Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Наиль Фаттахов

Следственный комитет РФ может быть ликвидирован. Как сообщает издание ПАСМИ , на стол главы администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о реструктуризации следственных органов.

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия, отмечает издание.

Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел, в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это», — заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуется слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70%.

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределены между тремя ведомствами: следственным комитетом России, следственным департаментом МВД и главным следственным управлением ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.

С тех пор информация о ликвидации следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимался вопрос, что следственные органы могут быть объединены указом президента и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

О том, что Следственный комитет РФ в 2018 году ждет расформирование, СМИ писали еще два года. Тогда официальные представители СКР выступили с опровержением этой информации. В начале января 2018 издание «Коммерсант» вновь сообщило о масштабном реформировании данной структуры.

Еще в 2016 журналисты, ссылаясь на собственные источники, говорили о том, что в рамках стартовавшей в РФ реформы силовых и правоохранительных органов сотрудники СКР могут перейти под контроль Генпрокуратуры. Тогда же в Сети был опубликован несуществующий на самом деле «указ» президента о роспуске СКР и передаче его полномочий МВД.

В том виде, в каком сейчас функционируют следственные органы, они были созданы около семи лет назад. Тогда СК РФ был выведен из состава Генеральной прокуратуры. В настоящий момент следственные мероприятия выполняют непосредственно СК, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. До января 2011 года Следственный комитет России входил в состав Генпрокуратуры.

15 декабря 2017 о якобы готовящейся реформе СКР сообщило издание Mash. Новость том, что в первой половине предстоящего года сотрудники комитета будут переведены частично в прокуратуру, частично в Федеральную службу расследований и следственный департамент МВД появилась в ленте телеграм-канала. Однако в самом ведомстве данные слухи опровергают, отмечая, что никто никого расформировывать не планирует.

Комментируя информацию о реформировании Следственного комитета, Роман Скляр, глава компании «Интеллектуальный капитал», отметил, что идея возвращения СК РФ в состав Генпрокуратуры может быть связана с необходимостью расширения функциональности прокуратуры, которая сейчас зачастую ограничена из-за различных бюрократических вопросов, особенно во время проведения предварительного расследования. В связи с этим лица, обвиняемые в уголовных преступлениях, не всегда могут рассчитывать на реальную защиту. Это происходит из-за того, что на этапе предварительного расследования рассматривает исключительно процессуальные вопросы, упуская из внимания изучение уголовного дела по существу.

Спорные вопросы, возникающие в процессе избрания меры пресечения, чаще всего обусловлены разной позицией ведомств. Сроки расследования могут продлеваться следствием самостоятельно, без учета позиции прокуратуры в данном вопросе. В случае объединения ведомств, удастся повысить профессиональный уровень руководства прокуратуры благодаря назначению на прокурорские должности сотрудников, имеющих практический опыт работы следователями и знающих все нюансы организации предварительного.

Роман Скляр считает, что если полномочия Следственного комитета все-таки перейдут в ведение прокуратуры, существенно повысится также качество гособвинения. Это произойдет за счет информирования прокурора о ходе уголовного дела с момента старта расследования. Сейчас же материалы уголовного дела попадают в руки сотрудников прокуратуры лишь по завершению предварительного расследования с целью утверждения ими обвинительного акта. В связи с этим качественно изучить уголовное дело по существу очень сложно.

Ликвидация следственного комитета РФ в 2018 году: последние новости

Как отмечает правозащитник Александр Хуруджи, такие нововведения могут быть связаны с необходимостью сокращения количества правоохранителей в рамках проходящего в РФ масштабного реформирования правоохранительных и силовых ведомств. Подготовка к ней была начата после упразднения ФМС и ФСКН и создания Росгвардии.

Известно, что Россия тратит на содержание правоохранительных органов существенно большее количество средств по сравнению с аналогичными затратами в развитых странах. При этом часть структур МВД, Следственного комитета и прокуратуры дублируют функции друг друга, периодически создавая препятствия следствию.

Кремль от комментирования новости о расформировании СК воздержался. Дмитрий Песков назвал данную информацию слухами.

Фото пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ

Прокуратуре необходимо расширить полномочия по контролю над деятельностью следственных органов, считают в Совете Федерации. По информации «НГ», соответствующий законопроект обсуждается сейчас в кулуарах верхней палаты. Речь идет о наделении прокуроров правом возбуждать уголовные дела по определенным категориям преступлений и прекращать незаконное преследование любого обвиняемого.

Напомним, что в ежегодном докладе генпрокурора Юрия Чайки отмечено, что с 2015 года количество незаконно возбужденных дел достигло 6,7 тыс. По 1,3 тыс. из них были проведены аресты, «но никто не понес за это ответственность». При этом число граждан, содержавшихся в СИЗО более года, за 2016-й выросло на 69%.

В Совфеде уже заявляли о необходимости законодательных изменений, Минюсту, Верховному суду и Генпрокуратуре было поручено их продумать. Однако адвокатское сообщество оказалось более расторопным. Например, предложения Федеральной палаты адвокатов (ФПА) уже попали в резолюцию СФ, на основе которой и будут готовиться законодательные поправки.

Речь идет о возможности прокуратуры самостоятельно возбуждать уголовные дела по ряду преступлений, например против несовершеннолетних или в сфере предпринимательской деятельности. Также прокуроров могут допустить к оценке действий подозреваемых на любом этапе досудебного производства, причем с правом менять квалификацию преступления, установленную следствием, а также прекращать уголовное дело или преследование. По мнению экспертов, суды показали, что они с этой ролью не справляются из-за загруженности. И поэтому рассмотрение ходатайств следствия о заключении под стражу происходит формально.

Сейчас у прокуратуры слишком мало полномочий - и это негативно сказывается на качестве работы правоохранительных органов, заявил «НГ» адвокат Олег Сухов. В пример он привел «проблему с неверной квалификацией – правоохранители часто завышают ее либо добавляют дополнительные статьи, чтобы в суде оставили хотя бы часть из них». Сухов заметил, что наделение прокуроров контрольными полномочиями приведет к конфликту со Следственным комитетом (СК).

По данным «НГ», предлагается обязать следователей уведомлять прокуроров и о продлении сроков расследования, а если они превышают год, то и согласовывать свои ходатайства с надзорным органом. Это поможет в ситуациях, когда следователь долго не проводит никаких действий в то время, когда обвиняемый находится под стражей. Кроме того, в частности, ФПА предложила отстранять следователя от расследования при нарушении им требований Уголовно-процессуального кодекса.

Дополнительные полномочия, считают в СФ, нужны прокуратуре при проведении оперативных мероприятий – обысков или контрольных закупок.

Вполне возможно, что сенаторы выступят и с инициативой о создании института «специального прокурора». Он мог бы вести расследование резонансных дел, в том числе в отношении высших должностных лиц. Предполагается установить для него определенные гарантии независимости.

По словам руководителя уголовной практики BMS Law Firm Тимура Хутова, наделение прокуроров правом итоговой юридической оценки обвинений снизит количество неверно квалифицированных деяний, а следовательно, и лиц, необоснованно содержащихся под стражей. Как считает адвокат, качество следствия продолжает неуклонно снижаться, что вызвано и недостаточной квалификацией сотрудников, и коррупционными проявлениями, и пресловутой «палочной» системой. «Следователь заинтересован не в качественном и полноценном расследовании, а в направлении в суд максимально возможного количества уголовных дел. В большинстве случаев преступление в суде будет переквалифицировано на менее тяжкое, и может получиться, что обвиняемый не должен был находиться под стражей столь долгое время. Однако в зачет следователю идет именно та квалификация, которая направлена в суд, а не итоговая», – пояснил собеседник «»НГ».

Однако, отметил Хутов, против поправок, направленных на расширение надзорных полномочий прокуратуры, выступает мощное лобби из СК. По мнению адвоката, это затруднит работу над внесением и прохождением законопроекта.

У адвоката Всеволода Сазонова другая точка зрения: «В последнее время начали вновь поднимать вопрос о важности суда присяжных и возвращении части надзорных функций прокуратуре». По его словам, власти, похоже, понимают, что без этих изменений проблему низкого качества расследований и незаконных посадок не решить. Поэтому, полагает эксперт, все-таки есть шанс на принятие и реализацию таких поправок.

При этом Сазонов напомнил, что президент Владимир Путин на днях почему-то не поехал поздравить сотрудников СК с юбилеем и ограничился лишь видеопоздравлением. Торжественное же мероприятие Генпрокуратуры в январе этого года глава государства посетил.

Многими наблюдателями и экспертами Следственный комитет России давно называется наиболее конфликтным и доставляющим максимальные политические проблемы для власти силовым ведомством в стране. Выделенный некогда из прокуратуры в отдельное ведомство, СКР задумывался в основном как еще одно личное силовое ведомство для президента страны — СКР подчиняется напрямую ему. Однако, как это и случается, когда институты не работают, а управляются исключительно вручную, в какой-то момент они начинают жить по какой-то собственной логике и все сильнее зависят от противоречий и внутренней борьбы в высших властных эшелонах. Реорганизация СКР России в 2018 году: что слышно в последних новостях о возможности ликвидации ведомства, что будет с сотрудниками Следственного комитета в таком случае.

Противостояние СКР и Генеральной прокуратуры РФ

Следственный комитет России был образован семь лет назад — 15 января 2011 года, когда он окончательно стал самостоятельным силовым ведомством. До этого, начиная с 2007 года, он входил в состав Генпрокуратуры.

Создание СКР, как и Росгвардии совсем недавно — явление для политического режима, подобного российскому, не удивительное. Не станет удивительным и его внезапная возможная ликвидация.

Классика любого авторитарного режима — постоянная конкуренция, доходящая до вражды, между различными силовыми ведомствами. В советское время МВД ненавидело КГБ и наоборот. В современной России СКР и Генпрокуратура находятся во взаимной вражде, а для ослабления МВД была создана Росгвардия. Президент страны становится над схватками, им же самим спровоцированными, и, во-первых, тем самым приобретает еще большую персональную власть, заменяя нормальное взаимное сдерживание институтов личными решениями; во-вторых, в стране таким образом нет реально мощного силового ведомства, за счет разделения полномочий между дублирующими друг друга ведомствами каждое из них становится слабее; в-третьих, президент страхует себя от возможного сговора со стороны силовиков — они постоянно заняты взаимной враждой, а к президенту относятся как к гаранту своего возможного усиления относительно соперников.

Поскольку ни СКР, ни Генпрокуратура не являются полноценными институтами, любое из ведомств в случае необходимости всегда можно ликвидировать, раздробить на отдельные части и т.д. Главное, чтобы целесообразность их сохранения оказалась меньше, чем выгода от реорганизации или ликвидации.

Судя по последним новостям и слухам, Следственный комитет России действительно может находиться на грани ликвидации и возврата его в состав Генеральной прокуратуры страны.

Что не так со Следственным комитетом России?

Главная проблема СКР в последние годы — “ручное” силовое ведомство президента страны стало слишком скандальным.

В принципе, со скандалов все и начиналось еще в 2011 году, когда едва образованный СКР пошел в наступление на Генпрокуратуру, из которой он только-только выделился. Следственному комитету, а в первую очередь его главе Александру Бастрыкину, показалось, что настал шанс заменить собой прокуратуру полностью. СКР открыл дело против прокуроров, которые, по версии комитета, покрывали сеть подпольных казино в столичном регионе. В какой-то момент Бастрыкин пошел в наступление на главу Генпрокуратуры Юрия Чайку, вызвав на допрос его сына. В дело вмешался тогдашний президент Медведев, и конфликт, по крайней мере публичный, быстро сошел на нет.

Этот эпизод — один из самых ярких, он объясняет желание Генпрокуратуры расформировать СКР и вернуть его под свое крыло.

Как говорят аналитики, в настоящий момент аппаратный вес генпрокурора Чайки гораздо выше, чем вес главы СКР Бастрыкина, и Чайка прилагает все усилия к полной победе своего ведомства над конкурирующим.

Благо, скандалов вокруг Следственного комитета РФ и правда хватает. Главу СКР Бастрыкина давно подозревают в том, что он имеет вид на жительство в иностранном государстве, Чехии, что для чиновника такого уровня — огромный скандал. Журналисты разоблачают Бастрыкина как пишущего под псевдонимом автора странных графоманских стихов в интернете. Ведомство и его глава вызывают все меньше уважения у публики и начинают доставлять верховной власти больше проблем, чем приносить конкретной пользы.

Есть и более серьезные проблемы. Например, дело вокруг вора в законе по прозвищу Шакро Молодой, которое стало одним из главных скандалов 2017 года. Напомним, что суть дела была в том, что руководитель московского главка Следственного комитета Денис Никандров был задержан при получении взятки в миллион долларов за освобождение из-под стражи упомянутого выше преступного авторитета.

Случится ли ликвидация СКР в 2018 году?

Достоверно судить о том, случится ли в 2018 году ликвидация или другой вид реорганизации Следственного комитета РФ, невозможно. Поскольку это ведомство остается под полным контролем президента, объявить о той или иной реформе либо ликвидации СКР он может в любой момент.

Единственное, что можно сказать точно — СКР не будут трогать до президентских выборов. Возможно — до майской инаугурации президента.

Заниматься ликвидацией СКР в предвыборный период нецелесообразно, это может доставить лишние проблемы в тот момент, когда они совсем ни к чему. Первая из возможных проблем, о которых говорят политологи — временная потеря управляемости, которая обязательно случится при ликвидации этого ведомства. Пример — создание Росгвардии, после которого управляемость силовыми органами страдала почти целый год. Поскольку в стране не работают госинституты, слишком много зависит от личных связей, а на их выстраивание нужно время. Вторая проблема — любая реорганизация, а тем более, ликвидация силового ведомства не может обойтись без обиженных, особенно среди высокопоставленных чинов. В предвыборной период плодить число недовольных президентом и его решениями высших чинов было бы неразумно.

Вероятность того, что в 2018 году СКР ждет реорганизация, остается высокой. Разумеется, за самим главой Следственного комитета Бастрыкиным по-прежнему сохраняется шанс усилиться за счет удачной аппаратной игры и интриг, предотвратив ликвидацию своего ведомства.

Что касается низовых сотрудников СКР, то им переживать едва ли стоит. Даже в случае полной ликвидации СКР их вернут в состав прокуратуры, где они будут заниматься примерно той же самой работой за примерно ту же самую зарплату.

На днях в СМИ появилась информация о возможности масштабного реформирования всей системы правоохранительных органов России. И если слухи о создании единого ведомства на базе ФСБ, СВР и ФСО хоть и муссировались журналистами, но никаких конкретных подтверждений долгое время не находили, то предпосылки к "видоизменению" следственной деятельности в России явно просматривались уже несколько месяцев.

Давайте вспомним, зачем создавался, чего достиг и какие допустил огрехи за время своего существования Следственный комитет РФ.

Ведомственная принадлежность следствия служила "яблоком раздора" среди силовиков еще в советские времена. Предпосылки для "трехведомственной" структуры следствия были созданы еще при Иосифе Сталине, когда тот по инициативе Виктора Абакумова дал добро на создание следственного аппарата милиции (переданной на несколько лет из МВД в МГБ). После смерти Сталина и разделения МВД и КГБ в отдельные структуры, такое положение дел было закреплено. На некоторое время в конце 1950-х "одеяло перетянула" на себя прокуратура, попытавшаяся максимально сконцентрировать следствие в своих руках, но очень скоро ее руководство убедилось в нерациональности такого подхода, и в 1960-е все вернулось на круги своя.

К рассмотрению вопроса создания "единого следственного органа" вернулись уже в конце 1980-х - начале 1990-х. Однако путь к его формированию оказался долгим. В 2007 году благодаря внесению изменений в УПК РФ следственный аппарат прокуратуры стал относительно независим. И лишь в 2011 году бывшее "следствие прокуратуры" превратилось в полностью самостоятельное ведомство. Его возглавил Александр Бастрыкин , человек с опытом работы в органах МВД и прокуратуры и с огромным научно-педагогическим стажем в правовой сфере.

Настоящим символом Следственного комитета в общественном сознании стал его спикер Владимир Маркин , который вместо службы по связям с общественностью со строгими сухими пресс-релизами советского образца, создал современный PR-центр, информационная продукция которого пользовалась огромным спросом в СМИ. Благодаря Владимиру Маркину Следственный комитет доказал, что государственный орган может быть по-настоящему интересным.

Изначально СК РФ позиционировал себя, как ведомство "рыцарей без страха и упрека", профессионалов, способных разгадать любую загадку, беспристрастных людей с чистыми руками. Репутацию Следственного комитета поддерживала его работа по громким коррупционным делам в отношении чиновников-"небожителей", к которым долго не мог никто подступиться.

Речь идет в частности об экс-губернатора Сахалина Александре Хорошавине , экс-главе Коми Вячеславе Гайзере и бывшем Кировском губернаторе Никите Белых . А также о заместителях губернаторов Челябинской и Новгородской областей, Приморского края, многочисленных руководителях региональных учреждений и ведомств.

В 2012 году именно Следственный комитет разбирался с массовыми беспорядками на Болотной площади, отталкиваясь от которых часть оппозиции пыталась организовать нечто похожее на то, что мы в 2013 - 2014 году наблюдали в Киеве.

Ну, а помимо громких дел, у СК были еще огромные пласты повседневной рутинной работы по охране закона, защите интересов государства и прав простых граждан.

Тем не менее на этом фоне имели место и неоднозначные ситуации. В 2012 году у главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина произошел странный конфликт с журналистом Сергеем Соколовым, заместителем редактора "Новой газеты". Журналисты "Новой" написали о СК и лично Александре Бастрыкине, мягко говоря, тенденциозный материал. Глава Следственного комитета вспылил и при встрече с Соколовым подверг его жесткой критике, после чего руководство "Новой газеты" заявило, что их заместителю главного редактора якобы угрожали. В конце концов обе стороны спора принесли друг другу извинения.

В 2013 - 2014 гг. в Следственном комитете произошел скандал, поставивший под сомнение процедуру отбора кадров. Старший следователь из Горно-Алтайска Александр Сатлаев, проходивший все необходимые проверки, в том числе и на полиграфе, оказался маньяком-насильником, которого суд признал виновным в четырех изнасилованиях, четырех попытках изнасилования, побоях и злоупотреблениях. Это стало первым случаем привлечения сотрудника СК к ответственности за насильственные преступления. Сатлаев был приговорен к 6 годам лишения свободы, а глава Алтайского республиканского управления СК Эдуард Ошлыков 4 январе 2014 года "по случайному стечению обстоятельств" был отправлен в отставку.

За взятку в размере 300 тысяч рублей ФСБ задержала в 2013 году замначальника отдела управления СК РФ по Ленинградской области Михаила Миронова.

Но все это меркнет на фоне событий лета 2016 года.

По делу криминального авторитета Шакро Молодого (Захария Калашова) были задержаны сразу три высокопоставленных руководителями Следственного комитета: заместитель руководителя столичного главка Следственного комитета РФ Денис Никандров, начальник службы собственной безопасности СК Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов.

По информации СМИ, Никандрова задержали при получении взятки в размере одного миллиона долларов, за которые он якобы собирался "решить" вопрос с закрытием уголовного дела против Калашова, арестованного по обвинению в вымогательстве. Максименко же, по версии следствия, дал команду подчиненным не обращаться в суд с ходатайством о продлении ареста человеку Калашова Андрею Кочуйкову, который был задержан ранее по делу о перестрелке у ресторана Elements в Москве.

В средствах массовой информации можно найти массу конспирологических гипотез о противостоянии в силовых структурах. Возможно, что-то из того, что пишут журналисты и имеет смысл. В любом случае, пока не завершатся все следственные действия, о деталях дела мы вряд ли узнаем что-то новое.

Ясно одно: коррупция проникла в Следственный комитет глубоко. Репутация ведомства только играла на руку "оборотням в погонах". Понятно, что реформа ведомства стала практически неизбежна. Вопрос только в том, насколько она будет качественно проведена.

Вариант с объединением СК и прокуратуры, озвученный в "Коммерсанте", на этом фоне выглядит вполне логичным. Тем более, что с момента "развода" ведомств прошло относительно немного времени, и вряд ли реструктуризация будет слишком болезненной. В истории отечественных силовых ведомств происходили реформы и гораздо более радикальные, чем обычное восстановление статус-кво.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ