Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Основные принципы и задачи экологического права

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых).

Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы:

социальной справедливости и социальной свободы;

равноправия (равенства перед законом);

единства юридических прав и обязанностей;

ответственности за вину;

законности и др.

Субъекты экологических правоотношений; экологические права и обязанности граждан

Субъекты экологических правоотношений дает Б.В. Ерофеев - это "лица, управомоченные законом на реализацию определенного поведения природоохранительного характера; они могут реализовывать его самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права". Круг субъектов экологического права многообразен. В экологические правоотношения вправе вступать любые лица, наделенные правосубъектностью.

В нормативных правовых актах отсутствуют определения "экологическая правоспособность", "экологическая дееспособность", "экологическая деликтоспособность". В юридической литературе они трактуются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве, законодательстве об административных правонарушениях и уголовном законодательстве.

Правосубъектность складывается из трех составляющих:

  • - Правоспособность - это возможность лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормами экологического права. Как правило, правоспособность физического лица возникает с момента его рождения. Так, в силу своего рождения человек приобретает провозглашенное ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду.
  • - Дееспособность - способность указанных субъектов своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные нормами экологического права. По общему правилу, полная дееспособность возникает у физического лица с момента достижения им совершеннолетия. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникает одновременно - с момента его создания - внесения записи о создании юридического лица в Единый государственный Реестр юридических лиц.
  • - Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения или преступления. Так, например, КоАП РФ определяет возраст, по достижению которого наступает административная ответственность - 16 лет. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность согласно УК РФ наступает по достижению 14-летнего возраста.

Принимая во внимание правовой статус каждого субъекта, на основании действующего законодательства, можно выделить следующих субъектов экологических правоотношений:

I. Граждане:

  • - граждане РФ;
  • - иностранные граждане;
  • - лица без гражданства.

II. Должностные лица:

  • - должностные лица организаций и предприятий;
  • - должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

III. Хозяйствующие субъекты:

  • - индивидуальные предприниматели;
  • - субъекты малого и среднего предпринимательства: средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия.
  • - юридические лица.

IV. Органы государственной власти:

  • - федеральные органы государственной власти;
  • - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

V. Органы местного самоуправления.

Под экологическими правами граждан понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:

  • -- благоприятную окружающую среду;
  • -- достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • -- возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду -- это одно из фундаментальных прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова, равенство и др. Важнейшим способом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду является не только соблюдение всеми лицами экологических норм, правил и нормативов, но и получение достоверной информации о состоянии окружающей сред ы.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т.е. заведомо не искаженной, своевременной и полой. Одним из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду считается право на возмещение ущерба, понесенного гражданами в результате экологического правонарушения.

Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах.

Так, каждый гражданин имеет право на общее природопользование. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:

  • -- создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей среды;
  • -- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды
  • -- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;
  • -- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Субъектами экологического права являются граждане (физические лица), юридические лица и публично-правовые образования.

Граждане и юридические лица обладают определенными субъективными правами и несут юридические обязанности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Такими правами являются:

1) право на благоприятную окружающую среду.

2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

3) право на участие в принятии экологически значимых решений (например, в проведении общественной экологической экспертизы, оценке воздействия на окружающую среду, право оказывать содействие органам публичной власти при осуществлении полномочий в области охраны окружающей среды);

4) право требовать в судебном порядке ограничения, приостановления, прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

5) право на возмещение вреда окружающей среде;

6) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

С целью реализации права на благоприятную окружающую среду граждане имеют следующие права:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в акциях по охране окружающей среды: митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, сборе подписей под петициями и пр.;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий этой деятельности на окружающую среду.

Обязанности граждан:

1) сохранять природу и окружающую среду;

2) бережно относиться к природным богатствам;

3) соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

4) осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с законом;

5) возмещать в установленном законом порядке причиненный окружающей среде вред.

Поскольку юридические лица представляют собой объединения граждан, постольку на них распространяются основные экологические права и обязанности, присущие гражданам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Правоведение

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Правоведение
Учебное пособие Великий Новгород 2009 УДК 340 (075.8) ББК 67 П68

Понятие, признаки и функции государства
Такой социальный институт, как государство возник на определённом этапе развития человеческого общества. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение

Форма государства
Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Она включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Фо

Правовое государство
Правовое государство – это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя идеи об ограничении власти правом, законом высказывались ещё в античности – Пла

Право: понятие, сущность, функции
Право представляет собой сложное и многоплановое социальное явление: 1) это форма общественного сознания, которая наряду с моралью, религией выполняет роль регулятора повед

Соотношение права и государства
Право – это имеющая большую социальную ценность регулятивная система, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормати

Понятие и структура нормы права
Норма права – это правило поведения общего характера, установленное государством, имеющее общеобязательную силу и письменную форму, закрепляющее права и обязанности участников отношения, охр


Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть обличено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью к

Пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных актов во времени связано с определением срока их вступления в силу и с моментом утраты ими юридической силы. Дата принятия законов, порядок их официального опуб

Система права
Юридические нормы, составляющие право государства, несмотря на разнообразие тесно взаимосвязаны между собой, согласованы и образуют систему права. Система права включает следующие элементы

Международное право как особая система права
На современном этапе развития общества существуют и функционируют множество национальных правовых систем, которые и образуют правовую картину мира. Все они в той или иной мере взаим

Религиозная правовая семья
Мусульманское право – разновидность религиозного права и распространяется на лиц, исповедующих ислам. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государств

Субъекты и объекты правоотношений
Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Выделяют следующие виды субъекто

Правонарушение и юридическая ответственность
Нормы права как правила должного поведения субъектов могут быть ими нарушены. Когда субъект не исполняет свои правовые обязанности, нарушает установленные запреты или посягает на права других лиц,

Правотворчество
Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Черты правотворчества: - представл

Применение права
Нормативные правовые акты, правовые договоры, судебные прецеденты, правовые обычаи, а точнее – заключенные в них нормы права – создаются для того, чтобы реализовывать, претворять их требования в жи

Законность и правопорядок
Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и иных нормативных актов правового характера. Стороны законности: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обосн

Основы правового статуса личности
Основы правового статуса личности составляют положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Под правовым статусом личности принято понимать совокупность

Особенности федеративного устройства России
Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является принцип федерализма, в соответствии с которым Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

Понятие и виды государственных органов
Согласно Конституции Российской Федерации одним из путей осуществления многонациональным народом Российской Федерации своей высшей власти являются органы государственной власти (статья 3, часть 2).

Законодательный процесс
Законодательный процесс – процесс принятия законодательным (представительным) органом государственной власти проекта закона к рассмотрению, обсуждения проекта, принятия закона, его подписания и обн

Федеральные органы исполнительной власти
В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федераци

Судебная система
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Росс

Местное самоуправление
В Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции Российской Федерации). Местное самоуправлен


Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, с

И административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об адми

Административное наказание: понятие и виды
Административное законодательство устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного прав


Гражданское право является одной из важнейших составных частей любой правовой системы и наиболее разработанной, системообразующей отраслью частного права. Нам известно, что право ка

Гражданское законодательство
Гражданское законодательство– это совокупность нормативных актов, регулирующих гражданские правоотношения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится

Гражданское правоотношение
Правоотношением в гражданском праве признается общественное отношение, урегулированное гражданско-правовыми нормами. Гражданское правоотношение выступает в виде связи между его учас

Объекты гражданских правоотношений
Объекты гражданских правоотношений– это материальные и нематериальные блага, по поводу которых действуют субъекты гражданских правоотношений. К ним относятся: имущество (вещи и имущественные права)

Гражданско-правовые сделки
Осуществление гражданского права– это реализация управомоченным лицом возможностей, заключенных в содержании данного права. Субъект может осуществлять гражданские права факти

Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность– это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные имущественные последствия совершенного им гражданского правонарушения, выраз

Право собственности и иные вещные права
Права субъектов гражданских правоотношений на вещи именуются вещными правами. Вещные права подразделяются на право собственности, являющееся первичным, основным вещным правом

Понятие, значение, особенности и основания возникновения обязательств
Гражданско-правовое обязательство – это такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущест

Перемена лиц в обязательстве
От участия в обязательственных правоотношениях третьих лиц необходимо отличать перемену (замену) лиц в обязательствах (глава 24 ГК Российской Федерации), при которой кредитор либо должник выбывают

Договоры в гражданском праве
Ранее отмечено, что самым распространенным основанием возникновения обязательств выступают договоры. В то же время договор – это вид более широкого понятия – сделки. Фактически договор – это двусто

Прекращение обязательств
Обязательства прекращаются по воле сторон либо по обстоятельствам, не зависящим от их воли. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации прекращение обязательств по воле стор

Наследственное право
Наследственное право – это институт гражданского права, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с переходом имущественных и некото


В результате регулирования трудовых отношений возникают трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют конкретные права и обязанности, которые приобр

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 2) основными принципами правов

Порядок заключения трудового договора
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. При

Изменение трудового договора
Под изменением трудового договора понимается перемена или преобразование одного или нескольких обязательных или дополнительных условий договора, произведенных по взаимному согласию сторон.

Общие основания прекращения трудового договора
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации общими основаниями прекращения трудового договора являются следующие. 1. Соглашение сторон(пункт 1 части первой статьи 77, статья 78

Прекращение трудового договора по инициативе работника (увольнение по собственному желанию)
В соответствии со статьей 80 ТК Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной с

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (его представителей) установлен статьей 81 ТК Российской Федерации. В ней содержатся как основания, которые распространя

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
В соответствии со статьей 83 ТК Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим и: поли сторон. 1. Призыв работника на военную службу

Понятие и виды рабочего времени
Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности,

Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
Совместительство – выполнение работником по его инициативе другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время за пределами нормальной продолжи

Время отдыха и его виды
Конституция Российской Федерации в статье 37 (часть 5) закрепляет в числе социально-экономических прав право на отдых. Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполне

Дисциплина труда
Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенное в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными закон

Материальная ответственность работодателя перед работником
1. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику в связи с неполучением им заработной платы во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться наступает, если

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Это обязанность работника возместить полностью или частично ущерб, причиненный противоправными виновными действиями работника имуществу работодателя в порядке и пределах, установленных трудовым зак

Трудовые споры
Трудовыми спорами называются поступившие в соответствии с законом на разрешение юрисдикционного органа неурегулированные разногласия работников и работодателей по вопросам применения трудового зако


Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие из факта родства, брака, рождения детей, усыновления, принятия детей на воспит

Признания недействительным
Брак в семейном праве – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определённых правил с целью создания семьи. На территории Российской Федерации действительным бр

Личные неимущественные права и обязанности супругов
После государственной регистрации брака у супругов возникают личные и имущественные права и обязанности. Личные правоотношения– это закрепленные нормами семейного права отношения, в

Имущественные отношения супругов
Законный режим имущества супругов.Представляет собой режим их общей совместной собственности, т.е. бездолевое владение, пользование и распоряжение имуществом только непосредственно ими, без

Договорный режим имущества супругов
В целях защиты имущественных прав супругов от различных нарушений в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 40) впервые предусмотрена возможность заключения брачного договора. Основн

Права несовершеннолетних детей
Правила, определяющие права ребенка в Российской Федерации, появились в Семейном кодексе Российской Федерации после того, как 13 июля 1990 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, при

Права и обязанности родителей
Родительские права и обязанности–это целая группа имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Пра

Лишение родительских прав
Это мера воздействия на родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей или злоупотребляющих ими. Основанием лишения родительских правявляется уклонение родителей от выпол

Ограничение родительских прав
Наряду с лишением в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых коном интересов несовершеннолетних детей. Суть его состоит в том, о в силу судебного решения производится

Усыновление
При усыновлении усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его родителей, и приобретает все пр

Понятие уголовного права. Преступление
Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления. Субъектами уголовно-правовых отношений выступают, с одной стороны, лицо, совершившее преступление,

Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает обстоятельства, исключающие преступность деяния. К ним относятся деяния, которые хотя и имеют внешнее сходство с призна

Назначение наказания
Главной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении пр

И уголовного наказания
В некоторых случаях лицо, признанное виновным в совершении деяния, содержащего признаки состава преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности.Освобождени

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Как отмечалось, уголовное законодательство исходит из т


Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Экологиче

Объекты правовой охраны окружающей среды
Объекты правовой охраны окружающей среды – ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом. Выделяют следующие

За экологические правонарушения
Экологическое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние, наносящее вред общественным отношениям, возникающим в связи и по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

Педагогической деятельности
Под педагогической деятельностью обычно понимают деятельность, направленную на выполнение важнейших социальных функций – воспитания, образования, развития личности, помощь гражданам в их самореализ

Педагогической деятельности
Среди всего многообразия нормативных правовых актов к числу тех, которые бы так или иначе регулировали педагогическую деятельность, можно отнести следующие: 1) Конституция Российской Федер

Система образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государс

И к организации образовательного процесса
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, созд

Обучающихся, воспитанников
Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Педагогических работников
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов

Государственная тайна
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485-1 государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области ег

Служебная и коммерческая тайна
Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. В соответствии со статьей 139

Круг субъектов экологических правоотношений был определен в гл. 3 «Экологические правоотношения». В настоящем параграфе рассмотрены особенности, присущие субъектам природоресурсных отношений, а также их права и обязанности.

По общему правилу субъектом права общего природопользования являются только физические лица (за исключением права общего водопользования). Субъектами права специального природопользования признаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Физические лица - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства - признаются субъектами права специального природопользования и наделяются правами и обязанностями в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. Индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами права специального природопользования (ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды») за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством субъектами права специального природопользования признаются только юридические лица, например, в порядке ст. 36-37 Закона Республики Беларусь «О животном мире» правом ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях и правом ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях наделены только юридические лица.

Юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица как субъекты экологических отношений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, в том числе быть наделены специальной (в случае отношений по использованию природных ресурсов - экологической) правосубъектностью, что вытекает из содержания ст. 45 ГК, предусматривающей, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Содержание института права специального природопользования составляют права и обязанности природопользователей, которые закреплены в природоресурсном законодательстве. Следует отметить, что объем правомочий природопользователей может существенно различаться, что обусловлено наличием нескольких правовых форм использования природных ресурсов (например, субъект права пожизненного наследуемого землевладения наделен правами владения, пользования и ограниченного распоряжения земельным участком, а арендатор - только правомочием использовать земельный участок).

Природопользование осуществляется с целью извлечения полезных свойств природного ресурса и последующего их потребления или обращения, поэтому существенным для природопользователя является право собственности на результаты своей деятельности, например посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную продукцию и доходы от ее реализации, заготовленную древесину, добытые полезные ископаемые и пр.

Часть правомочий природопользователей происходит из административного правоотношения, и их характер зависит от объема предоставленных государственным органом прав и возложенных обязанностей.

К таким правам, например, могут быть отнесены предусмотренные ст. 69 КоЗ право самостоятельно осуществлять землепользование; право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; право использовать для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения); проводить мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты и др. Иные права, независимо от публично-правового или частноправового основания возникновения правоотношения, имеют выраженный гражданско-правовой характер: на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута.

Обязанности природопользователей также установлены в природоресурсном законодательстве. По общему правилу природопользователи обязуются использовать природные ресурсы по целевому назначению и соблюдать установленные условия природопользования; рационально использовать природные ресурсы; проводить мероприятия по их охране, восстановлению, возобновлению; вести учет используемых ресурсов и осуществлять контроль за их качеством; не допускать нарушения прав других природопользователей; своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Природоресурсное законодательство может устанавливать иные - особенные обязанности при эксплуатации природных ресурсов. Например, при обнаружении минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов, а также материальных объектов, которые могут представлять историко-культурную ценность (археологические объекты, элементы декора, художественной отделки, остатки росписи и т. п.), недропользователи обязуются приостановить работы и сообщить об этих находках в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы. Водопользователи в дополнение к общим обязанностям должны соблюдать установленный режим содержания зон санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно-бытового и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. Лесопользователи обязаны проводить на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара - обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказывать содействие в его тушении.

Права и обязанности природопользователей возникают с момента получения документов, удостоверяющих право природопользования.

Если права юридических лиц на пользование природными ресурсами зависят от объема и характера их уставной правосубъектности, то для природопользования граждан характерным является их равенство в пользовании природными ресурсами . Здесь объем прав и обязанностей обусловлен правовой формой, на которой основано использование природных ресурсов: постоянное или временное пользование, аренда, право пожизненного наследуемого землевладения и др.

Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан. Обязанности граждан в области экологии Правовые гарантии экологических прав и свобод человека и гражданина и способы их защиты.

Вообще, любой субъект права имеет характерные признаки: он наделен юридическими правами и обязанностями. Субъектом может быть только лицо, имеющее самостоятельный ум и волю.

Способность иметь экологические права и обязанности составляет экологическую правоспособность. Способность самостоятельно осуществлять экологические права и обязанности составляет экологическую дееспособность. В совокупности правоспособность и дееспособность образуют правовую бы " сытности.

Субъекты экологического права приведены на рис. 1.10. Субъекты экологического права имеют характерные признаки: они наделены юридическими правами и обязанностями; реально способны участвовать в экологических правоотношениях. Юридические нормы создают обязательную основу участия субъектов экологического права в правоотношениях (право собственности на природные ресурсы, природопользовании и др.).

Государство реализует свои правомочия через соответствующие органы государственной власти, которые наделены компетенцией по регулированию экологических отношений, территориальные общины реализуют свои правомочия непосредственно или через органы местного самоуправления. Правосубъектность органов, исполняющих управленческие функции в сфере экологии,. определяется их компетенцией. Данные субъекты делятся на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и государственные администрации. Ко вторым относятся органы, решающие специальные вопросы в области экологии. Это министерства, государственные службы, государственные агентства и тому подобное.

Рис. 1.10. Виды субъектов экологического права

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в соответствии с законодательством. В зависимости от порядка их создания эти субъекты делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права. Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом. Общества в свою очередь делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Юридические лица публичного права создаются распорядительными актами Президента Украины, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления.

Физические лица - это преимущественно разновидность индивидуальных субъектов в экологическом праве. При наличии определенных условий они могут быть субъектами права собственности на определенные в законодательстве природные ресурсы, права пользования ими, на получение экологической информации; имеют право на подачу исков к виновным лицам о возмещении убытков, причиненных загрязнением природной среды и тому подобное. Физическое лицо-предприниматель имеет право на осуществление не запрещенной законом предпринимательской деятельности в области использования природных ресурсов при условии его государственной регистрации.

Полномочия общественных объединений в области охраны окружающей среды определены в ст. 21 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Специфическими субъектами правоотношений являются животные, которые получили правосубъектность согласно Закону Украины "О защите животных от жестокого обращения" от 21 февраля 2006 года. Они наделены только правоспособностью, но не дееспособностью от их имени и в их интересах должны выступать физические или юридические лица. Они имеют только естественные права, которые закреплены за ними указанным Законом: право на жизнь, на эвтаназию, на общение с себе подобными, на гуманное обращение с ними и тому подобное.

В экологическом праве существует также понятие специального субъекта - субъекта, который наделен специфическими правами и обязанностями, которых не имеют другие субъекты права, например, специальными субъектами являются охотники, государственные экологические инспекторы, владельцы земельных участков, водных объектов, лесных площадей и тому подобное.

В отличие от субъективного права, экологические интересы - психическое переживание человеком своей экологической потребности, то есть осознание ценности окружающей среды, его способности удовлетворять желания человека. Даже если лицо не имеет права на какой-то объект, он имеет право требовать судебной защиты своего интереса, если только он касается не частной, а общественной потребности, общественного блага. Ст. 15 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года предусматривает право на защиту интересов лица, не противоречит общим принципам справедливости, добросовестности и разумности.

Право носителя государственной власти на применение этой власти для установления прав и обязанностей других лиц помимо их воли, то есть через нормотворчество или через управленческие акты, называется полномочиями. Совокупность полномочий Государственного органа - его компетенция. Совокупность экологических прав и обязанностей лица называют эколого правовым положением лица. Эколого-правовое положение может быть двух видов: 1. общее - экологические права и обязанности, принадлежащие всем субъектам и 2 специальным - экологические права и обязанности, принадлежащие специальным субъектам. Экологические права граждан имеют определенные, присущие только им свойства, которые обусловлены экологическими факторами (рис. 1.11- 1 . 12 ).

Рис. 1.11. Характеристика свойств экологических прав граждан Украины

Общее эколого-правовое положение закреплено в Конституции Украины и ст. 9, 12 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года.

Рис. 1.12. Основные права граждан Украины в области экологии

Экологические обязанности граждан Украины приведены на рис. 1.13. С учетом субъектного состава выделяют общие (присущие всем без исключения гражданам как субъектам экологического права) и специальные экологические обязанности (определенные природоресурсного экологическим законодательством, базируются на общих положениях права собственности и природопользования, обеспечения экобезопасности, содержащие обязанности, обусловленные спецификой природного ресурса, особенностями правового режима эксплуатации соответствующего объекта; характерные при введении режима чрезвычайного положения или при объявлении определенной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации), а также на имущественные и неимущественные.

Рис. 1.13. Экологические обязанности граждан Украины

Гарантиями прав является совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устранение причин и препятствий их ограничения, ненадежного осуществление и защита от нарушений.

Все гарантии реализации прав граждан Украины (рис. 1.14) делятся на общие (социально-экономические, политические, идеологические условия жизни общества) и специальные - юридические, однако обе группы находятся в неразрывной взаимосвязи.

Рис. 1.14. Эколого-правовые гарантии экологических прав граждан Украины (согласно ст. 10 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды")

Нарушены права граждан должны быть восстановлены, а их защита возможна как в административном, так и в судебном порядке. Существуют определенные способы и формы защиты экологических прав граждан (рис. 1.15).

Надлежащая реализация экологических прав должна обеспечиваться не только гарантиями, но действием всей системы экологического законодательства по их обеспечению, в том числе: нормированием качества окружающей природной среды, экологическим страхованием, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением экологического законодательства.

Рис. 1.15. Характеристика форм и способов защиты экологических прав граждан Украины

Система экологического права. Источники экологического права.

Система экологического права как отрасли права - это его внутреннее строение, упорядоченная совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с его внутренних закономерностей. Элементом системы экологического права как отрасли права является правовая норма. Эта система состоит из трех частей, характеристика которых приведена на рис. 1.16.

Система экологического права как учебной дисциплины - это целостная, последовательная и взаемообгрунтована совокупность теоретических положений, идей, взглядов на экологическое право, его в правовой системе, структуре и содержании, которая состоит из трех частей (рис. 1.17).

Система экологического права как эколого-правовой науки - это система научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, образующих предмет экологического права.

Рис. 1.16. Характеристика экологического права как отдельной отрасли права

Рис. 1.17. Характеристика экологического права как учебной дисциплины

Источниками, то есть нормативно-правовыми актами экологического права, выступают законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Министерства экологии и природных ресурсов Украины, решения местных советов.

Это внешнее выражение эколого правовых норм, или способ выявления норм экологического права.

Существуют различные классификации источников экологического права (рис. 1 . 18 ).

Рис. 1.18. Источники экологического права

Экологические права и обязанности субъектов экологического права определяют:

1. Конституция РФ;

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4. Нормативные акты министерств и ведомств;

5. Нормативные решения органов местного самоуправления.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие:

11. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

13. Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 июля 2009 г.

15. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.

16. Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г.

Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов.

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ

Общую ресурсную направленность имеют:

· Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 № 2144.

· Указ Президента РФ "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" от 27.08.2010 № 1074

· Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" от 29.08.1997 № 950.

· Указ Президента РФ "О Федеральном агентстве по рыболовству" от 30.05.2008 № 863.

В свою очередь Указ Президента РФ от 06.06.94 № 1470 (с изм. от 01.03.96) «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» конкретизирует использование природных ресурсов по географическому признаку.

Кроме того, отдельно нужно выделить Указы Президента РФ, определяющие структуру государственных органов исполнительной власти, в том числе в области природопользования. Например, Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 (в ред. от 20.05.2004 № 649).

Постановления Правительства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также Указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1) принимаемые во исполнение закона для конкретизации отдельных положений, (например, Постановление Правительства РФ от 11.06.96 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и др.);

2) обозначающие компетенцию органов управления и контроля (например, Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов», Постановление Правительства РФ от 22.07. 2004 № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» и др.);

3) включающие нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений (например, Постановление Правительства РФ от 01.06.98 № 551 (в ред. от 24.09.2002 № 700 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации») и др.)

Кроме того, отдельно можно выделить еще и следующиеПостановлений Правительства РФ:

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

· Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

· Постановление Правительства РФ от 03.08.2010 № 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах».

Нормативные акты природоохранительных Министерств и ведомств.

В свою очередь природоохранные министерства и ведомства также наделены правом издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. Нормативные акты издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Примеры приказов Министерства природных ресурсов РФ:

· Приказ Минприроды РФ от 29.12.1995 N 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».

· Приказ Минприроды РФ от 28.09.1995 N 392 «Об утверждении единой формы Заключения государственной экологической экспертизы».

· Приказ Минприроды России от 04.06.2012 N 142 "Об утверждении Положения о национальном парке "Земля леопарда".

· Приказ Минприроды России от 23.04.2010 N 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов".

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию − Земельным кодексом, по недрам − Законом о недрах, водопользованию − Водным кодексом, по использованию животного мира − Законом о животном мире, по окружающей природной среде − Законом об охране окружающей среды. В основе такого разделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ или Постановлениям Правительства РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ