Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Округ расположен в Предуралье, в бассейне Камы. Поверхность холмисто-равнинная, на cевере - Северные Увалы (высшая точка - 270 м), на западе - Верхнекамская возвышенность (высотой до 280 м). Большую часть округа занимают низменные пространства.

Климат континентальный с суровой снежной зимой и сравнительно коротким тёплым летом. Средние температуры января от -15,7?С (Кудымкар) до -16,7?С (Гайны), июля соответственно 17,6?С и 17,3?С. Сумма температур за период с температурами более 10 ?С от 1400? (на Севере) до 1800? (на Юге). Осадков 500-550 мм в год.

Территория - 32,9 тыс. кв. км. Население (на 1 января 1998 г.) - 152,4 тыс. человек. Плотность населения (на 1 января 1998 г.) - 4,6 человека на 1 кв. км.

Коми-Пермяцкий автономный округ входит в состав Пермской области .

Промышленность - лесная и деревообрабатывающая, включающие лесопильное, мебельное и другие производства. Развита пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика.

Болота занимают около 5% площади. Фауна типично лесная, но с изменением человеком лесного ландшафта сюда частично проникли и животные открытых местообитаний (степной хорь, заяц-русак, серая полевка и др.). Главные промысловые звери: белка, зайцы беляк и русак, горностай, лисица, куница, а из птиц - рябчик, глухарь, тетерев, различные водоплавающие и болотные виды. Восстанавливается поголовье бобра, северного оленя, лося.

Основное население составляют коми-пермяки (58% в 1970), сосредоточенные почти целиком в пределах округа, живут также русские (36%) и др.

Город Кудымкар с 1938 г. является центром Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской обл. Площадь - 25,3 кв. км, население - 33,5 тыс. чел. Расположен на обоих берегах Иньвы (приток Камы) и частично на левобережье ее притока Кувы, в наиболее освоенной южной части округа на автомагистрали Гайны - Менделеево, в 201 км. от Перми.

В 1920 г. усилиями уроженца Кудымкара художника П.И. Субботина-Пермяка в нем создан музей ; открыты в 1927 г. педагогическое училище (вначале техникум), в 1929 г. лесной (вначале отделение техникума) и в 1930 г. сельскохозяйственный техникумы, в 1930 г. медицинское училище (вначале фельдшерско-акушерская школа); основаны в 1926 г. окружная газета "Гэрись" ("Пахарь", в 1931 г. переименована "По Ленинскому пути", с 1992 г. "Парма"), в 1930 г.- окружное издательство, в 1931 г. - драматический театр (вначале студия) ныне им. А.М.Горького. В 1939-57 гг. работал национальный ансамбль песни и пляски, в 1940-1956 гг. - учительский институт, с 1944 г. действует институт усовершенствования учителей.

В Кудымкаре действуют 10 общеобразовательных школ, 4 лицея, детская школа искусств, 2 Дома культуры, 7 клубов, широкоформатный кинотеатр "Комсомолец", Парк культуры и отдыха им. И.Я. Кривощекова; завершено сооружение уникального в масштабах округа Культурного центра с большим зрительным залом, многочисленными помещениями для художественных коллективов. Функционирует комплекс лыжных трамплинов. В области охраны здоровья многие показатели выше среднеобластных.

В 1988 г. в Кудымкаре открыт Коми-Пермяцкий научно-исследовательский Отдел общественных наук Института языка, литературы и историм Коми научного центра УрО РАН в составе групп: языка, литературы и фольклора, археологии и этнографии, истории; разрабатывается комплексная программа развития коми-пермяцкой национальной культуры; устанавливаются связи с научными учреждениями финно-угорских народов. С 1992 г. работает телерадиокомитет на базе действующих в районе Кудымкара радио- и телепередатчиков. Имеются архитектурные памятники - здание бывшей строгановской конторы и Никольский собор (XVIII в.).

Коми-Пермяцкий округ — административно-территориальное образование в составе Пермского края. Административным центром (столицей) утвержден город Кудымкар.

Субъект расположен в предгорье Уральских гор, в верхнем бассейне реки Камы. На севере территорию округа пересекают невысокие Северные Увалы, на западе — Верхнекамская возвышенность. Занимаемая площадь округа — 32,9 тысячи километров.

Главные реки Коми-Пермяцкого округа — Кама, Весляна, Иньва и Коса.

На территории округа найдены залежи нефти, железной руды, бурого угля, торфа. Но основное природное богатство региона — лесные ресурсы, которые занимают свыше 75% площади региона , в связи с чем свою землю коми-пермяки называют Пармой — лесным краем.

Округ на севере граничит с Республикой Коми, на западе — с Кировской областью, на юге и востоке — с районами Пермского края: Сивинским, Карагайским, Ильинским, Добрянским, Усольским, Соликамским и Чердынским.

В состав округа входят городской округ — город Кудымкар и 6 муниципальных районов: Гайнский , Косинский , Кочевский , Кудымкарский , Юрлинский , Юсьвинский .

Население Коми-Пермяцкого округа

На 01.01.2013 года составляет 113 664 человека, представители более 50 национальностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на долю коренной национальности — коми-пермяков — приходится 54,2%, 42,9% составляют русские.

В официальных сферах общения на территории Коми-Пермяцкого округа наряду с русским может использоваться коми-пермяцкий язык.

Образование Коми-Пермяцкого округа

Коми-Пермяцкий округ был образован 26 февраля 1925 года как Коми-Пермяцкий национальный округ в составе Уральской области.

17 января 1934 года при разделении Уральской области вошел в состав Свердловской области, а с выделением из нее Пермской области 3 октября 1938 года — в состав последней. С 1977 года — Коми-Пермяцкий автономный округ.
В 1992 году Коми-Пермяцкий автономный округ стал самостоятельным субъектом Российской Федерации, но фактически был в составе Пермской области, находясь с ней в договорных отношениях.

В 2003 году состоялся референдум, на котором жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа поддержали объединение в единый субъект федерации. Согласно результатам референдума, с 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий автономный округ объединен с Пермской областью, образовав при слиянии Пермский край с административным центром в городе Перми и утратив статус субъекта Российской Федерации.

Инфраструктура

Ведущие отрасли экономики округа: лесная, деревообрабатывающая, сельское хозяйство.

Развита сеть культурных и образовательно-научных учреждений. Функционируют 3 учреждения среднего профессионального образования, филиал Удмуртского университета.

Транспортная инфраструктура представлена автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет 5183 км, из них: дороги общего пользования - 1683 км, ведомственные - 3500 км.

Наиболее остро стоит проблема обеспечения населения линиями передачи информации, в том числе сетью Интернет. Однако ведется работа по созданию инфраструктуры: строятся вышки мобильной связи, прокладываются высокоскоростные магистра, что позволяет охватить 80% всего населения.

один из субъектов РФ, одновременно входит в состав Пермской области. Устав К.-ПАО принят Законодательным Собранием К.-ПАО 19 декабря 1994 г. Государственным языком на территории К.-ПАО в соответствии с Конституцией РФ и Уставом является русский язык. Устав также определяет, что в официальных сферах общения наряду с русским языком может использоваться коми-пермяцкий язык. Органы государственной власти К.-ПАО создают условия для сохранения и развития языка, культуры и самобытности коми-пермяцкого и других народов, проживающих на территории К.-ПАО. Территория К.-ПАО включает один город и 6 районов. Столица - г. Кудымкар.

Законодательная власть в К.-ПАО осуществляется населением непосредственно (через референдум) и Законодательным Собранием (ЗС) К.-ПАО.

ЗС состоит из 15 депутатов, избираемых населением, сроком на 4 года. Депутаты осуществляют свои полномочия в ЗС на постоянной (профессиональной) и непостоянной (без отрыва от основной деятельности) основе. Количество первых определяется в Регламенте ЗС.

Исполнительным органом государственной власти К.-ПАО является администрация К.-ПАО, структура и порядок деятельности которой определяются законом К.-ПАО об администрации. Ее возглавляет Глава администрации, избираемый населением сроком на 4 года.

Администрация К.-ПАО имеет представительства при Правительстве РФ и администрации Пермской области. (С. А.)

  • - Дрожжевой пирог на ячменной муке. Тесто выстаивается 1 ч. Начиняется пирог слегка отваренной или бланшированной круто посоленной рыбой-филе, рублеными крутыми яйцами и перловой кашей...

    Большая энциклопедия кулинарного искусства Похлебкина

  • - один из субъектов РФ, одновременно входит в состав Пермской области...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - субъект Российской Федерации, в составе Пермской области. Расположен в Предуралье, в верхнем течении р. Кама. Входит в Уральский экономический район. Пл. 32,9 тыс. км2. Население 153,6 тыс. чел. ...

    Русская энциклопедия

  • - в составе Пермской области РСФСР. Образован 26 февраля 1925. Площадь 32,9 тыс. км2. Население 200 тыс. человек...
  • - язык коми-пермяков, живущих в Коми-Пермяцком национальном округе Пермской области РСФСР. Относится к пермской подгруппе финно-угорской семьи языков. Число говорящих 131,2 тыс. человек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Российской Федерации. Образован 26.2.1925. 32,9 тыс. км². Население 161 тыс. человек, городское 28%; коми-пермяки, русские и др. 1 город, 3 поселка городского типа...
  • - КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ язык - язык коми-пермяков. Относится к финно-угорским языкам. Письменность на основе русского алфавита...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • Толковый словарь Ожегова

  • - КОМИ́-ПЕРМЯ́ЦКИЙ, -ая, -ое. 1. см. коми-пермяки. 2. Относящийся к коми-пермякам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, их внутреннему устройству, истории...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - к"оми-перм"...
  • - К"оми-Перм"яцкий автон"омный "...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 2 коми-пермский пермяцкий...

    Словарь синонимов

"КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ" в книгах

Автономный округ

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Автономный округ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии.Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 10

Коми-Пермяцкий национальный округ

БСЭ

Коми-пермяцкий язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Ханты-Мансийский автономный округ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯМ) автора БСЭ

Чукотский автономный округ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧУ) автора БСЭ

Эвенкийский автономный округ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭВ) автора БСЭ

Ямало-Ненецкий автономный округ

автора Юдин Александр Васильевич

Эвенкийский автономный округ

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Таймырский автономный округ

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Усть-Ордынский автономный округ

Из книги автора

Усть-Ордынский автономный округ Практическая информация Туризм в регионе Познавательный туризмНа территории округа находятся 305 памятников археологии, среди них многослойные стоянки различных эпох, могильники, городища, петроглифы, средневековая оросительная

Эвенкийский автономный округ

автора Юдин Александр Васильевич

Эвенкийский автономный округ Практическая информация Туризм в регионе Активный туризмУникальная природа Эвенкии привлекает туристов и любителей суровой северной экзотики. Путешественники со всего света стремятся побывать на плато Путорана – в совершенно диком крае

Таймырский автономный округ

Из книги Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа) автора Юдин Александр Васильевич

Таймырский автономный округ Практическая информация Туризм в регионе Активный туризмУж если где и есть раздолье для настоящего активного туризма – так это на Таймыре. Здесь все манит и привлекает. В первую очередь это горы Бырранга, и особенно их северо-восточная

Ямало-Ненецкий автономный округ

Из книги Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа автора Юдин Александр Васильевич

Ямало-Ненецкий автономный округ Практическая информация Туризм в регионе Организованный туризм появился здесь недавно. Ямал посещают для того, чтобы познакомиться с уникальной природой Севера и жизнью коренного населения, поохотиться и порыбачить на реках Обь, Таз,

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ , субъект Российской Федерации, в составе Пермской области . Расположен в Предуралье, в верхнем течении р. Кама. Входит в Уральский экономический район . Пл. 32,9 тыс. км 2 . Население 153,6 тыс. чел. (1998). Центр - г. Кудымкар. Городское население 30,6%. Проживают (%): коми-пермяки 60, русские 36. Официальный язык -русский. Включает 6 административных районов, 1 город и 3 посёлка городского типа. Ср. плотность населения 4,7 чел. на 1 км 2 . Наиболее плотно заселены Юсьвинский, Кудымкарский и Кочевский районы. Образован 26 февраля 1925.

ельеф слабо холмистый. На севере - Северные Увалы, на западе -Верхнекамская возвышенность (высота до 280 м). Б. ч. округа занимают низменные пространства. Месторождения стройматериалов и др. Климат континентальный с суровой снежной зимой и сравнительно коротким тёплым летом. Ср. температуры января от -15 до -17 °С, июля 17-18 °С. Осадков ок. 500 мм в год. Осн. река - Кама с притоками Коса, Иньва, Весляна, Лупья, Леман. Озёра преимущественно пойменные. На севере - много сфагновых болот. Коми-Пермяцкий авт. округ расположен на границе зон средней и южной тайги. Почвы гл. образом подзолистые и дерново-подзолистые. Ок. 4 / 5 территории покрыто еловыми и елово-пихтовыми лесами. В округе сохранились белка, зайцы беляк и русак, горностай, лисица и др.; из птиц - рябчик, глухарь, тетерев, различные водоплавающие и болотные виды.

Природные условия для жизни населения среднеблагоприятные. Экологическая ситуация относительно удовлетворительная. Вокруг г. Кудымкар - зона общего загрязнения территории пл. 160 км 2 .

Осн. отрасли промышленности: лесная и деревообрабатывающая (пиломатериалы, деловая древесина, мебель) промышленность; машиностроение (лесосплавное оборудование, электротовары), пищевая (в т. ч. молочная, мясная, консервная, кондитерская) промышленность. Крупнейшие предприятия - Пожвинский завод "Лесосплавмаш", Кудымкарский завод электроприборов, Кудымкарская мебельная фабрика; ОАО - "Кочеволес", "Гайнылес", "Верхнекамский леспромхоз", "Пятигорылес", Косинское сплавное акционерное общество, Иньвенское комплексное лесосплавное предприятие (деловая древесина, пиломатериалы). Гл. промышленные центры - г. Кудымкар, нос. городского типа Пожва.

Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство (мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство). Выращивают зерновые (рожь, пшеница, ячмень), картофель, овощи (капуста, морковь, свёкла). Ср. урожайность (ц/га, 1997): зерна 9,5, картофеля 63 и овощей 299. Пушной промысел. Судоходство по Каме. Плотность автомобильных дорог 37 км/тыс, км 2 (1997).

Денежные расходы на душу населения 21% от среднего по России; количество личных автомобилей 19,4 на 1000 чел.; безработица 4,9% (1997).

Коми-пермяки, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. До XX века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь. Основная часть коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков - язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное - косинско-камское, южное - иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.

В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу XII века (1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского" Епифания Премудрого (конец XIV века). Известно также, что в XV веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки.

Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы - грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в XIX - первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные поселения коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений коми-пермяков. Традиционное жилище коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).

Традиционные женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из овчин.

Традиционная обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем.

Основа традиционной пищи коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

Праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до первой четверти XX века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В настоящее время среди коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество "Югэр".

Ю. П. Шабаев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 252-253.

Коми-пермяки

Автоэтноним (самоназвание)

коми-морт, коми-йоз, коми-отир : Самоназвание коми-пермяков: коми-морт (единственное число), коми-йоз, коми-отир (множественное число).

Основная территория расселения

Основная -
Коми-Пермяцкий автономный округ;
Кировская область, Афанасьевский район;
Пермская область, Красновишерский район.
Другие регионы -
город Пермь;
Республика Коми;
Республика Татарстан;
Краснодарский край;
Свердловская область;
Томская область;
Тюменская область;
Ханты-Мансийский автономный округ;
Ростовская область;
Новосибирская область;
Украина;
Казахстан.

Численность

1850-е гг. - около 59 тыс. чел., в том числе в границах современной территории Коми-Пермяцкого национального округа - около 41 тыс. чел. (69,5 %).
1897 г. - 104,7 тыс. чел.
1926 г. - 142,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 117,3 тыс. чел. (82,1 %).
1939 г. - 137,2 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 111,7 тыс. чел. (81,4 %).
1959 г. - 143,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 127,6 тыс. чел. (88,7 %).
1970 г. - 153,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 123,6 тыс. чел. (80,8 %).
1979 г. - 151,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 106,0 тыс. чел. (70,2 %).
1989 г. - 152,1 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 95,4 тыс. чел. (62,7 %).

Этнические и этнографические группы

Зюздинские коми-пермяки - Кировская область, Афанасьевский район;
Коми-язьвинцы - Пермская область, Красновишерский район.

Язык

коми-пермяцкий : Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). В качестве самостоятельного литературного языка он сформировался в результате территориального обособления в 1920-х годах. Имеет 4 наречия: южное (диалекты - кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский), северное (диалекты - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский), верхнекамское, коми-язьвинское). В основу литературного языка с конца 1930-х годов положен кудымкарско-иньвенский диалект.
Коми-пермяцкий язык является языком национальной литературы, театра, местной печати и радиовещания, языком обучения в начальных классах национальных школ. В настоящее время в 89 школах Коми-Пермяцкого автономного округа из 197 ведется преподавание коми-пермяцкого языка и литературы как предметов, а в целом языком преподавания является русский. В Пермском педагогическом институте открыто отделение коми-пермяцкого языка и литературы.
В Кудымкаре на родном языке издаются литературно-художественные сборники “Иньва” и “Бичирок” (“Искорка”). В округе выходят две газеты.
Сокращается доля коми-пермяков, считающих родным языков коми-пермяцкий и возрастает влияние русского языка. С 1959 по 1989 г. доля коми-пермяков, назвавших язык своей национальности родным сократилось с 92 % до 71,1 %.
По сведениям массового опроса 1992 г. коми-пермяцкий называют родным языком 67,6% коми-пермяков Коми-пермяцкого автономного округа, русский - 27,1%, в городе соответственно 43,8% и 48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%. Разговорным коми-пермяцким языком свободно владеют 62,9% горожан коми-пермяцкой национальности, на селе 95,0%, русским соответственно - 94,0% и 86,8%. Большинство горожан коми-пермяков при общении дома употребляет русский язык. В сельской местности в сфере домашнего общения преобладает родной язык.
Коми-пермяцкий язык и литературу изучает 25 % всех учащихся. Средства массовой информации Коми-Пермяцкого автономного округа практически полностью русскоязычны. Большая часть коми-пермяков предпочитает читать и писать по-русски.
В 1990 г. была разработана и принята программа развития коми-пермяцкого языка (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Писменность

Письменность на коми-языке была создана на основе кириллицы Стефаном Пермским во второй половине XIV в., употреблялась до XVIII в. для религиозных целей, затем была забыта.
Известны рукописные словари коми-пермяцкого языка XVIII в. С 1860-х годов издаются грамматики и словари. В начале XX в. в Казани были созданы и выпущены первые книги, в том числе букварь (1908 г.) и книга для чтения (1909 г.), составленные учителем К. М. Мошеговым.
До 1918 г. на разных диалектах коми-пермяцкого языка было издано 15 книг. В 1932-1938 гг. письменность коми-пермяцкого языка существовала на латинской основе. С 1938 г. используется русская графика с введением дополнительных букв.

Религия

Православие : Коми-пермяки - православные христиане. В их числе значительное число старообрядцев.

Традиционные верования : Традиционные верования…

Этногенез и этническая история

Автохтонное население Прикамья относилось первоначально к прафинно-угорской языковой общности, позднее - прафинской.
В IX-XV вв. в верхнем Прикамье развивается родановская культура, принадлежащая непосредственным предкам древних коми-пермяков. В их формировании приняли участие также группы обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян (перми вычегодской) и восточных славян.
В тот период образовались две обособленные этнические группы - зюздинская в истоках Камы и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, обосновавшихся на реке Язьве в ХII-ХIII вв.).
В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, начинается процесс консолидации племен в народность. По русским письменным источникам известно княжество Пермь Великая.
В ХIV - начале ХV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья. В 1451 г. в Перми Великой была установлена власть наместника Московского князя. В 1505 г. великопермский князь утратил полностью управление, Пермь Великая стала воеводством. Местное население в 1450-1460-х гг. было крещено.
В 1558 г. значительная часть коми-пермяков оказалась в вотчине солепромышленников Строгановых. Правовое положение коми-пермяков не отличалось от положения русских крестьян.
К ХVI в. окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков, включавшая бассейны рек Иньвы и Косы (в административном отношении - Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды).
В XVI-XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Некоторые группы коми-пермяков переселились на Печору и за Урал.
Южные коми-пермяки к началу XVIII в. оказались помещичьими крепостными, северные - до реформы 1861 г. оставались государственными (черносошными) крестьянами.
Из-за экономических причин в ХIХ - начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы-коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г. - автономный округ).
На протяжении 1960-1980-х гг. из-за недостаточного развития экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствия - низкого уровня жизни, происходил отток населения за пределы автономии, особенно высококвалифицированных кадров.
Наиболее значительные группы коми-пермяков переселялись в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, в города Пермской области. Самая крупная община сформировалась в г. Перми (11 тыс. чел.).
Длительные этнокультурные связи коми-пермяков и русских, близость культуры способствуют в настоящее время смешанным бракам между представителями этих народов, особенно в городских поселениях.

Хозяйство

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX - начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Традиционные пахотные орудия - деревянная соха с двумя ральниками (гoр) и бесколесный плуг с отвалом (сабан). Расчищенные из-под древесной растительности участки земли обрабатывали с помощью бороны-суковатки (увья пиня), постоянные поля - вязаной деревянной бороной (пу пиня) или рамной бороной с железными зубьями (кoрт пиня). Сеяли вручную из лубяного лукошка (кoдзан куд), жали серпами (чарла). Снопы сушили в срубных овинах (oвин), обмолачивали цепами (вартан) на току (гуна). Мололи зерно на водяных мельницах-мутовках или на ручных мельницах (киа изын). С конца XIX в. стали использовать конные молотилки и колесные мельницы.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ в. появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено. Траву косили косой-горбушей; в XX в. появились косы-литовки. Сено сгребали в копны ручными граблями (куран), а затем с помощью деревянных и металлических вил складывали в стога. Из-за ограниченной площади сенокосных угодий и недостатка кормов в пищу скоту добавляли солому и ветки деревьев.
В южных районах значение земледелия было выше чем на севере.
В конце XIX - начале XX в. часть зажиточных крестьян занялась торговлей сельскохозяйственными продуктами (зерно, льняное семя, говядина), продавая их купцам из Соликамска и Чердыни.
В советский период земледелие сохранило своё ведущее значение. На территории Коми-Пермяцкого автономного округа к концу 1930-х гг. было создано более 500 колхозов.
Основные сельскохозяйственные культуры в настоящее время - озимая рожь, овес, ячмень, лен, картофель. В районе Кудымкара развито овощеводство. На юге Коми-Пермяцкого автономного округа появилось пчеловодство и садоводство.
Продолжается развитие животноводства (преобладает крупный рогатый скот).
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Применяли также пассивные орудия лова: капканы или ловушки. На зайцев ставили проволочные петли, на дичь - силки. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова - различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа. Крупную рыбу ночью били острогами с лодок, освещая воду берестяными факелами, а также ловили на крючки и в волосяные силки. Вся добытая рыба шла в пищу.
В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве.
В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты. Часть промыслов в настоящее время продолжает сохраняться.

Традиционная одежда

Традиционная одежда коми-пермяков близка одежде северных русских, коми-зырян и удмуртов. Основа женской одежды - сарафанный комплекс с рубахой. Были распространены два типа рубах (йoрнoс):
1. с прямыми поликами и сборками у ворота;
2. на кокетке с воротником-стойкой и нагрудником.
Сарафаны (дубас) - косоклинные и круглые сборчатые на лямках из крашеного холста и набойки. Лямки обшивались кумачом или цветным ситцем. Женщины язьвинских коми-старообрядцев носили более длинные сарафаны-клинники. Сходная по покрою женская одежда зюздинских коми-пермяков из клетчатой пестряди называлась пестрядинником. Обязательной деталью женской одежды были передники (запон) и фартуки с грудкой (мороса запон).
Головные уборы женщин - чепцы. На юге это самшура (шoмшура, моршень), с твердым дном, обшитая кумачом, украшенная вышивкой и позументом, в северных районах - кокошник, имеющий твердое полуовальное очелье, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером. Поверх головных уборов при выходе на дома надевали платок.
Основа мужской одежды - холщовые штаны (вешъян) и рубаха с прямым или косым разрезом и нагрудной планкой. Вместо пуговиц использовались завязки. Украшением ворота, рукавов и подола служили красные тканые полоски. Головными уборами служили валяные из шерсти колпаки, фуражки.
Верхняя одежда для мужчин и женщин была сходной. Это косоклинные и сборчатые кафтаны (шабур, зипун, поньтoк), овчинные шубы (пась), полушубки и тулупы. Для мужчин также характерны специфические виды верхней рабочей одежды - закрытый передник (соса запон) с круглым отверстием для головы, разрезом сзади от талии и рукавами, охотничья накидка (лузан).
Традиционная обувь - берестяные или лыковые лапти (нинком). На севере получили распространение кожаные коты. Зимняя обувь: ишим - валяные головки с суконным голенищем и валенки.
Охотники носили кожаную обувь с загнутым вверх носком (лямпа кoтi, кoм), высокие сапоги-бродни с мягкой подошвой.
Важными деталями одежды были аксессуары: узорные чулки-гольфы (чулки, ной идз, сера идз), рукавицы (кепись), перчатки (чуня кепись), тканые пояса (кушак, пoкрoм).
В настоящее время в обиходе общеевропейская одежда. Национальный костюм используется фольклорными коллективами.

Традиционные поселения и жилища

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты - села. В 1926 г. 91,5% жителей округа были расселены в поселениях людностью до 500 жителей, в том числе в населенных пунктах размером до 200 жителей проживало 60% населения. Многие хутора, починки были ликвидированы в 1930-е гг. В то же время в округе стали возникать сельские поселения нового типа - поселки лесозаготовителей, число которых достигло максимума в 1950-е гг. Они выделялись неоднородным этническим составом, часто с преобладанием русского населения.
Традиционную структуру и систему расселения коми-пермяков нарушила политика ликвидации так называемых неперспективных, т.е. малых деревень. Особенно интенсивно такая политика проводилась в 1960-1970-е гг. Если в 1959 г. в Коми-Пермяцком автономном округе насчитывалось 1280 сельских населенных пунктов, в 1979 - 831, в 1984 г. - 731.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище - срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба - сени - клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная - более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В конце XIX - начале XX в. в крупных селах у зажиточных крестьян, ремесленников, купцов появляются одно- и двухэтажные обшитые тесом дома с шатровой крышей, мезонинами. Культовыми общественными постройками в селах были церкви, в деревнях - часовни.
Жилище (керку пытшкoс) среднерусского типа с глинобитной печью (гор) у входа, с устьем, направленным к фасадной стене. По диагонали от печи - красный угол (енпельoс), с расположенным там столом. Над входом в избу устраивались полати (пoлать), у самой двери - лохань с умывальником. Вдоль стен располагались лавки (лабич) и полки (джадж). Печной угол - кухня (ком) отгораживался одним или двумя брусьями и завешивался пестрядинной занавесью.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба - сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

Пища

В основе пищевого рациона коми-пермяков - мучные изделия. Хлеб - ячменный или ржаной, часто с добавками: толченой лебедой, пихтовой корой, мукой из сушёных ягод черемухи. Пекли также блины, оладьи, шаньги, пироги. Любимыми блюдами считаются пельмени (пельнянь, буквально “хлебное ухо”) с мясом, грибами, редькой, пироги-рыбники (черинянь).
На зиму сушили и солили грибы, а также замачивали и сушили ягоды. Употребляли в пищу овощи, молочные продукты. С мясом обычно готовили праздничные блюда. Почти повсеместно в пищевой рацион входила рыба.
Первым блюдом были кислые щи (шома шыд), похлёбки (шыд) из ячневой крупы, гороха, мяса. Вторые блюда - каши (чаще ячневая и овсяная), рыба, картофель.
Традиционные напитки - кислый хлебный квас (ырoш), гороховый и ягодный кисели, овсяная и малиновая брага. Домашнее пиво (сур) из ржаного солода являлось праздничным напитком. Повседневные напитки - чай, травяные настои.
В настоящее время сохраняется основа традиционной модели питания коми пермяков. Сохраняют популярность выпечные изделия: блины, оладьи, шаньги, пироги, блюда из грибов, ягод, рыбы, разнообразные каши, супы. Самым распространённым напитком является чай.

Социальная организация

После присоединения к Московскому государству большинство иньвенских коми-пермяков Соликамского уезда стали крепостными графов Строгановых. Коми-пермяки Чердынского уезда были причислены к сословию государственных крестьян.
С конца XIX в. у коми-пермяков преобладает индивидуальная малая семья. Кустовой характер расселения родовые прозвища и топонимы свидетельствует о бытовавшей в более ранний период большой семье и патронимии (увтыр, котыр).
Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX в. сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы - распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа - Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Духовная культура и традиционные верования

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV-XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований. Существовали пережитки культа предков, духов - хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” - мелких и темных существах, вредящих людям.
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” - Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Коми-пермяки создали оригинальный многожанровый фольклор.
Известны предания о Пере-богатыре, Кудым-Оше и других “чудских” богатырях, предания о чуди. Широкое распространение имели разнообразные сказки. До настоящего времени популярны былички, поговорки, пословицы, загадки.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.

Современные этнические процессы

С конца 1950-х гг. с территории Коми-Пермяцкого автономного округа выехала значительная часть населения, из которых большую долю составили русские и другие народы: с 1959 по 1989 гг. население округа сократилось с 235,9 тыс. до 160 тыс. человек. Это привело к увеличению доли коми-пермяков в национальном составе населения округа со 54,1 % (127,6 тыс. человек) до 60,1 % (95,4 тыс. человек). 44% коми-пермяцкого населения округа сосредоточено в Кудымкарском и Юсьвинском районах.
В настоящее время сельское население Коми-Пермяцкого автономного округа продолжает сокращаться, хотя темпы его сокращения в последние годы замедлились.
Доля коми-пермяков-горожан остается существенно меньше, чем в среднем по стране (в 1989 г. 39,8 %). Вместе с тем, около 3/4 коми-пермяков, проживающих за пределами округа, являются городскими жителями.
Социальная и половозрастная структура коми-пермяков, проживающих в Коми-Пермяцком автономном округе неблагоприятна в сравнении с соседними регионами. Идет активный процесс обеднения населения, заметная часть молодёжи не имеет работы. Велико количество неполных семей (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Библиография и источники

Классические работы

  • Материалы для описания быта пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. Т. 29. Отд. VII. Кн. 4./Рогов Н.А.-1858
  • Пермяки. // Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. Т. IX. Вып. 2./Смирнов И.Н.//Казань-1891
  • Пермяки. Этнографический очерк./Янович В.М.//Живая старина. Т. 1-2.-1903
  • Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)/Белицер В.Н.//Москва//Труды Института Этнографии. Новая серия. Том 45-1958

Общие работы

  • Коми-Пермяцкий национальный округ//Москва; Ленинград-1948
  • Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990
  • Мифология коми//Москва-1999
  • Обзор данных о географическом распространении пермяков // Записки общества любителей естествознания. Т.ХI. Вып. 2./Теплоухов Ф.А.//Свердловск-192783-104
  • Коми-Пермяцкий национальный округ: Краткий справочник./Бачев Г. Т.//Кудымкар-1975
  • Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999

Отдельные аспекты

  • Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа./Ожегова М. Н.//Кудымкар-1961
  • Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре/Ожегова М. Н.//Пермь-1971
  • Коми-пермяцкая диалектология/Баталова Р. М.//Москва-1975
  • Декоративно-прикладное искусство народов коми/Грибова Л.С.//Москва-1980
  • Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре/Гусев Д. И.//Кудымкар-1956
  • Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике/Домнин А.М.//Пермь-1972

Отдельные региональные группы

  • Коми-язьвинский диалект/Лыткин В. И.//Москва-1961
  • Язьвинские пермяки: История и традиции./Чагин Г.Н.//Пермь-1993

Публикация источников

  • Солнце и месяц (Коми-пермяцкие народные сказки)/Ожегова М. Н.//Кудымкар-1989
  • Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985./Баталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С.//Москва-1985
  • Образцы коми-зырянской речи/Жилина Т.И., Сорвачева В.А.//Сыктывкар-1971


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ