Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891
"О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.
Правила
регистрации граждан в целях поиска подходящей работы
(утв. постановлением
1. Настоящие Правила регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (далее - граждане).
2. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
3. Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:
а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
4. При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:
а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;
б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
5. Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
6. При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения.
7. Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
8. Трудоспособным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, готовым приступить к работе или профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
а) паспорт;
б) документ об образовании;
9. Сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.
10. При поступлении в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, которые являются подходящими для зарегистрированных граждан, этим гражданам в устной (по телефону) или письменной (почтовое отправление, электронная почта) форме предлагается в течение 3 дней посетить указанные учреждения для подбора подходящей работы.
11. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы указанные государственные учреждения осуществляют регистрационный учет при условии предъявления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
12. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и дата их предъявления вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
13. Ведение регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.
14. Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:
а) трудоустройство;
б) длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения;
в) осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
г) отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);
д) смерть гражданина.
15. Сведения о дате и причине снятия с регистрационного учета зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
Правила
регистрации безработных граждан
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891)
1. Настоящие Правила регулируют порядок регистрации безработных граждан.
2. При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
3. Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
4. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
5. Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт;
б) документ об образовании;
в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
6. Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
7. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.
Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
8. При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет.
9. Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:
а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;
г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;
д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
10. Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
11. Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.
12. При предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
13. Государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
14. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
15. Ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
16. Ведение регистрационного учета безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов:
а) паспорт;
б) документ об образовании;
в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
17. Ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.
18. Безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы.
19. При посещении безработными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы сведения, содержащиеся в документах, в том числе связанных с предыдущей трудовой деятельностью, подтверждающих отнесение их к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, документах об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и (или) ученых званиях, об обучении и в иных документах, а также дата их предъявления вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
20. Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:
а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
б) прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;
в) длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения без уважительных причин;
г) переезд, переселение в другую местность;
д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
е) осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
ж) назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
з) отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению безработного гражданина);
и) смерть безработного гражданина.
21. Сведения о дате и причине снятия безработных граждан с регистрационного учета вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
22. Государственные учреждения службы занятости населения письменно в форме почтового отправления уведомляют безработных граждан о снятии их с регистрационного учета в 3-дневный срок со дня снятия с регистрационного учета.
Требования
к подбору подходящей работы
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891)
1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.
2. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.
3. Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
4. Зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на регистрационный учет документов, подтверждающих уровень образования и квалификацию, опыт и навыки работы, выдаются содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
5. При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.
7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.
8. Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более 2 предложений о профессиональном обучении или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
9. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан:
а) уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
б) прекративших индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
г) направленных государственными учреждениями службы занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;
д) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;
г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
11. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.
12. При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями.
Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно.
13. При отсутствии подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам при их согласии могут быть предложены:
а) направление на работу по смежной профессии (специальности);
б) направление для участия в оплачиваемых общественных работах;
в) участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
г) профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения;
д) направление на временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые.
14. Несовершеннолетним зарегистрированным гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может быть предложено временное трудоустройство в свободное от учебы время.
15. Кандидатуры зарегистрированных граждан и безработных граждан в случае их согласия на работу по смежной профессии (специальности) или участие в оплачиваемых общественных работах и временном трудоустройстве согласовываются с работодателями.
В любом государстве имеется группа населения, которая проявляет экономическую активность, готова и изъявляет желание участвовать в трудовой деятельности, но при этом не может самостоятельно найти себе подходящее место для трудоустройства.
Именно для такой категории людей и создаются центры занятости, помогающие им в данном процессе. Как пройти процедуру регистрации в таких центрах и получить государственную помощь в поиске работы можно узнать из данной статьи.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Сроки, в которые необходимо встать на учет по безработице, зависят во многом от причин увольнения. Например, если оно произошло на предыдущем месте работы, то соблюдение установленных сроков имеет принципиальное значение: по действующему трудовому законодательству на реализацию данной процедуры отводится не более двух недель.
Уволенный сотрудник при этом имеет право рассчитывать на ряд преимуществ в такой ситуации: работодатель обязан будет предоставить ему два оклада, а, если поиск нового места для трудовой деятельности, вызывает проблемы, то оплатить и еще один месяц простоя.
Для того чтобы засвидетельствовать тот факт, что поиски все еще осуществляется, необходимо будет предъявить бывшему работодателю документ из центра по занятости населения. Однако данное свидетельство будет выдано только в том случае, если соискатель был зарегистрирован в центре в указанный выше двухнедельный период.
Важно уточнить, что нельзя получать компенсацию и с предыдущего места работы, и в центре занятости: пока бывшего сотрудника обеспечивает работодатель, иные финансовые компенсации для него не предусмотрены законом. В тех случаях, когда потеря работы происходила по иным причинам, центр выплачивает денежные суммы начиная с того периода времени, как будет собран и подан весь необходимый для этого пакет документов.
Многие граждане ошибочно полагают, что после сбора и представления всей необходимой документации они в тот же момент будут поставлены на учет по безработице.
Не позднее чем в первые 10 календарных дней ответственная инстанция должна предложить лицу, ищущему новую работу:
Только в тех случаях, когда по всем трем пунктам не было подобрано ни одного подходящего варианта, гражданин может быть зарегистрирован на бирже. С этого момента статус безработного начинает носить для него официальный характер.
Данная процедура должна своевременно осуществляться всеми категориями граждан, которые не могут самостоятельно найти для себя место работы, однако существует определенный круг лиц, для которых своевременная регистрация статуса безработного особо важна и не терпит отлагательств.
В первую очередь это поправка касается следующих граждан:
Если постановка на учет в центре занятости населения происходит впервые, то для осуществления регистрации необходимо будет в обязательном порядке представить данной службе следующие документы:
В отдельных случаях, учитывая специфику ситуации или особое положение гражданина, ищущего работу, сотрудники биржи могут потребовать представления и другой документации.
Наибольший процент ошибок допускается в процессе заполнения справки о доходах. Для того чтобы избежать наиболее типичных и распространенных ошибок необходимо соблюдать следующие рекомендации и учитывать перечисленные нюансы:
Естественно, состоять на учете на бирже труда, ничего не делать и только получать полагающееся пособие невозможно. Для сохранения за собой официального статуса безработного необходимо выполнять некоторые основные обязательства:
Как уже упоминалось, гражданам, получившим статус безработных, полагаются определенные финансовые компенсации в порядке, установленном законодательством. Все выплаты полагаются только тем, кто официально подтвердил данный статус, пройдя процедуру регистрации. Периодичность осуществляемых выплат пособий, а также их объем, зависят от ряда факторов, основным является их срок.
Размеры помощи, оказываемой лицам без работы, регламентируются соответствующим федеральным законом. В соответствии с последними поправками и нововведениями, вступающими в силу в 2016 году, пособие не может превышать планку в 4900 рублей, но и не может опускаться ниже показателя в 850 рублей.
Наименьшие выплаты осуществляются только для отдельных категорий людей, например, потерявшим работу по причине нарушения дисциплины или законодательства, не имеющих какого-либо стажа вообще или не осуществлявших рабочую деятельность на протяжении длительного периода, который превышает год.
Для оформления и дальнейшего получения на руки денежного пособия недостаточно будет только лишь первичных документов, которые представляются при регистрации на бирже.
Чтобы получать все полагающиеся по закону финансовые средства необходимо будет собрать и представить дополнительный пакет, в который входят:
После того как вся необходимая документация собрана и представлена сотрудникам биржи труда, статус подтвержден, и процедура регистрации завершена, безработный должен:
Помощь в поиске места для трудоустройства и информирование по имеющимся в банке данных свободным вакансиям – это далеко не единственная помощь, которую центры занятости готовы оказываются заинтересованным в этом лицам. Иногда поиск работы усложняется отсутствием профессионального образования, опыта или квалификации у конкретного гражданина.
В таких случаях сотрудники биржи предлагают пройти соответствующие курсы, спонсируемые из государственного бюджета. Перечень сфер деятельности, по которым возможно осуществить повышение квалификации, обычно ежегодно пересматривается и его актуализация зависит от текущей ситуации и тенденций на трудовом рынке.
Желающие попробовать себя в предпринимательской деятельности также могут рассчитывать на оказание им помощи со стороны данной структуры. Для этого собирается комиссия, которую будущий предприниматель должен убедить в том, что существует необходимость в том, чтобы открыть предлагаемое им предприятие на территории конкретного субъекта государства, а также представить развернутый бизнес-план по созданию собственного дела.
Если указанный процесс пройдет успешно и комиссия примет положительное решение, то начинающий бизнесмен может рассчитывать на право получения компенсации за расходы на открытие собственного дела, которая, однако, не может быть выше 30000 рублей. Помимо этого, предпринимателя обяжут пройти соответствующие бесплатные курсы, организованные биржей.
Исходя из изложенного в статье, определяются три основных направления, по которым центры занятости оказывают содействие безработному населению – это повышение или приобретение квалификации, поиск свободных вакансий или открытие собственного предприятия.
Согласно ст.3 закона «О » безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:
Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:
Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.
В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов, т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.
Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е. даже в день обращения). С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать в течение 6 или 12 мес.
Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.
Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение работ на заказ.
При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.
Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую. Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.
Какие документы нужно представить в службу занятости гражданину для регистрации в качестве безработного?
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Это следует из п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).
Документы, которые должно представить на биржу труда лицо, потерявшее работу и лицо, впервые ищущее работу, несколько различаются (п. 4, п. 5 Правил регистрации безработных граждан (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
Так, согласно Правилам постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт;
б) документ об образовании;
в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан, потерявших работу, осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
На федеральном уровне форма справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, содержащей необходимую информацию для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, не утверждена. В связи с этим справка, утвержденная органами государственной власти субъектов РФ, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне. Например, в г. Москве применяется форма справки, утвержденная Приказом ДТиЗН г. Москвы от 27.04.2010 N 132.
До недавнего времени одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным являлось наличие справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции РФ, ни как умаление государственных гарантий его реализации.
Целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы обусловлены, соответственно, и требования о представлении им документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также индивидуальной программы реабилитации - для граждан, относящихся к категории инвалидов. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1).
Согласно мнению Конституционного суда РФ, закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице.
По буквальному смыслу п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1, закрепленный в нем перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности.
Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности:
а) граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;
б) а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.
Оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы, поскольку от него не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплат.
Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон N 1032-1 также никоим образом не связывает с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из названных категорий.
Сформулированный в п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы
Таким образом, Закон N 1032-1 не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
В связи с вышеизложенным Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П признал взаимосвязанные положения п. 1 и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Однако, в связи с появление вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ возможно следует ожидать некоторых изменений в пункт о необходимости предоставлять справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Возможно, в тексте Закона N 1032-1 будет сделано исключение о необходимости предоставлять данную справку для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также для лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.