Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

20.06.2017

Марма – это точка на поверхности тела, под которой пересекаются жизненно важные структуры организма, либо физической, либо тонкой природы, либо и той, и другой. Некоторые мармы совпадают с акупунктурными точками, другие находятся рядом, но не совпадают. Повреждение марм в результате внешней травмы или нарушения внутреннего метаболического равновесия приводит к тяжелым, нередко фатальным последствиям.

Мармы были известны еще в ведический период. Чтобы нанести противнику максимальное поражение, воины целились в мармы, а врачи применяли знания о мармах для лечения таких ранений. В Сушрута-самхите выделено 107 марм, классифицированных по следующим признакам:

  • структура, которую они затрагивают (мускулы, кровеносные сосуды, связки, нервы, кости, суставы);
  • местоположение;
  • размер;
  • последствия наносимого ущерба (быстрая смерть, смерть через некоторый промежуток времени, наступление смерти после извлечения инородного тела из раны, инвалидность, боль).

Хотя на большей территории Индии марма-терапия уже не применяется, эта практика сохранилась в южном штате Керала среди последователей боевого искусства калариппаятту, которое практикуется приблизительно с XII в. нашей эры, и очень похоже на практику хатха-йоги. Его подготовительные физические упражнения ведут к достижению полного контроля над физическим телом и постижению более тонких аспектов практики путем самопознания. Таким образом, традиция калариппаятту имеет самое непосредственное отношение к дханурведе (искусству военных действий), аюрведе и медитации. Мастера калариппаятту выделяют 160-220 марм, которые можно использовать в военном деле, а в терапии применяют 1707 марм, описанных Сушрутой.

Традиция калариппаятту рассматривает человека как структуру, состоящую из трех тел, сложным образом переплетенных между собой:

  • подверженное изменениям тело жидкостей, в состав которого входят, кроме прочего, ткани и побочные продукты метаболизма;
  • относительно стабильное тело мускулов, костей и марм;
  • тонкое тело с нади и чакрами.

Эти тела не являются самостоятельными, абсолютно независимыми друг от друга, но их можно рассматривать и по отдельности, в соответствии с теми специфическими функциями, которые каждое из них выполняет в совокупной структуре. Эта классификация не противоречит аюрведическому разделению структуры человека на пять оболочек. Обе системы отражают одну реальность – просто в основу этих двух классификаций положены различные цели.

Согласно теории калариппаятту, ранение в точку мармы блокирует либо перерубает соответствующий нади в этой точке, тем самым прерывая и поток праны (жизненной силы), и поток ваты (продукта переработки праны и одновременно инструмента ее деятельности). Существенный ущерб можно причинить только в том случае, если ранение проникает в ткани под местом расположения мармы не менее чем на 2,5 см. простой шлепок по ней не причиняет особого вреда.

Первая и немедленная помощь при ранении в марму – жесткий удар или шлепок по аналогичной марме на противоположной стороне тела. Это позволит восстановить течение праны, и пострадавший окажется вне опасности. Чтобы такой компенсирующий удар сработал, его следует нанести не позднее определенного времени с момента ранения, и за этим должно последовать лечение, направленное на восстановление равновесия дош, нарушенного в результате ранения.

Марму, как и чакру, нельзя даже назвать структурой, она существует не во всякий момент времени. Мармы существуют лишь до тех пор, пока в организме течет прана (в мертвом теле они отсутствуют). Марма активизируется полностью, только в тот момент, когда через нее проходит реальный поток праны. Смерть или ущерб, которые ожидаются в результате ранения в определенную марму, наступает только в том случае, если эта марма в момент поражения была активна. Течение и концентрация праны в определенных мармах подчиняются влиянию лунных циклов.

Привязанность к чувственным наслаждениям развивается в каждом из нас чуть ли не с рождения. Мы млеем, когда кашемировый свитер ласкает кожу, и часто не в силах отказаться от нежного тортика «Тирамису». Не удивительно поэтому, что многим может показаться трудновыполнимой практика пратьяхары, пятой из восьми ступеней йоги, описанных Патанджали. В переводе с санскрита «пратьяхара» означает «сдерживать» и заключается в обращении внимания, которое обычно направлено на внешние объекты, внутрь, к самому себе.

В результате наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, – подобно верным псам, следуют за сознанием и тоже обращаются внутрь. Мы перестаем отвлекаться на то, что происходит вокруг, и успешно фокусируем внимание. Подобная работа готовит нас к последующим ступеням классической практики – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). Пратьяхару обычно уподобляют черепахе, которая втягивает ножки под панцирь. А один из ранних толкователей Патанджали, Вьяса, очень точно сравнил наши чувства с роем пчел, а сознание – с пчелиной маткой: «Подобно тому как пчелы следуют за маткой и успокаиваются в минуты ее отдыха, чувства прекращают свою работу, когда прекращаются колебания ума».

Энергетическая лестница

Яркие образы и метафоры, столь любимые восточными философами и активно используемые в определении пратьяхары, безусловно, помогают понять суть практики. Но вместе с тем Патанджали и его толкователи почти не уделили внимания конкретным рекомендациям по ее выполнению. К счастью, несколько вполне определенных техник все же существует. Одна из них дана в произведении «Йога-Яджнавалкья Гита» (Йогическая песнь Яджнавалкьи), написанном в форме диалога между мудрецом Яджнавалкьей и его супругой Гарги.

Техника Яджнавалкьи – вайю-пратьяхара (удержание ветра) или прана-пратьяхара (удержание жизненной силы) – заключается в том, что ученик последовательно сосредоточивает внимание на мармах – жизненных точках в теле. Их количество варьируется в зависимости от источника (например, в традиционных аюрведических текстах называют 107). Но в Песни Яджнавалкьи их всего восемнадцать. Это большие пальцы ног, лодыжки, середины икр, «корни икр», колени, середины бедер, промежность, «центр тела», органы репродуктивной системы, пупок, сердечный центр, «колодец горла», корень языка, основание носа, глаза, межбровье, лоб, макушка. Яджнавалкья рекомендует начинать с концентрации на макушке и заканчивать большими пальцами ног. Однако движение снизу вверх тоже вполне допустимо, и многие предпочитают именно этот вариант.

Технику вайю-пратьяхара можно использовать в качестве самостоятельной дыхательной практики или как подготовку к пранаяме. Работа с мармами может носить и терапевтический характер: каждая жизненная точка энергетически связана с определенным органом или системой (нервной, кровеносной и т. п.). Поэтому массаж или воздействие иного рода на ту или иную марму может благотворно влиять на соответствующую систему или орган. Более подробно о марматерапии написано в книге Д. Фроули, С. Ренаде и А. Леле «Марматерапия. Энергетические точки йоги и аюрведы».

Система точек

Приступая к вайю-пратьяхаре, примите удобную позу сидя или любую другую, в которой вы можете расслабиться, например Шавасану. Начните с упрощенного варианта, ограничившись двенадцатью мармами: большими пальцами ног, лодыжками, серединой икр, коленями, серединой бедер, промежностью, пупком, центром сердца, «колодцем горла», межбровьем, лбом и макушкой. Включить в практику остальные точки можно будет позже.

Чтобы отчетливо осознать каждую точку, прикоснитесь к ней рукой. Можно даже представить, что в каждой из них присутствует ваше любимое божество, учитель или мантра. Затем сосредоточьте внимание на больших пальцах ног (или на макушке, в зависимости от того, в каком направлении вы решили двигаться) и представьте, что дышите ими: каждый вдох и каждый выдох текут через пальцы.

Продолжайте осознанно продвигаться по двенадцати ступеням «энергетической лестницы»: вы можете концентрироваться на каждой марме в течение одного-двух циклов дыхания или задерживаться на каждой из них на более длительное время. В первом случае вы учитесь быстро и четко направлять внимание и дыхание в определенную область, во втором – удерживать внимание на объекте.

Работать с последовательностью можно по-разному. Например, «пробежаться» по всем центрам один раз, используя технику как своеобразную разминку перед медитацией. А можно двигаться вверх и вниз несколько раз, превращая процесс в самостоятельную медитативно-дыхательную практику, – в этом случае в конце выполните короткую Шавасану.

По мере овладения техникой можно увеличивать количество марм, постепенно доведя его до восемнадцати. А затем поэкспериментировать с нетрадиционными точками – большими пальцами рук, основанием черепа, ушами. Если верить Яджнавалкье, пратьяхара предупреждает все болезни, приводит к внутреннему освобождению и – самое заманчивое – продлевает жизнь. «Преданный практик будет жить, пока не угаснут звезды и Луна», – говорит мудрец. Будем надеяться, что пенсионный фонд нас в этом поддержит.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

Всем известны такие методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, как асаны и пранаямы.

Но, что делать, ЕСЛИ У ВАС ЛЕЖАЧИЙ БОЛЬНОЙ (после инсульта или инфаркта, или с гипертонической болезнью)?

Подробнее см. описание курса «Йогатерапия Сердечно-сосудистой системы (ССС)»

ВНИМАНИЕ! ПРИ ОСТРЫХ СОСТОЯНИЯХ — ВЫЗЫВАЙТЕ ВРАЧА! Не надо самодеятельности.

Все практики, которые приведены в этом посте, предназначены для профилактики и восстановления пациента в стадии ремиссии.

Давайте сначала вспомним положительные действия асан.
ПРАВИЛЬНО выполняя асаны (а их надо еще уметь правильно выполнять):

  • увеличивается тонус сосудов;
  • увеличивается капиллярная сеть;
  • увеличивается просвет в сосудах (что снимает лишнюю нагрузку с сердца);
  • усиливается обмен веществ (токсины быстрее выводятся, а питательные вещества и кислород быстрее доставляются до клеток);
  • вырабатываются эндорфины, которые улучшают моральный настрой, что снимает лишнюю тревожность;
  • и др.

ПРАВИЛЬНО выполняемые пранаямы , в свою очередь:

  • тренируют дыхательные центры головного мозга;
  • тренируют и повышают эффективность всей дыхательной системы;
  • регулируют другие автоматизмы человека (работу сердца, мочевыделение, лимфоотток и др.);
  • стимулируют обновление крови;
  • стимулируют тонус кровеносных сосудов;
  • и др.

Но, зачастую, ваш пациент не может не только сделать какую-то асану! Он с постели-то встать не может , а любое движение причиняет ему боль и страх наступления приступа!

А что поможет лежачим и ослабленным больным?

Что в таких случаях делать?

Какие методы йогатерапии МОГУТ ЕМУ ПОМОЧЬ?

Что можно предложить людям, которые находятся в постинсультном или постинфарктном состоянии?

Многие школы йогатерапии, кроме как посоветовать легкую нади-шодхану, ничего больше не могут предложить .

Мощный арсенал методов йогатерапии

Речь пойдет о таких малоизвестных способах лечения, как мантры, мудры, марма точки , визуализации и медитации.

Каждый инструктор йоги, реабилитолог, йогатерапевт да и простой человек, занимающийся своим здоровьем должен овладеть этими мощными приемами.

Они позволяют быстро и эффективно не только снимать болезненные приступы, но и реально улучшать здоровье вашего пациента.

Конечно, сначала надо овладеть этими знаниями , чтобы знать в каких случаях применять ту или иную методику.

Ведь нельзя, например, бездумно жать на все марма-точки подряд.

Этим вы сможете добиться обратного эффекта и ухудшить самочувствие больного.

Что нужно знать про методы йогатерапии, и как они воздействуют на ваш организм?

Самое важное — это то, что все приемы йогатерапии работают через БЛАНСИРОВАНИЕ основных сил организма — через баланс первоэлементов.

А они балансируются через систему дош , или базовых архетипов.
Доши — это попарное соединение первоэлементов в вашем теле (вата — это эфир +воздух, питта — огонь плюс вода, капха — вода+земля).

Как марма-терапия лечит сердечно-сосудистые заболевания?

Онлайн встреча

Запишитесь на ближайший вебинар

3 волшебных лечебных практики для вашего сердца и сосудов
Начало 27 декабря 2018 г. (Чт) в 19.00 МСК

Дисбаланс этих дош вызывает различные заболевания , и задача йогатерапии вернуть баланс вашему организму и сознанию.

Каким образом достигается баланс энергии?

В частности этим занимается раздел йогатерапии — марма-терапия.

Марма-терапия — изучает специальные энергетические точки , каждая из которых обладает своим характером: воздушным (вата ), огненным (питта ) или земляным (капха ) типом.

Поэтому, если у вас, например, лишний вес и есть риск атеросклероза , то лучшим способом обрести баланс — это стимулировать «питта»-точки, чтобы увеличить огонь в вашем теле, который попросту будет сжигать лишний жир и будет давать вам дополнительную энергию.

Людям с резкими скачками давления, с неустойчивым эмоциональным фоном, с неустойчивым пульсом необходимо воздействовать на «вата»-точки , чтобы выровнять энергию ваты.

Она управляет нервной системой , процессами метаболизма (обменом веществ), отвечает за толстый кишечник, кости и суставы.

Наука марма-терапии достаточно объемна и сложна , но все же практические рекомендации по лечению сердечно-сосудистых заболеваний можно начать применять и на начальном уровне.

Изучите важные марма-точки для терапии сердца и сосудов

Практическое занятие — см. видео внизу

Сегодня мы с вами разберем несколько важных точек, воздействуя на которые вы сможете облегчить симптомы сердечно-сосудистых заболеваний и дисфункции внутренних органов.

За сердечно-сосудистую деятельность отвечают группа точек, которые имеют в своем названии корень «Хрид» (Сердце).

  1. Точки Тала-Хридая , которые расположены в центре ладоней и ступней.


2. Еще в данном уроке мы добавим точку Кшипра (Быстрая) , аналог в китайской медицине — ХэГу — в мякоти между большим и указательным пальцем.

Точка называется Быстрой, т.к. воздействие на нее приводит к быстрым оздоравливающим результатам.

3. Чтобы успокоить нервную систему, и тем самым успокоить сердце и снизить артериальное давление, мы добавим еще и точку на голове — Адхипати.

Адхипати (Верховный Властитель), находится на вершине родничка.

Как правильно воздействовать на марма-точку?

1. Как правило, массаж выполняется по часовой стрелке.
2. Перед массажем точку желательно смазать маслом (кунжутное, кокосовое, миндальное, оливковое, подсолнечное)
3. Можно добавить каплю лавандового масла
4. Массаж выполняется не менее 1 минут каждой точки. Лучше всего 2 минуты.
5. Надавливание должно быть ОЧЕНЬ НЕЖНЫМ, но ощутимым.
6. При возникновении резких неприятных ощущений (боль, тошнота, головокружение, учащенное сердцебиение) — процедуру прекратить!
7. После того как прекратили воздействие на точку, еще некоторое время «поощущайте» точку , отслеживайте изменение ощущений (онемение, расширение зоны, потепление/охлаждение и т.д.)

Итак, начинаем практику...

1. Перед процедурой измерьте давление и пульс . Запишите...

2. Сначала массируем точку Адхипати 2 минуты. Старайтесь «дышать» через точку (можно легкое удджайи).

Действие : Увеличивает мозговое кровообращение и циркуляцию
мозговой спинной жидкости,
Восстанавливает сознание,
Лечит сенсорную и моторную дисфункцию, помогает в
координации,
Облегчает оптимальное функционирование гипофиза и шишковидной железы, регулирует гормональные выделения
Регулирует активность лобной доли мозга
Стимулирует память, внимание и концентрацию

3. Точка Кшипра. По очереди на правой и левой руке по 2 минуты.

Действие:

Общая стимуляция праны и поступление ее в организм.
Стимулирует поток праны, Вьяны и Апаны Ваю
Усиливает кровообращение и снимает загруженность
Снимает общую боль и головные боли
Улучшает функции печени и селезенки

4. Точка Тала Хридая . По очереди на правой и левой руке, потом то же — на ногах по 2 минуты.

Действие:
Балансирует ум и сердце
Гармонизирует эмоции и снимает стресс
Улучшает функции легких и диафрагмы

Массаж Тала Хридая умиротворяет эмоции . Это происходит из-за прямого действия мармы на Мана ваха шротас (каналы ума) и мадджа дхату(нервной ткани), в которых возникает эмоциональный дисбаланс, перепады настроения и трудности с концентрацией внимания.

Тала Хридая функционально связана с сердцем через Вьяна Ваю, к диафрагме через Удана Ваю и легкие через Прана Ваю.

Показана при лечении сердечных аритмий .

Это марма считается «солнечным сплетением» руки и ноги, так как ладонь и ступня считаются микрокосмом системы чакр.

Если вы выполнили весь массаж, то он занял у вас не менее 15 минут, что вполне достаточно для снятия приступов.

5. Попробуйте теперь в течение 1-2 минут просто «продышать» все точки, которые только что массировали. Все вместе...

6. После этого еще раз измерьте давление и пульс . Сравните результаты.

7. Почувствуйте явное улучшение самочувствия и успокоение.

В следующем посте мы расскажем, какие мудры (пальцевые замки) помогают при сердечно-сосудистых расстройствах, и как их совмещать с марма-массажем.

Будьте здоровы и живите легко))

А подробно про все точки по ССС (сердечно-сосудистой системе) .

Марма массаж - это традиционная аюрведическая процедура для стимуляции жизненно важных точек. Это традиционный кералинский аюрведический массаж с использованием трав, настоянных на аюрведических маслах. Выполняется терапевтом, используя его руку и ноги, применяя соответствующее давление к определенным жизненно важным точкам или частям тела. Marma массаж не только снимает боли в спине, жесткость в теле и спортивные травмы, но также стимулирует различные органы и системы организма.

Мармы - это некоторые жизненно важные области тела. Слово marma происходит от санскритских основ mru или marr. Санскритская фраза, Marayate iti marmani, означает, что есть вероятность смерти или серьезного ущерба здоровью после повреждения этих точек. Другим варианта перевода слова марма с санскрита, являются термины скрытый или секретный. Марма точка представляет собой соединение на теле, где встречаются две и более типа тканей, такие как мышцы, вены, связки, кости или суставы.

Марма массаж является важной частью аюрведы, поскольку включает в себя заботу в жизненно важных областях тела. Эффективное стимулирование этих областей может улучшить и поддержать хорошее состояние здоровья.

Прана это форма жизненной энергии. Прана пронизывает каждый уголок тела, питает, направляет и контролирует работу клеток и систем. Когда мармы поражены или неправильно функционируют, органы, связанные с каналами праны, становятся голодными. Какие-то органы становится больными, травмированными или парализованным в зависимости от того, какая часть праны утеряна.

Идея марма массажа состоит в том, чтобы очистить заблокированную энергию, стимулируя или успокаивая доши. Каждая марма точка имеет три рецептора, которые согласуются с тремя дошами. Во время массажа жизненно важные точки стимулируют в определенной последовательности, возможно с использованием определенных некоторых масел.

Согласно классической традиции, в теле насчитывается 107 марма точек. В тамильской традиции их 108, в традиции Калари насчитывается 365 марм. Расположение марма точек было подробно описано много веков назад в Сушрута Самхите, классическом аюрведическом тексте. Основные марма точки связаны с семью чакрами или энергетическим центрам тела, другие точки распределяются вдоль туловища и конечностей. Марма точки расположены как на передней части туловища, так и на задней. Согласно некоторым источникам 22 мармы находятся на нижних конечностях, 22 на руках, 12 точек в области груди и желудка, 14 на спине, 37 на голове и шее. Ум считается 108-й мармой. У каждой марма точки есть свое санскритское имя, данное Сушрутой, одним из отцов основателей аюрведической медицины.

Массаж марм включает в себя массаж всего тела с теплым лечебным маслом или без, со стимулированием или массированием марма точек на теле. Согласно психосоматической конституции или болезни, для марма массажа могут выбираться различные типы масел. Марма массаж - это мягкий плавный массаж, который может выполняться в синхронном ритме двумя массажистами, или с одним. Этот вид массажа включает в себя техники, разработанные с учетом знаний о каналах нади и местах их расположения. Марма массаж стимулирует или генерирует энергетические ресурсы и помогает протеканию жизненной энергии в человеческом теле. Он устраняет блоки в марма точках, обеспечивает физическую и психологическую расслабленность, наделяет силой.

Некоторые из преимуществ марма массажа

  • повышение защиты от расстройств вата вата доши, позволяет расслабиться и снять нервное напряжение
  • наполнение тела чистой энергией, устранение деструктивных эмоций
  • способствует хорошему сну и отдыху
  • балансирует доши, улучшает физиологическую устойчивость организма
  • улучшает осанку, повышает иммунитет

История марма массажа

Точечный марма массаж зародился в южной Индии около 1500 года до н.э. Мастера калари, древнего боевого искусства, впервые открыли силу и важность марм. В сражениях бойцы калари нацеливались на мармы противника как способ причинить ему боль или травму. Согласно знаниям боевого искусства калари, у людей есть 12 марма точек, которые при ударе нокаутом могут вызвать мгновенную смерть. Эти места были настолько важны, что солдаты даже использовали доспехи, чтобы защитить свои марма точки и точки своих лошадей в бою.

Вместе со своей способностью убивать, знание о марма точках дало людям возможность исцелять. Раненых солдат лечили с помощью терапии мармы. Марма терапия использовалась для стимуляции тех областей, которые соответствовали травмам солдата. Например, если воин подвергся удару в тонкий кишечник, использовалась марма точка на задней части голени, которая соответствует непосредственно верхнему отделу кишечника. При массировании этой точки на поврежденную область будет направлен исцеляющий поток энергии. Со временем аюрведические врачи Индии узнали о возможностях этой техники и пригласили мастеров калари в больницы, чтобы научиться их искусству. Вскоре обучение марма терапии стало обязательным для хирургов, которые смогли работать с определенными проблемами пациентов, не рискуя их жизнями. В настоящие дни марма массаж по-прежнему является важным компонентом аюрведического лечения.

Использование марма точек

Боль в плече: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kshipra и Kurpara.

Боль в животе: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kurpara и Urvi.

Боль в груди: марма точки Kurpara, Urvi и Ani.

Шейная боль: используйте точки Kshipra, Kurpara и Ani.

Боль в ноге и в колене: мармы Kshipra и Gulpha.

Седалищная боль: точки Kshipra, Mulma, Gulpha.

Воздействие на Kurcha марма улучшает пищеварительный процесс и Агни (пищеварительный огонь), улучшает поток праны в руке, способствует остроте зрения.

Kurchashira марма поддерживает здоровое пищеварение и Агни (пищеварительный огонь) в целом, полезна для репродуктивной функции организма, успокаивает нервную систему, способствует здоровой мышечной системе, оказывает значительное влияние на мышцы рук.

Manibandha марма помогает уменьшить избыточные жировые отложения и поддерживать функциональное движение рук, активизирует репродуктивную систему, способствует здоровым суставам, росту костей, помогает снять скелетную боль.

Kshipra марма поддерживает функцию сердца, обеспечивает его смазку, помогает при проблемах с легкими, стимулирует лимфатическую систему, улучшает поток праны по всему телу, обеспечивает смазку легких.

Talahridaya марма поддерживает функцию сердца и легких, хороша для передачи и получения исцеляющей энергии, помогает укрепить иммунную систему.

Атлас локализации марма точек

Марма точки головы, шеи, груди и живота

Марма точки ног и стоп


Марма терапия


Доктор Пратиш, BAMS, MD(Ay), потомственный марма терапевт, клиника Самвартика (Samwarthika)

Аюрведа - священная наука; древние провидцы развили это знание для того, чтобы служить человечеству, показывая принцип восприятия организм целостным образом.

В существующих 8 ветвях аюрведы, Шалья тантра является важной частью, касающейся хирургии, ортопедии и других методов. Практика марма терапии входит в состав ортопедического направления в аюрведе. В одной из древних альтернативных Аюрведе Сиддха медицине, больше опыта работы с марма точками и их применением.

Мудрец Агастья написал трактат о применении и использовании марма точек, привел их описание и схемы расположения. Рассказал о терапевтически важных точках в деталях, как внедрить это в практику, поскольку это очень практическая наука, а не полностью теория, требующая суровой практики и усердия для обретения опыта. В Индии эта наука передавалась традиционным образом через семьи, от родителей детям. Такие семьи и традиции все еще существуют в настоящее время. Практика мармы, с использованием манипуляционных методов быстрого исцеления болезней, которые попадают в раздел ортопедии и неврологии, имеет жизненно важную роль и популярна в штатах Керала, Тамилнаду, Карнатака и Раджастан.

Прана, протекающая по телу, позволяет ваю (воздуху) создавать точки давления в теле. Давление воздуха важно при движении тела и в его функционировании. Без воздуха нет кровяного давления, что легко понять, если вы подумайте о двигателе и его работе. Давление поддерживается воздухом по принципу всасывания и толкания по всему телу.

Мармы - это жизненно важные точки, расположенные по всему телу и связанные с давлением воздуха и праной. Они называются Вата стханами, что означает – точки праны. Существуют каналы течения Праны по всему телу, которые называются нади, их 72000 по всему телу, начиная с каналов ида, пингала, ваджра, сушумна нади и т. д. Чтобы понять мармы, нужно полностью понять поток праны и каналы нади человеческого тела.

В аюрведе определены 107 марма точек и мест их локализации, разделенных по функциональным и лечебным аспектам. Это число указывается всеми мудрецами аюрведы. Наука Марма видья занимается изучением и пониманием этих 107 жизненно важных точек, воздействия на них в болезненных состояниях.

Боевое искусство Калари, распространенное в Керале, использует знание о мармах для нападения на своего противника, для защиты и исцеления при нарушениях в мармах. Человек может быть защищен и его здоровье может быть поддержано, используя восстановление с помощью внешних методов лечения. Процедуры дхара, применение пасты, способы перевязки, методы сведана и самана, могут быть использованы для возвращения к нормальной жизни с получением быстрых результатов.

Марма терапия прекрасно применяется при таких заболеваниях, как выпадение межпозвонковых дисков, суставные дислокации, функциональные нарушения при несчастных случаях, заболевания шеи и плеча, боли в пояснице, ишиас, остео артрите коленей, при многих заболеваниях костей и суставов.

Марма-терапия (марма-видья) – наука о жизненных точках тела (мармах). На санскрите слово “марма” означает чувствительную или уязвимую точку на теле. По классификации Чараки марма – это место соединения двух или более телесных начал – мышц, сосудов, связок, костей и суставов (яркий пример – локоть или колено). Некоторые мармы находятся внутри тела (мягкое небо, сердце).

Согласно Сушруте марма – это (вата, питта, капха) с праной, теджасом и оджасом, и (саттва, раджас и тамас). Воздействуя на мармы, мы воздействует сразу н многие области, усиливая жизненную силу организма (оджас), уравновешивая мозг.

Расположение марм близко (но не идентично), к расположению телесных меридианов (из китайской медицины). Воздействие на эти точки стабилизирует прану (основную силу физического здоровья). О важности правильного воздействия врачей предупреждают древние аюрведические тексты.
Одно из ранних упоминаний о мармах можно найти в Риг-веде. В “Махабхарате” (древнеиндийском эпосе, одной из частей которой является ) на мармы есть несколько ссылок – как защищать жизненно важные точки тела (мармы) у боевых лошадей, слонов, и конечно у воинов. Там жe указывается, что защита может быть не только физическая, а и ментальная – используя прану, ментальную силу (в виде мантры), усиливая энергетику выпускаемых стрел воображаемым огнем.

Мармы делятся на 5 групп по поведению при ранении:

– ведушие к мгновенной смерти (sadya pranahara)
– ведущие к смерти в будущем после болезни в результате ранения (kalantara pranahara)
– ведущие к смерти, если оружие поражения будет удалено из мармы и она откроется (vishalyaghna)
– ведущие к увечью (vaikalyakra)
– ведущие в боли (rujakara).

Точки в марма-видье подразделяются на “терапевтические” и “смертельные” .

Воздействие на “терапевтические” может излечить от самых опасных состояний. Наиболее использующиеся мармы при терапевтическом воздействии находятся на руках и ногах, с ними легко работать при массаже, акупунктуре.

“Смертельные “ мармы не рекомендуется для прямого или грубого воздействия (например, на район горла можно воздействовать только очень легко). Неправильное же действие хирурга при операциях может рассечь жизненоважную марму (“смертельную­”) и привести к летальному исходу.

Однако, два вида марм – “терапевтические” и “смертельные” зачастую переплетаются между собой. Вокруг “смертельных” марм всегда есть область “терапевтических” и умелое пользование (не затрагивающее смертельный центр) принесет пользу.

Знание о “смертельных” мармах было обязательно в индийском военном искусстве, бойцов обучали как именно эти точки защищать во время борьбы. Так же обучали тем ударам, которые могли по-разному воздействовать на эти точки.

Доктор И. Ветров рассказывает (в статье “Основы марма-видьи”, опубликованной в журнале “Аюрведа-наука жизни”):

“Есть еще одна причина – почему марма-видья в меньшей степени, чем другие разделы аюрведы, сохранилась до наших дней. Одна из версий ухода Гаутама Будды гласит, что причиной его смерти было неудачно проведенная хирургическая операция по удалению злокачественной опухоли представителями школы Сушруты. Так или иначе, император Ашока начинает активную борьбу с аюрведой и в особенности полностью запрещает марма-видью. В этот период большинство мастеров вынуждено было скрываться в Индонезии, Филиппинах, Китае и Японии. Таким образом, Индия (включавшая в те времена Пакистан, Непал, Бирму, Бангладеш и Шри Ланку) практически лишается на несколько столетий живых носителей традиции”.

И сейчас, и в древности аюрведические доктора в Индии прописывают курс марма-терапии как дополнительный, очень эффективный комплекс к аюрведическому лечению. Также, марма терапия применяется в одиночку при разных проблемах – от парализации до психосоматических заболеваний.

Письменные источники, содержащие учения о мармах в традиции Сушруты включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как “Сушрута-самхита”, и менее известные – “Мармарахасьянгал” и “Марманиданам”. Эти каноны рассматривают вопросы местонахождении марм, каждой из которых даны название, номер, расположение, проекция на поверхности тела, функция, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения.

В разных традициях существует разные мнения о количестве марм. В традиции Сушруты насчитывается 107 марма точек, это та цифра, которая зафиксирована в сознании большинства западных людей, слышавших о мармах.

Аюрведические же специалисты насчитывают до 360 основных марм. Также, существуют разные подходы в марма терапии у специалистов из разных регионов Индии. Считается, что мармы разнятся в зависимости от конституции человека, и марма-терапия должна быть индивидуальной, в зависимости от состояния (как впрочем и все остальное в аюрведе).

Опытные марма-терапевты вычисляют точное расположение марм на теле, которые, конечно, близки к идеально отмеченным в схемах, но нужен большой опыт и профессиональная чувствительность, чтобы попасть в точку. Это я к тому пишу, что последнее время курсы по марма-терапии, пульсовой диагностике обещают обучить этому за несколько дней. Реально, этому учатся годами (в конце я еще расскажу об обучении у мастеров).

В течение последних 4 лет около 500 человек обучились у меня основам марма-видьи. К моему глубокому сожалению лишь половина из них попытались применить эти знания в своей медицинской практике. И лишь каждый десятый из них смог строго соблюдать 36 базовых правил этой науки и соблюдать обещания, данные мне в момент посвящения в ученики первой ступени. В итоге лишь единицы приблизились к стадии совершенства и в ближайшее время смогут пройти дальнейшее обучение и посвящение в ученики второй ступени. Говинда Ачарья предупреждал меня о том, что в силу дурных наклонностей и недостаточности духовного образования большинство не только европейцев и американцев, но и индусов не способны удержаться в потоке Дханвантари-Сушрута сампрада. Нет никакого смысла тратить свои силы и время на обучение всех подряд. Поэтому я решил прекратить набор групп на обучение и теперь это знание будет дано лишь тем, кто действительно нуждается в нем как воздухе и внутренне созрел для этого…

…В одном из канонов предупреждается: “Это (знание о мармах) не было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить и, восхваляя вас, пытаться завладеть им, но не допускайте этого. Наблюдайте и готовьте ученика 12 лет и лишь потом можете раскрыть ему это учение”….

…Марма-видья относится к одному из восьми главных разделов Аюрведической медицины, включая в себя:

– марма-массаж (воздействие пальцами и ладонями на биологически активные зоны, являющиеся проекциями жизненно важных центров физического, эфирного и «тонкого» тела человека)

– бхедан-карму (иглоукалывание)

– гирудотерапию (лечение пиявками) – дхара-карму (воздействие тонким потоком непрерывно вытекающего лечебного масла, молока или отвара тех или иных растений на биологически активные зоны тела)

– пчелоужаление – шалья чикитсу (энергохирургию – более известную в наши дни, как филиппинскую хирургию).
(конец отрывка из статьи И. Ветрова).

В идеале, точное определение местоположения марм должно производиться опытным специалистом (особенно, если нужно воздействовать очень точно при определенном заболевании), так как местоположения марм несколько отличается у разных людей (зависит от конституции).

Если все это так серьезно (в плане овладения этой техникой), и специалистов найти практически невозможно, то что же делать? Как проводить стимуляцию марм в домашних условиях? Стимулировать общие точки можно и самостоятельно (что впрочем, многие и делают, не подозревая об этом). Многие давно этим пользуются (в облегченном виде), только не знали, как это называется. Например, масляный массаж, который достигает все наружные мармы, благотворно влияет на весь организм.

Самый простой массаж ступней ног перед сном или кунжутным маслом – это же настоящий марма массаж (на ступнях ног расположено очень много важных точек). Кстати, при марма массаже лица например, (там есть видео) нужно точно знать – как именно массировать: – для того, чтобы удалить заблокированную энергию / уменьшить высокую дошу / вывести токсины / уменьшить разрастание ткани нужно массировать против часовой стрелки. – для того, чтобы наполнить энергией / повысить тонус внутренних органов и тканей – массировать нужно по часовой стрелке. Не всегда бывает понятно – “пo часовой стрелкe” – по отношению к чему? Представьте часы, положенные на тело циферблатом вверх и следуйте за движением стрелок (по часовой или против). Получается что любой массаж – это почти всегда стимуляция марм (хотя и не профессиональная).

Массаж марм желательно проводит 3-5 минут 2 раза в день. В следующей статье я напишу, какими маслами лучше делать масаж, но наверное, читатели и так знают – лучшее масло для массажа – это тяжелое (на основе которого и делают многие масажные масла). Технические ограничения сайта не позволяют вставить полноценную картинку с мармами, но вы можете легко найти эту информацию в интернете.

Следующая практика, отлично стимулирующее мармы – это занятия йогой. Выполняя человек плавно натягивает соответствующие участки кожи, где расположены мармы. Асаны влияют на энергию, содержащуюся в конечностях, суставах и позвоночном столбе. При выполнении различных асан можно воздействовать на определенные мармы для усиления эффектов асаны.

Массаж марм, осуществляемый при асанах улучшает взаимодействие между физическим и тонким (праническим) телами и взаимообменом энергии и информации между ними, так как мармы соединяются с нади (nadis – нутренние биоэнергетические каналы в тонком теле, по которым циркулирует прана) и с чакрами (энергетическими центрами). Асаны направлены на обеспечение лучшей циркуляции энергии в напряженных или заблокированных марма-областях.

При различных физических занятиях в мармах могут возникают болевые ощущения. В этом случае нужно правильно воздействовать на прилегающие мышцы и суставы. Самостоятельно, чтобы не нанести вреда по незнанию, можно действовать указанными выше мягкими методами, без специального марма массажа.

При матра медитации используют разные бинджа мантры – HUM, OM, AIM, KRIM, SHRIM, HRIM, KLIM. Каждый слог действует по-своему. Например HUM (прооизнесении с длинной U – “hoom”) – матра создания защитного слоя вокруг физического тела.

При ее произношении рекомендуется визиализировать синий цвет, защищающий от негатива. При произнесении HUM с короткой U , действует другое – разогревающее и увеличивающее огонь (питту) в данной марме. Мантра ОМ действует на увеличение энергии и жизнеспособности. Может повторяться с концентрацией на любой марме для ее открытия, и очищения. Визиуализировать нужно золотой цвет, солнечный свет. И так далее со всеми слогами (обьяснений слишком много, я только показала идею – как это работает).

Следующий метод, знакомый всем – это релаксация , которая хорошо снимает блокаду в мармах.

Существует марма медитация, немного похожая по методу проведения на В йоге нидре нужно просто скользить вниманием по называемым участкам, а в марма медитации в каждую марму (их 18 для этой практики, наружных и внутренних) нужно вдыхать и выдыхать (напрягать и расслаблять). Начинают с нижних, и поднимаются вверх к голове.

В общем, если нет поблизости специалистов по правильной марма терапии, можно действовать вышеуказанными мягкими методами.

И обещанный выше отрывок об обучении доктора И. Ветрова: “Базовые ключи (правила) марма-видьи”:

Существует 144 ключа к эзотерической лечебной практике марма-видьи. Раскрытие сущности ключей и их отработка – процесс постепенный. На начальном этапе мастер передает ученику первые 36 ключей, с помощью которых врач может лечить пациентов с проявлениями большинства заболеваний в начальной и средней клинических стадиях, а также оказывать скорую и неотложную помощь. На их освоение для упорного ученика требуется около 2-3 лет. Для этого ученик должен полностью отказаться от мяса, соблюдать элементарные правила внутренней и внешней чистоты, три раза в день на восходе, в полдень и перед сном повторять по 108 раз мантру Шри Дханвантари (полученную от своего наставника) и регулярно практиковать марма-терапию, проводя в неделю не менее 18 сеансов.

Обычно наши ученики на первом этапе работают 12-15 дней в месяц, проводя по 8 сеансов в дни приемов (продолжительность одного сеанса обычно составляет 90 минут). Эгрегор традиции Сушрута-Дханвантари сампрадайи действует очень жестко. И если ученик не приступил к работе в течение трех месяцев после обучения или считает для себя возможным пренебрегать правилами, данными учителем, система неизбежно лишает его марма-шакти (особой энергии, дарованной ученику для успешной практики и развития). Когда наставник видит, что ученик достиг совершенства на первой ступени марма-видьи, то раскрывает ему следующий слой знаний, объясняя сущность следующих 36 ключей. Эти навыки позволяют врачу браться за достаточно сложных пациентов, имеющих по три-пять хронических заболеваний или лечить такие тяжелые патологии, как рак, рассеянный склероз, сахарный диабет (начальной и средней степени тяжести).

Затем ученик проходит огненную церемонию (агни-хотру), получает духовное имя и принимает миссию своего учителя. С этого времени он должен прекратить есть не только мясо, но и рыбу, сычужные сорта сыра и яйца. Алкоголь, табак, кофе, какао, черный чай полностью исключаются.

Ученику рекомендуется регулировать свою половую жизнь, избегать гнева, насилия, осуждения, зависти, жадности, гордыни и лени. Когда врач достигает совершенства на второй ступени, что может занять от пяти до семи лет, мастер разрешает ему переда-вать знание марма-терапии другим. И лишь когда у такого врача появятся ученики, достигшие совершенства первых 36 ключей, он может сам подняться на третью ступень.

Навыки 108 ключей позволяют врачу делать чудеса с точки зрения современной западной медицины. Практически для него не существует невозможного. Даже заболевания в запущенных стадиях при условии сохранения оджаса (наследственная энергия, связанная с молекулами ДНК и обеспечивающая соответствующую продолжительность жизни) у пациента могут быть полностью излечены или в худшем случае остановлены в своем дальнейшем развитии. На этой стадии врач уже должен полностью обуздать свои чувства и ум и стать праведной личностью. Ничто в его поведении не должно становиться предметом критики других людей. С этого момента врачу не разрешается брать вознаграждение за свой труд, а следует жить только на пожертвования своих пациентов.

Четвертая ступень (достижение совершенства в 144 ключах) – это уровень мастера. Об этом может только мечтать любой врач. Здесь нет границ. И то, что приходилось видеть мне, казалось невозможным для простого человека. Буквально «мертвые воскресали, слепые прозревали, немые начинали говорить, а хромые танцевать…».

Конечно, мастер, являясь святой личностью, постоянно несет в этот мир гармонию и любовь. И его главная цель дать людям не столько физическое здоровье (которое временно, ибо ограничено этим телом), сколько духовное, дарующее счастье, внутренний покой и совершенство”
(конец отрывка из статьи доктора И. Ветрова) И в заключении, для тех, кто хочет обратиться к классике – главы из “Сушрута самхиты” о фатальных марма точках в переводе Ю. Сорокиной Глава 6 Шарирастханы (фрагменты):

1-2 . Теперь я объясню главу об индивидуальных мармах (жизненных точках), как это объяснял Господь Дханвантари.

3 . Существует сто семь марм, которые подразделяются на пять типов по месту их локализации – мышечные мармы, мармы сосудов, мармы связок и сухожилий, мармы костей и мармы суставов. Вне мышц, сосудов, сухожилий, костей и суставов марм не существует.

4. Существуют: одиннадцать марм на мышцах, сорок одна марма в области сосудов, двадцать семь марм связок и сухожилий, восемь марм в области костей и двадцать марм суставов. Они составляют сто семь марм.

8 . Их в свою очередь подразделяют на пять групп согласно производимому при повреждении действию – мармы, вызывающие немедленную смерть, мармы, вызывающие смерть через непродолжительное время, мармы, вызывающие смерть при извлечении из них инородного тела, мармы, приводящие к невозможности двигаться и действовать (к нетрудоспособности), и мармы, вызывающие болезни. .

.. 9-14. Существует всего девятнадцать марм, вызывающих немедленную смерть, тридцать две – тех, что приводят к смерти спустя непродолжительное время, три мармы, вызывающие смерть после извлечения инородного тела, сорок четыре мармы, приводящие к нетрудоспособности, и восемь – порождающих болезни.

К мармам, вызывающим немедленную смерть, относятся – шрингатака (четыре), адхипати (одна), шанкха (две), кантхшира (матрика) (восемь), гуда (одна), хридайя (одна), басти (одна) и набхи (одна). К мармам, вызывающим смерть спустя непродолжительное время, относятся мармы груди (восемь), симанта (пять), тала (четыре), кшипра (четыре), индрабасти (четыре), катикатаруна (две), паршвасандхи (две), брихати (две) и нитамба (две). К мармам, вызывающим смерть после извлечения инородного тела, относятся уткшепа (две) и стхапани (одна).

К обездвиженности приводят повреждения следующих марм – лохитакша (четыре), ани (четыре), джану (два), урви (четыре), курча (четыре), витапа, курпара, кукундара, какшадхара, видхура, крикатика, амса, амсапхалака, апанга, нила, манья, пхана и аварта.

Любая из этих парных марм производит подобное действие. К порождающим болезнь относятся гулпха (две), манибандха (две), и курчашира (2 + 2). Обе кшипра мармы могут привести как к немедленной смерти, так и к смерти спустя непродолжительное время.

15 . Мармы – это области сосредоточения мышц, кровеносных сосудов, связок, костей и суставов, в которых особенно активно циркулирует прана. Нарушение и потеря праны – вот причина, по которой повреждение марм приводит к соответствующим последствиям.

16-19. Мармы, приводящие к немедленной смерти, подчиняются Агни и имеют огненную природу, поэтому пациент при их повреждении быстро сгорает. Мармы, приводящие к смерти после непродолжительного периода, имеют как огненную природу, так и природу воды; свойства Агни умеряются Сомой, но огонь постепенно испаряет воду; поэтому смерть терпит некоторое время и приходит спустя непродолжительный период. Точки, повреждение которых приводит к смерти после извлечения инородного тела, имеют природу Вайю, и пока кончик инородного тела закупоривает рану и удерживает вайю внутри тела, пациент остается живым, но умирает сразу после извлечения инородного тела…

21-22 . Если фатальную (приводящую к немедленной смерти) марму дополнительно проколоть с краю или надрезать рядом с границей повреждения, она обретет свойства мармы, приводящей к смерти спустя непродолжительное время. Если таким же образом проколоть марму, вызывающую смерть спустя непродолжительное время, она может обрести свойства мармы, вызывающей неподвижность, и жизнь человека продлится.

Марма, вызывающая неподвижность, в этом состоянии может стать мармой, вызывающей болезни, а мармы, вызывающие болезни и сильные боли, в конце концов будут вызывать только слабую боль.

23 . Мармы, вызывающие немедленную смерть, приводят к ней в течение недели, мармы, вызывающие смерть спустя непродолжительный период, оставляют пациенту от двух недель до месяца жизни. Среди этих марм область кшипра также может привести к немедленной смерти. Мармы, вызывающие смерть после извлечения инородного тела и «обездвиживающие» мармы также могут привести к скорой смерти в том случае, когда повреждение сильное. 24. Теперь я опишу мармы, расположенные в области ног. Между большим и вторым пальцем на ноге расположена кшипра марма, при повреждении которой смерть наступает вследствие судорог. В центре подошвы, по линии среднего пальца, расположена талахридайя, повреждение которой приводит к смерти вследствие сильной боли. На две ширины пальца выше кшипра, по обе стороны, находится точка курча, повреждение которой приводит к скованности ног и неспособности ходить.

Как раз ниже соединения лодыжки с ногой расположена курчашира, повреждение которой вызывает боль и опухание. В месте соединения ступней и икр находится точка гулпха, повреждение которой вызывает боль, скованность, утрату способности ходить или импотенцию.

На линии пятки, двенадцатью ширины пальца выше, в центре икроножной мышцы, находится точка индрабасти, ранение которой приводит к смерти от сильной потери крови.

В месте соединения икр и бедер находится джану, повреждение которой вызывает хромоту. Тремя ширины пальца выше, по обе стороны джану, находится ани, повреждение которой усиливает опухание и скованность ног. В центре бедер находится урви, ранение которой вызывает истощение ног от потери крови. Выше урви, ниже пахового угла, в основании бедра, находится лохитакша, повреждение которой вследствие потери крови вызывает гемиплегию (паралич мышц одной стороны тела). Между пахом и мошонкой находится витапа, повреждение которой вызывает импотенцию.

Таково расположение жизненных точек в области ног. То же следует усвоить в отношении другой ноги и в отношении точек на руках. Различие в том, что гулпха, джану и витапа эквивалентны манибандха (области запястья), курпара (области локтя) и какшадхара на руке. Какшадхара расположена между грудной клеткой и подмышечной впадиной. Они приводят к обездвиженности – если повреждение нанесено в область запястья, деформации тела – если повреждение в области локтя, и к параличу – если повреждена какшадхара марма.

Так описаны сорок четыре мармы конечностей.

Теперь что касается областей марм туловища, живота и грудной клетки . Повреждение точки гуда, связанной с отвечающим за удаление газов и фекалий толстым кишечником, приводит к скорой смерти.

Мутрашайя (мочевой пузырь) изогнут подобно луку, состоит из небольшого количества мышечной ткани и крови, сосредоточен внутри таза и имеет один нижний выход. Он является басти мармой, повреждение которой вызывает быструю смерть. Если он поврежден с обеих сторон, человек не выживет. Если он поврежден с одной стороны и рана открывается для выхода мочи, ее можно вылечить, но с большим трудом.

Между толстым кишечником и желудком находится набхи, место начала и соединения всех сосудов; повреждение этой мармы также вызывает быструю смерть.

25 . Далее описаны мармы спины. По обе стороны позвоночного столба, возле ягодиц, расположены две катикатаруна, повреждение которых вызывает сильнейшую кровопотерю, истощение и смерть. По обе стороны позвоночного столба, на месте соединения двух ягодиц, находятся две точки кукундара, повреждение которых приводит к утрате чувствительности и подвижности нижних частей тела.

Выше тазовых костей, скрытые внутренними органами и соединением хрящей, находятся две точки нитамбха, повреждение которых приводит к опуханию и слабости нижних частей тела, и к смерти.

В нижней части туловища, с противоположных сторон таза, в сторону и ниже, находятся паршвасандхи, повреждение которых приводит к смерти от скопления крови во внутренностях. По прямой линии станамула, по обе стороны позвоночного столба, находятся две брихати мармы, ранение которых приводит к смерти от осложнений, вызванных чрезмерной потерей крови. В основании рук, по обе стороны от позвоночного столба, находятся две точки амсапхалака, повреждение которых приводит к утрате тактильных ощущений и истощению.

По обе стороны шеи, в области сухожилий (мускулатуры), соединяющей основание плеч и шею, расположены две амса мармы, повреждение которых приводит к утрате подвижности рук. Таким образом описаны четырнадцать марм спины…

30. Эксперты говорят, что хирургическую операцию можно выполнять только после тщательного изучения и измерения марма точек, с тем, чтобы не затронуть их во время операции. Даже частичное повреждение мармы приводит к смерти, и места всех жизненных точек нужно тщательно оберегать.

31-33 . Даже если человек получил тяжелое ранение и его сосуды разорваны, они сожмутся и допустят лишь несильное кровотечение. Такой человек может оказаться в тяжелом состоянии, но он не погибнет, как не погибает дерево с отрезанными ветвями. Но если повреждены кшипра или талахридайя мармы, сильное кровотечение и чрезмерное возбуждение вайю вызовут фатальное состояние, и человек погибнет, как погибает дерево, когда безжалостное оружие срубает его вместе с корнями. … Знание марм – это половина успеха хирургического лечения, потому что при их повреждении человек немедленно погибает. И даже если мастерство хирурга спасет его от смерти, здоровье никогда к нему не вернется, и он останется жить прикованным к постели или неспособным на полноценную деятельность.

34-35 . Даже с тяжелыми травмами черепа, рассеченным туловищем, оторванной ногой или рукой человек может остаться жить, если при этих повреждениях не повреждена марма точка. Будь человек капха, вата или питта конституции, находится ли он в состоянии раджа, саттвы или тамаса – пока с его душой пребывают неповрежденные марма точки, он будет жить. Если же повреждена смертельная марма точка, и физические и психические проявления дош выходят из равновесия, разрушают тело и ум и в конце концов уносят душу из тела.

40-44. Области, расположенные в непосредственной близости к мармам, иногда могут вызвать последствия, схожие с повреждением самой мармы. Следует остерегаться разрезать их, ломать, травмировать, прижигать или воздействовать иными резкими методами. При отсутствии повреждения марм последствия травм могут быть легкими и излечение пройдет без неблагоприятных эффектов либо будут несильными, но даже легкое ранение марма области может привести к смерти.
(конец фрагментов из 6 главы Шарирастханы Сушрута самхиты).

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ