Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Ход учебного занятия:

Организация проверки домашнего задания.

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

    …туда, где… . 2) …сущ. , где… .

3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… .

5) …глаг. , куда… .

2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словомгде. Какие это придаточные?

    Теплоход остановился у того берега…

    Мы не знали…

    Город Астрахань стоит там…

3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

    Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.

    Все бросились к месту приземления самолёта.

    Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки .

    Беседа с классом.

    Какое предложение называется сложноподчинённым?

    На что указывают придаточные предложения места?

    На какие вопросы отвечают придаточные места?

    С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

    Проверка упр.138, 137, 136.

    Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;

    Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы . (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.)

    Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

    Отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    «Третье лишнее».

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

    Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.)

    В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

    3) Там, где днём были лужи, теперь тре щал под но гами ле док.

    Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора.

    Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места.

В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Задание: по лексическому значению определить, какое это слово и подчеркнуть.

1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией.

Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Президент –название руководителя, главы государства.

Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы.

Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

    Учащиеся определяют по лексическому значению слово и подчёркивают его:

    экология;

    президент;

    экологический;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Анализ предложений:

    Мы прибежали на вокзал, когдапоезд уже отправился.

    Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

    Как стемнеет, устроим привал.

    Работа с таблицами «Придаточные времени».

Таблица № 1

придаточного предложения

на которые

он отвечает

и союзные слова

когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению : любое.

    Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

    Работают с таблицами

и отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть

придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 140

    Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2) Пока… , .

3) Когда… , .

4) Как только, .

5) …того, как… .

6) В то… , как… , … .

    Анализ предложений (СПП с придаточными времени, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

    Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

    Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

    Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

    Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 145.

    Составьте схемы 1, 2 и 3 -го предложений из п. I .

    Находят СПП с придаточным времени:

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 1, 2, и 3-го предложений из п. I :

1) …там, откуда… .

2) …с той, откуда… .

3) , когда… , .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1 . Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3 . Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

    Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

    Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?

    Придаточные времени относятся ко всей главной части.

    Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

    Средство связи – союзы (простые и составные).

    Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

, (пока…).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где…), ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

, (пока…).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Подведение итогов урока

    Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146.

    Словарные слова записать в «Словарик современного школьника».

    Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

    Слушают, записывают домашнее задание.

    Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

Придаточные места обозначают место или пространство, где находится предмет или происходит что-либо, и отвечают на вопрос где?, куда?, откуда? . Обычно придаточные места стоят после главной части: «Иди, куда влечет тебя свободный ум …» (А. Пушкин.) В главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда - это наречия, которые в предложении являются обстоятельством места: «Я отправился туда, куда пошли все одноклассники». Придаточное предложение может находиться и перед главным. Такой прием используется для усиления смыслового значения придаточного. Чаще всего это наблюдается в пословицах, поговорках афоризмах: «Куда ни кинь, всюду клин». (Пословица) Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Чтобы определить вид придаточного, надо посмотреть, к чему оно относится и на какой вопрос отвечает. Сравните: Везде (где везде?), где необходимо, построили детские площадки . - Деревня (какая деревня?), где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин). В первом случае перед нами придаточное места, а во втором - придаточное определительное.

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как. Главные предложения могут иметь указательные слова тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточное присоединяется к главному союзным словом когда: «Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению».

Действия, о которых говорится в главном и придаточном предложениях, могут происходить одновременно или последовательно. При одновременности действий используются союзы когда, пока, покуда, как, в то время как . При последовательности действий употребляются простые союзы когда, едва, как только, лишь, чуть и др. Это стилистически нейтральные союзы. Союзы покуда и чуть имеют оттенок разговорности. Все составные союзы (в то время как, прежде чем, перед тем как и т.д. ) имеют оттенок книжности. Союзы покамест, как скоро, прежде, нежели устаревшие. Союз как может в одних случаях придавать речи архаический оттенок, в других - просторечный.

Домашнее задание

Вопросы

1. Как отличить придаточное места от придаточного времени?

2. Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

3. Чем прикрепляются придаточные времени к главному предложению?

4. От каких предложение нужно отличать придаточные места?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.) (2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) (3) Садитесь, где свободно. (Д. Розенталь). (4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник. (5) Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.) (6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.) (7) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.)

Упражнение 2. Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.

(1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин.) (2) В то время как другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке. (3) Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Горький). (4) Когда мы с ним встретились, ему было пять лет. (5) Мы зашли в класс тогда, когда прозвенел звонок. (6) Он жил в то время, когда не было телевидения.

Упражнение 3. Запишите номера предложений из упражнения 2, в которых придаточные прикреплены к главному при помощи союзных слов. Сделайте вывод о виде придаточных.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованныее ресурсы Интернет

1. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.:2012

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Цели:

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тест), раздаточный дидактический материал.

Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Работа за компьютером. (Выполнение заданий с диска, работают 2 ученика по очереди)

2. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

3. Диктант. Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

III. Подготовка к ГИА. Тестовые задания из части В. (3 слайда)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

  1. Изучение теоретического материала с помощью проекции на экран. (С учебного диска)
  2. Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Места Где, куда, откуда Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Времени Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Условия Если (если…то), когда, раз и др. Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.
Причины Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Цели Чтобы, для того чтобы и др. Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Сравнения Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Уступки Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Следствия Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Сколько придаточных обстоятельственных выделяется?

Какой вид придаточных не находит соответствия с обстоятельством в простом предложении? (Придаточные следствия)

3. Физминутка.

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VI. Выполнение тестовых заданий.

(Раздаточный материал)

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

    1. Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
    2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
    3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
    4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

2. В каком предложении придаточное стоит перед главным?

    1. Я не сразу сообразил, что произошло.
    2. Смогу ли я теперь помочь тебе – не знаю.
    3. Хозяйка спросила нас, действительно ли мы уезжаем завтра.
    4. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

3. В каком предложении придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены.)

    1. Когда она возвращалась домой то думала что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее чем жить здесь.
    2. Не дождавшись пока отопрут он перемахнул через плетень отодвинул запор ввел коня и сам ввалился в избу полную спящих людей.
    3. Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.
    4. Было еще рано так рано что солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: п. 12, упражнение 74 (раздаточный дидактический материал).

Придаточное предложение времени

Придаточное предложение, в котором указывается действие или проявление признака, соотносительные по времени с действием или-проявлением признака, о которых говорится в главном предложении. Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с как их пор? до каких пор? на скол ько времени? и относятся к сказуемому главного предложения или к обстоятельству времени, уточняя его. Когда хозяин вышел и унес с собой свет, опять наступили потемки (Чехов). Каждый pas, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим приятным сдержанным достоинством (Куприн).

Временные отношения могут осложняться условно-следственными, изъяснительными и др. Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля (Пушкин) (ср. ; ...если маляр негодный мне, пачкает Мадонну Рафаэля; ...что маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .


Временньіе придаточные содержат указание на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части предложения. Придаточные времени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?», «на сколько времени?» и относятся ко всей главной части: Как в ворота чугунные въедешь (когда?), тронет тело блаженная дрожь (А. Ахматова); По синим водам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий (когда?) несется, несется на всех парусах (М. Лермонтов); Кто-то положил на пяльцы письмо. и скрылся (когда?), прежде чем Марья Кириловна успела образу миться (А. Пушкин); По мере того как мы продвигались к озеру Ханка, течение становилось медленнее (когда?) (В. Арсеньев).
Придаточные времени могут выполнять функцию распространения главной части, когда в ней нет обстоятельства времени: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (В. Гаршин); Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил и весь наполнился птичьим радостным гомоном (А. Куприн), или уточнять обстоятельство времени, имеющееся в главной: Прежде, когда я был помоложе, мои родные и знакомые знали, что со мною делать... (А. Чехов); Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче (М. Горький).
Временные отношения в сложном предложении могут быть осложнены причинно-следственными и сопоставительно-противительными: Когда человек утомлен и хочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа (А. Чехов); Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу (Н. Гоголь). В этих предложениях соотношения во времени отодвинуты на второй план. Неосложненные временные отношения устанавливаются лишь в тех предложениях, придаточные которых содержат указание на те или иные определения времени (Когда прошло десять лет...; Когда наступило утро и т. д.).
Временные придаточные части могут занимать по отношению к главной части любое положение. Ограничения связаны лишь с теми случаями, когда они уточняют значение имеющегося в главной части обстоятельства времени и, естественно, помещаются после него: А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом (С. Есенин); Всюду, где только лес был прежде, лежали на земле белые холсты лунного света (В. Катаев).
Определенный порядок следования частей связан также с употреблением двойных союзов. В таких случаях главная часть, обязательно постпозитивная, имеет слова-скрепы: Едва Ростов успел передать письмо и рассказать все дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги (JI. Толстой); Когда писатель из повествователя превращается в мыслителя, тогда он художник истинный (Ю. Бондарев); Когда же он открыл глаза, то в них уже светились внимательные теплые искры (А. Куприн).
Обязателен порядок частей и в предложениях типа: Не прошло и десяти минут, как мы тронулись с места; Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел (И. Крылов), где временные отношения создаются общей семантикой лексически ограниченных и структурно связанных оборотов не прошло и... как; не успел... как, не проходило дня... чтобы, не успел... а. Такие предложения экспрессивно окрашены (тип предложения с так называемым взаимным подчинением).
Сложные предложения, выражающие временные отношения, по значению делятся на предложения с отношением одновременности и предложения с отношением разновременности. Эти отношения выражаются средствами связи (союзами и союзными словами) и видовременными значениями глаголов.
Отношение одновременности выражается в предложениях с придаточными, присоединяемыми союзами когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как и формами глаголов (обычно глаголы в главной и придаточной частях несовершенного вида одного времени).
Союз когда служит для выражения отношений одновременности без подчеркивания совпадения во времени действий главной и придаточной частей: Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь (К. Паустовский); Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала (А. Чехов); Дедушка был старик изворотливый и не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз (Ф. Гладков). Достаточно редко в том же значении используется союз как (архаический или просторечный): Как подошла сеноуборка, установилась сухая, жаркая погода (Ю. Нагибин). Союз когда может соотноситься с наречием тогда в главной части, подчеркивающим момент совпадения действия: Подобные мысли стали приходить мне в голову в конце жизни, тогда, когда я сводил счеты со своей юностью (В. Катаев); Тогда сироте праздник, когда белую рубаху дадут (Пословица).
Союзы пока, покуда, покамест подчеркивают совпадение сроков действия, показывают, что действие главной части целиком укладывается в промежуток времени действия придаточной: Иль не меня четыре года, покамест шла войны страда, трепала всякая погода, мотала всякая езда (А. Твардовский); И пока обезумевший зверь метался по клетке, хозяин зверинца любовался им, восхищался его силой (В. Бианки); Куй железо, пока горячо (Поговорка); Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов (В. Гаршин).
Союз в то время как (при глаголах совершенного вида) подчеркивает момент совпадения действия придаточной части с действием главной: В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка (С. Аксаков); В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение (А. Чехов).
Отношение разновременности выражается союзами когда, пока, покамест, покуда, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, как, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как, а также соотношением видовых форм глаголов-сказуемых и порядком расположения главной и придаточной частей предложения.
Сложные предложения с отношением разновременности имеют две основные разновидности: в одних предложениях действие главной части следует за действием придаточной, в других - действие главной предшествует действию придаточной.
Наиболее употребительными являются конструкции с обозначением того, что действие или состояние, о котором говорится в главной части предложения, следует за действием или состоянием, обозначенным в придаточной- Для выражения такой последовательности во времени служат союзы когда, после того как, с тех пор как, как только, только что, лишь только, только"лишь, только, чуть, как, едва, лишь. Сказуемые в таком случае выражаются глагольными формами совершенного вида и реже - несовершенного.
Поскольку союз когда употребляется и в предложениях с отношением одновременности, основным средством выражения последовательности действий или состояний служит глагольная форма совершенного вида в придаточной части.
Сложные предложения с союзом когда при наличии глаголов совершенного вида в главной и придаточной частях обозначают, что действие главной части следует за действием придаточной: Когда барабанщик вошел в избу, Петя сел подальше от него (JI. Толстой); Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад (JI. Толстой). Наличие в главной части предложения глагола несовершенного вида служит средством обозначения того, что совершение действия придаточной части совпадает с продолжением действия главной: Когда много знаешь, трудно сочинять (Д. Гранин); А когда, сквозь волны фимиама, хор гремит, ликуя и грозя, смотрят в душу строго и упрямо те же неизбежные глаза (А. Ахматова).
В сложных предложениях с союзами как, как только, лишь только, только лишь, только что, только, лишь, чуть, едва указывается на то, что действие или состояние главной части предложения следует за действием или состоянием (или его началом) придаточной особенно быстро: Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат (М. Лермонтов); И только что землю родную завидит во мраке ночном, опять его сердце трепещет и очи пылают огнем (М. Лермонтов); Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки, французы тут как тут (М. Лермонтов); Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Н. Гоголь); Едва солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, волнистые облака тумана рассеялись (Л. Толстой).
Союз после того как указывает, что действие главной части предложения начинается только после окончания действия придаточной: После того как были изготовлены прописанные мне очки, наступило время отъезда из Москвы (М. Исаковский); Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того как «пойдут овраги» (К. Паустовский).
Союз с тех пор как подчеркивает начальный момент действия главной части: С тех пор как она отказала Андрею, старик был с Ионной официально сух, а Марианна едва отвечала ей (В. Панова). Сложные союзы после того как, с тех пор как и другие могут расчленяться, в придаточной части в таком случае остается лишь союз как: С тех пор, как ямщик мой ехал сзади, он сделался как будто веселее и разговорчивее (JI. Толстой).
Другую группу предложений с отношением разновременности составляют предложения, в которых действие или состояние главной части предшествует действию или состоянию придаточной. В таких предложениях придаточная присоединяется посредством союзов прежде чем, раньше чем, перед тем как, пока, покамест, покуда.
Предложения с союзами прежде чем, раньше чем могут осложняться сопоставительно-противительными отношениями: И, еще раньше чем Сережка мог рассмотреть, что это такое, он понял по наполнившему степь стрекоту, что это движется отряд мотоциклистов (А. Фадеев). Такого осложнения может и не быть: Прежде чем учить мальчика, я должен узнать его душу (А. Чехов); Нужно было попробовать много дорог, прежде чем остановиться на какой-нибудь из них (Н. Добролюбов).
Неосложненное указание на то, что действие или состояние главной части предложения предшествует действию или состоянию придаточной, содержится в предложениях с союзом перед тем как: В хате еще висит на гвозде, направо от дверей, шахтерская куртка отца, как он сам ее повесил, придя с работы, перед тем, как идти в военкомат... (А. Фадеев); Перед тем как снова двинуться в путь, Алексей Мересьев вырезал из можжевельника палку (Б. Полевой). Союз перед тем как может расчленяться; Он выдкочил из дома в самый последний момент перед тем, как обрушилась крыша (В. Ильенков).
То же значение может быть передано союзами пока, покамест, покуда, но с указанием предела, до которого продолжается действие главной части: Но в иные дни приходилось подолгу всматриваться и шарить, покуда не сыщется семейка боровичков в тесных чепчиках- (В. Набоков); Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М. Горький).
Обозначение предела может подчеркиваться наличием в главной части сочетания до тех пор: Почему-то я молчаливому указанию собаки не придавал значения и занимался своими думами до тех пор, пока сзади меня не послышался новый шорох (М. Пришвин).
Среди сложных предложений с придаточными времени данного типа есть предложения, придаточные которых приобретают большую самостоятельность, что приближает эти предложения к сложносочиненным. Такие переходные случаи между сочинением и подчинением возникают при употреблении союза как (в сочетании с вдруг): Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг мои глаза остановились на неподвижном человеческом образе (И. Тургенев); Разогнался Андрий и чуть было уже не настигнул Го- локопытенко, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня (Н. Гоголь).
Необходимо отличать придаточные времени от других придаточных, присоединенных союзным словом когда: Случаются такие благостные минуты (какие?), когда человеку хочется помолчать (В. Поволяев) - придаточная определительная; Еще до суда в камерах обсуждалось (что?), когда поведут по этапу (Л. Толстой) - придаточная изъяснительная; Когда бы я злой человек был, так разве я (при каком условии?) выпустил бы добычу из рук (Д. Мамин-Сиби- ряк) - придаточная условия; Когда Каретников проснулся, то никак (когда?) не мог оторвать голову от чего-то твердого (В. Поволяев) - придаточная времени.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ