Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией.

Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез - слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый »), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом - центральным образом звучаще­го мира - в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).

Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.

Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта.

Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.

Стихотворение относится к лирике 1910-1913 гг. , периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г. , под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения «Мирок») .
Основная тема - показать красоту зимней березы. Есенинская строфа - описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство Родины - основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта. Автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Можно предположить наличие здесь двусложных стоп, метра - ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, заметны точные (окном - серебром) рифмы, а также - неравносложные (кругом - серебром) , открытые (огне - тишине) и закрытые (каймой - бахромой) , мужские (тишине - огне) , но все они перекрестные (абаб) . По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен) .
Основной образ произведения - зимняя береза (образ-персонаж) . Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы - синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Есенин хотел показать печаль женского увядания.
Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным способом, они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка.
Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный) , которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой - символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берёзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы: в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром - сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение - метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берёза в сонной тишине - от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова - обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем - на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью.

Конспект открытого урока по литературному чтению

В 4 «А» классе

Николай Рубцов «Березы».

Учитель: Дзотцоева Л Б

Дигора

2016г

Цели: - формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности

Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства

Развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.

Учебные задачи

Учить слушать стихотворения о природе русских поэтов;

Воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

Учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

Высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

Называть стихотворение, определять тему;

Оборудование: презентация, видеоролик, листы самооценки, конверты с заданиями для групп.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! .

Какое у вас настроение?

Мне тоже радостно от встречи с вами.

Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут музыка и живопись. Работать нужно внимательно, потому что в конце урока вы будете заполнять «лестницу достижений».

II. Актуализация, мотивация, целеполагание.

Картины-слайды о березе, последняя картина Левитана «Березовая роща».

2). Исследовательская работа (фронтальная работа)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о березе)

Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии.

Что вы видите на картине?

Как вы думаете, нравится ли картина автору?

Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.

III. Вступительное слово учителя.

А сколько стихов о ней сложено!

Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стих-я на слайде)

Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.

Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем Рубцовым.

(фото Николая Рубцова)

Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Березы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.

IV. Первичное восприятие произведения.

Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (Чтение учителем)

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

V. Беседа. Эмоциональный настрой.

Какие чувства хотел передать поэт?

Понравилось ли вам стихотворение?

А что вам понравилось?

Ну, если понравилось, то прочитаем его еще раз и отметим слова, значение ко-торых не понятны.

VI. Словарная работа.

Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

ОГРАД, (ПРОЗА, НЕВОЛЬНО, ОЧНЕТСЯ)

Кто может объяснить значение этого слова?

Давайте обратимся к словарю. (Работа со словарем и зачитывание значение слов оград и невольно).

VII. Физминутка.

VIII. Анализ содержания стихотворения.

Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, поэтому читайте вдумчиво.

О чем оно?

Только ли тема березы затронута в стихотворении?

О РОДИНЕ….. Найдите слова в тексте.

О ДЕТСТВЕ……Найдите в тексте.

О ГИБЕЛИ ОТЦА…. Найдите в тексте.

А какие слова украшают это стихотворение?

(ЭПИТЕТЫ- На слайде

Олицетворения – на слайде

Сравнения – на слайде)

Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)

Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос)

Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение? (Хотел пробудить в наших душах самые сокровенные нежные струны, умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание, любить свою Родину так, как любил её он)

Правильно, ребята, даже тот момент, который вызвал у вас чувство жалости, говорит о том, что вы – вы солидарны с автором.

Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.

IX . Работа над выразительным чтением.

Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.

От чьего имени написано это произведение?

Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.

А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).

А что такое рифма?

Назовите рифмующиеся слова в этом произведении.

Я предлагаю провести конкурс чтецов. (2 человека)

Молодцы, ребята, вы были выразительны.

X. Работа с проектами .

А сейчас я снова предлагаю вам поработать в группах.

Нарисовать иллюстрацию к произведению Н. Рубцова «Березы».

А если у кого-то из вас возникнет желание, может сочинить несколько строк к своей работе.

(Выполнение работы под музыку)

Защита работ.

XI. Рефлексия.

  • Ребята, мы познакомились с произведением Н. Рубцова «Березы». Береза – прекрасное, исконно русское дерево. Поделитесь вашими ощущениями от урока.

XII. Домашнее задание.

Дома попробуйте выучить стихотворение «Березы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.

XIII. Стихотворение Рубцова «Березы» затронуло самые сокровенные струны моего сердца.

Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?

Урок окончен.


Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов гге знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез - слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом - центральным образом звучаще­го мира - в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).

Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.

Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез - слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом - центральным образом звучаще­го мира - в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).
Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.

Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта.

Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ