Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
  • Понятие жилищного права. Общие положения жилищного права
    • Право граждан на жилищ
    • Понятие жилищного права
    • Предмет и метод жилищного права
    • Основные принципы жилищного права
  • Жилищное законодательство
    • Система жилищного законодательства
    • Жилищное и гражданское законодательство: соотношение
    • Действие жилищного законодательства во времени
    • Применение жилищного законодательства по аналогии
  • Жилищные правоотношения
    • Понятие и виды жилищных правоотношений
    • Объект и субъекты жилищных правоотношений
    • Основания возникновения жилищных правоотношений
    • Содержание жилищных правоотношений
  • Жилое помещение как предмет жилищных правоотношений
    • Понятие жилого помещения, требования к жилому помещению
    • Виды жилых помещений
    • Назначение жилого помещения. Пользование жилым помещением
  • Жилищный фонд
    • Понятие и виды жилищного фонда
    • Государственный учет жилищного фонда
  • Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение
    • Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
    • Документы, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое
    • Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое
    • Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое
  • Переустройство и перепланировка жилого помещения
    • Понятие переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Документы, представляемые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
  • Право частной собственности на жилые помещения
    • Понятие и особенности права частной собственности на жилые помещения. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих лиц
    • Договор купли-продажи как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
    • Договор мены как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
    • Договор дарения как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
    • Договор ренты как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
  • Вещные права на жилые помещения лиц, не являющихся собственниками
    • Права на жилое помещение членов кооператива до выплаты паевого взноса
    • Права на жилые помещения членов семьи собственника жилого помещения
    • Права на жилые помещения бывших членов семьи собственника
    • Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
    • Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
    • Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением
  • Оформление прав на жилое помещение и сделок с ним
    • Форма сделок, направленных на приобретение жилых помещений в частную собственность
    • Государственная регистрация прав на жилое помещение и сделок с ним
    • Государственная регистрация обременений (ограничений) жилого помещения как объекта недвижимого имущества
  • Общее имущество собственников в многоквартирном доме
    • Право собственности на общее имущество собственников в многоквартирном доме
    • Имущество, относящееся к общему имуществу собственников в многоквартирном доме
    • Порядок определения и приобретения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
    • Правомочия собственников общего имущества в многоквартирном доме и содержание такого имущества. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
    • Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
  • Предоставление жилого помещения по договору социального найма
    • Понятие и особенности договора социального найма жилого помещения
    • Основания предоставления жилых помещений по договору социального найма
    • Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
    • Права, обязанности и ответственность наймодателя, нанимателя и членов семьи нанимателя по договору социального найма
    • Поднаем жилого помещения и правовой статус временных жильцов
  • Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Понятие и особенности договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Пользование жилыми помещениями по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
    • Права, обязанности и ответственность сторон по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Права и обязанности членов семьи нанимателя по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Предоставление специализированных жилых помещений
    • Понятие и виды специализированных жилых помещений
    • Понятие и особенности договора найма специализированного жилого помещения
    • Основания и особенности предоставления специализированных жилых помещений
  • ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  • Изменение жилищных правоотношений
    • Изменение жилищных правоотношений при изменении договора социального найма жилого помещения
    • Изменение жилищных правоотношений при вселении и выселении из жилого помещения членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
    • Обмен жилыми помещениями, предоставленными на основании договора социального найма
  • Прекращение жилищных правоотношений
    • Основания прекращения жилищных правоотношений
    • Прекращение жилищных правоотношений при расторжении договора социального найма и выселении нанимателя и членов его семьи
    • Прекращение жилищных правоотношений при расторжении договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и выселении нанимателя и членов его семьи
    • Прекращение жилищных правоотношений при расторжении договора найма специализированного жилого помещения и выселения нанимателя и членов его семьи
  • ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЖИЛИЩНОМ ПРАВЕ
  • Правовое регулирование жилищного контроля (надзора)
    • Российское законодательство о жилищном контроле (надзоре)
    • Общие положения о жилищном контроле (надзоре)
    • Порядок проведения жилищного контроля (надзора)
  • Общая характеристика ответственности за нарушение жилищного законодательства
    • Специфика ответственности в жилищном праве
    • Гражданско-правовая ответственность в жилищном праве
    • Административная ответственность в жилищном праве
  • УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ
  • Управление многоквартирными домами
    • Общие положения об управлении многоквартирными домами
    • Способы управления многоквартирным домом
    • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений
    • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
    • Совет многоквартирного дома
    • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Управление многоквартирным домом, осуществляемое товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
    • Понятие и особенности товарищества собственников жилья, порядок создания товарищества собственников жилья
    • Права и обязанности товарищества собственников жилья в сфере управления многоквартирным домом
    • Органы управления и контроля товарищества собственников жилья
    • Правовое положение членов товарищества собственников жилья
    • Особенности правового статуса жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов
    • Особенности управления многоквартирными домами товариществом собственников жилых помещений и специализированными потребительскими кооперативами
  • Управление многоквартирным домом, осуществляемое управляющей организацией
    • Правовой статус управляющей организации в сфере управления многоквартирными домами
    • Лицензирование деятельности управляющей организации по управлению многоквартирными домами
    • Договор управления многоквартирным домом
  • ОПЛАТА ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
    • Структура и размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги
    • Особенности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Лицензирование деятельности управляющей организации по управлению многоквартирными домами

Деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности. Основные положения о лицензировании деятельности управляющих организаций регламентированы главой 19 «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами» ЖК РФ. В 2014 году в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся лицензирования деятельности управляющих организаций.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После этой даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ до 01.05.2015 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионным требованиям, предусмотренным ст. 193 ЖК РФ. Данными требованиями являются:

  1. регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
  2. наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (об особенностях выдачи квалификационного аттестата будет рассмотрено далее);
  3. отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  4. отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
  5. отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Дополнительным требованием, введенным в 2014 г., является обязанность соблюдения лицензиатом требований к раскрытию информации. Так, п. 10 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

Лицензия на осуществление деятельности управляющими организациями выдается органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (например, в Москве органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция города Москвы). Порядок осуществления лицензирования деятельности по управлению многоквартирным домом определен постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора обязательных требований осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Для осуществления лицензионной деятельности субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии. В составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями (ст. 202 ЖК РФ).

К полномочиям лицензионной комиссии относятся:

  1. принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;
  2. принятие квалификационного экзамена;
  3. участие в мероприятиях по лицензионному контролю;
  4. принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства были утверждены Методические рекомендации «О порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами». Согласно данным рекомендациям численный состав устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, но не превышающий 20 человек (включая председателя, заместителя председателя и секретаря).

Сам лицензиат или должностные лица управляющей организации (в зависимости от того, кем осуществляется управление многоквартирным домом) обязаны иметь Квалификационный аттестат (ст. 202 ЖК РФ). Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Следует отметить, что за прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается. Критерием допуска до сдачи квалификационного экзамена, помимо тех, которые предъявляются к выдаче лицензии, является отсутствие информации о претенденте в реестре дисквалифицированных лиц. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде. Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет.

В случае если информация об аттестуемом лице была внесена в реестр дисквалифицированных лиц или квалификационный аттестат был получен по подложным документам, квалификационный аттестат аннулируется

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Однако указанный закон не применяется к отношениям, связанным с приостановлением, возобновлением действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии. Статьей 194 ЖК РФ установлен закрытый перечень оснований для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии:

  1. установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  2. наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в:

  • реестре лицензий субъекта Российской Федерации;
  • сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
  • реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с 01.05.2015 информация из указанных реестров подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Аннулирование лицензии на управление многоквартирным домом осуществляется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии. Действие лицензии прекращается со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Управляющая организация в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована, обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение 2 рабочих дней. В течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

1.1. Настоящий Стандарт организации (далее - СТО) устанавливает порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), осуществляемой управляющими компаниями (далее - УК) (индивидуальными предпринимателями – далее ИП) на основании договора управления МКД, управляющими компаниями (ИП), осуществляющими деятельность по выполнению работ и (или) оказанию услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с такой организацией (ИП) на основании договора (далее - лица, осуществляющие деятельность по управлению МКД, соискатель лицензии, лицензиат).

При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, указанных в нем. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

1 сентября 2014 г. вступил в силу , направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Государственная услуга - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора).

До 1 мая 2015 года управляющие организации должны получить лицензию на управление многоквартирными домами, лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. Лицензии будут выдаваться на основании решения лицензионной комиссии.

При этом лицензия выдается на каждую организацию, осуществляющую деятельность по управлению многоквартирными домами, соответственно, руководитель двух предприятий (в одном лице) должен будет получить две лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, при наличие одного квалификационного аттестата.

В соответствии с " статья 333.33 Налогового кодекса российской Федерации дополнена пунктом 134, которым устанавливаются следующие размеры государственных пошлин за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:

- предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 5 000 рублей

Наименование государственной услуги – лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

С 2015 года все управляющие многоэтажными домами организации обязаны получать лицензии. В статье мы рассмотрим, как оформляются такие разрешительные документы и каким требованиям должны соответствовать лицензиаты. Чтобы материал был полезен не только новым, но и уже работающим УО, изучим использующиеся на практике механизмы отзыва лицензий.

Необходимость лицензирования УК закреплена в ЖК РФ - эти изменения появились в статье 7 ФЗ-255 от 21.07.14. Начавшая свою работу без лицензии управляющая компания будет оштрафована на сумму до 250 000 р. (часть 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ).

Для оформления лицензии нужно:

  • соответствовать лицензионным условиям;
  • оплатить государственную пошлину;
  • подать заявление и необходимые бумаги.

Кому нужно получать лицензию на управление МКД

Проходить процедуру лицензирования должны организации, которые будут обслуживать многоэтажки на основании заключенного с жильцами договора управления. Любой управляющей компании нужна такая лицензия, даже если она планирует работать только с одним домом. Надо понимать, что объектом лицензирования является не сама УК, а ее деятельность по управлению многоэтажными домами.

ТСЖ и различным жилищным кооперативам оформлять лицензию не требуется.

С организацией могут заключаться договоры, предполагающие, что она будет только ремонтировать и содержать общедомовое имущество. Так бывает, например, при непосредственном управлении МКД его жильцами. В этой ситуации компании для ведения деятельности лицензия не нужна, так как соглашений об управлении нет, и она не считается управляющей.

Пройдите квалификационный тест по управлению МКД

Данный тест предназначен для подготовки к сдаче квалификационного экзамена должностными лицами управляющей организации, претендующими на получение квалификационного аттестата.

В качестве УК может выступать, в том числе, и ИП, если он занимается управлением домами. Лицензироваться должны и частные, и государственные УО, причем порядок прохождения этих процедур для них будет совершенно одинаковым.

Введение практики оплаты жильцами коммунальных услуг напрямую ресурсовикам значительно влияет на работу управляющих компаний. Однако это никак не меняет правила получения разрешительных документов. УК продолжает собирать средства за жилищные услуги и в полной мере управлять МКД, а значит, ей нужна лицензия. Она выдается не на конкретный дом, поэтому при обслуживании большого количества объектов разрешительный документ у УО будет только один.

Руководящие лица управляющих организаций регулярно оформляют квалификационные аттестаты, и многие путают получение этих бумаг с оформлением лицензии. На деле аттестат является лишь одним из условий будущей выдачи лицензии.

Сбор сведений для лицензирования

Выдачей лицензий на управление многоквартирными домами занимаются региональные Госжилинспекции. Это указано в пункте 2 Положения, введенного ПП РФ №1110 от 28.10.14. Для рассмотрения заявок на получение разрешительных документов в регионе создается лицензионная комиссия.

Кандидату предварительно нужно уточнить местонахождение и порядок работы ГЖИ и комиссии, а также изучить нормативные акты, определяющие процедуру лицензирования. У подразделений Госжилинспекции работают собственные сайты, определенную полезную информацию можно найти там. Для уточнения отдельных непонятных вопросов представитель УК может лично съездить на консультацию в лицензирующий орган.

Лицензионные требования

Для успешного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо убедиться в том, что компания удовлетворяет установленным требованиям.

Лицензионные требования закреплены в статье 193 ЖК РФ. Перечислим их:

  • управлять многоэтажками могут только организации и ИП с российской регистрацией;
  • должностное лицо УК имеет квалификационный аттестат;
  • если должностное лицо имело судимость, то она должна быть снята или погашена;
  • ответственное лицо УК не вписано в перечень управленцев, подвергнутых дисквалификации;
  • соискатель ранее не получал отозванную к текущему моменту лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД;
  • кандидат следует правилам раскрытия сведений в соответствии со Стандартом раскрытия, прописанным в части 3 статьи 5 ФЗ-469;
  • кандидат следует правилам размещения сведений в ГИС ЖКХ;
  • выполняются положения части 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
  • кандидат выполняет обязательства из соглашения по управлению многоэтажкой.

Величина государственной пошлины

Для получения лицензии по управлению многоквартирными домами необходимо оплатить госпошлину, составляющую 30 000 р. Ее размер закреплен в статье 333.33 НК РФ (пункт 134 части 1).

Если УК переоформляет лицензию, то госпошлина будет существенно ниже - 5 000 р.

Подача заявления

Заявление нужно составить в установленной форме, на нем ставится подпись руководителя УК. В качестве приложения необходимо подать ксерокопии следующих бумаг:

  • учредительной документации организации с заверением у нотариуса (для юрлиц);
  • полученного ответственным лицом квалификационного аттестата;
  • приказа о получении этим ответственным лицом своей должности.

Делается также опись приложенных бумаг.

Сроки рассмотрения заявления

Пакет документов рассматривается в течение 30 рабочих дней с момента его подачи. Если есть особая потребность, то этот период продлевается еще на 30 дней.

Почему заявка может быть возвращена

Иногда заявления на получение лицензии на управление многоквартирным домом возвращаются. Здесь действует порядок, предусмотренный ФЗ-99.

Выдающий разрешительные документы орган за три рабочих дня с момента предоставления документов решает, будет ли он:

  • рассматривать заявку;
  • возвращать бумаги из-за их несоответствия имеющимся требованиям (с указанием причин возвращения).

Кандидату на получение лицензии нужно за тридцать дней:

  • переоформить заявление с устранением недочетов;
  • предоставить все отсутствующие сопроводительные документы.

При невыполнении этих условий заявка соискателю возвращается.

Выдача лицензии

При положительном решении лицензирующий орган оформляет распоряжение о предоставлении кандидату лицензии на право управления многоквартирными домами. После этого она направляется лицензиату:

  • лично;
  • заказным письмом;
  • электронным документом, если заявитель попросил ответить именно в этой форме.

Почему могут отказать в выдаче лицензии

В части 2 статьи 194 ЖК РФ указываются причины для такого отказа:

  • обнаруженное несоответствие условиям лицензирования;
  • недостоверность или искажение сведений в представленных кандидатом документах.

У соискателя есть право на обжалование отказа. Если он докажет необоснованность такого решения лицензионной комиссии, то ее ответственных лиц могут по статье 19.6.2 КоАП РФ оштрафовать на сумму 50 000-100 000 рублей.

После отказа у управляющей организации есть право на вторичную подачу бумаг для получения лицензии на управление многоквартирными домами. Число таких попыток законом не ограничивается. После неудачи можно исправить найденные недочеты и снова обратиться с заявлением. При этом нужно поддерживать контакт с жильцами дома, управление которым предполагается начать после получения необходимых разрешительных документов. Если собственники квартир в процессе решения УК бюрократических вопросов выберут другую компанию, то этот МКД не получится внести в реестр лицензий.

Как отзываются лицензии

Механизм лицензирования введен государством для того, чтобы получить более эффективный инструмент воздействия на недобросовестно работающие управляющие компании. Если УК нарушает правила, то ее могут или отстранить от управлениия или даже . При этом организацию не лишают сразу всех домов - она перестает работать только с многоэтажками, в которых инспекторы нашли нарушения. Отстраняют УО путем .

Чтобы у ГЖИ появился повод для исключения многоэтажного дома из реестра, УК должна нарушить два ее предписания. Госжилинспекция при появлении у нее таких оснований сообщает о них местным властям. Представители власти информируют собственников, которые имеют право на проведение собрания для принятия решения о сохранении отношений с УО, несмотря на недочеты в ее работе. При принятии такого решения протокол за 3 рабочих дня с момента его оформления должен быть передан ГЖИ (в виде копии). Если Госжилинспекция не получает протокола, то данные о многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий на управление.

Управляющая организация может лишиться выданных ей разрешительных документов, и полностью потерять возможность работы на рынке, если:

  • из реестра исключается более 15 процентов обслуживаемых ею домов;
  • за 1 год обнаруживается больше двух нарушений правил работы.

До января 2015 года управление многоквартирными домами не требовало получение лицензии и слабо контролировалось государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который был подписан президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 июля 2014 года.

Согласно ему, все организации и ИП, желающие заниматься управлением многоквартирным домом, для осуществления этой деятельности, должны получить специальный документ - лицензию.

Лицензирование деятельности позволяет наилучшим образом контролировать исполнение управляющей компанией ее обязанностей.

Выдает и осуществляет контроль за исполнением лицензионных требований специально созданная для этого комиссия. Она выборочно устраивает внеплановые проверки, в результате которых могут быть выявлены административные нарушения.

В том случае, если за один год лицензионной комиссией было выявлено два и более нарушения, которые, к тому же, не были устранены в срок, лицензиат может лишиться лицензии и попасть в реестр дисквалифицированных лиц. В этом случае, он более не сможет получить новую лицензию.

Важно! Юридические и физические лица со статусом предпринимателя, имеют право на управление многоквартирным домом лишь при наличии у них лицензии. Собственники жилья, объединившиеся в различные товарищества, могут управлять им без получения такого документа.

Как получить лицензию?

Для получения лицензии требуется подать соответствующее заявление в органы исполнительной власти того региона, в котором планируется проведение деятельности.

Однако, перед этим, нужно пройти тестирование, по результатам которого, выдается, либо не выдается квалификационный аттестат. Длится экзамен не более 2-х часов. Тестирование считается пройденным, если по его итогам набрано более 172 баллов.

В том случае, если попытка сдачи не удалась, можно попытать счастье еще и еще, ведь количество попыток пересдачи теста ничем не ограничено. Полученный аттестат прикладывается к заявлению вместе с другими необходимыми документами.

Несмотря на то, что срок действия аттестата составляет 5 лет, потерять его можно и до истечения этого срока. Как правило, это случается в случае выявления лицензионной комиссией каких-либо несоответствий.

Для получения лицензии требуется представить следующие документы:

  • заявление о ее выдаче;
  • аттестат, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена (копию);
  • копии учредительных документов (заверенные нотариусом);
  • опись всех предоставленных документов.

После подачи заявления, решение о выдаче документа будет вынесено в течение 30 дней. За это время лицензионная комиссия проверяет все предоставленные соискателем данные. Право на управление многоквартирными домами получают далеко не все желающие получить документ.

Отказать могут следующим лицам:

  • не зарегистрированным в качестве юридического лица или ИП;
  • имеющим действующую судимость;
  • попавшим в список дисквалифицированных;
  • числящимся в списке лиц, с аннулированными лицензиями;
  • не раскрывающим информацию по обслуживаемым многоквартирным домам.

Для получения документа потребуется также заплатить государству пошлину в размере 30000 рублей.

Где получить лицензию?

Подготовленные документы подают в органы исполнительной власти, к которым относятся жилищные инспекции.

Подать документы можно и во многофункциональных центрах, на сайте государственных услуг или же отправив их по почте заказным письмом.

Выдаваемая лицензия не имеет срока действия. Однако, она ограничена регионом, то есть не имеет силы за пределами того региона, в котором была выдана и не подлежит передаче другим лицам.

Иначе говоря, лицензия, полученная в Ростове, не распространяется на Москву или какой-либо другой город.

В каких случаях ее могут аннулировать?

Несмотря на то, что лицензия, дающая право на управление многоквартирными домами, не имеет срока действия, ее можно лишиться.

Основанием для аннулирования документа может послужить решение суда. Причиной такого решения могут стать неоднократные административные нарушения, особенно, если они произошли за последние 12 месяцев.

В этом случае, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются все дома, которые обслуживались данным лицензиатом. Исключение их из реестров, в свою очередь, несет за собой аннулирование документа, дававшего право управления многоквартирными домами.

Если лицензионная комиссия приняла решение об исключении дома из реестра, его жильцов об этом извещают. После этого, у них имеется два месяца для обжалования решения суда.

В том случае, если жильцы изъявили желание продолжать сотрудничество с лицензиатом, дом из реестра не исключается, а за лицензиатом сохраняется право на управление многоквартирным домом или домами (если таковых было несколько).

Какие штрафы предусмотрены за административные правонарушения?

Касательно деятельности по управлению многоквартирными домами, к административным нарушениям относятся:

  • нарушение лицензиатом предъявляемых к нему требований;
  • осуществление деятельности без лицензии.

В случае их выявления, организации и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы лицензионной комиссией на довольно внушительную сумму.

По первому нарушению штраф составляет 250-300 тысяч рублей, а по второму немного меньше - 150-250 тысяч рублей.

Если организациям за эти нарушения грозит всего лишь штраф, то ИП могут быть дисквалифицированы на срок не менее 3-х лет.

Как она выглядит?

Лицензия представляет собой двусторонний документ формата А4. С лицевой стороны документа указано его наименование и обладатель.

Тут же можно найти номер и дату выдачи, а также наименование органа, выдавшего ее.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия документа и наименование лицензионной комиссии, вынесшей решение о выдаче.

Заключение

Для законного управления многоквартирными домами, необходимо получить специальную лицензию. Управление без нее незаконно и относится к административным правонарушениям, которые караются штрафом, а для индивидуальных предпринимателей может грозить и дисквалификацией из реестра лицензий.

Для получения лицензии нужно удовлетворять определенным требованиям, среди которых:

  • наличие аттестата, подтверждающего квалификацию лицензиата;
  • отсутствие активной судимости;
  • отсутствие в списках дисквалифицированных или аннулированных должностных лиц;
  • предоставление информации по обслуживаемым домам.

Лицензия выдается на неопределенный срок и действует только в том регионе, в котором была получена. Заявление на ее получение подается в жилищную инспекцию того региона, где планируется осуществление деятельности.

Причем подать его можно как лично, так и посредством интернета или почтовой службы.

Выданная лицензиату лицензия может быть аннулирована по решению суда. Однако, если жильцы дома в течение определенного срока объявят о желании продолжить сотрудничество с лицензиатом, право на управление домом останется за ним.

Что это такое

Лицензия на управление МКД – официальное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности управляющей компанией, выдается органами государственного жилищного надзора, без ограничения по сроку действия. Госпошлина за выдачу лицензии составляет 30 000 рублей.

Обратите внимание , такая лицензия действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана и не может передаваться третьим лицам.

Процедуру получения лицензии для управления МКД условно можно разделить на 3 этапа:

1. Определяемся с услугами

Лицензированию в данном случае подлежит деятельность на выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД, которая будет осуществляться в соответствии с условиями договора управления (ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Указанный договор заключается после получения лицензии, в письменной или электронной форме, на условиях, определенных в решении общего собрания собственников жилья.

Основной перечень услуг (работ) по управлению МКД:

  • содержание МКД и выполнение работ по текущему ремонту общего имущества;
  • предоставление коммунальных услуг (заключение соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями);
  • прием от собственников оплаты за содержание МКД и текущий ремонт общего имущества;
  • организация аварийно-диспетчерского обслуживания дома и работ по устранению аварий;
  • благоустройство территории;
  • ведение и хранение документации;
  • иные работы (услуги).

Примечание : управление МКД может осуществляется не управляющей компанией, а товариществом собственников жилья либо жилищным (иным) специализированным кооперативом – в таком случае лицензия не требуется.

2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только планируете начать бизнес, потребуется открыть ООО либо зарегистрировать ИП и обеспечить соответствие лицензионным требованиям.

В том случае, если бизнес уже действует, и вы решили заняться деятельностью по управлению МКД, необходимо внести изменения в ОКВЭД ООО или ИП , и также проверить соответствие установленным требованиям.

Для оказания услуг, управляющей организации необходимо отвечать лицензионным требованиям:

  • регистрация в качестве ИП или ООО на территории РФ;
  • наличие у должностного лица (руководителя) квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ);
  • отсутствие у должностного лица (руководителя) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в реестре аннулированных лицензий, сведений о единоличном исполнительном органе, а также лицах, на которых уставом или иными документами возложена ответственность за соблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий по управлению МКД информации об аннулировании ранее выданной лицензии;
  • обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, об выполняемых работах (услугах) по содержанию (ремонту) общего имущества, о порядке и условиях их выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731);
  • обеспечить соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

Особое внимание следует уделить получению квалификационного аттестата , поскольку данный процесс требует подготовки и времени на прохождения процедуры.

Проверка квалификации осуществляется в форме экзамена. Порядок проведения и определения результатов, перечень вопросов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Срок действия аттестата – 5 лет. За участие в сдаче экзамена плата не взимается.

3. Подаем документы необходимые для получения лицензии

Общий алгоритм и сроки рассмотрения заявления описаны , отличительной особенностью, будет только форма заявления и перечень прилагаемых документов. Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД в лицензирующий орган подается специальное заявление (скачать бланк).

К заявлению прилагаются документы:

  • копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании;
  • копия свидетельства о регистрации изменений (если они были);
  • копия квалификационного аттестата должностного лица;
  • копия приказа о назначении должностного лица;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Примечание : рекомендуется уточнить перечень дополнительных документов в лицензирующем органе, перед подачей заявления, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов и (или) свидетельства о регистрации.

Способы подачи документов

Документы можно подать одним из следующих способов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

После получения лицензии

Получив лицензию, вы вправе приступить к деятельности. Сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, необходимо размещать на официальном сайте в сети Интернет, определяемом органами государственного жилищного надзора (Приказ Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015г.).

В случае изменений – заключение, расторжение, прекращение действия договоров управления МКД, управляющая компания обязана обновить информацию на сайте в течение трех рабочих дней со дня таких изменений, а также проинформировать об этом соответствующий орган жилищного надзора.

Также, важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой необходимость переоформления лицензии. Госпошлина за переоформление составляет 5000 рублей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ