Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы - законы. Кроме того, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентарных странах исполнительная власть несет ответственность перед ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ. Органом ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ является парламент. Иногда под ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

законодательная власть

в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.

Большой юридический словарь

законодательная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху.

Законодательная власть

полномочия высших государственных органов издавать законы. Под термином «З. в.» понимаются также сами законодательные органы. В буржуазных государствах в соответствии с принципом «разделения властей» (на законодательную, исполнительную и судебную) З. в. формально может осуществляться только парламентами. В период империализма происходит ослабление роли парламента как носителя З. в. и расширение законодательных полномочий органов исполнительной власти: правительства, министерств, ведомств и т.д. (см. также Делегированное законодательство, Исполнительная власть).

В СССР закрепленное Конституцией 1936 разграничение компетенции различных государственных органов предполагает осуществление законодательных функций исключительно Верховным Советом СССР, а в союзных и автономных республиках ≈ Верховными Советами этих республик.

Википедия

Законодательная власть

Законода́тельная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей , законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент .

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями.

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти.

В Конституции РФ не дается определения законодательной власти, но устанавливается, кому она принадлежит и как осуществляется.

Законодательным органом (на федеральном уровне) является Федеральное Собрание – парламент РФ. Законодательные полномочия присущи парламенту как основному институту представительной демократии в России.

В системе сдержек и противовесов законодательная власть определяет способ организации и функционирования исполнительной и судебной властей, выполняет ориентирующую роль по отношению к ним . В этой связи парламент наделен иными полномочиями, не связанными с нормотворческим процессом, – в сфере контроля, прежде всего, за исполнительной властью, в сфере назначения должностных лиц (во внепарламентские органы).

Таким образом, можно выделить три основных функции парламента РФ – законодательную, представительскую и контрольную.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (парламент) РФ состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума. Наличие второй палаты обусловлено следующими причинами:

  • – необходимостью представительства и согласования интересов субъектов Федерации;
  • – заинтересованностью в более высоком качестве законодательства при вторичной разносторонней и взвешенной оценке закона другой палатой (Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой).

Для того чтобы верхняя палата могла выполнять указанную роль, необходим особый порядок ее формирования, более высокие (по сравнению с депутатами нижней палаты) требования к членам палаты, меньшая политизированность ее состава, поскольку данный орган представляет не политические, а региональные предпочтения, отличная от нижней палаты компетенция.

Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации формируется на основе равного представительства всех субъектов РФ. Каждый субъект, независимо от статуса, количества населения и т.п., направляет в Совет Федерации но два представителя: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, на сегодня верхняя палата парламента насчитывает 166 членов. Численный состав не закреплен в Конституции РФ, поскольку существует возможность изменения субъектного состава Федерации (см. параграф 7.2).

Конституционные положения допускают различные способы формирования верхней палаты, нс упоминая о ее обязательной выборности. В настоящее время Совет Федерации является выборно-назначаемым и формируется на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 113-Φ3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Члены Совета Федерации могут быть избраны (назначены) только из числа федеральных , региональных и муниципальных депутатов соответствующего субъекта. Кандидат должен являться гражданином России не моложе 30 лет.

Представитель в верхнюю палату парламента от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий .

Таким образом, каждый член верхней палаты имеет индивидуальные временные рамки деятельности, и палата никогда не обновляется полностью. Совет Федерации нс подлежит роспуску.

Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума – является общенациональным представительным органом, призванным выражать политические интересы всего населения России, поэтому способы ее формирования и требования к составу иные. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и не подпадающий под цензы пассивного избирательного права.

Федеральные списки кандидатов выдвигают политические партии. Они вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий (не более половины списка). Отсутствие такой возможности означало бы ущемление конституционного права гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти, связывая его с обязательным вступлением в какую- либо партию.

Выборы назначаются Президентом РФ. Организацией выборного процесса занимается ЦИК РФ, которая регистрирует списки кандидатов от партий (отметим, что сбор подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов не осуществляется), контролирует соблюдение правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществляет внушительное количество иных управленческих действий, необходимых для проведения выборов. Центральная избирательная комиссия РФ определяет и результаты выборов.

К распределению мандатов допускаются списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. При этом списков должно быть как минимум два, и они должны в совокупности набрать нс менее 60% голосов избирателей.

Места в Государственной Думе распределяются по правилу избирательной квоты (частного, полученного при делении голосов избирателей на количество мест в палате (450)).

Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Государственная Дума, в отличие от верхней палаты, может быть распущена. Эта мера является экстраординарной, когда исчерпаны все другие способы достижения согласованной работы законодательной и исполнительной власти. Кроме того, роспуск допустим только в определенных ситуациях, оговоренных Конституцией РФ:

  • – в случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;
  • – в случае если Президент РФ не согласен с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ;
  • – в случае если Государственной Думой в течение трех месяцев будет повторно выражено недоверие Правительству РФ.

Новый состав нижней палаты должен приступить к работе не позднее, чем через четыре месяца после роспуска предыдущей Государственной Думы.

Государственная Дума не может быть распущена:

  • – в течение года после избрания, за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Трудно предположить, что за такой короткий срок политические предпочтения населения изменятся настолько, чтобы полностью обновить состав палаты на новых выборах. Но неспособность Государственной Думы утвердить главу исполнительной власти означает невозможность дальнейшей работы государственного механизма;
  • – после того как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Запрет на роспуск действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет трехмесячный срок. Роспуск Государственной Думы в этот период означал бы нарушение баланса ветвей государственной власти, ничтожность контрольных полномочий парламента;
  • – в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ. В указанный период невозможно, например, провести выборы нового состава Государственной Думы;
  • – в последние шесть месяцев пребывания Президента РФ в должности. Учитывая обновление состава правительства вновь избранным президентом, это ограничение обеспечивает непрерывность государственной власти.

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ