Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Многие люди думают, что дубовые листья все одинаковы в природе. Но это не так. Известно, что разновидностей этого дерева, встречающихся в разных частях мира, насчитывается более шестисот. Что касается окраски, то летом листья могут быть от светло- и тёмно-зелёного до серебристого цвета. Причём дубы, растущие на гималайских склонах, имеют очень много отличий от шотландских или тропических полинезийских уже хотя бы потому, что в тёплых климатических широтах это вечнозелёные растения, не сбрасывающие листву на зиму, как это происходит у нас.

Однако все дубовые листья всегда широкие, поэтому некоторые путают их с кленовыми, особенно осенью, когда они окрашиваются в удивительные пёстрые цвета всех оттенков. Как и большинство широколистных, они имеют тонкую пластину, а замысловатые зубчики - их характерная особенность. Вот по этим зубчикам и различаются между собой те или иные виды дубов, а также по наличию или отсутствию на листиках пушка и по геометрическим особенностям - они могут быть овальной или эллиптической формы.

Места, где эти растения произрастают компактно, называются дубравами. Дубовые листья весной на российской территории появляются довольно поздно и опадают тоже последними, стараясь удержаться на дереве даже в сухом состоянии.

Дерево растёт не спеша, сначала активно вытягиваясь ввысь, потому что не выносит затенения, отчего изо всех сил и стремится к солнышку. Только добравшись до выгодной ему высоты, оно начинает расширять свой ствол. Корневая система у него настолько мощная, что этот великан не страшится никаких поэтому и продолжительность его жизни - несколько веков. Так, только на территории России за последние два года получили государства уже двадцать восемь дубов-старожилов, проживших от трёхсот до пятисот лет.

Эти гиганты настолько потрясающи, что с самых древних времён люди придают им сакральное значение и используют дубовые листья во многих бытовых ритуалах и знахарских рецептах, направленных на восстановление сил, укрепление здоровья и поддержание красоты.

По этой же причине их так активно использовали в геральдике различные племена и народы. Самым известным примером тому служат германские княжества. Немцы во все времена настолько почитали дубовый лист, рисунок которого у них был изображён на гербах и щитах в средние века, на наградах и знаках отличия в более поздние времена, что в начале Второй мировой войны выгравировали его на высшей награде - рыцарском кресте, которым удостаивались самые доблестные офицеры, и только с представления самого фюрера.

В настоящее время, согласно действующему в законодательству, если проявившие героизм военные удостоились одной и той же награды во второй, третий, четвёртый раз, то вместо самих орденов им выдают нагрудный наградной знак, имеющий пять степеней доблести - серебряный дубовый лист. Фото этих наград наглядно демонстрирует, что каждый из знаков отличается размерами и крепится к На нём листья собраны в пучок вместе со стеблями и желудями.

— А вам никогда не бывает страшно? — спросила Алиса.
— Вы здесь совсем
одни, и никто вас не охраняет…

— Как это «одни»? — сказала Роза. — А дуб на что?

Л. Кэрролл

«И дуб когда-то был крошкой, колыбелью ему служил маленький желудь… Больше, великолепнее его не было дерева во всем лесу. Вершина его высоко возносилась над всеми деревьями и была видна с моря издалека, служила приметой для моряков… В ветвях дуба гнездились лесные голуби, куковала кукушка, а осенью, когда листья его казались выкованными из меди, на ветви присаживались и другие перелетные птицы…» — так описывает это дерево Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Последний сон старого дуба».

И это очень показательный отрывок, ибо в нем представлена практически вся гамма символических значений и смыслов, которые приобрел этот лесной гигант за историю своего существования на земле, а именно долголетие, происхождение великого из малого, великолепие и мощь, священное значимое место, покровительство и прибежище, слава и даже жертва. Приглядимся же к ним повнимательнее, и рассмотрим во всех подробностях.

Происхождение и этимология названия

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Святость дуба

У многих народов дуб посвящался богам: Зевс у греков, Юпитер у римлян, Тор у германцев, Перкунас у литовцев, Дубобог у японцев, Прове у балтийских славян. А в Ромове древние пруссы окропляли священный дуб кровью жертвенных животных и поклонялись в его образе сразу трем богам.

У литовцев и германцев дуб подчас заменял храм, ибо в его дуплах могли укрыться до сотни человек.

Жители Палестины хоронят под дубами своих пророков и святых. Так же поступают и суфии, которые к тому же украшают их ветви лоскутками одежды.

В Англии очень долго считалось, что срубить дуб — это роковой грех, хотя все остальные деревья можно было заготовлять без ограничений. Он использовался только для священных костров. Дуб считался деревом, которое может исцелять и предсказывать.

С введением же христианства началось повсеместное уничтожение дубов как главного предмета языческих культов.

И лишь в эпоху Возрождения снова входят в обиход эмблемы, связанные с дубом. Хотя иногда дубовый лист можно видеть и в готических орнаментах.

И до сих пор живо предание по которому у скептика который усомнился в святости дуба и отрубил его ветвь отсохла рука.

Дуб — символ долголетия и мощи

Повсеместно дуб считается символом долголетия и мощи. И это неудивительно. Ведь дубы известны с древнейших геологических эпох. Эти деревья современники мамонтов и других вымерших животных. Они могут жить до 2,5 тысяч лет, а зрелость дуба наступает только в 150 лет. Дубы вырастают до 30 метров в высоту и до 25 метров в окружности. До 18 века дубы возрастом несколько сотен лет считались в Северной и Восточной Европе обычным делом.

Символика дуба в Древнем Египте

Согласно «Книге Мертвых» дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

Символика дуба у кельтов

Кельты как и германцы почитали дубы на которых росла омела. Под дубом они приносили человеческие жертвы.

Символика дуба у друидов

Само название друиды вероятно происходит от слова «dru» — дуб.

В гороскопе друидов дубу посвящено 21 марта — день весеннего равноденствия. Кроме того, друиды поедали желуди накануне предсказаний. В дубовых рощах они совершали свои богослужения.

К наиболее священным из обрядов друидов относился обряд срезания с дуба ветви омелы, которая считалась панацеей от всех болезней и несчастий. Его производили в полнолуние. Друид в белых одеждах приносил в жертву дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева. Затем специальным золотым серпом срезалась с дуба ветвь омелы.

Символика дуба у славян

Само слово дуб в славянских языках означает «дуплистое дерево» и долгое время слова дуб и дерево считались синонимами. Более того, дуб признавался как главное, настоящее дерево.

Дуб на Руси считался также символом защиты и обороны и именно из дуба были сложены стены Московского кремля при Иване Калите.

Символика дуба в античности

В Древней Греции дуб был посвящен Зевсу Громовержцу. Возможно, это пошло оттого, что по наблюдениям в дуб чаще всего попадала молния (это вошло даже в поговорки).

Греки считали, что через шелест листьев дуба Додоны Зевс передавал свою волю. Ветвями дуба украшались его храмы и, возможно, отсюда берет свое начало использование дуба как символа мужества, доблести, силы и мощи.

Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба.

Римляне посвящали дуб Юпитеру. На острове Неми они почитали управляемую лесным царем дубовую рощу.

Кроме того, в античности дуб считался местом обитания особых нимф — дриад (от греч. drys — дуб).

Дубовый венок у древнеиталийских правителей считался символом сановного достоинства.

Дуб в христианской символике

В Ветхом Завете под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь (при императоре Костантине на этом месте была построена базилика). Возможно поэтому, в мистериях Бог-отец часто выступал под именем или в форме дуба. Священными дубами окружена могила Авеля на утесе реки Авале в Ливанских горах. Под дубом же Иаков закопал всех идолов Сехема. Иисус Навин воздвиг под дубом камень для клятвы. В Офре ангел Господень явился под дубом Гедеону. Кормилица Ребекки была захоронена под дубом, названным потом «дубом плача». Авимилеха поставили в цари у дуба. Под дубом же был похоронен Саул.

Позже дуб, или точнее падуб (Каменный дуб) стал считаться одним из тех деревьев, из которых по преданию был сделан крест Господень. Колючий падуб — это еще и символ тернового венца. По легенде, когда деревья услышали, что Христа должны распять, они договорились между собой что не позволят использовать в этих целях свою древесину и, когда их коснулся топор дровосеков, распались на тысячу кусков. И только падуб остался цел. Так это дерево вошло в культуру как символ почитания Христа, а так же как символ страстей Господних. В этом значении его можно видеть на изображениях Св. Иеронима (размышляющего о страстях Господних) и Св. Иоанна (провозгласившего Христа агнцем Божьим и предсказавшего таким образом его жертву). Упавший же ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация — аллегория обращения язычников.

Символика дуба в астрологии

В астрологии дуб соответствует зодиакальному знаку Льва.

Дуб как алхимический символ

В алхимии дуб — терии, полый внутри дуб, означает бочку, специальный сосуд для брожения и очищения элементов. Согласно «Фигурам Авраама Еврея» — это знак плавильного горна.

Дуб в военной символике

Дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе как эмблемы доблести и силы.

Во времена нацистов дубовые листья использовались в качестве наградных, почетных и орденских атрибутов.

Дуб в геральдике

В русской геральдике дубовая ветвь применятся с конца 19 века. 24 июля 1882 года она была внесена в большой государственный герб в качестве левой стороны венка, тогда как правую ветвь составляла лавровая ветвь.

В советской геральдике дубовая ветвь и лист применялись как эмблематические изображения на медалях, орденах, значках, памятниках воинской доблести и монетах выпуска 1922-1991 годов.

Дубовые листы внесены в соединенную эмблему военной организации стран Варшавского договора.

В Германии дубовый лист использовался в качестве эмблемы начиная со средневековья и вплоть до новейшего времени. Трактовался он классически — как эмблема доблести, причем не только военной, но и трудовой.

Цветовая гамма в геральдических изображениях дуба

Цвет желудей — зеленый, золотой, коричневый, красный или пурпурный.

Цвет листьев — зеленый, серебряный или золотой.

(Подробнее о значениях конкретных цветов см. в разделе «Символика цвета»)

Приметы и гадания связанные с дубом

Если листья дуба скручиваются — то это к засухе (Уэльс).

Найдешь червя в желуде — к бедности, а паука — к болезни (Англия).

Взять два желудя, назвать именами влюбленных и опустить в тазик с водой. Если, плавая, они сойдутся — это к свадьбе (Англия).

Чтобы снять головную боль — вбей гвоздь в ветку дуба (Корнуолл).

В день летнего солнцестояния надо молча потереть рукой кусочек дуба и он будет исцелять все твои болезни.

В России при помощи дуба заговаривали зубную боль, детские болезни и горловые.

Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов.

Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины.

Греческие заклинатели верили, что при помощи дубовой ветви можно вызвать дождь.

Дубовый столб в навозной куче применялся для отпугивания змей.

Комплекс отрицательных значений

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.

Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка — дуб.
Кора головного мозга ему досталась от дуба.
Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые.
Что ни начальник — дуб, что ни подчиненный — пень, что ни бумага — липа.
Не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших — сплошь и рядом.
Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?

Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.

Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб…

Откуда же столь богатый комплекс отрицательный значений, символов и ассоциаций у столь благородного дерева?

Как справедливо отмечает в своей статье Иветта Красногорская, возможно в таких ситуациях люди отталкиваются от все тех же переросших в метафоры, по своей сути положительных значений, таких как «непробиваемый» и «непреклонный».

Прочие значения

Дуб с желудями — эмблема зрелости, полной силы.

Дуб без желудей — эмблема юной доблести.

В немецких карточных играх желудь используется как знак масти.

Желудь является символом мужского полового органа и используется в этом значении как амулет.

У Вальтера Скотта вырванный дуб на щите Айвенго означал потерю наследства.

Хотелось бы отметить, что эмблема дубового листа — это воистину вневременной, внеклассовый и подлинно международный символ, тесно связанный с понятиями мужества, доблести и чести.

Однако даже он не избежал участи «превратного» толкования и неуместного использования.

Так Вильям Похлебкин описывает в своей книге удивительный случай, когда в 1986 году при восстановлении Дома-музея Ермоловой на Тверсоком бульваре в Москве портрет актрисы был помещен в венок из дубовых листьев вместо лавровых. Оправдывалось это тем, что поскольку Ермолова русская актриса, то и венок может быть из любого русского дерева…

Как справедливо заметил автор, если бы такой подход утвердился в области точных наук, то нас ожидал бы хаос, но «в области гуманитарных наук мы часто оказываемся нечувствительными к проявлениям неграмотности» (В.В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики).

Завершая же разговор об одном из самых великолепных символов в человеческой культуре, я снова обращусь к сказке Андерсена:

«Вершина дуба качалась в порыве тоскливого томления, смотрела вниз… И вот сквозь облака проглянули зеленые верхушки леса! Дуб увидал под собой другие деревья…кусты и травы тоже. «Нет, до чего же хорошо, просто не верится! — ликовал старый дуб. — Они все тут со мной, и малые и большие! Ни один не забыт! Возможно ли такое блаженство?» «На небесах все возможно!» — прозвучало в ответ» (Г.Х. Андерсен. Сказки и истории).

Так это дерево становится символом центра мира, его сакральной осью, к которой привязаны, и за которой тянутся все прочие живые существа во вселенной, прообразом отца, оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства проводника.

Одним из наиболее почитаемых, священных деревьев индоевропейцев был дуб. Название дерева восходит к санскритскому корню dwr (по крайней мере, так написано в большинстве источников, мной найдено только слово dvar), звучащее на всех языках приблизительно одинаково, и означающее «дверь». Другое индоевропейское значение корня, по утверждению, встречаемому во многих статьях, это «дерево» (daru). Во всех культурах дерево (мировое, шаманское и т.п.) это путь, по которому можно перемещаться между мирами. А дверь – это всегда граница. Дверь закрывается, открывается, отгораживает, разделяет. Что? Например, миры. В русских заговорах часто говорится "За морем синим, за морем Хвалынским, посреди Окиян-моря, лежит остров Буян; на том острове Буяне стоит дуб...", т.е. в данном случае дуб выступает как один из символов, определяющих «разделение» на мир людей и мир богов. Кельты, да и не они одни, считали, что дубовые двери лучше всего предохраняют от проникновения в дом зла.

Кельтский месяц дуба с попадающим на него летним солнцестоянием знаменовал поворотный момент года, когда солнечный царь Талиесин проходил сквозь земные двери в подземное царство, а души людей могли вспомнить о цели своего земного существования. Собственно день летнего солнцестояния в календаре друидов также считался Днем Дуба. В «Cad Goddeu» дуб выступает как «мощный привратник против врага - имя его во всех землях».

Просто представьте себе маленький желудь. Представьте, как он прорастает, растет, вот уже его крона тянется вверх, а корни уходят вглубь земли – каковы корни, такова и крона. Сменяются человеческие поколения, а дуб все стоит… Сто лет, пятьсот, тысячу… Для человека жизнь дуба кажется удивительно длинной, само дерево становится объектом поклонения – ведь оно помнит такие древние времена, о которых можно услышать лишь сказки… А сколько мудрости заключает в себя дерево, живущее столь долго!

Энергетика дуба сильная, подобная мощному потоку, смывающему на своем пути все наносное, искусственное. В связи с этим можно трактовать дуб и как стержень, основу. Поэтому дубу приписывают колоссальную как физическую, так и духовную силу. Во многих культурах праздничный костер (равно как и огонь в храмах) разжигался на дубовых поленьях, чтобы просьбы и пожелания, помноженные на удивительную силу дерева, прямиком устремлялись в обиталище богов.

Когда мы произносим слово «дуб», чаще всего подразумеваем нечто крепкое, выносливое, сильное. Даже идиома «дуб стоеросовый» означает «дуб, растущий прямо», и уже потом – упрямого, упертого человека. Дуб символизирует силу, мужество, выносливость, крепость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Из-за своих качеств дуб связывается с богом-громовержцем, владыкой небес (Зевсом, Аресом, Юпитером, Марсом, Ахурамаздой, Перуном, Перкунасом. Тором, Дагдой).

Энергетика дуба способна не только напитать человека, но и открыть ему двери в иные миры. Из-за этого своего свойства дуб также выступает как жилище богов, дубравы - как священные места, в которые нисходят боги, позволяя людям говорить с собой (поэтому дубовые рощи стали местом совершения обрядов, важнейших ритуалов, праздников).

Центром греческого святилища Зевса в Додоне являлся дуб, рядом с которым бил источник. Слушая шелест листьев, жрецы предсказывали будущее. В Риме в дубовой роще каждый год праздновалась свадьба Юноны и Юпитера, дубовые же ветви символизировали плодородие, жизненную силу и твердость духа. Особо стоит сказать о кельтских друидах, сделавших дубравы храмами под открытым небом. Дуб для друидов был объектом поклонения, символизируя мировую ось и олицетворяя силу и мудрость, отсюда все, что растет на дубе, становилось «даром небес». Союз дуба и омелы, помимо всего, являлся союзом мужского и женского начал (дуб становился проводником мужской силы). Остроготы считали дуб деревом, хранящим мир, порубка же его приравнивалась к преступлению. Для славян дуб связывался с предками, родом. К нему приходили испрашивать совета, просить о силе и здоровье. В библейской традиции дуб выступает как символ гордости и высокомерия: под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. На дубовом кресте распинается Иисус Христос. В христианской традиции дуб становится символом твердости в вере и добродетели. В специфически христианизированной Ирландии дуб входил в число "Семи благородных деревьев" (шесть других - яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива), за уничтожение которых налагался штраф в размере одной коровы; церкви было принято строить поблизости от дубов; перед дубами же, растущими на церковной территории, во время молитвенной процессии Всех святых, проводимой трижды на неделе перед Вознесением, священник останавливался для короткой службы (невольно отдавая дань древним языческим традициям).

Сила дуба заключается и в том, что не позволяет опутывать сознание человека чарами, дарует ясность и трезвость мыслей. Клятва, произнесенная под дубом, не только означала «в присутствии богов», но и «в трезвом уме и памяти». Иллюстрацией к этому может стать беседа короля Адальбера Кентского с блаженным Августином. Король, остерегаясь колдовства со стороны Августина, назначает ему аудиенцию под старым дубом, где возможно было слушать и беседовать, не боясь, говоря современным языком, хакинга мозгов. Ношение при себе дубовых листьев и желудей, равно как и потребления последних в пищу (например, в виде желудевого кофе), также предохраняет от нежелательного воздействия, препятствует «промывке мозгов» и дает стойкость в своих убеждениях и взглядах.

Под дубовой сенью любили люди заключать брачные союзы, подтверждая тем свое чистосердечное желание соединить судьбы. Обряд братания, скрепленный под сросшимися ветвями двух дубов, означал, что связь людей отныне вечна и будет существовать до конца времен. Дуб, представляющий «сердцевину» личности, в данной ситуации также являлся свидетелем искренности желания.

Дуб, высоко вознесшийся своей кроной, иногда становился громоотводом, в который ударяла молния. Древесина такого дерева приобретала дополнительные защитные свойства, т.к. была отмечена покровителем дуба – богом-громовиком. В частности, дом человека, хранящего кусочек такого дерева считался застрахованным от пожаров, вызванных молнией.

Энергии дерева используется людьми для скорейшего восстановления сил. Прогулка в дубраве наполняет силой, очищает человека (при этом она подобна куску мяса, который легко восстановит силы здорового, крепкого человека, но не сможет усвоиться ослабленным организмом). Для подпитки использовали в бане дубовые веники, или же к ногам больного клали дубовое полено. Сила дерева была такова, что могла излечить и от пьянства, прочищая мозги и убирая зависимости.

Символика дуба используется и в тех областях обычной жизни, где надо подчеркнуть силу, защитные свойства и несгибаемость их обладателя (изображения дубовых листьев/венков/ветвей можно встретить на военной форме, гербах и щитах).

Древесина дуба сохраняет ряд свойств живого дерева. Ее можно использовать (наряду с ясенем и тисом) для создания рун. Из дуба получаются прекрасные инструменты для магической работы; наложенные однажды на дубовые предметы и талисманы плетения «впечатываются» в них, сохраняясь надолго. Особенно хорошо работают дубовые обереги, направленные на защиту, увеличение физической силы, достижение успеха.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов . В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела — женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов . В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела — женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ