именно неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, вытекающего из победы в тендере или заключенного контракта, договора). Здесь должны применяться критерии, касающиеся ответственности публичной, где уполномоченный орган обязан доказывать вину привлекаемого к ответственности лица.

Именно такой подход, предполагающий наличие гарантий для участника закупки (поставщика), позволяет, как будет показано далее, успешно оспаривать в суде внесение сведений о компании в РНП или добиваться справедливости на более раннем этапе - при рассмотрении дела в комиссии антимонопольного органа. Ведь закон не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в РНП без оценки его действий (исключением является только один случай - когда контракт был расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением его условий поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но в подобном случае и тактика действий по исключению из РНП будет носить другой характер).

За что поставщик может попасть в РНП?

Основания для включения в РНП прямо указаны в Законе № 44-ФЗ. К ним относятся следующие обстоятельства:

1. Победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104).

2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта (ч. 5 ст. 104).

3. Контракт расторгнут по решению суда (ч. 6 ст. 104).

4. Контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта (ч. 6 ст. 104).

В свою очередь Закон № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 5) из перечисленных оснований предусматривает только указанные в п. 1-3.

Какая информация попадает в РНП?

Состав включаемых в РНП сведений прямо предписан и ограничен законом. О включенном в РНП поставщике (подрядчике, исполнителе) неограниченному кругу лиц станут известны, в том числе:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН;

2) наименование, ИНН юридического лица, являющегося учредителем юридического лица; фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;

3) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

4) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

5) дата внесения указанной информации в РНП.

Каким образом информация попадает в РНП?

Информацию о нарушениях участников закупки антимонопольный орган получает непосредственно от заказчика. Для предоставления этой информации установлены конкретные сроки, продолжительность которых определяется видом нарушения. Сроки исчисляются рабочими днями и могут составлять от трех до пяти дней.

При этом важно, что если заказчик не направит сведения в антимонопольный орган или направит их несвоевременно, а также если переданная информация окажется недостоверной, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Поэтому очевидно, что попытки разрешить конфликт с заказчиком, не доводя дело до включения в РНП, вряд ли будут успешными. После того как нарушение было совершено (или, по крайней мере, в наличии есть все формальные признаки нарушения), в некоторых случаях имеется возможность убедить в своей правоте уже антимонопольный орган на этапе проверки сообщенной заказчиком информации.

Эта проверка осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации. В случае подтверждения достоверности указанных заказчиком фактов в течение трех рабочих дней сведения о поставщике включаются в РНП (ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 7-9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

В случае если контракт был расторгнут по решению суда, антимонопольный орган проверку достоверности фактов не проводит, поскольку вступившее в законное силу решение суда предполагается достоверным. Как специально разъяснил Верховный суд РФ, положения нормативных актов, обязывающих антимонопольный орган проводить проверку поступивших документов и информации на наличие фактов недобросовестности исполнителя государственного (муниципального) контракта для вынесения решения о включении последнего в реестр, не распространяются на случаи, когда факт существенного нарушения контракта исполнителем установлен вступившим в законную силу решением суда (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2016) , утв. Президиумом Верховного суда РФ 19.10.2016).

Отсутствие у монопольного органа обязанности проверять информацию, которая уже содержится в судебных актах, Верховный суд РФ подтверждал неоднократно на примерах конкретных дел (см., например, Определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426 по делу № А48-2255/2015).

В очном порядке, с участием представителей заказчика и участника закупки, вопрос о включении сведений в РНП рассматривается в двух случаях:

1) в отношении участника закупки, уклонившегося от заключения контракта;

2) в отношении поставщика, с которым контракт расторгнут вследствие одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением условий контракта (п. 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

Процедурные особенности рассмотрения вопроса о включении в РНП

Закон указывает: в рассмотрении дела о включении лица в РНП вправе принимать участие и иные заинтересованные лица. Однако, кто может считаться таким лицом, не уточняется. Как следствие, наличие заинтересованности в каждом случае должно устанавливаться в индивидуальном порядке. Исходя из общего представления о процессуальном статусе заинтересованного лица, таковым следует признать того, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела.

Не закреплен и процессуальный статус основных участников дела. Однако, поскольку рассмотрение дела происходит на заседании комиссии антимонопольного органа, можно руководствоваться общими сложившимися принципами рассмотрения дел такими комиссиями.

Так, лица, в отношении которых рассматривается вопрос о включении в РНП, могут участвовать в рассмотрении дела как лично, так и через представителей. Они также имеют право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, возражать против доводов других лиц, участвующих в деле.

Таким образом, рассмотрение дела о включении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП представляет собой квазисудебную процедуру, четкого регламента проведения которой не существует, но для которой применимы все общие принципы рассмотрения дел антимонопольными органами.

Также отметим, что неявка участвующих в деле лиц (при условии надлежащего извещения о рассмотрении дела) не станет препятствием для принятий комиссией решения. В таком случае вопрос будет рассмотрен в заочном порядке в пределах десяти рабочих дней.

Неблагоприятные последствия для включенного в РНП хозяйствующего субъекта

Сведения, содержащиеся в РНП, доступны для ознакомления в единой информационной системе (доступна по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html) без взимания какой-либо платы. Обусловлено это целями, ради которых был создан и ведется РНП. Как отмечается судами, РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

Реестр служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). По существу внесение сведений в отношении общества в реестр является специальной мерой административной ответственности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15).

Исходя из того что РНП предназначен для защиты государственных (муниципальных) заказчиков, документация подавляющего числа (если не всех) закупок содержит требования о том, чтобы участник закупки не был включен в РНП (такое право заказчикам предоставлено ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как следствие, если бизнес создавался и организовывался с расчетом на участие в закупках, это будет фактически означать его конец. Именно поэтому важно знать, когда нарушение не будет являться нарушением с точки зрения добросовестности или же когда были допущены существенные нарушения процедуры внесения таких сведений, что позволит признать включение хозяйствующего субъекта в РНП незаконным.

Как и когда сведения о поставщике исключаются из РНП?

Таким образом, если вариант с ожиданием истечения двух лет хозяйствующему субъекту не подходит (обычно так и есть), в арсенале имеется несколько способов решения возникшей проблемы:

1) участие в рассмотрении дела в антимонопольном органе, предъявление доказательств и возражений с целью недопущения включения сведений в реестр;

2) если заказчик обратился с суд с требованием о расторжении контракта, то свои интересы, чтобы не допустить в дальнейшем внесения в РНП, хозяйствующему субъекту нужно отстаивать уже на этом этапе в качестве ответчика по делу;

3) обжалование в суде решения антимонопольного органа о включении сведений в РНП.

Если внесение сведений состоялось в силу расторжения контракта в судебном порядке, то даже успешное обжалование решения суда не приведет к исключению записи из РНП (закон такого основания просто не предусматривает). Следовательно, решение антимонопольного органа следует обжаловать в каждом случае. Например, если уже после включения компании в РНП суд признает необоснованным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, для антимонопольного органа это еще не повод исключить сведения из РНП. К сожалению, правило о вновь открывшихся обстоятельствах здесь не действует, и сама комиссия свое решение не пересмотрит. Поэтому дорога за справедливостью только одна - в суд (см., например, постановление АС Московского округа от 13.09.2016 № Ф05-12079/2016 по делу № А40-54209/2015).

Важно помнить, что решение антимонопольного органа обжалуется по правилам публичного производства, то есть в течение трехмесячного срока (ст. 219 КАС РФ). При наличии уважительных причин этот срок может быть восстановлен судом.

Далее мы рассмотрим конкретные примеры из административной практики антимонопольных органов и практики судов, которыми можно руководствоваться во время подготовки возражений при рассмотрении дела в комиссии или при обжаловании решения о включении в РНП в суде.

В этих примерах речь пойдет именно о наиболее весомых основаниях невключения в РНП или исключения из него, исходя из опыта авторов статьи по защите бизнеса в подобных делах.

Некоторые основания для отмены (пересмотра) решения могут иметь место в совокупности: суды, например, в рамках одного дела выявили целый ряд имевших место нарушений, что и привело к удовлетворению требований заявителя.

Ситуация 1.Заключение контракта способом, отличным от предусмотренного закупочной документацией

Если подобные действия участника закупки носят добросовестный характер и были вызваны непредвиденными ситуациями технического или человеческого характера, то уклонившимся от заключения контракта такой участник признан быть не может.

Так, например, в одном из дел (см. решение УФАС по Тамбовской области от 28.05.2014 по делу № РНП-68-15/14) комиссия рассматривала следующую ситуацию. При повторном подписании контракта на электронной площадке (после протокола разногласий) сотрудником компании-поставщика не было направлено обоснование цены, требование о направлении которого для данного вида закупки являлось новой нормой. Как впоследствии пояснили представители поставщика, из-за отсутствия (по семейным обстоятельствам) специалиста, постоянно занимающегося процедурой торгов, с электронной площадкой в тот момент работал сотрудник с опытом работы менее четырех месяцев, который находился еще на этапе обучения.

В результате комиссия пришла к выводу, что компания предприняла усилия по подписанию проекта контракта, предоставлению исполнения обеспечения контракта и обоснованию предлагаемой цены, а с учетом всех обстоятельств и новизны требований Закона № 44-ФЗ ее действия не следует расценивать как уклонение от заключения контракта. Поэтому, хотя действия компании по заключению контракта, по сути, не отвечали всем требованиям закона, компанию не стали включать в РНП.

На практике похожие ситуации встречаются довольно часто (см., например, решения УФАС по Республике Северная Осетия - Алания от 04.04.2014 по делу № РНП-15-04/14, УФАС по Ульяновской области от 14.04.2014 по делу № РНП-73-40).

Ситуация 2.Контракт не мог быть заключен по причине возникновения непредвиденных ситуаций, которые нельзя было исключить или преодолеть

Так, например, суд удовлетворил требование индивидуального предпринимателя об исключении его из РНП, так как в период подписания контракта в арендуемом предпринимателем помещении были перебои электропитания, не позволившие ему подписать электронной подписью контракт в установленный срок. При этом ранее им заключались контракты без каких-либо замечаний со стороны заказчиков (постановление АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 № Ф03-5118/2015 по делу № А16-374/2015).

Ситуация 3.Нарушение действительно было допущено участником закупки (поставщиком), но характер нарушения явно несоразмерен такой мере ответственности, как включение в РНП

Как отметил суд в уже приводившемся выше (см.: Ситуация 2) постановлении АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 № Ф03-5118/2015 по делу № А16-374/2015, в данном конкретном случае, как установили суды и не опроверг антимонопольный орган, неподписание контракта в установленный законом срок не обусловлено намеренным уклонением предпринимателя от подписания такого контракта и позволило судам прийти к выводу о том, что возложение на предпринимателя санкции в виде включения последнего в реестр сроком на два года не будет справедливым и соразмерным допущенному нарушению.

Ситуация 4.Нарушено требование о надлежащем извещении о рассмотрении дела, в силу чего предполагаемый нарушитель не мог привести доводы в свою защиту, а комиссия - исследовать все обстоятельства дела

Как отметил суд еще в одном деле, «оспариваемое решение принято Управлением в отсутствие уведомления лица, в отношении которого внесены сведения в реестр, в связи с чем заявитель был лишен возможности представить соответствующие возражения и дать объяснения по обстоятельствам дела» и отказал во включении поставщика в РНП (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 № 09АП-41190/2015 по делу № А40-65098/2015).

Ситуация 5. Антимонопольный орган нарушил сроки для включения в РНП

Как указано, например, в Определении Верховного суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015, признавая наличие правовых оснований для включения заявителя в реестр, Судебная коллегия по экономическим спорам полагает, что нарушение уполномоченным органом сроков на совершение указанных действий не отвечает как целям и задачам предусмотренного механизма защиты прав заказчиков, так и гарантиям, предоставленным недобросовестным поставщикам, включенным в соответствующий реестр, поскольку при соблюдении уполномоченными органами установленных сроков лицо, уклонившееся от заключения государственного или муниципального контракта, вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра, что обеспечит право такого участника на дальнейшее возможное участие в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов и отвечает требованиям Конституции РФ и соответствующему принципу юридического равенства.

Как уже отмечалось выше, срок для проверки представленных заказчиком сведений составляет десять рабочих дней, а в случае подтверждения их достоверности в течение трех рабочих дней сведения о поставщике включаются в РНП.

Ситуация 6.Не была доказана злонамеренность действий нарушителя и его недобросовестность

Убедительное обоснование, почему при недоказанности вины поставщика внесение сведений о нем в РНП недопустимо, приведено в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15. Как отметил суд, по существу внесение сведений в отношении общества в РНП является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ должна доказать совершение обществом виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта.

Таким образом, действия (бездействие) заявителя должно оцениваться не с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего свои обязательства, а применительно к административной ответственности, при наступлении которой административный орган должен доказать вину привлекаемого к административной ответственности лица.

Между тем в материалах дела не содержится доказательств того, что общество намеренно желало уклониться от исполнения контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от общества, привело к нарушению сроков его исполнения.

Эту позицию поддерживает и Верховный суд РФ (см., например, Определение от 29.03.2016 № 305-ЭС16-1282 по делу № А40-44497/2015).

Ситуация 7.При вынесении решения о включении в РНП антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению дела

Еще в одном деле суд кассационной инстанции отметил, что нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что при включении в РНП ввиду признания участника размещения заказа уклонившимся от заключения контракта антимонопольный орган не должен ограничиться констатацией факта нарушения и обязан исследовать все обстоятельства нарушения, его причины, степень вины участника (см. постановление АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 № Ф03-5118/2015 по делу № А16-374/2015).

В другом деле, отказывая в передаче кассационной жалобы антимонопольного органа в Судебную коллегию по экономическим спорам, Верховный суд РФ в Определении от 11.10.2016 № 309-КГ16-14744 по делу № А71-13532/2015 отметил, что «при рассмотрении спора установлено, что общество, отказываясь от заключения контракта, в возражениях указывало, что не смогло спланировать с обществом „РЖД“ количество вагонов из-за допущенного заказчиком нарушения срока размещения проекта контракта. Управлением при вынесении оспариваемого решения принят во внимание только факт уклонения общества от заключения контракта без установления его вины и без исследования, в том числе обстоятельств необходимости своевременного заказа вагонов для перевозки угля».

Есть и другие примеры, когда формальный подход антимонопольного органа позволил хозяйствующему субъекту избежать включения в РНП (см. Определение Верховного суда РФ от 23.09.2016 № 305-КГ16-11727 по делу № А40-188978/2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу № А65-6826/2016).

Если перед вами встала проблема - не допустить включение в РНП или оспорить уже состоявшееся внесение сведений в этот реестр, рекомендуем применительно к конкретной ситуации применить тест на наличие достаточных оснований.

Все обнаруженные «зацепки» для усиления позиции следует использовать в комплексе. Итак, необходимо пройтись по следующим пунктам:

    Действительно ли имел место факт нарушения с вашей стороны?

    Если нарушение было, то все ли необходимые меры, чтобы его избежать, были предприняты? Имеются ли доказательства, подтверждающие это?

    Каковы были ваши цели и намерения, когда вы действовали (бездействовали) в данной ситуации? Почему их нельзя назвать недобросовестными? Чем это подтверждается?

    Имеются ли нарушения со стороны заказчика (например, не нарушен ли им порядок одностороннего расторжения контракта, не нарушен ли срок представления сведений в антимонопольный орган)?

    Имеются ли процедурные нарушения со стороны антимонопольного органа (ненадлежащее извещение о рассмотрении дела, несоблюдение сроков для оценки достоверности представленных заказчиком доказательств)?

    Были ли исследованы антимонопольным органом все обстоятельства дела, дана оценка всем доказательствам?

    Если факт нарушения установлен, будет ли включение в РНП действительно отвечать тем целям, ради которых эта мера предусматривается?

    Перечисленные доводы в совокупности или по отдельности помогут защитить бизнес от необоснованных «черных меток» антимонопольного органа.

Государственный Совет Республики Татарстан выступил с предложением повысить уровень ответственности поставщиков и исполнителей при выполнении договора, заключенного в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ).

Внесенным в Госдуму законопроектом планируется включать предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий поставщиком. При этом таким поставщикам как и во всех остальных случаях включения в реестр недобросовестных поставщиков планируется предоставлять право обжаловать в суде как сам факт включения в реестр, так и содержание внесенных сведений (). Сейчас в указанный реестр вносятся сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, либо с которыми договоры по решению суда расторгнуты из-за существенных нарушений их исполнения поставщиками ().

В каких случаях включение заказчиком в документацию о закупке по Закону № 223-ФЗ дополнительных требований к участникам является нарушением антимонопольного законодательства? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Как поясняют разработчики документа, недостатки товаров и услуг, приобретенных в рамках госзакупок по , выявляются не на стадии конкурсных процедур, а при исполнении договора сторонами. Впоследствии заказчику приходится инициировать расторжение договора из-за невыполнения его условий, причем сведения о таких контрагентах в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся (). В то время как в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отражается информация об участниках госзакупок, от исполнения госконтракта которыми заказчик в одностороннем порядке отказался по этому основанию ().

______________________________

С текстом законопроекта № 496774-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка вы уже слышали о реестре недобросовестных поставщиков или же встречали такую аббревиатуру, как РНП. В настоящей статье я подробно расскажу вам о том, что собой представляет данный реестр, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть. Информации будет много, поэтому на изучение статьи вам потребуется минут 10 свободного времени. И так, давайте начнем…

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый черный список поставщиков.

Согласно части 8 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе (ЕИС) и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

До 01.01.2014 года данный реестр располагался по адресу — http://rnp.fas.gov.ru/ .

В настоящее время и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы РНП по 44-ФЗ располагается на официальном сайте по адресу — http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Вы можете перейти по указанной выше ссылке и сразу попасть в данный реестр, либо зайти на главную страницу сайта — www.zakupki.gov.ru .

Затем в данном разделе нажать по пункту “Реестр недобросовестных поставщиков”. После чего перед вами откроется сам реестр с находящейся в нем информацией о недобросовестных поставщиках.

Кто занимается ведением РНП?

Согласно части 1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службой (в соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»). Сайт ФАС — http://www.fas.gov.ru/ .

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе — пункт 24.

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из . Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей ; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей .

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Ведение РНП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регламентируется статьей 5 настоящего закона.

РНП по 223-ФЗ также располагается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по следующему адресу — http://zakupki.gov.ru/223/dishonest/public/supplier-search.html .

Ведением реестра также занимается Федеральная антимонопольная служба. Срок включения информации об участнике (поставщике) в реестр по 223-ФЗ составляет — 2 года. Основания для включения информации в данный реестр аналогичны основаниям по 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены:

  • перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Вот мы с вами и рассмотрели основные вопросы, касающиеся реестра недобросовестных поставщиков, если у вас возникли вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад ответить. Желаю вам удачи и чтобы сведения о вас или о вашей организации никогда не попали в РНП!




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ