Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ментальный план - небольшая книга Чарльза Ледбитера, где автор описывает третий из пяти великих планов человечества.

ЗАКАЗАТЬ - на ozon.ru | magic-kniga

В предыдущей статье мы затронули астральный план - низшую сферу того обширного и невидимого нами мира. Сегодня мы рассмотрим ментальный план или по-другому небесный, который расположен выше астрального.

Это именно то место, где человек проводит самое долгое время в течение собственной эволюции. Земная жизнь по продолжительности, если исключить сильно неразвитых людей, как правило, не превышает 1/20 части жизни ментальной, а в случае нравственных людей - и 1/30.

Особенность ментального плана

Ментальный план, аналогично астральному и физическому, содержит семь подуровней. Первые четыре подуровня именуются «рупа», которые образуют низшую небесную область, а три остальных высшую область - «арупа».

Главная особенность ментального плана - это отсутствие какой-либо печали и дисгармонии. Чувство всеобъемлющей радости - то первое, что переживает человек, когда входит в небесный мир, и пока он будет там пребывать, это блаженство никогда его не покинет.

При этом времени здесь будто и нет; такого, во всяком случае, восприятие нашего «я», когда впечатления сменяются столь быстро, что время начинает словно ускользать. Что-то похожее происходит при вращении прута со скоростью 10 об/сек., кончик которого накалён докрасна. Мы наблюдаем огненный круг целиком - но не потому, что он реально существует, а потому что наше зрение не улавливает отдельных впечатлений, идущих поочерёдно с промежутками менее одной десятой секунды.

Чарльз Ледбитер разделил ментальных обитателей на сущностей человеческих, нечеловеческих и искусственных.

Человеческие существа

Человеческие существа делятся на живых и «мёртвых ».

К живым можно отнести белых магов с их учениками, и людей, которые находятся во сне или в трансе.

Чёрным адептам и их учениками здесь не место, поскольку отличительной чертой небесного плана является альтруизм и духовность. А чтобы проникнуть сюда через сон или транс, человек должен не только быть нравственно чистым, но ещё и психически развитым.

Для «мёртвых » ментальные условия таковы: на подуровнях «рупа» индивид живёт в окружении собственных мыслеформ и продолжает идентифицировать себя с личностью, принадлежавшей ему перед самой смертью; на подуровнях «арупа» он - душа или перевоплощающееся «я», уже достигшее достаточной степени осознания в плане понимания эволюционного процесса и той работы, которую ещё предстоит проделать.

Нечеловеческие существа

Нечеловеческих существ на ментальном плане огромное количество, многие из которых присущи иным системам и планетам. Мы же ограничимся только обитателями нашей Земли - элементальной сущностью , животным царством и величайшим царством дев .

Природа элементалов подробно изложена Ледбитером в книге «Астральный план» , потому останавливаться на них мы не будем. О животном царстве известно, что большинство животных пребывают на низшем ментале и только малая их часть на высшем - это животные, которые индивидуализировались и уже готовы воплотиться в человека. Дев , известных ещё под названием божеств, ангелов и т.п. можно отнести к высшим эволюционным существам, царство которых лежит выше человеческого, что аналогично человеческому царству, которое выше животного.

Искусственно созданное население

Об этом классе населения следует сказать, что ментал ещё больше чем астрал, населен искусственными сущностями, временно существующими благодаря мыслям его обитателей.

Могущественную силу мысли используют не только люди (живые или «мёртвые»), но и девы, а также сущности более высшего порядка. Поэтому разнообразию этих временных эфемерных существ, созданных таким образом, нет предела - как нет предела широте и многообразию их применения.

Скачать «Ментальный план» Чарльза Ледбитера

Ментальный план - это истинное пристанище нашей души. Здесь она в процессе своей эволюции находится самое продолжительное время, а, значит, узнать хоть немного о небесной жизни будет полезно каждому.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Определение и структура

Эгрегором в оккультизме называют энергоинформационное образование, порождённое группой людей по определённому классифицирующему признаку. Существуют эгрегоры религий - христианства , ислама , буддизма и т. д., эгрегоры наций (демоны великодержавности ), семьи, рода, дома, профессии. Мыслеформы и эгрегоры - основные обитатели ментального плана.

Напишите отзыв о статье "Ментальный план"

Литература

  • Ледбитер Ч. Ментальный план.
  • Андреев Д. Роза Мира .
  • Папюс . Оккультная философия (Основы оккультной науки).
  • Ледбитер Ч. Безант А. Мыслеформы

Примечания

См. также

Ссылки

В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии. Ростову не удалось попасть на смотр который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.
Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном. Землянка была устроена следующим, вошедшим тогда в моду, способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два – глубины и три с половиной длины. С одного конца канавы делались ступеньки, и это был сход, крыльцо; сама канава была комната, в которой у счастливых, как у эскадронного командира, в дальней, противуположной ступеням стороне, лежала на кольях, доска – это был стол. С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин земля, и это были две кровати и диваны. Крыша устраивалась так, что в середине можно было стоять, а на кровати даже можно было сидеть, ежели подвинуться ближе к столу. У Денисова, жившего роскошно, потому что солдаты его эскадрона любили его, была еще доска в фронтоне крыши, и в этой доске было разбитое, но склеенное стекло. Когда было очень холодно, то к ступеням (в приемную, как называл Денисов эту часть балагана), приносили на железном загнутом листе жар из солдатских костров, и делалось так тепло, что офицеры, которых много всегда бывало у Денисова и Ростова, сидели в одних рубашках.
В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
– Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
«Куда это собрались?» подумал Ростов.
Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.

Ментальный план , как указывала Е.П.Б., это обширнейший из всех планов, имеющих к нам отношение. Это ключевой план Солнечной системы. Это ось, вокруг которой поворачивается великое Колесо. Это место встречи трёх линий эволюции, и именно поэтому он эзотерически именуется «совещательной палатой Трех Божеств ». На этом плане три Лица логической Троицы встречаются в совместной работе. Ниже можно наблюдать соединение двух Лиц, выше функционирует другая двойственность, но только на этом плане все Трое образуют единство.

Все Логосы различных схем выражают Себя на этом плане. В системе есть несколько схем, находящих на этом плане своё низшее проявление - у них нет физического тела, как у Земли и прочих плотных планет. Они существуют в газообразной материи, и их сферы проявления составлены просто из четырёх космических эфиров и космической газообразной материи. Но все великие Жизни Солнечной системы обязательно обладают телами из нашей системной ментальной материи, поэтому на этом плане становится возможным общение между всеми этими Сущностями. Этот факт есть основа оккультной реализации и истинная почва для единения. Материя абстрактных уровней ментального плана входит в состав проводников всех этих великих Существований, и через посредство этой энергетизированной субстанции они могут устанавливать контакт друг с другом вне зависимости от индивидуальной цели Их достижения. Следовательно, и единицы в Их телах тоже могут соприкасаться со всеми другими Эго и группами, уже достигшими сознания ментального плана (каузального сознания) и знающими различные групповые «ключи», групповые тона и цвета.

Поэтому тем, кто изучает предмет внимательно, станет очевидно, что этот факт даёт основу для истинных отношений между различными группами Эго, независимо от их степени эволюции, Луча или схемы. Эту фундаментальную истину можно усвоить лучше, если разобраться в следующих оккультных фразах:

«В Зале Неведения господствует кама-манас. Человек, обуреваемый неправильным желанием, ищет объект внимания своего сердца в мрачных залах самой плотной майи. Он находит его, но умирает, прежде чем пожинает все желаемые плоды. Змея жалит его, и желанная радость ускользает. Все, кто так ищет эгоистических плодов кармы, должны презирать друг друга, и потому этот Зал полон раздора и алчности, злонамеренности и ненависти, смерти и воздаяния, наработки кармы и поражающего возмездия.

В Зале Учения властвует интеллект, которым и старается руководствоваться стремящийся. Желание высшего порядка, плод манаса и его использования вытесняет низший камический позыв. Человек взвешивает и уравновешивает, стремясь к плодам знания в сумеречных Залах Интеллекта. Он находит их только затем, чтобы осознать, что знание - ещё не все. Он умирает в открытом поле знания и, умирая, слышит крик, стучащий ему в уши: «Знай, что знающий - больше знания; Тот, кто ищет, больше искомого».

В Зале Мудрости властвует Дух; Единый внутри меньших обретает верховный контроль. Смерть неведома в этих залах, ибо двое её великих врат пройдены. Разногласие и раздор исчезают. Царит гармония. Знающие видят себя Единством; они распознают то поле, где возрастает знание, как брахмический диссонанс и дифференциацию. Они видят знание как метод, как используемый всеми инструмент для достижения цели, как всего лишь зародыш конечного распознавания. В этом зале объединение всех со всеми, сочетание всех и каждого, и единство действия, цели и мастерства отмечают каждое высокое устремление».

Если вы поразмыслите над этими словами, то поймёте, что истинное единство возникает после осознания того, что бóльшая жизнь всегда включает меньшую и что каждое расширение сознания подводит человека ближе к осознаванию Единства.

Вам хорошо известно, что на ментальном плане находятся три аспекта ума, или три фокуса ментального восприятия и активности:

  1. Низший конкретный ум , который выражает себя наиболее полно через пятый Луч Конкретной Науки, отражая низшую фазу волевого аспекта божественности и суммируя в себе всё знание, а равно и эгоическую память. Низший конкретный ум связан с лепестками знания эгоического лотоса и способен к явному душевному просветлению, оказываясь в конце концов прожектором души. Контроль над ним устанавливается в процессах концентрации. Он имеет преходящий характер во времени и пространстве. В результате сознательной творческой работы его можно соединить с постоянным манасическим атомом или абстрактным умом.
  2. Сын Ума. Это сама душа, управляемая вторым аспектом всех семи Лучей, - и я прошу вас твёрдо усвоить это. Он отражает низшую фазу божественного аспекта любви и суммирует в себе результаты всего накопленного знания, которое есть мудрость, озаряемая светом интуиции. Иначе его можно описать как любовь, располагающую опытом и знанием. Наиболее полно Сын Ума проявляется через лепестки любви, присущей его бытию. Благодаря преданному, самоотверженному служению он приводит в действие божественный План в трёх мирах человеческой активности. Таким образом, он связан со вторым аспектом Духовной Триады и приводится в функциональную активность в результате медитации. Тогда он берёт под свой контроль и начинает использовать в собственных духовных целях преданную личность через упомянутый выше просветлённый ум. Он вечен во времени и пространстве.
  3. Абстрактный ум , который раскрывается исключительно под влиянием Первого Луча Воли или Могущества, отражая высший аспект божественной воли, или атмического принципа. При полном развитии, он суммирует в себе цель Божества и принимает ответственность за выявление Плана. Он энергетизирует лепестки воли до тех пор, пока вечная жизнь души не абсорбируется в то, что ни преходяще, ни вечно, но беспредельно, безгранично и неведомо. Его сознательное функционирование начинается с построением антахкараны. Этот «сияющий радужный мост» соединяет просветлённую личность, фокусирующуюся в умственном теле и мотивируемую любовью души, с Монадой, или Единой Жизнью, что позволяет божественно проявляющемуся Сыну Божьему выражать значение слов: Бог есть Любовь и Бог есть Огонь поядающий. Этот огонь, энергетизируемый любовью, сжёг все личностные качества, оставив лишь очищенный инструмент, несущий в себе характерные черты Луча души и более не нуждающийся в существовании душевного тела. К тому времени личность целиком вбирает душу, или, точнее, душа и личность соединяются и сливаются в единый инструмент, которым пользуется Единая Жизнь.

Эта картина, или символическое описание, нужны лишь для передачи общей цели материальной и духовной эволюции, которая близится к своему завершению - в текущем мировом цикле - благодаря развитию трёх аспектов ума на ментальном плане. Описанное имеет и космический смысл, но задерживаться на нём нам не стоит. В ходе этого процесса на сцене мировой жизни и на физическом плане появляются три основных аспекта божественного проявления. Это Человечество, Иерархия и Шамбала.

Хочу подчеркнуть, что лишь когда стремящийся прочно закрепляется на ментальном плане и сохраняет там «фокус осознания», для него становится возможным реальный прогресс в божественной работе построения моста, работе призыва и приведения в сознательное сопряжение Триады, души и личности. Сознательное построение антахкараны длится от заключительной стадии Пути Испытаний до третьего посвящения.

При разборе данного процесса необходимо затронуть три аспекта ума, которые выражаются на ментальном плане и составляют на нём основу различных состояний сознания. Интересно отметить, что на более совершенной стадии своего развития (интегрированной, устремлённой, ориентированной и преданной) человек твёрдо вступает на низшие уровни ментального плана и оказывается перед семью его подпланами и их соответствующими состояниями сознания. Это значит, что для него начинается новый цикл, где - на этот раз обладая полным самосознанием - он должен развить семь состояний ментальной осведомлённости. Все они свойственны или присущи ему, и все (при овладении) приводят к какому-либо из семи главных посвящений. Вот эти семь состояний сознания, начиная с первого, или низшего:

Ментальный план 1. Низшая ментальная осведомлённость. Развитие истинно ментального понимания.
2. Душевная осведомлённость, или душевное восприятие. Это не восприятие души личностью, но регистрация того, что воспринимает душа самой душой. Позднее то же регистрирует и низший ум. Таким образом, это душевное восприятие сменяет обычный умственный подход.
3. Высшая абстрактная осведомлённость. Раскрытие интуиции и осознание интуитивных процессов низшим умом.
Буддхический план 4. Постоянная духовная осведомлённость. Это полное сознание буддхического, или интуитивного, уровня. Такое воспринимающее сознание характеризует Иерархию. Жизненный фокус человека смещается на буддхический план. Это четвёртое, или промежуточное, состояние сознания.
Атмический план 5. Сознание духовной воли, которая выражается и переживается на атмических уровнях, или на третьем плане божественного проявления. Я почти ничего не могу сказать о такой осведомлённости, ибо это состояние нирванического осознания непостижимо для среднего ученика.
Монадический план 6. Вмещающая осведомлённость Монады на её собственном плане, втором плане нашей планетарной и солнечной жизни.
Логоический план 7. Божественное сознание. Это осведомлённость целого на наивысшем плане нашего планетарного проявления. Это также аспект солнечной осведомлённости на том же плане.

Стремясь хоть как-то понять суть работы по построению антахкараны, в качестве предварительного шага стоит рассмотреть природу субстанции, из которой сознательный стремящийся должен построить «мост из сияющего умственного вещества». На востоке это «умственное вещество» называется читтой . Существует она в виде субстанции трёх типов, которые имеют общую основу, но обусловлены разными качествами.

Ментальный план идет следующим. Правильное использование интеллекта - это выдающееся достижение на нем. Он также характеризуется тремя стадиями:

  • а) стадия, на которой ум является приёмником впечатлений из внешнего мира через пять чувств и мозг. Это негативное состояние, в нем «видоизменения мыслящего принципа» вызываются посредством импульсов внешнего мира и реакций астрального мира;
  • б) стадия, на которой ум инициирует собственную активность и интеллект становится доминирующим фактором. Хотя он побуждается к активности вышеперечисленными факторами, он отзывается также и на мысленные потоки ментального плана и чрезвычайно активизируется в результате обоих этих касаний. Эти касания порождают третий вид активности, когда рассудочный принцип действует сообразно полученной обоими путями информации, направляет собственные потоки мыслей и формирует собственные мыслеформы, а также регистрирует мыслеформы других;
  • в) стадия, на которой душе благодаря сосредоточению и медитации удается наложить свои идеи и впечатления на ум, который удерживается «устойчиво в свете», что позволяет ментальному телу отзываться на впечатления и касания, эманирующие из субъективных и духовных миров.

Дэвы низших ментальных уровней работают с человеком через ментальную единицу и разделены, грубо говоря, на четыре группы, будучи в действительности первой конденсацией троичного низшего тела человека. Они образуют часть его лунного тела. Они напрямую связаны с высшими духовными сущностями и представляют собой самое низшее проявление силы, эманирующей с Космического ментального плана и устанавливающей связь с человеческой Иерархией через ментальные единицы. Они - газообразные дэвы логоического физического тела. В данный момент мы не будем разбирать их более подробно, так как при изучении пятого принципа некоторые положения станут яснее, а их работа в связи с человеком может быть раскрыта дальше по ходу нашего рассмотрения. Сейчас обилие подробностей только усложнит предмет.

Давайте выясним, что же мы рассматриваем. Это:

  1. Пятое состояние сознания, называемое ментальным планом.
  2. Субстанция этого плана, существующая в двух аспектах: рупа и арупа.
  3. Жизни, одушевляющие эту материю, особенно в их отношении к человеку.
  4. Эго, или самосознательные единицы, образующие среднюю точку проявления.
  5. Строительство каузального тела, открытие эгоического Лотоса и создание групп, которые мы называем эгоическими группами.
  6. Индивидуальность тех Существований, которые мы называем:
    • а) Агнишваттами;
    • б) Манасадэвами;
    • в) Огненными дхиани;
    • г) Солнечными Ангелами, или Солнечными Питри;
    • д) Асурами;

и многими другими именами, упоминаемыми в оккультных книгах.

В умах учащихся существует большая путаница относительно различия между Агнишваттами, которые воплотились в качестве человека, и теми, кто просто отвечал за внедрение манасической, или ментальной, искры в животного человека. Это открывает для нас тему самой индивидуализации и воплощения некоторых духовных существований, о которых, когда они находятся в телесной форме, говорят как об Аватарах, Буддах Действия или прямых проявлениях Логоса. Вся эта тайна скрыта в отношениях между индивидуальными Монадами, образующими различные центры в теле Планетарного Логоса, и самосознательной Индивидуальностью Самого Планетарного Логоса. Здесь учащийся должен учитывать тот факт, что ментальный план есть первый аспект плотного физического тела Планетарного Логоса, а буддхический план - это космический эфирный план, тот, на котором находятся эфирные центры Небесного Человека.

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы ) ощущается полная сила самой эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы - это «Сердце в теле Дхиан Чохана», поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей - поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание.

Хотя во время четвертого посвящения происходит «разрушение храма Соломона», составлявшие его качества усваиваются проводниками, которые посвященный использует для всех Своих контактов в трех мирах. Теперь Он становится самой сутью всех Своих тел. Нужно иметь в виду - в том, что касается Его, и с технической точки зрения, - что весь ментальный план есть один из трех планов, образующих плотный космический физический план. Это часто забывается изучающими, которые почти всегда помещают тело души и постоянный ментальный атом за пределы формы и того, что они называют тремя мирами. Но в техническом плане и с высших точек зрения это не так, что соответственно меняет и обусловливает мышление и работу посвященного четвертой и более высоких степеней. Этим же объясняется и необходимость устранения эгоического тела.

Звук заполняет четыре высших подплана космического физического плана, которые являются высшим соответствиям четырех эфирных уровней физического плана в трех мирах - трех плотных физических и четырех эфирных планов. Поэтому нужно помнить, что наши столь знакомые нам планы относятся к космическому физическому плану, а тот, который мы знаем лучше всего, - самый плотный из семи, с чем в основном и связаны вся наша борьба и трудности.

Астральное тело.

В то время как эфирное тело рассматривается многими авторами как часть физического мира, астральное тело лежит за пределами физического мира. Так, согласно А. Безант [Безант, Анни. Человек и его тела.], местом локализации его является астральный план – сфера бытия, не являющаяся частью физического мира и лишь частично в него проникающая. Если эфирное тело представляет собой точную копию тела физического, то астральное тело представляет собой облако подвижной материи, цвет которой отражает эмоциональное состояние субъекта.

Основной характеристикой астрального тела является принадлежность астральной материи эмоциональных образований. Говоря об астральном теле, исследователи иногда используют понятие «тело эмоций» в качестве его синонима.

Астральная субстанция, будучи индикатором эмоционального состояния своего носителя, отличается большой изменчивостью цвета, однако в её структуре можно выделить сгустки энергии, отражающие эмоциональные состояния, в наибольшей степени присущие владельцу тела. Данные сгустки отражают предрасположенность к переживанию того или иного вида эмоций. Находясь в латентном состоянии, под действием гомологичного импульса, энергетические сгустки могут активизироваться, и определять характер ведущего эмоционального состояния. Таким образом, сгустки астральной энергии отражают типичные способы реагирования субъекта на внешние стимулы.

Отличительной характеристикой астрального тела человека, отличающей его от эмоционального субстрата животных, является тесное переплетение его с ментальным телом, или телом мысли, о котором подробно будет сказано выше. Так, рассматривая функции астрального тела, Рамачарака [Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов. ] говорит о так называемом инстинктивном уме, являющемся вместилищем страстей и эмоций, и в то же время находящегося в тесном соприкосновении с разумом. Результатом соприкосновения разума и инстинктивного ума является формирование в последнем автоматических реакций – навыков, реализация которых происходит без участия контроля со стороны разума. Изначально освоение нового действия происходит с участием ментального тела, рассматриваемого Рамачаракой как интеллект. Затем вырабатывается автоматическая реакция, и контроль поведенческого акта осуществляется астральным телом.

Рассматривая сгустки астральной энергии как субстрат типичных способов реагирования субъекта на определённый круг ситуаций, необходимо упомянуть теорию установки Д. Н. Узнадзе [Ярошевский, М. Г. История психологии]. Узнадзе, рассматривая поведение личности, выделяет в нём два уровня. Астральному плану соответствует импульсивный уровень поведения, регулируемый установкой, возникающей при возникновении определённого типа потребности в некоторой ситуации. Вышележащий уровень, или уровень объективации, предполагающий осознание субъектом ситуации и вознесение над ней, сопоставим, на наш взгляд, с ментальным планом.

«Опосредованность» астрального тела ментальными образованиями играет важную роль при построении так называемой «ментальной защиты» от взаимодействий, реализуемых на уровне астрального плана. Характеризуя методы психологической защиты от астральных нападений, В Данченко [Данченко. Принципы современной психической защиты] рассматривает в качестве универсального средства защиты внутреннюю убеждённость в неспособности агрессора нанести вред.

Также, рассматривая функции и проявления астрального проводника ряд авторов [Ледбитер, астр. план, Безант] отмечает, что астральное тело отделяется во время сна от тела физического. Опираясь на данный тезис, мы можем говорить о сновидениях как о феноменах астрального плана и экстраполировать на астральный план феномены, описанные в рамках психоаналитической традиции. Согласно З. Фрейду [Фрейд, З. О психоанализе.], психологической функцией сновидений является удовлетворение желаний в символической форме при отсутствии возможности его удовлетворения наяву.

Продолжая рассматривать психоаналитические феномены как проявления астральной субстанции, мы можем рассмотреть динамическую концепцию З. Фрейда Согласно данной концепции, основой активности субъекта является совокупность инстинктивных побуждений, локализованных в области бессознательного. Одной из характеристик инстинкта является стимул – количество энергии, необходимое для его удовлетворения. К феноменам, связанным с энергетическими процессами, относятся катексис, или фиксация энергии на каком-либо объекте, а также катарсис – разрядка энергии. Фиксацию энергии на каком-либо объекте можно рассматривать, на наш взгляд, как образование астрального сгустка либо мыслеформы, астральным компонентом которой является энергетический разряд. На астральную природу бессознательных структур, описываемых Фрейдом указывает также Шри Ауробиндо, сопоставляя их с подсознательным уровнем низшего витала [Ауробиндо, Шри. Основы йоги]

Важную роль в психодинамической концепции играет феномен сублимации. Рассматриваемый в энергетическом аспекте, данный феномен представляет собой смещение энергии с одного объекта на другой. Более подробное рассмотрение данного феномена требует включения в сферу рассмотрения ментальных структур, о чём пойдёт речь в следующей главе.

Ментальное тело.
Ментальное тело, или тело разума, представляет собой светящуюся субстанцию ярко-жёлтого цвета [Безант, Анни. Человек и его тела]. Основной функцией ментального тела является процесс мышления, рассматриваемый как движение энергий внутри ментального тела .

Так же как и в астральном теле, в теле ментальном можно обнаружить энергетические сгустки, получившие название мыслеформ. Под мыслеформами в теософской литературе понимаются энергетические образования, отражающие убеждения и устойчивые мысли субъекта .

Важно отметить, что характеристики мыслеформ, регистрируемые при помощи ясновидения, отражают свойства смысловых образований, соответствующих мыслеформам. Так, качество мысли соответствует цвету мыслеформы, природа мысли – форме, а определённость мысли – ясности её очертания. [Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы].

Соответствие ясности мыслеформы с одной стороны и её определённости с другой позволяет нам ещё раз рассмотреть вопрос о соотношении сознания и бессознательного на астроментальном уровне. «Фокус сознания», или центральная его часть, представляет собой область ментального тела, включающую в себя мыслеформы, имеющие наиболее очерченный вид, в от время как «периферия сознания», содержания которой менее отчетливы, представляет собой область с менее очерченными и более аморфными мыслеобразами.

Рассмотрение мыслеформы как астроментальной структуры, астральным компонентом которой является сгусток энергии желания, позволяет нам говорить о феномене сублимации как о взаимодействии астральных и ментальных структур.

Ж. Лакан [Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней] в рамках структурного психоанализа говорит о психоаналитических символах как о продуктах символизации бессознательных потребностей. Воплощение бессознательного содержания предполагает, по Лакану, его кодификацию в грамматической структуре, понимаемой как порядок культуры, внеположенный по отношению к субъекту. Процесс воплощения бессознательного содержания в сновидениях сравнивается Лаканом с составлением иероглифического текста, кодификация и дешифровка которого осуществляются в соответствии со специфическими логическими принципами.

Рассматривая подход Лакана, мы можем сопоставить сферу биологических потребностей с астральным планом, а культурно обусловленные символические системы - с планом ментальным. При этом феномен сублимации может быть рассмотрен нами как передача энергетического импульса от одной мыслеформы к другой, сопровождающаяся на ментальном уровне процессом метафорического переноса.

Понятие мыслеформы, употребляемое в контексте описания ментального плана, сопоставимо, на наш взгляд, с понятием когниции. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера [Фестингер, Л. Введение в теорию диссонанса.] под когницией понимается любое знание субъекта относительно себя, своего поведения или свойств окружающего мира.

Согласно Фестингеру, между релевантными когнициями возможно существование двух типов взаимоотношений. Логическим соответствием, или консонансом, называются отношения , при которых из когниции X следует когниция Y; тип отношений, при котором из когниции X следует не-Y, называется когнитивным диссонансом.

Установление между когнициями логических отношений позволяет нам рассматривать в качестве функции ментального тела мышление абстрактно-логическое, т.е. форму мышления, предполагающую целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком свойств вещей. Единицей такого мышления является понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений.

Оперирование понятиями в процессе абстрактно-логического мышления предполагает совершение над ними логических операций. К логическим операциям относятся операции анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, обобщения и некоторые другие . [ЧаВо, ¿Подводный?] рассматривают процесс функционирования ментального тела человека при совершении логических операций. Анализ рассматривается как разделение крупной мыслеформы на более мелкие, синтез же, напротив, представляет собой объединение мыслеформ в более крупные. При этом логические операции осуществляются при помощи других мыслеформ ментального тела, отражающих правила, в соответствии с которыми осуществляются логические операции. Таким образом, определение понятия можно считать релевантным определению мыслеформы.

Некоторые авторы отмечают, что мыслеформы, являясь образованиями ментального плана, могут одновременно принадлежать плану астральному. Как отмечают Ч. Ледбитер и А Безант, формы, порождаемые колебаниями, сопровождающими процесс мышления, представляют собой сгустки «астральной или ментальной материи, оживлённые монадической сущностью на стадии одного из элементальных царств». При этом к мыслеформам относятся как оформленные ментальные конструкции (например, образ картины, создаваемый художником), так и структуры, представляющие собой порождения эмоционального характера.

А. Г. Свияш [Свияш, А. Г. Разумный мир] пишет, что если отношение к объекту имеет тенденцию проявляться в виде эмоций, то соответствующая ему мыслеформа имеет презентацию как на астральном, так и на ментальном планах. Если же убеждения не сопровождаются эмоциями, то соответствующие им мыслеформы полностью принадлежат плану ментальному.

Рассмотрение ментального тела как системы понятий позволяет нам говорить о взаимодействии астрального и ментального тел как об опосредовании астрального тела ментальным. Л. С. Выготский [Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ], рассматривая соотношение натуральных, или непосредственных психических функций, и высших функций, отмечает, что последние носят опосредованный характер, произвольны по функционированию и социальны по происхождению. Процесс формирования высших психических функций связывается Л. С. Выготским с усвоением субъектом системы значений в процессе общественно-исторического развития. Рассматривая соотношение мышления и речи, Л. С Выготский отмечает, что на определённом этапе онтогенеза происходит переплетение линий развития и мыслительные операции становятся опосредованными системами значений [Выготский Л. С. Мышление и речь]. При этом объединение функций мышления и речи через значение приводит к трансформации всех психических функций и поведенческих актов, приобретающих произвольный и опосредованный характер [Выготский Л. С. Проблемы развития ВПФ].

Сопоставление данных подходов позволяет нам говорить о том, что спецификой астрального тела человека является его тесное переплетение с телом ментальным. При этом высшие психические функции представляют собой сложные образования, имеющие астральный компонент, сопоставимый с содержанием натуральной функции, и компонент ментальный, представляющий собой продукт интериоризации системы значений, опосредующий натуральные функции.

Рассматривая астральное тело как субстрат натуральных психических функций, опосредованный ментальными структурами, мы можем поставить вопрос о соответствии различных видов мышления иноматериальным структурам. Традиционно [?Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления] в психологии выделяется три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенным мышлением, называется форма мыслительного процесса, опирающаяся на образы восприятия, и сопровождающееся непосредственным взаимодействием с предметом мышления. Данный вид мышлениия представляет собой первую стадию развития мышления, предполагающую решение задач исключительно при воздействии объекта мышления на органы восприятия и сопровождающуюся манипулированием с объектами.

Наглядно-действенное мышление, предполагающее непосредственное манипулирование с объектом, можно рассматривать, на наш взгляд, как функцию астрального тела. Основанием для приписывания астральному телу данной функции может служить описанный выше подход, предлагаемый Рамачаракой. Рассматривая астральное тело как инстинктивный ум, обеспечивающий осуществление автоматических реакций, мы можем говорить об астральном теле как о субстрате данного вида мышления.

Наглядно-образное мышление представляет собой следующую стадию развития мыслительного процесса. Особенностью наглядно-образного мышления является его способность оперировать с объектами, не находящимися в зоне восприятия. Опорой для наглядно-образного мышления служат образы восприятия и представления. Решение интеллектуальной задачи сопровождается манипулированием с образами представления, и может не сопровождаться действиями во внешнем мире.

Рассматривая наглядно-образное мышление животных как натуральную психическую функцию, мы можем говорить о его соответствии астральному плану, рассматриваемому как область визуализаций. Однако рассматривая вопрос об отнесённости наглядно-образного мышления к иноматериальным структурам, следует отметить его тесную взаимосвязь с другими видами мышления. Так, Р. Арнхейм [Арнхейм, Р. Визуальное мышление] отмечает, что решение интеллектуальных задач, предполагающих оперирование с отвлечёнными признаками объектов, может осуществляться посредством оперирования со зрительными образами. В качестве примера автор приводит решение интеллектуальной задачи, требующей прибавить полчаса к текущему времени. Данная задача может быть решена двумя способами: путём совершения арифметических операций или посредством визуализации циферблата.

Данный пример показывает, что наглядно-образное мышление может осуществляться как в форме непосредственного оперирования с наглядно воспринимаемыми свойствами предметов, так и в форме визуальной презентации свойств объектов. Если рассматривать в качестве области визуализаций астральный план, мы можем рассматривать наглядно-образное оперирование с понятиями как форму взаимодействия астрального и ментального тел. Астральный план как область визуализаций в данном случае опосредуется системой значений, представленной на ментальном уровне.

Вместе с тем следует отметить, что мышление на ментальном плане также может осуществляться в наглядно-образной форме. А. Безант указывает, что на ментальном плане возможна коммуникация посредством световых импульсов. На цветовую коммуникацию указывает также Д. Андреев [Роза мира], описывая общение духов в затомисах – высших небесных слоях метакультур.

Наконец, словесно-логическое мышление , представляющее собой форму мышления, осуществляемую при помощи логического оперирования с понятиями, является функцией ментального тела.

Рассмотрение ментального тела как системы значений, опосредующей астральный план, позволяет нам говорить о психосемантическом подходе к описанию иноматериальных структур. Рассматривая астральный план вслед за как область визуализаций, мы можем провести параллель между положением о ментальной опосредованности астрального плана и концепцией образа мира, предложенной А. Н. Леонтьевым [Леонтьев, А. Н. Образ мира]. Рассматривая структуру образа мира, А.Н. Леонтьев говорит о системе значений как о пятом квазиизмерении, пронизывающем пространственно-временной континуум.

Реализация психосемантического подхода предполагает постановку вопроса о формах значений, соответствующих различным иноматериальным структурам. В рамках данного подхода мы для начала рассмотрим смысловые структуры, выделяемые Д. А. Леонтьевым в рамках психологии смысла.

Д. А. Леонтьев говорит о личностном смысле как о смысловом образовании, презентующем жизненный смысл отражаемого объекта с помощью эмоциональной окраски образов, а также их трансформаций. Рассматривая трансформации образа мира, обусловленные личностным смыслом, Д. А. Леонтьев выделяет четыре их вида. Трансформация пространственных измерений проявляется в искажении пространственных характеристик действительности под влиянием личностного смысла. Трансформация временных параметров проявляется в зависимости оценки длительности временного интервала от видов деятельности, осуществляемых на этом интервале. Примером трансформации каузальных отношений может служить, например, феномен каузальной атрибуции, описанный Хеккаузеном. Наконец, трансформация вероятностных характеристик действительности проявляется в том, что значимым событиям приписывается бо’льшая вероятность.

Рассматривая феномен личностного смысла с точки зрения его соотнесённости с астральным и ментальным планами, мы можем говорить о том, что личностный смысл представляет собой астроментальное образование, проявляющееся в астральном плане в форме субъективных искажений картины мира или эмоционального окрашивания объектов. Формами проявления личностного смысла в ментальном плане являются искажения процесса мышления, следствием которых, в свою очередь, являются искажения вероятностных характеристик отражаемых явлений, а также искаженное восприятие причинно-следственных связей.

Рассматривая другие смысловые образования, выделяемые Д. А. Леонтьевым, мы также можем говорить об их астроментальном характере. Смысловые установки, проявляющиеся в предрасположенности субъекта к выполнению какой-либо деятельности, представляют собой смысловые структуры, о большей степени принадлежащие плану астральному.

Смысловые диспозиции, представляющие собой отношения к объектам, значимым независимо от выполняемой деятельности, включают когнитивный компонент, отражающий знание об объекте, и компонент аффективный, отражающий эмоциональное отношение. Подобная структура позволяет рассматривать их как астроментальные структуры.

Рассматривая вопрос о локализации мотивационных образований, необходимо коснуться определения мотива в концепции А. Н. Леонтьева. А. Н. Леонтьев [Потребности, мотивы, эмоции] говорит о мотиве как об опредмеченной потребности. По Леонтьеву, потребность становится мотивом тогда, когда находит удовлетворение в некотором предмете, определяемом социальной средой субъекта. Данный подход позволяет говорить о мотивах как о структурах, имеющих изначально астральную природу, но приобретающих в социальной среде астроментальный характер.

К мыслеформам, участвующим в совершении логических операций, могут быть отнесены, на наш взгляд, личностные конструкты. Конструкты представляют собой категориальные шкалы, оценивающие объект по какому либо параметру, следствием чего является приписывание оцененному объекту личностного смысла [Леонтьев, Д. А. Психология смысла]. Такие логические операции, как, например, сравнение или обобщения предполагают выделение существенных признаков объекта, для чего необходима его категоризация по определённому параметру.

Поскольку ментальное тело находится в тесном взаимодействии с другими структурами метаорганизма, процесс логического мышления может отражать формы значений, принадлежащие супраментальным структурам. Р. Штайнер [Штайнер, Р. Теософия] рассматривает ментальные образования как «преходящие формы проявления вечной Истины».

Рассмотрению высших форм значений, принадлежащих супраментальным структурам, будут посвящены последующие разделы.

1. Андреев, Д. Роза мира.

2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление

3. Ауробиндо, Шри. Основы йоги

4. Безант, Анни. Человек и его тела

5. Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ

6. Выготский Л. С. Мышление и речь

7. Гроф, С. Области человеческого бессознательного.

8. Данченко. Принципы современной психической защиты

9. Ледбитер, Ч. Астральный план.

10. Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы.

11. Леонтьев, А. Н. Образ мира

12. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.

13. Леонтьев, Д. А. Психология смысла

14. Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов

15. Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней

16. Свияш, А. Г. Разумный мир

17. Фрейд, З. О психоанализе

18. Штайнер, Р. Теософия.

19. Ярошевский, М. Г. История психологии



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ