Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

27.12.2012

Анализ статистических данных за 2005-2007 года показывает, что в последнее время в арбитражные суды все чаще лица, обращающиеся в суд с исковыми заявлениями, заявляют ходатайство о предоставлении отсрочки (рассрочки) или уменьшение размера государственной пошлины.

Например, в Арбитражный суд Республики Бурятия в 2005 году поступило 779 ходатайств об отсрочке уплаты госпошлины, из них удовлетворено - 667 на сумму 3815000 руб.; в 2006 г. - 843, из них удовлетворено - 794 на сумму 4412000 руб.; в 2007 г. - 420, из них удовлетворено - 383 на сумму 1923000 руб.

В связи с этим, на практике возникают вопросы применения гражданского, налогового законодательства, арбитражного процессуального кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В этом проявляется необходимость обеспечить доступ к правосудию для лиц, которые в силу самых разных причин не в состоянии уплатить государственную пошлину в полном размере в момент возникновения необходимости реализации своего права на судебную защиту. Предоставляя индивидуальные льготы по оплате государственной пошлины, арбитражный суд тем самым устраняет препятствия для доступа к судебной защите заинтересованного лица.

Итак, государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (статья 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации) .

Организация признается плательщиком госпошлины в случае, если она обращается за совершением юридически значимых действий или выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в ее пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).

Госпошлина при обращении в арбитражный суд уплачивается до подачи искового заявления (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, может отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер.

Тяжелое имущественное положение юридического лица само по себе не рассматривается Налоговым кодексом как основание для переноса срока уплаты налога.

Реализовать данные полномочия арбитражный суд может лишь при соблюдении устранения препятствия в доступе к правосудию по причине отсутствия у заявителя на момент совершения соответствующего процессуального действия необходимых средств для уплаты госпошлины, что должно быть подтверждено документально.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №6 от 20 марта 1997 года «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В статье 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что отсрочка или рассрочка уплаты пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. Содержание приведенной нормы конкретизирует основные положения статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, где определены общие условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Тем не менее, между указанными статьями есть некоторое отличие. Пункт 4 статьи 64 освобождает налогоплательщика от начисления процентов на сумму задолженности только в случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по ряду ограниченных оснований, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 данной статьи. А статья 333.41 предусматривает, что на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, вне зависимости от обстоятельств.

При этом орган или лица, которым предоставлено право принимать решение об изменении срока уплаты пошлины, в этой статье не определены. Вместе с тем в статьях, касающихся размеров пошлины при обращении в суды, предусмотрено, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, арбитражные суды, Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика пошлины, могут отсрочить (рассрочить) ее уплату (то есть в других случаях, например, при обращении в ЗАГС или в нотариальные органы, изменение срока уплаты пошлины не предусмотрено).

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заявителя, относятся:

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представление документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов судья должен отказать в удовлетворении ходатайства и на этом основании возвратить исковое заявление.

Отсрочка уплаты государственной пошлины не может осуществляться по произвольному или инициативному усмотрению арбитражного суда. Она предоставляется арбитражным судом только после изучения, оценки и удовлетворения письменного ходатайства истца, обоснованного совокупностью документов о тяжелом финансовом и имущественном положении.

При наличии объективных оснований и соответствующего ходатайства заявителя арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке уплаты государственной пошлины и таким образом препятствовать доступу к правосудию. Если суд не рассматривает вопрос о принятии искового заявления в течение длительного времени, он нарушает пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и его основных свобод и пункт 3 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - такие выводы были сделаны ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28 февраля 2006 г. по делу N Ф08-451/06.

При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции. Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства - в определении о возвращении искового заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобы.

Так, определением ФАС ВСО от 11.12.2007 г. №А10-1256/07-Ф02-9533/2007 возвращена кассационная жалоба в связи с отклонением ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

При подаче кассационной жалобы ответчиком заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с затруднительным финансовым положением. К ходатайству приложена справка банка, согласно которой остаток денежных средств по расчетному счету по состоянию на 19.11.2007 г. составляет 54 040 руб. 87 коп., на счете имеется картотека 2 на общую сумму 7 818 173 руб. 94 коп.

Ходатайство ответчика об отсрочке уплаты государственной пошлины оставлено без удовлетворения, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие имущественное положение заявителя.

Постановлением ФАС ВСО от 19 сентября 2007 г. №А33-12835/06-Ф02-6493/07 оставлено без изменения определение апелляционной инстанции от 19 июля 2007 г., которым отклонено ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины.

Налоговой инспекцией при обращении с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции было заявлено ходатайство об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины, в связи с тем, что в бюджет не заложено финансирование расходов, связанных с оплатой государственной пошлины налоговыми инспекциями при обращении в арбитражные суды.

В подтверждение указанных обстоятельств налоговой инспекцией представлены: справка налоговой инспекции об установлении лимита бюджетных обязательств по экономической классификации расходов 290 "Прочие расходы" от 17.07.2007, декларация по налогу на имущество, расчет по авансовым платежам по транспортному налогу, по земельному налогу за 1 квартал 2007 года, копия оспариваемого решения, приказ N АМ-03-39/222 от 24.05.2007.

Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о предоставлении отсрочки (рассрочки), поскольку из представленной налоговой инспекцией справки от 17.07.2007 до налоговой инспекции доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе и на оплату государственной пошлины в размере 600000 рублей. Расчет показателей по формированию смет доходов и расходов средств федерального бюджета на содержание инспекции на 2007 год не доказывает отсутствие денежных средств на оплату государственной пошлины на момент обращения в арбитражный суд с апелляционной жалобой по настоящему делу, поскольку в нем по статье 290 "Прочие расходы" предусмотрена возможность использования из общей суммы 600000 рублей: 586812 рублей на уплату земельного налога и налога на имущество, 13188 рублей на уплату транспортного налога. Кроме того, данная справка не подписана распорядителем денежных средств и не подтверждена документами на основании которых она составлена, что не позволяет отнести ее к надлежащим доказательствам по делу.

Другой пример. Постановлением ФАС ВСО от 14.08.2007 г. №А33-1081/07-Ф02-5374/07 оставлено без изменения определение апелляционной инстанции от 20 июня 2007 г., которым возвращена апелляционная жалоба в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

К ходатайству инспекцией были приложены платежные поручения, подтверждающие расходы налогового органа, и выписка из лицевого счета получателя средств федерального бюджета N 03182227080 от 01.06.2007.

Арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что до налогового органа по статье 290 ("Прочие расходы") экономической классификации расходов доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 300000 рублей. При этом инспекцией документально не подтверждено отсутствие денежных средств, поскольку инспекцией не представлены доказательства перечисления денежных средств за счет лимитов денежных средств, выделенных на 2007 год. Кроме того, в платежном поручении отсутствует штамп банка в поле "отметки банка".

Таким образом, ходатайство инспекции об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера обоснованно отклонено судом.

Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2007 г. №А56-43646/2006 оставлено без изменения определение апелляционной инстанции от 20.04.2007 г., которым возвращена апелляционная жалоба в связи с отклонением ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит определение апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно не учел значительный объем дел, находящийся в производстве налогового органа, изменение позиции судов относительно наличия у налоговых органов обязанности по уплате государственной пошлины при обращении с апелляционными жалобами и необоснованно не предоставил ему срок для устранения нарушения.

Рассматривая ходатайство ответчика, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих отсутствие у него возможности уплатить государственную пошлину в установленных порядке и размере. Более того, ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе налоговая инспекция ничем не мотивировала.

То обстоятельство, что обязанность по уплате государственной пошлины при подаче апелляционных и кассационных жалоб возложена на налоговые органы "только с первых чисел апреля" текущего года и у налогового органа имеется "значительный объем судебных дел" не свидетельствует об отсутствии у него возможности уплатить государственную пошлину в надлежащем размере. В ходатайстве, поданном в апелляционный суд, налоговый орган на данные обстоятельства также не ссылался.

Таким образом, оснований для оставления апелляционной жалобы без движения и предоставления налоговой инспекции дополнительного срока для представления одного из перечисленных выше документов у суда апелляционной инстанции не имелось.

Постановлением ФАС ВСО от 22 марта 2007 г. №А33-30353/04-С1-Ф02-1416/07 оставлено без изменения определение от 12 января 2007 г., которым возвращена апелляционная жалоба в связи с отклонением ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

Заявитель не представил сведения о перечне расчетных и иных счетов с указанием банков, в которых эти счета открыты, подтвержденных налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы заявителем должна была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб.

Согласно справке Шушенского отделения N 7041 Восточно-Сибирского банка СБ РФ от 30.01.2007, остаток на счете ООО им. Щетинкина на 30.01.2007 составляет 1203 рубля 49 копеек.

Из представленных документов нельзя сделать вывод о том, что имущественное положение заявителя не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном порядке и размере.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции в соответствии с абзацем 2 подпункта 5 пункта 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возвратил жалобу в связи с отклонением ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.

Очень интересен другой пример. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2007 г. №А10-3931/07 04АП-4796/2007 отменено определение Арбитражного суда Республики Бурятия об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и возвращено исковое заявление.

В обоснование ходатайства истец представил справку банка, из которой следует, что денежные средства на расчетных счетах отсутствуют и письмо МРИ ФНС №2 по г.Чите

МРИ ФНС №2 по г.Чите в письме указала, что представление справок об открытых счетах не предусмотрено со ссылкой на приказ ФНС России от 02.09.2005 г. №САЭ-3-25/422.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что данные документы не могут свидетельствовать о тяжелом имущественном положении истца, так как не подтверждают тяжелое имущественное положение истца на момент подачи искового заявления в арбитражный суд. Исковое заявление поступило в суд 01.10.2007 г., письмо МРИ ФНС №2 по г. Чите имеет исходящую дату 26.07.2006 г.

Апелляционный инстанция не согласилась с этим доводом, поскольку выпиской из ЕГРЮЛ от 04.09.2007 г. №74756 подтверждено, что налоговая инспекция не обладает сведениями о банковских счетах ЗАО «Забайкальское ЖАСО».

Выписка из ЕГРЮЛ датирована 04.09.2007 г., исковое заявление - 25.09.2007 г., которое было направлено по почте и зарегистрировано в Арбитражном суде Республики Бурятия 01.10.2007 г.

Апелляционная инстанция полагает, что вышеуказанными документами истец подтвердил, что имущественное положение истца не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления. В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отклонения ходатайства о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины и, следовательно, основания для возвращения искового заявления ЗАО «Забайкальское ЖАСО».

Однако, согласно Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подпункту «б» пункта 23 Правил ведения единого государственного реестра юридических и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Правительством РФ постановлением от 19.06.2002 г. №438 (с изменениями), сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В связи с изложенным, в выписке из ЕГРЮЛ от 04.09.2007 г. не могли быть отражены сведения об открытых счетах.

Что касается предоставления отсрочки иностранным лицам, то в соответствии с пунктом 1 статьи 254 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены главой 25.3 настоящего Кодекса соответственно для организаций и физических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды вправе исходя из имущественного положения плательщика уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым ими, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд, совершающий юридически значимое действие, может предоставить иностранному юридическому лицу отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.

Для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины в заявлении при обращении в арбитражный суд должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение иностранного лица не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере.

Итак, для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, необходим лишь подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов с наименованиями и адресами банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, и подтвержденные банками данные об отсутствии на них денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине").

Таким образом, относительно решения вопросов по отсрочке уплаты государственной пошлины позицию арбитражных судов следует охарактеризовать как более чем лояльную. При этом необходимо отметить наличие ряда вопросов, которые требуют своего отдельного рассмотрения. В частности, справки, предоставляемые из налоговых органов, часто не несут в себе полной информации обо всех банковских счетах заявителя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что право арбитражного суда проявляется в обеспечении доступа к правосудию для лиц, которые не могут уплатить государственную пошлину на реализацию своего права на судебную защиту. Суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке уплаты государственной пошлины и препятствовать доступу к защите своих прав.

  • «Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов» (издание второе, переработанное и дополненное), (под ред. В.В. Яркова), Волтерс Клувер, 2005 г.
Источник/автор : Цыбикова И.Ц.

Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можно уменьшить, рассрочить или отсрочить платеж, согласно статье 90 ГПК РФ. Сумма задолженности может быть выплачена единовременно или поэтапно. Такое право имеют как физические лица, так и организации — при наличии определенных оснований. Это делается в судебном порядке по запросу налогоплательщика. Предлагаем разобраться, что такое рассрочка и отсрочка с точки зрения ГПК РФ.

Под рассрочкой понимается возможность уплаты госпошлины не единовременно, а по частям. Размер платежей, их периодичность и порядок внесения определяется судом.

Отсрочка уплаты госпошлины — возможность внести сумму платежа через определенный промежуток времени после совершения процессуального действия судом. Подразделяется на два вида:

  1. Отсрочка на определенный период времени. Это либо установленный срок, либо отсрочка до конкретной даты. (Пример: «отсрочка на 30 дней» или «отсрочка до 20 июля 2016 г.»)
  2. Отсрочка до наступления конкретного юридического факта. Обычно этим фактом становится вынесение судебного решения по рассматриваемому делу.

Отметим также некоторые особенности предоставления рассрочки и отсрочки:

  • Срок уплаты налога может быть изменен не более, чем на один год.
  • В течение периода рассрочки/отсрочки не начисляются проценты на сумму госпошлины.
  • Если решение судьи не устраивает — в течение 10-ти дней можно подать .

В некоторых случаях возможно также уменьшение размера госпошлины. О предоставлении льгот свидетельствует . Это определяется судом в индивидуальном порядке и зависит от материального положения налогоплательщика.

Главной причиной для отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины является тяжелое имущественное положение лица. Это нужно доказать, приложив к ходатайству соответствующие справки и другие документы. И возможно это в случае, когда есть одно из оснований:

  • Причинение ущерба. Это могут быть последствия стихийных бедствий, катастроф и другие тяжелые обстоятельства.
  • Задержка выплат. Актуально, когда речь идет о финансировании лица из бюджета, а также об оплате госзаказа, который был выполнен.
  • Угроза банкротства. Если возникает ситуация, при которой своевременная уплата налога может привести к банкротству — будет утверждено мировое соглашение или график погашения задолженности. Решается арбитражным судом.
  • Тяжелое имущественное положение. Когда человек не в состоянии выплатить налог.
  • Сезонный характер производства/реализации товара, оказания услуг. Перечень отраслей и видов деятельности определен Правительством.
  • Определенные таможенные условия. Могут возникнуть основания, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Определяется соответствующим законодательством.

Итак, если имеется одно из вышеуказанных оснований — можно ходатайствовать.

Новая редакция Ст. 333.41 НК РФ

1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Комментарий к Статье 333.41 НК РФ

Арбитражный суд по ходатайству истца, заявителя может предоставить ему отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. Если после истечения срока, на который представлена отсрочка или рассрочка, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она была предоставлена.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" (далее - Постановление) ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

Кроме того, в Постановлении приведены основные требования к ходатайству об отсрочке уплаты государственной пошлины, в частности, указано, что в нем должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

Другой комментарий к Ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации

Физические лица и организации имеют право на отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, в том числе и по уплате государственной пошлины. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины должно осуществляться по всем категориям юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию прав, государственными органами или должностными лицами, уполномоченными главой 25.3 НК совершать такие действия (см., например, письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-05-04-03/29).

Необходимо принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", а также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в оптимизации затрат и сохранении денежных средств для инвестирования в бизнес-проекты. Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины позволяет им не только выиграть для себя дополнительное время, но и получить доступ к правосудию и защитить свои права.

В большинстве случаев за обращение в суд компании уплачивают государственную пошлину в размерах и порядке, предусмотренных ст. 333.19 - 333.20 НК РФ. Поскольку государственная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы и (или) процента от определенной величины, в случае, когда предметом иска является, например, взыскание компенсации за нарушение исключительных прав, ее не следует заявлять в максимальном размере. Истец несет риск наступления последствий совершения им процессуальных действий, который в данном случае заключается в отнесении на него пошлины пропорционально размеру необоснованно заявленной компенсации (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 9189/13).

При неясности размера подлежащей уплате государственной пошлины истец вправе заплатить ее согласно своему расчету с указанием в иске или в отдельном ходатайстве просьбы определить при необходимости размер доплаты, и суд не вправе возвратить поданный иск (Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-23099/15). Часть государственной пошлины необходимо заплатить при подаче иска, чтобы суд указал, какой суммы не хватает, поскольку в противном случае он в своем определении оставит его без движения по мотиву неприложения документа об уплате пошлины без указания ее размера (Определение Приморского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 33-7587/2015).

Нередко кредиторам при обращении в суды в связи с большим размером взыскиваемых денежных сумм с должников бывает нелегко единовременно уплатить государственную пошлину. Например, при подаче иска с требованиями имущественного характера при цене иска свыше 2 000 000 руб. в бюджет подлежит уплате государственная пошлина, рассчитываемая следующим образом: 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по ее уплате на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту. Одной из ее целей является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

Производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) заинтересованным лицом носят сезонный характер;

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате государственной пошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. 128, 129 АПК РФ). В нем необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты государственной пошлины и приложить к нему соответствующие доказательства. Возможность получения рассматриваемой преференции законом не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем не должно учитываться (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).

Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму государственной пошлины: на самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо на его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье или предметы домашнего обихода).

Можно представлять любые доказательства, подтверждающие обоснованность просьбы истца, поскольку законом их перечень не регламентирован. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941).

В ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть представлены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при ее подаче (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6). К таким документам относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых при подготовке ходатайства, представлен в п. 5 ст. 64 НК РФ:

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в ней;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в них;

Перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства) и др.

Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора, сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты государственной пошлины, поскольку свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).

То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146). Сказанное относится и к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007).

Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить государственную пошлину (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1). Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить пошлину не подтверждает, поэтому суд ее не примет как надлежащее доказательство. Точно так же и решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).

Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению инспекции или банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04). Между тем ему пригодится справка из банка, в которой будет приведена информация не просто об отсутствии денег на счете, но также и о наличии картотеки неоплаченных счетов, о наложенных арестах на денежные средства и др. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 N Ф08-10102/2015).

Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате государственной пошлины. Например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимая гарантия, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др. (Определение Владимирского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-2115/2014).

Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить государственную пошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее (Определение Московского городского суда от 09.01.2013 N 4г/8-11764/12).

Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате государственной пошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку (Определение ВС РФ от 11.11.2014 по делу N 305-ЭС14-5836).

Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, то суд должен оценить имущественное положение именно должника, а не самого конкурсного управляющего, поскольку участником процесса в любом случае является должник. Конкурсный управляющий совершает названные действия и участвует в обособленном споре от имени общества-должника в силу того, что осуществляет полномочия его руководителя и иных органов его управления (п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В связи с этим суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как плательщика государственной пошлины, а не его конкурсного управляющего (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

При определенных обстоятельствах уплаченная государственная пошлина может быть взыскана в качестве убытков. Например, одним из самых распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя является наличие у заявителя задолженности перед бюджетом. Если у налогоплательщика на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в ее выдаче (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Для принятия решения об отказе в выдаче лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является явно незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности. Сам факт ее наличия служит достаточным и безусловным основанием для отказа в ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии уплаченная государственная пошлина не возвращается, поскольку п. 1 ст. 333.40 НК РФ не содержит такого основания для возврата пошлины. В данном случае юридически значимые действия в отношении заявителя были совершены при рассмотрении заявления о выдаче лицензии, поэтому уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (Постановление КС РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Свои права заявители могут защитить за счет казны, если отказ в выдаче лицензии и утрата уплаченной государственной пошлины стали следствием неправомерных действий налогового органа, который предоставил в лицензирующий орган некорректную информацию о наличии у заявителя задолженности по налоговым платежам, которой в действительности не было. Для этого заявитель может подать иск о взыскании убытков в виде реального ущерба - утраченной пошлины, которые взыскиваются за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа, предоставившего недостоверные сведения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А56-22099/2013).

Применение указанной меры возможно, если доказаны противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных условий. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А26-3919/2010).

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). Суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. От имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, в данном случае - ФНС России (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, ред. от 23.06.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Новая редакция Ст. 90 ГПК РФ

Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 90 ГПК РФ

Суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (как гражданам, так и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения устанавливаются судом, разрешающим вопрос о рассрочке.

Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.

Отсрочка бывает двух видов:

На конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) - например, "на 30 дней со дня возбуждения производства по делу", "до 30 января с.г.";

До наступления определенного юридического факта, чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу.

Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения прилагаются заявителем к ходатайству.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Вопрос об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.

Другой комментарий к Ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Закон устанавливает возможность совершения двух видов действий:

1) отсрочки или

2) рассрочки уплаты государственной пошлины.

Отсрочка уплаты государственной пошлины означает возможность ее уплаты через определенное время.

Рассрочка уплаты государственной пошлины означает ее уплату не единовременно, а по частям.

Основания и порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.41 НК. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена как физическому лицу, так и организации.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок, не превышающий одного года. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Ходатайство может быть изложено как отдельно, так и в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе. До обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой ходатайство о рассрочке или отсрочке уплаты государственной пошлины судом не принимается.

К ходатайству должны быть приложены доказательства, подтверждающие невозможность уплаты государственной пошлины в установленных законом размерах.

2. Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие основания, когда может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины:

Если лицу (истцу, заявителю) причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; если этому лицу задержаны финансирование из бюджета или оплата выполненного им государственного заказа;

Если существует угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ