Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В каждом городе РФ малые и средние предпринимательства являются неотъемлемой частью экономики. Поддержка подобных субъектов осуществляется путем внедрения различных программ для привлечения денежных средств в развитие. Этот процесс контролируется Федеральным законом 209-ФЗ в РФ.

Действующий ФЗ-209 контролирует взаимоотношения между физическими, юридическими лицами, органами государственной власти, местного самоуправления в сфере развития и модернизации предпринимательства. В законодательстве описываются понятия субъектов предпринимательства малого и среднего уровня, рассказывается о способах поддержки принадлежащей им инфраструктуры, а также о методах подобной поддержки.

6 июля 2007 года был принят закон Государственной думой, а одобрен Советом федерации спустя 5 дней. Последние изменения в закон были внесены 3 июля 2016 года.

Последние изменения, внесенные в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации

Последние изменения в закон «О предпринимательстве» были внесены 3 июля 2016 года. Из поправок в последней редакции ФЗ-209 следует отметить, что под малым и средним бизнесом теперь понимаются:

  • Хозяйственные партнерства;
  • Общества;
  • Кооперативы, созданные для производства;
  • Сельскохозяйственные потребительские сообщества;
  • Индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства.

Чтобы обратиться за поддержкой, необходимо соответствовать условиям малого или среднего предпринимательства по ФЗ-209. Они должны выполнять функции государственной политики и развивать предпринимательскую сферу деятельности, включая средний и малый бизнес. Кроме общих изменений в законе, предлагаем изучить и статьи, подвергшиеся внесению поправок:

Статья 4 209 ФЗ

Закон описывает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. О них было сказано в общих изменениях. Если они работают под таким наименованием, должны представлять следующие условия согласно ФЗ-209:

  • Суммарная доля участия не должна быть выше 25% для муниципальных, общественных и религиозных организаций. Если это общество с ограниченной ответственностью, доля одного участника не должна превышать 49%;
  • Должны обладать акциями акционерного общества в инновационной экономической сфере;
  • Организации и индивидуальные предпринимательства должны получить статус участника проекта и т.д.;

Изменения претерпели следующие статьи :

Ч. 1 статьи 4, подпункт «е»

В нем определяется понятие «акционеры». Под этим термином может быть Российская Федерация, ее субъекты, религиозные и общественные организации, различные благотворительные фонды, которые могут владеть активами в размере до 25 процентов акционерного общества. Иностранные предприниматели и организации, которые не владеют субъектами РФ, могут обладать не более 49% акций акционерного общества согласно ФЗ-209.

Ст 4.1 часть 6

В законе описываются изменения правил ведения единого реестра субъектами малого и среднего предпринимательства. Документ ФЗ-209 предоставляется каждый год не позднее 5 июля. Дополнительно входит определенный перечень нормативно правовых актов. Список формируется на основе представленных данных по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Ст 4.1 часть 7

Были заменены слова «с указанной части 6» на «указанные в частях 6, 6.1 настоящей статьи».

Статья 25.1 ч. 4 п. 12.2 — 12.3

Она была дополнена вышеуказанными пунктами в законе. Основная их суть заключается в том, что субъекты малого и среднего предпринимательства могут обратиться в федеральные органы исполнительной власти, если не соблюдаются региональные гарантии компаний, которые предусмотрены статьей 15.2 текущего ФЗ.

Пункт 12.3 в ФЗ-209 говорит о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства должны вести единый реестр.

Чтобы узнать о полном списке изменений в законе, скачайте документ в последней редакции по .

В городах и регионах Российской Федерации существует множество малых или средних предпринимателей, являющихся неотъемлемой частью экономики страны. Для развития экономики Правительство поддерживает и помогает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам развиваться, вкладывать средства в развитие. Эти процессы, процедуры и условия, а также правоотношения меду бизнесменами и государством регулируются и контролируются Федеральным законом 209.

Что представляет собой закон?

ФЗ о субъектах малого и среднего предпринимательства был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Последние изменения в него были внесены 27 ноября 2017 года. В Федеральном законе о предпринимательстве 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти в области ведения малого и среднего предпринимательства. По нему устанавливаются нормы, определения понятий, способы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

  • 1 ст. — сфера, на которую распространяется и которую регулирует описываемый закон;
  • 2 ст. — другие законы и акты, регулирующие эту область;
  • 3 ст. — список понятий и их определения, используемые в ФЗ 209;
  • 4 ст. — распределение субъектов предпринимательства по категориям;
  • 5 ст. — статистическая информация о деятельности малого и среднего предпринимательства;
  • 6 ст. — задачи и принципы, по которым Правительство контролирует и помогает развиваться предпринимательству;
  • 7 ст. — особенности законов и актов, регулирующих сферу предпринимательства;
  • 8 ст. — реестры лиц, относящихся к предпринимателям малого и среднего бизнеса;
  • 9 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти;
  • 10 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 11 ст. — полномочия сотрудников органов местного самоуправления;
  • 12 ст. — взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти в области предпринимательства;
  • 13 ст. — органы координации и совещаний;
  • 14 ст. — поддержка и помощь лицам, занимающимся малым или средним предпринимательством;
  • 15 ст. — инфраструктура поддержки лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 16 ст. — способы, процессы и формы поддержки;
  • 17 ст. — поддержка при помощи денежных средств;
  • 18 ст. — поддержка при помощи имущества;
  • 19 ст. — поддержка при помощи сведений и информации;
  • 20 ст. — поддержка при помощи консультаций;
  • 21 ст. — поддержка в области образования лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 22 ст. — поддержка в сфере инноваций и промышленного производства;
  • 23 ст. — поддержка в сфере ремесленной деятельности;
  • 24 ст. — поддержка в области внешнеэкономической деятельности;
  • 25 ст. — поддержка в области сельскохозяйственной деятельности;
  • 26 ст. — утратил силу ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
  • 27 ст. — заключительные условия и положения Федерального закона.

«О поддержке малого и среднего предпринимательства» ФЗ основан на положениях Конституции Российской Федерации.

Новые поправки

Последние изменения были внесены в Федеральный Закон 209 27 ноября 2017 года, при принятии ФЗ номер 356.

Изменения произошли в статье 25.1. Согласно новой редакции, объектами инвестирования корпораций малого и среднего предпринимательства являются:

  • Долговые обязательства РФ;
  • Депозитные счета в финансовых организациях.

В ст. 25.1 были добавлены пункты с 11.1 по 11.7. Согласно им, дочерние корпорации теперь вправе также инвестировать средства. Порядок и условия размещения средств или их инвестирования определяется советом директоров корпорации.

Корпорации малого или среднего бизнеса обязаны соблюдать следующие нормативы:

  • Достаточное количество капитала;
  • Величина риска инсайдера должна быть совокупной;
  • Размер рисков на контрагентов максимальный;
  • Соблюдение соотношения капитала корпорации и обязательств.

Расчет условий и нормативов ведется согласно указаниям Правительства Российской Федерации. Проверки корпораций на соблюдение условий, требований и нормативов, установленных Правительством РФ ведутся аудиторными организациями. Все числовые значения и информация о соблюдении нормативов должна быть открытой и размещена на официальном сайте корпорации.

В статье 25.2 были добавлены изменения в части 6.1. Совет директоров корпорации может принять решение о разрешении получения отрицательного финансового результата. Однако такое может происходить только в планируемых отчетных периодах.

В статье четыре изменения произошли 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 207. Согласно этой статье к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся:

  • Хозяйственные общества;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Хозяйственные партнерства;
  • Фермерские или крестьянские хозяйства;
  • Кооперативы на производстве;
  • Потребительские кооперативы.

Изменения произошли в части 1.1, пункт 2, подпункты а и б. Численность сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства не должна превышать ста человек (для малого бизнеса) и 250 (для среднего бизнеса). Согласно изменениям пункта 2.1, правительство Российской Федерации имеет право устанавливать и изменять предельную численность сотрудников для организаций, компаний и фирм малого и среднего бизнеса за прошедший календарный год.

Изменения в категории предпринимательства с малого на средний, со среднего на большой и наоборот происходит, если в течение трех календарных лет происходило изменение численности сотрудников. В случаях вновь созданного или вновь зарегистрированного ИП или юр. лица, если информация была изменена или сохранена в едином реестре, то категория предпринимательства соответственно сохраняется или изменяется.

Текст действующей редакции ФЗ 209

Федеральный закон о предпринимательстве был основан на актах Конституции Российской Федерации. Каждый желающий вести бизнес малой или средней категории имеет определенные права и обязанности, правительство РФ поддерживает и помогает предпринимателям. Чтобы понимать в каких случаях можно обратиться за помощью, к каким категориям относится бизнес и как не совершить ошибки, за которые можно понести ответственность, рекомендуется прочесть или изучить ФЗ 209.

Принят новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса. В нем определены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также основные цели и принципы государственной политики по развитию этих предприятий. Материал о положениях нового закона подготовлен Л.П. Фомичевой, аудитором, членом Палаты налоговых консультантов РФ.

Примечание:

Примечание:
* Мы писали об этом .

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. .

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом .

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Малые и средние предприятия: критерии

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

Летом 2015 года было внесено множество изменений в законодательные акты для предпринимателей. Наибольшей корректировке подвергся Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

Что изменилось в июне 2015 года?

В Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства 29 июня 2015 года были внесены поправки, согласно которым увеличивается порог участия зарубежных компаний и лиц в уставном капитале организаций-субъектов предпринимательства. Если раньше их доля не могла быть выше 25%, то теперь данный показатель повысился до 49%. Это означает, что юридические лица в РФ могут привлекать больше иностранных инвесторов для развития собственного бизнеса .

Данные ограничения не распространяются на предприятия, занимающиеся практическим внедрением технологий, изобретений, программных разработок, а также на юридических лиц, поддерживающих деятельность инновационного центра «Сколково».

Компаниям, принимающим участие в научно-исследовательских проектах «Сколково»и имеющим долю в составе инвестиционного товарищества, переход в категорию субъектов бизнеса дает ряд преимуществ:

  • Упрощаются правила для налоговой отчетности .
  • Смягчаются требования к ведению бухгалтерской документации.
  • Вводятся определенные льготы при проведении приватизации имущества государства или муниципалитета.
  • Появляется возможность поставлять товары или производить работы для нужд государства или субъектов РФ.
  • Действуют особые меры по обеспечению и удовлетворению гарантированных законодательством интересов и прав.
  • Дополнительное финансовое стимулирование.

Кроме этого, изменился максимальный размер выручки для отнесения категории субъектов, и в 2015 году для микропредприятий он составляет 120 000 000 руб., для малых предприятий - 800 000 000 руб., а для средних- 2 000 000 000 руб. за предыдущий год («Постановление Правительства от 13.07.2015 №702»).

Для сравнения: ранее действующее Постановление от 09.02.2013 №101 устанавливало для микропредприятий - 60 000 000 руб., для малых - 400 000 000 руб., а для средних - 1 000 000 000.Предельный размер выручки рассматривается и корректируется Правительством 1 раз в 5 лет, но глобальное увеличение суммы произошло именно в 2015 году.

Самой главной новостью стало опубликование Указа Президента РФ №287,согласно которому было принято предложение Правительства о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства посредством переименования Агентства кредитных гарантий. Главной целью создания Корпорации является всяческое взаимодействие с предприятиями. Определились и иные ее функции:

  • Оказание помощи российским представителям бизнеса.
  • Привлечение инвестиций для динамичного развития отечественного предпринимательства, в том числе и от зарубежных компаний.
  • Разностороннее способствование развитию проектов инвестиций , которые направляются в капитал организаций (субъектов).
  • Информационное взаимодействие с субъектами и органами власти, муниципалитетом и другими органами, которые содействуют развитию бизнеса.
  • Разработка и усовершенствование методов поддержки предпринимателей.
  • Обращение в органы антимонопольной службы в случае неразмещения в единой информационной системе заказчиком данных о закупке, или же при нарушении сроков размещения, а также при незаконных требованиях заказчика к предоставленным участниками закупки документам.
  • Обжалование в судебных органах неправомерных действий, предпринимаемых заказчиками против субъектов.
  • Отслеживание соответствия закупочных планов законодательным нормам.
  • Оказание имущественной поддержки в виде оформления в собственность недвижимого имущества субъектам.
  • Контроль оказания помощи предпринимателям федеральными, субъектовыми и муниципальными органами власти.
  • Анализ ежегодной отчетности о закупках.

Возглавлять Корпорацию будет Генеральный директор, а также Правление и Совет директоров. Для обращения в данную организацию предприниматели смогут посещать Многофункциональный центр, или же заказывать требуемую услугу через Единый портал Госуслуг. Также планируется открытие филиалов, отделов для консультаций и представительств - они должны взаимодействовать с субъектами бизнеса на их территории.

Мораторий на проверки малого бизнеса

1 июля 2015 года Госдумой был одобрен Проект ФЗ №814738-6 «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц…», вступающий в силу с 1 января 2016 года. Согласно ему, до 31 декабря 2018 года ИП и юр. лица освобождаются от плановых проверок. Однако это не касается организаций, работающих в области экологической, противопожарной или государственной безопасности - они будут проверяться в прежнем режиме.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать и в ряде других случаев:

  • Если ООО или ИП в течение трех последних лет грубо нарушали законодательство и на них накладывались административные санкции; выносилось решение о приостановлении их деятельности или же отзывались лицензии.
  • Если дата плановых проверок была установлена ранее даты вступления Закона в силу.

Постоянная поддержка со стороны Государства и введение некоторых льгот для предпринимателей дает стимул развивать бизнес ускоренными темпами, и это сказывается непосредственно на экономике страны в целом.

Предпринимательство регулируют законы о правах индивидуальных предпринимателей, которые вводят его в ранг государственной политики. Сфера бизнеса в наибольшей степени определяется действиями государственных органов власти в ходе регулирования деятельности ИП на законодательном уровне.

Законодательство в сфере предпринимательства разрешает бизнесменам:

  • отстаивать свои права в суде, являясь истцом или ответчиком;
  • тратить полученную прибыль по собственному усмотрению;
  • открывать банковские счета в неограниченном количестве;
  • выбирать компаньонов, категории покупателей, виды товаров для реализации;
  • выбирать сегмент рынка для осуществления собственной деятельности;
  • самостоятельно устанавливать стоимость товаров и услуг.

Нормативные основы предпринимательства

Предприниматель занимается ведением самостоятельной деятельности на собственный риск. Она имеет экономическое направление, а ее результаты обусловлены получением дохода в процессе оказания услуг, реализации товара, при выполнении определенных работ, пользовании различными видами имущества.

Предпринимательская деятельность в РФ регулируется законодательно-нормативными актами, среди которых:

  1. Закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  3. Закон о предпринимательской деятельности и т.д.

ФЗ № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является основным законом, регулирующим деятельность, предполагающую получение предпринимательского дохода. Структура нормативно-законодательного акта состоит всего из 27 статей, что отличает его от многих других законов. Например, закон о пенсионном обеспечении военнослужащих включает 6 разделов и 65 статей. Закон № 209-ФЗ четко регулирует вопросы, которые возникают в процессе предпринимательства.

Законодательное регулирование в процессе развития бизнеса осуществляется 1 и 2 ст. закона о предпринимательской деятельности, где отражены главные понятия относительно категорий субъектов бизнеса. Более подробно о правах ИП описано в 3 и 4 ст. ФЗ № 209.

Главные принципы и цели госполитики содержатся в 5-7 ст. закона. В этих же статьях разъясняется форма федерального статистического наблюдения. Виды реестров субъектов бизнеса, выступающих в качестве получателей государственной поддержки, фиксирует 8 ст.

Закон об ИП дает возможность субъектам малого (среднего) бизнеса действовать в определенном направлении. Классификатор кодов ОКВЭД содержит перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешает законодательство. Конституция РФ гарантирует право заниматься предпринимательством любому гражданину, что прописано в ст. 34.

Каждый обладает правом на реализацию собственных способностей посредством использования различных видов имущества, позволяющих осуществлять деятельность, связанную с получением дохода. Применение этого закона обеспечивает наличие аргументов в процессе оспаривания нормативных актов и распоряжений государственных органов. Они могут прямо или косвенно препятствовать предпринимательству конкретных граждан либо неопределенного круга лиц, заявивших о нарушении собственных законных прав.

Вернуться к оглавлению

Регистрация предпринимательской деятельности

ГК РФ содержит расшифровку такого понятия, как предпринимательская деятельность.

В этом нормативно-законодательном акте, стоящем на втором месте по юридической значимости после Конституции РФ, приведены следующие признаки предпринимательства:

  • деятельность субъектов предпринимательства на основе собственной автономной воли;
  • возникновение риска, так как ответственность за итоги деятельности лежит на том лице, которое ее осуществляет;
  • систематическое получение прибыли и др.

ГК РФ предусмотрены общие законодательные нормы, распространяющиеся на деятельность физических и юридических лиц.

ГК РФ (ст. 23) устанавливает право за физическим лицом, позволяющее заниматься бизнесом только после госрегистрации в ФНС РФ.

Все граждане, желающие пройти регистрацию в качестве ИП, обращаются по месту проживания в орган налоговой инспекции, поскольку осуществлять регистрацию ИП уполномочен только госорган ФНС РФ.

Любой гражданин обладает правом пройти регистрацию в качестве предпринимателя, что предусмотрено Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Закон об индивидуальном предпринимательстве устанавливает, что информация о гражданах, ведущих деятельность, предполагающую получение дохода, должна содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Для граждан, занятых предпринимательством, но не осуществивших регистрацию, предписанную законом, предусмотрены те же законодательные нормы.

Вернуться к оглавлению

Право на наем работников

Оформление трудовых отношений должно производиться предпринимателем согласно трудовому законодательству в рамках Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. Закон, регулирующий деятельность ИП в области трудовых отношений, разрешает бизнесмену заключать с работниками договоры гражданско-правового характера. При выявлении факта заключения трудового договора под видом гражданско-правового соглашения у бизнесмена могут возникнуть неприятности.

Определенные случаи требуют, чтобы количество работников не превышало установленных норм. Данный момент должен быть проконтролирован предпринимателем, чтобы штат не насчитывал лишнее количество сотрудников.

Для оформления других работников требуется соблюдение другого порядка. Необходимость установления правил взаимоотношений между работодателем и работником обусловлена возможностью последнего обратиться в суд с иском признать договор не гражданско-правовым, а трудовым.

Обладая правом приема на работу сотрудников, предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном Фонде РФ в качестве работодателя. Занимаясь деятельностью на основе патента, работодатель имеет право принять на работу только 5 сотрудников. Чтобы не совершать ошибок, связанных с оформлением на работу сотрудников, необходимо тщательно ознакомиться с Трудовым кодексом РФ.

Если работник был нанят предпринимателем, то уволить его будет не так просто, поскольку работодатель должен оплачивать ему отпуск и больничные. Подписание трудового договора ИП с работником является основанием для постановки на учет ИП в качестве работодателя, который также должен в течение определенного срока заключить договор со страховой компанией и встать на учет в ФСС. Работодатель должен зарегистрироваться в ПФ РФ не позднее 30 дней со дня заключения договора с сотрудником о найме.

Вернуться к оглавлению

Право на открытие расчетного счета в банке и ведение УСН

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» разрешает индивидуальным предпринимателям не заниматься ведением бухгалтерского учета. Этот закон освобождает ИП от сдачи отчетности без определенных дополнительных условий. В данном случае не играет роли масштаб бизнеса, система налогообложения или сфера деятельности, как и наличие либо отсутствие у ИП наемных работников. Это закреплено в ст.6 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» (п. 2.1.).

Бизнесмен имеет право самостоятельно решать вопрос по открытию расчетного счета. Сколько счетов открывать в банке — это дело субъекта предпринимательства. Открытие расчетного счета производится на основании банковского счета. Он позволяет осуществлять расчеты, связанные именно с предпринимательством.

Расчетный счет требуется бизнесмену в процессе осуществления расчетов с другими предпринимателями, клиентами, поставщиками, юрлицами в безналичной форме. Наличие расчетного счета бизнесмену жизненно необходимо. Он вправе открывать счета в неограниченном количестве. При ведении нескольких видов бизнеса удобно пользоваться отдельным счетом для каждого из них. Счет может быть открыт в национальной валюте либо в иностранной.

Налоговый кодекс РФ не требует от владельца бизнеса открывать расчетный счет в обязательном порядке. Открыв его, можно избавить себя от простаивания в долгих очередях в банке, что является очень полезным. Современный интернет-банкинг позволяет производить оплату налогов, фиксированных страховых взносов и т.д.

НК РФ позволяет ИП переходить на упрощенную систему налогообложения сразу после регистрации. Это дает возможность бизнесменам уплачивать налоги приемлемых размеров.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ