Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Повесть «Выстрел» открывает «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Она повествует о, казалось бы, незначительном происшествии в жизни главного героя. Долгие годы он стремился отомстить одному человеку. В итоге, когда такая возможность ему представилась, герой отказался от нее.
Этот главный герой – Сильвио. Мы встречаемся с ним уже в самом начале повести. Рассказчик представляет нам его как романтического героя.
В романтической литературе существует определенный тип героя. Это человек, благородный, сильный и честный, который противостоит окружающему миру. Часто этот герой действует в экзотической обстановке, совершает героические поступки.
Портрет романтического героя создается также в романтических тонах. Часто у него мужественные черты лица, романтическая бледность. Романтического героя всегда окутывает ореол таинственности, за ним тянется какая-то загадка. У него может быть печальная или трагическая тайна в прошлом, которая тяготит его душу и не позволяет быть счастливым. Как правило, жизнь романтического героя заканчивается трагически. Он погибает, потому что у него нет сил жить в мире зла, обмана и пошлости.
Сильвио выписан как романтический герой. Это подтверждает его портрет: «его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы». Сильвио отличается от офицеров, окружающих его, выделяется из общей массы. Ему около тридцати пяти лет, и он, по меркам обычных людей, ведет странный образ жизни. Не являясь военным, общается только с ними, живет расточительно и скудно одновременно.
У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию. Будучи метким стрелком, герой отказался от дуэли с офицером, оскорбившим его. Все в гарнизоне недоумевали: почему Сильвио так поступил?
В разговоре с рассказчиком он объяснил, что не стал стреляться не из благородных побуждений. Конечно, герой мог легко застрелить своего противника. Но он не стал этого делать, потому что считал, что за ним был долг, обязательства, которые он должен быть выполнить. Поэтому герой не имеет права рисковать своей жизнью.
Как выяснилось, в молодости, когда Сильвио служил в гусарском полку, у него был соперник, который позже стал его врагом. Этот соперник был красив, умен, богат, остроумен, удачлив во всех делах. Сильвио завидовал ему, потому что всегда и во всем он привык быть первым: «Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние». Этот молодой человек занял его место. По крайней мере, так считал Сильвио. Поэтому он не принимал никаких знаков дружбы или примирения от графа. Сильвио нарочно искал с ним ссоры.
Наконец, он добился своего: нагрубил графу на балу. Была назначена дуэль. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он прицелился и попал в фуражку героя. Настала очередь Сильвио стрелять. Но граф вел себя так спокойно и непринужденно, ел черешни в ожидании своей участи. Сильвио же больше всего хотел задеть своего соперника, сделать ему больно, чтобы тот мучился духовно так же, как и сам герой. На дуэли такой возможности ему не представилось.
За Сильвио остался его выстрел. Он ждал случая отомстить. И вот, много лет спустя, его ожидание оправдалось. В сцене второй дуэли раскрываются все положительные качества героя. Он не смог просто так выстрелить в безоружного человека. Противники опять бросали жребий, первым опять стрелял граф. Его пуля пробила картину. Выстрелить Сильвио помешала судьба.
Он увидел графа испуганным, смятенным, униженным. Этого герою хватило с лихвой. Он достиг своей цели, поэтому стрелять ему было уже не обязательно. Сильвио говорит графу: «Не буду… я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
Жизнь Сильвио закончилась трагически. Он погиб, и смерть его тоже окутана романтическим ореолом. Героя убили в Греции, где он возглавлял освободительный отряд.
Сильвио – романтический герой, но основная суть его характера – реалистическая. Что двигало им? Жажда мести и зависти. Он не смог пережить, что кто-то лучше его. Это слабость, а романтический герой всегда силен. Поэтому за маской романтизма в этом образе скрывается реалистический персонаж.

Огромное влияние на развитие русского языка и литературы оказало творчество известного всему миру поэта Александра Пушкина, который создал много замечательный и удивительных по своему таланту и глубине произведений. Одно из них - «Выстрел», в котором интересно все: и композиция, и сюжет, и главные герои. Многоуровневость композиции пушкинского произведения позволяет автору ввести в рассказ несколько рассказчиков и сюжет, который оказывается сложным по своему построению.

Автор решает прямо на глазах читателя переложить авторство другому человеку, от лица которого и идет все повествование. Поэтому повествование всей повести ведется от лица Ивана Петровича Белкина. Пушкин это задумывается не случайно, а чтобы глубже показать действительность и описать те нравы, которые царили в это время. Такое «мнимое» авторство позволяет Пушкину рассказать о судьбах своих героев, показать их желания и мечты. На фоне судьбы героев показана и широкая, но обобщенная картина русской жизни девятнадцатого века. Все события пушкинского произведения подчинены реальности, то есть они привязаны к конкретному месту и временному промежутку.

Главные герои пушкинской повести сначала влюбляются. Они влюблены, и это их состояние позволяет автору показать завязку основных событий сюжета. Главным действующим персонажем повести является Сильвио. Он бывший гусар и по пушкинскому описанию было видно, что ему около тридцати пяти лет. Но эта опытность лишь только помогла ему, давая некие преимущества. А его и угрюмость, и крутой нрав и даже злой язык очень сильно влияли на молодое и еще неопытное поколение. Но главная его особенность все-таки состояло в том, что вокруг него всегда была какая-то таинственность. Например, она окружала его судьбу: о нем было известно немного, он вроде бы был русским, но при этом у него почему-то было иностранное имя.

Любил пушкинский герой и читать, но книги были или военные, или же романы. А если вдруг кто-то просил у него книгу на время, чтобы почитать, то он отдавал ее с радостью и уже больше никогда не требовал назад. Но если он брал книгу, то тоже не торопился ее отдать, а чаще всего и не возвращал никогда. Основное занятие Сильвио было стрельбой из пистолета. И та тайна, которая полностью окружала этого героя, стала причиной того, что он был всем интересен.

Но в пушкинской повести есть и другое действующее лицо, имя которого автор так и не раскрывает перед читателем. О нем лишь только говорится, что этот человек был из богатой и знатной семьи. Сильвио характеризует его так: у него есть многое, например, молодость, красота, ум и бешеная веселость, беспечность и храбрость, громкое и знатное имя и деньги, которые у него были всегда и он не боялся, что когда - нибудь они могут закончиться. Деньги, кстати, у него никогда и не переводились. И вот теперь такой герой появляется в том обществе, где и существовал Сильвио. Для этого общества было все странным и далеким. Сильвио честно говорит о себе, что сразу же стал его ненавидеть. А его успехи среди других сослуживцев или в женском обществе приводили его в отчаяние. Поэтому очень скоро Сильвио специально стал искать повод, чтобы с ним поссориться. И он нашел!

Этот персонаж является не только центральным в пушкинской повести, но и связывает несколько сюжетных линий, их движение. Уже в самом начале сюжета подчеркивается то, настолько равнодушен соперник Сильвио в сцене дуэли. Так автор описывает его: когда он стоял под дулом пистолета, которое было направлено ему на него, то он держал в руках еще и фуражку. В ней лежала черешня. Он спокойно доставал оттуда по одной ягоде, клал в рот, и потом выплевывал косточки, которые долетали до Сильвио. Такое равнодушие противника не могло не взбесить Сильвио. Но уже в финале автор показывает и смятение своего главного героя, у которого даже волосы стали шевелиться и встали дыбом.

Конечно же, мечты о мести ни на минуту не оставляют Сильвио. Честь для него становится главным, ведь предыдущее оскорбление еще не было отомщено. Поэтому-то дуэль и не закончена. Для главного героя она продолжается. Но автор показывает, что в конце повести он наконец-то сможет получить удовольствие. Читатель видит, что для него главное было не убить своего противника, недруга, которого он так сильно ненавидел, а ему нужно было успокоить свое самолюбие. Он даже отказался стрелять в того, которого совсем недавно желал убить.

Когда ему тот предлагал сделать свой выстрел, то он отказался, объяснив это тем, что ему достаточно было увидеть смятение и даже робость на лице своего противника. Ему достаточно было заставать этого равнодушного и спокойного человека сделать свой выстрел и оставить после наедине с его совестью. Сильвио прекрасно понимал, что этот человек получил хороший жизненный урок, и будет помнить его всю жизнь. Его совесть будет это все помнить.

Да, Сильвио не убил своего врага, ему это не нужно было. Для пушкинского героя важна была победа, а не то, как она будет достигнута. Сильвио увидел слабость своего противника, и это уже была победа. Он смог восторжествовать над своим недругом, не причиняя тому зла. Он просто унизил его, растоптал, показал, что у него есть превосходство над ним. У главного пушкинского героя показана сильнейшая сила духа, его мощь. Его сила красива, прекрасна, но в то же время она разрушительна и пугает.

Он горд настолько, что забывает просто о человеке. И в этом есть свое особое противоречие между дворянской честью, которая принадлежит именно этому времени и людям тогда жившим, и общечеловеческими ценностями. Пытаясь восторжествовать, Сильвио приносит горе и жене графа, которая к их конфликту никаким образом не относится. И поэтому это чувство у главного героя злое и неприятное. Но переживания графа и графини еще долго будут продолжаться. А вот Сильвио погибает, хотя и как герой.

Да, возможно, автор выбирает не всегда неординарные пути разрешения конфликтных ситуаций, но зато их помогает решить реальность. А сам Пушкин пытается научить своих читателей правильно относиться к жизни: мудро, благородно, терпимее.

Рассказывая историю Сильвио, автор сообщает, что «какая-то таинственность окружала его судьбу». Никто не мог бы точно передать факты его биографии, но было известно, что когда-то он служил в гусарах, почему-то вышел в отставку, «поселился в бедном местечке», где жил «вместе и бедно и расточительно». Ему было тридцать пять лет, он был одинок, «держал открытый стол для всех офицеров». На обедах у него «шампанское лилось рекою», хотя обстановка квартиры и сам быт хозяина вовсе не говорили о благополучии. Одним из развлечений была игра в карты, но Сильвио только наблюдал и очень редко играл.

Позднее автору станет известно, почему этот человек так остерегался всякого риска: абсурдно, но он берег свою жизнь только для того, чтобы довести до конца когда-то приостановленную дуэль. Отличительными чертами Сильвио были уверенность в своей правоте и нежелание принимать возражения, чужие мнения, из-за которых мог бы разгореться конфликт. Сильвио, зная о своей горячности, в споры не вступал, хранил молчание и был угрюм. Было также известно о постоянных тренировках Сильвио в стрельбе и его успехах: он достиг полного совершенства по меткости в прицельной стрельбе, что вызывало уважение к нему у молодых офицеров.

Загадочность этого человека (начиная с имени) создавала разные предположения, но именно противоречивость и двойственность его натуры привлекала автора-рассказчика, хотя и его однажды разочаровал Сильвио. Он не вызвал на дуэль недавно прибывшего в полк офицера, который оскорбил его. Многим показалось, что Сильвио как будто опасается дуэли, и некоторые из офицеров не простили ему этот «недостаток смелости». Рассказчик, который также входил в круг частых посетителей дома Сильвио, испытывал неловкость, так как не мог теперь искренне уважать его. А Сильвио был «слишком умён и опытен, чтобы этого не замечать». Именно поэтому и состоялся разговор, во время которого герой был очень озабочен: «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола».

Благодаря исповеди Сильвио, автор делает выводы не только о неординарности его личности, но и о причинах этой таинственности, особенности героя. Желание быть всегда первым, в центре внимания и поклонения, доводило его в молодости до озлобления и ненависти к тем, кто без особых усилий добивался признания и лидерства, становясь соперником для Сильвио. Таким человеком оказался молодой граф, прибывший в гусарский полк. Он отличался не только знатностью и богатством, но и особым превосходством во всём: «Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, весёлость самую бешеную, храбрость самую беспечную…». Одним словом, Сильвио одолела зависть, и он сам «стал искать… ссоры» с баловнем судьбы.

Автор, пересказывая исповедь Сильвио, не щадит героя и сообщает об отрицательных чертах его характера. Такие качества, как завистливость, злобность, мстительность не могут вызывать симпатию. А в способности героя сконцентрироваться на одной цели, годами выжидать случая, чтобы достичь её, решить поставленную когда-то задачу, автор увидел навязчивую идею, небывалую одержимость, граничащую с психическими нарушениями. Также рассказчик отмечает в Сильвио перемены, произошедшие за шесть лет после дуэли. Он способен теперь смотреть на себя со стороны, быть честным. Рассказывая свою историю, герой ничего не приукрашивает и не скрывает, поэтому беспощадная оценка собственной гордыни и других отрицательных качеств достойна уважения. И всё-таки нервозность, волнение из-за полученного известия говорят о его нездоровом воображении: он видит момент своего торжества, победу над сильным соперником, которого хочет наказать.

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА

(1830; опубл. 1831)

ВЫСТРЕЛ

Сильвио — тридцатипятилетний офицер-дуэлянт, одержимый идеей мести. История о нем поведана И. П. Белкину неким полковником И. Л. П., в инициалах которого легко прочитывается намек на знаменитого бретера той поры И. П. Липранди; повествование ведется от лица И. Л. П. Полковник-рассказчик, в свою очередь, сначала описывает свое давнее личное впечатление от героя, затем — пересказывает эпизод, поведанный ему графом Р***. Так что образ С. последовательно отражен в самых разных зеркалах, как бы пропущен сквозь сложную систему несовпадающих точек зрения — и при этом ничуть не меняется. Неизменность героя резко подчеркнута, — точно так же, как подчеркнуто его стремление казаться двойственным, странным.

Читатель впервые видит С. глазами юного офицера (будущего «полковника И. Л. П.») в местечке ***, где С. живет в отставке, привлекая окружающих своей загадочностью. С. — русский, хотя и носит иностранное имя («Сильвио» — звуковой аналог «настоящего» имени, подобранный рассказчиком). Он живет одновременно и бедно, и расточительно. В мазанке (!) он держит собрание пистолетов; стреляет в стены; необычайно меток; а главное — угрюм и горд. Но стоит новому офицеру повздорить с С. из-за карт, как тот, вопреки угрюмости и гордости, довольствуется формальными извинениями — и не вызывает обидчика на дуэль. И только в конце первой части рассказчик (а через него читатель) узнает о причине такой неожиданной «робости»; это и становится финалом экспозиции и завязкой сюжета. С. считает нужным перед прощанием объясниться; оказывается, он «не имеет права» подвергать себя риску смерти, пока не довершит дуэль шестилетней давности, во время которой его обидчик, граф Р***, слишком равнодушно отнесся к возможной гибели от пули С. Фуражка С. была прострелена на вершок ото лба; свой выстрел он оставил за собой (мотив «отсроченного выстрела» содержится в повести А. А. Бестужева (Марлин-ского) «Вечер на бивуаке», эпиграф из которой предпослан пуш-кинско-белкинской новелле), чтобы найти графа в минуту наивысшего торжества — и отомстить знатному счастливцу.

Эти слова вводят в сюжет неявный мотив социальной зависти «романического» героя к «счастливцу праздному» (тот же мотив будет развит в «Пиковой даме» и «Медном всаднике»). Вводят — и лишают героя таинственного ореола. Впервые «байроническое» описание облика С. («мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола») начинает смахивать на пародию; впервые за сложной «поведенческой маской» приоткрывается пошлая однозначность душевного облика.

И далее образ С. будет тем более упрощаться, чем более замысловатыми и даже изощренными будут его поступки и жесты. Разыскав графа Р*** в имении, куда тот уехал на медовый месяц, дуэлянт внезапно является в кабинет молодожена — и, насладившись эффектом, «благородно» предлагает еще раз бросить жребий, — чтобы все не походило на убийство. Но показное благородство его жеста тут же оттенено подлостью; С. вновь, как в случае с карточной игрой, нарушает неписаный кодекс дворянской чести; он продолжает целиться в графа при женщине, его молодой жене. И то, что в конце концов он стреляет в картину (пуля в пулю), а не в счастливого графа, — ничего не меняет.. Ибо за осуществление своего «романического» (а С. любитель романов) замысла он уже заплатил бесчестьем.

Сюжет, задуманный С, развязан; сюжет самой жизни продолжается (ибо всегда открыт, незавершен). Но в нем для С. уже нет места; отомстив, тот лишился своей единственной цели — и, по слухам, гибнет в «романтической» битве греков-этеристов за независимость, чтобы быть похороненным на кладбище под Скулянами. (Подобно пушкинскому лицейскому сокурснику Броглио, чья внешность и чье имя подозрительно близки герою «Выстрела».) Причем под Скулянами турки и греки-этеристы (а также их добровольные сторонники вроде С.) должны были биться врукопашную, иначе пули и снаряды попадали бы в русский карантин на противоположном берегу р. Прут; так что стрелок С. погиб не от выстрела — и не от выстрелов погибли его последние враги. Пуля, которую он всадил в идиллическую «швейцарскую» картину, оказалась «метафизически последней». А счастье «незаслуженного» счастливца, баловня судьбы графа Р*** - продолжается, хотя бы и омраченное произошедшим.

Транскрипт

1 H. И. МИХАЙЛОВА ОБРАЗ СИЛЬВИО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ» Не будет преувеличением, если мы скажем, что образ главного героя «Выстрела» Сильвио является загадкой, которая до настоящего времени не получила в литературоведении однозначного решения. Обратившись к истории изучения этой повести в русской и советской критике, нетрудно убедиться в том, что образ Сильвио окружен множеством толкований, самых противоречивых. Так, например, Н. И. Черняев 1 видит в Сильвио воплощение христианской заповеди «не убий», А. Искоз (А. С. Долинин) 2 индивидуалиста, жаждущего власти. И. Кроль 3 рассматривает Сильвио как мстительного злодея, Б. С. Мейлах 4, Н. Я. Берковский 5 и В. Г. Одинокое 6 как плебея, бунтаря против сословных привилегий. А. Г. Гукасова 7 говорит о героическом характере Сильвио, А. Л. Слонимский утверждает, что Сильвио лишь «изображается как натура исключительная, а в сущности, это такой же обыватель, как и сам рассказчик (разве стреляет лучше)» 8. Таким образом, Сильвио 1 См. Н. И. Черняев. «Выстрел». В кн.: Н. И. Черняев. Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, См. А. Иск оз (А. С. Долинин). Повести Белкина. В кн.: «Сочинения А. С. Пушкина». (Под ред. С. А. Венгерова) в 6-ти т., т. VI. СПб, См. И. Кроль. «Повести Белкина». В сб.: «Пушкин и театр». Л., См. Б. С. Мейлах. Пушкин и его эпоха. М., См. Н. Я. Берковский. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма). В сб.: «О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы». М. Л., См. В. Г. О д и н о к о в. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. Новосибирск, См. А. Г. Гукасова. «Повести Белкина» Пушкина. М., А. Л. Слонимский. Мастерство Пушкина. М., 1959, стр

2 оказывается то мстителем, то чуть ли не революционером, то обывателем, то героем. Помимо явной односторонности отдельных из приведенных нами толкований, следует заметить, что все они, противореча друг другу, содержат в себе следующее противоречие: если Сильвио мститель, индивидуалист, обыватель, то зачем Пушкин приводит Сильвио к смерти за свободу Греции, да еще в.самом героическом сражении лод Скулянами? Если же Сильвио герой, бунтарь против сословных привилегий, революционер то почему Пушкин рассказывает о его действительно героическом деянии лишь одной заключительной фразой, отводя главное место в повести рассказу о дуэли Сильвио с графом? Лишней оказывается или сама повесть, или ее заключение. Попытка дать истолкование образа Сильвио, которое не противоречило бы логике всей повести, найти закономерность в развитии реалистического характера, созданного Пушкиным, является главной целью данной работы. Анализ образа Сильвио в какой-то мере усложняется, а в какой-то мере упрощается тем, что Сильвио связан с множеством прототипов. Разумеется, прототипы не могут иметь решающего значения для исследователя литературы. Художественный образ всегда обобщение. Поэтому нельзя согласиться с Л. П. Гроссманом, который, рассказывая о прототипе Сильвио кишиневском знакомце Пушкина И. П. Липранди, утверждает следующее: «Художественный метод Пушкина сводится прежде всего к фиксации реальных черт его модели» 9. Вместе с тем нельзя не признать, что биографические сведения о прототипах Сильвио помогают лучше уяснить, к какой первичной социальной группе относится пушкинский герой, понять ее характерные особенности. В этом отношении определенный интерес представляет статья Н. О. Лернера 10, где в отличие от Л. П. Гроссмана указывается на множество реальных лиц, в чем-либо сходных с Сильвио. Н. О. Лернер говорит о том, что Сильвио являет собой социально-психологический тип Л. Гроссман. Исторический фон «Выстрела» (к истории политических 9 обществ и тайной полиции 20-х гг.). «Новый мир», 1929, 5. См. Н. О. Лернер. К генезису «Выстрела». В сб.: «Звенья», 10 т. V. М. Л

3 пушкинской эпохи, поскольку его бреттерские черты свойственны особой категории людей, к которой можно отнести и хорошо известных Пушкину Ф. И. Толстого «американца», М. С. Лунина, А. И. Якубовича. В статье Н. О. Лернера заслуживает внимание и указание на то, что в Сильвио есть как персональные, так и литературные черты. Среди «литературных» прототипов Сильвио Н. О. Лернер особо отмечает романтических героев Бестужева-Марлинского. Сближает Сильвио с героями Бестужева-Марлинского и В. В. Виноградов. «Сильвио сродни героям Марлинского, пишет исследователь. Но в реалистическом освещении он выглядит иначе, жизненнее и сложнее» 11. Сопоставление Сильвио с героями Бестужева-Марлинского позволит с наибольшей наглядностью выявить новаторство Пушкина-реалиста, поэтому следует остановиться на специфике творчества Бестужева-Марлинского более подробно. Белинский, как известно, сурово осудил Бестужева- Марлинского за «бесхарактерность характеров», подчеркнув, что эта бесхарактерность является общей чертой всех его героев. Замечание критика верно лишь в том смысле, что реалистического характера Бестужев- Марлинский действительно не создал. Изображение характера как совокупности национальных, исторических, социальных и психологических факторов, формирующих личность, явилось достижением реализма. Романтизм лишь поставил проблему характера, но не разрешил ее. Вместе с тем признание романтизмом изображения независимой личности главной задачей искусства, интерес к внутреннему миру личности, установка на показ психологического характера все это было, несомненно, прогрессивным явлением в русской литературе. Стремление романтизма к изображению психологии героя является связующим звеном между романтизмом и реализмом, что позволяет говорить о влиянии Бестужева-Марлинского на Лермонтова, а затем и на Л. Толстого. Однако романтизм далек от реализма как в общей своей концепции, так и в творческом методе, в принципах изображения характера. Это отличие особенно заметно там, где романтик и реалист описывают одно и то же социально-историческое явление, создавая 11 В. В. Виноградов. Стиль Пушкина. М., 1941, стр

4 на его основе романтический и реалистический характеры. Таким социально-историческим явлением, нашедшим отражение и в творчестве Бестужева-Марлинского, и в творчестве Пушкина, было «гусарство», своеобразное явление в русской армии годов. К теме «гусарства» Бестужев-Марлинский обратился еще в 1823 году во время работы над повестью «Вечер на бивуаке». (Один из эпиграфов к «Выстрелу» Пушкин взял из этой повести.) Уже в начале «Вечера на бивуаке» писатель пытается воскресить романтическую обстановку наполеоновских войн, создать атмосферу гусарской храбрости и молодечества. «Добро пожаловать, князь! Насилу мы тебя к себе залучили, где пропадал?» приветствуют гусары князя Ольского. «Спрашиваются ли такие вопросы? Обыкновенно, перед своим взводом, рубил, колол, побеждал!» 12 лихо отвечает князь. Однако Бестужев-Марлинский не описывает военные подвиги Ольского, а заставляет его самого рассказать о поездке к французам на обед, в которой показной удали больше, нежели истинной храбрости. Анекдог Ольского помогает автору показать лишь внешнюю сторону «гусарства», создать условно-романтическую обстановку, па фоне которой появляется главный герой повести полковник Мечин. Бестужев-Марлинский далек от изображения социально-исторической обусловленности характера своего героя. Абстрактное изображение «гусарства» только намек на среду, сформировавшую характер Мечина, который раскрывается в романтических ситуациях его собственного рассказа о любви к княжне Софье, о дуэли с соперником, жажде мести и т. д. Характер Мечина с самого начала повествования задан Бестужевым-Марлинским как характер романтического героя с бурными страстями. «Вы знаете, говорит Мечин, что природа влила в меня знойные страсти, которыми увлекаюсь в радости до восторга, в досаде до исступления или отчаяния» (49). Этот 12 А. А. Бестужев-Марлинский. Вечер на бивуаке. Соч. в 2-х т., т. I. М., 1958, стр (В дальнейшем при ссылке на это издание страницы будут указаны в тексте.) 141

5 общий очерк психологической характеристики героя Бестужев-Марлинскнй проясняет в резких контурах его душевных переживаний, вызванных внешними причинами. Удостоверившись в неверности возлюбленной, Мечин признается: «Гордость зажгла во мне кровь, ревность разорвала сердце. Я кипел, грыз себе губы...» (51). Желая отомстить сопернику, он неистовствует. «Бешенство и месть запалили кровь мою», говорит он. «Мне беспрестанно мечталось: гром пистолета, огонь, кровь, трупы» (52). Однако случай, подстроенный другом Мечина Владовым, избавляет его от убийства, а время залечивает сердечные раны. Встретившись на Кавказе с тяжелобольной Софьей, брошенной негодяем-мужем, соперником Мечина, Мечин забывает былую обиду, ухаживает за умирающей возлюбленной и оплакивает ее смерть. Такой перелом в чувствах романтического героя, мелодраматическая окраска его переживаний определяются авторской волей Бестужева-Марлинского в большей степени, чем логикой психологического развития характера. Создавая характер главного героя, писатель использует прием контраста. Бурные страсти Мечина контрастируют с холодной рассудительностью Владова. Благородство Мечина дано в контрасте с низостью его соперника, «человека без чести и без правил». Прием контраста, переходящего в контраст благородного романтического героя и светского общества, характерен и для последующих произведений Бестужева-Марлинского, для повестей 30-х годов, где писатель вновь обращается к теме «гусарства». Одна «из таких повестей «Испытание» (1830) изображает «гусарство» 30-х годов. Это все тот же условноромантический фон, на котором изображаются условноромантические герои майор Стрелинский и эскадронный командир Гремин. Последний ничем не отличается от Мечина: он также благороден, наделен бурными страстями, резкими, ничем, кроме авторской воли, не мотивированными переходами от любви к ненависти и от доверия к подозрительности. Образ благородного гусара Стрелинского (он покидает светский Петербург для того, чтобы посвятить себя заботам о благосостоянии своих крестьян) не что иное, как рупор авторских идей. Неслучайно Белинский заметил, что Бестужев- 142

6 Марлинский «повторяет себя в каждом новом произведении» 13. Доминирующая роль авторской личности, которая сказалась в «Испытании» и в многочисленных авторских отступлениях, в субъективно-лирическом построении повести, в языке повествования, не могла не привести Бестужева-Марлинского к однообразию его романтических героев. «Все герои его повестей, писал Белинский, сбиты на одну колодку и отличаются друг от друга только именами» 14. Конечно, созданный писателем романтический характер отражал реальность, но был далек от реалистического характера, который создал Пушкин в своем Сильвио. Для анализа принципов изображения пушкинского героя обратимся к тексту «Выстрела». Первая трудность, с которой мы здесь сталкиваемся, сложность структуры повествования, как, впрочем, и во всех «Повестях Белкина». На это впервые обратил внимание В. В. Виноградов, рассмотревший сложные стилистические отношения между издателем А. П., Белкиным, биографом Белкина и рассказчиками 15. Разработанная В. В. Виноградовым теория многосубъектности повествования в «Повестях Белкина», наблюдения о зависимости многосубъектности повествования с объективным заданием Пушкина были творчески использованы последующими исследователями «Повестей Белкина», в частности С. Г. Бочаровым 16 и К. Штедтке 17. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что структура повествования в «Повестях Белкина» определяется требованием Пушкина объективного изображения реальной действительности. Пушкин отказывается от един- 13 В. Г. Белинский. Литературные мечтания. Полн. собр. соч. в 13-ти т., т. I. М., 1953, стр Там же. 15 См. В. В. Виноградов. О стиле Пушкина. В сб.: «Литературное наследство», кн М., 1934; В. В. Виноградов. Стиль Пушкина; В. В. Виноградов. К изучению языка и стиля пушкинской прозы (работа Пушкина над повестью «Станционный смотритель»). «Русский язык в школе», 1949, 3. * б См. С. Г. Бочаров. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель»). В сб.: «Проблемы типологии русского реализма». М., См. К. Штедтке. К вопросу о повествовательных структурах в период русского романтизма. В сб.: «Проблемы теории и истории литературы». Изд-во МГУ,

7 ственной авторской точки зрения на изображаемое. Поэтому он демонстративно отделяет себя от своего произведения, приписывая его вымышленному автору Белкину. В то же время, Пушкина не удовлетворяет и возможная в данном случае субъективность Белкина. Поэтому Белкин лишь записывает рассказы, слышанные им от «разных особ». «Разные особы», рассказчики, смотрят на мир со своей точки зрения, но в их восприятие Пушкин включает и восприятие других персонажей повестей, которые в свою очередь также выступают в роли рассказчиков, как граф и Сильвио в повести «Выстрел». Множественностью субъектов повествования, которые смотрят на мир с разных точек зрения, дают субъективное восприятие и отражение различных сторон действительности, и достигается ее объективное изображение. Анализируя содержание «Повестей Белкина», нельзя не учитывать сложную многосубъектную структуру повествования. Так, в повести «Выстрел» образ рассказчика, подполковника И. Л. П., помимо стилистического и композиционного значения 18, является важным, прежде всего, для понимания образа главного героя Сильвио. Пожалуй, недооценкой роли рассказчика отчасти объясняются.противоречивые толкования этого пушкинского героя. Сильвио показан Пушкиным через восприятие подполковника И. Л. П. Подполковник же, вспоминая о Сильвио, признается читателям: «Имея от природы романическое воображение, я всех сильнее прежде всего был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести» 19. Поэтому образ Сильвио окружен в его рассказе ореолом загадочности, овеян романтикой в духе произведений Бестужева-Марлинского. Однако, заинтриговав читателей рассказом подполковника И. Л. П., который склонен видеть в Сильвио романтического героя со злодейскими, даже демоническими чертами, Пушкин заставляет самого Сильвио рассказать о первой половине его прерванной дуэли с графом. Здесь романтик- 18 О композиционной роли рассказчика в «Выстреле» см. Д. Д. Благой. Мастерство Пушкина. М., А. С. Пушкин. Повести Белкина. Поли.собр. соч. в 16-ти т., т. VIII. М. -Л., 1949, стр. 67. (В последующем все сноски даются по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы). 144

8 рассказчик уступает место Пушкину-реалисту. Обратимся к рассказу Сильвио. «Вы знаете... что я служил в гусарском полку», так начинает его Сильвио. «Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством: я перепил славного Бурцова, воспетого Денисом Давыдовым. Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня, как на необходимое зло» (VIII, 69). В этом отрывке Пушкин, как и Бестужев-Марлинский, описывает одно из своеобразных бытовых и психологических явлений в русской армии годов «гусарство», которое проявлялось прежде всего в бесшабашном молодечестве, показной удали, эффектном позерстве («В наше время буйство было в моде». «Мы хвастались пьянством». «Дуэли в нашем полку случались поминутно»). Для того чтобы лучше передать атмосферу «гусарства», Пушкин упоминает славного Бурцова, который был воспет в стихах Давыдовым как лихой рубака, веселый собутыльник, «ера, забияка». Этот обобщенный и во многом приукрашенный образ гусара-бреттера пользовался большой популярностью среди военной молодежи. В последующем он нашел отражение в образе Долохова в романе Л. Толстого «Война и мир». Изображая «гусарство» в повести «Выстрел», Пушкин не стремится к созданию условного фона повествования, как это делает Бестужев-Марлинский. «Гусарство» необходимо Пушкину для того, чтобы показать объективную основу, условия, сформировавшие характер Сильвио. Используя термины социальной психологии, можно сказать, что «гусарство» является той первичной социальной группой, которая программирует характер Сильвио. Сильвио типичный бреттер со всеми гусарскими доблестями. В то же время, в отличие от своих товарищей, Сильвио первый бреттер армии («я был первым буяном по армии». «Я перепил славного Бурцова». «Я на всех (дуэлях) бывал или участником, или свидетелем»). Привычка первенствовать психологическая основа характера Сильвио. Пушкин наделяет 145

9 своего героя не бурными романтическими страстями, а лишь одной страстью страстью первенства. Об этом говорит сам Сильвио: «Характер мой вам известен: я привык первенствовать, по смолоду это было во мне страстию» (VIII, 69). Первенство Сильвио было признано его товарищами («Товарищи меня обожали») и составляло единственный смысл его жизни. Характер Сильвио раскрывается в его столкновении с графом Б., причем следует заметить, что Пушкин не использует в данном случае излюбленный Бестужевым- Марлинским прием контраста характеров. Герои Пушкина не исключают, а скорее взаимно дополняют друг друга. Граф Б. гусар, который в еще большей степени, чем Сильвио, приближается к идеалу бреттера. «Отроду не встречал счастливца столь блистательного!» так описывает Сильвио своего соперника, которого, в отличие от соперника Мечина, вовсе не отличает низость души и бесчестность поступков. «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым не знал он счета и которые у него не переводились, и представьте себе, какое действие он должен был произвести между ними» (VIII, 69). Неравенство Сильвио, небогатого и, вероятно, незнатного дворянина, и графа, богатого человека знатной фамилии, не является, с нашей точки зрения, главной причиной соперничества между ними, хотя на этом и настаивают Б. С. Мейлах и Н. Я. Берковский. Если бы графа отличало только громкое имя и деньги, вряд ли бы он вообще привлек внимание первого бреттера армии. Дело в том, что у графа были еще и «молодость, ум, красота, веселость самая бешеная, храбрость самая беспечная». Обладая такими качествами, этот баловень судьбы легко смог отвоевать у Сильвио первенство. Борьба за первенство и определяет взаимоотношения пушкинских героев. Показательно, что Пушкин, изображая стремление Сильвио во чтобы то ни стало отстоять свое право называться первым бреттером армии, не дает психологического анализа, и показывает лишь действия героя. Сильвио сам начинает борьбу за первенство, холодно приняв своего соперника. Возненавидев графа за его быстрый успех, Сильвио ищет с ним ссоры, пишет на 146

10 него эпиграммы. Наконец, он наносит оскорбление графу, который вызывает его на дуэль. Для Сильвио цель дуэли доказать свое превосходство над противником, заставить его проявить недостойную гусара трусость. Разумеется, Пушкин не дает такой прямой мотивировки намерений героя, однако она логически вытекает из самого повествования. «Жизнь его наконец была в моих руках», рассказывает Сильвио. «Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства» (VIII, 70). Однако граф сохранил благородное спокойствие перед лицом смерти и презрение к своему противнику, облеченное к тому же в насмешливую, оскорбительную для него позу. Поэтому Сильвио и не убивает графа, так как его бесстрашие даже в этом случае все равно не давало бы Сильвио морального права считать себя первым бреттером армии. «Злобная мысль мелькнула в уме моем» (VIII, 70), говорит Сильвио, т. е. внезапно он принял решение выждать время, улучить тот момент, когда сами жизненные обстоятельства заставят графа проявить робость и смятение под его пистолетом. Сильвио окончательно принял это решение, ушел в отставку и шесть лет посвятил ежедневным упражнениям в стрельбе, готовясь к решающей встрече с графом. Выйдя в отставку, Сильвио не смог оторваться от военной среды. Поэтому он живет в местечке***, где стоит полк и где всегда можно найти привычное ему общество. Впрочем, в этом обществе, среди офицеров нового поколения, Сильвио чувствует себя одиноким. Интересно отметить, что исторически действительно сложились два поколения военной молодежи. Об этом свидетельствуют мемуары и дневники современников Пушкина. Так, например, Павел Вяземский, сын П. А. Вяземского, вспоминал: «Для нашего поколения, воспитывавшегося в царствование Николая Павловича, выходки Пушкина уже казались дикими. Пушкин и его друзья, воспитанные во время наполеоновских войн, под влиянием героического разгула этой эпохи, щеголяли воинским удальством и каким-то презрением к требованиям гражданского строя. Пушкин как будто дорожил последними отголосками беззаветного удальства, видя в них последние проявления заживо схороняемой 147

11 самобытности жизни» 20. В дневнике А. Н. Вульфа читаем следующее: «Нониче уже буйство молодежи уже прошло: это заметно по университетам, где нет более реномистов, по корпусам, где уже не бунтуют и не бьют учителей и наконец по полкам, где даже и гусары (название прежде однозначущее с буяном) не пьянствуют и не бушуют... Всякое время должно иметь и свои обычаи; скоро может, не только у нас не будет Бурцовых, но гусары вместо вина будут пить сахарную воду, ходить не в бурках, а в кружевах, а вместо всем известного народного... лепетать известные нежности желанным красавицам» 21. Пушкин, таким образом, подходит к изображению «гусарства» конкретно-исторически. Сильвио гусар годов, поэтому его одиночество среди нового поколения офицеров вполне естественно. Естественно и благожелательное отношение Сильвио к подполковнику И. Л. П., который, несмотря на «романическое» воображение, был довольно заурядной личностью. Подполковник И. Л. П., рассказчик повести, нужен Сильвио лишь для того, чтобы хоть кому-нибудь передать избыток информации. В отличие от Бестужева-Марлинского, субъективно раскрывающего романтические характеры своих героев, Пушкин создает реалистический характер Сильвио, сосредоточивая субъективный момент восприятия этого характера в образе рассказчика, подполковника И. Л. П. Именно в субъективном восприятии подполковника И. Л. П. Сильвио приобретает таинственные черты демонического злодея. На самом же деле все поступки Сильвио лишены романтической таинственности, так как строго детерминированы особенностями его характера. Это отчетливо проявляется и в описании второй половины его прерванной дуэли с графом. Сильвио явился к сопернику, чтобы разрядить свой пистолет. Однако граф сохраняет внешнее спокойствие и выдержку. «Я отмерил двенадцать шагов», рассказывает граф, «и стал там в углу, прося его выстрелить, пока 20 П. Вяземский. Воспоминания. В кн.: В. Вересаев. Спутники Пушкина. М., 1937, стр А. Н. В у л ьф. Дневники. М., 1929, стр

12 жена не воротилась. Он медлил он спросил огня» (VIII, 73). В этих двух фразах Пушкин не дает психологического анализа переживаний Сильвио. Однако, изображая его действие (он медлит), Пушкин дает возможность путем использования названных косвенных мотивировок реконструировать психологическое состояние героя. Сильвио медлит, потому что спокойствие графа его не устраивает. Только трусость и смятение противника могут его удовлетворить. Лишь в подобном случае он сможет вернуть себе сознание своего первенства. Сильвио медлит он понял, что только появление жены выведет графа из равновесия. Медлит. Он спрашивает огня, чтобы протянуть время. Таким образом, действие героя служит Пушкину своеобразным приемом изображения его внутреннего состояния. Психологизм действия нарастает по ходу дальнейшего повествования. «Подали свечи», продолжает свой рассказ граф. «Я запер двери, не велел никому входить и снова просил выстрелить. Он вынул пистолет и прицелился. Я считал секунды... Я думал о ней. Ужасная прошла минута! Сильвио опустил руку. «Жалею, сказал он, что пистолет заряжен не черешневыми косточками... пуля тяжела. Мне все кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнем сызнова: кинем жребий, кому стрелять первому» (VIII, 73 74). Снова граф внешне спокоен, спокоен, несмотря на ужасные переживания, и снова Сильвио медлит. Кроме того, убив достойного человека, который к тому же безоружен, Сильвио действительно чувствовал бы себя убийцей. Если героям Бестужева-Марлинского нужно убить соперника, то Сильвио нужно доказать свое превосходство над ним. Поэтому Сильвио не использует свое неоспоримое право ответного выстрела и предлагает начать новую дуэль. «Голова моя пошла кругом, вспоминает граф, кажется, я не соглашался» (VIII, 74). По правилам дуэли граф и не должен был согласиться. Однако он поступил против правил, вновь тянул жребий, вытащил первый номер и выстрелил в Сильвио. 149

13 Согласно кодексу дворянской чести граф поступил недостойно. Такой недостойный, с точки зрения Сильвио, поступок давал ему моральное право устроить ту безобразную сцену, которая разыгралась с приходом графини и, наконец, вывела графа из равновесия. «Встань, Маша, стыдно!» закричал граф жене, бросившейся на колени перед Сильвио. «А Вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли Вы стрелять или нет?» «Не буду, отвечал Сильвио, я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Предаю тебя твоей совести» (VIII, 74). Этот ответ еще раз доказывает, что Сильвио нужно было не убить графа, не отомстить ему, а лишь доказать свое превосходство, которое, впрочем, он понимал в свете довольно узких идеалов «гусарства». Последним выстрелом в простреленную графом картину первый бреттер лишь эффектно заканчивает свою дуэль. Казалось бы, Пушкин мог именно так и закончить свою повесть. Однако он завершает ее следующими словами подполковника И. Л. П.: «Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами» (VIII, 74). Б. С. Мейлах полагает, что такое заключение говорит о том, что в иных условиях Сильвио стал бы героем. В. Гиппиус видит в этом заключении указание на те возможности, которые были скрыты в Сильвио, не называя, впрочем, характера этих возможностей. Нам представляется, что они были заложены в самом «гусарстве», полностью сформировавшем моральный облик Сильвио. «Гусарство» проявлялось не только в озорстве и показной удали. Воспитывая в то же время личную отвагу, прямодушие, чувства товарищества и патриотизма, «гусарство» годов явилось также проявлением своеобразного вольнолюбия и фрондерского протеста против аракчеевских порядков в царской армии. Вернуться в армию Сильвио уже не мог; новому поколению армейской молодежи были чужды традиции «гусарства», идеалы которого продолжали оставаться для Сильвио незыблемыми. Доказав в свете этих идеалов свое превосходство над графом, добившись постав- 150

14 ленной цели, которая занимала его целых шесть лет, Сильвио должен был искать новое поле деятельности. Естественным и, пожалуй, единственным выходом для него и оказалась война в Греции, где Сильвио встретил смерть. Так Пушкин довел развитие созданного им реалистического характера до его логического завершения.

15 ЗАМЫСЕЛ, ТРУД, ВОПЛОЩЕНИЕ... ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФ. В. И. КУЛЕШОВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1977


МОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района белгородской области» Урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» Учитель: Курлыкин А.И. 2008 г. Пояснительная

Сочинение на тему мое мнение о романе евгений онегин Сочинение на тему Онегин как герой нашего времени Евгений Онегин первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в Это

1 Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма. М., 1967. С.11. См. также с. 25. 2 Белинский В. Г. Полн.собр.соч. В 13 т. М., 1956. Т. 10. С. 82-83. Последующие ссылки на это издание приводятся в тексте с

ВОЙНА И ВОЕННЫЙ БЫТ В РУССКОЙ ПРОЗЕ XIX ВЕКА (К 200-летию Отечественной войны 1812 года) РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IX-XII КЛАССОВ ШКОЛ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ В 2011/2012

Образ маленького человека в петербургских повестях гоголя сочинение Новаторство Достоевского в образе маленького человека. традиции в изображении чиновничества в рассказах Чехова Гоголь Н. В. - сочинения

Сочинение тарас бульба отношение к отцу и матери Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Владимир Дубровский как матери, Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило. 3. Вывод. Мое отношение

Повести белкина герои проблематика стиль сочинение 29, Переход к реализму: Повести Белкина. 52, Рр Классное сочинения по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего Проблематика повести. б) умение использовать

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

Сочинение грушницкий и его роль в романе Сочинения по русской литературе Юнкер Грушницкий вторая контрастная фигура, поставленная Цель его жизни сделаться героем романа. Возможно, это предчувствие и сыграло

Сочинение пишется по определенному плану: 1. Введение 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. Литературный аргумент 7. Любой другой аргумент 8. Заключение

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Читайте Достоевского, любите Достоевского. К 195 летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать

Сочинение на тему бородино от лица солдата Обращение к стихотворению Лермонтова Бородино, которым открывается раздел Из. не прямо от себя, а от лица рассказчика - солдата, участника битвы. Если Вам понравилось

Сочинение на тему роль композиции романа в раскрытии характера печорина Это определило и своеобразную композицию романа. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент. Психологический

Сочинение на тему две встречи печорина с максим максимычем Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Они разбиты на

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Самостоятельная работа 7. Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (одно произведение по выбору студента). Читательский дневник. При выполнении работы используйте следующую форму ведения дневника:

Л.Н.Толстой 1829 1910 Рассказ «После бала» (1903). Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ После бала выходит далеко

Готовые домашние задания, гдз по алгебре, геометрии, физике, химии для 7,. Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с. 11769279032156 Сочинение по литературе по произведениям Н.В.

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Истинное и ложное в романе «Война и мир» Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Сочинение рассуждение евгений онегин энциклопедия русской жизни Сочинение на тему чем интересен роман евгений онегин эпоха в романе Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни. сочинения на анализ и

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! к 133-летию со дня рождения АА Блока О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить! А Блок А Блок творчество его принадлежит

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Государственная столичная гимназия Тема: «Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского на примере сопоставительного анализа «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя, повести «Двойник», романа «Бедные

Индивидуальный стиль исследовательской деятельности и ученика в системе развития интеллекта учителя Актуальность данной темы обусловлена обновлением содержания образования, потребностью школ в интеллектуальном

Фет Афанасий Афанасьевич «1820-1892» известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Выполнила: Жукова Алена 3 «Б» класс Ранние

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Выполнено ученицей 8 класса Мироновой Илоной;) М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг Родился 3 (15) октября 1814 года в г. Москве. Родители Лермонтова

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент

Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм.

Жанры художественного стиля речи Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство

Роман был написан в период 1837-1840гг. Он состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. В «Герое нашего времени» мы видим целую галерею героев, описание

Сочинение на тему евгений онегин сын своей эпохи Именно Евгений Онегин явился тем произведением, на котором Пушкин как Сочинение Евгений Онегин сын своей эпохи Евгений Онегин. в теме сочинения вас просят

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

Краткое сочинение на тему базаров и его родители Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители говорят на разных языках,

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это: 1) тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать); 2) аргументы (каждый из них должен служить убедительным

Карл и Александра Фукc ГОРОД КАЗАНЬ, КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ И ЕЕ ЖИТЕЛИ в исторических, этнографических и литературных сочинениях в прозе и стихах 1817 1844 В 3 томах Том I К. Фукс КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА КАЗАНИ

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать и уметь: понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; знать основные

Сочинение на тему аристократизм кирсанова против нигилизма базарова Образ России, тема Аристократизм П. Кирсанова против. заданным вопросам. нигилизма Базарова 14 14 Классное контрольное сочинение. сочинение

Приговор окончательный. Обжалованию не подлежит 1.1. Работаем вместе с преподавателем Дело 1 1. Познакомьтесь с делом, которое раскрыл доктор Меридит. 2. Выступите в роли детектива. Ответив на поставленный

Сочинение судьба героев в романе белая гвардия Сочинение по произведению: Белая гвардия / Автор:М.А.Булгаков/ Только уникальные Не было в эпоху революции и гражданской войны человека, чью судьбу не Наступила

Урок литературы в 8 классе по теме «Повесть Н.В.Гоголя «ШИНЕЛЬ» учителя русского языка и литературы МОУ «Степная средняя общеобразовательная школа» Ташлинского района Оренбургской области Юнусовой Винеры

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» Литературно поэтический час Посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

Выполнила: Романовская Анастасия. Целью данной работы: Исследовать историческую современную жизнь цыган и сравнить с описанием их образа жизни в одноимѐнной поэме А.С. Пушкина Задачи: Научиться пользоваться

Михаил Юрьевич Лермонтов Русский поэт и прозаик первой половины 19 века Представитель романтизма Jitka Kašpárková Aneta Kulhánková Родился в Москве 15. 10. 1814 года Бабушка, богатая аристократка, воспитывала

Тема 54. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Знакомство с героем Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут

Что определяет судьбу человека: случай, среда или сам человек? Урок-дискуссия в 8 классе Что может быть аргументом Примеры из собственного жизненного опыта Примеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередач

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

II Всероссийская Толстовская олимпиада по литературе Задание 1. 10 класс 1. В плену Пьер: А) поддался чувству страха; Б) почувствовал себя лишенным свободы человеком; В) узнал, что нет положения, в котором

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

Вечерний Выпуск 13. 13 февраля 1869 г. ПЕТЕРБУРГ. Исповедь убийцы. Эксклюзивное интервью с Родионом Раскольниковым!!! Читайте на стр. 2-6. Родион Раскольников: Я не жалею о том, что признался. ЛЕТОМ 1866



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ