Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Владимир Маяковский

Клоп

Феерическая комедия

Девять картин

Работают

Присыпкин — Пьер Скрипкин — бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених. Зоя Березкина — работница.

Эльзевира Давидовна — невеста, маникюрша, кассирша парикмахерской Розалия Павловна — мать-парикмахерша Давид Осипович — отец-парикмахер

Ренесанс

Олег Баян — самородок, из домовладельцев. Милиционер . Профессор . Директор зоосада. Брандмейстер . Пожарные . Ша́фер . Репортер . Рабочие аудитории . Председатель горсовета . Оратор . Вузовцы . Распорядитель празднества . Президиум горсовета , охотники , дети , старики .

I

Центр — вертящаяся дверища универмага, бока остекленные, затоваренные витрины. Входят пустые, выходят с пакетами. По всему театру расхаживают частники-лотошники .

Пуговичный разносчик

Из за пуговицы не стоит жениться, из-за пуговицы не стоит разводиться! Нажатие большого и указательного пальца, и брюки с граждан никогда не свалятся. Голландские, механические, самопришивающиеся пуговицы, 6 штук 20 копеек... Пожалте, мусью!

Разносчик кукол

Танцующие люди из балетных студий. Лучшая игрушка в саду и дома, танцует по указанию самого наркома!

Разносчица яблок

Ананасов! нету... Бананов! нету... Антоновские яблочки 4 штуки 15 копеек. Прикажите, гражданочка!

Разносчик точильных камней

Германский небьющийся точильный брусок, 30 копеек любой кусок. Точит в любом направлении и вкусе бритвы, ножи и языки для дискуссий! Пожалте, граждане!

Разносчик абажуров

Абажуры любой расцветки и масти. Голубые для уюта, красные для сладострастий. Устраивайтесь, товарищи!

Продавец шаров

Шары-колбаски. Летай без опаски. Такой бы шар генералу Нобиле, — они бы на полюсе дольше по̀были. Берите, граждане...

Разносчик селедок

А вот лучшие республиканские селедки, незаменимы к блинам и водке!

Разносчица галантереи

Бюстга́льтеры на меху, бюстга́льтеры на меху!

Продавец клея

У нас и за границей, а также повсюду граждане выбрасывают битую посуду. Знаменитый Экцельзиор, клей-порошок, клеит и Венеру и ночной горшок. Угодно, сударыня?

Разносчица духов

Духи Ко̀ти на золотники! Духи Ко̀ти на золотники!

Продавец книг

Что делает жена, когда мужа нету дома, 105 веселых анекдотов бывшего графа Льва Николаевича Толстого вместо рубля двадцати — пятнадцать копеек.

Разносчица галантереи

Бюстгальтеры на меху, бюстгальтеры на меху!

Входят Присыпкин , Розалия Павловна , Баян .

Разносчица

Бюстгальтеры...

Присыпкин

(восторженно)

Какие аристократические чепчики!

Розалия Павловна

Какие же это чепчики, это же...

Присыпкин

Что ж я без глаз, что ли? А ежели у нас двойня родится? Это вот на Дороти, а это на Лилиан... Я их уже решил назвать аристократическо-кинематографически... так и будут гулять вместе. Во! Дом у меня должен быть полной чашей. Захватите, Розалия Павловна!

(подхихикивая)

Захватите, захватите, Розалия Павловна! Разве у них пошлость в голове? Оне молодой класс, оне всё по-своему понимают. Оне к вам древнее, незапятнанное пролетарское происхождение и профсоюзный билет в дом вносят, а вы рубли жалеете! Дом у них должен быть полной чашей.

Розалия Павловна, вздохнув, покупает.

Я донесу... они легонькие... не извольте беспокоиться... за те же деньги...

Разносчик игрушек

Танцующие люди из балетных студий...

Присыпкин

Мои будущие потомственные дети должны воспитываться в изящном духе. Во! Захватите, Розалия Павловна!

Розалия Павловна

Товарищ Присыпкин...

Присыпкин

Не называйте меня товарищем, гражданка, вы еще с пролетариатом не породнились.

Розалия Павловна

Будущий товарищ, гражданин Присыпкин, ведь за эти деньги пятнадцать человек бороды побреют, не считая мелочей — усов и прочего. Лучше пива к свадьбе лишнюю дюжину. А?

Присыпкин

Розалия Павловна! У меня дом... У него дом должен быть полной чашей. И танцы и пиво у него должны бить фонтаном, как из рога изобилия.

Розалия Павловна покупает.

(схватывая сверточки)

Не извольте беспокоиться, за те же деньги.

Разносчик пуговиц

Из-за пуговицы не стоит жениться! Из-за пуговицы не стоит разводиться!

Присыпкин

В нашей красной семье не должно быть никакого мещанского быта и брючных неприятностей. Во! Захватите, Розалия Павловна! Пока у вас нет профсоюзного билета, не раздражайте его, Розалия Павловна. Он — победивший класс, и он сметает всё на своем пути, как лава, и брюки у товарища Скрипкина должны быть полной чашей.

Розалия Павловна покупает со вздохом.

Извольте, я донесу за те же самые...

Продавец сельдей

Лучшие республиканские селедки! Незаменимы при всякой водке!

Розалия Павловна

(отстраняя всех, громко и повеселевши)

Селедка — это — да! Это вы будете иметь для свадьбы вещь. Это я да́ захвачу! Пройдите, мосье мужчины! Сколько стоит эта килька?

Разносчик

Эта лососина стоит 2.60 кило.

Розалия Павловна

2.60 за этого шпрота-переростка?

Продавец

Что вы, мадам, всего 2.60 за этого кандидата в осетрины!

Розалия Павловна

2.60 за эти маринованные корсетные кости? Вы слышали, товарищ Скрипкин? Так вы были правы, когда вы убили царя и прогнали господина Рябушинского! Ой, эти бандиты! Я найду мои гражданские права и мои селедки в государственной советской общественной кооперации! Подождем здесь, товарищ Скрипкин. Зачем вам сливаться с этой мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке? За ваши 15 рублей и бутылку водки я вам организую свадьбочку на-ять.

Присыпкин

Товарищ Баян, я против этого мещанского быту — канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я — зеркальным шкафом интересуюсь...

Зоя Березкина почти натыкается на говорящих, удивленно отступает, прислушиваясь.

Когда ваш свадебный кортэж...

Присыпкин

Что вы болтаете? Какой картёж? Кортэж, я говорю. Так, товарищ Скрипкин, называется на красивых иностранных языках всякая, и особенно такая, свадебная торжественная поездка.

Присыпкин

А! Ну-ну-ну! Так вот, когда кортэж подъедет, я вам спою эпиталаму Гименея.

Присыпкин

Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи? Не Гималаи, а эпиталаму о боге Гименее. Это такой бог любви был у греков, да не у этих желтых, озверевших соглашателей Венизелосов, а у древних, республиканских.

Присыпкин

Товарищ Баян, я за свои деньги требую, чтобы была красная свадьба и никаких богов! Поня́л? Да что вы, товарищ Скрипкин, не то что понял, а силой, согласно Плеханову, дозволенного марксистам воображения я как бы сквозь призму вижу ваше классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество!.. Невеста вылазит из кареты — красная невеста... вся красная, — упарилась, значит; ее выводит красный посаженный отец, бухгалтер Ерыкалов, — он как раз мужчина тучный, красный, апоплексический, — вводят это вас красные шафера, весь стол в красной ветчине и бутылки с красными головками.

Присыпкин

(сочувственно)

Во! Во! Красные гости кричат «горько, горько», и тут красная (уже супруга) протягивает вам красные-красные губки...
жакет изысканный у ней.
Ваня! А я? Что ж это значит: поматросил и бросил?

Присыпкин

(вытягивая отстраняющую руку)

Мы разошлись, как в море корабли...

Розалия Павловна

(вырывается из магазина, неся сельди над головой)

Киты! Дельфины! (Торговцу сельдями.) А ну, покажи, а ну, сравни твою улитку! (Сравнивает; сельдь лотошника больше; всплескивает руками.) На хвост больше?! За что боролись, а, гражданин Скрипкин? За что мы убили государя императора и прогнали господина Рябушинского, а? В могилу меня вкопает советская ваша власть... На хвост, на целый хвост больше!.. Уважаемая Розалия Павловна, сравните с другого конца, — она ж и больше только на головку, а зачем вам головка, — она ж несъедобная, отрезать и выбросить.

Розалия Павловна

Вы слышали, что он сказал? Головку отрезать. Это вам головку отрезать, гражданин Баян, ничего не убавится и ничего не сто́ит, а ей отрезать головку стоит десять копеек на киле́. Ну! Домой! Мне очень нужен профессиональный союзный билет в доме, но дочка на доходном предприятии — это тоже вам не бык на палочке. Жить хотели, работать хотели... Значит, всё...

Присыпкин

Гражданка! Наша любовь ликвидирована. Не мешайте свободному гражданскому чувству, а то я милицию позову.

Зоя, плачущая, вцепилась в рукав. Присыпкин вырывается. Розалия Павловна становится между ним и Зоей, роняя покупки.

Главный герой - любитель выпить и побренчать на гитаре, слезливый обладатель партбилета Присыпкин представляет собой вульгаризованный вариант советского гражданина, пародированного Маяковским в поэме "Про это". Присыпкин, чтобы жениться на маникюрше и кассирше Эльзевире Ренессанс, бросает свою старую любовь, работницу Зою Березкину, и та в отчаянии пытается покончить жизнь самоубийством. На свадьбе, которую празднуют в парикмахерской, вспыхивает пожар, и все погибают. Через пятьдесят лет в подвале дома находят замороженного Присыпкина, утонувшего при тушении пожара, и Институт человеческих воскрешений получает задание разморозить его. Вместе с Присыпкиным воскрешается и клоп - "редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого", распространяющего заразные явления, которые в 1979 году давно исчезли и остались лишь в словарях: влюбленность, романсы, самоубийство, танцы, табак, водка... Когда молодая девушка начинает танцевать чарльстон и бормотать стихи, профессора объясняют, что "это приступы острой "влюбленности", - так называлась древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в неделю в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам". А когда ассистентка профессора, не кто иная, как постаревшая Зоя Березкина, признается, что пятьдесят лет назад она пыталась покончить с собой из-за любви, профессор восклицает: "Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать..." Реплики явно автобиографичны, здесь слышатся намеки и на самоубийство Антонины Гумилиной , и на рождение дочери Элли-Патриции . Когда клопа в конце концов ловят, его вместе с Присыпкиным отправляют в зоопарк. Их двое = разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые "клопус нормалис" и... "обывателиус вульгарис". Оба водятся в затхлых матрацах времени". Запертого в клетку вместе с гитарой, водкой и папиросами Присыпкина - "существо", как его называет директор зоопарка, - показывают любопытной публике. Специальные фильтры "задерживают выражения", его вульгарные речи доходят до слушателей в отцензурированном виде. Иногда он курит, иногда "вдохновляется" с помощью водки. Директор призывает его сказать "что-нибудь коротенькое", и Присыпкин, обращаясь к театральной публике, кричит: "Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?! Граждане!.."

Если клоп - метафора Присыпкина, то Присыпкин - карикатура на Маяковского - поэта, который из-за своих мечтаний о "немыслимой любви" страдает за все человечество. Чтобы подчеркнуть эту параллель, Маяковский настоял, чтобы исполнитель главной роли научился подражать его манерам. "Клоп" - сведение счетов с мечтами молодости о светлом будущем и спасительной любви.

Коммунистическое будущее в пьесе - бездуховное, механизированное общество, в котором любовь редуцирована до чистой физиологии, до полового влечения. Мечта о воскрешении в поэме "Про это", где Маяковский в будущем встречает свою любовь "дорогой зоологических аллей", жестко пародируется в "Клопе", где воскрешенное alter ego поэта держат в клетке вместе с вредным насекомым. В поэме "Человек" Маяковский заявляет, что он "для сердца", но в обществе будущего никто не знает, что такое сердце. И если в "150 000 000" он верил, что "в новом свете раскроются / поэтом опоганенные розы и грезы, / все на радость / нашим / глазам больших детей!", то в 1929 году действительность выглядит иначе: "Есть про розы только в учебниках садоводства, есть грезы только в медицине, в отделе сновидений".

Работа над "Клопом" была изнурительной, Маяковский трудился круглые сутки и почти не спал. Но работа изматывала его не только физически, но и потому, что пьеса была вариацией главной темы его творчества - и теперь эта тема в первый раз за многие годы проявилась в полную силу.

Ответ от Глеб ильин [гуру]
К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.
Сам Маяковский определил проблему пьесы как “разоблачение сегодняшнего мещанства”. “Обработанный и вошедший в комедию материал - это громада обывательских фактов, шедших в мои руки и голову со всех сторон... ” - писал поэт. Однако ни в каком другом произведении Маяковского (разве что в поэме «Летающий пролетарий») не дана столь подробная картина будущего, отстоящего от первоначальных событий на десять советских пятилеток, то есть 1978 год. В это общество будущего попадает размороженный Присыпкин и заражает многих бациллой мещанства. Зараза обретает масштабы эпидемии. Замысел Маяковского состоит в том, чтобы показать, как сильна бывает воинствующая пошлость, насколько опасна и заразительна присыпкинщина. Будущее Маяковский всегда представлял себе коммунистическим, в котором человечество изживёт окончательно те пороки, на которые поэт с таким гневом обрушивал свою сатиру
Огромное значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927 он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В 1927 пишет поэму "Хорошо! ".
Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы "Клоп", "Баня". В феврале Маяковский вступает в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) , за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта
Действие первых четырех картин пьесы происходит в 1929 году, то есть в том самом году, когда она была поставлена. И образы ее были очень актуальны. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина - не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу.
Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные гости - это носители таких пороков, как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения. Славные ребята из «молодняцкого общежития» изгоняют Присыпкина из своей среды, но в их числе есть люди, которым не чужды мещанские вкусы. Чтобы показать мещанство не только как порок современного быта, но и как явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действия остальных пяти картин на пятьдесят лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Этим Маяковский противопоставил мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии, в обращении Присыпкина к зрителям, Маяковский приглашает их проверить, нет ли в них самих еще не изжитых качеств мещанина Присыпкина.
Перенеся «героя» комедии в будущее, поэт придал ей огромный размах. С помощью этого смелого литературного приема он усилил резкость идейного столкновения, увеличил напряженность и стремительность в развертывании действия. Сатирическая острота и гиперболичность (сознательная преувеличенность) в характеристиках действующих лиц и в драматургических положениях пьесы помогли Маяковскому создать обобщения, расширяющие масштабы пьесы, наполнить образы подлинной социальной типичностью. «Собачье сердце» Булгакова созвучно современным

Проблема мещанства и бюрократизма, занимавшие В.В. Маяковского на протяжении всего его творчества, составляют и основу конфликтов его драматургии, по сути оба произведения – сатирические комедии, в которых автор высмеивает общественные пороки того времени, и в той, и в другой пьесе по замыслу автора настоящее проверяется будущим.

Как же Маяковский воплощает в произведениях свою идею?

В пьесе "Баня", в отличие от "Клопа", действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной пласт. Изобретатель Чудаков создает машину времени, но не может добиться приема у Победоносикова. Отдельно стоит рассмотреть третье действие. Здесь автор применяет прием "пьеса в пьесе": герои оценивают сами себя, обсуждая постановку, где они же являются главными лицами. Победоносиков, конечно же, не узнает себя в зеркале сатиры. Со следующего действия начинается своеобразная вторая часть пьесы. Если в "Клопе" герой попадает в будущее, то в этой комедии наоборот – посланница из будущего, фосфорическая женщина, прилетает в настоящее и соглашается взять с собой всех желающих. При этом она предупреждает, что время само срежет балласт. Кульминация пьесы (как и в "Клопе") – в конце: после напыщенных прощальных монологов все остаются на месте. Завершается произведение вопросом, обращенным ко всем сразу – в том числе и зрителю: "Что вы этим хотели сказать, – что я и вроде не нужны для коммунизма?!?".

Сюжет пьесы "Клоп", как можно заметить, идейно очень схож с сюжетом "Бани". "Бывший рабочий, бывший партиец" Присыпкин (он же – Пьер Скрипкин) бросает свою девушку, оставляет друзей и хочет жениться на дочке нэпмана, богатой парикмахерше. Брошенная девушка пытается покончить с собой; свадьба заканчивается пожаром и гибелью всех гостей. Этот сюжет, по всей видимости, символизирует отсутствие будущего для мещанства.

Особенностью композиции данной пьесы является то, что у нее есть и второй сюжет. Он связан с первым благодаря героям, но во временном отношении – второе действие происходит в будущем. Эксперимент по разморозке Присыпкина, оказавшегося во время пожара в погребе и потому выжившего, принес немало проблем в будущем. Именно здесь, в последней части, посвященной будущему, находится кульминация сатиры – Присыпкина ("обывателиус вульгарис") сравнивают с клопом ("клопус нормалис"), выжившим после заморозки.

Очень яркими и колоритными получились у Маяковского и образы героев. Основным приемом создания образов у него была социальная типизация, то есть обозначение в каждом конкретного социального типа; уже в списках действующих лиц "Бани" автор как бы "развешивает ярлыки": Чудаков – изобретатель, Моментальников – репортер, Ундертон – машинистка, Понт Кич – иностранец и т.д. Кроме того, сами фамилии героев, "говорящие", служат одним из важных средств создания образов: Победоносиков, Чудаков, Оптимистенков, Мезальянсова и другие. Кстати, и речь каждого героя индивидуализирована: кто-то говорит стихами, кто-то произносит высокие, но нелогичные по содержанию монологи, кто-то употребляет в большом количестве иностранные слова. Емкие, содержательные характеристики дает и сам автор. Как уже говорилось, в списке действующих лиц Маяковский разделяет персонажей по социальным типам, но, помимо этого, он наделяет некоторых короткими пояснениями: Победоносиков – "главный начальник по управлению согласованием, главначпупс", Велосипедкин – "легкий кавалерист" (помогающий выявлять недостатки в работе предприятий и учреждений). В пьесе "Клоп" наблюдается тот же набор средств для характеристики персонажей.

"Клоп" полон сатиры; Маяковский верит, что будущее возможно лишь при условии уничтожения мещанства. "Бывший рабочий", попав в будущее, становится там причиной эпидемии. "Обывателиус вульгарис" оказывается страшнее, чем "клопус нормалис", поскольку заражает обывательщиной всех окружающих. Он достоин быть лишь экспонатом в зоопарке, при этом изолированным от публики, он носитель таких пороков, как пьянство, пошлость, праздность, присущие "старому" миру и невозможные в будущем. Таким образом, по Маяковскому, движение вперед не может происходить, если будут присутствовать осмеянные им пороки.

"Баня" также является сатирической комедией, ее цель – поразить бюрократизм. Пьеса изобилует бюрократами, подхалимами, просто некомпетентными людьми – но всем им не место в светлом будущем, и время отбрасывает их, как ненужный балласт. Примечательно, что именно время – будущее – выполняет эту роль, а не его представительница – фосфорическая женщина. По всей видимости, Маяковский хотел подчеркнуть, что кто-то конкретный не может изменить современный ему мир. Потому и Чудакову, искренне желавшему направить мир по пути прогресса (ведь он изобрел машину времени!), не удается что-либо изменить. В пьесе выразителями основных идей являются Чудаков, Победоносиков и фосфорическая женщина, но над всеми ними, по замыслу Маяковского, стоит время, выносящее свой приговор.

Анализ пьес Маяковского «Клоп» и «Баня»

В.В. Маяковский до сих пор поражает своей гениальностью и новаторскими идеями в творчестве. И сегодня все его произведения имеют в себе актуальность и злободневную тематику. То, что поэт занимает место в истории русской литературы, говорит о его уникальности и умении подойти к вопросам современности не то чтобы с юмором, а скорее с иронией и где-то даже острой сатирой.

Маяковский затронул многие жанры литературы в своем творчестве, но конкретно произведения «Баня» и «Клоп» относятся к драматическим произведениям, в которых автор работал на основании агитационно-плакатного искусства.

Маяковский, в тот послереволюционный период, чувствовал формирование некого нового сознания у людей, укрепление социалистического строя. Он пришел к выводу, что театр и драматургия – это способ оказать назревшие проблемы общества во всем своем обличии без прикрас. Поэтому он пишет в стиле сатиры, обличая все недостатки, которые кажутся ему наиболее явными. Так в произведениях «Баня» и «Клоп» Маяковский затрагивает главным образом мещанство и бюрократизм.

Пьеса «Клоп» создает ощущение нападок в сторону мещанства, нетерпимость и боевое наступление. Автор категорически выражает свое негативное отношение к данному вопросу современности. При этом Маяковский делит мещанство на два типа проявления. Если Присыпкин, который представляется как Пьер Скрипкин, предстает перед читателем как микроб общества и использует свое пролетарское положение как прикрытие, то персонаж пьесы Олег Баян видится нам как лживый приспособленец.

Маяковский беспощадно старается разоблачить и тот и другой образ мещанина, критикуя проблему в целом.

Пьеса «Баня» разоблачает очередной недостаток общества – бюрократизм. Острота схватки между будущим и настоящим создается посредством воплощения в пьесе мечты о том, что когда-то люди смогут избежать такого порока как бюрократизм. Борьба будущего с настоящим состоит в том, что общество с бюрократическим складом сознания не сможет попасть в будущее, в коммунизм.

Отличительная черта Маяковского наблюдается в том, что с помощью разных образов и приемов он достигает острого и явного проявления проблемы, ее осуждение и высмеивание. Его симпатии всегда на стороне решительно настроенных героев, тех, кто стремится уйти от пороков реальности и создать новое будущее.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ